Наталья васильева: «мужа к гундаревой не ревную»
Содержание:
«ГОНЧАРОВ МОГ НАКРИЧАТЬ, НО ЛИЧНОСТЬЮ БЫЛ КОЛОССАЛЬНОЙ»
— В театре вы начинали у легендарного Андрея Гончарова — мастера с очень непростым характером. Тяжело было с ним работать?
— Непросто. Очень хорошо помню, как актер Николай Николаевич Волков как режиссер решил поставить спектакль «Событие» по Набокову. Пригласил играть меня и моего однокурсника Сергея Юшкевича, мы долго репетировали. Но генеральный прогон прошел под крик и ор Андрея Александровича — ему постановка категорически не понравилась.
Это было 7 марта 1994 года, до сих пор помню. Для меня был страшнейший слом, удар по самооценке. Гончаров всегда много кричал. Мог обозвать актрису: «Что ты как лошадь?!», «Неповоротливая, не то делаешь». Или: «Где эта сволочь?!» — так «приглашал на разговор» кого-то из артистов.
С ним не было просто. Но когда ему нравился спектакль или игра артиста, он смеялся, порой очень громко, тер ладони… Он, конечно, был личностью колоссальной! Каких собрал актеров в своем театре — Джигарханян, Гундарева, Немоляева, Филиппов, Костолевский, Виторган, Алла Балтер… Он коллекционировал таланты.
А своими криками, нелестными эпитетами, как понимаю сейчас, провоцировал на эмоции, на энергию, на действие. Все талантливое зарождалось в противостоянии. А у Гончарова был один критерий отношения к артисту — талант.
— Вы играете и в кино. А часто отказываетесь от съемок?
— Все просто: если материал интересный — соглашаюсь, неинтересный — отказываюсь. Но как-то была поучительная история. Мне прислали сценарий, я начала читать: предстояло играть воспитательницу детского сада. Вроде бы прекрасная женщина, любит детей. Почему бы не сыграть?
Стала сниматься. И тут в процессе съемок выясняется, что героиня из милой воспитательницы превращается в жуткую убийцу. Я ведь не дочитала сценарий до конца! А отказаться от съемок уже не могла, был подписан контракт. С тех пор читаю сценарии от корки до корки!
Виктория Катаева.
Фото из личного архива
Н. Васильевой,
PERSONA STARS,
Фильмы
Она с удовольствием принимает приглашения на роли в кино, но признается, что если ей не нравится сценарий, то откажется от участия в фильме. Фильмография актрисы начинается с короткометражки «Трамвай в Москве», снятой в 1995 году. Это российско-французский проект сценаристов Эмиля Брагинского и Жан-Люка Леона.
Наталья Филиппова (кадр из фильма «Трамвай в Москве»)
Вместе с Натальей Филипповой (тогда еще Васильевой) в фильме снимались Людмила Гаврилова, Михаил Глузский, Мария Виноградова, Евгений Миронов и другие. Девушке досталась роль подруги Марьяны, одной из пассажирок трамвая. События разворачиваются вокруг трамвая по имени «Аннушка», который выходит в свой последний рейс. Незнакомые пассажиры откровенно рассказывают о себе и своей жизни.
Одной из ее последних работ на экране стала роль Татьяны Владимировны Гордеевой, матери главного героя Геры в сериале «Можно мне тебя обнять?» режиссера Станислава Назирова.
«МНОГО ОШИБОК ДОПУСТИЛА»
— Первые годы брака с Филипповым злые языки многое о вас болтали. Но, несмотря ни на что, вы вместе почти уже восемь лет. Взгляды на семью поменялись за это время?
— Нет, какими были, такими и остались. Семья — это мир, покой, уют. Хотя я могу повысить голос на эмоциях. Муж тут же шутит: мол, это в тебе Козляева Горка говорит…
— Что?
— В детстве каждое лето ездила отдыхать к родственникам в деревню Козляева Горка в Новгородской области. Моя тетя Шура, простая русская женщина, держала хозяйство — три коровы, поросята.
В деревнях в простых семьях бывают несдержанны: тетя Шура могла накричать на своего мужа дядю Васю. А в Мишиной семье повышать голос было не принято в принципе. Поэтому, если скатываюсь на эмоции, муж улыбается: «Ну вот, пошла Козляева Горка». И я тут же затихаю. (Улыбается.)
— Дома о работе говорите?
— Мы не репетируем друг с другом, у нас нет совместных постановок. Можем поделиться мнением о спектакле: понравился или нет, какие вызвал ощущения. Но, допустим, стихи спектакля «Кофе на ночь» мне настолько понравились (я засыпала и просыпалась с ними), что хотела, чтобы Миша их тоже послушал, и читала ему.
— Наталья, а понятие «счастье» для вас поменялось с годами?
— Раньше себя обманывала. Думала, счастье в карьере, в успехе, в популярности. Сейчас понимаю: не в этом, а в общении с любимыми людьми. Заниматься творчеством, быть цельным человеком…
Честно говоря, завидую людям, которые говорят: если б дали вторую жизнь — жил бы так же, как и эту. А я бы очень многое изменила в своем прошлом! Прежде всего в отношениях с людьми. Была бы более внимательной к самым близким. Мало любви давала я своим родителям, которых, к сожалению, уже нет на свете. Неслась за мнимыми иллюзиями, казалось, что это настоящее. Целостности не было. Много ошибок допустила из-за эгоизма: себе, для себя…
— Я тоже читаю стихи в этом спектакле и, как мне кажется, дирижирую этим маленьким «оркестром» в режиссуре идейного вдохновителя постановки Елены Тарасовой, — рассказывает Наталья. — Этот спектакль особенно хорош вот чем: ты иногда смотришь на проблему, она кажется тебе тяжелой, нерешаемой. А поэт все преобразует в красивую форму: читаешь — и на душе легче.
Могу сказать, что поэзия становится все более популярным жанром у зрителей. И конечно, стихи потрясающие! Исаева, Аркатова, Иванова-Верховская, Логвина — лучшие современные поэты. Находиться с ними на сцене, читать самой и слушать их исполнение — это прекрасно!
«ГОНЧАРОВ МОГ НАКРИЧАТЬ, НО ЛИЧНОСТЬЮ БЫЛ КОЛОССАЛЬНОЙ»
— В театре вы начинали у легендарного Андрея Гончарова — мастера с очень непростым характером. Тяжело было с ним работать?
— Непросто. Очень хорошо помню, как актер Николай Николаевич Волков как режиссер решил поставить спектакль «Событие» по Набокову. Пригласил играть меня и моего однокурсника Сергея Юшкевича, мы долго репетировали. Но генеральный прогон прошел под крик и ор Андрея Александровича — ему постановка категорически не понравилась.
Это было 7 марта 1994 года, до сих пор помню. Для меня был страшнейший слом, удар по самооценке. Гончаров всегда много кричал. Мог обозвать актрису: «Что ты как лошадь?!», «Неповоротливая, не то делаешь». Или: «Где эта сволочь?!» — так «приглашал на разговор» кого-то из артистов.
С ним не было просто. Но когда ему нравился спектакль или игра артиста, он смеялся, порой очень громко, тер ладони… Он, конечно, был личностью колоссальной! Каких собрал актеров в своем театре — Джигарханян, Гундарева, Немоляева, Филиппов, Костолевский, Виторган, Алла Балтер… Он коллекционировал таланты.
А своими криками, нелестными эпитетами, как понимаю сейчас, провоцировал на эмоции, на энергию, на действие. Все талантливое зарождалось в противостоянии. А у Гончарова был один критерий отношения к артисту — талант.
— Вы играете и в кино. А часто отказываетесь от съемок?
— Все просто: если материал интересный — соглашаюсь, неинтересный — отказываюсь. Но как-то была поучительная история. Мне прислали сценарий, я начала читать: предстояло играть воспитательницу детского сада. Вроде бы прекрасная женщина, любит детей. Почему бы не сыграть?
Стала сниматься. И тут в процессе съемок выясняется, что героиня из милой воспитательницы превращается в жуткую убийцу. Я ведь не дочитала сценарий до конца! А отказаться от съемок уже не могла, был подписан контракт. С тех пор читаю сценарии от корки до корки!
Виктория Катаева.
Фото из личного архива
Н. Васильевой,
PERSONA STARS,
Михаил Филиппов сейчас
Актер продолжает играть в кино и на театральной сцене. Сейчас в производстве находится по меньшей мере один сериал с его участием под названием «Скажи правду». Это российская адаптация британского проекта «Доктор Фостер» (2015). В центре сюжета — история женщины, которая, однажды заподозрив мужа в измене, постепенно становится одержимой этой идеей.
Михаил Филиппов в 2018 году
В поисках доказательств неверности супруга она, сама того не замечая, рушит свою карьеру и отношения с близкими людьми. Помимо Филиппова, в сериале снимаются Виктория Исакова, Гоша Куценко, Аглая Шиловская, Алена Бабенко. На экраны «Скажи правду» выйдет в 2019 году.
Личная жизнь Михаила складывается благополучно. Он живет в Москве вместе с женой Натальей. Супруги работают в театре им. Маяковского, правда, сыграть друг с другом в одном спектакле им пока так и не довелось.
Личная жизнь
Первой избранницей актера стала Ирина Андропова, отцом которой был Генеральный секретарь ЦК КПСС Юрия Владимировича Андропова. У них с Филипповым родился сын, которого назвали Дмитрием. Однако его появление не спасло брак — отношения супругов стремительно ухудшались и в итоге закончились разводом.
Михаил Филиппов и Наталья Гундарева
В 1986 году Михаил женился на актрисе Наталье Гундаревой. Они познакомились в театре им. Маяковского, и поначалу коллег связывала лишь дружба, но потом они поняли — им необходимо жить вместе. Брак оказался прочным: Филиппов и Гундарева прожили вдвоем 19 счастливых лет. Разлучила их смерть Натальи Георгиевны.
В 2007 году артист выпустил книгу воспоминаний «Наташа». В ней рассказана история их взаимоотношений, полная любви и светлой грусти. Повествование сопровождают фото и рисунки, записки, стихотворения, автором которых является сам муж Гундаревой.
Михаил Филиппов и его жена Наталья Васильева
Свои дети у пары так и не появились, однако в книге Филиппов упомянул об Ирине Дегтевой — давней поклоннице Натальи, которая много сделала для супругов и отчасти заменила им дочь.
Третьей женой Филиппова стала актриса театра им. Маяковского Наталья Васильева. Несмотря на разницу в возрасте супругов (Наталья младше мужа на два десятка лет), в семье царит тепло и взаимопонимание. Несколько раз прессу «взрывали» известия о том, что Михаил Иванович снова станет отцом, однако эти слухи оказались ложными.
Личная жизнь
У красивой молодой актрисы множество поклонников, были и те, кто предлагал руку и сердце. Но она не торопилась и ждала своего единственного и любимого. В 2009 году у Натальи Юрьевны новый этап в биографии – она выходит замуж за коллегу по театру Михаила Филиппова, который 4 года назад перенес тяжелую утрату – смерть супруги, актрисы Натальи Гундаревой.
Наталья и Михаил Филипповы / «»
Коллеги рассказывают, что Наталья Васильева влюблена в актера еще с 1993 года, с того момента, когда появилась в знаменитой «Маяковке». После ухода из жизни Гундаревой актер страдал от депрессии, которая часто приводила его на больничную кровать из-за сердечных приступов. Васильева и Филиппов начали общаться во время работы над спектаклем. Весь театр сплетничал об этих отношениях.
О свадьбе никто не знал, кроме самых близких людей. Актеры предпочли тихую церемонию, даже нет фотографий. Женщина сразу взяла фамилию мужа. Супруги живут в той же квартире, где Михаил Филиппов был счастлив с Гундаревой. У нее нет ревности к прошлому супруга. Коллеги говорят, что Васильева вдохнула в него вторую жизнь, хотя все понимают, что Михаил Иванович переживает, несмотря на прошедшие годы, и прячет боль глубоко в сердце.
Наталья и Михаил Филипповы / «»
В 2012 году появилась информация, что пара ожидает ребенка. При этом утверждалось, что еще 3 года назад Филипповы уже ждали первенца и даже был заключен договор с одним из московских роддомов. Но беременность прервалась. Как бы там ни было, детей у супругов нет, хотя у Михаила Ивановича есть сын Дмитрий от первого брака.
Актриса старается не читать, что пишут об их отношениях в желтой прессе. Говорит, что ей безразлично. Союз Филипповых основан на доверии, взаимопонимании и любви. Супруги работают в разных постановках и дома стараются не репетировать друг с другом. Главное для нее – чтобы в семье присутствовали мир, покой и уют.
Жизнь как сказка
В браке с Натальей Гундаревой Михаил прожил практически 20 лет. Все эти годы их жизнь была похожа на сказку, в которой царит любовь и взаимопонимание.
Актриса не раз говорила, что наконец-то встретила мужчину, который понимает, как тяжело быть актрисой. Который может понять и поддержать ее, когда что-то не получается. Который может дать совет в нужную минуты. Супруга, который знает, когда промолчать, а когда ласково спросить, как прошел день.
Но эту сказку омрачала одна деталь. У Михаила и Натальи не было совместных детей. Актрису не раз спрашивали об отсутствии детей, но она всегда говорила, что детей ей заменил театр. На самом деле причина крылась в другом.
В начале своей карьеры Гундарева была беременна, но тогда она посчитала, что важно добиться успеха, а потом рожать. Актриса сделала аборт
А теперь его последствия не давали ей забеременеть и родить ребенка.
Со своей любимой Наташей Филиппов был до последнего ее вздоха. Гундарева несколько последних лет перед смертью была тяжело больна. Причиной этого был тяжело перенесенный обширный инфаркт. После него актриса долгое время не могла самостоятельно ходить.
Во время реабилитации рядом был постоянно любимый супруг. Когда она встала на ноги, то они вместе планировали каким будет ее возвращение на сцену. Наталья уже приняла приглашение театра на участие в спектакле и учила свою роль. Но возвращению на сцену не суждено было случиться. Повторный инфаркт оборвал все планы Натальи.
Смерть супруги сильно подкосило и здоровье и моральный дух Михаила. Он долгое время не мог оправиться и замкнулся в себе. Вернула его к жизни только новая встреча.
Детство и юность
Михаил Филиппов родился 15 августа 1947 года. Актер признается, что с детства мечтал работать в театре, правда, не в обычном, а в кукольном. Однако после окончания школы молодой человек не стал подавать документы в театральное, а поступил в МГУ на филологический факультет.
Михаил Филиппов
Занятия проходили в корпусе, расположенном на улице Моховой. Здесь же прямо через дорогу располагался Дом культуры гуманитарных факультетов, в котором бок о бок сосуществовали два театра. Первым, студенческим, руководил Марк Захаров; у руля второго театра, студии «Наш дом», стояли Марк Розовский, Илья Рутберг и Альберт Аксельрод.
Однокурсницы Филиппова, работавшие в «Нашем доме» костюмерами, уговорили юношу сходить на прослушивание. Он благополучно прошел вступительные испытания и оказался в кругу молодых талантов. Многие из них впоследствии стали всенародными любимцами. Семен Фарада, Александр Филиппенко, Геннадий Хазанов — вот только несколько выходцев из стен этой студии.
Михаил Филиппов в спектакле «Рудин»
Репетиции и выступления полностью захватили Михаила, да и не только его — участники «Нашего дома» уезжали домой на последней электричке, а на следующий день после работы или учебы спешили снова оказаться в кругу единомышленников. Счастье длилось до 1969 года, когда студию закрыли из-за прогремевших на всю Москву спектаклей и сатирических вечеров. Из безобидных студенческих капустников постановки «Нашего дома» мало-помалу превратились в нечто более острое и злободневное, и театр предпочли упразднить.
В то время Филиппов учился на 4-м курсе филфака. Он уже не мыслил жизни без сцены, поэтому в очередную приемную кампанию направился в ГИТИС. Юноше повезло: его приняли сразу на второй курс. В 1973 году молодой артист выпустился с красным дипломом и сразу же попал в труппу Московского театра им. Маяковского.
Фильмы
В 1975 году Михаил впервые оказался на съемочной площадке. Дебютом в большом кино стала роль Фуке в экранизации романа Стендаля «Красное и черное». Партнерами молодого актера стали Николай Еременко-младший, Наталья Бондарчук, Наталья Белохвостикова — одним словом, начинающему свой творческий путь артисту было у кого поучиться.
Михаил Филиппов в фильме «Красное и черное»
К сожалению, после первого появления на экране Филиппов надолго «выпал из обоймы», в последующие годы его снимали только в фильмах-спектаклях и короткометражках. Театральная карьера тоже складывалась трудно — первую знаковую роль артист получил только в 1992 году — это была работа в спектакле «Наполеон Первый».
В 80-е годы Михаил снялся только в нескольких фильмах, таких как «Артистка из Грибова», «Женщины, которым повезло», «Процесс». Зато в последнее десятилетие XX века на Филиппова обрушилась масса работы. Творческая биография актера пополнилась ролями Петра Яковлевича Чаадаева в «Деле Сухово-Кобылина», графа Панина в историческом фильме «Русский бунт».
Михаил Филиппов в фильме «Багровый цвет снегопада»
Артист остался востребованным и в «нулевые». Среди заметных проектов с его участием — сериалы «Саломея», «Дети Арбата». Также его фильмография пополнилась картинами «Дзисай», «Багровый цвет снегопада», «Шпион» и многими другими.
Филиппов является обладателем целого ряда наград и премий. В основном они театральные — «Три сестры» (1999), «Хрустальная Турандот» (2010), международная премия им. Станиславского (2011), «ЖЖивой театр» (2013). Также в 2013 году ему был вручен орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени. В 1984 году Михаил удостоился звания Заслуженного артиста РСФСР. С 1996-го Филиппов — Народный артист России.
«ОНА БЫЛА СУПЕРПРОФЕССИОНАЛ, МОЩНЕЙШАЯ ЛИЧНОСТЬ»
— Наталья, ваш супруг был женат многие годы на Наталье Гундаревой, до ее ухода в 2005-м. Не ревнуете мужа к прошлому?
— Никакой ревности. Как говорит одна моя приятельница, надо уметь перелистывать страницы и жить дальше. Да и не может быть ревности к такой женщине. Наталья Георгиевна была суперпрофессионал, мощнейшая личность. Очень внимательная к тем, кто рядом.
Вспоминается случай: у одного молодого актера украли деньги, и Наталья Георгиевна, понимая, что ему буквально не на что будет жить, отдала свои, настояла, чтобы взял. Критерий оценки коллег для нее был один: как ты относишься к театру. Если ответственный, честный в своей профессии, она уважала и принимала таких людей и артистов.
И Михаил Иванович — человек очень порядочный, внимательный, сострадательный, ответственный. Пообещал — сделает. Никогда не устраняется от чужих проблем, многим людям помогает. Но никогда этого не афиширует.
— Как вы отпраздновали его 70-летие?
— Саму дату отметили семейным ужином в Италии в компании наших друзей. А по возвращении в Москву — спектаклями. Один из них — по книге стихов Михаила Ивановича: история их отношений с Натальей Гундаревой, а бард Сергей Деревянко написал музыку.
По сюжету женщина и мужчина встретились — и возникает разговор, диалог. Я видела этот спектакль, мне он показался интересным. Зрители в зале плакали.