Каттелан, маурицио

НАШИ ЛЮДИ

JWoww
Живопись

американская художница

JR (художник)
Живопись

это флайпостинг  больших черно-белых изображений в публичных местах, в манере освоения антропогенной среды граффити-художниками

Alva Noto
Живопись

сценическое имя звукового художника Карстена Николая , работающего в стилях экспериментальной электронной музыки , одного из основателей лейбла raster-noton

Яшке, Владимир Евгеньевич
Живопись

российский художник и поэт

Яшвиль, Наталья Григорьевна
Живопись

русская художница и общественная деятельница

Яхилевич, Михаил Фритиофович
Живопись

российский и израильский художник, дизайнер, художник сцены

Ясуи, Сотаро
Живопись

японский художник

Ясновский, Фёдор Иванович
Живопись

русский художник-пейзажист, мастер акварели

Каттелан и банан

Уроженец Падуи, художник Маурицио Каттелан — enfant terrible современного искусства «специализирующийся на демонстрации той бесконечной череды маленьких кризисов, из которых и составлена человеческая жизнь», автор многочисленных и всегда ироничных «маленьких эстетических революций и социальных бунтов». Очередным из них стал банан, просто банан, приклеенный серым широким скотчем к белому гипсокартону стенда галереи Perrotin на ярмарке Art Basel Miami Beach-2019 и проданный за $120 тыс. Банан сразу начал создавать вокруг себя новые ситуации. Так, к концу ярмарки против него был совершен акт артистического иконоклазма — художник Дэвид Датуна подошел к стенду, решительно отклеил скотч, взял тропический плод, съел его и не подавился. При этом художник заявил, что Каттелана он очень уважает.

Маурицио Каттелан. La Nona Ora (Девятый час). 1999. Инсталляция в Парижском монетном дворе. Фото: Zeno Zotti

Пранки

Нередко объектом насмешливых пародий художника становился и сам мир искусства, а также его работники. Так, в 1990 году Каттелан приобрел 500 экземпляров итальянского журнала об искусстве Flash Art, заменив обложку каждого на обложку собственного дизайна. На ней была представлена его собственная инсталляция, собранная из предыдущих выпусков Flash Art, наподобие карточного домика.

В начале своей карьеры Каттелан ловко высмеивал других художников. В 1997 году для своей выставки он тайно заказал копии всех картин бельгийского художника Карстена Хеллера, выставленных в соседней галерее. Таким образом он хотел поставить под вопрос понятие индивидуальности. В 1998 году Каттелан устроил шествие вокруг галереи SITE Santa Fe с участием волонтера в карикатурном костюме Джорджии О’Кифф, выполненном из папье-маше. В том же году он проделал похожий трюк с образом Пабло Пикассо, который приветствовал посетителей Музея современного искусства в Нью-Йорке.

Не меньше доставалось и тем, кому довелось сотрудничать с Каттеланом. В 1995 году в преддверии открытия собственной выставки Каттелан убедил галериста и печально известного ловеласа Эммануэля Лапина носить гигантский розовый костюм кролика в форме фаллоса. Потом, в 1999 году, Каттелан решил сделать миланского арт-дилера Массимо де Карло частью экспозиции, приклеив его изолентой к стене галереи (ничего не напоминает?), после чего несчастный потерял сознание и угодил в больницу.

Справедливости ради стоит отметить, что самоирония тоже никогда не была чужда этому художнику. С конца 1990-х он начал создавать гиперреалистичные скульптуры, которые стали комичным и гипертрофированным отражением его собственного образа.

Каттелан и сакральное

Насмехаться на разумным, добрым и вечным Маурицио Каттелан умеет лучше кого бы то ни было. Особенно если дело касается религии. Свою самую известную работу на эту тему — La Nona Ora («Девятый час») — художник создал в 1999 году. Она представляет собой гиперреалистическую восковую фигуру Папы Римского Иоанна Павла II в натуральную величину, придавленную метеоритом. Скульптура располагается на красной ковровой дорожке, усыпанной битым стеклом. Название работы отсылает к евангельскому описанию смерти Христа на кресте, произошедшей «около девятого часа». Однако в мире победившего абсурда, адептом которого является Каттелан, служитель церкви умирает как герой второсортного голливудского боевика с фантастическими элементами. Сегодня работа принадлежит миллиардеру и владельцу аукционного дома Christie’s Франсуа Пино.

Маурицио Каттелан. Он. 2001. Смешанная техника. Фото: Christie’s Images

Журнал

Однако даже на протяжении пятилетнего творческого перерыва художник не сидел сложа руки. Сразу после заявления об уходе он представил новый проект – экспериментальный журнал с красноречивым названием Toilet Paper, который он запустил на пару с фотографом Пьерпаоло Феррари. Он представлял собой коллекционное издание с четкой ставкой на визуальную часть, которая была представлена яркими постерами в сюрреалистическом духе. К сожалению, до наших дней печатная версия журнала дожила и перешла в инстаграм-формат, зато на официальном сайте до сих пор можно приобрести мерч с вырезками издания. Отрубленные пальцы, бургер с лягушкой, надгробный камень с надписью The End – это и многое другое можно напечатать на футболках или свитшотах. Как рассказывает сам Каттелан, в начале работы он хотел создать не просто журнал, а полноценный бренд. И, сам того не подозревая, стал у истоков современного мерч-тренда.

Каттелан и критика капитализма

Скульптура под названием L.O.V.E. расположилась в Милане напротив здания Итальянской фондовой биржи, которое считается ярким примером тоталитарной архитектуры. Появление на площади Аффари мраморной руки с поднятым четырехметровым средним пальцем вызвало много споров — не все поняли, против чего направлен этот жест. Одни считают, что Каттелан показывает палец финансистам, которые довели мир до экономического кризиса в 2008 году. Другие утверждают, что статуя обращена к позорному фашистскому прошлому Италии. Название работы расшифровывается как «Свобода, Ненависть, Месть, Вечность» (Libertà, Odio, Vendetta, Eternità). Тем не менее средний палец Каттелана, фаллический символ, установленный перед зданием с мощным ритуальным смыслом, — не волевой акт, а знак несогласованности, инвалидности общества. При этом другие пальцы мраморной руки не загнуты, а спилены.

Каттелан и золотой унитаз

Последний (до появления банана) нашумевший проект Маурицио Каттелана назывался «Америка» и представлял собой изготовленный из золота 750-й пробы унитаз, который был установлен в туалете на четвертом этаже Музея Соломона Р. Гуггенхайма. Золотым унитазом можно было пользоваться по прямому назначению, но каждому посетителю отводилось не более пяти минут, а желающих было много, так что в туалет всегда стояла очередь. Рядом бдел охранник, следящий за временем. Каждые двадцать минут специальный уборщик чистил унитаз средствами, которые не вредят золоту. В сентябре 2019 года унитаз выставлялся в Бленхеймском дворце в Великобритании, откуда был украден неизвестными. Через месяц полиция задержала по подозрение в краже женщину и двух мужчин средних лет, однако как им удалось демонтировать и вынести из здания изделие весом в 100 кг — не уточняется.

Courtesy Arte Generali

Сам унитаз, оценивающийся в $2,6 млн, до сих пор не найден, однако он уже поспособствовал новому витку карьеры Каттелана. В ноябре 2019 года художник, которому сейчас 59 лет, стал лицом рекламы компании Arte Generali, занимающейся страхованием предметов искусства. На рекламном плакате, созданном итальянским фотографом Оливьеро Тоскани, изображен голый улыбающийся Каттелан, прикрытый лишь стратегически размещенным золотым унитазом, который он держит под мышкой.

Мистификации

Еще в начале своего творческого пути художник постоянно испытывал опасения, что его работы не получат должного признания. Этот постоянный страх неудачи нашел отражение в проектах, которые стали своего рода попыткой избежать процесса создания чего-либо. Сомнения по поводу успеха первой персональной выставки в 1989 году вынудили художника просто закрыть галерею, повесив на дверь табличку «Скоро вернусь». В последующие годы он представлял не менее изощренные планы «побега». В 1992 году накануне выставки в Кастелло ди Ривара он оставил после себя следы бегства – связанные между собой простыни, свисающие из окна четвертого этажа замка. А год спустя проделал новый фокус на Венецианской биеннале, сдав свой павильон в аренду рекламному агентству, которое установило там щит с рекламой духов Schiaparelli. Сопровождающая надпись красноречиво гласила: Working Is a Bad Job. В 1996 году Каттелан зашел еще дальше, украв произведения другого художника из соседней галереи, чтобы выдать их за свои.

А в 1999 году он и вовсе решил организовать свою собственную 6-ю Карибскую биеннале, куда пригласил нескольких кураторов и художников, включая Олафура Элиассона, Криса Офили и Габриеля Ороско. На деле никакой выставки не было – вместо этого гости биеннале просто отдыхали. По итогам мероприятия вышел полноценный глянцевый каталог со снимками, где участники делились своими впечатлениями от отпуска.

Семья

Сын водителя грузовика и горничной из итальянского города Падуя родился в 1960 году. Бунтарский характер Маурицио дал знать о себе еще в детстве: школу он категорически не любил, учился из рук вон плохо и вечно ввязывался в разные неприятности. Его сестра Джада вспоминает, что ей все время было стыдно за брата. А когда он стал старше, она и вовсе старалась о нем не упоминать: он хотел стать художником, что по факту было синонимом слова «бездельник». В автобиографии Каттелан рассказывает о своих первых художественных проделках, когда еще подростком служил министрантом в местной церкви. Он постоянно подрисовывал статуям святых усы, за что был благополучно исключен из прихода.

Мода

Мир моды и искусства всегда находились в самых тесных отношениях, что наглядно доказал на своем примере Каттелан. В 2013 году францзская марка Kanzo представила рекламную кампанию осенне-зимней коллекции c участием актрисы Ринко Кикути и модели Шона О’Прая. Концепцию придумал Маурицио Каттелан вместе со своим товарищем и соиздателем Toilet Paper Пьерпаоло Феррари. Результатом их работы стали сюрреалистичные снимки: обклеенные глазами модели, раскрашенная под тигра собака и торчащая из сумки рука.

Маурицио Каттелан в рекламной кампании Santoni

В 2017 году художник и сам выступил в роли модели – для рекламной кампании обувной марки Santoni. Источником вдохновения послужили кинопостеры 1960–1970-х годов к «Выпускнику» с Дастином Хоффманом и к «Мужчине, который любил женщин» Франсуа Трюффо.

А однажды с легкой подачи Каттелана объектом искусства стала супермодель Стефани Сеймур. Ее реалистичная скульптура, точнее одна из четырех ее версий, ушла с молотка в 2010 году на аукционе Phillips de Pury (сегодняшнее название – Phillips). В свое время бывший муж супермодели Питер Брант, бизнесмен, страстный коллекционер искусства и большой любитель охоты, получил предложение от Каттелана сделать реалистичный бюст его жены, который можно было бы повесить на стену, как охотничий трофей. Стоит ли говорить, что художник сразу же получил согласие.

Кстати, один из горячих поклонников художника – глава модной империи Kering Франсуа Пино. В 2009 году французский бизнесмен заказал художнику работу «под ключ», а в результате получил надгробие с краткой эпитафией Pourquoi moi? («Почему я?»). Пино принял его безоговорочно. Ведь, по его собственному убеждению, Каттелан – «один из лучших художников нашего времени».

Образование

Маурицио Каттелан не получил формального художественного образования, поэтому предпочитает называть себя не «художником», а «работником искусства». Этот факт еще больше подчеркивает его абсурдистский подход к искусству: пренебрегая сложившейся иерархией в арт-мире, он выбрал для себя роль придворного шута. А ему, как известно, дозволено намного больше, чем остальным. До того как войти в арт-мир, художник в разное время работал поваром, садовником, охранником и даже донором спермы. А свой творческий путь начал с изготовления предметов мебели для собственной квартиры, которые называл «функциональными объектами с творческим подтекстом».

Работы

  • 2008 Daddy Daddy
  • 2007 Untitled
  • 2007 All, группа из 9 мраморных статуй
  • 2007 Untitled, чучела собак
  • 2007 Untitled
  • 2007 Untitled, чучело лошади
  • 2007 Untitled
  • 2007 Ave Maria
  • 2004 Un asino tra i dottori, чучело осла
  • 2004 Now
  • 2004 Untitled
  • 2003 Untitled
  • 2003 Stephanie
  • 2003 Charlie
  • 2002 Frank & Jamie
  • 2002 Untitled
  • 2001 Untitled
  • 2001 Felix, работа находится в коллекции Музея современного искусства в Чикаго
  • 2001 Untitled
  • 2001 Hollywood
  • 2001 Him
  • 2000 Untitled
  • 2000 Untitled, скелет и белые цветы
  • 2000 Untitled, черно-белая фотография
  • 2000 Untitled, машина «Ауди», дерево
  • 2000 Not afraid of love
  • 2000 Untitled
  • 2000 La Rivoluzione siamo noi (We are the revolution), работа находится в коллекции Музея Гуггенхайма
  • 1999 Untitled, гранит, сталь, 2700 писем
  • 1999 Mother
  • 1999 La Nona ora
  • 1999 Betsy
  • 1999 Mini-me
  • 1999 Untitled
  • 1999 A Perfect Day
  • 1999 Untitled (Jean-Pierre)
  • 1998 Untitled (Picasso)
  • 1998 If a Tree Falls in the Forest and There Is No One Around It, Does It Make A Sound?
  • 1998 Turisti, 11 чучел голубей
  • 1998 Senza titolo (Untitled), (оливковое дерево и земля), Castello di Rivoli Museo d’Arte Contemporanea
  • 1998 Il super-noi
  • 1998 Untitled, чучело собаки
  • 1998 Untitled (Cow)
  • 1998 Untitled, живопись (акрил, холст)
  • 1997 Reflection in one’s eyes
  • 1997 The Wheel
  • 1997 Untitled, чучело страуса, работа находится в коллекции Франсуа Пино
  • 1997 Myself, Oneself
  • 1997 13.3.81 my last kiss
  • 1997 Spermini
  • 1997 Less than ten items
  • 1997 Untitled
  • 1997 Out of the blue
  • 1997 Charlie don’t surf
  • 1997 Untitled, три чучела мышей, раскладной стул и зонтик
  • 1997 Dynamo Secession
  • 1997 Love Lasts Forever, скелеты осла, собаки, кошки и петуха
  • 1997 Untitled (BAR)
  • 1996 Untitled
  • 1996 Bidibidobidiboo
  • 1996 Andreas e Mattia
  • 1996 Another Fucking Readymade
  • 1996 Novecento
  • 1996 The Ballad of Trotsky
  • 1996 -74.400.000
  • 1996 Untitled
  • 1995 Untitled, черно-белая фотография
  • 1995 Love Saves Life
  • 1995—1999 Errotin, le vrai lapin (c)
  • 1995 Comic Strip (in collaboration with Manfrin)
  • 1994 Warning! Enter at your own risk. Do not touch, do not feed, no smoking, no photographs, no dogs, thank you
  • 1994 The beautiful country
  • 1994 Lullaby
  • 1993 Tarzan & Jane (f)
  • 1993 Untitled
  • 1993 Catttelan
  • 1993 Working is a bad job
  • 1992 Oblomov Foundation
  • 1992 Untitled
  • 1991 Edizioni dell’obbligo
  • 1991 Southern Supplies FC
  • 1991 Stadium
  • 1991 A Sunday in Rivara
  • 1990 Strategies
  • 1989 Grammatica quotidiana
  • 1989 Angolo dei ricordi (Milano)
  • 1988 King for a Night
  • 1987 Gratis

Персональные выставки

  • 2004 Galleria Civica di Arte Contemporanea Trento, Trento, Italy
  • 2004 Fondazione Nicola Trussardi, Milan, Italy
  • 2003 The Museum of Contemporary Art (MOCA), Los Angeles, California;
  • 2003 Deste Foundation for Contemporary Art, Athens, Greece
  • 2003 Museum Ludwig, Cologne, Germany
  • 2002 «Maurizio Cattelan» Marian Goodman Gallery, New York
  • 2002 «Charley», P.S. 1 Contemporary Art Center, Long Island City, New York
  • 2002 «Hollywood», Special Project for the 49th Venice Biennale, Venice, Italy with the patronage of the City of Palermo, Sicily and the support of AMIA
  • 2003-01 «Felix», Museum of Contemporary Art, Chicago, Illinois
  • 2001 Museum Boijmans Van Beuningen, Rotterdam, Holland
  • 2001 «Maurizio Cattelan», Fargfabriken, Stockholm, Sweden
  • 2000 CCA Kitakyushu, Kitakyushu, Japan
  • 2000 Migros Museum fr Gegenwartskunst, Zurich, Switzerland
  • 2000 Artpace, San Antonio, Texas
  • 2000 «Forum», Centre Georges Pompidou, Paris, France
  • 2000 «Maurizio Cattelan», Marian Goodman Gallery, New York, New York
  • 1999 Kunsthalle Basel, Basel, Switzerland
  • 1998 Institute of Visual Arts (INOVA), Milwaukee, Wisconsin
  • 1998 «Project #65,» The Museum of Modern Art, New York, New York
  • 1997 Castello di Rivoli, Turin, Italy
  • 1997 Le Consortium, Dijon, France
  • 1997 Wiener Secession, Vienna, Austria
  • 1997 Espace Jules Verne, Centre d’Art de Bretigny-sur-Orge, France
  • 1992 «Edizioni dell’Obbligo», Juliet, Trieste, Italy
  • 1990 «Strategie», Galleria Neon, Bologna, Italy; Studio Oggetto, Milan, Italy; Leonardi V-Idea, Genoa, Italy

Уход

В 2012 году в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке прошла ретроспектива художника, объединившая 128 проектов. Вдобавок Каттелан заявил о своем намерении завершить карьеру, чтобы избежать самоповторов. В поддержку выставки вышла промокампания: на снимке художник, запечатленный на фоне своих работ, держал в руках надгробный камень с пророческой надписью The End.

Leon Neal

Однако хватило его ненадолго, и в 2016 году Каттелан вернулся в строй. Как объяснил сам художник, «бездействие оказалось для него еще большей пыткой, чем труд». Его первым произведением после перерыва стал унитаз из 18-каратного золота, впервые выставленный в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке

в 2016 году. Согласно задумке художника унитаз подключили к канализации, чтобы каждый посетитель имел возможность воспользоваться им по назначению. По данным администрации музея Гуггенхайма, около 100 тысяч человек сделали это после начала экспонирования. В данный момент работа находится в розыске – злоумышленники похитили унитаз прямо во время выставки, которая проходила этой осенью в Бленхеймском дворце.

Каттелан и любовь к животным

Каттелана ненавидят экоактивисты всех стран. Ведь в своем творчестве художник использует чучела животных — чаще всего лошадей, которых он подвешивает или демонстрирует как трофеи, показывая не головы, а части туш. Также в искусстве художника фигурируют ослики (часто до невозможности навьюченные) и голуби. На двух Венецианских биеннале, в 1997 и в 2011 году, Каттелан заполонил стропила и воздуховодные трубы Центрального павильона этими главными венецианскими птицами, загаживающими все вокруг, назвав первую инсталляцию «Туристы», а вторую — «Другие». Обнаружить их присутствие в экспозиции можно было по поддельным экскрементам на полу. По словам Франческо Бонами, Каттелан «использует стратегию Уолта Диснея, то есть наделяет животных эмоциями и недостатками людей, но в чуть более мрачной, депрессивной тональности». Эта оценка как нельзя лучше подходит к самой популярной работе художника — «Бидибидобидибу» (1996), изображающей покончившую с собой в белку в интерьере обезличенной бедной кухни.

Маурицио Каттелан. Америка. 2016. Золото 750-й пробы. Вид инсталляции в Музее Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк. Фото: Kris McKay / Solomon R. Guggenheim Foundation

Каттелан и мировое зло

Скульптура «Он» вызвала даже не полемику, а полноценный скандал. Это портретное скульптурное изображение коленопреклоненного Гитлера, которое художник установил не где-нибудь, а в бывшем варшавском гетто, на месте гибели тысяч евреев. Сам Каттелан так описывал эту работу: «Гитлер — это чистый ужас; это образ страшной боли. Больно даже произносить это имя. И в то же время это имя захватило мою память, оно живет в моей голове, даже если оно и табуировано… Гитлер повсюду, как бродячий призрак истории, и все же он неприличен, непроизносим, завернут в одеяло молчания». Однако не все оценили жест художника. Представители Центра Симона Визенталя, одной из крупнейших в мире еврейских правозащитных организаций, сочли его «жестокой провокацией, которая оскорбляет память евреев, ставших жертвами нацистов». А вот рынку все равно — состоявшийся 8 мая 2016 года в Нью-Йорке аукцион Christie’s принес Каттелану новый рекорд. Скульптура «Он» была продана за $17,2 млн при эстимейте $10–15 млн. Предыдущий аукционный рекорд художника составлял $7,9 млн.

Маурицио Каттелан. L.O.V.E. 2010. Белый каррарский мрамор, римский травертин. Временная скульптура, Милан. Фото: Paolo Ferrarini

Политика

И хотя Маурицо Каттелан никогда не стремился открыто выражать свою позицию в отношении политики или религии, эти темы нередко находят довольно острое отражение в его творчестве. Одной из его ранних работ стал проект футбольной команды Southern Supplies Football Club (или A. C. Forniture Sud), которая целиком состояла из североафриканских эмигрантов. А сам Каттелан выполнял функцию президента и тренера. Кроме того, он отвечал за дизайн мерч-продукции: клуб Каттелана выпускал фанатские «розы», вымпелы и футболки. Он также зарегистрировал команду, чтобы принимать участие в официальных матчах. Частью официальной формы команды была футболка с надписью Rauss, она отсылала к одному из антисемитских лозунгов гитлеровской Германии.

Chesnot

И здесь, конечно, нельзя не вспомнить скандальную работу 2001 года под название Him, которая представляет собой скульптуру молящегося на коленях мальчика с реалистичной головой Адольфа Гитлера. Она ставила перед зрителем неоднозначный вопрос: если бы фюрер покаялся, смог бы Всевышний его простить? В 2016 года один из его четырех экземпляров ушел с молотка на торгах Christie’s за рекордную сумму $17 миллионов.

Не менее знаковой стала работа La Nona Ora 1999 года — восковая фигура папы Иоанна Павла II, придавленного метеоритом. Один из трех экземпляров скульптуры, выставленных в варшавской галерее Zacheta в 2000 году, разбили два члена польского парламента правого толка. А в 2001 году художник создал 11-метровое скульптурное изображение руки из белого мрамора, получившее название L.O.V.E. Ее средний палец вытянут, а остальные отрублены. Особенно примечательно место, где она стоит и по сей день, – это миланская площадь Аффари перед зданием фондовой биржи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector