15 хай-тек проектов итальянского архитектора ренцо пиано

Семья, детство и решение стать архитектором

13 сентября 1941 года в Осаке родились два мальчика близнеца — Такао Китаяма и Тадао Андо. Это было очень тяжелое время для Японии, и спустя два года их родители приняли решение отдать одного из детей на воспитание бабушке. Выбор пал на маленького Андо.

Они с бабушкой жили в бедном районе для рабочего класса Осаки. Их дом был обычным для Японии 40-х годов XX века — сделан из дерева, внутри мало света, а стены легко продувались ветром. Андо сохранил очень теплые воспоминания о своем доме детства, и говорит, что это была его пещера и ему там очень нравилось.

Он рос непослушным и независимым ребенком. Бабушка никогда его не баловала и всячески способствовала самостоятельности. В юности Андо часто дрался и не стеснялся в выражении своих эмоций. Когда Тадао было 12 лет, дому потребовался ремонт и к ним с бабушкой пришли плотники. Юный Андо пришел в восторг от того, как изменилось помещение после работы, и решил, что он тоже станет плотником или архитектором.

Интересные факты

— Ренцо Пиано изначально мечтал стать музыкантом, а свой окончательный выбор профессии он объяснил так: «Я хотел стать музыкантом, но был недостаточно хорош, поэтому стал архитектором».

— Ренцо Пиано принимал участие в деятельности ЮНЕСКО. Архитектор реконструировал город Отранто в 1979 году, восстановил центр Генуи, древние арсеналы Ханьи на острове Крит, городские ворота Валетты на Мальте, построил культурный центр «Jean Marie Tjibaou» в Нумеа. Также он создал экспериментальную студию «UNESCO & Workshop» в Везиме (Италия). В 1995 году Пиано был назначен послом доброй воли ЮНЕСКО.

— У Пиано 50 сотрудников в компании и три офиса: в Париже, Генуе и Нью-Йорке — в тех странах, где у него больше всего заказов. Он живет в Париже в старом доме XVII века, недалеко от своего офиса.

— Любимый архитектор Ренцо Пиано — Брунеллески, мастер эпохи Возрождения, автор купола над знаменитым собором Санта Мария дель Фьоре во Флоренции.

— Дочь Ренцо Пиано Лия, — единственная из его детей пошла по стопам отца и стала архитектором.

— В январе 1995 года в японском Кобе произошло землетрясение силой в 7 баллов по шкале Рихтера, нанесшее огромные разрушения городу. На таком же расстоянии от эпицентра находился аэропорт Кансай, спроектированный Пиано, но там не разбились даже стекла. Позже, в 1998 году, аэропорт выдержал разрушительный тайфун скоростью в 200 км/ч.

— The Shard мог бы стать самым высоким небоскребом в Европе. Но пока он возводился, его опередили московские «Око», «Федерация» и «Меркурий», а теперь еще строящиеся «Лахта-центр» в Петербурге и «Ахмат-Тауэр» в Грозном.

Лондонский «осколок» – башня «Shard»

Стеклянный небоскреб возведен в 2012 году по проекту Ренцо Пиано. Его высота составляет почти 310 метров, что позволило зданию занять почетное звание самой высокой постройки в Европе. Несмотря на разногласия и общественную дискуссию, касающиеся вешнего облика башни, сегодня сооружение считается одним из главных символов Великобритании. «Вертикальный город», как о небоскребе отзывался сам автор, состоит из офисного блока, ресторанно-развлекательной части, гостиничного комплекса и огромной смотровой площадки, с которой можно увидеть окрестности Лондона на расстоянии до 60 км.

Kansai Airport Terminal, Osaka, 1994

Kansai International Airport Terminal in Osaka, Japan, Renzo Piano, 1988-1994.
Hidetsugu Mori/Getty Images

Kansai International is one of the largest air terminals in the world.

When Piano first visited the site for the Japan’s new airport, he had to travel by boat from Osaka harbor. There was no land to build on. Instead, the airport was constructed on an artificial island — a couple miles long and less than a mile wide strip of fill resting on a million support columns. Each support pile can be adjusted by a built-in individual hydraulic jack attached to sensors.

Inspired by the challenge of building on a man-made island, Piano drew sketches of a large glider landing on the proposed island. He then modeled his plan for the airport after the shape of an airplane with corridors stretching out like wings from a main hall.

Новый корпус чикагского Института Искусств

Р. Пьяно, стремящийся к совершенству через использование новых архитектурных приемов, отличился в США, когда создал проект современного корпуса Института Искусств. Данный проект состоит из 3-х этажей, над которыми на длинных опорах «парит» специальный алюминиевый навес. Он сконструирован таким образом, что солнечный свет в достаточном количестве проникает в галереи верхнего уровня, но не накаляет ни их, ни площадь открытого ресторана. Внутренне пространство – это пример вольной планировки. Данное решение позволяет кураторам менять площадь выставочных площадок, а посетителям – самостоятельно выбирать маршрут прогулки. Главная идея проекта: открытость и полётность современного в противовес тяжеловесному прошлому (имеется в виду прямое сравнение с центральным корпусом института, построенным в неоклассическом стиле в 1893 году).

Biografía

Formación

El famoso arquitecto nació en Génova, Italia, en 1937, en el seno de una familia de constructores. Renzo Piano frecuentó la Facultad de Arquitectura en Florencia (1959 a 1960) y en Milán, graduándose del Politécnico de Milán en 1964; sus trabajos iniciales fueron con estructuras experimentales ligeras; trabajó con su padre y su hermano en la sociedad familiar. De joven, repasó uno a uno los edificios de Le Corbusier.​

Luego, aprendió proyectos con Franco Albini y, a continuación, durante cinco años (1965-1970), con Louis Kahn y Z.S. Makowsky. Esta es su etapa formativa. Nunca se ha desvinculado de su ciudad natal, Génova —ha remodelado su metro y su puerto—.

Trayectoria

Trabajó estrechamente con el arquitecto Richard Rogers desde 1971 hasta 1977; y entre sus proyectos conjuntos figura el famoso Centro Pompidou en el corazón de París (1977). Es un edificio que tuvo un éxito de público decisivo para la difusión de su nombre, de modo que le encargaron remodelarlo posteriormente dado el desgaste experimentado por el uso multitudinario de ese edificio durante veinte años; fue reabierto en 2000. Hizo además edificios adjuntos.

Piano trabajó a continuación con el ingeniero Peter Rice, entre 1977 y 1981, bajo el nombre L’Atelier Piano and Rice. Pero seguidamente, en 1981, fundó el Renzo Piano Building Workshop (RPBW), que actualmente da trabajo a 150 empleados en sus distintas sedes de París, Génova y Nueva York. Precisamente Punta Nave, de Génova, donde tiene su gran estudio italiano, es una obra suya importante (1991); es un edificio que baja por peñascos siguiendo las terrazas de la colina Volpies, hacia el mar, muy cerca de su ciudad de origen, y está invadido por plantas y cañas. Como dice Piano: «Al trabajar aquí se logra un recogimiento especial, ligado a la sensación de contacto con la naturaleza, el clima y las estaciones; todos ellos son elementos inmateriales que la arquitectura ha capturado».​

Una obra muy llamativa, en parte de ingeniería, fue el Aeropuerto Internacional de Kansai, Osaka, concluida en Japón en 1994. La construyó sobre una plataforma o isla artificial; este edificio y sus pistas están unidos a tierra con miles de pilotes que soportan las conexiones terrestres a prueba de maremotos; se halla a dos horas de tren de Tokio.

En Suiza, ha hecho el Museo de la Fundación Beyeler, en Basilea (1999), así como el Centro Paul Klee, Berna (2005). Y, en Alemania, su intervención global en la antes vacía Potsdamer Platz de Berlín, destaca en el edificio Daimler-Benz (2000).

Piano ha dado clases en las universidades de Columbia y de Pensilvania, en la Escuela de Arquitectura de Oslo, en la Politécnica de Londres así como en la Escuela de arquitectura de esta misma ciudad.

En agosto de 2013 fue nombrado senador vitalicio en el Senado de Italia por el presidente Giorgio Napolitano.​

En 2017 concluyó su primera obra en España, el Centro Botín de las Artes y la Cultura, en Santander.​

El jefe de Gobierno, Renzi, habló con Renzo Piano en agosto de 2016, para que diseñe la reconstrucción del centro de Italia tras el terrible terremoto.​

Algunas palabras aclaran su actitud:

Porto Antico di Genova,1992

Biosfera and Il Bigo at Porto Antico, Genoa, Italy.
Vittorio Zunino Celotto/Getty Images (cropped)

For a crash course in Renzo Piano architecture, visit the old port in Genoa, Italy to find all elements of this architect’s design — beauty, harmony and light, detail, a gentle touch to the environment, and architecture for the people.

The master plan was to rehabilitate the old port in time for the 1992 Columbus International Exposition. The first phase of this urban renewal project included the Bigo and an aquarium.

A «bigo» is a crane used at shipyards, and Piano took the shape to create a panoramic lift, an amusement ride, for tourists to better view the city during the Exposition. The 1992 Acquario di Genova is an aquarium that takes the look of a long, low dock jutting into the harbor. Both structures continue to be tourist destinations for the public visiting this historic city.

Architectural Style

Renzo Piano’s work has been called «high-tech» and bold «postmodernism.» His 2006 renovation and expansion of the Morgan Library and Museum shows that he has much more than one style. The interior is open, light, modern, natural, old, and new at the same time.

«Unlike most other architectural stars,» writes architecture critic Paul Goldberger, «Piano has no signature style. Instead, his work is characterized by a genius for balance and context.» The Renzo Piano Building Workshop works with the understanding that architecture is ultimately uno spazio per la gente, «a space for people.»

With attention to detail and maximizing the use of natural light, Piano’s many projects exemplify how massive structures can retain a delicateness. Examples include the 1990 sports stadium San Nicola in Bari, Italy, designed to appear to open like petals of a flower. Likewise, in the Lingotto district of Turin, Italy, the 1920s-era car manufacturing factory now has a transparent bubble meeting room on the roof—a light-filled area built for employees in Piano’s 1994 building conversion. The exterior facade remains historic; the interior is all new.

Centre George Pompidou, Paris, 1977

The Georges Pompidou Center in Paris, France.
Frédéric Soltan/Corbis via Getty Images (cropped)

The Centre Georges Pompidou in Paris revolutionized museum design. The young team of British architect Richard Rogers and Italian architect Renzo Piano won the design competition — much to their own surprise. “We were attacked from all sides,» Rogers has said, «but Renzo’s deep understanding of construction and architecture, and his poet’s soul, brought us through.”  

Museums of the past had been elite monuments. In contrast, the Pompidou was designed as a busy center for fun, social activities, and cultural exchange in a 1970s France of youthful rebellion.

Tjibaou Cultural Centre, New Caledonia, 1998

Tjibaou Cultural Center, New Caledonia, Pacific Islands.
John Gollings/Getty Images (cropped)

The Renzo Piano Building Workshop won an international competition to design the Tjibaou Cultural Center in Noumea, a Pacific island French territory in New Caledonia.

France wanted to build a center to honor the culture of the indigenous Kanak peoples. Renzo Piano’s design called for ten cone-shaped wooden huts grouped among the pine trees on the Tinu Peninsula.

Critics praised the center for drawing on ancient building customs without creating overly romanticized imitations of native architecture. The design of the tall wooden structures is both traditional and contemporary. The structures are both harmonious and built with a gentle touch to the environment and the native culture they celebrate. Adjustable skylights on the roofs allow for natural climate control and the soothing sounds of Pacific breezes.

Legacy

In 1998, Renzo Piano was awarded what some call architecture’s highest honor—The Pritzker Architecture Prize. He remains one of the most respected, prolific, and innovative architects of his time.

Many people connect Piano with the raucous design of the Centre de Georges Pompidou. Admittedly, it was not easy for him to lose that association. Because of the Centre, Piano has often been labeled «high tech,» but he is adamant that this does not describe him: «t implies that you aren’t thinking in a poetic way,» he says, which is far from his self-conception.

Piano considers himself to be a humanist and technologist, which both fit into modernism. Scholars of architecture note, as well, that Piano’s work is rooted in the classical traditions of his Italian homeland. Judges for the Pritzker Architecture Prize credit Piano with redefining modern and postmodern architecture.

Карьера

1971—1976

В 1971 году Ренцо Пиано вместе с британцем Ричардом Роджерсом основал студию «Piano & Rogers» в Лондоне. После учреждения компании они в том же году выиграли конкурс на строительство Национального центра искусства и культуры Помпиду в Париже или, как его еще именуют, Бобур, по названию округа. Этот проект принес им славу и признание и впоследствии стал одной из главных достопримечательностей Парижа. Пиано на тот момент было всего 34 года. В этот период архитекторы занимались еще несколькими проектами. Например, в 1972 году они построили главный офис для компании B&B Italia в Новедрате, к северу от Милана.

Главный офис компании B&B Italia недалеко от Милана Главный офис компании B&B Italia. Скетч

1977—1980

С 1970-х годов Пиано прекратил сотрудничество с Роджерсом и в 1977 году вместе с инженером Питером Райсом открыл студию «Studio Piano & Rice». Инженер до знакомства с Ренцо уже работал в таких известных проектах, как Пирамида Лувра и Сиднейский оперный театр. Его сотрудничество с Пиано началось со строительства Центра Помпиду. Вместе с ним они сделали несколько проектов, в том числе «гибкие» жилые дома Il Rigo Quarter в Перуджи и мастерскую в Отранто в Италии. К 1981 году партнеры закрыли свою студию, но несмотря на это сотрудничество Пиано с Райсом продолжалось до смерти инженера в 1992 году.

1981—…

К 1981 году «Studio Piano & Rice» уже закрылась, и Ренцо Пиано основал новую студию («Строительная мастерская Ренцо Пиано»)

Назвав так студию, архитектор отдал дань семье и подчеркнул важность полученного в детстве опыта

В свои 55 лет Ренцо Пиано женился второй раз. Это была Эмилия Россато, которую он встретил, когда она пришла работать в «RPBW». С предыдущей женой Пиано расстался еще раньше, во время строительства Центра Помпиду, когда переехал из Генуи жить в Париж. У Пиано с Россато родился сын Джорджио.

В 1998 году Ренцо Пиано получил . К этому году он спроектировал уже много крупных и выдающихся проектов. Помимо Центра Помпиду это были музей Коллекции Менил, офисы для компании Lowara, музыкальное пространство Prometeo, стадион Сан-Никола, жилой комплекс Rue De Meaux, аэропорт Кансай в Японии, музей NEMO в Амстердаме и многие другие.

Obras

Categoría principal:  Obras de Renzo Piano

  • Centro Georges Pompidou, (con Richard Rogers), París, Francia. 1971-1977; rehabilitado entre 1997 y diciembre de 1999
  • Museo de la Colección Menil, Houston, EE UU. 1982-1986
  • Aeropuerto Internacional de Kansai, Osaka, Japón. 1990-1994
  • Punta Nave, sede de su RPBW, Génova, Italia. 1989-1991
  • Cruceros «Royal Princess» y «Crown Princess», de Princess Cruises. 1989-1991
  • Centro Cultural Canaco J.M. Tjibaou en Noumea, Nueva Caledonia, Francia. 1991-1998
  • Iglesia de Peregrinaje Padre Pio, S. Giovanni Rotondo, Italia. 1991-2004
  • Museo de la Fundación Beyeler, Basilea, Suiza. 1992-1997
  • Reforma de la antigua fábrica de Fiat en Lingotto.
  • Reconstrucción de una sección de la Potsdamer Platz (Daimler-Benz), Berlín, Alemania. 1992-2000
  • Auditorio Parque de la Música, Roma, Italia. 1994-2002
  • Ampliación del High Museum of Art, Atlanta, EE UU. 1999-2005
  • Maison Hermès, Tokio, Japón. 1998-2001
  • Centro Paul Klee, Berna, Suiza. 1999-2005
  • Futura sede de The New York Times, Nueva York, Estados Unidos.
  • Astrup Fearnley Museum of Modern Art, Tjuvholmen, Oslo, Noruega (2002-)​
  • Columbia University Manhattanville Campus Master Plan and Jerome L. Greene Science Center, New York City, Nueva York (2004-)
  • Los Angeles County Museum of Art, Los Angeles, (2003-)
  • Sesto San Giovanni Plan, Milán, Italia (2004-)
  • Whitney Museum of American Art, Nueva York (2005-2015).
  • Pathé Foundation headquarters, París, Francia (2006-)
  • City Gate (Malta), Royal Opera House, Valletta, Parlamento de Malta, y Plaza de la libertad, Valletta, Malta (2009-)
  • Harvard Art Museums, renovación, Cambridge, Massachusetts (2009-)
  • Isabella Stewart Gardner Museum, ala, Boston, Massachusetts (2005-)
  • Kimbell Art Museum, ampliación, Fort Worth, Texas (2008-)
  • Central Saint Giles, edificio en Londres 2002-2010
  • Stavros Niarchos Foundation, Centro Cultural, Ópera y Biblioteca Nacional de Grecia Faliro, Atenas (2009-)
  • Centro Botín, Santander, España. (2012-2017)

Итальянский Аквариум

В городе Генуи Р. Пиано оставил еще один след своей творческой жизни, создав 2-ой по величине аквариум в Европе, суммарный объем которого достигает 6 млн. литров. Сама постройка была возведена в 1992 году, а в 1998 расширена стометровой пристройкой, выполненной в виде корабля. Если рассматривать архитектурный шедевр в целом, то он сам по себе напоминает водный транспорт, готовый отправиться в увлекательное морское путешествие. Помимо 70 резервуаров, в которых обитают самые разнообразные морские животные, Аквариум в Генуи может похвастаться сотрудничеством с «AquaRing EU project», на базе чего проводятся научные исследования и курсы.

International Notoriety

After their success with the Centre, the two architects went their own way. In 1977, Piano partnered with Peter Rice to form Piano & Rice Associates. And in 1981, he founded the Renzo Piano Building Workshop. Piano has become the most sought-after museum architect in the world. He is renowned for his ability to harmonize buildings both with their external environment and the art exhibited within them. 

Piano is also celebrated for his landmark examples of energy-efficient green design. With a living roof and a four-story tropical rainforest, the California Academy of Sciences in San Francisco claims to be the «world’s greenest museum,» thanks to the design of Piano. The Academy writes, «It all began with architect Renzo Piano’s idea to ‘lift up a piece of the park and put a building underneath.'» For Piano, the architecture became part of the landscape.

Последние статьи

  •   7 вопросов из детства, которыми некоторые взрослые терзаются до сих пор 23.08.2020, 23:15
  •   Свежие идеи для ремонта, которые сделают интерьер запоминающимся и эффектным 23.08.2020, 22:16
  •   15 советских развлечений, с которыми непонятно, как дети смогли остаться живы 23.08.2020, 20:33
  •   15 якобы полезных хитростей, от которых на деле никакого толку 23.08.2020, 19:06
  •   Хотел компост — получил отраву: какие ошибки превращают полезное удобрение во вредное 23.08.2020, 17:36
  •   Британский мебельщик превратил грузовой бус в комфортный дом на колесах 23.08.2020, 15:49
  •   Зачем у некоторых моторных самолетов на крыльях делали характерный излом 23.08.2020, 14:13
  •   Бюджетное средство из аптечки, которое защитит мебель от пыли на месяц 23.08.2020, 12:25
  •   Какую информацию можно узнать о машине, взглянув на ее госномер 23.08.2020, 10:43
  •   «Дырявые» небоскребы, или Зачем в Гонконге строят здания со сквозными отверстиями 23.08.2020, 09:21

Все статьи

Early Career and Influences

Eking out a living by teaching and building with his family’s business, from 1965 to 1970 Piano traveled to the United States to work in the Philadelphia office of Louis I. Kahn. He then went on to London to work with the Polish engineer Zygmunt Stanisław Makowski, known for his study and research of spatial structures.

Early on, Piano sought out guidance from those who blended architecture and engineering. His mentors included the French-born designer Jean Prouvé and the brilliant Irish structural engineer Peter Rice.

In 1969, Piano received his first major commission to design the Italian Industry Pavilion at Expo ‘70 in Osaka, Japan. His Pavilion garnered international attention, including that of young architect Richard Rogers. The two architects formed a fruitful partnership that lasted from 1971 to 1978. Together they entered and won the international competition for the Centre Georges Pompidou in Paris.

Weltstadthaus – больше, чем просто торгово-развлекательный центр

В немецком городке Кельн можно встретить комплекс «Вельтштадтхаус», работая над которым автор разрушил рамки обыденного

Футуристическое стеклянное здание привлекает внимание своей гладкостью – именно по этой причине местные жители и гости города часто сравнивают его то с кораблем, то с китом, которого выбросило на берег. Название ТЦ переводится, как «Городской дом мирового значения», что вполне оправдано его стилистическим исполнением

Размашистый стеклянный корпус комплекса гармонирует с бетонным ландшафтом города и вступает с ним в конфликт одновременно, чем привлекает новых посетителей. Также внутри «кита» расположилось 400 магазинов, кафе, детский зал и даже каток.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector