Гид по петербургу
Содержание:
- Из старенького фотоателье – в коммуналку, от камеры-обскуры – к легендарной «Лейке»
- Центр фотографии им. братьев Люмьер
- Основание музея
- Отдел искусства фотографии
- Экспонаты Антарктики и Арктики
- Историческая справка
- Лучшие музеи Санкт-Петербурга
- Art of Foto
- История создания Исторического музея
- Сотрудники музея:
- 48. Музей макетов в Академии художеств
- 2. Музей неПравды
- Исследования и издательская деятельность
- Первые фото: очень дорого и смертельно опасно…
- Фотографический музей «Дом Метенкова»
- ФотоДепартамент
- История
- Мультимедиа Арт Музей — Московский дом фотографии
Из старенького фотоателье – в коммуналку, от камеры-обскуры – к легендарной «Лейке»
У многих в памяти сохранилась картинка из советского прошлого: поздно вечером отец удаляется в одну из специально «отобранных» комнат. На несколько часов она превращается в нечто таинственное, темное, но очень уютное, куда даже одним глазком не заглянуть – в фотомастерскую.
Есть такое «святое» место и в МИФе: по уюту оно не уступает импровизированным фотомастерским наших отцов и дедов, света в нем, правда, куда больше. Эта комната – ателье петербургского фотоволшебника 2-й половины ХІХвека. В ее центре расположен ящик. Ящик непростой – светонепроницаемый, с отверстием в одной стенке и экраном в другой (роль экрана исполняет тонкий белый лист бумаги или матовое стеклышко). Имя ящику – камера-обскура. Вы приглядываетесь к экрану и видите, как лучик света, прорезая отверстие, создает на экране изображение «вверх тормашками». На полках в этом ателье можно увидеть настоящий раритет – первые в мире фотографии, называемые «дагерротипами».
Будь ты талантливейший из фотографов, без специальных принадлежностей мастерство свое тебе не проявить. Чем пользовались мастера в начале ХХ века, дабы фото вышло качественным, можно узнать во втором зале Музея истории фотографии. Непосильная задача – удержаться от соблазна потрогать-пощупать все это фотобогатство: когда-то каждый уважающий себе «ловец мгновений» считал огромной удачей владеть хотя бы одним из представленных в этом зале аппаратов. А стереоскоп, расположенный здесь же, позволял на заре ХХ столетия просмотреть объемные фото – своего рода тогдашнее 3D.
Если в стареньком фильме шпион, проникший в логово врага, торопясь, щелкает заветные бумаги, глядя в глазок фотоаппарата, не сомневайтесь: в его руках, как пить дать, Leica. В далеком 1925-м в продажу поступила премьерная партия фотоаппаратов ставшей впоследствии легендарной немецкой фирмы. И находитесь вы непросто в зале № 3, а в иностранном фотоагентстве тех времен.
Что же, играть – так играть, театр – так театр! Добро пожаловать в обычную ленинградскую коммуналку (или зал № 4, как вам будет угоднее)! Разрешите представить: владелец всего, что вы здесь видите, – обычный советский коллекционер, собиратель интереснейших экземпляров фототехники прошлого. Истинные знатоки фотоискусства утверждают: эти «Зениты», «Искры», «Зоркие», «Чайки» «ФЭДы» и подобные им раритеты во многом «дадут фору» самым современным аппаратам. Как раз тот случай, когда проверенное «ретро» не потеряло высшего качества.
Центр фотографии им. братьев Люмьер
г. Москва
Центр фотографии имени братьев Люмьер открылся 2 марта 2010 года на территории бывшей кондитерской фабрики «Красный Октябрь» и включает в себя три выставочных зала, галерею коллекционной фотографии, книжный магазин PhotoBookPoster, библиотеку и кафе.
Все экспозиции посвящены советскому, российскому и зарубежному фотографическому искусству ХХ века.
Арт-площадка занимает более 1 000 кв. метров старого особняка на Болотной набережной и предназначена для работы с профессиональными фотографами, фотографическими коллекциями и фотовыставками. Три просторных выставочных зала позволяют экспонировать более 400 фотографий.
На территории Центра работает открытая библиотека, где представлена лучшая литература по фотографии за последние 80 лет.
Книжный магазин PhotoBookPoster предлагает широкий и постоянно обновляющийся ассортимент книг по искусству и истории фотографии, а также открыток, фотопостеров и журналов.
Кроме регулярного проведения фотографических выставок, Центр занимается обучением, исследовательской деятельностью, проводит собственную издательскую программу и формирует базу для создания российского «Музея фотографии».
Основание музея
Этот музей был основан в августе 2003-го года, а открыт – в сентябре 2004-го. В отличие от многих традиционных хранилищ, создаваемых и поддерживаемых из государственных средств и по государственной же инициативе, Музей истории фотографии появился благодаря нескольким частным лицам и общественным объединениям. В роли основателей учреждения выступили: Владимир Платонов, он же главный хранитель фонда, и Дмитрий Шнеерсон, опытный фотограф. Незадолго до появления музея в Художественном училище имени Николая Рериха была представлена частная коллекция раритетов, принадлежащая Владимиру Платонову, которая и подала идею о создании специального музея под эти экспонаты.
Конечно, сама по себе идея не нова, и подобных музеев на территории одной только России насчитается не менее десятка. Однако Санкт-Петербургский Музей истории фотографии по-своему уникален, так как он не ограничен какой-то темой или временным периодом. Он охватывает всю историю мировой фотографии, включая в себя огромное количество экспонатов, которые только удалось раздобыть его сотрудникам. При этом залы регулярно пополняются новыми артефактами.
Отдел искусства фотографии
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
г. Москва
Отдел искусства фотографии был организован в 2009 году. Основной задачей отдела является хранение и коллекционирование уникальных фотоматериалов по искусству мировой и российской фотографии.
Одно из основных направлений деятельности отдела — проектно-выставочная работа, основанная на взаимодействии с крупными международными культурными институциями (музеи, галереи, фонды), располагающими собраниями материалов фотографического жанра.
Экспозиции, посвящённые искусству фотографии, были организованы в Музее уже в первые десятилетия ХХ века. Так, в 1924 году прошла выставка «Фотографий русского фотографического общества», а в 1937 — «Первая всесоюзная выставка советского фотоискусства».
В ГМИИ экспонировались работы таких известных мастеров, как Йозеф Судек (1985), Хельмут Ньютон (1989), Август Зандер (1994), Питер Линдберг (2002), Борис Игнатович (2002).
В лектории ГМИИ регулярно проходят лекции и творческие встречи с ведущими российскими фотографами.
Отдел планирует экспонировать работы известных фотомастеров, особенно интересными обещают стать выставки, представляющие зарубежных авторов мирового уровня, а также молодых отечественных фотографов.
Страница Отдела искусства фотографии Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина на Facebook
Экспонаты Антарктики и Арктики
Это единственное место в России, где можно познакомиться с темой Севера, его историей. Это не просто музей, а уникальный в своем роде кладезь исследований и собраний ученых-полярников, в том числе и первооткрывателей этой области. Арктический институт был основан в 1930 году. При нем был сформирован и музей. В то же время стали проводиться исследования полярных областей. В сентябре 1938 года открылась первая экспозиция, которая была посвящена деятельности полярников с «Северного полюса-1» (дрейфующей станции).
В 1958 году открылся отдел Антарктики. В связи с расширением музей отделился от института и стал самостоятельным независимым учреждением. Сегодня в экспозиции действует три отдела. Среди наиболее уникальных и ценных коллекций следует выделить предметы быта поморов, живших в первой половине 17-го века, находки декоративно-прикладного, изобразительного искусства, предметы быта и одежды и другие.
Первоначально здание музея было возведено для нужд церкви. Архитектором был Александр Мельников. В 1934-1936 годах в соответствии с проектом Сивкова помещение было реконструировано. Сегодня музей Антарктики и Арктики представляет порядка ста тысяч экспонатов. Среди предметов, выставленных в залах, можно увидеть печатные и картографические источники, экспедиционное снаряжение и приборы, фотодокументы, архивные сведения.
Историческая справка
Точная дата основания фотоателье в доме на Невском проспекте неизвестна. Историки считают, что это произошло до 1858 года. Музей носит имя своего последнего частного владельца Карла Буллы. После Октябрьской революции фотосалон национализировали, одного из сыновей Карла Буллы отправили в ссылку, второго — расстреляли.
Карл Булла считается основоположником репортажной фотографии, он прославился не только своими пейзажными фотографиями Санкт-Петербурга и портретами известных современников, но и известен как настоящий мастер светописи.
Известно, что до Буллы хозяевами ателье были несколько человек. О первом владельце — Карле Людвиговиче Кулише практически не сохранилось информации, кроме нескольких фотопортретов его работы. Второй владелец — Иван (Джованни) Бианки стал одним из первых городских фотографов, работающих в жанре репортажа.
dualia1
Фотосалон работал непрерывно даже в период блокады в годы Великой Отечественной войны. В начале 2000-х помещение снова вернулось в частные руки. Его новый владелец — Валентин Евгеньевич Эльбек — вернул фотосалону не только исторический облик, но и имя последнего хозяина. А также создал фонд исторической фотографии.
Сегодня фотосалон-музей имени Карла Буллы проводит выставки фотографий, картин, книг, участвует в международных фотоконкурсах. Самый известный из них — «Эпохи зримые черты» — проводится один раз в два года. В нем участвуют фотографы из разных стран, представлены несколько номинаций. Следить за анонсом событий можно на официальном сайте музея Карла Буллы, а также в группе ВКонтакте.
dualia1
Лучшие музеи Санкт-Петербурга
Эрмитаж
149 туристов было здесь Эрмитаж (Государственный Эрмитаж) — один из крупнейших и наиболее значимых художественных и культурно-исторических…
Русский музей
63 туристa были здесь Русский музей представляет собой огромный архитектурно-художественный комплекс, расположенный в центре Санкт-Петербурга….
Кунсткамера
88 туристов было здесь Санкт-Петербургский Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН -знаменитая Кунсткамера, или «кабинет…
Музей истории Санкт-Петербурга
9 туристов было здесь Государственный музей истории Санкт-Петербурга благодаря богатству и разнообразию коллекции фондов…
Петропавловская крепость
151 турист был здесь Петропавловская крепость была заложена по плану Петра I и французского инженера Ламбера на территории…
Российский этнографический музей
21 турист был здесь Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге справедливо называют главной сокровищницей народной…
Крейсер «Аврора»
100 туристов было здесь Крейсер «Аврора» в Санкт-Петербурге — военный корабль Балтийского флота, легендарный крейсер 1-го ранга,…
Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
19 туристов было здесь Музей артиллерии в Санкт-Петербурге в настоящее время является не только архитектурной…
Центральный военно-морской музей
2 туристa были здесь Центральный военно-морской музей в Санкт-Петербурге имеет внушительную коллекцию музейных предметов,…
Музей политической истории России
5 туристов было здесь Музей политической истории России по праву считается одним из первых советских музеев, ведь…
Art of Foto
г. Санкт-Петербург
Проект Art of Foto был основан в начале 2011 года и придерживается направления аналоговой чёрно-белой фотографии. В 2015 году открылась фотогалерея Art of Foto.
Сфера интересов Галереи, наряду с постоянной выставочной деятельностью, включает в себя участие в фотографической жизни Петербурга, издательство каталогов и книг, обучающие программы: лекции, встречи, курсы; продажу и коллекционирование фотографии.
Коллекция Галереи — это фотографии, представляющие историческую и художественную ценность. На данный момент собрание составляют работы таких известных авторов, как Валерий Плотников, Борис Смелов, Людмила Таболина, Валентин Самарин, Джон Уимберли, Джон Секстон, Сергей Леонтьев, Александр Китаев и многие другие.
Также в коллекции имеются амбротипы, дагеротипы и большое количество исторических фотографий, датируемых XIX–XX вв.
Участники творческого союза Art of Foto ежегодно организовывают выставки чёрно-белых фотографий ручной печати в России и Европе с целью создания образа русской традиционной и современной фотографии у ценителей и экспертов со всего мира.
История создания Исторического музея
Российская интеллигенция говорила о необходимости создания музея еще в середине XIX века. Ученые и дворяне понимали, что следует не только сохранять ценные исторические реликвии, но и постоянно пополнять коллекции за счет археологических и этнографических экспедиций. Окончательное решение созрело после промышленной выставки, проходившей в честь 200-летнего юбилея императора Петра I. Чтобы сохранить предметы, показанные на промышленной выставке, и обеспечить доступ публики для их обозрения в любое время, требовалось помещение и персонал. В начале 1872 года цесаревич Александр получил записку с соответствующей идеей. Он получил письменное разрешение от императора Александра II, и работа закипела.
Комиссия ученых под руководством графа Уварова разработала концепцию будущего музея. Он должен был «служить наглядной историей главных эпох русского государства». В мае 1883 года открытие состоялось, музей посетила императорская семья и, несмотря на недоделки, экспозицию открыли для публики.
После революции над ГИМ нависла угроза расформирования, ведь победившая новая власть не понимала ценности экспонатов и требовала устроить «в доме фабрику». Музей спасли указы Ленина и Луначарского, а позднее его коллекция существенно пополнилась экспроприированными у дворян и помещиков ценностями.
Во время Великой Отечественной войны часть особо важных экспонатов была отправлена в эвакуацию, а остальное осталось в осажденной Москве. Двери музея открывались для посетителей даже в самые страшные дни осады и бомбежек, а новые выставки посвящались героическому подвигу советского народа.
Послевоенные и перестроечные времена стали непростым испытанием для старого здания. Но после подписания президентского указа о присвоении Государственному Историческому музею статуса особо ценного объекта культурного наследия страны в нем начались реставрационные и ремонтные работы. Весной 2007 года ГИМ, впервые в истории, распахнул двери всех сорока залов.
Сотрудники музея:
Директор: Тарасова Вера Михайловна, тел. 8(831) 411-82-47
Заместитель директора: Вершинина Ольга Борисовна, тел. 8 (831) 411-82-47
Главный хранитель: Ронжина Ирина Николаевна, тел. 8(831)434-25-23
Главный бухгалтер: Минеева Елена Александровна, тел. 8(831)411-82-47
Руководитель фотостудии «МиГ»: Тарасов Алексей Гурьевич, тел. 8(831)411-82-47
Заведующий экспозиционно-выставочным отделом: Карасева Ольга Васильевна, тел. 8(831)437 37 43
Научный сотрудник: Ерёмина Людмила Алексеевна, тел. 8(831) 437 37 43
Специалист по связям с общественностью: Гаврилов Олег Вадимович, тел. 8(831) 437 37 43
48. Музей макетов в Академии художеств
Фото: 2gis.ru
Научно-исследовательский представляет собой собрание рисунков, гравюр всемирно известных мастеров и слепков античной скульптуры. Помимо постоянной экспозиции, здесь регулярно проводятся выставки работ студентов и их педагогов. Одна из выставок демонстрирует проектные модели петербургских архитектурных сооружений, выполненные из гипса, дерева и других материалов. Коллекцию макетов дополняют чертежи и рисунки представленных памятников архитектуры.
Место: Университетская наб, 17Телефон: +7 (999) 034-45-53Режим работы: ср, пт-вс 11:00–19:00, чт 12:00–20:00Стоимость: льготный билет — 200₽, взрослый — 300₽
2. Музей неПравды
Фото: aquatoriaspb.ru
Музей неправды собрал в себе экспонаты самых интересных конспирологических теорий, которые только могло придумать человечество. В музее присулдствуют машина времени; древние артефакты, оспаривающие современный взгляд на прошлое; секретные разработки киборгов и сверхлюдей; загадки, волнующие человечество и, конечно-же, мифические существа из сказок и легенд.
Несмотря на название сотрудники музея говорят, что собранное в музее скорее правда, нежели неправда. Здесь собраны экспонаты, которые не признаны официальной наукой, но в них верят.
Режим работы: Ежедневно с 10:00 до 21:00
Стоимость:600₽ – взраслый350₽ – детский до 14 лет1000₽ – индивидуальная экскурсия (рекомендуем)ПН-ЧТ с 10:00 до 13:00 – стоимость 300 рублей
Место: ст. м. Сенная, улица Садовая, 34
Исследования и издательская деятельность
Научными сотрудниками проводятся научные исследования по истории возникновения и развития фотографии, фотографического процесса, совершенствования и использования фототехники. Разрабатывается тема «Фотографы Нижнего Новгорода XIX-XX веков». Опираясь на эти исследования, постоянно совершенствуется историческая экспозиция, создаются и реализуются проекты на основе фондов РМФ. Например, в музее создана небольшая экспозиция «Фотолаборатория ХХ века», которая знакомит посетителя со сложной техникой проявки пленки и ручной печати фотографий.
В 2006 году было 2 публикации научных исследований. Ретроспективный обзор по фотографии XIX века «Застывшее мгновение» был опубликован в фотоальбоме «Нижегородская фотография. 1843-1917», изд. «Деком», Н.Новгород, 2006 год. Статья «Сумел подчинить себе те условия, которые до него считались непобедимыми…» опубликована в каталоге «Андрей Карелин. Портрет в интерьере», Москва, 2006 год.
К 15-летию Русского музея фотографии, которое отмечалось в сентябре 2007 года, был издан презентационный буклет, рассказывающий об истории музея и о наиболее интересных и ценных предметах экспозиции.
Периодически музеем издаются каталоги фестивалей и конкурсов. Выпущен каталог международного фотофестиваля «Волжское биеннале», проходившего в 2004, 2006 и 2008 г, каталог Российского фотографического фестиваля молодежи 2007, 2009. Каталоги издаются и на цифровых носителях.
Первые фото: очень дорого и смертельно опасно…
В 1839-м году художник из Франции Луи Дагер впервые отпечатал изображения. Выполнил он это на серебряных пластинах. Сей факт положил начало фотографии. Художники, было, начали рвать на себе волосы, мол, фото похоронит живопись. Но… Жизнь, как известно, доказала, что пути у этих двух видов искусства абсолютно разные. Занятие Дагера, к слову, было не из дешевых и далеко не безопасным. Дабы получить снимок, использовалось серебро, что само по себе, являлось дорогим удовольствием. При проявке же никак не обойтись было без… паров ртути. И этим все сказано. Неудивительно, что со временем дагеротипию вычеркнула из фотопроизводства амбротипия – получение негативов на пластинках с коллоидной эмульсией. Изобретение Дагера вытеснили, но первые фото (они представлены в зале № 1) носят именно его имя – дагерротипы.
Фотографический музей «Дом Метенкова»
г. Екатеринбург
10 августа 1998 года «Дом Метенкова», ставший филиалом Музея истории Екатеринбурга, официально открыл двери для посетителей.
Основу его фонда в самом начале составила обширная частная коллекция Евгения Михайловича Бирюкова — это более 10 000 объектов — техника, снимки, афиши, сувениры, книги, журналы, открытки и многое другое.
Сегодня собрания «Дома Метенкова» отражают полтора века развития фотоискусства в Екатеринбурге.
Располагаясь в центре города и занимая второй этаж здания, музей за годы своего существования постепенно превратился в многофункциональное арт-пространство, где организуются не только выставки, но также лекции, мастер-классы, круглые столы, портфолио-ревю, творческие встречи, видеопоказы, концерты, перформансы и другие культурные события.
На своей площадке «Дом Метенкова» осуществляет международные проекты в сфере фотографии, сотрудничая с культурными институциями Германии, Польши, Чехии, Франции, Великобритании, Швейцарии и их представительствами в России.
ФотоДепартамент
г. Санкт-Петербург
ФотоДепартамент начал свою работу осенью 2006 года, когда был открыт Информационный центр по фотографии на Невском проспекте.
Фонд занимается выставочными, образовательными и информационными программами в области современной фотографии, базируется в Санкт-Петербурге, но ведёт свою деятельность на территории России и мира.
Галерея «ФотоДепартамент» была открыта в 2008 году. Галерея показывает современную российскую фотографию, представляя как новые имена российской фотографии, так и известных фотографов.
Образовательные проекты включают в себя годовую образовательную программу ФотоДепартамент.Институт, авторские курсы обучения у профессиональных практикующих фотографов и ежегодные международные летние фотосеминары.
Фонд ведёт активную выставочную деятельность, с начала работы ФотоДепартамент организовал более 100 персональных и кураторских выставок российских и международных авторов.
Коллекция книг и журналов, входящих в библиотеку, является уникальной для российского фотопространства, она включает в себя библиотеку современных голландских фотокниг с выставки UNDERCOVER, которая проходила в Петербурге в музее «Эрарта» в ноябре 2013 — январе 2014 г.
История
Указ о создании государственного просветительного музея-центра был подписан 9 февраля 1872 года императором Александром II. В основу музейной коллекции легла экспозиция о Крымской войне 1853–1856 годов из Севастопольского отдела грандиозной Всероссийской Политехнической выставки, посвященной 200-й годовщине рождения Петра Великого.
Igor Butyrskii
Первый камень в основание Государственного исторического музея в Москве заложил сам Александр II в. присутствии герцога Эдинбургского в августе 1875 года, но дожить до открытия императору было не суждено. 27 мая 1883 года на церемонию, подарившую миру новый памятник культуры, заглянул уже его преемник Александр III с супругой Марией Федоровной.
Музейные коллекции быстро пополнялись руками благотворителей, среди которых были представитель нижненовгородского дворянства А. А. Катуар де Бионкур, вдова Достоевского, семьи Чертковых, Бурылиных, Оболенских, Сапожниковых и многие другие.
П. И. Щукин, заслуженно оставшийся в истории страны как Великий меценат России, в 1905 году передал музею свое уникальное собрание коллекционера-знатока. Щукинские экспонаты легли в основу экспозиций ГИМ — их доля составляет примерно 15% от всех современных фондов музея. Благодаря ему и подобным благодетелям, бескорыстно жертвовавших свои бесценные собрания во благо страны, Государственный музей превратился в то, чем он является сейчас — одним из самых крупных и известных исторических музеев в мире.
В его истории, равно как и в жизни русского народа, во славу которого он был создан, были как радостные, так и трагические моменты. Музей стал свидетелем смен строя и власти, безмолвным участником революций и невольным зрителем военных парадов в 1941 и 1945 годах. В Советские времена его даже думали снести, чтобы открыть широкий проспект с северной части Красной площади и иметь больше места для проведения парадов, но, к счастью, эти планы так и не были осуществлены. С 1986 по 2002 год в здании велись масштабные реставрационные работы. Сегодня он вновь работает, имеет статус крупнейшего музея в России и несколько филиалов — Музей Отечественной войны 1812 года, Боярские палаты в Зарядье и Покровский собор.
Официальная группа Facebook
Мультимедиа Арт Музей — Московский дом фотографии
г. Москва
Музейно-выставочный комплекс и первый столичный музей, специализирующийся в области фотографии. Основан как «Московский Дом фотографии» в 1996 году правительством Москвы по инициативе Ольги Свибловой.
Один из крупнейших российских музеев фотографии и мультимедийного искусства.
Музей проводит экскурсии для муниципальных и частных школ, социальных центров, детских домов и приютов, в том числе и по билету бесплатного группового посещения.
Руководство музея сделало всё возможное, чтобы музей было доступен для людей с ограниченными возможностями — пандус у входа, туалет, куда въезжает коляска, и лифт, на котором можно попасть в любой зал музея.
Ежегодно представляет более ста выставочных проектов в России и за рубежом. Фонды музея насчитывают более 80 тысяч оригинальных отпечатков и негативов.