Состояние архитектуры 30 лучших русских проектов последних лет

Святыни и иконы храма Христа Спасителя

Храм очень значим для православных христиан и является объектом паломничества.

Его внутреннее убранство, изобилующее сусальным золотом, мрамором, порфиром и лабрадором, гармонирует с величием экстерьера. На стенах галереи, расположенной по периметру здания, представлена военная история русского могущества: на мраморных досках сохранены для потомков значительные сражения, в которых принимала участие наша армия, имена полководцев, офицеров и простых солдат, воевавших во славу Родины.

По высоте внутренние помещения храма достигают 79 метров, а удивительный иконостас, расположенный на одной оси с главным входом, представляет собой восьмигранную часовню из белого мрамора. Ее вершину венчает золотой шатер.

Время от времени в храме Христа Спасителя выставляются православные реликвии из различных святых мест (Пояс Пресвятой, Богородицы, крест апостола Андрея, Дары волхвов, мощи святителя Николая).

Мария Пенина

Постоянно в храме находятся:

Мощи святителя Филарета Московского. Святой, прославившийся благодаря деятельности пастыря и богословским трудам, запомнился современникам христианским благородством. Его речи и помыслы были искренними, а отношение к миру — смиренным. Митрополит Филарет, стоявший во главе Русской Православной церкви в течение 46 лет, был одним из наиболее образованных иерархов. Благодаря ему Ветхий и Новый завет были переведены на русский язык, а при Московской епархии появилось несколько новых женских монастырей. Святитель милостив и щедр и сейчас, после смерти. У его чудотворных мощей, помещенных в Храм Христа Спасителя в 2004 году, просят помощи и получают ее.

Частица ризы Иисуса Христа. Ключарь Храма Христа Спасителя уверен, что небольшой фрагмент хитона, полученного одним из воинов — свидетелей распятия Сына Божьего, является главной святыней обители. Он хранится в особом аналое, расположенном отдельно от других реликвий. 23 июля, во время Праздника положения Ризы Господней, сокровище, обнаруженное среди экспонатов Ярославского музея-заповедника в 2002 году и переданное Храму Христа Спасителя в 2007 году, выносят к прихожанам.

Частица ризы Богородицы. Хитон Девы Марии, завещанный ею перед Успением ее прислужницам-вдовицам, долгое время хранился на Святой земле. В V веке реликвия была хитростью похищена и перевезена в Константинополь, где не раз творила чудеса. Фрагмент, ставший одной из наиболее значимых святынь Храма Христа Спасителя, был подарен РПЦ Кремлевским музеем в 2008 году. Для ризы также создан отдельный аналой, дающий верующим возможность помолиться и попросить о помощи.

Гвоздь Христа-Спасителя. Подлинный кусок железа, пригвоздивший Иисуса к кресту, попал в Россию в XVII веке. Наряду с другими святынями, он долго хранился в Кремлевском музее и лишь недавно стал достоянием церкви. Его длина составляет 14,5 см, а вес — чуть больше 80 граммов.

Также в храме хранятся чудотворные иконы, многие другие святыни и лики, творящие чудеса. Среди них пять старинных икон, изображающих Святителей Московских, образ защитницы от бедствий, злых людей и катастроф — Смоленской Божьей Матери, чтимый лик Николая-Чудотворца и древний Спас Нерукотворный. В Храме периодически «гостят» и святыни Афона.

Владимир Олейник

Самые интересные здания

Привлекательные здания с интересным видом появляются в городах России постоянно:

№п/п здание где находится краткое описание здания
1 Технопарк Татарстан Круглая форма, зеркальные фасады, карнизы украшены консолями.
2 Куликово поле Тульская обл. Кровлю музея заменяет холм, засаженный травой.
3 Архитектуриум Подмосковье Фасад здания выполнен в виде гимнастической ленты.
4 Культурный центр г Первоуральск Восемь этажей образуют цилиндр, установленный на сферическую платформу.
5 Школа г Пушкино, Московская обл Стеклянные галереи на этажах, нет ровных коридоров, все помещения необычных форм.
6 Краснодар — детская футбольная школа г Краснодар Фасады строений облицованы медными панелями, выкрашены в цвета эмблемы спортивного клуба.

Последние статьи

  •   Что находится внутри загадочной мусульманской святыни — Каабы сегодня, 14:50
  •   Не больше, не меньше: почему МКС летает именно на высоте 400 км сегодня, 13:20
  •   8 верных признаков, что бюстгальтер был выбран неправильно сегодня, 11:48
  •   Исчез драматизм и формы: волгоградцы требуют вернуть прежнюю подсветку монументу «Родина-мать зовет!» сегодня, 10:43
  •   6 вариантов заморозить зелень на зиму, чтобы сохранить ее свежесть и аромат сегодня, 09:22
  • +1   4 заблуждения о приготовлении еды, в которые пора перестать верить 18.08.2020, 22:43
  •   6 фантастических сооружений мира, созданных гениальными современниками 18.08.2020, 21:38
  •   Что и как перекупщики «вылизывают» в автомобиле, чтобы он выглядел как можно лучше 18.08.2020, 20:26
  •   Простецкий способ заточить ножницы быстро и без наждачной бумаги или камня 18.08.2020, 18:38
  •   Парочка действенных способов, которые избавят от запаха чеснока без чистки зубов 18.08.2020, 16:47

Все статьи

Путевой дворец Василия III

Долгое время считалось, что дом, где во время поездок останавливался отец Ивана IV, это лишь легенда и городские мифы, и он давно исчез с карты Москвы. Но при реставрации ветхого здания на Старой Басманной улице ученых ждало сенсационное открытие.

С этого здания началось возведение Голицинской усадьбы, а внутри оказался путевой дворец Василия III. Примечательно, что первоначальная планировка архитектурного проекта русских зодчих сохранилась почти не тронутой с момента возведения.

Как всегда, на Руси и место закладки строения было сакральным, ведь здесь, согласно летописям, в 1395 году москвичи встречали икону Владимирской Божьей матери, спасшую Русь от нашествия Тимура.

Самые длинные улицы в мире.

5

Деревянное здание

Одним из самых древних деревянных зданий в России считается домик Петра I, который находится в Санкт-Петербурге. Это летняя резиденция для императора, которая была построена в 1703 году.

Это весьма скромный и небольшой домик площадью всего 60 квадратных метров, который строили плотники-солдаты неподалеку от Троицкой площади за три дня. Например, именно здесь состоялось празднование присоединения земель и основания города.

Когда появился Летний и Зимний дворец, Петр больше не приезжал в этот домик. Так что после 1708 года он российским императором не использовался, но сохранился до наших дней. В 1852 году его окружили чугунной решеткой.

До нашего времени домик сохранился в первоначальном виде, незначительные изменения появились только после Октябрьской революции. В 1903 году здесь открыли музей с артефактами XVIII века и личными вещами Петра I.

XVIII век: нарышкинское и просто барокко

В XVIII веке московская архитектура снова смотрит на Запад. Связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и новым стилем возводимого в западноевропейском духе Санкт-Петербурга – петровским барокко – стал нарышкинский стиль.

Храм Покрова Богородицы в Филях

Самые известные примеры нарышкинского барокко – храм Покрова Богородицы в Филях, Спасский храм в селе Уборы Одинцовского района.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях

Спасский храм в селе Уборы Одинцовского района

Особенность нарышкинского стиля – смешение противоречивых тенденций и течений. С одной стороны, мы видим черты европейского барокко и маньеризма, отголоски готики, ренессанса, романтизма, с другой – традиции русского деревянного зодчества и древнерусской каменной архитектуры.

Спасский храм в селе Уборы

Дворец Волковых-Юсуповых

Дворец Волковых-Юсуповых в Большом Харитоньевском переулке – интересный памятник гражданской архитектуры нарышкинского барокко. Недавно он стал доступен для посещения как музей.

Дворец Волковых-Юсуповых

Храм Никиты Мученика в Старой Басманной слободе

А вот подлинного, высококлассного барокко, подобного тому, что можно встретить в Петербурге, в Москве почти нет. Чувствуется, что в это время Москва – провинция. Однако на самой Красной площади мы можем полюбоваться домом Губернского правления, на Старой Басманной – храмом мученика Никиты.

Храм Никиты Мученика в Старой Басманной слободе

Вообще барокко – это «отличник, который пытается косить под двоечника», шутит Дмитрий Беззубцев. Этот стиль основан на ордере, то есть законах симметрии и порядка, но его отличительные черты – «разорванные» арки и фронтоны, вольные изгибы, прихотливый, избыточный декор.

25. Крейсер Аврора

Этот корабль стал известнейшей исторической достопримечательностью России благодаря участию в Октябрьской революции, предотвратив разведение Дворцового моста юнкерами, и сделав свой знаменитый выстрел по Зимнему дворцу. После ремонта он еще несколько раз ходил в плавания, и должен был быть списан. Но планам помешала Великая Отечественная война. В этот период крейсер принимал на себя удар при воздушных атаках, а его моряки заняли оборону в районе Дудергофа.

После войны было принято решение создать на борту музей памяти героев-нахимовцев. 17 ноября 1948 года «Аврору» отбуксировали на Большую Неву на вечную стоянку. На базе музея в 1956 году создали филиал Центрального военно-морского музея. В 2014-16 годах была произведена большая реконструкция судна, ему вернули изначальный вид. Правда, советскую символику оставили.

Ампир

Ампир зародился во Франции во времена правления Наполеона I и получил распространение в России при Александре I. В основе этого стиля лежит идея нерушимости и всемогущества государственной власти, истоки которой следует искать в культуре и истории Римской империи и Древней Греции. Отсюда такие элементы архитектуры, как лепнина, колонны, пилястры, скульптуры в виде грифонов и сфинксов и т.д.

Российский ампир правил бал в архитектуре в период с 1830 по 1840 гг. Во времена советской власти он обрел второе дыхание, переродившись в так называемый сталинский ампир, в котором объединились черты барокко, ар-деко, классицизма и наполеоновского ампира. Этот стиль воплотился в таких сооружениях, как здания МИД, МГУ. Роскошь и помпезность сталинского ампира продолжают вдохновлять архитекторов при создании элитных жилых комплексов в Москве — таких как GRANATNY PALACE на Патриарших прудах, ЖК «Монолит Плаза» на ул. Косыгина.

6. Особенности проведения работ по перепланировке и реконструкции объекта культурного наследия

Зачастую в ходе эксплуатации возникает необходимость в перепланировке или реконструкции объекта культурного наследия.

К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия.

Работы по сохранению включенного в ЕГРОКН или выявленного объекта культурного наследия проводятся при условии осуществления технического и авторского надзора, а также государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением на основании:

  • задания на проведение указанных работ;
  • проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия;
  • разрешения на проведение указанных работ.

Выдача задания и разрешения осуществляется органами охраны объектов культурного наследия в зависимости от значения такого объекта (федеральный, региональный, местный (муниципальный)).

Общий алгоритм действий по проведению рассматриваемых работ выглядит следующим образом:

  • оформление в органе охраны объектов культурного наследия задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в котором указаны виды работ, а также требования к составу проектной документации;
  • разработка проектной документации;
  • получение положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы проектной документации;
  • на основании положительного вывода государственной историко-культурной экспертизы получение согласования проектной документации в органе охраны объектов культурного наследия;
  • на основании согласованной проектной документации и договора авторского (технического) надзора получение разрешения на проведение работ в органе охраны объектов культурного наследия;
  • выполнение согласованных работ в полном объёме;
  • оформление необходимой документации по результатам выполненных работ, в том числе:
    • подготовка и направление в орган охраны объектов культурного наследия научного отчета о выполнении работ;
    • получение в органе охраны объектов культурного наследия согласования указанного научного отчета (при этом орган охраны объектов культурного наследия вправе осуществлять контроль за всеми этапами работ);
    • получение акта приемки работ в органе охраны объектов культурного наследия, выдавшем разрешение на проведение указанных работ.

Приведенный алгоритм является примерным и может иметь свою специфику в каждом конкретном случае.

Эклектика, неоклассика. Отель Savoy

Эклектика – эпоха, в которой возник интерес к истории архитектуры. Стали изучаться все существующие стили, и стало возможно и интересно комбинировать элементы разных стилей в одном здании – то есть, по сути, цитировать. В Москве к эклектике относится большинство зданий XIX века и многие начала XX-го. В ней выделяются отдельные направления, например, неоклассика. Большая часть Москвы до XIX века строилась в стиле классицизм, а раз эклектика цитирует – она будет заимствовать черты именно этого стиля.

Посмотрим на гостиницу Savoy. Здесь, как и в Центральном детском магазине, можно найти классические приемы:

  • принцип «тяжелый низ, легкий верх»,
  • разбивка по ярусам,
  • карниз,
  • колонны правильной пропорции,
  • античные маски на замковых камнях,
  • термальные окна (полукруглые окна, посередине разбитые стойками – прим. m24.ru).

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 4

Теперь посмотрим, что отличает здание от классики, и почему это все-таки здание начала XX века в неоклассическом стиле? Например, два первых этажа – в рустовке, но на нижнем она лишь слегка обозначена, что противоречит канонам. Дело все в том, что Savoy строился в век капитализма, когда на первых этажах стало выгодно делать витрины. А массивный руст может отвлекать прохожих от созерцания, поэтому акцент с него снимается. Металлический легкий козырек на входе тоже отсылает нас к началу века промышленности. В это время активнее используется металл, и он позволяет создавать тонкие, искусные элементы. Однако привычки сложно изменить, и у металлических колонн все равно делают капители, хоть, в отличие от каменных колонн, технически они уже не нужны.

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 2

Дом Моссельпрома

Еще один памятник советского конструктивизма, Дом Моссельпрома (Калашный переулок, дом 2/10), в 1920-х годах был самым высоким зданием в столице. Архитектурой здания в разное время занимались такие специалисты, как Николай Струков, Давид Коган, Артур Лолейт и Владимир Цветаев, кузен Марины Цветаевой. Декоративное панно с рекламой продукции Моссельпрома спроектировали художники-авангардисты Александр Родченко и Варвара Степанова, а знаменитый лозунг «Нигде кроме как в Моссельпроме!» придумал поэт Владимир Маяковский.

Изначально в подвале дома находился склад муки, на первом этаже были администрации московских магазинов, выше — дирекция, бухгалтерия и прочие службы Моссельпрома. На верхних этажах жили работники кондитерской фабрики.

В 1930-х годах дом достался Наркомату обороны и стал полностью жилым. В нем селились высшие военные чины, а после войны — генералы и герои Советского Союза. В 1960-х годах дом передали Мосгорисполкому. В это время в доме проживал известный лингвист Виктор Виноградов, а на верхнем этаже находилась художественная мастерская. В наши дни кроме жилых квартир в доме располагается факультет Российского института театрального искусства.

Генеральский дом на Смоленской набережной

Монументальное 12-этажное здание было построено в стиле сталинский ампир в 1950-х годах. Дом был возведен для генеральского состава Советской армии. Однако в нем жили и артисты, и ученые. До наших дней дом сохранился в первоначальном виде – башня с арками, эркеры с лепным декором, классический карниз, большие окна на первом этаже, украшенные наличникам с изображением цветов. В подъездах лепные розетки на потолках, лестницы украшены витыми балясинами с цветами, на полу — гранит.

Где: Смоленская набережная, д. 5/13. Ближайшая станция метро «Смоленская».

Что там сейчас: жилой дом.

Какие еще здания признали объектами культурного наследия:

  • жилой дом фабриканта и торговца Густава Келлера на Вятской улице;
  • жилой дом рабочего жилищно-строительного кооперативного товарищества «Объединенное рабочее строительство» в Басманном тупике;
  • дом московского купца Алексея Дурилина на Большой Ордынке;
  • жилой дом рабочего товарищества «Трудкоопстрой» в 6-м Ростовском переулке;
  • ансамбль старого московского почтамта на Мясницкой улице;
  • фабрика-столовая завода «Динамо» на улице Ленинская Слобода.

Только цифры

700 домов признали памятниками архитектуры Москвы за последние семь лет. Из них 370 — выявленные объекты культурного наследия, 330 — объекты культурного наследия федерального и регионального значения.

Десятинная церковь

С крещением Руси связана церковь Успения Пресвятой Богородицы в Киеве, получившая название Десятинной. Это было первое каменное строение. Церковь строили пять лет, с 991 по 996 годы, на месте сражения христиан с язычниками. Хотя в Повести временных лет началом строительства храма назван 989 год.

 Здесь закончен был земной путь первомучеников Фёдора, а также его сына Иоанна.  Князь Владимир Святославич своим указом выделил для строительства церкви десятину из государственной казны, по нынешнему времени, из бюджета. Поэтому церковь и получила такое имя.

В своё время это был самый большой храм. В 1240 году войска татаро-монгольского ханства разрушили храм. По другим источникам церковь рухнула под весом собравшегося там народа в надежде спрятаться от захватчиков. От этого археологического памятника сохранился лишь фундамент.

Ленинградский вокзал

Обратимся еще к одному зданию, а именно Ленинградскому вокзалу. Построенный в 1849 году он является старейшим в Москве. До 1923 года его называли Николаевским по имени императора Николая I, а до 1937 Октябрьским.

Построен вокзал по оригинальному проекту К. Тона и Р. Желязевича, а движение поездов по Московско-Петербургской дороге началось через 2 года после открытия.
Сегодня здание вокзала, естественно, неоднократно перестроенное, все равно является памятником архитектуры. В 2009 году общественность подняла вопрос о возвращении вокзалу первоначального названия, но руководство РЖД заявило, что решение по этому вопросу не принято.

Самые большие вокзалы в мире.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector