Столичные архитекторы в провинции
Содержание:
- Общая характеристика изобразительного искусства и архитектуры России XVIII века
- Английский классицизм: красота и величие
- Французский классицизм: пышность и тожественность
- Архитектура второй половины 19 века
- Здание Академии художеств
- Биография
- Первая треть 18 века. Барокко
- Скульптура
- Архитектура первой половины 19 века
- Особенности художественного творчества XVIII века
Общая характеристика изобразительного искусства и архитектуры России XVIII века
- Подробности
- Категория: Искусство России XVIII века
- Опубликовано 10.02.2018 18:52
- Просмотров: 3613
XVIII век для России – эпоха перемен, связанных с реформами Петра I. Эти реформы затронули практически все сферы жизни страны:
экономику, государственное устройство, военное дело, просвещение, общественную мысль, науку и культуру. Из «окна в Европу», которое прорубил Пётр Великий, в Россию буквально хлынули все достижения современности.Русское искусство различными путями осваивало и перерабатывало западноевропейский опыт: за границей покупались готовые произведения искусства, создавались собственные произведения отечественными и иностранными специалистами, которые очень активно привлекались в то время в Россию. Талантливых людей отправляли в Европу для обучения за государственный счёт.
Английский классицизм: красота и величие
Чизвик-хаус (Chiswick House). Лондон. Классицизм. Архитектор — Ричард Бойл (Richard Boyle).
Классицизм или палладианство зародился в XVI веке в Италии. Он унаследовал отличительные особенности архитектуры Древнего Рима и Древней Греции, сохранил симметрию, но элементы декора стали более сдержанными. Здания, возводимые в классическом стиле, — величественные, но одновременно простые и строгие. Как этот Чизвик-хаус в Лондоне.
Банкетный зал (Banqueting House). Лондон. Ранний классицизм. Автор проекта – Иниго Джонс (Inigo Jones).
В XVII веке классицизм стал развиваться в Великобритании. Здесь основные черты классического стиля постепенно менялись, «приспосабливаясь» под запросы местных жителей. В эпоху раннего классицизма еще хорошо прослеживается влияние архитектуры Древней Греции и Древнего Рима.
Кенвуд-Хаус (Kenwood House). Лондон. Георгианский классический стиль. Архитектор – Роберт Адам (Robert Adam).
В XVIII веке в Англии классический стиль в архитектуре становится строже. По-прежнему остаются симметрия, но декор для украшения фасадов практически не используется. Это направление в архитектуре получило название «Георгианский классический стиль».
Камберленд-террас. Риджентс-парк. Лондон. Стиль Регентства. Архитектор – Джон Нэш (John Nash).
На смену георгианскому направлению в классицизме приходит стиль Регентства (Английский Ампир). Для него характерны хорошо заметные черты классицизма, но архитекторы допускают использование эклектики, смешения разностилевых элементов. В стиле Регентства в Лондоне по проекту Джона Нэша (John Nash) было возведено здание Камберленд-террас в Риджентс-парке (Cumberland Terrace, Regent’s Park).
Французский классицизм: пышность и тожественность
Пантеон. Париж. Классицизм. Архитектор — Жак-Жермен Суффло (Jacques-Germain Soufflot)
Во Франции классицизм появился в конце XVIII века, когда в Англии он уже изживал себя. На раннем этапе французский классицизм еще наследует черты рококо. Этот стиль выбрал архитектор Жак-Жермен Суффло (Jacques-Germain Soufflot) для своего Пантеона (церковь святой Женевьевы).
Триумфальная арка. Париж. Французский Ампир. Архитектор – Жан Шальгрен (Jean Chalgrin).
Поздний классицизм во Франции (Французский Ампир) — это помпезность, пышность, праздничность. Яркий пример — Триумфальная арка в Париже. Одновременно в Европе и за ее пределами зарождаются стили, лишенные «украшательств», — более простые, понятные, близкие по духу местным жителям: Бидермейер — в Германии и Австрии, Федеральный — в США.
Grand Hotel Sauerhof. Австрия. Бидермейер.
Жилое строение в США. Федеральный стиль в архитектуре.
Архитектура второй половины 19 века
Возрождение древнерусского стиля
Во второй половине 19 века возродился интерес к древнерусской и византийской культуре. Это породило архитектурный стиль, который назвали «русский стиль». Также его называли «псевдорусским» или «неорусским». Данное направление объединяло черты византийского и древнерусского зодчества. Считается, что русско-византийский стиль – воплощение православия. Соборы и храмы, выполненные в этом направлении, характеризуются куполами
Создателем является Тон К.А. В Москве его работами являются Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, Оружейная Палата и Ленинградский вокзал. Петербург славится Московским вокзалом.
Ленинградский вокзал
Другие стили второй половины 19 века
Эклектика – направление в архитектуре, доминировавшее во второй половине 19 века. Эклектизм (историзм) объединяет в себе множество стилей:
- необарокко;
- неоренессанс;
- неоготика;
- неорококо;
- «русский стиль».
Ко второй половине 19 века относятся:
- Храм Спаса на Крови Парланда А.А.;
- Городская дума, гостиница «Московская», Дом купца Генч-Оглуева в Ростове-на-Дону, ГУМ Померанцева А.И. в Москве;
- Чайный дом на Мясницкой Клейн Р.А. в Москве.
«Кирпичный стиль» — развивался параллельно с эклектикой. В этом стиле выполнены Исторический музей в Москве, кожно-венерологический диспансер в Казани, Женская гимназия в Красноярске.
Здание Академии художеств
Здание Академии художеств
Адрес: Университетская набережная, 17
Здание Академии художеств — одно из самых выдающихся произведений русского зодчества XVIII века, глубокое по замыслу и по оригинальности планового решения
В архитектурном пейзаже Университетской набережной ему принадлежит очень важное место. Великолепный вид на здание открывается с противоположного берега Невы — с Английской набережной
Построенное в 1764–1788 годах, оно является одним из первых в России сооружений, созданных в архитектурных формах раннего классицизма. В начале XVIII века участок на Васильевском острове между 3-й и 4-й линиями занимали дома петровских вельмож — Г. И. Головкина, В. Л. Долгорукова и А. Г. Долгорукова. После основания Академии эти дома были переданы в её пользование, а затем снесены для постройки нового здания по проекту, разработанному архитекторами А. Ф. Кокориновым и Ж.-Б. Валлен-Деламотом.
Биография
Родился в в артистической семье. Его мать, итальянская балерина, приехала в Россию, когда будущему архитектору было 10 лет. Первоначальное образование получил в мастерской В. Бренны, участвовал в работах по реконструкции дворцово-паркового комплекса в Павловске и дворцово-паркового комплекса в Гатчине.
В 1795 году поступил в Адмиралтейское ведомство чертежников в чине сержанта, а через год переведен в ведомство по строительству и реконструкции дворцов и правительственных зданий помощником В. Бренны. Участвовал в строительстве комплекса Михайловского замка по проекту Баженова.
В 1802-03 годах совершил поездку во Франции и Италию для совершенствования образования, занимался во Флорентийской академии. По возвращении в 1804 году назначен художником на стекольный и фарфоровый заводы в Петербурге. В 1806 году получил звание архитектора. Участвовал в составлении альбомов «Образцовых проектов» жилых домов (1809-12). В 1809 году назначен старшим архитектором Кремлевской экспедиции в Москве, занимался реставрацией и строительством зданий в Кремле, преподавал в архитектурной школе. Московские постройки Росси не сохранились.
С 1811 года работал в Твери. В 1814 году вернулся в Петербург, работал главным архитектором Павловска. С 1816 году определен в Комитет для строений и гидравлических работ. С этого момента начался период расцвета творчества Росси. В эти годы архитектор занимался преобразованием центра города.
В 1818 году он приступил к строительству дворцово-паркового комплекса на Елагином острове, законченного в 1822 году. В этом ансамбле уже заложены все те черты, которые определяли характер его творчества.
Следующей грандиозной работой было создание Михайловского дворца (1819-25) и Михайловской площади — сейчас это ансамбль Русского музея. Создавая комплекс дворца, Росси спланировал весь прилегающий район города – от Невского проспекта и до Невы. Возник развитый ансамбль.
При всей четкости и простоте объемного решения черты парадности, монументальности свойственны этому сооружению. Под руководством Росси постепенно сформировался коллектив, состоявший из помощников зодчего, инженеров-строителей, живописцев-декораторов, скульпторов, мраморщиков, мебельщиков и паркетчиков. Это позволяло быстро и слаженно разворачивать крупные градостроительные работы.
В 1819-29 годах Росси возвел ансамбль Главного штаба, смело решив трудную задачу и создав триумфальный въезд на Дворцовую площадь. Еще одной грандиозной планировочной работой Росси было создание Александринского театра. Черты триумфальной приподнятости характерны и для этой постройки зодчего. Сам театр являлся лучшим в Европе того времени по композиционному решению и декоративной отделке. Объемное решение здания отличается собранностью и лаконизмом. На фасадах применен большой ордер. Театр был целиком выстроен из несгораемых материалов.
Росси в 1929 завершил формирование Сенатской площади, создав здания Сената и Синода.
Участвовал в разработке ззаконодательного документа «Проект каменных и деревянных строений в Петербурге», утвержденного в 1830 году.
Отличающиеся грандиозным размахом, ясностью объемно-пространственной композиции, разнообразием и органичностью решений, петербургские ансамбли Росси представляют вершину градостроительного искусства. Градостроительные ансамбли Росси явились качественно новым вкладом в архитектуру русского классицизма.
Первая треть 18 века. Барокко
В первой трети столетия все архитектурные преобразования неразрывно связаны с именем Петра Первого. За этот период российские города претерпели значительные изменения и в социально-экономическом плане и в архитектурно-планировочном. Именно в это время развивается промышленность, что приводит к строительству множества промышленных городов и поселков. Политическая обстановка в стране и за ее пределами создала предпосылки к тому, что главенствующие в этот период дворянство и купечество оказываются втянутыми в строительство объектов общественного назначения. Если до этого периода самыми величественными и красивыми создавались в основном церкви и царские резиденции (палаты), то в начале 18 века в городах уделяется большое значение внешнему виду обычных жилых зданий, а также появляющихся театров, набережных, идет массовое строительство ратушей, школ, больниц (так называемых гошпиталей), домов для сирот. С 1710 года в строительстве активно начинают использовать кирпич вместо деревянных построек. Правда, первоначально это нововведение касалось, прежде всего, столиц, тогда как для периферии камень и кирпич надолго еще оставались под запретом.
Петром I создается особая комиссия, которая в будущем станет главным органом государственного проектирования как столицы, так и других городов. Гражданское строительство уже преобладает над церковным. Большое значение придается не только фасадам, но и облику всего города – дома начинают строить фасадами вдоль улиц, производится разуплотнение застройки в противопожарных целях, благоустраиваются улицы, мостятся дороги, решается вопрос с уличным освещением, по обочинам высаживаются деревья. Во всем этом чувствуется зримое влияние запада и твердая рука Петра, своими указами совершившего в те годы практически революцию в градостроительстве. Поэтому не удивительно, что России за короткий срок удается практически догнать Европу, выйдя на достойный уровень по уровню градостроительства и благоустройства городов.
Главным архитектурным событием начала века считается строительство Санкт-Петербурга. Именно с этого города и московской Лефортовской слободы начинаются серьезные преобразования в архитектурном облике прочих городов. Ориентированный на запад Петр Первый приглашает иностранных архитекторов и отправляет российских специалистов на обучение в Европу.
В Россию приезжают Трезини, Леблон, Мичетти, Шедель, Растрелли (отец) и другие именитые архитекторы, которым суждено внести большой вклад в русское зодчество первой четверти 18 века. Что интересно, если в начале своего творческого пути в России они четко следовали своим принципам и западному архитектурному мышлению, то уже через какой-то период времени специалисты-историки отмечают влияние нашей культуры и самобытности, которое прослеживается в их более поздних работах.
В первой трети 18 века преимущественным направлением в архитектуре и строительстве является барокко. Этому направлению свойственно сочетание реальности и иллюзии, пышности и контраста. Строительство Санкт-Петербурга начинается с заложения Петропавловской крепости в 1703 году и Адмиралтейства в 1704 году. Петр поставил серьезные задачи перед архитекторскими кадрами того периода в плане соответствия нового города передовым европейским принципам градостроительства. Благодаря слаженной работе русских архитекторов и их иностранных коллег, северная столица приобрела формально западные черты в слиянии с традиционно русскими. Тот стиль, в котором создавались многочисленные помпезные дворцы, церкви, государственные учреждения, музеи и театры сейчас часто называют русским барокко или барокко Петровской эпохи.
В этот период создаются Петропавловский собор, летний дворец Петра Первого, Кунсткамера, дворец Меньшиикова, здание Двеннадцати коллегий в Санкт-Петербурге. В стиле барокко оформлены, созданные в этот и более поздний период, ансамбли Зимнего дворца, Царского села, Петергофа, Смольного монастыря, дворца Строгановых. В Москве — это церкви Архангела Гавриила и Иоанна Воина на Якиманке, характерными элементами свойственными этому периоду оформлен главный въезд в Арсенальный двор Кремля. Среди важных объектов провинциальных городов стоит отметить Петропавловский собор в Казани.
Скульптура
Во второй половине XVIII в. наивысшие достижения в области скульптуры связаны с творчеством Ф.И. Шубина (1740-1805). Шубин – мастер русского скульптурного портрета. В этом жанре в России у него не было предшественников. Галерея созданных им скульптурных портретов (А.М. Голицына, П.А. Румянцева, М.В. Ломоносова, Павла I и др.) отличается реалистичностью и выразительностью.Монументальная скульптура второй половины XVIII в. представлена множеством работ, крупнейшей из которых является «Медный всадник» Э.-М. Фальконе – конный памятник Петру I.Ярким представителем классицизма в скульптуре был М.И. Козловский. Образ современного героя он воплотил в памятнике А. Суворову, хотя без портретного сходства. Скорее, это обобщённый образ героя-полководца. М.И. Козловский – автор знаменитой скульптурной группы «Самсон, раздирающий пасть льва» в Петергофе.
Памятник Суворову в Санкт-Петербурге (1801). Надпись под памятником: Князь Италiйской Графъ Суворовъ Рымникской
Архитектура первой половины 19 века
Победа в Отечественной войне (1812) знаменовала подъем страны на новый уровень. Новый стиль русской архитектуры сформировался на базе барокко, готики, ренессанса. Перед архитекторами стояла задача – обустроить и подготовить город для новой эпохи. Воздвигались вокзалы, университеты, театры, соборы, церкви, магазины, заводы и достопримечательности. Данные архитектурные сооружения до сих пор радуют туристов и жителей города своей красотой. Именно архитектуре 19 века мы обязаны внешним видом многих российских городов.
Исаакиевский собор
В 19 веке наблюдается увлечение императора культурой Франции. Александром I был приглашен в Российскую империю французский архитектор – Огюст Монферран. К его шедеврам архитектуры принадлежат и Александровская колонна в Санкт-Петербурге, Спасский собор в Нижнем Новгороде и Нижегородская ярмарка. До наших дней сохранилось все, кроме ярмарки.
Ампир – стиль королей
19 веку присущ архитектурный стиль – ампир. Он привлекал императоров своей красотой и театральностью. Здания в королевском стиле отличаются:
- колоннами;
- лепными карнизами;
- пилястрами;
- образцами античной скульптуры (грифоны, львы, сфинксы);
- военной символикой;
- богатым декором;
- отражением древнеримских и древнегреческих художественных форм.
Преобладали белые, желтые и серые цвета. Лепные статуи белого цвета, фасад здания – желтый.
В первой половине 19 века закончили планировку Сенатской и Дворцовой площади. Их оформление доверили Росси К.И. Он соединил 2 стиля – барокко и классицизм, в которых выполнены Дворец Растрелли, здание Главного штаба и министерства. Архитектор принял неординарное решение – добавил в проект Триумфальную арку, венчаемую колесницей Славы, которая несет высокоторжественный характер. К.И. Росси воздвигнул ансамбль, в который входят Александрийский театр и прилегающая к нему Александрийская площадь, Театральная улица (находится за театром), площадь Чернышева у набережной реки Фонтанки.
В Петербурге многие здания выстроены в стиле ампир. Воронихин А.Н. спроектировал Казанский собор. Горный институт выделяется скульптурными группами, украшающими портик с дорической колоннадой.
После знаменитого пожара 1812 года Москва нуждалась в немедленном восстановлении. За эту задачу взялся архитектор Бове О.И. После долгой и упорной работы в Москве появились Большой театр, Триумфальные ворота, Ансамбль Красной площади, Манеж, Театральная площадь, Троицкий собор (город Клин), церковь Михаила Архангела.
Особенности художественного творчества XVIII века
Новое время создавало и новую культуру, которая пришла на смену Средневековью. Менялось представление о красоте и формах её воплощения.В то же время нельзя забывать о том, что искусство петровского времени ещё не установилось окончательно, иностранное не фильтровалось, но и не имело преобладающего значения в русском искусстве. Сама жизнь расставляла всё на свои места, и в русской культуре оставалось только то, что приживалось на русской почве и отвечало национальным интересам. Именно этот процесс вывел русское искусство из замкнутого пространства Средневековья и соединил его с общеевропейским, дав при этом образцы шедевров мирового уровня.Нельзя забывать и о том, что менялось общественное мировоззрение – Россия встала на путь абсолютизма. Развивались наука, образование. Была создана Академия наук, активно развивалось книгопечатание, культура выходила на светский путь развития. Особенно ярко эти изменения проявились в изобразительном искусстве и архитектуре.Изменились принципы градостроительства – они касались планировки, определённых типов зданий, композиций фасадов, декора, интерьера и т.д.Во второй половине XVIII в. на смену барокко пришёл классицизм, базировавшийся на принципах античности. Но в русской архитектуре черты классицизма стали заметны уже в первой половине XVIII в.: простота, уравновешенность и строгость форм. В связи с развитием промышленности и торговли появилась необходимость в строительстве зданий промышленного, государственного и общественного значения: банков, бирж, рынков, гостиных дворов, присутственных мест. А развитие культуры и просвещения привело к строительству зданий библиотек, театров, университетов, академий. Расширялись привилегии дворянства, а это привело к росту дворянских усадеб в сельской местности.