85 лет московскому метрополитену: как строились первые станции

Строительство метро придумали черви

Фото: портал мэра и правительства Москвы/Максим Мишин

В далекие 30-е годы строительство тоннелей метрополитена доставляло куда больше проблем, чем сегодня: первые станции строились вручную – киркой и лопатой. Сегодня силы метростроителей экономят передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют полностью автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит».

Уже догадались, причем тут черви? По легенде изобретатель первого в мире «проходческого щита» англичанин Марк Брунель придумал такую конструкцию после того, как пригляделся к «работе» обыкновенного корабельного червя. Бурунель заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной с зазубренными краями. С помощью нее червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести. Идея превратилась в конструкцию в 1817 году, а уже в 1825 году с помощью первой модели «щита» началось строительство тоннеля под рекой Темзой в Англии.

Кстати, московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. Специальный комплекс разработали в Канаде по заказу Мосметростроя. С его помощью впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов – на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.

Метрополитен Шанхая

Год открытия: 1995-й

Протяженность: 434 км

Количество линий: 12 действующих линий (в том числе 1 — маглева, система поездов на воздушной подушке) и 5 строящихся

Количество станций: 267

Пассажиропоток: 2,1 млрд человек в год

Сегодня шанхайская подземка — одна из самых быстрорастущих и расширяющихся метро в мире. Ездить на метро в Шанхае удобно, но недешево.

Несмотря на свою «молодость» шанхайская «подземка» к настоящему времени завоевала статус самой протяженной. К концу 2014 года в ее составе свыше 550 км линий и 355 станций, в к 2020 году планируется — 780 км и 480 станций.

Билет стоит от 3 до 8 юаней (14 — 40 рублей) в зависимости от расстояния, которое необходимо преодолеть. Магнитная карта действует только один день, ее необходимо сохранять до конца поездки. При этом если преодоленное на метро расстояние превысило стоимость приобретенного билета, то выйти через турникет не удастся — придется доплатить.

У входа на каждую станцию расположены сканеры для досмотра багажа пассажиров, а на выходах стоят витрины, в которых демонстрируется изъятое у пассажиров оружие и прочие удивительные вещи.

Ориентироваться в шанхайском метро несложно — указателей много, информация напечатана в том числе на английском языке, на пересадочных станциях направления указываются стрелками на полу.

Сами станции оформлены минималистично. На платформах пассажиры в ожидании состава дисциплинированно выстраиваются в очередь. Отличительная особенность шанхайской подземки в том, что при остановке поезда вход и выход из него осуществляется одновременно. Сориентироваться помогают стрелки на полу.

Интервалы движения между поездами составляют от 2 до 15 минут. О том, через сколько минут придет ближайший поезд нужного направления, информируют табло возле путей. На этих же мониторах транслируются новости.

За порядком на станциях следят дежурные (эту работу по неизвестным причинам доверяют исключительно мужчинам). На каждой станции есть бесплатные туалеты, а также автоматы по продаже еды, напитков, прессы и прочих товаров. Сразу бросается в глаза то, что в подземке Шанхая, как и в самом городе, очень много рекламы.

В часы пик в метро самого густонаселенного города мира очень людно, народ двигается по-московски быстро. Если кто-то кого-то толкнул, извиняться здесь не принято. Не принято также уступать места женщинам, зато пожилые китайцы пользуются особым уважением и практически никогда не едут стоя.

7 млн пассажиров и 10 тыс. поездов ежедневно

— Ежесуточно московским метрополитеном пользуется в среднем около 7 млн пассажиров, в будничные дни этот показатель может превышать 9 млн человек. Самым загруженным днем для московского метро в 2014 году стало 25 декабря, тогда метрополитен перевез 9 млн 632 тыс. пассажиров. Всего в 2014 году метро воспользовались 2 млрд 451 млн 300 тыс. пассажиров.

— Средняя протяженность поездки пассажира в московском метрополитене составляет около 14,5 километров.

— Ежедневно по 12 линиям метрополитена пропускается более 10 тысяч поездов. Вагонный парк насчитывает порядка 5 тысяч единиц, из которых ежедневно формируется свыше пятисот составов. В настоящее время в метро используется пять типов вагонов — «Ем», 81-717/714 (неофициальное прозвище «номерной»), 81-720/721 «Яуза», 81-740/741 «Русич», 81-760/61 «Ока» (включая новейшую модификацию со сквозным проходом через весь состав). Производители большинства вагонов московского метро с 1934 года. — Мытищинский машиностроительный завод (ныне ОАО «Метровагонмаш», Мытищи, Московская обл.) и Ленинградский завод им. И.Е. Егорова (впоследствии ЗАО «Вагонмаш», Санкт-Петербург). В период с 1946 по 1961 гг. в Москве также использовались полученные из берлинского метро в качестве репараций вагоны типа «В».

Комфорт и безопасность

Считаю важным не только напомнить об истории московского метро, но и рассказать о его сегодняшнем дне

Как врач, в первую очередь, хочу обратить внимание на то, как обеспечивается санитарно-гигиеническая и эпидемиологическая безопасность главного столичного транспорта.. Ежедневно Московский метрополитен перевозит восемь миллионов человек — это, фактически, население огромного мегаполиса

В год — это 2 млрд 920 млн пассажиров. Так вот, 60% этих пассажиров перевозятся в вагонах повышенной комфортности с приточно-вытяжной вентиляцией и обеззараживанием воздуха при помощи ультрафиолета. Это делается в том числе в час пик на самых переполненных линиях.

Ежедневно Московский метрополитен перевозит восемь миллионов человек — это, фактически, население огромного мегаполиса. В год — это 2 млрд 920 млн пассажиров. Так вот, 60% этих пассажиров перевозятся в вагонах повышенной комфортности с приточно-вытяжной вентиляцией и обеззараживанием воздуха при помощи ультрафиолета. Это делается в том числе в час пик на самых переполненных линиях.

Отмечу, сейчас действует программа замены вагонов старых серий на более комфортные, а главное — лучше вентилируемые и, значит, более безопасные. Так что скоро все 100% пассажиров московского метро будут ездить в современных вентилируемых и обеззараживаемых ультрафиолетом вагонах.

Дезинфицируются и перегонные тоннели: это делается по специальному графику не реже раза в месяц. Для этого используются моющие и дезинфицирующие средства, которыми под большим давлением обрабатывают тоннели. Такая «помывка» помогает избавиться не только от пыли, но и от большого количества микроорганизмов.

На станциях метрополитена постоянно проводится влажная уборка с использованием моющих и дезинфицирующих средств. Тщательно обрабатываются поручи как на эскалаторах, так и во внутренних и наружных вестибюлях. Чистота московского метро просто поражает — мы проводили соответствующие замеры и выяснили, что в метрополитене воздух чище, чем на улицах и даже в некоторых парках.

Самый главный фактор, который обеспечивает чистоту и безопасность воздуха метро, это режим вентиляции, при помощи которого на станции и в тоннели регулярно закачивается наружный воздух, взятый вдали от транспортных магистралей, в зеленой зоне. В московском метро два режима вентиляции — зимний и летний, постоянное вентилирование подземного пространства помогает поддерживать в метро не только оптимальный температурный режим, но и необходимый химический состав воздуха.

«Как специалист еще раз подчеркну: московское метро не только одно из самых красивых, оно еще и одно из самых безопасных» — Геннадий Онищенко.

Ссылка на новость: https://www.mosmetro.ru/press/news/3550/

Превзойти самих себя

За последние несколько лет карта подземки расширилась вдвое. Новые участки теперь открывают постоянно, а по итогам 2018 года метростроевцы установили абсолютный рекорд за всю историю столичного метрополитена — 17 новых станций и около 33 километров линий.

Еще одним рекордом завершился 2019-й: строители проложили под Москвой 38 километров тоннелей. Такого показателя они достигли впервые за всю историю метростроения в России.

По количеству открытых станций абсолютным рекордсменом стал 2018 год. Тогда были открыты первый участок Большой кольцевой линии, три станции Люблинско-Дмитровской, одна станция Замоскворецкой линии, а на Солнцевской появилось сразу семь станций.

В последний раз так много станций на одном участке вводили в 1983 году, когда советские метростроители запустили отрезок от «Серпуховской» до «Южной», на котором находится восемь станций. Но он был короче Солнцевской линии, раньше участки такой длины в Москве единовременно не вводили.

До 2018-го рекордным годом по количеству новых станций был 1935-й, когда заработал самый первый участок метро из 13 станций («Сокольники» — «Парк культуры» и «Сокольники» — «Смоленская»). После наиболее удачными годами стали 1938-й и 1983-й, когда открывали по восемь новых станций. А с 1992 по 2002 год в метро появилось только 16 новых станций — то есть меньше, чем за один 2018-й.

В 2019 году движение запустили по двум новым участкам общей протяженностью 17,9 километра — заработали первые четыре станции Некрасовской линии и четыре станции Сокольнической от «Саларьева» до «Коммунарки».

В планах на 2020 год было открытие девяти станций, шесть из них уже работают. Это станции второго участка Некрасовской линии («Юго-Восточная», «Окская», «Стахановская» и «Нижегородская»), а также интегрированный с ними участок БКЛ от «Авиамоторной» до «Лефортова». В будущем эти станции войдут в состав Большой кольцевой линии (когда кольцо замкнут). До конца года планируют достроить «Электрозаводскую», «Улицу Народного Ополчения» и «Карамышевскую» на северо-восточном и западном участках БКЛ.

Пульсирующий реактивный двигатель для чистоты подземки

Тотальная уборка и дезинфекция пассажирских зон, служебных помещений и тоннелей проводится несколько раз в день. В работе задействованы свыше двух тысяч сотрудников.

По словам начальника Московского метрополитена Виктора Козловского, с момента объявления эпидемии обработка вагонов производится два раза в день парогенераторами, растворами, которые рекомендованы Роспотребнадзором. Помимо прочего, каждые полтора-два часа происходит дезинфекция всех элементов пассажирской зоны, к которым могут прикасаться люди. То есть частоту обработки пассажирской зоны увеличили в 12–15 раз.

Качество обработки ежедневно контролируется санитарными врачами метрополитена с помощью люминометров, определяющих уровень загрязненности. Анализ показывает, что дезинфекция позволяет снизить этот показатель в пять и более раз.

Как дезинфицируют поезда и тоннели в московском метро Уборку и дезинфекцию в метро ежедневно проводят более двух тысяч сотрудников

Днем делают влажную уборку в вестибюлях станций и моют платформы. Абсолютно все элементы инфраструктуры, с которыми в поездке взаимодействуют пассажиры, тщательно дезинфицируются не менее одного раза в полтора — два часа

Особое внимание уделяют ручкам входных дверей, терминалам для оплаты банковскими картами, турникетам, поручням эскалаторов, кассовым зонам. Автоматы по продаже билетов дезинфицируются один раз в час, 15 раз в сутки

Ночью проводится генеральная уборка станций, в ходе которой также промываются все элементы инфраструктуры, платформы, зеркала заднего вида, лестницы, элементы освещения. Кроме того, в ночное время выполняется аэрозольная дезинфекция станций с помощью генераторов горячего воздуха.

В метро создано специальное подразделение, которое дезинфицирует объекты подземки тепловыми распылителями с пульсирующим реактивным двигателем. В сутки дезинфекция с помощью этого оборудования проходит на объектах общей площадью 125 тысяч квадратных метров — в местах, где обычно много пассажиров (платформы, зоны у турникетов, места у касс). На это уходит около тонны дезинфицирующего средства в день.

Также в зоне внимания — тоннели метро, которые обрабатываются с помощью промывочных машин. Это делается по ночам, когда нет движения пассажирских поездов. В цистерны машин для промывки тоннелей добавляется дезинфицирующее средство. За ночь машины проходят 20 километров. На данный момент продезинфицировано 782 километра тоннелей. Ранее такая работа не проводилась.

Линии

# Линия Конечные станции (I путь) Количество станций Эксплуатационная длина, км
Сокольническая линия «Бульвар Рокоссовского» → «Коммунарка» 26 41,538
Замоскворецкая линия «Алма-Атинская» → «Ховрино» 24 42,947
Арбатско-Покровская линия «Щёлковская» → «Пятницкое шоссе» 22 45,083
Филёвская линия «Александровский сад» →«Кунцевская», «Международная» 13 14,882
Кольцевая линия По часовой стрелке (внутренний путь) 12 19,260
Калужско-Рижская линия «Новоясеневская» → «Медведково» 24 37,904
Таганско-Краснопресненская линия «Планерная» → «Котельники» 23 42,293
Калининская линия «Новокосино» → «Третьяковская» 8 16,265
Солнцевская линия «Савёловская» → «Рассказовка» 17 33,3
Серпуховско-Тимирязевская линия «Бульвар Дмитрия Донского» → «Алтуфьево» 25 41,470
Люблинско-Дмитровская линия «Селигерская» → «Зябликово» 23 37,724
Большая кольцевая линия «Савёловская» → «Деловой центр» 6 10,3
Бутовская линия «Бунинская аллея» → «Битцевский парк» 7 9,977
Некрасовская линия «Некрасовка» → «Лефортово» 10 18,54

Московское метро — уникальное сооружение

Традиции, которые были заложены еще при строительстве Московского метрополитена, изначально отличали его от чисто функциональных транспортных средств.

Московское метро создавалось как архитектурно-художественное произведение, особенно первые станции, такие, как «Площадь Революции», «Маяковская», «Новослободская» и другие. Применялись уникальные архитектурно-инженерные решения, станции изобиловали настоящими произведениями монументального искусства. На станции «Площадь Революции» пассажиры до сих пор трут на счастье бронзовый нос пограничной собаки. Напомню и про метро «Таганская», где представлены композиции, символизирующие почти все рода войск. Когда я возглавлял санитарную службу столичного метро, мне один человек время от времени присылал жалобы: почему, мол, в убранстве станции не представлены танковые войска, сыгравшие столь важную роль в годы Великой Отечественной войны?

Напомню важный исторический факт. Накануне знаменитого парада в Москве в ноябре 1941 года на перроне станции «Маяковская» прошло торжественное заседание Моссовета с участием руководителя советского государства Иосифа Сталина. Легенда гласит, что пленка, на которую снимали это событие, оказалась испорченной. Согласно легенде, кинооператора не наказали, а позволили исправить свою ошибку: чтобы запечатлеть важнейшее событие для истории, собрание повторили, а Сталин еще раз произнес свой доклад.

Но главное — наряду с уникальной архитектурой и художественными решениями московское метро с момента создания было настоящим полигоном для неординарных инженерных решений. Например, при строительстве метро была спрятана под землю и заключена в трубу река Неглинная (левый приток Москвы-реки), которая проходит вплотную к некоторым станциям столичной подземки.

Самые глубокие станции метро Москвы

Самая глубокая станция метро «Парк Победы» является частью Арбатско-Покровской и Солнцевской линий. Она считается самой глубокой в столице – ее глубина составляет 84 м, что может приравниваться к высоте здания в 27 этажей. Открытие было анонсировано в 2003 году, а сама станция названа в честь парка, расположенного в непосредственной близости.

Вестибюль разделен на 2 полностью автономных зала, синхронизация между которыми обеспечивается за счет наличия переходов. Тематика холла на северной стороне – Великая отечественная война. На южной она переплетается с военными действиями 1812 года. Отличительной чертой является оформление одного из переходов изображениями медалей и орденов тех времен.

Вторая по глубине платформа столичного метрополитена – «Фонвизинская», расположена в Бутырском районе. Глубина заложения составляет 65 м. Дата открытия – 16 сентября 2016 года. Над оформлением работал художник Константин Худяков, который украсил ниши пилонов центрального зала изображениями персонажей известного произведения Д. И. Фонвизина «Недоросль».

На следующем месте, с глубиной заложения в 63,5 м расположилась «Тимирязевская». Она была сдана в эксплуатацию в 1991 году, и до 2003 года считалась самой глубокой в столице РФ. Отличительной чертой является то, что это единственный в мегаполисе односводчатый перегон глубокого заложения. Планировку такого типа называют «ленинградским односводом».

Стены вестибюля украшены мраморными плитами светлых оттенков, а колонны облицованы коваными распустившимися бутонами. Мозаика торцов холла изображает взаимодействие людей и природы. В 1987 году была открыта «Чеховская» станция столичного метрополитена, получившая глубину заложения в 62 м.

Цветное панно стен вестибюля стилизовано в соответствии с мотивами рассказов А.П. Чехова, а облицовка пилонов выполнена из белого мрамора. Примечательно, что выход на поверхность считается самым многоступенчатым в городе. Наряду с «Чеховской» расположена «Дубровка», имеющая аналогичный показатель глубины. Она была достроена и сдана в пользование в 1999 году.

Облицовка стеновых покрытий и колонн выполнена белыми мраморными плитами, а пол монтирован с использованием гранита красного, черного и серого цветов. Центральный зал украшен мозаикой, созданной по проекту художника-монументалиста Зураба Церетели.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector