Жизнь и антижизнь физика этторе майораны

Группа Мемфис

В 1981 году Соттсасс и группа молодых архитекторов и дизайнеров из разных стран сформировали группу Мемфис. В неё вошли такие дизайнеры, как Ханс Холляйн (англ. Hans Hollein), Сиро Курамата (англ. Shiro Kuramata), Питер Шир (англ. Peter Shire), Хавьер Марискаль (англ. Javier Mariscal), Массанори Умеда (англ. Massanori Umeda) и Майкл Грейвз (англ. Michael Graves).

Название группе дала композиция Боба Дилана «Stuck Inside of Mobile With the Memphis Blues Again». В первый раз коллекция работ членов группы была представлена в сентябре 1981 года в Милане и стала сенсацией. На выставке группа представила коллекцию из 40 предметов: мебель, керамика, светильники, стекло, текстиль, яркие цвета, геометрические рисунки, ламинированный пластик, необычные формы.

Объекты, изготовленные членами группы, считаются характерными примерами постмодернизма в дизайне. Соттсасс писал о группе в Chicago Tribune: «Мемфис, как очень сильный наркотик. Невозможно принять слишком много. Не думаю, что кто-то может жить в окружении лишь предметов от Мемфиса, это как питаться исключительно пирожными».

Группа Мемфис просуществовала до 1988 года.

Творчество

Признание Бастианини получил прежде всего как исполнитель драматических партий в операх Дж. Верди: Риголетто, Амонасро в «Аиде», Родриго в «Дон Карлосе», графа ди Луна в «Трубадуре», Ренато в опере «Бал-маскарад», Дона Карлоса в «Силе судьбы», Яго в «Отелло».

Яркий и сочный баритон певца, густой и насыщенный в басах, звонкий в верхнем регистре отличался исключительной красотой.

Избранная дискография

Мемориальная доска в Сиене, на доме, в котором родился Бастианини

Год Название Партия Солисты Дирижёр Студия
1953 «Аида» Д. Верди Амонасро Мари Куртис Верна, Умберто Борсо, Оралья Домингес Франко Капуана
1955 «Фаворитка» Г. Доницетти Альфонсо IX Джульетта Симионато, Джанни Поджи, Джером Хайнс Альберто Эреде Decca
«Сила судьбы» Д. Верди Дон Карлос Рената Тебальди, Марио Дель Монако, Джульетта Симионато Франческо Молинари-Праделли Decca
«Травиата» Д. Верди Жермон Мария Каллас, Джузеппе Ди Стефано Карло Мария Джулини EMI
1956 «Андре Шенье» У. Джордано Шарль Жерар Рената Тебальди, Марио Дель Монако Джанандреа Гаваццени Decca
«Севильский цирюльник» Дж. Россини Фигаро Альвиньо Мисчьяно, Джульетта Симионато, Чезаре Сьепи Альберто Эреде Decca
1957 «Сельская честь» П. Масканьи Альфио Рената Тебальди, Юсси Бьёрлинг Альберто Эреде Decca
«Джоконда» А. Понкьелли Барнаба Анита Черкуэтти, Марио Дель Монако, Джульетта Симионато Джанандреа Гаваццени Decca
1958 «Богема» Дж. Пуччини Марсель Карло Бергонци, Рената Тебальди, Чезаре Сьепи Туллио Серафин Decca
«Тоска» Дж. Пуччини Барон Скарпиа Рената Тебальди, Джузеппе Ди Стефано, Никола Дзаккариа Джанандреа Гаваццени Legato Classics
1959 «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти Энрико Рената Скотто, Джузеппе Ди Стефано, Иво Винко Нино Сандзоньо Palladio
1960 «Бал-маскарад» Д. Верди Ренато Джанни Поджи, Антониетта Стелла, Адриана Лаццарини Джанандреа Гаваццени DG
«Риголетто» Д. Верди Риголетто Рената Скотто, Альфредо Краус, Иво Винко Джанандреа Гаваццени Dischi Ricordi
1961 «Дон Карлос» Д. Верди Родриго ди Поза Флавио Лабо, Антониетта Стелла, Борис Христов Габриеле Сантини DG
«Битва при Леньяно» Д. Верди Роландо Антониетта Стелла, Франко Корелли, Марко Стефанони Джанандреа Гаваццени Melodram
1962 «Травиата» Д. Верди Жермон Рената Скотто, Джанни Раймонди Антонино Вотто DG
«Трубадур» Д. Верди граф ди Луна Карло Бергонци, Антониетта Стелла, Фьоренца Коссотто Туллио Серафин DG

Литература

  • Роберт Саттон. Охота за идеями: Как оторваться от конкурентов, нарушая все правила = Weird Ideas That Work. How To Build a Creative Company. — М.: Альпина Паблишер, 2013. — 335 с. — ISBN 978-5-9614-4369-1.
  • Hans Höger, Ettore Sottsass jr. — Designer, Artist, Architect, Wasmuth, Tübingen/Berlin 1993
  • Barbara Radice, Ettore Sottsass, Electa, Milano, 1993
  • F. Ferrari, Ettore Sottsass: tutta la ceramica, Allemandi, Torino, 1996
  • M. Carboni (edited by), Ettore Sottsass e Associati, Rizzoli, Milano, 1999
  • M. Carboni (edited by), Ettore Sottsass. Esercizi di Viaggio, Aragno, Torino, 2001
  • M. Carboni e B. Radice (edited by), Ettore Sottsass. Scritti, Neri Pozza Editore, Milano 2002
  • M. Carboni e B. Radice (edited by), Metafore, Skirà Editore, Milano 2002
  • M. Carboni (edited by), Sottsass: fotografie, Electa, Napoli 2004
  • M. Carboni (edited by), «Sottsass 700 disegni», Skirà Editore, Milano, 2005
  • M. Carboni (edited by), «Sottsass ’60/’70», Editions HYX, Orléans, 2006

Биография

Этторе Тито родился в Кастелламмаре-ди-Стабия (близ Неаполя) 17 декабря 1859 года в семье Убальдо Тито — капитана торгового флота и Луиджи Новелло Тито. Его мать была родом из Венеции, и ещё в младенчестве семья переехала в Венецию, где он и прожил оставшуюся часть своей жизни. Художественное обучение начал в раннем возрасте, сначала у голландского художника Сесила Ван Ханена, а затем в Академии изящных искусств в Венеции, куда поступил в возрасте 12 лет, прежде чем достиг установленного законом возраста для приема в академию. В Академии учился, в первую очередь, под наставничеством Помпео Марино Молменти и закончил обучение в возрасте17 лет.

Первый крупный успех пришёл к художнику в 1887 году, когда его картина «Пескьера-веккья в Венеции» (на полотне изображен старый рыбный рынок в районе Риальто) произвела большое впечатление на гостей отеля «Esposizione Nazionale Artistica» в Венеции, и была впоследствии куплена Галереей современного искусства в Риме.

Работы Тито широко представлены и популярны за пределами Италии. Его картины можно было увидеть на каждой Венецианской Биеннале с момента своего создания в 1895 году до 1914 года и вновь в 1920 году, когда Биеннале возобновились после Первой Мировой Войны. Участие на выставках принесло художнику большое количество различных наград.

В то время как ранние работы художника были в основном посвящены описанию людей, быту и пейзажам Венеции и Венето, то после 1900 года он все чаще обращался к мифологическим и символическим темам, вдохновленный Венецианской живописью XVIII века.

Участие во Второй мировой войне

12 июля 1941 года получает должность генерал-губернатора Додеканесских островов, генерал-губернатора Ливии и командующего вооружёнными силами стран «Оси» в Северной Африке. Формально в это время в его подчинении находился и Германский Африканский корпус Э. Роммеля, а также XX моторизованный (ген. Г. Гамбара) и XXI (ген. Э. Наварини) итальянские корпуса. Но фактически дело обстояло так, что Роммель игнорировал Бастико и отдавал войскам приказы, не уведомляя об этом командующего.

В январе 1942 года итальянские войска в Северной Африке были сведены в три корпуса: XXI армейский (дивизии «Болонья», «Тренте»); Х армейский («Брешия» и «Павия»); ХХ мобильный («Ариетте», «Триесте», «Литторио»).

Books About Ettore Sottsass’ Contributions To Design And Architecture

Fulvio Ferrari

Ettore Sottsass – 1000 Ceramics

Ad Arte Srl

Turin, Italy (2017)

Philippe Thomé

Ettore Sottsass

Phaidon Press

London (2014)

Fulvio Ferrari

Sottsass Enamels 1958

Ada Arte Srl

Turin, Italy (2011)

Collana Design

Ettore Sottsass a Cristal Biography

Norton Co.

New York, NY (2009)

Ettore Sottsass

Vorrei Sapere Perche – Wonder Why

Mondadori Electa

Milan, Italy (2008)

Antoine Godeau

Vente Ettore Sottsass focus on…

Pierre Bergé & associates

Paris, France (2008)

Ronald T. Labaco

Ettore Sottsass: Architect And Designer

Merrell Publishers

London (2006)

Achille Bonito Oliva

Ettore Sottsass: Photographs

Electa

Naples, Italy (2005)

Ettore Sottsass

Ettore Sottsass: Metaphors

Skira

Milan, Italy (2003)

Ettore Sottsass

Esercizi / Exercises

Alberico Cetti Serbelloni

Milan, Italy (2002)

Herbert Muschamp

The Work of Ettore Sottsass and Associates

Universe Publishibng

New York, NY (1999)

Fulvio Ferrari

Ettore Sottsass: Tutta la ceramic (Archivi di arti decorative)

Allemandi

London (1996)

Ettore Sottsass

Ettore Sottsas senior: Architetto

Electa

Milan, Italy (1991)

Ettore Sottsass

Sottsass Associati

Edizioni Archivolto

Milan, Italy (1989)

Ettore Sottsass Returns To Architecture

In 1980, Ettore Sottsass established Sottsass Associati with the intention to build larger-scale architectural projects as well as to design for large international corporations. But it was not until 1985, when Sottsass left the Memphis Group, that he returned to focus on his architectural practice at Sottsass Associati. He created numerous architecture design projects, including the Olabuenaga house in Maui (1989), with Johanna Grawunder; the Wolf House in Colorado (1989); and the Museum of Contemporary Art in Ravenna (1992).

In 1993, Sottsass collaborated with Andrea Branzi and Michele De Lucchi on the research project for the creation of Swiss furniture manufacturer Vitra’s new offices, and in 2000, he designed Milan’s Malpensa airport.

For more information on Ettore Sottsass, please visit the following:

Sottsass biography at designtechnology.orgSottsass Italy

Last updated: July 27, 2020

Другое

Этторе Соттсасс продолжил работу и над собственными проектами. В частности, над дизайном ювелирных изделий для Cleto Munari, изделий из металла для Alessi, мебели, изделий из стекла и керамики для Design Gallery в Милане и столовых приборов для Swid Powell.

В сфере промышленного дизайна клиентами Соттсасса были Fiorucci, Esprit, итальянская мебельная компания Poltronova, Knoll International, Serafino Zani, Alessi и Brondi.

В качестве архитектора, он создал галерею Mayer-Schwarz на Родео-Драйв в Беверли-Хиллз, Калифорния и дом Девида М. Келли, изобретателя первой компьютерной мыши для Apple, в Вудсайде, Калифорния.

В середине 1990-х он разработал дизайн сада скульптур и главных ворот для колледжа дизайна Cal Poly Pomona.

В 2006 году музей искусств в Лос-Анджелесе организовал первую в США выставку работ Соттсасса.

В 2007 году в лондонском музее дизайна прошла ретроспективная выставка.

В 2009 году центр современной культуры The Marres Centre в Маастрихте организовал реконструкцию стокгольмской выставки 1969 года «Пейзаж для новой планеты» (Miljö för en ny planet).

Ettore Sottsass’ Collaboration with Poltranova

Back in Italy in 1957, Sottsass joined Poltronova, a manufacturer of contemporary furniture, as an artistic consultant. It was at this time that Sottsass first expressed his unique creative approach with bold colors and distinctive shapes, creating many iconic designs from his pre-Memphis era, such as the Canada sofa and Canada armchairs (1959), the Panca bench (1960), the Lotorosso table and Califfo settee (1965), the Superbox cabinet and Asteroid lamp (1968), the Nefertiti writing desk (1968), and the Ultrafragola mirror and Pranzo Aromatico table (1970), among many others. It was during this period in Milan that he started to formulate what would later become his characteristic Memphis designs.


Ettore Sottsass Canada sofa and chairs

Биография

Родился в многодетной семье врача из небольшого городка Тревико.

Кино там показывали два раза в год: привозили на грузовике и устанавливали экран на главной площади. Долгожданные киносеансы превращались для мальчика в настоящие праздники. Воспоминания о них навсегда оставят у него ностальгическую оскомину и со временем найдут отражение в его фильме «Сплендор», история о «взлётах» и «падениях» провинциального кинотеатра и его владельца, которого к 1980-м годам окончательно разоряет телевидение.

В самом начале своей карьеры, когда одновременно с учёбой на юридическом факультете Римского университета Этторе Скола поступит художником в юмористический журнал «Марк Аврелий», он знакомится с Федерико Феллини.

Окончил юридический факультет, с 1951 года стал выступать с юморесками и скетчами в сатирических журналах и на радио. В 1953 году он дебютировал как сценарист, писал для Дино Ризи и других режиссёров, часто в сотрудничестве с Руджеро Маккари.

Как режиссёр дебютировал в 1964 году с комедией «Если позволите, поговорим о женщинах». Этот жанр надолго остался его любимым.

Постепенно его фильмы стали более серьёзными, проявляя зрелое социальное беспокойство и поиски значительного драматического контекста, однако ироничная или меланхолическая улыбка просвечивала сквозь самые серьёзные сюжеты.

В его фильмах снялись наиболее интересные итальянские актёры послевоенного периода: Софи Лорен, Марчелло Мастроянни, Альберто Сорди, Витторио Гассман.

Летом 2011 года он прервал все незавершённые творческие проекты (включая уже начатый фильм с Жераром Депардье) и заявил о своём уходе из кинематографа, мотивируя это тем, что мир кино не доставляет ему былой радости, счастья и ощущения легкости. «Нынешние законы кинопроизводства и дистрибуции мне больше не подходят. Для меня важнее всего иметь свободу выбора и сохранить за собой право сказать „нет“. Я же начал чувствовать, что теперь обязан соблюдать некоторые правила, которые мешают мне чувствовать себя свободным. Сегодня все решает рынок».

Избранная фильмография (полнометражные фильмы)

  •  — Если позволите, поговорим о женщинах / Se permettete parliamo di donne
  •  — Миллион долларов / La congiuntura
  • 1965 — Нервная дрожь / Thrilling (эпизод Il vittimista)
  •  — Архидьявол / L’arcidiavolo
  •  — Комиссар Пепе / Il commissario Pepe
  • 1969 — Удастся ли нашим героям разыскать друг друга, таинственно пропавших в Африке? / Riusciranno i nostri eroi a ritrovare l’amico misteriosamente scomparso in Africa?
  •  — Драма ревности: Все детали в хронике / Dramma della gelosia — Tutti i particolari in cronaca
  •  — Разрешите представиться: Рокко Папалео / Permette? Rocco Papaleo
  • 1972 — Лучший вечер в моей жизни / La più bella serata della mia vita
  •  — Тревико-Турин / Trevico-Torino — Viaggio nel Fiat-Nam
  •  — Мы так любили друг друга / C’eravamo tanto amati
  •  — Дамы и господа, спокойной ночи! / Signore e signori, buonanotte
  • 1976 — Отвратительные, грязные, злые / Brutti sporchi e cattivi
  •  — Необычный день / Una giornata particolare
  •  — Новые чудовища / I nuovi mostri
  •  — Терраса / La terrazza
  •  — Любовная страсть / Passione d’amore
  •  — Ночь в Варенне / Новый мир Il Mondo Nuovo (во французском прокате — La Nuit de Varennes)
  •  — Бал / Le Bal (в итальянском прокате — Ballando ballando)
  •  — Макароны / Maccheroni
  •  — Семья / La famiglia
  •  — Сплендор / Splendor
  •  — Который час? / Che ora è?
  •  — Путешествие капитана Фракасса / Il viaggio di Capitan Fracassa
  •  — Марио, Мария и Марио / Mario, Maria e Mario
  •  — Роман бедного юноши / Romanzo di un giovane povero
  •  — Ужин / La cena
  •  — Нечестная конкуренция / Concorrenza sleale
  •  — Римляне / Gente di Roma

Некоторые картины

Многие из Тито картины находятся в частных коллекциях, ниже перечисляются некоторые картины художника находящиеся в постоянных экспозициях музеев мира:

  • Пескьера-веккья в Ла-Венеции (1887) Галерея современного искусства, Рим
  • Веселый день в Венеции (1891) музей изобразительных искусств, Бостон
  • Осень (1897) Интер Галерея современного искусства, Венеция
  • Сулла Лагуна (1897) Галерея современного искусства, Венеция
  • Кьоджа (1898) музей Орсэ, Париж
  • Волна (1902) музей де Арте Италиано, Лима
  • Рождения Венеры (1903) Галерея современного искусства, Венеция
  • После дождя в Кьоджи (1905), Галерея д’Арте модерна «Риччи Одди», Пьяченцы
  • Baccanale (1906) Галерея современного искусства, Милан
  • Любовное письмо (1907) Музей Вилла Гримальди, Генуя
  • В бане (1909) музей Орсэ, Париж
  • Лагуна (Лагуна) (1910) Frugone Коллекция, Музей Вилла Гримальди Fassio, Генуя
  • Волы Пашут (1911) Бруклинский Музей, Нью-Йорк
  • Нимфы (1911) Галерея современного искусства Риччи Одди, Пьяченца
  • Осень (1914) Галерея современного искусства, Рим
  • Автопортрет (1919), Галерея Уффици, Флоренция
  • Воздух и вода (1922), художественная галерея нового Южного Уэльса, Сидней
  • Портрет маркизы Малакрида (1926) Интер Галерея современного искусства, Венеция

НАШИ ЛЮДИ

Ясский, Авраам
Архитектура

израильский архитектор

Янушевский, Юлиан
Архитектура

виленский архитектор польского происхождения, представитель историзма

Янсен, Герман
Архитектура

немецкий архитектор, градостроитель, преподаватель университета

Якунин, Николай Иванович
Архитектура

русский архитектор, один из видных мастеров московского модерна, банкир

Якобсен, Арне
Архитектура

датский архитектор и дизайнер, основоположник стиля «датский функционализм»

Юханссон, Арон
Архитектура

шведский архитектор

Юркович, Душан
Архитектура

словацкий архитектор, этнограф и художник

Юргенс, Эммануил Густавович
Архитектура

русский архитектор

Примечания

  1. Юрий Коваленко. . «Известия» (30 августа 2011). Дата обращения 2 сентября 2011.
  2. Stefano Lo Verme.  (итал.) (недоступная ссылка). filmedvd.dvd.it (04.08.2007). Дата обращения 2 сентября 2011.
  3.  (итал.). «LA REPUBBLICA» (18.07.1989). Дата обращения 2 сентября 2011.
  4. Dave Kehr.  (англ.). Сhicagoreader. Дата обращения 2 сентября 2011.
  5. Roger Ebert.  (англ.). rogerebert.com (01.01.1979). Дата обращения 2 сентября 2011.
  6. Raimund Gerz.  (нем.). filmzentrale.com (март 1984). Дата обращения 2 сентября 2011.
  7. Rita Kempley.  (англ.). The Washington Post (26.03.1986). Дата обращения 2 сентября 2011.
  8. Jake Wilson.  (неопр.). Дата обращения 2 сентября 2011.
  9. Enrico Lancia. I Nastri d’argento // I premi del cinema. — Gremese Editore, 1998. — P. 244. — 448 p. — ISBN 88-7742-221-1.

Ettore Sottsass founds the Memphis Group

By the end of the 1970’s, Sottsass collaborated with studio Alchimia, founded by Alessandro Guerriero, which was an important promoter in the establishment of New Design in Italy. Then, leaving Alchimia, at a meeting on December 11, 1980, Sottsass founded the Memphis Group with the architects Martine Bedin, Aldo Cibic, Michele de Lucchi, and Marcon Zanini, and his wife, the critic Barbara Radice. The name Memphis was taken from Bob Dylan’s song “Stuck Inside of Mobile with the Memphis Blues Again,” which he had been playing repeatedly at the time of the meeting.


Italian architect Ettore Sottsass

The group aimed at dismantling what they perceived to be the rigidity of modernity and rationalism with a lively and instinctive reaction to the gentrification of design. In 1981, more than 2,000 people attended the opening of the Memphis Group’s first exhibition in Milan. From the inception of the group until 1985, Ettore Sottsass designed, produced, and exhibited furniture, ceramics, and other objects with a post-modernist style that was influenced by Art Deco, Pop Art, Kitsch, futuristic themes that were common in the popular media of the 80s, and non-western cultures that so fascinated Sottsass. Some important designs from this period are the Carlton and Casablanca shelves and the Ashoka lamp (all from 1981), the Tahiti lamp (1982), the Tartar console (1985), and a great variety of ceramic and glass pieces, among others.


Ettore Sottsass Ashoka table lamp (1981)

Ettore Sottsass Returns To Architecture

In 1980, Ettore Sottsass established Sottsass Associati with the intention to build larger-scale architectural projects as well as to design for large international corporations. But it was not until 1985, when Sottsass left the Memphis Group, that he returned to focus on his architectural practice at Sottsass Associati. He created numerous architecture design projects, including the Olabuenaga house in Maui (1989), with Johanna Grawunder; the Wolf House in Colorado (1989); and the Museum of Contemporary Art in Ravenna (1992).

In 1993, Sottsass collaborated with Andrea Branzi and Michele De Lucchi on the research project for the creation of Swiss furniture manufacturer Vitra’s new offices, and in 2000, he designed Milan’s Malpensa airport.

For more information on Ettore Sottsass, please visit the following:

Sottsass biography at designtechnology.orgSottsass Italy

Last updated: July 27, 2020

Let us know if you have suggestions to improve this article by correcting errors, adding updates, or filling important omissions here

Share:

Print This Page

close 

Уход в отставку

В феврале 1942 года Роммель фактически отстранил Бастико от активного командования, взяв все командование итало-германских сил в Северной Африке на себя. Генерал Бастико получил высшее воинское звание Маршала Италии в августе 1942 года от Муссолини, поскольку полутора месяцами ранее, Роммель, как его формально подчиненный, получил звание генерал-фельдмаршала от Гитлера. После разгрома итальянцев и немцев во втором сражении при Эль-Аламейне, Бастико вернулся в Италию, где и самоустранился от дел. 2 февраля 1943 года официально оставил пост и был зачислен в резерв.

Остаток жизни провёл, занимаясь историей и литературной деятельностью.

Sottsass’ Collaboration with Olivetti

In 1958, Sottsass started to consult for the newly formed electronics division of Olivetti S.p.A. This relationship transformed and evolved into a fruitful and strategic relationship that lasted more than 30 years, but Sottsass’ contribution to Olivetti was substantial from the very beginning. During his time at Olivetti, Sottsass also established a personal relationship with its President, Roberto Olivetti; a relationship that would be beneficial beyond Sottsass’ career interests. In 1959, Sottsass designed for Olivetti the first Italian processor and assisted in the design of the first Italian mainframe computer, Elea 9003, for which he earned, that same year, his first Compasso d’Oro industrial design award. Also for Olivetti, he designed several electric typewriters, such as Praxis (1964); the Tekne typewriter (1969); and the iconographic Olivetti Valentine portable typewriter in collaboration with Perry King (1969), for which he won another Compasso d’Oro award in 1970. He also designed the Summa 19 calculator (1970) and the Synthesis desk chair (1973), among other products.

Начало карьеры

Пишущая машинка Valentine (1969)

Стул Knoll Mandarin, дизайн Этторе Соттсасса

Пишущая машинка Olivetti Praxis 48, дизайн Этторе Соттсасса

Пишущая машинка Olivetti Lettera 33, дизайн Этторе Соттсасса

Соттсасс родился 14 сентября 1917 года в Инсбруке, Австрия. Вырос в Милане, Италия, где его отец, Этторе Соттсасс-старший работал архитектором.

В 1939 году Этторе Соттсасс окончил Туринский технический университет, получив степень по архитектуре. После окончания университета он пошёл служить в итальянскую армию. Его часть располагалась в Монтенегро — оккупированной итальянцами Черногории. После смещения в 1943 году Муссолини Большим фашистским советом и вмешательства Третьего Рейха во внутреннюю политику Италии часть страны была оккупирована немецкими войсками, итальянская армия разоружена. Соттасс попал в концентрационный лагерь под Сараевым в Югославии. Там он работал на продовольственно-вещевом складе. После возвращения домой в 1947 году, открыл собственную студию архитектуры и промышленного дизайна в Милане.

В 1959 году Соттсасс начал работать как консультант по дизайну в компании Olivetti. Он разрабатывал дизайн офисного оборудования, пишущих машинок и мебели. Соттсасса нанял основатель компании — Адриано Оливетти, Соттсасс работал с сыном Адриано — Роберто Оливетти.

Работая на Olivetti, Соттсасс создал себе имя дизайнера, который используя цвет, форму и художественное конструирование перевел офисное оборудование в сферу поп-культуры.

Соттсасс, Марио Чоу и Роберто Оливетти в 1959 году получили престижную премию Compasso d’Oro за дизайн первого итальянского компьютера Olivetti Elea-9003. Также в создании ЭВМ принимали участие Ганс фон Клир и Андрис ван Онка, принцип клавиатуры был разработан Томасом Мальдонадо и Ги Бонсипом.

В 1960-е годы Соттсасс путешествовал по США и Индии. Разрабатывал дизайн товаров Olivetti. Самым известным стала ярко-красная пластиковая портативная пишущая машинка Valentine (1969 год), превратившаяся в модный аксессуар. Соттсасс называл эту машинку «живчиком среди машинок». По сравнению с типичными тусклыми серо-коричневыми машинками тех лет, модель Valentine была больше дизайнерским объектом, чем офисным оборудованием.

Продолжая работать на Olivetti, в 1960-х Соттсасс разработал ряд объектов, в дизайне которых нашли отражения его впечатления от путешествий по США и Индии. Это были, среди прочего, большие похожие на алтари керамические скульптуры и его «Superboxes». Радикальные скульптуры были представлены в контексте потребительских товаров как концептуальное заявление.

Рельефные и красочные, они были предвестниками работ движения «Мемфис», возникшего значительно позднее.

Примерно в это же время Соттсасс сказал:

Ощущение того, что корпоративная работа душила его творческий потенциал, Соттсасс описал в своем эссе «Когда я был очень маленьким мальчиком» (англ. When I was a Very Small Boy) в 1973 году.

В результате направление его работы в конце 1960-х и 1970-х годы определялось экспериментальным сотрудничеством с молодыми дизайнерами таких студий, как Superstudio и Archizoom и сотрудничеству с движением «Радикального дизайна», кульминацией которого стало создание группы «Мемфис».

Trips to India and the influence of Indian culture on Ettore Sottsass’ work

In the autumn of 1961, while he was working at Olivetti, Sottsass and his then wife, Fernanda Pivano, went to India to design a stand for the Italian chemical company Montedison for a trade fair. This first trip left deep intellectual and stylistic impression on the 44-year-old Sottsass, but, unfortunately, it also left him severely debilitated with a kidney infection. Thanks to Roberto Olivetti, Sottsass recovered from this serious ailment at the Stanford Medical Center in Palo Alto, California.

During his recovery at Stanford in 1962, Sottsass started to develop designs with marked American pop influences, and it was also at this time that he conceived his iconic totem designs. After returning to Italy, Sottsass and Pivano traveled to India repeatedly and published 19 books between 1963 and 1968, many with short essays and translations of ancient Indian texts.


Flying Carpet (Tappeto Volante) armchair by Ettore Sottsass for Bedding Brevetti (1972) Photo: Casati Gallery

Sottsass’ works and designs of this period show a marked reference to these trips as well as the influence of ancient cultures and civilizations, and ritual objects and artifacts. Among these works are his ceramic plates from Offerta a Shiva (1964) and the industrial totem ceramics in the exhibition Menhir, Ziggurat, Stupas, Hydrants & Gas Pumps, where Sottsass was inspired by Indian and Mesopotamian structures that express the desire to ascend toward the heavens as well as by fire hydrants and gas pumps. In 1972, Sottsass designed the chair Tappeto volante (Flying carpet), for Brevetti, in which he continues to display the influences of his trips to India and eastern spirituality.

In 1984, when Sottsass’ interest was squarely focused on architecture, he brought together Indian craft traditions and international designers to create a collection of one-of-a-kind products. This exhibition led him to create, in 1989, a series of turned wood houseware objects for the Alessi subsidiary Twergi.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector