Элиассон, олафур
Содержание:
Твоя радужная панорама
Олафур Элиассон. Твоя радужная панорама, 2006—2011
Фотодокументация проекта в ARoS — Художественном музее Орхуса, Дания
Одна из самых проникновенных работ Элиассона. На крыше музея искусств в городе Орхус лежит разложенная на множество спектров, закольцованная радуга. Смотришь со стороны — то ли летательный аппарат, то ли роскошный ресторан с дорогой городской панорамой в качестве оплаченного приложения. Но это не то и не другое. Что же? Элиассон затрудняется дать однозначный ответ, и сотрудники музея с ним солидарны. Это, конечно, выставочный зал в форме закольцованного тоннеля. Но никаких видео, инсталляций и прочих авторских работ художника там нет. Это и чилл-аут, по которому можно неспешно передвигаться, или лежать на нём, наблюдая за тихой и размеренной жизнью Орхуса во множестве плексигласовых переливов. Это и отдельное, автономное архитектурное сооружение, которое, кстати, попало на страницы самых престижных изданий по дизайну и строительству. Есть мнение, что «Панорама» Элиассона является образным мостиком между внешним и внутренним, между искусством и архитектурой, связующим музей и ландшафт. Глобалисты, привлечённые тональной полихромией, заявили, что Элиассон нашёл прекрасную метафору многонациональной Европы, в которой представлены нынче все цвета наций. Много разных умных мнений. И пожалуй, здесь зрительское соавторство, пресловутый «YES», уже представляется излишним. Хочется просто ходить и тихо наблюдать банальную красоту — черепичные крыши и пухлые датские облака в густых плексигласовых красках заходящего солнца.
Публичные коллекции
|
|
|
Паблик-арт
Yellow fog
- 2008 Yellow fog, временная инсталляция в Verbund Zentrale, Am Hof, Вена
- 2006 Eye see you, по заказу Louis Vuitton Malletier; временная инсталляция для бутиков Louis Vuitton
- 2006 Music wall, временная инсталляция в Alsion в Сённерборг, Дания, по заказу Университета южной Дании, Оденс
- 2006 Your rainbow panorama, временная инсталляция, по заказу ARoS Aarhus Kunstmuseum
- 2004 Umschreibung, временная инсталляция по заказу KPMG Deutsche Treuhand — Gesellschaft, Берлин
- 2004 Dufttunnel, временная инсталляция по заказу Autostadt GmbH, Вольфсбург
- 2004 The other wall, временная инсталляция по заказу KORO-Public Art Norway для New Oslo Opera, Норвегия
- 2003 Sphere, временная инсталляция по заказу HypoVereinsbank для Fünf Höfe development, Мюнхен
- 2001 Green river, Токио
- 2001 Windspiegelwand, временная инсталляция по заказу Die Deutsche Gesellschaft für Technische Zusammenarbeit, Берлин
- 2000 Green river, Стокгольм
- 2000 The movement meter for Lernacken, временная инсталляция по заказу City of Malmö
- 1999 Green river, Лос-Анджелес
- 1998 Yellow fog, временная инсталляция, The Jewish Museum, Нью-Йорк
- 1998 Green river, Бремен, Германия; Мосс, Норвегия; The Northern Fjallabak Route, Исландия
Берлинское молевое бревно
Олафур Элиассон. Берлинское молевое бревно, 2009—2010
Фотодокументация проекта в рамках Innen Stadt Auben, Martin-Gropius-Bau в Берлине, 2010
Этот проект — часть крупномасштабной выставки художника, прошедшей в столице Германии в 2010 году. При поддержке мэрии, а также музея Мартин-Гропиус Бау Элиассон создал ряд инсталляций site-specific, разместив их в нескольких районах Берлина, в том числе и «Молевое бревно». Молевое — значит сплавляемое по реке. Собственно, так и происходило. Только вместо реки — асфальтовая гладь идеально прямых берлинских улиц.
Олафур Элиассон. Берлинское молевое бревно, 2009—2010
Фотодокументация проекта в рамках Innen Stadt Auben, Martin-Gropius-Bau в Берлине, 2010
Олафур Элиассон. Берлинское молевое бревно, 2009—2010
Фотодокументация проекта в рамках Innen Stadt Auben, Martin-Gropius-Bau в Берлине, 2010
Олафур Элиассон. Берлинское молевое бревно, 2009—2010
Фотодокументация проекта в рамках Innen Stadt Auben, Martin-Gropius-Bau в Берлине, 2010
Олафур Элиассон. Берлинское молевое бревно, 2009—2010
Фотодокументация проекта в рамках Innen Stadt Auben, Martin-Gropius-Bau в Берлине, 2010
Олафур Элиассон. Берлинское молевое бревно, 2009—2010
Фотодокументация проекта в рамках Innen Stadt Auben, Martin-Gropius-Bau в Берлине, 2010
Олафур Элиассон. Берлинское молевое бревно, 2009—2010
Фотодокументация проекта в рамках Innen Stadt Auben, Martin-Gropius-Bau в Берлине, 2010
Бревно (привезённое, кстати, из Исландии) художник катил по всевозможным «штрассен унд гассен», фотографируя его на траве и брусчатке, у перекрестка и под аркой, посреди автобана и возле стены. Он превратил его таким образом в органическую часть городского ландшафта и вновь заставил критиков рассуждать на тему иллюзорной границы между искусством и жизнью.
Персональные выставки
|
|
|
Двойной закат
Олафур Элиассон. Двойной закат, 1999
Фотодокументация проекта в Утрехте (Нидерланды). Строительные леса, сталь, ксеноновые лампы. Размеры инсталляции варьируются. Диаметр диска 38 метров
Художник, обожающий природу, но постоянно находящий в ней странные изъяны, решил слегка подкорректировать одно из наиболее прекрасных проявлений натуры — заход солнца. «Пусть их будет два», — решил Элиассон (совсем как молодой Маяковский). В западной депрессивно-промышленной части Утрехта он с помощью десятка ассистентов водрузил огромный гофрированный диск на стальной постамент, крепко посадив его на болты и кронштейны. Но следовало заставить его воссиять. На крышу соседнего здания были подняты гигантские стробоскопы, направившие жёлтые лучи прямиком на новорожденное светило.
Олафур Элиассон. Двойной закат, 1999
Фотодокументация проекта в Утрехте (Нидерланды). Строительные леса, сталь, ксеноновые лампы. Размеры инсталляции варьируются. Диаметр диска 38 метров
Ничего не подозревавшие жители голландского городка остолбенели — на рассечённом сизыми полосами небе сияли два солнца, вовсе друг другу не мешая. Многие тогда сочли этот проект предчувствием конца света. Вновь заговорили экологи — о неестественности окружающего мира, о том, что человечество стремится к воссозданию Вселенной из синтетических полимеров и ботокса. Арт-критики тоже не смогли промолчать. «Двойной закат» — о противостоянии натуры и современных технологий, о постмодернистской мимикрии, о несовершенстве природы и стремительной человеческой мысли». И опять все высказавшиеся стали соучастниками проекта Элиассона, которому важен их «YES», даже если он будет категорическим «NO».
Коллективный проект
Олафур Элиассон. Коллективный проект, 2005
Инсталляция на Третьей биеннале Тираны (Албания). Белые детали конструктора LEGO, дерево. Размеры варьируются
Центральная площадь Тираны, столицы Албании, на время проведения триеннале превратилась в строительную площадку. Три тонны белых кирпичиков LEGO красивыми руинами возвышались над обновляющимся после войны городом. Все жители и гости страны приняли участие в очередном проекте Элиассона. Задание — построить дом будущего (какой угодно, без предварительных проектов и чертежей). Количество материала неограниченно. Строили будущее, как говорится, всем миром, а Элиассон наблюдал сквозь толстые линзы мудреца, прикидывающегося простаком. Город построен — всем спасибо. Но здесь‑то и начался собственно проект — уже не на площади, а на страницах журналов, на экранах телевизоров, в блогах и живых журналах.
Олафур Элиассон. Коллективный проект, 2005
Инсталляция на Третьей биеннале Тираны (Албания). Белые детали конструктора LEGO, дерево. Размеры варьируются
Публика постила восторги и смайлики. Тележурналисты брали интервью у городской администрации. Кто‑то поддержал идею умирающего в руках обывателя искусства. Кто‑то радовался возрождающемуся в руках обывателя искусству. Проглотившие целиком и жадно наживку Элиассона завели разговор (художник этого ждал) о том, что место выбрано им неслучайно, что проект «показал, как люди жили в советской Албании и как они незаконно возводили себе лачуги, кое‑как обустраиваясь в этой скудной и непригодной для жизни местности» (!). Именно эти высказывания помогли художнику красиво завершить проект.
Творчество[править | править код]
- Олафур Элиассон объединяет искусство, науку и природные явления, создавая необычный сенсорный опыт. Борясь с пассивным характером традиционного восприятия искусства, он побуждает зрителя к активному участию.
- Базовые элементы погоды — вода, свет, температура, давление — материалы, которые Олафур Элиассон использует на протяжении своей карьеры. В его инсталляциях постоянно присутствуют элементы, заимствованные у природы — пар, радуга или туман. Представляя природные явления в искусственном окружении, художник предлагает зрителю переосмыслить понимание и восприятие физического мира.
- Многие работы Элиассона изучают взаимосвязь зрителя и объекта. В Your Sun Machine (1997) зрители входили в комнату, которая пуста, помимо большой круглой дыры в потолке. Каждое утро солнечный свет струился в пространстве через это отверстие, сначала создавая круглые, а затем овальные отсветы на стенах и полу. Луч света двигался через комнату на протяжении дня.
- Для The Mediated Motion в Kunsthaus Bregenz в Австрии () Элиассон создал пространства, заполненные натуральными материалами, включая воду, туман, землю, дерево, грибы и ряску. Во время своего путешествия по выставке посетители сталкивались с различным сенсорным опытом.
- Олафур Элиассон участвовал во многих международных выставках с 1989, включая Манифесту 1, Роттердам (1996); 2-ю Йоханнесбургскую биеннале и 5-ю Стамбульскую биеннале (1997); Сиднейскую биеннале и XXIV Биеннале Сан Пауло (1998); Венецианскую биеннале (1999 и 2003).
The New York City Waterfalls
The Weather Projectправить | править код
В The Weather Project (2003) Олафур Элиассон взял излюбленную тему разговоров англичан, погоду, в качестве отправной точки для изучения идей опыта и репрезентации. В этой инсталляции солнце и небо доминируют в Турбинном зале Тейт Модерн. Дымка пронизывает пространство, туман аккумулируется в подобие облаков, перед тем как исчезнуть. Взглянув наверх, можно обнаружить, что потолок Турбинного зала исчез, заменённый отражающей поверхностью. В конце зала — гигантский круг-солнце, сделанное из сотен моно-частотных ламп, в свете которых все цвета, кроме жёлтого и чёрного, становятся невидимыми.
The New York City Waterfallsправить | править код
Четыре искусственных водопада, падающих с высоты от 90 до 120 футов, были установлены в Нью-Йорке в 2008 в четырёх местах: у Пирса 35, под Бруклинским мостом, у Бруклинского пирса и на Губернаторских островах
Олафур Элиассон считает свой монументальный проект идеальным способом обратить внимание на силу и потенциал природных ресурсов. Металлические леса служили основой для каждого водопада, около 35 000 галлонов воды в минуту обрушивались с каждого водопада
Зрители могли увидеть водопады в действии с 7 утра до 10 вечера, каждый день, до 13 октября 2008. После захода солнца каждый водопад подсвечивался. Этот проект стоил порядка 15 миллионов долларов, ожидалось, что доходы от туризма будут порядка 60 миллионов. Проект был реализован при помощи Общественного Фонда Искусств и строительной корпорации Tishman.
НАШИ ЛЮДИ
Алена Полынь
Другое
парапсихолог, Председатель Союза ИСВ, Председатель ассоциации АСМ
Ylvis
Другое
комедийный норвежский дуэт из Бергена, состоящий из братьев Борда и Вегарда Илвисокера
XP Voodoo
Другое
один из родоначальников российского клубного, техно- и рейв движения
Wretch 32
Другое
английский репер и бывший грайм-мс из Тоттенэма, где он вырос сыном местного рэгги диджея
Wisin & Yandel
Другое
Хуан Луис Морера Луна и Льяндель Вегильa Малаве Саласар , взявшие себе творческие псевдонимы Wisin и Yandel
Timbuktu
Другое
«https://ru
TheHill88
Другое
YouTube-знаменитость, известная под ником TheHill88
The Doodler
Другое
Олафур Элиассон. Биография
Олафур Элиассон родился в Копенгагене в 1967-м году. Его родители переехали в Данию из Исландии. Отец работал поваром, мать была швеёй. Когда Олафуру было 8 лет, родители развелись, и он жил с матерью и отчимом, биржевым маклером.
Своими первыми творческими попытками сам Олафур считает брэйк-данс. В середине 1980-х он вместе со школьными приятелями создал группу под названием «Garlem Gun Crew». Парни выступали в клубах и на танцплощадках в течении 4-х лет и даже победили на Скандинавском чемпионате.
В период между 1989-м и 1995-м Олафур Элиассон учился в Королевской датской академии изящных искусств. В 1990-м году он получил стипендию от Академии и отправился в Нью-Йорк, где начал работать ассистентом художника Кристиана Экхарта в Бруклине.
Олафур Элиассон
После получения степени в Академии Олафур Элиассон открыл студию в Берлине – в старом депо у вокзала «Гамбургер». В 2008-м студия Элиассона переехала в здание бывшей пивоварни в районе Пренцлауэр Берг.
В 1996-м году художник начал сотрудничать с Эйнаром Торстейном, экспертом по архитектуре и геометрии. Первым их общим произведением стал купол из нержавеющей стали, более 9 метров в ширину и 2 метра в высоту. Размещён он был так, будто вырастал из земли, являясь частью чего-то гораздо большего, спрятанного от глаз под землёй.
В 2009-2014-м годах Олафур Элиассон был профессором в Берлинском университете искусств. В этот период он открыл Институт пространственных экспериментов в своей студии. А с 2014-го года – он есть профессором школы изящных искусств и дизайна «Алле» в Аддис-Абебе.