Динамо (стадион, москва)
Содержание:
- Стадион во время войны
- Завершилась реконструкция легендарного стадиона «Динамо», который станет спортивным комплексом для соревнований мирового уровня, сообщил руководитель Департамента градостроительной политики Москвы Сергей Лёвкин.
- Примечания
- Проект реконструкции
- Всесоюзная спартакиада
- Реконструкция
- Первая телетрансляция и победный матч с чемпионами мира
- Реконструкция
- Кому хватит парковок возле стадиона?
- Вместо футбольного — легкоатлетический стадион, способный принимать мировые соревнования
- Строительство первого участка ТПК завершится в этом году
- Строительство арены
- «Динамо»: центр спорта, культуры и развлечений
- Реконструкция и первые чемпионаты
Стадион во время войны
Чтобы уберечь стадион от авианалетов, его замаскировали, а зимой 1942-го на поле высадили ели. «Динамо» превратилось в лагерь, где готовили солдат. В тире тренировали снайперов и стрелков. Уже через пять дней после начала войны тут начали формировать отряды отдельной мотострелковой бригады особого назначения. Подготовленных на стадионе бойцов отправляли в тыл врага для спецопераций.
Возвращаться к спортивной жизни арена начала, когда фронт переместился на запад. Первый матч состоялся 18 июля 1944-го. Хозяева приняли футболистов «Торпедо» и выиграли у них со счетом 3:2. С 30 июля начались игры Кубка СССР по футболу. Стадиону «Динамо» выпала честь принимать финал турнира. 27 августа ленинградский «Зенит» выиграл у московского ЦДКА со счетом 2:1.
Сразу же после победы в Великой Отечественной войне возобновился и футбольный чемпионат СССР. Первые матчи состоялись уже 13 мая в Киеве и Тбилиси. На московском стадионе «Динамо» первая игра VII сезона чемпионата прошла 3 июня 1945-го.
Как жили в Москве во время войны О чем писали московские газеты во время войны
Завершилась реконструкция легендарного стадиона «Динамо», который станет спортивным комплексом для соревнований мирового уровня, сообщил руководитель Департамента градостроительной политики Москвы Сергей Лёвкин.
27 нояб. 2018 г. 10:18
- Спортивные сооружения
- Спортивные объекты
«Разрешение на ввод в эксплуатацию выдано 26 ноября. Теперь он будет называться «ВТБ Арена – Центральный стадион «Динамо» имени Льва Яшина» и объединит под одной крышей сразу два спортивных объекта. Речь идет о футбольном стадионе, рассчитанном более чем на 26,3 тыс. зрителей, и малой спортивной арене, вместимость которой будет варьироваться от 11,4 до 14 тыс. человек в зависимости от спортивных или концертных мероприятий. Площадь объектов превысила 200 тыс. кв. метров», – сказал С. Лёвкин.
По его словам, на малой спортивной арене можно проводить хоккейные и баскетбольные матчи, концерты и другие массовые мероприятия.
«Реконструкция стадиона обошлась инвестору – ЗАО «Управляющая компания «Динамо» – в 9 млрд рублей», – добавил он.
Глава Департамента напомнил, что решение о реконструкции было принято в 2007 году. Работы начались в марте 2014 года и закончились в сентябре 2018-го.
«Стадион «Динамо» – объект культурного наследия регионального значения. Строители сохранили композицию и архитектурно-художественное оформление фасадов большой спортивной арены в редакции 1928 и 1936 года», – подчеркнул С. Лёвкин.
Планами по развитию территории предусмотрено создание спортивного парка «Динамо» – это 8 га зеленой территории. Здесь появится здание академии спорта «Динамо» и новый городской квартал, строительство которого уже началось, а также тематический парк со спортивными площадками и досуговыми зонами.
«Академия спорта «Динамо» будет представлять собой спортивно-тренировочный комплекс площадью 62,8 тыс. кв. метров, включающий две хоккейные площадки, гимнастический зал, залы для спортивных единоборств, а также медико-восстановительный центр», – заключил глава Департамента.
Напомним, «ВТБ Арена – Центральный стадион «Динамо» имени Льва Яшина» расположен по адресу: Ленинградский проспект, вл. 36 в Северном округе столицы.
Спорткомплекс объединит под одной крышей открытую большую и закрытую малую спортивные арены. Малая арена будет иметь три конфигурации: хоккейную, баскетбольную и концертную. При этом смена конфигураций осуществляется в считаные часы. Под комплексом предусмотрен паркинг на 733 машины.
В феврале завершился монтаж копий исторических барельефов скульптора Сергея Меркурова на фасадах стадиона.
На футбольном поле уложен натуральный газон. Поле оборудовано системами дренажа, полива, подогрева.
Примечания
- Источники
- ↑
- ↑
- ↑
- ↑
- ↑
- Комментарии
- Проект по усилению существующих фундаментов выполнил научно-исследовательский институт оснований и подземных сооружений имени Н. М. Герсеванова; этот проект был согласован с Мосгорнаследием и прошёл государственную экспертизу.
- Проект был признан победителем в двух номинациях: «Многофункциональный девелоперский проект» и «Организация общественных пространств».
- Согласно первоначальному проекту, внутри исторических стен стадиона «Динамо» должны были разместиться два уровня помещений различного назначения (магазины, предприятия питания и т. п.), а над ними — воздвигнута новая футбольная арена и крытый спортивный комплекс.
Проект реконструкции
По данным проекта “ВТБ Арена парк” стадион “Динамо” будет включать в себя 2 игровых поля под одной крышей. Большая спортарена сможет вместить порядка 26 тысяч любителей футбола, а малая, где будут проходить матчи по хоккею, профессиональному боксу, баскетболу, а также культурно-развлекательные мероприятия позволит разместить около 14 тысяч зрителей.
Изначально строящийся стадион рассматривался как площадь для проведения игр в рамках ЧМ-2018, однако комиссия его не утвердила. Именно после этого решения общее количество посадочных мест сократили с 45 тысяч до 26 тысяч.
Архитектором этого спортивного комплекса назначен Сергей Чобан, который и будет работать в тандеме с американским архитектором Дэвидом Маника. Последний постарался удовлетворить требования фанатов клуба “Динамо” и пообещал оборудовать трехъярусную трибуну, огромное табло прямо напротив нее, вместительное лобби и смотровую площадку. Примечательно, что обновленная западная арена будет отделена от возводимой арены и будет принадлежать музею “Динамо”.
В 2013 году план по “ВТБ Арена”, который предполагает видоизменение стадиона “Динамо” стал лауреатом высокопрестижной Европейской премии EuropeanPropertyAwards.
Спорткомплекс располагается в Петровском парке и по плану будет назван “ВТБ Арена”, а сам стадион нарекут в честь Льва Яшина.
Всесоюзная спартакиада
Трибуны спортивной арены вмещали 25 тысяч человек. Но на самые зрелищные матчи спартакиады на стадион набивалось до 45 тысяч болельщиков. Вот как рассказывают об этом советские кинохроники:
Всесоюзная спартакиада прошла в августе 1928 года. В Москву съехалось более семи тысяч спортсменов, из них почти 700 — из зарубежных стран. Тем летом по улицам столицы гуляли гости из Германии, Финляндии, Австрии, Швейцарии, Швеции, Англии, Франции, Норвегии, Чехословакии, Уругвая, Латвии, Аргентины и даже Алжира. Больше всего спортсменов приехало из Германии — 195 человек.
Стадион «Динамо» стал главной площадкой соревнований. Именно он принимал основные матчи футбольного турнира спартакиады. Первая игра, которая прошла на новой арене, была между сборными Белорусской ССР и Швейцарии, в которую входили спортсмены Люцернского спортивного интернационала. Белорусы победили со счетом 6:3 и прошли в четвертьфинал турнира, где уступили украинцам (2:6).
В полуфинале, который также состоялся на стадионе «Динамо», сборная Украинской ССР разгромила уругвайцев со счетом 7:1 и в финале встретилась со сборной Москвы. Интересно, что москвичи на правах хозяев не участвовали в отборочных играх.
Финал был непростой. Москвичи буквально вырвали победу у украинцев, забив единственный гол на 61-й минуте матча.
А вот как комментировали самый первый матч на стадионе «Динамо» в журнале «Физкультура и спорт»:
На следующий год на стадионе состоялся первый в СССР матч, который транслировали в прямом эфире. Тысячи радиослушателей следили за игрой сборных РСФСР и УССР
А первыми словами комментатора Вадима Синявского были Внимание! Внимание! Наш микрофон установлен на стадионе “Динамо”!»
На «Динамо» начала играть и футбольная сборная СССР. Поскольку Советский Союз до 1946 года не был представлен в Международной федерации футбольных ассоциаций (ФИФА), официально проводить матчи со сборными других стран он не мог. Постоянным соперником сборной СССР в период с 1924 по 1935 год стала сборная Турции, которая формально выходила на поле под флагом народных домов Турции. Как правило, это был или один матч в год в Москве, или визит советской сборной в Турцию, где проводилось несколько встреч в разных городах.
Первая игра в истории сборной СССР состоялась 16 ноября 1924 года на стадионе имени Воровского (он располагался на Калужской улице напротив Нескучного сада, сейчас на его месте жилые дома). Сборная СССР в присутствии 15 тысяч зрителей победила Турцию со счетом 3:0. Следующий домашний матч сборной СССР прошел уже на «Динамо». 20 августа 1931 года сборная СССР при заполненных до отказа трибунах (50 тысяч зрителей) выиграла у Турции — 3:2. До войны СССР и Турция сыграли на «Динамо» еще два раза. В 1933 году со счетом 2:1 выиграли гости, в 1934 году с таким же результатом победили хозяева поля.
Реконструкция
Стадион после сноса восточной, северной и южной трибун, 2012 год.
Модель стадиона после реконструкции
Стадион «Динамо» на реконструкции. Вид при выходе из северного вестибюля станции метро «Динамо»
Проект
Согласно проекту «ВТБ Арена Парк», одна крыша должна объединить Большую спортивную арену, рассчитанную приблизительно на 26,3 тысячи зрителей, Малую спортивную арену вместимостью от 11,5 до 14 тысяч зрителей, где можно будет проводить матчи по хоккею, смешанные единоборства, профессиональный бокс, баскетболу и концертно-зрелищные мероприятия, а также досугово-развлекательный комплекс. Изначально предполагалось, что новый стадион «Динамо» попадёт в заявочную книгу на проведение матчей чемпионата мира 2018 года, однако этого не произошло, и его вместимость была уменьшена с предварительных 45 до проектных 26 тысяч зрителей.
Для Академии спорта будет построено здание площадью около 62 тыс. м². Коммерческая часть проекта включает в себя строительство офисных и жилых зданий, гостиницу «Хаятт» и многоуровневую подземную парковку. Общая площадь спортивной части составит более 200 тыс. м², общая площадь коммерческих площадей — более 450 тыс. м². Всего в рамках проекта запланировано строительство 246 тыс. м² офисов, 167 тыс. м² апартаментов, 37 тыс. м² гостиничных площадей, 10 тыс. м² торговых площадей, а также паркинг, рассчитанный на 2543 автомобилей.
Архитектором зоны городской постройки является Сергей Чобан, для доработки спортивной части проекта был приглашён американский архитектор Дэвид Маника (англ. David Manica). В ответ на претензии болельщиков «Динамо» он решил видоизменить проект, пообещав предоставить болельщикам трёхъярусную трибуну, напротив которой будет располагаться большое табло, собственное лобби и фойе со смотровой площадкой. Западная трибуна после укрепления её фундамента будет отделена от строящейся арены и станет частью музея «Динамо».
В сентябре 2013 года проект комплекса «ВТБ Арена парк», в рамках которого реконструируется стадион «Динамо», стал лауреатом европейской премии в области недвижимости European Property Awards.
Спортивный комплекс в Петровском парке будет носить название «ВТБ Арена», а сам стадион получит имя Льва Яшина.
Стоимость
В ноябре 2012 года председатель совета директоров «ВТБ-Арены» Андрей Перегудов сообщил, что строительство спортивного объекта — двух залов вместе с парковкой, обойдется примерно в 650—700 миллионов долларов, а весь комплекс с прилегающей инфраструктурой — в $1,5 миллиарда.
В июне 2013 года бывший глава попечительского совета «Динамо» Сергей Степашин сообщил, что стоимость строительства футбольного стадиона составит около 9 миллиардов рублей, а общая стоимость спортивной части проекта, включающей в себя футбольный стадион, Академию спорта, досугово-развлекательный комплекс, подземные переходы от станции метро к спортивному комплексу, паркинг более чем на 1500 машино-мест и другие технические строения — 26 миллиардов.
Финансирование строительства обеспечивается за счет средств Банка ВТБ и инвестиций ряда зарубежных банков (Cassa Depositi e Prestiti (CDP), Intesa Sanpaolo, Société Générale, KfW IPEX-Bank).
Ход работ
Реконструкция стадиона «Динамо», июль 2016 года.
Первоначально стадион планировалось реконструировать с сохранением фасадов, как того требовал охранный статус памятника архитектуры, однако постановлением правительства Москвы от 12 июля 2011 года границы территории объекта культурного наследия «Стадион „Динамо“» были изменены, после чего были снесены восточная, северная и южная трибуны. Единственным подлинным фрагментом, оставшимся от исторического здания, стала западная трибуна. Также были демонтированы осветительные мачты, которые, благодаря своим размерам, были одним из ориентиров северной части Москвы.
В ноябре 2012 года инвестор строительства, компания «ВТБ-Арена», заявил, что снесённые стены стадиона будут восстановлены по лазерным обмерам, проведённым до сноса, а также обещал провести реставрацию и вернуть на своё место оригинальные барельефы работы скульптора Сергея Меркурова.
Точечное доскональное сканирование позволит один в один восстановить те стены, которые из-за аварийного состояния не могли быть сохранены. Пресс-служба «ВТБ-Арены» |
Летом 2013 года был закончен нулевой цикл работ. Реконструкция находится на этапе укрепления фундаментов сохраняемой исторической стены западной трибуны.
1 апреля 2014 года футбольные болельщики, недовольные застройщиком, провели пикет возле снесённого стадиона, а также передали представителям «ВТБ-Арена парка» манифест со своими требованиями.
Открытие стадиона «Динамо» намечено на конец 2018 года.
Первая телетрансляция и победный матч с чемпионами мира
После войны футбол стал невероятно популярным. Стадионы и раньше с трудом вмещали всех желающих болельщиков, но в 1940-е произошел настоящий спортивный бум. Все чаще в билетных кассах вывешивали таблички «Все билеты проданы».
В 1947 году на стадионе «Динамо» торжественно отметили 800-летие Москвы. О том, как это было, писал американский прозаик Джон Стейнбек:
29 июня 1949 года на стадионе «Динамо» сыграли ЦДКА и минское «Динамо». Этот матч болельщики могли посмотреть дома — впервые велась прямая телетрансляция. Комментировал игру Вадим Синявский.
В 1953-м на стадионе установили осветительные мачты — это позволило проводить матчи по вечерам. Впрочем, устраивать игры при электрическом свете пытались еще до войны, тогда пробовали использовать обычные большие лампы. Первая попытка состоялась в 1933 году, последняя — в 1940-м.
21 августа 1955 года на «Динамо» прошел один из самых необычных и неожиданных матчей. Встретились сборные СССР и ФРГ.
Советский Союз, в сфере влияния которого была Германская Демократическая Республика, еще не установил дипломатических отношений с Западной Германией, а сама же ФРГ недавно вошла в НАТО. Это делало игру очень политизированной. К тому же в Москве все еще находились немецкие военнопленные. Только в октябре 1955-го Никита Хрущев подписал указ о репатриации, после чего в Германию вернулись около 14 тысяч немцев. А тогда, в августе, они вместе со всеми следили за радиотрансляцией матча.
Спортивная сторона дела была такой — сборная ФРГ в 1954 году стала чемпионом мира по футболу и была на то время сильнейшей командой планеты. Инициатива товарищеского матча принадлежала СССР. Это был вызов, на который немецкая сторона ответила согласием.
Подготовка была нервной
Партийное руководство постоянно напоминало футболистам о важности предстоящего события. Вспоминает участник той игры футболист Анатолий Ильин:
Матч завершился победой советской сборной со счетом 3:2.
Спортивный журналист Лев Филатов внес эту игру в список любимых матчей, о которых рассказал в книге «Наедине с футболом»:
Реконструкция
После реконструкции 2016–2018 годов стадион получил самое современное оснащение. Козырек над трибунами охватывает около 85% зрительских кресел. Он имеет обтекаемую форму и выполнен из алюминиевых профилированных листов. В навес встроена система озвучивания, освещения, видеонаблюдения. Внизу он закрыт полупрозрачной мембраной, под которой спрятаны коммуникации и металлическая арматура.
На основном и учебном стадионах уложены беговые дорожки известной итальянской фирмы «Mondo».
На площадке имеются секторы для прыжков в длину, высоту, с шестом, для толкания ядра, молота, диска и метания копья, яма для бега «стипль-чез».
На объекте предусмотрен подземный паркинг на 140 мест и открытая стоянка на более чем 300 авто.
На всей территории имеется беспроводной доступ к сети Wi-Fi.
Обновленный стадион может похвастаться внедрением первой в стране системы «старт-финиш», которая фиксирует фальстарт и фотофиниш, определяет расстояние до снаряда в соревнованиях по метанию. Обработка данных происходит всего за несколько секунд. Также развита система видеонаблюдения, включающая более 400 камер. Она позволяет проконтролировать любого зрителя на протяжении всего времени пребывания его на территории. Системы видеонаблюдения и охранной сигнализации обеспечивают высокий уровень безопасности на главном стадионе Беларуси.
Ворота у входа на стадион «Динамо» в Минске, Przemek Ledzian
Кому хватит парковок возле стадиона?
— В связи с исторически сложившейся застройкой остро стоит вопрос размещения автостоянок. Подземная стоянка по требованию нормативной документации предусматривается для випов, спортсменов и СМИ. Во время крупных соревнований будут использоваться близлежащие стоянки и перекрываться улицы, если это необходимо. Крупные стадионы в центре городов обычно не обеспечиваются огромным числом стоянок, — утверждают специалисты мастерской. Известно, что запроектирована подземная двухуровневая стоянка на 130 автомобилей и 4 автобуса, и плоскостная — на 90 мест, рядом со стадионом, а также парковочные места на близлежащих улицах.- Для парковки гостей могут использоваться стоянки и подземные паркинги в радиусе одного километра от самого «Динамо», также имеется хорошее транспортное обслуживание. Транспортное обслуживание будет проработано на следующих стадиях проекта, — уверяют проектировщики.
Сертификацию нужно будет получать на нескольких стадиях работы над стадионом.
— Мы уже отдали эскизный проект в международную организацию, во Францию, для рассмотрения и замечаний. Сейчас мы приступаем уже к архитектурной стадии. Будет специалист-консультант на время проектирования. После строительства проведем замеры — и снова сертификация, — в подтверждение своих слов главный архитектор проекта кивает на толстую книгу — руководство по строительству легкоатлетических сооружений.
Ожидается, что в мае начнутся строительные работы. Проектирование будет идти параллельно строительству. Работы по реконструкции стадиона планируют завершить к 2017 году.
Вместо футбольного — легкоатлетический стадион, способный принимать мировые соревнования
— Сначала собирались делать футбольный стадион, потом у города поменялось мнение. Национальный футбольный стадион международного уровня разместят возле стадиона «Трактор». Есть эскизное решение, которое разработала немецкая компания GMP International GmbH, пока решается, кто будет вести этот проект, — рассказывает руководитель архитектурной мастерской № 2 Тарас Демура.
Реконструированный «Динамо» будет легкоатлетическим стадионом высшей международной категории. Он будет рассчитан на такие соревнования, как чемпионат мира, Бриллиантовая лига и даже Олимпийские игры.
Из сорокатысячного стадиона «Динамо» станет двадцатитысячным.
— Это связано с тем, что легкоатлетические стадионы не заполняются больше чем на 16 тысяч зрителей. Это показывает опыт проведения спортивных мероприятий в нашей стране. Футбольные стадионы, конечно, могут и намного больше людей собирать, — утверждает Тарас Демура.
Будет возможность проводить на стадионе «Динамо» и футбольные соревнования, но не международного, а национального уровня.
На обновленном стадионе будет беговой трек на 9 дорожек (длиной 400 метров) и столько же прямых дорожек длиной 100 метров. Будут дорожки для бега с препятствиями и секторы для метания и прыжков.
— В сравнении с футбольным стадионом на легкоатлетическом стадионе единовременно пребывают около 250 спортсменов, судей и вспомогательных работников. Это требует большей квалификации работ, серьезного инженерного обеспечения. В международных требованиях значится, что на каждом секторе должны размещаться стационарные камеры, которые будут передавать видеотрансляцию в HD-качестве, — добавляет руководитель творческой мастерской.
Над зрительской зоной сделают козырек, который будет навесом для 70% мест. |
По периметру крыши будут размещены прожекторы для подсветки дорожек. Новые мачты будут иметь осветительное оборудование той мощности, которая позволит не ослеплять спортсменов.
Строительство первого участка ТПК завершится в этом году
Вчера, 21 марта, мэр Москвы Сергей Собянин ознакомился с ходом строительства станции метро «Деловой центр» Третьего пересадочного контура Московского метрополитена. По словам мэра, первый участок новой кольцевой линии, включающий пять станций, запустят уже в этом году. Его интегрируют с Калининско-Солнцевской веткой – таким образом, поезда смогут ходить от «Раменок» до «Петровского парка».
«Станция «Деловой центр» – это начало новой кольцевой. В этом году стоит задача запустить первый участок Третьего пересадочного контура (ТПК) до станции «Петровский парк». В 2016 году будет построена и ветка до станции «Раменки». Таким образом, ММДЦ «Москва-Сити» получит сразу две протяженные линии метро, поэтому транспортная доступность ММДЦ будет вполне приличной. В этом году также должны запустить станцию Шелепиха на МКЖД. В итоге «Москва-Сити» получит еще один вид транспорта – железнодорожный», – сказал Сергей Собянин.
По словам заместителя генерального директора по строительству метрополитена АО «Объединение «Ингеоком» Юрия Гаврилина, станция «Деловой центр» будет готова уже к июню.
«В прошлом году мы приступили к активной фазе работ по строительству ТПК. В ближайшие три года планируется ввести четыре его участка – от «Делового центра» до «Петровского парка», от «Авиамоторной» до «Электрозаводской», от «Петровского парка» до «Нижней Масловки» и от «Хорошевской» до «Мневников», – рассказал журналистам заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. Он напомнил, что ТПК будет иметь 17 пересечений с действующими линиями, 7 – с радиальными направлениями железных дорог и две – с МКЖД. Первый участок включает в себя пять станций – это «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошевская», «Ходынское поле» («ЦСКА») и «Петровский парк». «Этот участок является началом формирования новой системы метрополитена, которая позволит разгрузить действующие Таганско-Краснопресненскую, Замоскворецкую, Серпуховско-Тимирязевскую линии и обеспечит транспортную доступность к комплексу «Москва-Сити», – пояснил глава стройкомплекса.
До конца года планируется также открыть для пассажиров три станции Калининско-Солнцевской ветки – от «Парка Победы» до «Раменок». «Участок этой линии мы интегрируем с ТПК. Связку организуем на станции «Деловой центр». Это сложная технологическая схема, но работы идут по графику, хотя и напряженно», – отметил Марат Хуснуллин. Таким образом, уже в этом году поезда начнут ходить от «Раменок» до «Петровского парка».
Следующим по плану стоит участок ТПК от «Нижней Масловки» до «Рубцовской». По словам заммэра, он может быть готов на год раньше контрактных сроков, то есть уже в 2018 году. «По контракту этот участок, включающий пять станций, должен быть построен в 2019 году. К нему будет примыкать строящаяся Кожуховская ветка. Таким образом, пассажиры смогут проехать от «Некрасовки» до «Рассказовки» через ТПК. Мы получим самую длинную линию городской подземки», – заявил чиновник.
На базе станций ТПК появятся несколько крупных транспортно-пересадочных узлов. На площади Савеловского вокзала один из них планируется открыть одновременно со станцией «Нижняя Масловка». По словам первого заместителя генерального директора по девелопменту АО «Мосинжпроект» Альберта Суниева, в настоящее время идет проектирование терминала. В рамках работ намечено обустроить площадь Савеловского вокзала, сформировать фронты посадки и высадки пассажиров и организовать удобную пересадку между метрополитеном и железной дорогой.
Еще один крупный ТПУ появится на территории ММДЦ «Москва-Сити». «Через деловой центр будут проходить сразу три ветки метро, две из них уже действующие – Филевская и Калининско-Солнцевская – и одна строящаяся (ТПК). Кроме того, здесь пересекаются две ветки железной дороги: Смоленское направление МЖД и МКЖД», – пояснил Марат Хуснуллин. Поэтому перед городскими властями стоит задача увязать пересадку между всеми видами транспорта, сделав ее максимально простой и комфортной.
В рамках проекта планируется построить пассажирский терминал, расположенный под железнодорожной эстакадой, организовать общественную зону для обслуживания пассажиров ТПУ и посетителей ММДЦ. Также тут будет организована парковка на 600 машиномест.
АНДРЕЙ МАКАРСКИЙ
Строительство арены
Стройку начали в 1925 году. Стадион стали возводить на пересечении двух центральных аллей Петровского парка — Московской и Театральной. Государство в строительстве почти не помогало, все работы велись на средства клуба, силами футболистов и болельщиков. Не было никакой техники, основные инструменты — кирка и лопата, лошади вместо грузовиков.
Все изменилось в августе 1927-го. К 10-летию советской власти было задумано провести всесоюзную спартакиаду, и для нее нужна была вместительная площадка. Решили помогать динамовцам. Стройка ускорилась. К работе привлекли выдающихся архитекторов Аркадия Лангмана и Лазаря Чериковера.
Готовый стадион в конце 1920-х годов был похож на подкову — поле окружали три трибуны, а на месте четвертой расположились спортплощадки, корты и вековые деревья. После арену опоясали веломототреком, но от него вскоре отказались.
«Динамо»: центр спорта, культуры и развлечений
Центральный стадион «Динамо» был построен в 1928 году по проекту архитекторов А.Я. Лангмана и Л.З. Чериковера. Изначально он имел форму подковы, открытой к Петровскому парку. В 1936 году после завершения строительства восточной трибуны, замкнувшей стадион, он стал вмещать 54 тысячи зрителей. До открытия в 1956 году стадиона «Лужники» это была главная спортивная арена Москвы.
Частично стадион реконструировали к Олимпиаде-80 и накануне Всемирных юношеских игр в 1998 году. 22 ноября 2008 года на «Динамо» прошёл прощальный матч, после которого его закрыли на комплексную реконструкцию.
Проект, получивший название «ВТБ Арена парк», предусматривает создание нового спортивного кластера, в который войдут спортивный и концертно-развлекательный комплекс «ВТБ Арена — Центральный стадион “Динамо”», академия спорта «Динамо» и спортивный парк «Динамо».
В результате Москва получит спортивный, культурный и развлекательный кластер нового качественного уровня, включающий современный футбольный стадион, малую спортивную арену, спортивно-тренировочный комплекс и общедоступный городской парк.
После реконструкции «ВТБ Арена — Центральный стадион “Динамо”» объединит под одной крышей большую футбольную арену на 26 319 мест и универсальный спортивный зал (хоккей, баскетбол, концерты), рассчитанный на посещение от 11 488 до 14 000 зрителей. Общая площадь стадиона составит 206 тысяч квадратных метров. Это будет восьмиэтажное сооружение с подземным уровнем, на котором разместится паркинг на 719 машино-мест.
В ходе реконструкции будет сохранена и реставрирована историческая западная трибуна, выходящая на Ленинградский проспект. Крыша стадиона будет выполнена из специальных светопрозрачных материалов.
«Очень важно отреставрировать исторические барельефы. Они находятся в плохом состоянии
Но мы сегодня уже видели, как над ними работают реставраторы. Я думаю, будет восстановлен их исторический облик и они будут служить очень долго москвичам», — подчеркнул Сергей Собянин.
Андрей Костин отметил высокий уровень профессионалов, которые занимаются восстановлением, и добавил, что работа будет выполнена в срок: «Мы всегда очень бережно относимся к истории. Поэтому, действительно, практически утерянный уже барельеф восстанавливается, работает большая группа реставраторов».
На сегодня завершены работы по устройству монолитных железобетонных конструкций и монтажу металлоконструкций покрытия стадиона. Ведётся строительство внутренних перегородок, монтаж эскалаторов, лифтов, а также внутренних инженерных коммуникаций и оборудования систем вентиляции, спринклерного пожаротушения, водопровода, водостока, канализации, электроснабжения, слаботочных систем.
Открытие обновлённого стадиона запланировано на 2018 год.
Многофункциональный спортивно-тренировочный комплекс «Академия спорта “Динамо”» (три этажа и подземный уровень, 58 тысяч квадратных метров) будет включать универсальный спортивный зал для командных видов спорта (2,1 тысячи квадратных метров), зал спортивной гимнастики (3,9 тысячи квадратных метров), зал спортивных единоборств — борьба, бокс, тяжёлая атлетика, боевые искусства (2,4 тысячи квадратных метров), две ледовые площадки (5,8 тысячи квадратных метров), зону мини-футбола (3,5 тысячи квадратных метров), стрелковый тир (1,9 тысячи квадратных метров), площадки для сквоша, тренажёры для гольфа и центр спортивной медицины. В подземном паркинге оборудуют 750 машино-мест.
На базе академии спорта будут работать спортивные секции для жителей расположенных рядом районов и всех желающих москвичей. Окончить её строительство также планируют в 2018 году.
В открытом городском спортивном парке «Динамо» площадью восемь гектаров появятся площадки для баскетбола, волейбола и городков, а также досуговые зоны. Его благоустройство закончат в 2018 году.
Ожидается, что после завершения реконструкции спортивный комплекс будут посещать более 5,7 миллиона человек в год. В нём будет создано 4,5 тысячи постоянных и временных (в период крупных спортивных мероприятий) рабочих мест.
Реконструкция и первые чемпионаты
Первая реконструкция стадиона началась уже в 1934 году. С ареной все было в порядке, но нужно было достроить восточную трибуну, убрать мототрек, который не пользовался популярностью, и добавить нижний ярус со зрительскими местами. В итоге вместимость стадиона увеличилась до 53 тысяч человек. А если добавить верхние площадки, откуда за игрой можно было наблюдать стоя, то получалось, что следить за матчем могли около 70–80 тысяч болельщиков.
Под трибунами появились три новых зала для занятий тяжелой атлетикой, фехтованием и борьбой, а также гребной бассейн, кинотеатр, ресторан и помещения для медиков. Реконструкция закончилась в 1936-м, а через два года возле стадиона открыли станцию метро. Назвали ее в честь спортивной арены.
В год, когда реконструировали стадион «Динамо», в СССР провели первый чемпионат страны по футболу. Из 21 матча семь прошли на главной московской арене. Первым чемпионом Советского Союза стало столичное «Динамо», серебро взяло «Динамо» из Киева, а на третьем месте оказался московский «Спартак».
Чемпионаты стали проводить ежегодно. Важнейшие матчи устраивали на стадионе в Петровском парке. Чемпионские звания до войны делили между собой две команды. «Динамо» побеждало в 1936 году (на весеннем чемпионате), 1937 и 1940 годах. «Спартак» выигрывал в 1936 году (на осеннем чемпионате), 1938 и 1939 годах. Самым «высокопоставленным» болельщиком тех лет на трибунах «Динамо» был Лаврентий Берия. Он в юности играл в футбол в Грузии, и неудивительно, что у него сохранился интерес к футбольным матчам.
«К его визитам привыкли и поначалу даже радовались, что в высшем руководстве страны есть полномочный представитель спортсменов, свой брат-футболист, — вспоминал в своих мемуарах основатель «Спартака» Николай Старостин. — Не могли же мы предположить, что бывший левый хавбек будет столь болезненно реагировать на наши успехи».
30 сентября 1939 года на стадионе «Динамо» был сыгран уникальный матч — переигровка полуфинала Кубка СССР между «Спартаком» и «Динамо» (Тбилиси), которая состоялась уже после того, как был проведен финал и «Спартак» выиграл Кубок. Николай Старостин отмечал, что поручение переиграть полуфинал было передано якобы от председателя Верховного Совета РСФСР Андрея Жданова. Но он сам не сомневался, что приказ отдал болевший за тбилисское «Динамо» и не любивший «Спартак» Берия. Переигровка закончилась еще одной победой «Спартака» — 3:2, Старостин отметил, что, когда «Спартак» забил третий гол, Берия швырнул стул и вышел из ложи почетных гостей.
Чемпионат СССР 1941 года не был окончен — турнир прервала война. Последний предвоенный матч на «Динамо» состоялся 19 июня, хозяева играли со сталинградским «Трактором» (матч, который закончился вничью (1:1), посетили 30 тысяч зрителей). После начала боевых действий, 24 июня, провели еще два матча чемпионата — в Тбилиси и Донецке.