Элиассон, олафур

Твоя радужная панорама


Олафур Элиассон. Твоя радужная панорама, 2006—2011
Фотодокументация проекта в ARoS — Художественном музее Орхуса, Дания

Одна из самых проникновенных работ Элиассона. На крыше музея искусств в городе Орхус лежит разложенная на множество спектров, закольцованная радуга. Смотришь со стороны — то ли летательный аппарат, то ли роскошный ресторан с дорогой городской панорамой в качестве оплаченного приложения. Но это не то и не другое. Что же? Элиассон затрудняется дать однозначный ответ, и сотрудники музея с ним солидарны. Это, конечно, выставочный зал в форме закольцованного тоннеля. Но никаких видео, инсталляций и прочих авторских работ художника там нет. Это и чилл-аут, по которому можно неспешно передвигаться, или лежать на нём, наблюдая за тихой и размеренной жизнью Орхуса во множестве плексигласовых переливов. Это и отдельное, автономное архитектурное сооружение, которое, кстати, попало на страницы самых престижных изданий по дизайну и строительству. Есть мнение, что «Панорама» Элиассона является образным мостиком между внешним и внутренним, между искусством и архитектурой, связующим музей и ландшафт. Глобалисты, привлечённые тональной полихромией, заявили, что Элиассон нашёл прекрасную метафору многонациональной Европы, в которой представлены нынче все цвета наций. Много разных умных мнений. И пожалуй, здесь зрительское соавторство, пресловутый «YES», уже представляется излишним. Хочется просто ходить и тихо наблюдать банальную красоту — черепичные крыши и пухлые датские облака в густых плексигласовых красках заходящего солнца.

Публичные коллекции

  • MoMA, Нью-Йорк
  • Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк
  • Тейт Бритен, Лондон
  • Институт искусств, Чикаго
  • ZKM, Карлсруэ
  • MOCA, Лос-Анджелес
  • Центр искусств Уокера, Миннеаполис
  • Музей Хиршхорна, Вашингтон
  • SFMOMA, Сан-Франциско
  • Новая галерея, Грац
  • Центр светового искусства, Унна
  • Луизиана, Копенгаген
  • Киасма, Хельсинки
  • Музей искусства XXI века, Канадзава
  • Augarten Contemporary/TBA21, Вена
  • QAG, Брисбен
  • Гос. музей искусств, Копенгаген
  • Замок Риволи, Риволи
  • Музей совр. искусства, Стокгольм
  • Худ. музей, Базель
  • Художественный музей, Мальмё
  • Музей совр. искусства, Базель
  • GfZK, Лейпциг
  • Аркен, Копенгаген
  • Музей совр. искусства, Роскилле
  • Художественный музей, Вольфсбург
  • Художественная галерея, Билефельд
  • Гравюрный кабинет, Берлин
  • Галерея в доме Ленбаха, Мюнхен
  • Художественная галерея, Цуг
  • ARoS, Орхус
  • Инхотим, Брумадинью
  • Нац. музей фотографии, Копенгаген
  • Фотомузей, Винтертур
  • Художественный музей, Рейкьявик
  • Safn, Рейкьявик
  • Балтиморский худ. музей, Балтимор
  • MIT LVAC, Кембридж
  • Худ. музей Кемпера, Сент-Луис
  • Миддлберийский музей, Миддлбери
  • Музей Нэшера, Дарем
  • CIFO, Майами
  • Пинчук-арт-центр, Киев
  • Галерея Таунера, Истборн
  • Фонд Ванас, Книслинге
  • Фонд НМАК, Кадис
  • Фонд «Телефоники», Мадрид
  • Фонд Эллипс, Лиссабон
  • Собрание «Cal Cego», Барселона
  • Частное собрание К. Бороса, Берлин
  • Частное собрание М. Маргулиса, Майами
  • Частное собрание Ю. Стошек, Дюссельдорф
  • Частное собрание четы Хауброк, Берлин

Паблик-арт

Yellow fog

  • 2008 Yellow fog, временная инсталляция в Verbund Zentrale, Am Hof, Вена
  • 2006 Eye see you, по заказу Louis Vuitton Malletier; временная инсталляция для бутиков Louis Vuitton
  • 2006 Music wall, временная инсталляция в Alsion в Сённерборг, Дания, по заказу Университета южной Дании, Оденс
  • 2006 Your rainbow panorama, временная инсталляция, по заказу ARoS Aarhus Kunstmuseum
  • 2004 Umschreibung, временная инсталляция по заказу KPMG Deutsche Treuhand — Gesellschaft, Берлин
  • 2004 Dufttunnel, временная инсталляция по заказу Autostadt GmbH, Вольфсбург
  • 2004 The other wall, временная инсталляция по заказу KORO-Public Art Norway для New Oslo Opera, Норвегия
  • 2003 Sphere, временная инсталляция по заказу HypoVereinsbank для Fünf Höfe development, Мюнхен
  • 2001 Green river, Токио
  • 2001 Windspiegelwand, временная инсталляция по заказу Die Deutsche Gesellschaft für Technische Zusammenarbeit, Берлин
  • 2000 Green river, Стокгольм
  • 2000 The movement meter for Lernacken, временная инсталляция по заказу City of Malmö
  • 1999 Green river, Лос-Анджелес
  • 1998 Yellow fog, временная инсталляция, The Jewish Museum, Нью-Йорк
  • 1998 Green river, Бремен, Германия; Мосс, Норвегия; The Northern Fjallabak Route, Исландия

Берлинское молевое бревно


Олафур Элиассон. Берлинское молевое бревно, 2009—2010
Фотодокументация проекта в рамках Innen Stadt Auben, Martin-Gropius-Bau в Берлине, 2010

Этот проект — часть крупномасштабной выставки художника, прошедшей в столице Германии в 2010 году. При поддержке мэрии, а также музея Мартин-Гропиус Бау Элиассон создал ряд инсталляций site-specific, разместив их в нескольких районах Берлина, в том числе и «Молевое бревно». Молевое — значит сплавляемое по реке. Собственно, так и происходило. Только вместо реки — асфальтовая гладь идеально прямых берлинских улиц.

Олафур Элиассон. Берлинское молевое бревно, 2009—2010
Фотодокументация проекта в рамках Innen Stadt Auben, Martin-Gropius-Bau в Берлине, 2010

Олафур Элиассон. Берлинское молевое бревно, 2009—2010
Фотодокументация проекта в рамках Innen Stadt Auben, Martin-Gropius-Bau в Берлине, 2010

Олафур Элиассон. Берлинское молевое бревно, 2009—2010
Фотодокументация проекта в рамках Innen Stadt Auben, Martin-Gropius-Bau в Берлине, 2010

Олафур Элиассон. Берлинское молевое бревно, 2009—2010
Фотодокументация проекта в рамках Innen Stadt Auben, Martin-Gropius-Bau в Берлине, 2010

Олафур Элиассон. Берлинское молевое бревно, 2009—2010
Фотодокументация проекта в рамках Innen Stadt Auben, Martin-Gropius-Bau в Берлине, 2010

Олафур Элиассон. Берлинское молевое бревно, 2009—2010
Фотодокументация проекта в рамках Innen Stadt Auben, Martin-Gropius-Bau в Берлине, 2010

Бревно (привезённое, кстати, из Исландии) художник катил по всевозможным «штрассен унд гассен», фотографируя его на траве и брусчатке, у перекрестка и под аркой, посреди автобана и возле стены. Он превратил его таким образом в органическую часть городского ландшафта и вновь заставил критиков рассуждать на тему иллюзорной границы между искусством и жизнью.

Персональные выставки

  • 2009 Проект Sammlung (6): Олафур Элиассон: The moving museum, Кунстхаус Цуг, Швейцария
  • 2009 Take your time: Олафур Элиассон, Музей современного искусства, Чикаго; Музей современного искусства, Сидней
  • 2008 50 лун Сатурна, Second edition of the Torino Triennale, Castello di Rivoli Museo D’Arte Contemporanea, Риволи, Турин
  • 2008 Природа вещей, Fundació Joan Miró, Барселона; Centre Cultural Caixa
  • 2008 Girona — Fontana d’Or, Жирона
  • 2008 Spatial vibration: string — based instrument, study II, Tanya Bonakdar Gallery, Нью-Йорк
  • 2008 Summer solstice, Jarla Partilager, Стокгольм
  • 2008 The inside of outside, neugerriemschneider, Берлин
  • 2008 Your mobile expectations: BMW H2R project, Pinakothek der Moderne, Мюнхен
  • 2007 Winter solstice, Jarla Partilager, Стокгольм
  • 2007 Your tempo: Olafur Eliasson, Музей современного искусства Сан-Франциско
  • 2006 A laboratory of mediating space, Aedes am Pfefferberg, Берлин
  • 2006 Light lab (test I—XII), Portikus, Франкфурт
  • 2006 Omgivelser, Andersen-S Contemporary, Копенгаген
  • 2006 The endless study, Österreichische Friedrich und Lillian Kiesler — Privatstiftung, Вена
  • 2006 Your constants are changing, Gallery Koyanagi, Токио
  • 2006 Your uncertainty of colour matching experiment, in collaboration with Boris Oicherman, Ikon Gallery, Бирмингем
  • 2006 Your waste of time, neugerriemschneider, Берлин
  • 2005 Meant to be lived in (Today I’m feeling prismatic), Emi Fontana West of Rome, Jamie Residence, Пасадена
  • 2005 Notion motion, Museum Boijmans Van Beuningen, Роттердам
  • 2005 The Body as Brain, Projekt Sammlung (3), Kunsthaus Zug
  • 2005 The light setup, Lunds Konsthall, Швеция; Malmö Konsthall
  • 2005 Your light shadow, Hara Museum of Contemporary Art, Токио
  • 2004 Colour memory and other informal shadows, Astrup Fearnley Museet for Moderne Kunst, Осло
  • 2004 Frost activity, Reykjavik Art Museum-Hafnarhús, Рейкьявик
  • 2004 I only see things when they move, Aspen Art Museum, Колорадо
  • 2004 Minding the world, ARoS Aarhus Kunstmuseum
  • 2004 Photographs, Menil Collection, Хьюстон
  • 2004 Your lighthouse: Works with light 1991—2004, Kunstmuseum Wolfsburg
  • 2003 Funcionamiento silencioso, Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofia — Palacio de Cristal, Parque del Retiro, Мадрид
  • 2003 Sonne statt Regen, Städtische Galerie im Lenbachhaus und Kunstbau München, Мюнхен
  • 2003 The blind pavilion, Danish Pavilion, 50th Venice Biennale, Венеция
  • 2003 The body as brain: Projekt Sammlung (1), Kunsthaus Zug
  • 2002 Chaque matin je me sens différent, chaque soir je me sens le même, Musée d’Art Moderne de la Ville, Париж
  • 2002 Olafur Eliasson, i8 Gallery, Рейкьявик
  • 2002 The cartographic series I + II, Niels Borch Jensen Galerie und Verlag, Берлин
  • 2001 Die Dinge, die du nicht siehst, die du nicht siehst, neugerriemschneider, Берлин
  • 2001 Projects 73: Olafur Eliasson; Seeing yourself sensing, The Museum of Modern Art, Нью-Йорк
  • 2001 The mediated motion, Kunsthaus Брегенц
  • 2001 The structural evolution project, Mala Galerija, Любляна
  • 2001 Your only real thing is time, Institute of Contemporary Art, Бостон
  • 2000 Your intuitive surroundings versus your surrounded intuition, Художественный институт Чикаго
  • 2000 Olafur Eliasson, Kunstverein Wolfsburg
  • 2000 Surroundings surrounded, Neue Galerie am Landesmuseum Joanneum, Грац; Центр искусств и медиатехнологий (ZKM), Карлсруэ
  • 2000 The curious garden, Irish Museum of Modern Art, Дублин
  • 1999 Yet untitled, Kunstverein Wolfsburg
  • 1999 Your circumspection disclosed: A project for the castle, Castello di Rivoli, Museo d’Arte Contemporanea, Турин
  • 1999 Your position surrounded and your surroundings positioned, Dundee Contemporary Arts, Шотландия
  • 1998 Olafur Eliasson, Galerie für Zeitgenössische Kunst, Лейпциг
  • 1998 Yet untitled, neugerriemschneider, Берлин
  • 1997 The curious garden, Kunsthalle Базель
  • 1997 Your sun machine, Marc Foxx Gallery, Лос-Анджелес
  • 1997 Your windy corner, Galleri Andreas Brändström, Стокгольм
  • 1996 Tell me about a miraculous invention, Galleri Andreas Brändström, Стокгольм; Malmö Konstmuseum
  • 1996 Your foresight endured, Galleria Emi Fontana, Милан
  • 1996 Your strange certainty still kept, Tanya Bonakdar Gallery, Нью-Йорк
  • 1995 Eine Beschreibung einer Reflexion, oder aber eine angenehme Übung zu deren Eigenschaften, neugerriemschneider, Берлин
  • 1995 Thoka, Kunstverein Гамбург
  • 1994 Einige erinnern sich, dass sie auf dem Weg waren diese Nacht, Galerie Lukas & Hoffmann, Кельн
  • 1994 Lilja Lever, Stalke Galleri, Копенгаген
  • 1994 No nights in summer, no days in winter, Forumgalleriet, Мальмё
  • 1992 Expectations, Копенгаген

Двойной закат


Олафур Элиассон. Двойной закат, 1999
Фотодокументация проекта в Утрехте (Нидерланды). Строительные леса, сталь, ксеноновые лампы. Размеры инсталляции варьируются. Диаметр диска 38 метров

Художник, обожающий природу, но постоянно находящий в ней странные изъяны, решил слегка подкорректировать одно из наиболее прекрасных проявлений натуры — заход солнца. «Пусть их будет два», — решил Элиассон (совсем как молодой Маяковский). В западной депрессивно-промышленной части Утрехта он с помощью десятка ассистентов водрузил огромный гофрированный диск на стальной постамент, крепко посадив его на болты и кронштейны. Но следовало заставить его воссиять. На крышу соседнего здания были подняты гигантские стробоскопы, направившие жёлтые лучи прямиком на новорожденное светило.


Олафур Элиассон. Двойной закат, 1999
Фотодокументация проекта в Утрехте (Нидерланды). Строительные леса, сталь, ксеноновые лампы. Размеры инсталляции варьируются. Диаметр диска 38 метров

Ничего не подозревавшие жители голландского городка остолбенели — на рассечённом сизыми полосами небе сияли два солнца, вовсе друг другу не мешая. Многие тогда сочли этот проект предчувствием конца света. Вновь заговорили экологи — о неестественности окружающего мира, о том, что человечество стремится к воссозданию Вселенной из синтетических полимеров и ботокса. Арт-критики тоже не смогли промолчать. «Двойной закат» — о противостоянии натуры и современных технологий, о постмодернистской мимикрии, о несовершенстве природы и стремительной человеческой мысли». И опять все высказавшиеся стали соучастниками проекта Элиассона, которому важен их «YES», даже если он будет категорическим «NO».

Коллективный проект

Олафур Элиассон. Коллективный проект, 2005
Инсталляция на Третьей биеннале Тираны (Албания). Белые детали конструктора LEGO, дерево. Размеры варьируются

Центральная площадь Тираны, столицы Албании, на время проведения триеннале превратилась в строительную площадку. Три тонны белых кирпичиков LEGO красивыми руинами возвышались над обновляющимся после войны городом. Все жители и гости страны приняли участие в очередном проекте Элиассона. Задание — построить дом будущего (какой угодно, без предварительных проектов и чертежей). Количество материала неограниченно. Строили будущее, как говорится, всем миром, а Элиассон наблюдал сквозь толстые линзы мудреца, прикидывающегося простаком. Город построен — всем спасибо. Но здесь‑то и начался собственно проект — уже не на площади, а на страницах журналов, на экранах телевизоров, в блогах и живых журналах.


Олафур Элиассон. Коллективный проект, 2005
Инсталляция на Третьей биеннале Тираны (Албания). Белые детали конструктора LEGO, дерево. Размеры варьируются

Публика постила восторги и смайлики. Тележурналисты брали интервью у городской администрации. Кто‑то поддержал идею умирающего в руках обывателя искусства. Кто‑то радовался возрождающемуся в руках обывателя искусству. Проглотившие целиком и жадно наживку Элиассона завели разговор (художник этого ждал) о том, что место выбрано им неслучайно, что проект «показал, как люди жили в советской Албании и как они незаконно возводили себе лачуги, кое‑как обустраиваясь в этой скудной и непригодной для жизни местности» (!). Именно эти высказывания помогли художнику красиво завершить проект.

Творчество[править | править код]

  • Олафур Элиассон объединяет искусство, науку и природные явления, создавая необычный сенсорный опыт. Борясь с пассивным характером традиционного восприятия искусства, он побуждает зрителя к активному участию.
  • Базовые элементы погоды — вода, свет, температура, давление — материалы, которые Олафур Элиассон использует на протяжении своей карьеры. В его инсталляциях постоянно присутствуют элементы, заимствованные у природы — пар, радуга или туман. Представляя природные явления в искусственном окружении, художник предлагает зрителю переосмыслить понимание и восприятие физического мира.
  • Многие работы Элиассона изучают взаимосвязь зрителя и объекта. В Your Sun Machine (1997) зрители входили в комнату, которая пуста, помимо большой круглой дыры в потолке. Каждое утро солнечный свет струился в пространстве через это отверстие, сначала создавая круглые, а затем овальные отсветы на стенах и полу. Луч света двигался через комнату на протяжении дня.
  • Для The Mediated Motion в Kunsthaus Bregenz в Австрии () Элиассон создал пространства, заполненные натуральными материалами, включая воду, туман, землю, дерево, грибы и ряску. Во время своего путешествия по выставке посетители сталкивались с различным сенсорным опытом.
  • Олафур Элиассон участвовал во многих международных выставках с 1989, включая Манифесту 1, Роттердам (1996); 2-ю Йоханнесбургскую биеннале и 5-ю Стамбульскую биеннале (1997); Сиднейскую биеннале и XXIV Биеннале Сан Пауло (1998); Венецианскую биеннале (1999 и 2003).

The New York City Waterfalls

The Weather Projectправить | править код

В The Weather Project (2003) Олафур Элиассон взял излюбленную тему разговоров англичан, погоду, в качестве отправной точки для изучения идей опыта и репрезентации. В этой инсталляции солнце и небо доминируют в Турбинном зале Тейт Модерн. Дымка пронизывает пространство, туман аккумулируется в подобие облаков, перед тем как исчезнуть. Взглянув наверх, можно обнаружить, что потолок Турбинного зала исчез, заменённый отражающей поверхностью. В конце зала — гигантский круг-солнце, сделанное из сотен моно-частотных ламп, в свете которых все цвета, кроме жёлтого и чёрного, становятся невидимыми.

The New York City Waterfallsправить | править код

Четыре искусственных водопада, падающих с высоты от 90 до 120 футов, были установлены в Нью-Йорке в 2008 в четырёх местах: у Пирса 35, под Бруклинским мостом, у Бруклинского пирса и на Губернаторских островах

Олафур Элиассон считает свой монументальный проект идеальным способом обратить внимание на силу и потенциал природных ресурсов. Металлические леса служили основой для каждого водопада, около 35 000 галлонов воды в минуту обрушивались с каждого водопада

Зрители могли увидеть водопады в действии с 7 утра до 10 вечера, каждый день, до 13 октября 2008. После захода солнца каждый водопад подсвечивался. Этот проект стоил порядка 15 миллионов долларов, ожидалось, что доходы от туризма будут порядка 60 миллионов. Проект был реализован при помощи Общественного Фонда Искусств и строительной корпорации Tishman.

НАШИ ЛЮДИ

Алена Полынь
Другое

парапсихолог, Председатель Союза ИСВ, Председатель ассоциации АСМ

Ylvis
Другое

комедийный норвежский дуэт из Бергена, состоящий из братьев Борда и Вегарда Илвисокера

XP Voodoo
Другое

один из родоначальников российского клубного, техно- и рейв движения

Wretch 32
Другое

английский репер и бывший грайм-мс из Тоттенэма, где он вырос сыном местного рэгги диджея

Wisin & Yandel
Другое

Хуан Луис Морера Луна и Льяндель Вегильa Малаве Саласар , взявшие себе творческие псевдонимы Wisin и Yandel

Timbuktu
Другое

«https://ru

TheHill88
Другое

YouTube-знаменитость, известная под ником TheHill88

The Doodler
Другое

Олафур Элиассон. Биография

Олафур Элиассон родился в Копенгагене в 1967-м году. Его родители переехали в Данию из Исландии. Отец работал поваром, мать была швеёй. Когда Олафуру было 8 лет, родители развелись, и он жил с матерью и отчимом, биржевым маклером.

Своими первыми творческими попытками сам Олафур считает брэйк-данс. В середине 1980-х он вместе со школьными приятелями создал группу под названием «Garlem Gun Crew». Парни выступали в клубах и на танцплощадках в течении 4-х лет и даже победили на Скандинавском чемпионате.

В период между 1989-м и 1995-м Олафур Элиассон учился в Королевской датской академии изящных искусств. В 1990-м году он получил стипендию от Академии и отправился в Нью-Йорк, где начал работать ассистентом художника Кристиана Экхарта в Бруклине.

Олафур Элиассон

После получения степени в Академии Олафур Элиассон открыл студию в Берлине – в старом депо у вокзала «Гамбургер». В 2008-м студия Элиассона переехала в здание бывшей пивоварни в районе Пренцлауэр Берг.

В 1996-м году художник начал сотрудничать с Эйнаром Торстейном, экспертом по архитектуре и геометрии. Первым их общим произведением стал купол из нержавеющей стали, более 9 метров в ширину и 2 метра в высоту. Размещён он был так, будто вырастал из земли, являясь частью чего-то гораздо большего, спрятанного от глаз под землёй.

В 2009-2014-м годах Олафур Элиассон был профессором в Берлинском университете искусств. В этот период он открыл Институт пространственных экспериментов в своей студии. А с 2014-го года – он есть профессором школы изящных искусств и дизайна «Алле» в Аддис-Абебе. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector