В музее дизайна (хельсинки) открылась выставка йозефа франка

Piano and organ music

Композитор
Сезар Франк
Жанр

фортепианные, камерные и инструментальные

Страна
Франция

Органист по призванию, наделенный редким исполнительским даром (Лист полагал, что со времен Баха не было таких исполнителей), Сезар Франк много внимания уделял своему любимому инструменту и писал для него на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. Часто Франк обращался и к его «младшему собрату» — фортепиано, особенно в первый период творчества. Однако среди четырнадцати сочинений, написанных в 40-х годах, мало таких, которые могли бы теперь заинтересовать нас. В большинстве своем — это модные парафразы на темы из опер или бравурные виртуозные пьесы (каприсы, фантазии). Выделяются среди них пасторальная «Эклога» (1842) и Первая баллада (1844).

Как и в камерной музыке, лишь спустя примерно четыре десятилетия, Франк вернулся к фортепиано. Зрелый художник, он нашел теперь свой круг тем и образов, свой метод композиции. Знаменательной вехой на этом пути явились «Шесть пьес для большого органа» (1860—1862), представляющие собой опыт новой, углубленной трактовки музыки для клавишных инструментов. Показательна в данном отношении следующая за Фантазией c-moll «Большая симфоническая пьеса» fis-moll, которую образуют четыре части: первая — сонатное allegro, вторая — Andante песенного склада, третья — скерцо, четвертая — финал, с использованием тем первой части.

Примечательна также третья пьеса сборника — «Прелюдия, фуга и вариации»; ее фортепианная транскрипция широко известна. Здесь намечен типичный для Франка метод построения сюиты, основанной на сочетании гомофонно-хоральных, вариационных и полифонических принципов. В следующей пьесе — «Пасторали» — использованы вариационные приемы фигурированного хорала; они обогащаются закономерностями сонатного allegro в последних двух пьесах — «Молитве» и «Финале».

Дальнейшие искания Франка были направлены к сближению специфики органной и фортепианной техники, которые закреплены в двух циклах, ознаменовавших новый этап в развитии французской фортепианной литературы. Это «Прелюдия, хорал и фуга» (1884) и «Прелюдия, ария и финал» (1886—1887). В них сопоставляются различные жанры органно-фортепианной музыки; при сохранении четко разграниченных форм отдельных частей каждый из циклов объединяется «сквозным» тематизмом.

В основе первого цикла — сочетание гомофонной прелюдии и фуги. Возвышенный, близкий позднему Бетховену строй звучания устанавливается в «Прелюдии» (главная тема излагается сначала в h-moll, потом в тональности доминанты). В «Хорале» постепенно кристаллизуются контуры темы фуги; они намечались еще во второй теме «Прелюдии» (ср. примеры 206 а и 206 в). Краткая интермедия ведет (от es-moll к h-moll) к последней, кульминационной части цикла, где в обширной коде (цосле раздела «Come una cadenza») воедино сплавляются характер движения и фигурационный рисунок «Прелюдии», мелодия «Хорала» и тематизм фуги (см. пример 206 г).

Во втором цикле активнее выдвигается роль вариационных и сонатных принципов. В форме широко развернутой «Прелюдии» можно обнаружить четыре раздела (третий открывается фугато; четвертый замыкается торжественно-маршевой музыкой начального раздела). «Ария» двухчастна; в ее развитии применены приемы баховской хоральной вариации, тогда как в «Финале» своеобразно претворены сонатные принципы. Необычным, однако, является то, что основная тональность E-dur устанавливается только в репризе, с утверждением побочной партии, характер которой близок маршевой поступи «Прелюдии». В «Финал» включена и тема «Арии» (эпизод Des-dur в разработке), и начальная мелодия первой части (в коде). Под конец, когда музыка истаивает в нежнейшем рр, сближается тематизм всех частей цикла.

Большую ценность представляют также «Три пьесы для органа» (Фантазия, Cantabile, Героическая пьеса, 1878) и написанные в год смерти композитора «Три хорала для большого органа». Собственно говоря, это не хоралы, а широко развитые, отмеченные волнующим драматизмом и поэтичностью хоральные прелюдии, в которых ярко запечатлелась самобытная индивидуальность этого крупнейшего мастера вариационного искусства.

М. Друскин

Детство

Сезар Франк появился на свет в немецко-бельгийской семье в 1822 году, 10 декабря. Отец будущего композитора принадлежал к старинному роду придворных фламандских живописцев. Возможно, поэтому он рано заметил исключительный талант сына. Но преобладавшая в его характере находчивость финансиста побудила отца эксплуатировать дар маленького Франка ради хорошего заработка.

В восьмилетнем возрасте Сезар поступает в консерваторию города Льежа, которую по классу фортепиано и классу сольфеджио оканчивает с отличием всего за четыре года. В 1835 году будущий органист занимается гармонией у знаменитого профессора музыки Дассуаня.

Отец, пораженный фантастическими достижениями сына, устроил в 1835 году для него несколько концертов в Ахене (родной город матери), Льеже и Брюсселе.

Биография

Франк родился в немецко-бельгийской семье — его мать была родом из Ахена, отец — из бельгийской деревни Геммених. В 1830 году Франк поступил в Льежскую консерваторию, которую спустя четыре года окончил с отличием по классам сольфеджио и фортепиано. С по 1835 год он брал частные уроки гармонии у профессора Дассуаня, племянника Этьенна Мегюля, который преподавал в Парижской консерватории. Вдохновлённый музыкальными успехами сына, отец Франка смог организовать весной 1835 года серию концертов в Ахене, Льеже и Брюсселе.

В том же году семья перебралась в Париж, где Франк поступил в консерваторию в класс профессора Антонина Рейхи. В , и 1841 году Франк получил первые премии на выпускных экзаменах по классам фортепиано, контрапункта и органа соответственно. У Франка была возможность участвовать в конкурсе на получение Римской премии, однако по настоянию отца он вернулся в Бельгию, где успешно выступал как пианист и органист-виртуоз.

В Бельгии Франк создаёт первые сочинения: Фортепианное трио () и наброски к оратории «Руфь».

Два года спустя Франк против воли отца вновь уезжает в Париж, где пишет симфоническую поэму «Что слышно на горе» и начинает работу над оперой «Слуга напрокат». В 1853 году он получает место органиста в церкви Сен-Жан-Сен-Франсуа дю Маре. Вдохновлённый искусством известного органиста Жака Лемменса, Франк начинает работать над совершенствованием своего исполнительского мастерства, в частности, техники педалей и импровизации. 1 декабря 1859 года Франку было доверено первое исполнение на только что построенном органе работы знаменитого мастера Аристида Кавайе-Колля в церкви Святой Клотильды. На должности органиста в этой церкви Франк работал до конца жизни.

В 1871 году Парижскую консерваторию покинул руководитель класса органа Франсуа Бенуа, освободившееся место было предложено Франку. Для этого требовалось наличие французского гражданства, и композитор согласился его принять. Официально Франк возглавил класс в феврале 1872 года. Среди его учеников — ряд известных органистов и композиторов, в том числе Венсан д’Энди, Эрнест Шоссон и Ги Ропарц.

С 1874 года Франк создавал многочисленные произведения в различных жанрах — оратории, камерные ансамбли, фортепианные и органные сочинения и др. В 1885 году композитор был награждён Орденом Почётного легиона, а год спустя стал президентом Национального музыкального общества.

Франк умер в 1890 году от плеврита, возникшего после гриппа. Похоронен в Монруже; позднее прах перенесён на кладбище Монпарнас.

Фламандский темперамент

Скорее всего, именно он давал тот наивный оптимизм и доброжелательность, которые вызывали бесконечные симпатии его современников и даже потомков. Все жизненные невзгоды, выпадавшие на его долю, не смогли поколебать духовные силы Сезара. Пешую ходьбу к своим ученикам композитор считал полезной и восстанавливающей здоровье, равнодушие зала при исполнении своих творений он почитал за радушный прием. Композитор умел радоваться и получать удовольствие от любого, даже неприятного события.

Сезар Франк (биография его — тому подтверждение) был точен, ответственен, великодушен и спокойно суров, невзирая на то, что каждый его день был монотонен: в половине пятого композитор вставал, затем два часа «работал на себя» (так он называл время творчества), к семи часам шел уже на первый урок. Дома Франк оказывался только лишь к ужину. И если после него не было запланировано занятий, то снова посвящал время своим сочинениям. Такую самоотверженную деятельность не ради материальных богатств, а ради дела своей жизни, преданности призванию и высшему мастерству соратники и друзья композитора называли подвигом.

Самая дорогая банкнота в мире

Начиная с первой серии (1907), Национальный банк Швейцарии выпускает банкноту 1000 франков. При этом речь всегда шла о банкноте исключительно высокой стоимости. Так, в 1907 году 1000-франковая банкнота без учета подорожания в пересчете на сегодняшний день стоила 12.500 франков.

Как сильно купюра превосходит своих зарубежных конкурентов?

1000-франковая банкнота имеет самую высокую ценность и самую высокую покупательную способность среди банкнот, находящихся в регулярном обращении по всему миру. Например:

  • актуальная стоимость самой крупной банкноты евро составляет 500 евро (=около 550 франков),
  • самой крупной долларовой банкноты, находящейся в регулярном обращении, номиналом 100 долларов США (= около 103 франков),
  • наибольшей купюрой фунта стерлингов, выпущенной банком Англии, номиналом 50 фунтов стерлингов (= около 78 франков) или
  • самой большой банкноты японской йены номиналом 10’000 йены (= около 84 фр.).

Фото: SNB

Стоимость банкноты сингапурского доллара номиналом 10.000 составляет около 7’500 франков. Это значительно превышает стоимость швейцарской 1000-франковой банкноты. Однако сингапурская банкнота применяется в межбанковских операциях и не используется в повседневном обращении.

“Тёмная сторона” банкноты

Распространенность 1000-франковой банкноты в последние годы постоянно растет. Если в 2004 году в обращении находилось всего 20 миллионов тысячных купюр, в 2014 году их стало уже 38 миллионов. Кстати, хотя в обычном обороте купюру 1000 франков найти сложно, именно на неё приходится 58,4% всей стоимости находящихся в обращении франков. Для сравнения: на банкноту 100 швейцарских франков приходится 26% от совокупного объёма наличных франков.

По причине высокой стоимости 1000-франковой банкноты преступники часто отдают предпочтение именно ей для перевозки крупных наличных сумм. Предполагается, что банкнота в 1000 франков также часто используется для отмывания денег.

В апреле 2016 года ЕЦБ высказался за упразднение купюры в 500 евро. Данное решение заставило некоторых политиков в Швейцарии говорить о выводе 1000 франков из оборота. Тем не менее, в защиту национальной банкноты с самым крупным номиналом выступил Федеральный совет Швейцарии, который уверил, что на данный момент нет никакой необходимости в упразднении купюры 1000 франков.

По данным Швейцарского управления MROS (нем. Meldestelle für Geldwäscherei), которое занимается отчётностью о случаях незаконного отмывания денег, на сегодняшний день «отсутствуют подозрительные случаи отмывания финансов, в которых бы активно фигурировали купюры в 1000 франков». Также не было никакой информации, которая «указывала бы на использование банкнот крупного номинала в преступных целях».

Самая дорогая монета

Параллельно с самой дорогой 1000-франковой банкнотой, монета 5 франков считается самой «дорогой» курсовой монетой.

Примечания

  1. Steffen Kailitz «Die nationalsozialistische Ideologie der NPD», S.337—354, in: Uwe Backes «Die NPD. Erfolgsbedingungen einer rechtsextremistischen Partei», Baden-Baden 2007,. «Die NPD ist keineswegs nur eine Partei, die Brücken ins nationalsozialistische Spektrum schlägt, sondern selbst eine originär nationalsozialistische Partei… Vor allem bedeutet die Einordnung nicht, es gebe keine bedeutsamen Unterschiede zwischen der historischen NSDAP und der NPD.» — S.337. «…NPD und NSDAP sich als programmatisch eng verwandte Parteien erweisen…» — S.337. «Die von der NPD propagierte Ideologie ist als nationalsozialistische Spielart des völkischen Denkens zu bezeichnen. Sie weist eine ideologische Geschlossenheit auf, die deutlich über die von der NSDAP propagierten Variante des Nationalsozialismus hinausgeht.» — S.352

Французское гражданство

В 1871 году Франку предложили принять руководство классом органа, который покинул Франсуа Бенуа. Единственным условием было французское гражданство, которое Сезар и принял. В середине зимы 1872 года Франк стал официальным руководителем класса – профессором органа, чем заложил многолетнюю традицию, позже названную «великой традицией». А так как консерватория в первую очередь ориентировалась на оперу, то класс Франка стал классом композиторов. В нем с удовольствием обучались не только ученики, зачисленные в учебное заведение, но и вольные слушатели, которые принимали новые взгляды на обучение, основанные на принципах творчества Бетховена и Баха.

Среди воспитанников Сезара много органистов с мировой известностью, в том числе Ги Ропарц, Эрнест Шоссон, Венсан д’Энди и др.

Биография

С конца 1920-х годов — чиновник в швейной компании Простеёва. С раннего возраста он занимался политикой.

В 1926 году стал членом коммунистической молодежи, а четыре года спустя вступил в Коммунистическую партию. В 1930-х годах работал в сателлитных коммунистических организациях (штаб-квартира кооператива Včela, был председателем профсоюза Федерации частных работников).

Во время войны работал в коммунистическом сопротивлении в районе Простеёв, а в 1939—1945 годах он был заключен в концлагерь Бухенвальд .

После войны он занимал многочисленные высокие партийные посты. VIII Съезд избрал его членом Центрального комитета Коммунистической партии Чехословакии. IX съезд компартии подтвердил это назначение. С марта 1946 года по январь 1952 года он также был членом президиума ЦК Коммунистической партии (в 1948 году занимал пост члена более узкого комитета ЦК Коммунистической партии). С октября 1945 г. по сентябрь 1951 г. был сотрудником секретариата ЦК, а с мая 1949 г. по сентябрь 1951 г. и снова с сентября 1951 г. по сентябрь 1952 г. также членом организационного секретариата ЦК. С апреля 1946 г. по сентябрь 1951 г. он также занимал должность заместителя генерального секретаря Коммунистической партии, а с сентября 1951 г. по январь 1952 г. — секретарь ЦК. Он также сидел в Верховном законодательном собрании. На выборах 1948 года он был избран в Национальное собрание для Коммунистической партии Чехословакии в районе выборов Йиглава.

Однако его политическая и партийная карьера внезапно прервалась в 1952 году. В марте 1952 года он был освобожден от должности члена Центрального комитета Коммунистической партии, а в мае 1952 года он ушел в отставку с должности заместителя (его сменил Карел Пека).

На основании сфабрикованных обвинений был в 1952 году исключен из КПСС. Впоследствии он был арестован и приговорен к смертной казни в ходе судебного процесса над антигосударственным заговорным центром Рудольфа Сланского и казнен. В 1963 году он был юридически, граждански и партийно реабилитирован. В 1968 году он был удостоен звания Героя Чехословакии in memoriam.

Его брат — Эдуард Франк, также представитель коммунистов, который участвовал в реформаторском движении во время Пражской весны, был председателем районного комитета Национального фронта и был членом Чешского национального совета и Палаты наций Федерального собрания.

Другим братом был Витезслав Франк, который заседал в Чешском национальном совете и Ф. С. вместе со своим братом Эдуардом.

Деятельность[править | править код]

Польское издание воспоминаний Франка ()

Франк впервые в Литве приступил к исследованию заболеваемости и смертности населения, изучал связь болезней с местностью, с климатическими особенностями. Он ввёл в медицинскую практику писание истории болезни и обязательное вскрытие умерших в клиниках. Усердно занимался распространением научных знаний среди жителей Вильно.

Писал научные и медицинские книги. Сначала принадлежал к числу самых ревностных сторонников учения английского врача Джона Броуна. Первые сочинения Франка были посвящены почти исключительно развитию и распространению этого учения. К этому периоду относятся два его сочинения „Handbuch der Toxicologie, nach den Grundsätzen der Brownschen Arzneilehre“ () и „Grundriss der Pathologie nach den Gesetzen der Erregungstheorie“ (). Капитальный труд «Правила практической медицины» долгие годы был энциклопедией лечения, настольной книгой для студентов медиков и врачей. В последующих сочинениях замечается значительное охлаждение к учению Броуна. Кроме того, Франк напечатал „Acta instituti clinici Caesareae universitatis Vilnensis“ (—; немецкое издание вышло в 1810 году) и капитальный труд на латинском языке „Praxeos medicae universae praecepta“ (—; второе издание —; немецкое издание Лейпциг, —).

Написал также воспоминания, содержащие ценные сведения о культурной и социальной жизни Вильнюса и Литвы первой четверти XIX века.

Организационная структура

Национал-демократическая партия Германии состоит из земельных ассоциаций (landesverband), земельные ассоциации из районных ассоциаций (kreisverband).

Высший орган партии — федеральный съезд (Bundesparteitag), между федеральными съездами — партийное правление (Parteivorstand), исполнительный орган — партийный президиум (Parteipraesidium), высшее должностное лицо — партийный председатель (Parteivorsitzender), прочие должностные лица — заместители партийного председателя, федеральный генеральный секретарь и федеральный казначей, высший контрольный орган — федеральный арбитражный суд (bundesschiedsgericht).

Земельные ассоциации

Земельные ассоциации соответствуют землям.

высший орган земельной ассоциации — земельный съезд (landesparteitag), между земельными съездами — земельное правление (landesvorstand), высшее должностное лицо земельной ассоциации — земельный председатель (landesvorsitzender), прочие должностные лица земельной ассоциации — заместители земельного председателя, земельный генеральный секретарь, земельный казначей, контрольный орган земельной ассоциации — земельный арбитражный суд (landesschiedsgericht).

Районные ассоциации

Районные ассоциации соответствуют районам, внерайонным городам или округам земель Берлин и Гамбург.

Высший орган районной ассоциации — районное общее собрание (kreismitgliederversammlung), в особо крупных районных ассоциациях — районный съезд (kreisparteitag), между районными съездами — районное правление (kreisvorstand), высшее должностное лицо — районный председатель (kreisvorsitzender), прочие должностные лица районной ассоциации — заместители районного председателя, районный секретарь, районный казначей.

Местные ассоциации

Местные ассоциации могут соответствовать городам и общинам. Могут создаваться при наличии достаточного количества членов НДП проживающих в городе, общине или городском округе.

Высший орган местной ассоциации — местное общее собрание (ortsmitgliederversammlung), между общими собраниями — местное правление (ortsvorstand), высшее должностное лицо — местный председатель (ortsvorsitzender), прочие должностные лица местной ассоциации — заместители местного председателя, местный секретарь и местный казначей.

Смежные организации

Молодёжная организация — «Молодые национал-демократы» (Junge Nationaldemokraten, JN), женская организация — Круг национальных женщин (Ring Nationaler Frauen, RNF), студенческая организация — Национал-демократический студенческий союз (Nationaldemokratischer Hochschul-Bund). Смежные организации делятся на земельные ассоциации (landesverband).

Высший орган смежной организации — федеральное общее собрание (bundesmitgliederversammlung) или федеральный съезд (bundeskongress), между федеральными общими собраниями — федеральное правление, высшее должностное лицо смежной организации — федеральный председатель.

Земельные ассоциации смежных организаций

У «Молодых национал-демократах» существуют во всех землях, у прочих смежных организаций земельные ассоциации создаются если в земле проживает достаточное количество членов смежной организации.

Высший орган земельной ассоциации смежной организации — земельное общее собрание (landesmitgliederversammlung), в особо крупных земельных ассоциациях «Молодых национал-демократов» — земельный конгресс (landeskongress), между земельными общими собраниями — земельное правление, высшее должностное лицо земельной ассоциации — земельный председатель.

Районные ассоциации «Молодых национал-демократов»

Могут создаваться при достаточно количестве членов «Молодых национал-демократов» проживающих в районе или внерайонном городе.

Высший орган районной ассоциации «Молодых национал-демократов» — районное общее собрание, между районными общими собраниями — районное правление, высшее должностное лицо районной ассоциации «Молодых национал-демократов» — районный председатель.

Величайший в своем роде

Значение деятельности Сезара трудно переоценить. Он создал собственную школу, что способствовало кардинальным переменам во французской музыкальной традиции. Его произведения дают четко понять, что национальный дух – это не только опера, и что во Франции тоже есть достойные композиторы, создающие симфоническую музыку, соответствующую высокому европейскому классу.

Сезар Франк (прелюдия, фуга, написанные им для оркестра, дают это понять) поднял данный жанр на уровень произведений Баха. Как и фортепьянные жанры. Два больших его цикла для этого инструмента искусствоведы ставят в один ряд со знаменитыми сонатами Бетховена.

Выдающиеся музыканты, современники и ученики Франка считали его выдающимся педагогом. К мнению творца музыки прислушивались Э. Шоссон, Г. Ропарц, Ж. Бизе, А. Дюпак, П. Дюк, Э. Шабрие и др. Бесконечно уважал Сезара Дебюсси.

До сих пор особенным образом выделяется хроматическое письмо композитора, свободное и легкое использование им нонаккордов, выразительность его модуляций, новизна циклических форм. Изучение гармонического языка Сезара дало возможность будущим композиторам преодолеть шаблоны.

Биография[править | править код]

Сын известного в те времена в Европе врача Иоганна Петера Франка (Иван Петрович Франк), сформировавшего основы социальной гигиены и судебной медицины. Изучал медицину сперва в Гёттингене, затем в Павии, где и был удостоен степени доктора. Работал вместе с отцом в Павии и Вене.

В Вильно отец и сын Франки переселились из Вены в 1804 году. В следующем году Иоганн Франк был вытребован в Санкт-Петербург, а свою кафедру внутренних болезней в Виленском университете и клинику в Вильно передал своему сыну Йозефу.

Дом Франка

Йозеф Франк в —1823 годах преподавал в университете патологию и специальную терапию. Читал лекции на латинском языке. С 1805 года Франк руководил клиникой, учреждённой его отцом. Стал учредителем Виленского медицинского общества () и состоял первые двадцать лет его секретарем, а следующие три года — председателем. По его инициативе были основаны благотворительное общество (), Общество оспопрививания (Институт вакцинации; ) и Родовспомогательный институт (Институт материнства; ), музей патологической анатомии, клиника для приходящих (амбулатория). Основал службу срочной медицинской помощи — прототип скорой помощи. Бедных, особенно детей, лечил бесплатно. Благодаря его стараниям при университете были учреждены 50 стипендий для бедных студентов.

Ян Рустем. Портрет Кристины Франк (ок. )

Женой Йозефа Франка была известная певица Кристина Герхарди, ученица композитора Йозефа Гайдна. Для сбора средств на осуществление своих идей Франк устраивал постановки опер и концерты, в которых принимала участие Кристина Франк.

Профессор Франк пользовался репутацией трудолюбивого и сочувствующего бедным, очень образованного человека, понимающего в музыке и изящных искусствах. Был известен также как донжуан. У виленских жителей он был очень популярен. Его квартиру на втором этаже восточного корпуса дома на улице Большой, в котором он прожил двадцать лет, часто навещали преподаватели и студенты, артисты и литераторы. Благодаря этому за зданием закрепилось название дома Франка, хотя он и не был его собственником.

Выслужив пенсию, Франк уехал в Италию, поселился в собственной вилле на берегу озера Комо; там и умер.

[править] Ссылки

  • Международное общество Сезара Франка (англ.) (нем.) (фр.)
  • Биография и список произведений Франка (фр.)
  • на International Music Score Library Project
Молитва Аве Мария • Приветствие Ангела (Благовещение — Лк.1:28) и Елисаветы (Посещение Марии — Лк.1:42) 
Музыка Ave Maria Шуберта • Ave Maria Вавилова (Каччини) • Ave Maria Баха — Гуно • Ave Maria Сен-Санса • Ave Maria Палестрины • Ave Maria Верди • Ave Maria Листа • Ave Maria Брамса • Ave Maria Морриконе • Ave Maria Шпилевского • … 
Графика «Аве, Мария (Иа Орана Мариа)» Гогена • «Радуйся, Мария (Арсени)» Арсени 
Молитвы Три «Аве Мария» • Ангел Господень • Розарий 
Персоны Дева Мария • Архангел Гавриил • Праведная Елисавета • Лука • Урбан IV • Иисус Христос

История валюты

Времена “старой Конфедерации”

До основания Гельветической республики в 1798 году изготовлением монет занимались кантоны (и полукантоны), города, аббатства и отдельные владения. В 1798 году французские окупанты ввели единую денежную единицу франк (по-французски: «franc de Suisse»). Франк был равен 10 бернским батценам или 6,614 граммам чистого серебра или 1,4597 французского франка. Денежная единица делилась на 10 батценов или 100 раппенов.

Монеты швейцарского франка образца 1850 года.

В 1803 году – т.е. после изгнания Наполеона – кантонам было возвращено право чеканки монет. Однако теперь заседание представителей кантонов закрепило швейцарский франк в качестве единой денежной единицы. Тогда его стоимость равнялась 6,77025 граммам чистого серебра или 1,5 французского франка.

Монеты, выпускавшиеся и находившиеся в обращении в кантонах, ориентировались на эту денежную единицу.

На пути к централизации монетарной политики

После основания Швейцарии как федеративного государства в 1848 году ответственность за выпуск денег снова перешла к Федеральному Правительству.

7 мая 1850 года был принят «Федеральный закон о швейцарской монетной системе». Он постановил, что франк, ориентированный на французский (серебряный) франк, является денежной единицей Швейцарии.

В 1850 году были отчеканены новые монеты и через год выпущены в обращение. У края изображения на монетах 1850 и 1851 годов выпуска расположена подпись выдающегося швейцарского скульптора, гравировщика монет и медальера Антуана Бови.

Примечательно, что девальвация швейцарского франка была зафиксирована лишь однажды. 27 сентября 1936 года из-за Великой депрессии валюта Швейцарии обесценилась сразу на 30%. Справедливости ради, следует отметить, что тогда рухнули все мировые валюты (такие как фунт стерлингов, доллар США и французский франк).

Франк как международная резервная валюта

Благодаря гибкому обменному курсу со времен краха Бреттон-Вудской системы швейцарский франк считается стабильной и неподверженной кризисам валютой, процветающей в результате роста национальной экономики Швейцарии. Доверие вкладчиков к Швейцарии как финансовой площадке и уверенность в экономической и политической стабильности страны сделали местную валюту востребованной инвестиционной денежной единицей.

В прошлом, когда мир сотрясался от политических или экономических катастроф, швейцарский франк оказался «безопасной гаванью» для международных инвесторов. Это доверие способствовало повышению обменного курса франка благодаря росту спроса на международных финансовых рынках.

В качестве средства для международных расчётов валюта Конфедерации играет скорее второстепенную роль.

Франк и евро

В результате долгового кризиса в США и еврозоне международные инвесторы начали интенсивнее вкладываться в швейцарский франк. В промежутке с мая 2010 по август 2011 года к евро франк укрепился на 30%; к доллару – на 25%. Укрепление валюты Конфедерации стало тревожным для ориентированной на экспорт экономики Швейцарии. Поскольку чем выше курс франка к иностранным валютам, тем дороже для конечных потребителей становится продукция, произведённая в Швейцарии.

Чтобы остановить рост франка, Национальный банк Швейцарии заявил в сентябре 2011 года о намерении защищать минимальный обменный курс в 1,20 франка за 1 евро. Если бы рынок опустился бы ниже данной планки, Нацбанк был бы готов скупать в неограниченном количестве иностранные валютные резервы (прежде всего, евро).

В декабре 2014 года в дополнение к минимальному обменному курсу Нацбанк Швейцарии ввёл также негативные проценты на корреспондентские счета банков.

Графика: business-swiss.ch

Утром 15 января 2015 года неожиданно для финансовых рынков Национальный банк Швейцарии объявил о отказе от поддержания минимального курса франка к евро. В считанные минуты швейцарский франк укрепился к евро на 20%. Это имело серьезные последствия не только в пределах Швейцарии, но и в других местах планеты:

  1. С момента упразднения привязки франка к евро туристическая отрасль Швейцарии отметила резкое снижение количества гостей из-за рубежа.
  2. После объявления решения Нацбанка Швейцарии по планете прокатилась волна банкротств финансовых спекулянтов, надеящихся на рост курса евро к франку.
  3. Для зарубежных частных и государственных должников, взявших кредиты в швейцарских франках, бремя долга сразу же увеличилось на 20-30%. Резкое укрепление франка также имело последствия для ипотечников в России.

По состоянию на май 2016 года курс франка к евро составляет 1,10. К февралю 2017 года валютная пара франк-евро остановилась на отметке 1,07. Часть экспертов предполагает, что к концу 2017 года франк и евро достигнут паритета. По состоянию на апрель 2018 года, курс франка к евро достиг отметки 1.20, что частью аналитиков объясняется продажей российскими олигархами своих франковых активов с целью покупки долларов из-за санкций, введённых против них США.

Франк и юань

Графика: public domain

Прямая купля-продажа двух валют устраняет необходимость устанавливать обменный курс для обходного пути через третью валюту. Таким образом, потребность конвертации в доллар США отпадает. Национальный банк Швейцарии убежден в том, что прямой обменный курс юаня на франк позволит участникам рынка снизить затраты на конвертацию.

Общие сведения

Перед тем, как окунуться в детальное изучение истории, особенностей и значения валюты Швейцарии, остановимся на минутку на общих сведениях о ней.

Швейцарский франк делится на 100 раппенов (фр. – септимов). Код франка по ISO – CHF, обозначение валюты – Fr., для сумм в раппенах используется сокращение Rp. (по-французски: Cts.).

Поскольку в Швейцарии – 4 официальные языка, то швейцарский франк имеет своё официальное название сразу в 4 языковых версиях:

  • нем. Schweizer Franken (на швейцарском немецком также возможно слитное написание Schweizerfranken), раппен – Rappen;
  • фр. franc suisse, септимы – centimes;
  • итал. franco svizzero, септимы – centesimi;
  • по-реторомански franc svizzer, раппены – raps.

Банкноты

На банкнотах 8й серии, которая пока ещё находится в обороте, изображены портреты известных швейцарцев:

  • 10 франков — Ле Корбюзье (Жаннере, Шарль Эдуард)
  • 20 франков — Артюр Онеггер
  • 50 франков — Софи Тойбер-Арп
  • 100 франков — Альберто Джакометти
  • 200 франков — Шарль Фердинанд Рамю
  • 1000 франков — Якоб Буркхардт

При разработке 9й серии было принято решение отказаться от идеи размещать лица выдающихся граждан. Вместо этого акцент был сделан на тех качествах, которые, как предполагается, определяют Швейцарию как страну. Описания конкретных мотивов Вы можете прочитать в материале, посвящённом каждой конкретной купюре.

Фото: SNB

Лицевая сторона новых 10 швейцарских франков. Фото: SNB

Лицевая сторона 20 франков. Графика: SNB

Обратная сторона 20 франков. Графика: SNB

50 франков – 8я серия
50 франков – 8я серия

100 франков

Каждый год Национальный банк вынужден изымать из оборота порванные или обветшалые купюры. На данную цель ежегодно уходит около 20 миллионов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector