Особенности стиля модерн

Материалы для отделки

Для отделки комнат используют различные по фактуре материалы, которые создают органичную комбинацию. В качестве напольного покрытия применяют штучный паркет. В современном арт нуво допустимо использование ламината. Для отделки пола на кухне и в ванной применяют каменную или кафельную плитку, которая плавно перетекает в древесную облицовку соседних комнат. Поверхности часто украшают узорами и плавными разводами, которые напоминают оригинальную текстуру дерева или смешение сливок в чашке кофе. Стены оклеивают обоями или покрывают декоративной штукатуркой. В редких случаях их окрашивают или драпируют тканями, которые мягкими ниспадающими складками вносят дополнительную порцию «волнистости» в интерьер. Потолок штукатурят в классический белый цвет. Однако его фактура редко бывает лаконичной из-за дополнений в виде растительного орнамента из лепнины или витражных вставок. Именно в этом направлении (первом из классических) прижилась идеи использования потолков сложной конфигурации. Сейчас в современных стилях такое интерьерное решение не ново, а во времена расцвета арт нуво это было в диковинку. Каминные полки, декоративные ниши, акцентные элементы отделывают натуральным или искусственным камнем.

Лоос

Архитектор и дизайнер Адольф Лоос (1870-1933) одно время входил в Сецес­сион. Известность он приобрел в основ­ном благодаря своим сочинениям, в ко­торых сформулированы основные прин­ципы теории, сыгравшей важнейшую роль в развитии модернизма. В своей ста­тье «Орнамент и преступление», напи­санной в 1908 г., Лоос критикует орна­ментацию, видя в ней проявление упадка. Среди его работ — проекты мебе­ли из гнутого дерева для фирмы братьев Тонет и изделий из стекла (выпускаются до сих пор) для венского завода Лобмейера. Его архитектурные проекты отлича­ются отсутствием орнамента. Нижние этажи венского магазина фирмы «Голдман и Салач» (1909-1911) украшены до­рическими колоннами, но здание сильно критиковали, поскольку верхние этажи имели гладкие стены и простые квадрат­ные окна. Интерьер крохотного венско­го «Кернтнер-бара» (1907) с прямоуголь­ными панелями на потолке, полом, вы­стланным квадратной плиткой, и доро­гой мебелью из кожи и дерева вряд ли можно назвать аскетичным. Напротив, строгость созданного Лоосом до­ма Штейнера (1910) граничит с грубо­стью — массивные белые стены и прямо­угольники окон. Но интерьеры не такие строгие, как фасады.

Стиль Сецессиона оказался самым перспективным направлением Ар Нуво. Геометрические формы венского стиля лучше согласуются с концепцией зарож­дающегося модернизма. Коломан Мозер (1868-1918) также входил в число дизай­неров, участвующих в Венском Сецесси­оне, ему принадлежит целый ряд проек­тов, в том числе мебели. Петер Беренс, хотя и являвшийся членом Мюнхенского Сецессиона, перешел от югендстиля к модернизму: в его мастерской начинали свой творческий путь пи­онеры европейского модернизма — Гропиус, Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье.

Особенности стиля

  • Характерной и самой основной особенностью стиля является отказ от прямых линий и углов.
  • Основной упор делался на декоративный, органический характер рисунка.
  • Придание прочным предметам ощущения хрупкости и воздушной легкости.
  • Асимметрия буквально во всем будь то арка, спинка кровати или комод.
  • Преобладающими цветами являлись приглушенные оттенки — цвет увядшей розы, табачные цвета, жемчужно-серые, серо-голубые, пыльно-сиреневые тона.

Ар-нуво – новое искусство (в дословном переводе с французского «artnouveau»). Именно ИСКУССТВО и не что-либо еще. Джон Рёскин — английский писатель, художник, теоретик искусства, литературный критик и поэт – в свое время сильно повлиял на становление стиля Ар-нуво и призывал вернуться к ремёслам, ссылаясь на то, что великое творение Микеланджело в Сикстинской капелле является по сути декоративной росписью.Он пропагандировал уходить от массового фабричного производства и повышать эстетическую ценность обычных предметов быта. В архитектуре, интерьере, мебели, декоративно прикладном искусстве было объединение художников и ремесленников, а позднее создавались компании по производству предметов быта Ар-Нуво. Таким образом, стиль охватывал все сферы окружающей среды.

Сохранить фото

Чтобы добавить фотографию к себе, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь. Основным постулатом было – не тратить время на оживление умерших стилей и создание псевдодревних предметов культуры, а сосредоточиться на современном дизайне повседневных вещей. Наряду с этим художники вдохновлялись национальным наследием прошлого, например ранним кельтским искусством, древнеирландским и англосаксонским наследием. Наиболее ярким примером такого интереса было создание в 1900г. коллекции украшений «Cymric» для магазина «Либерти». Благодаря своей избирательности в использовании наследия прошлого и сложному переплетению различных заимствований ар нуво стал тем, чем он стал – абсолютно новым уникальным стилем.

Сохранить фото

Чтобы добавить фотографию к себе, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь. Luciano Mortula — LGM Shutterstock.com

Настоящим открытием для Запада XIXв. стало искусство Востока (особенно Японии), когда между ними начались торговые отношения. Невероятной популярностью пользовались японские гравюры. Особенно высоко их оценивали французские художники-авангардисты, обнаружившие для себя новые решения композиции и использования цвета. Японские художники использовали фон в качестве композиции. Им удавалось поддерживать равновесие между основным изображением и фоном. Деликатность и изящество японских гравюр полностью отражало то, что к чему стремились мастера Ар-нуво – созданию истинного изысканного стиля.

Высшие и средние классы готовы были тратить лишние деньги на предметы роскоши и просто на дорогие предметы быта. Обладание этими предметами приносило их владельцам ощущение собственной значимости, удовлетворяло страсть к элегантности и элитарности.

Сохранить фото

Чтобы добавить фотографию к себе, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь. Многие художники, скульпторы и архитекторы оставляли свои основные профессии, чтобы заняться дизайном бытовых предметов, считая его более жизненным и социально значимым. Работы мастеров ар нуво воспринимались как произведение искусства.

Арт-нуво: характерные черты стиля

  • Волнистые линии, замысловатость очертаний;
  • Орнамент в виде вьющихся растений, раковин, павлиньих перьев;
  • Асимметрия форм;
  • Арки и проемы;
  • Витражи;
  • Лестницы.

Прихотливо изогнутые, вычурные линии – главный принцип арт-нуво в интерьере. В затейливом переплетении – стены и арки, карнизы и портьеры, спинки кроватей и дверцы шкафов. Благодаря подобным «кружевам», даже тяжелая, фундаментальная мебель кажется воздушной, словно мечта…

Флористический орнамент (розы, лианы, ирисы, резные листья, кисти винограда), а также узор в виде стрекоз и павлинов – также обязательное условие. Мудреная, филигранная роспись царит на стенах, сквозит в перилах, красуется на мебели и шторах.

Геометрические фигуры модернисты считали порожденьем человека, воспевая асимметрию, истинное детище Природы. До сих пор дизайнеры единодушны: хотя бы что-то в помещении, созданном по канонам арт-нуво, обязано быть искривленным, асимметричным – проем или арка, спинка дивана или трюмо.

Еще один фаворит – арочная форма: ее придают дверям и окнам, шкафам и каминам…

Камин в стиле арт-нуво

Комнаты, а также части комнат должны создавать единство пространства, «переливаясь» друг в друга – для подобного эффекта используют проемы и полупроемы, украшенные сложной, капризной отделкой.

Помните, с чего начался стиль? С витражного промысла, поэтому цветное стекло и мозаичные стеклянные картины – еще одна специфика арт-нуво.

Ну и лестницы, конечно.  На заре ХХ века на них делали упор, тщательно подчеркивая плавность, закругленность формы, витиеватость перил. Лестница арт-нуво – отдельное произведение искусства: она грациозна и удивительно ажурна, как будто ведет в небеса.

Чем ар-нуво отличается от арт-деко?

 

Для интерьерного стиля арт-нуво характерно использование натуральных материалов, флористических мотивов и мягких природных оттенков — коричневого, желтого, бежевого, зеленого. Для украшения интерьера используются мрамор, серебро, полудрагоценные камни, мебель из красного дерева. Предпочтение отдают матовым поверхностям, даже когда речь заходит о светильниках.

 

Плавные линии — отличительная особенность арт-нуво, поэтому и мебель выбирают обтекаемой формы. Если растения, то хорошо знакомые. Если картины, то такие, на которых изображены натюрморты, пруд с кувшинками, птицы или женщины с длинными вьющимися волосами.

 

Арт-деко — это контраст черного и белого, который дополняют коричневым, золотым, синим и зеленым. Предпочтение отдают монохромности. Для этого стиля характерна строгая геометрия, прямые углы и ломаные линии. Его отличительная особенность — мотив солнца, лучами которого украшают не только рамы для зеркал (как, например, в голливудском стиле), но и пустую стену в спальне над кроватью.

 

Для украшения интерьера в стиле арт-деко используют зеркальные, металлические детали (хромированная сталь) и полированную деревянную мебель из черного дерева, которые дают много блеска. Комнатные растения подбираются большей частью экзотические, а дополнительными элементами декора становятся статуэтки диких животных.

Отличие арт-деко от арт-нуво разительные. При детальном рассмотрении становится понятно, что они являются практически полной противоположностью друг дуга. Есть и еще один немаловажный нюанс. Ар-нуво существовал до 1914 года и не сразу обрел узнаваемые черты. Арт-деко пережил периоды популярности и забвения. Оба стиля и сегодня не теряют своих поклонников.

Гауди

Термин Ар Нуво сначала использовал­ся только для стиля, развивавшегося в Бельгии и Франции, но постепенно стал употребляться для родственных ему стилевых направлений. Термин также получил распространение в Ис­пании, Британии и Америке. Несмотря на достаточно широкое распростране­ние Ар Нуво в Испании, Антонио Гауди, которому удалось создать свой собст­венный, неповторимый стиль, занима­ет особое место. Во время реконструк­ции в 1904-1906 гг. старого жилого до­ма Каса Бальо Гауди проектирует новый фасад (колонны на­поминают кости, необычная крыша) и интерьеры некоторых квартир. Двери отделаны маленькими зеркалами не­правильной формы; в оформлении по­толка использованы закручивающиеся изогнутые формы. Неподалеку располагается превосхо­дящий размерами Каса Бальо шести­этажный жилой дома Каса Мила с внут­ренними двориками, местные жители зовут его «Ла Педрера» («Каменолом­ня»). Его внешняя оболочка из бетона с металли­ческими решетками балконов заключает в себе отдельные квартиры, каждая из которых состоит из анфилады комнат неправильной формы, подогнанных друг у другу, словно камни. На плоской крыше расположились террасы с моза­ичными полами из керамической плит­ки. Трубы украшены фантастической скульптурой. Гауди придумывал мебель с причудливо изогнутыми, иногда похо­жими на кости, или проволочными фор­мами. Эта мебель специально изготавли­валась искусными ремесленниками для каждого отдельного случая. Парк Гуэль (1905-1914) и недостроенный собор Саграда Фамилия (1903-1926) — примеры фантастического, полного неповтори­мого своеобразия стиля Гауди

Отличия стиля

Отличают стиль по замысловато изогнутым линиям и растительным орнаментам, в которых просматриваются гибкие переплетающиеся стебли. Это главное украшение интерьера, автор которого – швейцарец Герман Обрист.

Также в стиле выделяются характерные детали:

  • непринужденная асимметрия;
  • оригинальные арочные изгибы на мебели, дверях и окнах;
  • природная цветовая гамма;
  • витражи;
  • натуральные отделочные материалы;
  • красочно задрапированный текстиль;
  • единство и завершенность деталей.

Обязательным условием флористического орнамента принято считать присутствие в нём лиан, ирисов и роз, кистей винограда и резных листьев, узоров с павлинами и стрекозами. Такие «кружева» даже для тяжёлой крепкой мебели создают лёгкость и воздушность.

Ещё стиль определяют по плавным линиям, «перетекающим» друг в друга комнатам с полу проёмами и нигде не встречающимся острым углам. Много цветного стекла и мозаичных стеклянных картин.

Лестницы в стиле арт-нуво грациозные и удивительно ажурные. Прямые и винтовые, с тщательно подчёркнутой плавностью и закруглённостью, с витиеватыми перилами – отдельные образцы искусства.

Что это такое?

Модерн – это художественный стиль XIX века, он относится к декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну интерьеров. Его не следует путать с модернизмом, содержание которого гораздо объемнее.

Модернизм впитал авангардные и абстрактные течения, он наполнил ими не только обстановку квартир и архитектуру строений, но и живопись, литературу, театр и другие виды искусства. Чтобы понять отличительную и особенную сущность модерна, нужно обратиться к его истокам, узнать историю, понять черты, характерные только ему.

История стиля

К концу XIX века технический прогресс в европейских странах набирал обороты, меняя все вокруг себя – экономическое, политическое мировоззрение, отношение к искусству, архитектуре, дизайну. Строгий классицизм с идеальными прямыми линиями и формами, с безупречной симметрией давно поднадоел, хотелось в новом мире жить по-новому.

Одновременно в разных странах – Германии, Англии, Франции – началось смешение имеющихся стилей, но не сразу удалось слепить из них новое и мощное направление. Понадобилось какое-то время, чтобы «современный» стиль стал обособленным и узнаваемым, хотя элементы различных течений XIX века в нем улавливаются и по сей день.

Удивительно, что новый стиль не сразу был воспринят современниками, многие тяжело расставались с привычным аристократическим классицизмом и поначалу считали ар-нуво плохим вкусом. Но уже к концу XIX столетия модерн массово вошел в архитектуру и дизайны интерьеров. Правда, просуществовал он недолго, в двадцатые годы прошлого века интерес к нему резко охладел, причиной тому были печальные политические и социальные события.

Первая мировая война принесла разорение и бедность большинству жителей Европы, которые не могли себе позволить необычную заказную мебель в стиле ар-нуво. А возрождающаяся промышленность предпочитала выпускать стандартную продукцию, на которую имелся спрос. Сложный и восхитительный модерн в наши дни вернулся в интерьеры и архитектуру зданий, но дизайнеры XXI века уже по-своему понимают «современный» стиль. И это логично, ведь было бы странно сегодня считать «современной» обстановку XIX века.

Основные черты

Модерн сумел из жгучего замеса многих течений найти свое отличительное «лицо», которое легко узнать по определенным признакам.

  • Для стиля характерны плавные, перетекающие, струящиеся линии, мягкие округлые формы, которые противопоставляются прямым четким контурам и расчетливым перспективам классического направления.
  • В отделке и обстановке интерьеров много древесины и всего натурального, новейшие искусственные материалы для него не приемлемы.
  • Модерн заимствует орнаменты, линии и формы у природы, в них можно встретить причудливые завитки растений, плавные линии морских волн, цветы, бабочки, стрекозы. Но при этом соблюдается умеренность, во всех проявлениях дизайна не допускается перенасыщенность деталями.
  • Стиль можно узнать по любви к витражам. Их применяют для оформления дверей, окон, светильников, используя при этом как дорогие вариации авторских работ, так и простую имитацию. Для тематики неизменно выбираются природные мотивы и абстрактные узоры.
  • Большие панорамные или арочные окна устремляются к потолку. При создании чистого стиля даже рамы окон не имеют четких углов, для них характерны округлые линии и бессистемные разделения форточек.
  • Арочные двери также содержат абстрактные гибкие линии, между которыми вставлено матовое стекло или витражные фрагменты.
  • Просторные широкие лестницы снабжаются изящными коваными перилами, все с тем же утонченным природным орнаментом.

Оформление квартиры/дома

Комнаты в стиле арт нуво плавно перетекают друг в друга. От дверных проемов рекомендуют отказаться в пользу открытых арок. Исключением станут только те помещения, где необходимо сохранить некую интимность (ванная, спальня). Размах арт нуво сложно втиснуть в рамки маленьких квартир, поэтому направление рекомендуют использовать для оформления просторных загородных домов. Высокие потолки, изящные лестницы, панорамные окна, большие комнаты — вот благодатная почва для расцвета стиля во всей его красе. В загородных домах вместо тесных прихожих обустраивают просторные холлы. Квартирные совмещенные санузлы заменяют на роскошные апартаменты, где хватает места для классической ванной на витых ножках, изящных люстр, массивных зеркал и ажурных перегородок. Если имеется такая возможность, то под куполообразной крышей дома организуют оранжерею, которая станет местом для уединения и отдыха.

    

Гостиная

Гостиная в стиле арт нуво поражает размахом. За массивным диваном, обитым бархатом глубокого бирюзового или кофейного цвета, размещают фреску на всю стену. Ее верх увенчан витражной или резной деревянной вставкой. Возле дивана располагают кофейный столик необычной, обтекаемой формы. Его столешница выполнена из сочетания матового и обычного прозрачного стекла. На диване скромно ютится пара подушек.

Широкие панорамные окна закрывают плотными шторами в пол стального цвета, которые гармонируют с невесомым белым тюлем. На оштукатуренном потолке ярким пятном выделяется вставка из витражной мозаики в обрамлении из дерева. Центр декоративного элемента занимает массивная люстра. Пол декорируют паркетной доской мягкого орехового цвета. Вместо галтели по всему периметру комнаты проходит стилизованная лоза винограда из дерева или металла.

Кухня

Кухня в стиле арт нуво оформляется в легких оттенках коричневого, которые удачно сочетаются с молочной белизной фасадов гарнитура. Их поверхности дополнительно украшены изящной резьбой. Кухонный фартук декорируют керамической плиткой с растительным орнаментом. В современных интерьерах допускается использование однотонного материала, окрашенного во «вкусный» акцентный цвет: винный, оливковый, горчичный, мандариновый.

В глянцевом блеске пола с мраморными разводами отражается многоступенчатая люстра сложной конфигурации. Потолок декорирован лепниной. В кухнях, объединенных со столовыми, зоны для приема пищи оформляют мебельным комплектом из обеденного стола круглой или овальной формы и группы стульев, резные спинки которых напоминают ажурные крылья бабочек. Стены оклеивают виниловыми обоями с серо-бронзовым рисунком, похожим на хитрое переплетение стеблей и бутонов диких роз.

Спальня

Массивную деревянную кровать украшают балдахином, который словно виноградная лоза или хмель переплетается с высокими столбиками. Роскошное ложе застилают парчовым покрывалом. Спинки кровати украшает резьба. По обе стороны от постели ставят небольшие, простенькие тумбочки из дерева на тонких ножках. Над изголовьем вешают триптих с живописными пейзажами или расписной барельеф, который изображает павлина с «распущенным» хвостом.

В отдельной зоне располагают массивное трюмо с большим зеркалом. Потолок декорируют вставками из матового стекла, волнистые края которых подчеркнуты точечными светильниками. Пол застилают мягким ковром. Стены оклеивают обоями с легким, ненавязчивым рисунком, который помогает расслабиться перед сном. Окна закрывают гардинами мягких оттенков: розовый, сиреневый, горчичный, оливковый. С потолка свисает люстра, «упакованная» в матовый плафон.

История Арт-нуво: из Парижа – повсюду

Стиль появился в 1895 году в парижской галерее, где в одном из отделов выставили работы одаренных, стеклянных дел мастеров – витражи и лампы. Аrt nouveau, недолго думая, назвал эту секцию хозяин магазина – новое искусство.

Собственно, имен у стиля много: в России он известен как модерн, у немцев – югендстиль, у жителей Испании — либерти, а в США связан с карьерой Луиса Тиффани, ювелира и дизайнера, «отца» известного доселе бренда.

Модное направление завоевало Запад и Восток буквально в считаные годы: можно сказать, ХХ век ступил на Землю, облаченный в пышные «наряды» Арт-нуво. До самой первой мировой завитки и виньетки, свойственные стилю, украшали новое столетие.

Отличительные черты стиля модерн

У каждого стиля есть свои ярко выраженные отличия, позволяющие даже едва осведомленному человеку безошибочно определять их.

Модерн в интерьере – это:

#1. Изобилие деревянных элементов. Интерьер в стиле модерн не приемлет ненатуральных материалов. Наиболее доступным и универсальным является дерево. Из него создаются мебель, стеновые панели, элементы декора стен, потолка, напольное покрытие, окна и двери. Чаще всего используется дерево твердых пород с ярко выраженной структурой: бук, дуб. При его обработке не допускается глухая покраска, скрывающая структуру волокон.

#2. Полное отсутствие прямых линий. Плавные, мягкие контуры, без любых углов, часто имитирующие растительные элементы.

#3. Формы плавные, лишенные любой симметрии. Гармоничное перетекание из одной в другую. Доминанта по вертикали.

#4. Природные темы в декоре: стилизованные растительные и животные орнаменты. Изначально модерн тяготел к упрощенному изображению лилий, лепестков и листьев, бабочек со стрекозами. Но сегодня эти элементы не являются обязательными. Их можно подбирать по собственному вкусу.

#5. Витражи, применяемые для оформления окон, дверей, потолков и светильников. Техника их изготовления не важна – от дорогостоящего тиффани до псевдовитража, созданного методом покраски. Важна только тема рисунка. Она должна быть созвучна с общим настроением комнаты. Чаще всего это растительный орнамент с использованием гибких стеблей, мягких лепестков и плавной абстракции.

#6. Стремящиеся вверх окна, часто арочные или огромные типа витринных, украшенные растительным декором. В стиле модерн окна используются не только по прямому назначению, но и являются полноценным элементом декора комнаты, дополняющим, а часто ставящим жирную точку на ее дизайне.

#7. Двери прямоугольные или арочной формы. Широкие, желательно двухстворчатые. Плоские, с элементами мозаичного декора. Отличительная черта дверей в стиле модерн – окошки сверху и по бокам дверного проема, чаще всего декорированные витражами. Это создает дополнительное ощущение незамкнутого пространства.

#8. Лестницы и ступени широкие, обязательно украшенные коваными перилами с ажурным орнаментом.

Оформленная витражом входная дверь в стиле модерн.

Лестница в стиле модерн.

Ювелирные украшения

В наиболее утонченной форме стиль проявился в ювелирных изделиях. А гением драгоценных украшений арт-нуво по праву считают Рене Лалика. Он был признан своими современниками законодателем модерна и ключевым художником нового стиля. Он стал автором некоторых изображений, в частности, стилизованных насекомых, растений, рептилий и женских фигур в виде бабочек и стрекоз, которые переняли затем иллюстраторы и дизайнеры. Он первым начал совмещать цветное стекло, рог, слоновий бивень, недорогие камни с золотом, бриллиантами, жемчугом и эмалью. Изделия Лалика напоминают маленькие картины, а его нагрудное украшение «Стрекоза» стало одним из символов модерна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector