360° восточный экспресс
Содержание:
- Содержание
- Адаптации
- История
- Наши дни
- Катастрофы
- Примечания
- Примечания
- Литература
- Признание и критика
- «Экспресс шпионов»
- Восточный экспресс в массовой культуре
- Роли дублировали
- Действующие лица
- Находчивый бельгиец
- Примечания
- Поезд Восточный экспресс
- Создание «Восточного экспресса»
- Золотое время поезда «Восточный экспресс»
Содержание
Из сирийского Алеппо отправляется экспресс в Стамбул. Одним из пассажиров экспресса оказывается знаменитый частный детектив Эркюль Пуаро, выполнивший деликатное расследование по просьбе французской военной администрации. В Стамбуле Пуаро снимает номер в отеле, перед тем как проследовать обратно в Европу
В городе он обращает внимание на пожилого американского бизнесмена Рэтчетта, которого сопровождает секретарь и переводчик Гектор Маккуин. Пуаро получает телеграмму о том, что ему нужно срочно прибыть в Лондон
Однако выясняется, что несмотря на зимний сезон, все места в поезде неожиданно заняты. Однако Пуаро получает место во втором классе благодаря вмешательству своего друга и соотечественника месье Бука, директора железной дороги Международной компании спальных вагонов (фр. Compagnie Internationale des Wagons-Lits), также едущего на поезде в Европу. В вагоне соседом Пуаро по купе оказывается мистер Маккуин, сопровождающий своего начальника.
Рэтчетту становится известно, что Пуаро является известным детективом и он обращается к бельгийцу с предложением стать его телохранителем за значительное вознаграждение. Американец говорит, что ему угрожали смертью, и он опасается за свою жизнь. Однако Пуаро отказывается. Сыщик наблюдает за пассажирами вагона и замечает, что в нём представлены люди самых разных национальностей, собранные буквально со всего мира. Месье Бук замечает по этому поводу, что в вагоне находятся «люди всех классов, всех национальностей, всех возрастов».
Ночью, когда поезд вынужден остановиться, так как железнодорожные пути занесло снегом где-то на территории Югославии, кто-то убивает Рэтчетта в своём купе. Причём дверь заперта изнутри, а окно раскрыто. Следы преступления ведут в прошлое, так как Рэтчетт был когда-то замешан в деле, связанном с похищением и убийством маленькой девочки. При исследовании тела жертвы, убитого дюжиной ножевых ударов, и места преступления, становится известна настоящая фамилия убитого — Кассетти. Он преступник, ранее был арестован, но выпущен на свободу. Несколько лет назад члены банды, лидером которой был Касетти, похитили трёхлетнюю дочь британского полковника Армстронга Дейзи, требуя за неё выкуп. Однако получив деньги, они убили похищенную и с помощью взяток и запугивания сумели избежать правосудия. Мать Дейзи умерла во время последующих родов. Французская няня Полетт, которая безосновательно была обвинена в пособничестве похищению, покончила жизнь самоубийством. Отец, полковник Армстронг, также совершил суицид.
Расследуя запутанное дело, Пуаро устанавливает, что все пассажиры поезда были в той или иной мере причастны к семье Армстронг и у каждого из них был мотив совершить это преступление. Выяснив обстоятельства убийства детектив собирает пассажиров в вагоне-ресторане и предлагает две версии убийства. Согласно первой: убийца находится в вагоне и не покидал его. В соответствии со второй: убийца переодетый проводником попал в вагон, убил Рэтчетта, после чего снял форму и покинул поезд до его отправления со станции. Пуаро приходит к выводу, что в преступлении замешаны пассажиры, совершившие его из чувства мести за смерть Дейзи Армстронг и разрушенные жизни людей, последовавшие за этим. Детектив предлагает выбрать из этих версий одну. Месье Бук и доктор Константин решают сообщить полиции, что решение о совершении убийства неизвестным является правильным.
Адаптации
- 2006 — компьютерная игра Agatha Christie: Murder on the Orient Express, где Пуаро озвучил знаменитый исполнитель этой роли Дэвид Суше.
- 2006 — четвёртая серия второго сезона аниме-сериала «Тёмный дворецкий» построена по мотивам романа Агаты Кристи.
Кинематограф
1974 — «Убийство в „Восточном экспрессе“» режиссёра Сидни Люмета с участием Альберта Финни в роли Пуаро, а также Лорен Бэколл, Жаклин Биссет, Ингрид Бергман, Жана-Пьера Касселя, Шона Коннери, Ванессы Редгрейв, Джона Гилгуда и другими известными актёрами.
2001 — экранизизация для американского телеканала CBS. Роль Эркюля Пуаро исполнил американский актёр Альфред Молина.
2010 — Дэвид Суше играет Эркюля Пуаро в телесериале Пуаро Агаты Кристи.
2015 — двухсерийный японский телефильм «Убийство в „Восточном экспрессе“» по мотивам романа Агаты Кристи. Режиссёр — Коно Кэйта, роль детектива Сугуро Такэру исполнил Мансай Номура.
2017 — «Убийство в „Восточном экспрессе“» режиссёра Кеннета Брана, который также исполнил главную роль.
История
«Восточный Экспресс» — это челябинская телекомпания, которая начала свой эфир на 23 ТВК 7 ноября 1992 года, став при этом первым независимым телеканалом Челябинска. Трансляции собственных эфиров начались с минимальной производственной базы — в студии работало всего несколько видеомагнитофонов SVHS и VHS форматов. Тем не менее, своими силами были выпущены телепередачи «Зеркало», «НЭП» и др.
С 1 мая 1995 года вещание на 23 ТВК усиливается. Благодаря вхождению телерадиоцентра «Восточный экспресс» в состав ОАО «Челябинсксвязьинформ», «ВЭ» становится крупнейшей телерадиокомпанией Южного Урала. Первой в области, осуществляющей самостоятельное круглосуточное вещание. Эту дату можно считать днём рождения первого негосударственного вещания в Челябинске. Главным идеологом, отцом-основателем и директором телекомпании стал Юрий Вишня. На «Восточке» производится линейка собственных программ. В том числе проходят интерактивные прямые утренние эфиры.
С 1 мая 1995 года на «Восточном экспрессе» начинает регулярно выходить в эфир главная информационная программа «Телефакт», которая и сегодня занимает лидирующие позиции на информационном пространстве Челябинска и части Челябинской области.
С 3 августа 1998 года в эфире Радио «Восточный экспресс», известное сегодня как «Радио 100»
«Восточный экспресс» вырос в крупный региональный телерадиоцентр, вещающий на двух ДМВ-каналах и FM-радио
В июле 2005 года на «Восточном экспрессе» стартует реалити-шоу «Линия жизни». Единственный аналог популярной на отечественном телевидении игры «Последний герой», когда участники оставались на необитаемом острове без каких-либо средств существования.
В августе 2006 года должность директора покидает идеолог и основатель телеканала «Восточный экспресс» — Юрий Вишня. На место директора назначена Ольга Разнополова, до этого занимавшая должность начальника отдела по связям с общественностью «Уралсвязьинформа».
В 2007 году в связи с предписанием «Связьинвеста» дочерним предприятиям о необходимости избавления от непрофильных активов «Восточный экспресс» был снят с баланса «Уралсвязьинформа». Собственником «Восточки» становится ЗАО «Ассоциация «Канал ТВ».
Весной 2008 года дан старт телепроекту «ОХОТА». Психологическое реалити-шоу, участниками которого становились обычные люди. Желающие изменить себя. Проект выходил на протяжении пяти лет и стал одной из визитных карточек телеканала.
В 2008 году Развлекательная программа «teАТР» становится победителем российской национальной телевизионной премии «ТЭФИ-Регион». Которая вручается за высшие достижения в области телевизионных искусств. Российский аналог американской премии «Эмми».
В феврале 2009 года национальная телевизионная премия «ТЭФИ-Регион» проводится в стенах Челябинского телерадиоцентра «Восточный экспресс». Около сотни представителей российских телевизионных компании приняла «Восточка».
9 июля 2010 года телерадиоцентр «Восточный экспресс» приобретает областное правительство при губернаторе Михаиле Юревиче.
1 сентября 2010 года «Восточный экспресс» прекратил вещание на 52 ТВК.
С 6 июня 2011 года «Восточный экспресс» перешёл на ретрансляцию федерального телеканала «Домашний» на 23 ТВК, сократив своё вещание до трёх часов в день (вместо круглосуточного).
19 июля 2011 года должность директора телерадиоцентра «Восточный экспресс» занимает Валерий Шагиев. Параллельно руководящий 31 каналом губернатора Михаила Юревича. Перед новым руководством стояла задача по снижению нагрузки на областной бюджет
7 сентября 2013 года стартовал телепроект «Строители». Программа об архитектурной истории Челябинска, а также строительстве и дизайне.
10 марта 2015 года в рамках информационной программы «Телефакт» запущена рубрика «Кредит Недоверия». Уральский ответ столичному «Ревизорро». Спустя 2 года «Кредит Недоверия» становится отдельной самостоятельной программой.
20 января 2017 года назначен новый руководитель канала — Павел Михайлов, до этого 16 лет проработавший на «ВЭ». Новое руководство принимает решение вернуть каналу собственный бренд «Восточный экспресс».Параллельно запущены процессы объединения телеканалов «ОТВ» и «ВЭ» в единый правительственный медиахолдинг.
C 13 февраля 2017 года запущен тестовый круглосуточный кабельный канал «ВЭ»
С 10 апреля 2017 года круглосуточный телеканал «ВЭ» запущен во всех кабельных сетях Челябинска
С 1 июня 2017 года «ВЭ» в кабеле берёт сетевого пратнёра. Подмосковный «Телеканал 360°».
Наши дни
На сегодняшний день этот поезд широко известен благодаря классическому детективу Агаты Кристи «Убийство в Восточном экспрессе». В 1950 году в туннеле, через который пролегал путь «Восточного экспресса», было обнаружено тело американского военно-морского атташе, но его убийство так и осталось нераскрытым. По большей части поезд славился выходками своих знаменитых пассажиров, таких как король Леопольд, который перевозил в нём личный автомобиль для своей любовницы, или Жозефина Бейкер, которая дала импровизированный концерт раненым пассажирам после аварии в 1931 году.
Фото: www.event.bookitbee.com
В 1977 году поезд Нагельмакерса совершил своё последнее турне, и несмотря на то, что в Европе всё ещё есть компании, которые пытаются ему подражать, их поезда никогда не соответствовали роскоши и интригам «Восточного экспресса». Этого поезда уже нет, но его репутация до сих пор жива. Просто одно упоминание о нём вызывает ассоциации, связанные с роскошью, скоростью и интригами — именно то, чего так хотел добиться Нагельмакерс.
Катастрофы
Восточный экспресс неоднократно становился участником транспортных катастроф, как случилось 9 апреля 1910 года в Витри-ле-Франсуа и 7 декабря 1927 года в Стамбуле.
3 ноября 1919 года поезд маршрута «Simplon-Orient-Express» внепланово задержался в Пон-сюр-Йонн (нем.), а водитель следовавшего локомотива проглядел предупреждающий сигнал и въехал в поезд. В результате аварии погибло не менее 18 человек, пострадало от 42 до 60 человек.
В 1921 году в Румынии поезд сошёл с рельсов; в 1924 году у Белграда поезд столкнулся с грузовым поездом. 6 ноября 1929 года Восточный экспресс в Витри-ле-Франсуа наехал на стоящий грузовой поезд, в результате чего машинист локомотива, кочегар и кондуктор погибли.
21 октября 1957 года недалеко от Стамбула произошло лобовое столкновение с пригородным поездом (Железнодорожная катастрофа в Яримбургазе (англ.)). Погибли 95 человек, 150 получили ранения.
Примечания
- ↑ George Behrend. Geschichte der Luxuszüge Verlag. — Zürich: Orell Füssli, 1977. — С. 16–20.
- Julius Weber. Traditions-Schnellzüge in Süddeutschland. Wurzeln, Werdegang und heutige Bedeutung. — Krefeld: Verlag Röhr, 1985. — С. 8. — ISBN 3-88490-153-2.
- Heike Schiller, Luca Siermann. Orient-Express: London – Paris – Budapest – Belgrad – Sofia – Istanbul. Geschichte der Orient-Express-Züge. — Luzern: Reich Verlag, 1990. — С. 11.
- ↑ Werner Sölch. Orient-Express. Glanzzeit und Niedergang eines Luxuszuges. — 4. Auflage. — Düsseldorf: Alba Verlag, 1998. — С. 13, 39–42, 67–71, 83.
- ↑ George Behrend. Geschichte der Luxuszüge. — Zürich: Orell Füssli, 1977. — С. 28–35.
- E.H. Cookridge. Abenteuer Orient-Express. — München: Heyne-Verlag, 1983. — С. 68. — ISBN 3-453-01768-4.
- George Behrend. Geschichte der Luxuszüge Orell Füssli Verlag. — Zürich, 1977. — С. 47.
- Hermann Glaser. Kulturgeschichte der Deutschen Eisenbahn. — Gunzenhausen: Schrenk-Verlag, 2009. — С. 153–155. — ISBN 978-3-924270-64-3.
- Stöckl Jeanmaire. Komfort auf Schienen: Schlafwagen, Speisewagen, Salonwagen der Europäischen Eisenbahnen. — Basel, 1970. — С. 88.
- ↑
- Wilfried Biedenkopf. Quer durch das alte Europa. Die internationalen Zug- und Kurswagenläufe nach dem Stand vom Sommer 1939. — Krefeld: Röhr, 1981. — С. 10. — ISBN 3-88490-110-9.
- Albert Mühl. Internationale Luxuszüge. — Freiburg im Breisgau: EK-Verlag, 1991. — С. 116.
- Peter W. B. Semmens. Katastrophen auf Schienen. Eine weltweite Dokumentation. — Stuttgart: Transpress, 1996. — С. 57. — ISBN 3-344-71030-3.
- E.H. Cookridge. Abenteuer Orient-Express. — München: Heyne, 1983. — С. 212. — ISBN 3-453-01768-4.
Примечания
- Комментарии
- Кэтрин Вулли послужила прототипом Луизы Лейднер, главной героини такого известного романа Кристи из её «восточного цикла» как «Убийство в Месопотамии» (1936), погибшей от рук своего мужа-археолога.
- Источники
- , p. 185.
- , с. 171.
- , с. 457.
- , с. 506.
- , с. 512—513.
- , с. 517.
- , с. 196—197.
- , с. 553—556.
- ↑ , с. 198—201.
- ↑ , с. 683—684.
- , с. 198.
- , с. 439—444.
- , с. 170.
- ↑ , с. 169.
- ↑ . www.kommersant.ru. Дата обращения 21 августа 2020.
- ↑ , с. 60.
- ↑ , с. 14—15.
- , с. 683.
- Кристи, Агата. Восточный экспресс // 95—16 / Сост. А. Громова. — М.: Молодая гвардия, 1967. — С. 273—450. — 496 с. — (Зарубежный детектив).
- , с. 397—406.
- , с. 901—910.
- , с. 8.
- , с. 9.
- , с. 170—180.
- , с. 178—181.
- (англ.). www.librarything.com. Дата обращения 16 августа 2020.
- (англ.). www.classiccrimefiction.com. Дата обращения 16 августа 2020.
- (англ.). the Guardian (1 September 2015). Дата обращения 27 июля 2020.
- (англ.). www.librarything.com. Дата обращения 16 августа 2020.
- (20 ноября 2006). Дата обращения 12 июня 2018.
- , с. 15—20.
- (22 апреля 2001). Дата обращения 12 июня 2018.
- . Дата обращения 12 июня 2018.
Литература
- Анджапаридзе, Георгий. Детективы века / Сост. Г. Анджапаридзе. — М.: Полифакт, 1999. — 928 с. — (Итоги века. Взгляд из России). — ISBN 5-89356-008-6.
- Бодрихин, Николай. Великие лётчики мира. 100 историй о покорителях неба. — ЗАО Издательство Центрполиграф, 2011. — 255 с. — ISBN 978-5-227-03074-0.
- Кристи, Агата. Собрание сочинений / Пер. с англ., сост. А. Титов. — М.: Артикул, 1997. — Т. 5. — С. 686. — ISBN 5-89538-003-4.
- Кристи, Агата. Автобиография // Собрание сочинений / Пер. с англ., сост. А. Титов. — М.: Артикул-принт, 2003. — Т. 27. Книга 1. — С. 656. — ISBN 5-93776-029-8.
- Минина Т. Л. Сюжет английского детективного романа в манга // Актуальные проблемы филологии: Материалы региональной конференции молодых ученых. — 2013. — № 8. — С. 15—20.
- Морган, Джанет. Жизнь Дамы Агаты: Биография // Агата Кристи. Собрание сочинений. — М.: Артикул-принт, 2002. — Т. 27. Книга 2. — 576 с. — ISBN 5-93776-026-3.
- Моисеев, Пётр. Поэтика детектива. — М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2017. — 240 с. — (Исследования культуры). — ISBN 978-5-7598-1713-0.
- Чуковский, Корней. Триллеры и чиллеры // Книжное обозрение. — 1991. — 2 августа (№ 31 (1313)). — С. 1, 8—9.
- Как сделать детектив / Сост. А. Строев. — М.: Радуга, 1990. — 320 с. — ISBN 5-05-002599-0.
- Card, Jeb J. Spooky Archaeology: Myth and the Science of the Past (англ.). — 2018. — 424 p. — ISBN 978-0826359650.
Признание и критика
Раймонд Чандлер, критикуя классический детектив в своём известном эссе «Простое искусство убивать» (1944), так отзывался о романе:
Переводчик, литературовед и теоретик детектива Георгий Анджапаридзе, отмечая, что для него является спорной эта оценка книги и вообще английской школы «золотого века», писал:
Советский писатель и критик Корней Чуковский отмечал однообразие названий многих «смертоубийственных» книг писательницы, часто включающих в себя слово убийство. Он критиковал её сочинения и популярные детективы других авторов за злоупотребления в изображении многочисленных «виртуозных» убийств, которые раскрывают «мудрейшие, светозарные, всевидящие, безупречно благородные и в то же время непременно чудаковатые сыщики». Также такая «кровавая словесность» приучает читателей к увлечению собственно техникой убийств, что приводит к тому, что у них пропадает интерес к жертвам. Персонажи Кристи чересчур функциональны, они служат лишь для того, чтобы вызвать в отношении них подозрение в совершении преступления. Когда она характеризует в начале книги своих героев, знакомый с её творчеством читатель понимает, что не следует верить её описаниям. Она стремится возбудить подозрение против всех: «те, кого в первой главе она изображает чуть не ангелами, на последних страницах непременно окажутся — по крайней мере один или два из них — отпетыми мерзавцами». Это приводит к тому, что адресаты таких книг перестают быть простосердечными, доверчивыми.
По мнению российского теоретика детективной литературы Петра Моисеева, роман не является шедевром детективного жанра, как об этом думают, и, кроме того, он не может быть отнесён к детективу. Он отмечает не просто простоту, а именно примитивность разгадки, которая не так бросается в глаза благодаря литературному мастерству писательницы, а преступникам, после того как они оказались в поезде, практически не приходится преодолевать какие-либо трудности. Также к отличиям от классического детектива Моисеев относит несвойственные жанру детали и героев в духе бульварных романов, а присутствующие элементы триллера. Он усматривает в романе не просто комедийные элементы вообще характерные для произведений Кристи с участием Пуаро, а пародийную составляющую. Российский литературовед приходит к следующему выводу: «Можно предположить, что этот роман — своего рода шутка, смысл которой понятен в полной мере лишь самой писательнице: если читатель поймёт, что он прочитал, — посмеётся читатель; если же ему угодно будет считать это детективом — посмеётся автор».
Роман считается одним из общепризнанных шедевров Кристи. Британский писатель Джон Лэнчестер отмечал, что творчество Кристи — «плод её времени, современный модернизму, но ориентированный на массовую аудиторию». Лэнчестер классифицирует творчество «королевы детектива» по трём категориям — шедевры, достойные профессиональные книги и произведения с политической тематикой. К шедеврам он относит «Убийство Роджера Экройда», «Десять негритят», «Убийство в „Восточном экспрессе“», «Убийство в Месопотамии», «Смерть на Ниле», «4.50 из Паддингтона», «Отель „Бертрам“» и «Объявлено убийство».
По версии британского писателя детективов и критика Генри Китинга состоит в его списке ста лучших детективных книг составленных в хронологическом порядке: Crime and Mystery: The 100 Best Books. В 2015 году по результатам опроса поклонников творчества Кристи было установлено, что «Убийство в „Восточном экспрессе“» занимает второе место по популярности после романа «Десять негритят». Входит в «100 лучших детективных романов всех времён» по версии Американских писателей детективов (41-е место).
«Экспресс шпионов»
Это было пьянящее сочетание, которое было не по карману большинству европейских пассажиров, ведь в ранние годы одна поездка на таком поезде стоила четверти годового дохода среднестатистического француза. К 1889 году было завершено строительство жд инфраструктуры Османской империи, и поезд пошёл до Константинополя. И хотя путь «Восточного экспресса» никогда не пролегал через весь Восток — на протяжении многих лет компания Нагельмакерса добавляла и изменяла его маршруты — за ним прочно закрепилась слава гламура и интриг.
Фото: www.twitter.com
Последнему поспособствовал другой вид клиентов — шпионы. На протяжении многих лет поезд называли «Экспрессом шпионов». Благодаря комфорту и удобству, которые он предлагал своим клиентам, на нём путешествовал основатель бойскаутов и британский шпион Роберт Баден-Пауэлл, а также Мата Хари, которая пользовалась им во время своего танцевального турне по Европе. Помимо всего прочего «Восточный экспресс» прославили вымышленные шпионы, такие как Джеймс Бонд, который путешествовал на этом поезде в романе Иана Флеминга «Из России с любовью».
Восточный экспресс в массовой культуре
Плакат к театральной постановке «Восточный экспресс» 1896 года
1997 — The Last Express (компьютерная игра)
Литература
- 1934 — «Убийство в „Восточном экспрессе“» Агаты Кристи
- «Стамбульский экспресс» Грэма Грина
- «Если наступит завтра» Сидни Шелдона
- 1957 — «Из России с любовью» Яна Флеминга
- «Колдун из клана Смерти» Алексея Пехова
- «Ночь в «Восточном экспрессе» Вероники Генри
Кинематограф
- 1963 — Из России с любовью
- 1974 — Убийство в «Восточном экспрессе»
- 1984—1993 — телесериал «Санта Барбара» (США)
- 1985 — Любовь в восточном экспрессе
- 1989 — Мой XX век
- 2001 — Убийство в «Восточном экспрессе»
- 2005 — Турецкий гамбит
- 2014 — Мумия в «Восточном экспрессе» (эпизод сериала «Доктор Кто»)
- 2017 — Убийство в «Восточном экспрессе»
- Серия «Таинственный поезд» в мультсериале Adventure Time
Роли дублировали
- Максим Сергеев — Эркюль Пуаро
- Мария Цветкова-Овсянникова — Пилар Эстравадос
- Станислав Концевич — профессор Герхард Хардман
- Татьяна Ткач — княгиня Драгомирова
- Сергей Дьячков — Самуэль Рэтчетт/ Джон Кассетти
- Егор Бакулин — Гектор Маккуинн
- Марк Макаренков — Эдвард Мастерман
- Олег Фёдоров — доктор Арбэтнот
- Светлана Кузнецова — миссис Хаббард/Линда Арден
- Наталия Тарыничева — Мэри Дебенхэм
- Александр Койгеров — мсье Бук
- Вадим Прохоров — Пьер Мишель
- Галина Чигинская — Хильдегарда Шмидт
- Анна Слынько — графиня Андрени
- Владимир Маслаков — Беньямино Маркез
- Сергей Полунин — граф Андрени
- Екатерина Кабашова — Соня Армстронг
Действующие лица
Экспозиция по роману в Институте арабского языка (Париж)
Приведены все основные действующие лица.
Убитый:
Сэмюэл Эдуард Рэтчетт — богатый американец с подозрительным прошлым. Его настоящая фамилия — Кассетти. Он преступник, похитивший и убивший Дейзи Армстронг много лет назад. Был арестован, но выпущен на свободу из-за подкупа прокурора.
Подозреваемые:
- Гектор Уиллард Мак-Куин — бедный американский юноша, секретарь и переводчик убитого; сын прокурора, который вёл дело о похищении Дейзи Армстронг.
- Эдуард Генри Мастермэн — англичанин, слуга убитого; во время войны был денщиком полковника Армстронга, а позднее — его лакеем.
- Пьер Мишель — француз, проводник спального вагона Стамбул — Кале; отец погибшей горничной Армстронгов — Сюзанны.
- Мэри Хермиона Дебенхэм — молодая англичанка, работающая гувернанткой в Багдаде; бывшая гувернантка и секретарь в семействе Армстронг.
- Полковник Арбэтнот — британский военный, возвращающийся из Индии; боевой друг полковника Джона Армстронга, спасшего ему жизнь.
- Княгиня Наталья Драгомирова — престарелая русская аристократка-эмигрантка; крёстная мать Сони Армстронг, матери похищенной девочки.
- Хильдегарда Шмидт — пожилая немка, горничная княгини Драгомировой; кухарка Армстронгов.
- Граф Рудольф Андрени — молодой венгерский аристократ с английскими манерами, дипломат.
- Графиня Елена Андрени — его жена; в девичестве — Хелена Гольденберг, младшая сестра Сони Армстронг.
- Грета Ольсон — пожилая шведка, миссионерка; няня Дейзи Армстронг.
- Миссис Кэролайн Марта Хаббард — пожилая, необыкновенно разговорчивая американка, возвращающаяся от дочери из Багдада; она же — Линда Арден (Гольденберг) — трагическая актриса, мать Сони Армстронг и графини Андрени.
- Антонио Фоскарелли — эмоциональный итальянец-бизнесмен, живущий в США; бывший шофёр семейства Армстронг.
- Сайрус Бетман Хардман — американский коммивояжёр, на самом деле — частный детектив. Возлюбленный погибшей горничной Армстронгов — Сюзанны.
Детективы:
- Эркюль Пуаро — знаменитый бельгийский детектив.
- Мсье Бук — директор Международной компании спальных вагонов, бельгиец и друг Пуаро.
- Доктор Ставрос Константин — греческий врач.
Пассажиры вагона Восточного экспресса. Цвета: 1 класс (голубой), 2 класс (розовый), дежурный (жёлтый).
Находчивый бельгиец
По мере возрастания числа железнодорожных поездок, начали появляться роскошные отели, которые пытались удовлетворять потребности пассажиров. Но объединить европейские поезда и гостиницы воедино удалось находчивому предпринимателя по имени Жорж Нагельмакерс. Он был членом видной бельгийской банковской семьи и вкладывал свои инвестиции в европейские железные дороги. После Гражданской войны семья Нагельмакерса отправила его в Соединённые Штаты в попытках помочь ему перебороть безответную любовь к своему двоюродному брату. Находясь в продолжительном отпуске в США, он влюбился.
Жорж Нагельмакерс, 1845-1905. Фото: Public Domain
Объектом его привязанности была вовсе не женщина — это был поезд! В то время, когда европейские пассажиры томились в закопченных и неуютных поездах, американцы уже путешествовали на поездах Пульмана. Вагоны, изобретённые Джорджем Пульманом, были специально разработаны для поездок на дальние расстояния. В похожих на чистые гостиничные номера вагонах работал дружелюбный персонал, который с комфортом обслуживал своих пассажиров. В добавок ко всему, в поездах Пульмана было то, чего не было в европейских — кровати.
Нагельмакерс увлёкся этим удобным видом транспорта и даже обратился к Пульману с предложением стать его партнером и распространить его вагоны по Европе. Когда Пульман отверг его предложение, Нагельмакерс вернулся в Европу с конкретным планом — скопировать поезд Пульмана и сделать свой, но ещё более роскошный.
Примечания
- . Русское Радио.
- ↑ (недоступная ссылка). Tophit. Дата обращения 22 августа 2020.
- ↑ (недоступная ссылка). Tophit. Дата обращения 22 августа 2020.
- Булат Латыпов. . Афиша. Дата обращения 7 января 2014.
- . Русское радио. Дата обращения 7 января 2014.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 21 ноября 2012.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 7 января 2014.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 21 ноября 2012.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 11 марта 2013.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 11 марта 2013.
- (недоступная ссылка). Tophit. Дата обращения 22 августа 2020.
- (недоступная ссылка). Tophit. Дата обращения 22 августа 2020.
- (недоступная ссылка). Tophit. Дата обращения 22 августа 2020.
- (недоступная ссылка). Tophit. Дата обращения 22 августа 2020.
Поезд Восточный экспресс
Немного истории
Первый Восточный экспресс
В 19 веке над созданием знаменитого Восточного экспресса трудились лучшие умы Европы и США.
В 1865 году бельгийский бизнесмен по имени Жорж Нагельмакерс отправился в Америку, где увидел множество нововведений в железнодорожном путешествии, главным из которых были роскошные «спальные вагоны» Джорджа Пуллмана. Вернувшись на родину, предприниматель решил повторить эту идею.
Нагельмакерс основал компанию Compagnie Internationale des Wagons-Lits и 4 октября 1883 года «Восточный экспресс» (Orient Express) отправился в свое первое путешествие.
На борту поезда восторженные пассажиры чувствовали себя, как в одном из лучших отелей Европы. Журналисты писали восхищенные отзывы о роскоши и красоте вагонов.
Путешествие из Парижа в Стамбул длилось чуть более 80 часов.
Спальный вагон
Благодаря возросшей популярности железнодорожных перевозок после окончания Первой мировой войны для Восточного экспресса начинается золотой век. В бурные двадцатые и тридцатые годы «Экспресс» принимал известных гостей: Лев Толстой, Марлен Дитрих, Лев Троцкий, Лоуренс Аравийский и конечно же, Агата Кристи, чей роман, сделал поезд еще более популярным.
Восточный экспресс сегодня
Что осталось от Восточного экспресса? Сегодня существует несколько поездов, сконструированных по образу короля поездов: в Европе, Азии, Южной Африке, Австралии, Великобритании и России.
Отдельного внимание заслуживает туристический Восточный экспресс (Dogu ekspresi), запущенный для продвижения железнодорожного туризма в Турции. Новый поезд отправился в путь 29 мая 2019 года от исторического железнодорожного вокзала Анкары
Внутри поезд выглядит роскошно.
Создание «Восточного экспресса»
Изначально его план был сорван из-за Франко-прусской войной, но к 1873 году он создал свою собственную компанию под названием Compagnie Internationale des Wagons-Lits (также CIWL). Нагельмакерсу не нравилась идея простых спальных вагонов. Он хотел создать нечто совершенно новое для роскошных путешествий из Парижа в Константинополь (ныне Стамбул) без остановок на границах. Для этого он обзавёлся влиятельным союзником — королём Бельгии Леопольдом II, который по своей сути был пресловутым любителем железных дорог, и у которого были родственные связи с некоторыми из самых могущественных европейских монархов. Именно он и помог Нагельмакерсу получить разрешение на беспрепятственное прохождение его поездами международных границ.
Фото: www.poezd.travel
В 1883 году роскошный поезд поезд под названием «Восточный экспресс» совершил свой первый рейс. Его нельзя было поставить в один ряд ни с одним из европейских поездов. Вместо копоти и плохого обслуживающего персонала его вагоны завораживали блестящей деревянной отделкой потолков, бархатными сиденьями и кроватями с шёлковыми простынями, которые ничем не уступали гостиничным. Внутри состава находился ресторан, в котором подавались самые изысканные блюда, такие как устрицы и икра, а музыканты напевали пассажирам серенады во время приёма пищи.
Золотое время поезда «Восточный экспресс»
В 1926 году декор поезда претерпел изменения. Вагоны полностью обшили металлом тёмно-синего цвета. Интерьеры также преобразились. Архитектор Рене Пру вместе с мастером декоративного стекла Рене Лалику создали знаменитые двери экспресса. Внутри панели из кубинского дерева размещались вставки из гравированного стекла.
Пассажиров поезда обслуживали горничные и швейцары. В ресторане работали официанты. Кроме того, поезд всегда возил с собой повара. По роскоши убранства и сервису многие элитные отели Европы уступали «Восточному экспрессу». Именно в «золотое» время в поезде путешествовала Агата Кристи. В результате в романе писательницы запечатлены именно классические интерьеры в стиле ар-деко.
Спальный вагон образца 1929 года