Без ажиотажа: выставка кало и риверы в московском манеже

Брак голубки и слона

Сам Диего Ривера так описывал одну из первых встреч с Фридой: «Я работал на одной из фресок в здании Министерства образования, когда услышал: «Диего, пожалуйста, спустись оттуда! Я хочу обсудить кое-что важное с тобой!» Я повернул голову и посмотрел вниз. На земле подо мной стояла девушка лет восемнадцати

У нее было прекрасное нервное тело, увенчанное тонким лицом. Ее волосы были длинными; темные и густые брови сходились над переносицей. Они были похожи на крылья черного дрозда, и их черные арки обрамляли два темных карих глаза».

Фрида Кало и Диего в Мехико, 1933. Фотограф: Martin Munkácsi

Фрида сказала Ривере: «Я пришла сюда не ради удовольствия. Мне нужно заработать на жизнь. Я написала несколько картин и хочу, чтобы ты оценил их как профессионал. Мне нужно честное мнение, потому что я не могу просто тешить свое тщеславие. Я хочу, чтобы ты честно сказал мне, смогу ли я стать достаточно хорошим художником, чтобы это стоило моего времени. Посмотришь на них?»

Кало показала ему три портрета. Ривера был впечатлен, в полотнах он считал необычную энергию, характер и в то же время серьезность. В них не было тех приемов, к которым обычно прибегают начинающие художники, чтобы показаться оригинальными. Напротив, Ривера видел в них честность и самобытность. Для него было очевидно, что Фрида — настоящая художница

«Тогда я об этом еще не знал, но Фрида уже стала самой важной частью моей жизни. И оставалась до самой своей смерти на протяжении последующих 27 лет», — писал Диего

Несмотря на то, что Ривера был старше Кало на 20 лет, они начали встречаться и планировали пожениться. Мать Фриды были против союза и назвала его браком между голубкой и слоном: Ривера был высоким и грузным, а Кало — миниатюрной и хрупкой. Отец же брак одобрил. Он знал, что Ривера богат и сможет без труда содержать семью.

После свадьбы Фрида и Диего переехали в штат Морелос, где во время гражданской войны проходили одни из самых тяжелых боев. Это переезд оставил отпечаток на творчестве Кало. Она все больше черпала вдохновение в мексиканском народном искусстве. Также, по мнению историка Андреа Кеттенманна, на нее серьезно повлиял трактат мексиканского художника Адольфо Бест Моугарда. В ее работах можно найти приемы, которые он в целом описывал: отсутствие перспективы и сочетание элементов доколумбийского и колониального периодов мексиканского искусства.

Подобно многим мексиканским художницам Фрида стала носить платья доиспанской эпохи: длинные красочные юбки — костюм теуаны, сложные головные уборы и массивные украшения. Такой стиль помогал Фриде выразить свои феминистские и антиколониальные идеалы, она не хотела подчиняться европейской моде — и своему стилю она оставалась верна, даже когда они с Диего в 1931 году переехали в Сан-Франциско.

[править] Источники

  1. Biografia definitiva conta amores e aventuras de Frida Kahlo
  2. Lenin and Trotsky: Machines or Men?
  3. Ткаченко Владимир Герасимович. Частная жизнь вождей — Ленин, Сталин, Троцкий
  4. Демон революции и его мексиканская страсть
  5. The Romantic Life of Leon Trotsky
  6. Письма Наталии Ивановне Седовой
  7. .
  8. El intenso y breve amor de Frida Kahlo y León Trotsky
  9. КИСТЬ ПЕЧАЛИ ФРИДЫ КАЛО
  10. Статья в «Правде» «Бесславная смерть Троцкого» с правкой Сталина
  11. O affair não tão secreto de Frida Kahlo; Entenda
  12. Gérard de Cortanze: los tormentos de Frida Kahlo y León Trotsky
  13. Лев Троцкий и Фрида Кало: Последняя страсть революционера-изгнанника
  14. Фрида Кало

«Сломанная колонна», «Славная победа» и другие шедевры

Особое место на выставке займут автопортреты Фриды. Представят и одну из самых известных ее работ — «Сломанную колонну» (1944). Это своего рода манифест ее страданий и стойкости к ударам судьбы, как говорила сама автор. Покажут и «Больницу Генри Форда» (1932) — с ней Фрида стала первым в истории художником, обратившимся к теме потери ребенка.

Выставка поможет проследить и все этапы творчества Диего Риверы: от увлечения постимпрессионизмом и кубизмом до реализма. Художник несколько раз бывал в СССР и подарил стране несколько своих картин — например, «Славную победу» он преподнес Союзу художников в 1955 году. Все это время работа хранилась в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, она тоже станет частью экспозиции в Манеже. Еще покажут «Русские рисунки», сделанные Риверой во время второго визита в СССР в 1956-м.

Остальные картины — из частных собраний Европы и Латинской Америки, коллекции внука Диего Риверы Хуана Коронеля Риверы, галереи «Арвил», Музея Долорес Ольмедо (Мехико) — именно там хранится самая большая в мире коллекция живописных произведений Кало и Риверы.

Кроме того, зрители попробуют разгадать тайну пропавшего полотна Фриды Кало «Раненый стол» (1940). Картину передали Советскому Союзу в 1945 году в составе дара от мексиканских художников. Однако через десять лет ее потеряли при перевозке на выставку в Польшу. Где шедевр находится сейчас, неизвестно.

Американский период

В США Диего рисовал фрески для фондовой биржи в Сан-Франциско и Калифорнийской школы изящных искусств. Как и в Мексике, в США Диего был знаменитостью, Фриду же знали только как его жену. В это время ее представили известным американским фотографам и художникам, в том числе Николасу Мюрею, с которым у нее завязался 10-летний роман.

Шесть месяцев в Сан-Франциско стали продуктивными для Фриды — она написала одну из самых знаменитых картин «Фрида и Диего Ривера». Это двойной портрет. На картине Фрида и Диего стоят держась за руки — это символ любви. В руках у Риверы палитра и кисть, потому что Фрида всегда восхищалась его талантом

В отличие от других работ, где много красок и разных сцен, в этой нет ничего, что могло бы отвлечь внимание от персонажей. Неожиданно для самой Фриды полотно оказалось на ежегодной выставке Общества женщин-художников — это был первый раз, когда ее работу представили публике

Фрида и Диего Ривера, 1931

После короткого возвращения в Мексику Кало с Риверой снова приехали в США в 1932 году, на этот раз в Детройт. В этот приезд Фрида уже бегло говорила по английски и не стеснялась общаться с прессой. В первый же день она сказала, что из них двоих она — лучший художник.

Многие аспекты жизни в США ей не нравились. Американцы в большинстве своем казались Кало скучными и черствыми. В письме к подруге Фрида писала: «Я видела здесь тысячи людей, которые испытывают самые ужасные страдания без еды и без сна. Ужасно видеть богачей, которые устраивают вечеринки ночью и днем в то время, как тысячи людей умирают от голода». В Детройте ее также возмущало, что некоторые гостиницы не принимали еврейских гостей.

В художественном плане год проходил хорошо. Кало стала пробовать новые техники, например, травления и фрески, стала делать упор на темы боли, хрупкости тела, человеческих страданий. Она пишет несколько картин в манере ретабло (мексиканские небольшие красочные картинки, нарисованные в благодарность святым). Среди картин, написанных в манере ретабло, — знаковые «Больница Генри Форда» и «Автопортрет на границе Мексики и США».

Первая нарисована после второго выкидыша. На ней Фрида лежит на больничной койке. Над животом держит три красные, как артерии, ленты. Конец первой ленты превращается в пуповину, которая ведет к зародышу, — это ребенок, потерянный при выкидыше. Над изголовьем кровати витает улитка — символ медленного течения неудавшейся беременности. Анатомическая модель нижней части туловища над изножьем кровати, так же, как и модель кости внизу справа, указывают на причину выкидыша — поврежденные при аварии позвоночник и таз. Устройство внизу слева может символизировать собственные «негодные» мускулы, которые не позволили ей сохранить ребенка. Пурпурную орхидею, изображенную в центре под кроватью, принес Фриде в больницу Диего.

Вторая картина демонстрирует двойственное отношение Фриды к США. Кало изображает себя на пьедестале в виде живой статуи с флажком Мексики в руке. Ее фигура разделяет композицию на две части. Слева — родная Мексика, ее история и символы, включенные в круговорот природы. Справа — образ США, где царят машины, небоскребы, механизмы и дымят трубы.

Чудодейственный голос Маяковского

Владимир Маяковский пробыл в Мексике около трех недель. С Риверой они виделись каждый день. Встречи происходили в советском посольстве, где остановился поэт, в гостях у самого художника и у знакомых.

Однажды за одним столом собрались русские и мексиканские политические деятели, художники, инженеры и писатели — каждый из них «был готов убить того, кто осмелился бы усомниться в его революционности». Гости произносили тосты, вели беседы и споры, которые в результате переросли в большую драку мексиканцев с русскими — в ход шли бутылки, стаканы и стулья, а вскоре в руках мексиканцев оказались револьверы.

За время своего пребывания в Мексике Маяковский объездил окрестности, побывал в театрах, кино, музеях и даже на корриде. Кроме знакомства с местной культурой и историей, поэт выступал перед рабочими, охотно общался с прессой, а также знакомился с художниками и политическими деятелями, в их числе был и министр просвещения Мануэль Пуиг Касауранк. Встреч у Маяковского было так много, что он даже заказал в Мехико визитные карточки.

Впечатления о стране вылились в стихотворение «Мексика»:

Пятьсот

            по Мексике

нищих племен,

а сытый

            с одним языком:

одной рукой выжимает в лимон,

одним запирает замком.

Нельзя

            борьбе

                        в племена рассекаться.

Нищий с нищими

                        рядом!

Несись

            по земле

                        из страны мексиканцев,

роднящий крик:

            «Камарада!»

Голод

            мастер людей равнять.

Каждый индеец,

            кто гол.

В грядущем огне

            родня-головня

ацтек,

            метис

                        и креол.

27 июля Маяковский выехал из Мексики и продолжил свое путешествие уже в США.

Кактусы и человек с «хорошим животом»

Маяковский прибыл в Веракрус 8 июля. Поэт был сражен: «Такой земли я не видал и не думал, что такие земли бывают. На фоне красного восхода, сами окрапленные красным, стояли кактусы. Одни кактусы. Огромными ушами в бородавках вслушивался нопаль, любимый деликатес ослов».

До Мехико из Веракруса Маяковский добирался на поезде. На вокзале его встретил Диего Ривера. Маяковский знал, что ему предстоит встреча с величайшим художником страны и одним из основателей мексиканской коммунистической партии. Ему не терпелось увидеть Риверу воочию.

Говоря о жене, Ривера имел в виду Гуадалупе Марин, мексиканскую писательницу и модель, на которой был женат вторым браком в 1922–1927 годах. Фриде Кало, которая станет третьей и самой известной из жен Диего Риверы, во времена визита Маяковского только исполнилось 18 лет. В то время она училась в школе «Препаратория», где изучала медицину и где, кстати, впервые встретилась с Риверой. Художник преподавал в этом учебном заведении в начале 1920-х.

Первым делом Диего Ривера повел Маяковского в музей, где они смотрели «древние, круглые, на камне, ацтекские календари из мексиканских пирамид, двумордых идолов ветра, у которых одно лицо догоняет другое». Больше поэта впечатлила роспись здания Министерства народного просвещения, сделанная Риверой. Маяковский назвал мурал «первой коммунистической росписью в мире», в которой художник показал «прошлую, настоящую и будущую историю Мексики».

На тот момент поэт уже успел побывать в Германии и Франции, поэтому в письме Лиле Брик от 15 июля 1925 года провел такое сравнение:

Маршрут 2. «Сказки Пушкина и любовь-борьба Фриды Кало»

Общее время — 42 минуты, расстояние — 3,6 километра

Второй маршрут начинается на Пречистенке, где сказки Александра Сергеевича оживают на полотнах художников XIX–ХХ веков. В восьми минутах ходьбы отсюда — «метафизическая мастерская» Михаила Шемякина, который впервые за четверть века привез свои работы в столицу.

20 минут прогулки — и вы в Центральном Манеже. Здесь можно узнать историю одной из самых известных пар искусства ХХ века — Фриды Кало и Диего Риверы. Завершить путешествие можно в парке «Зарядье», где каждый сможет найти развлечение по душе.

Место: Государственный музей А.С. Пушкина (улица Пречистенка, дом 12/2)

Возрастное ограничение: 0+

Сойдя со страниц книг, сказки Пушкина продолжили свою жизнь в других видах искусства, в том числе в живописи и графике. Пушкинскими сказками вдохновлялись такие художники, как Иван Билибин, Анатолий Елисеев, Константин Коровин, Татьяна Маврина и Василий Поленов.

На выставке представлено более 20 произведений художников XIX–ХХ веков — иллюстрации и эскизы к знаменитым театральным постановкам. Кроме того, в экспозицию вошли издания сказок Пушкина — их можно полистать и прослушать аудиоверсии.

Выставка рекомендована музеем к посещению детям от трех лет.

Место: Московский музей современного искусства (Гоголевский бульвар, дом 10)

Расстояние от Музея А.С. Пушкина — 630 метров, пешком — восемь минут

Возрастное ограничение: 12+

Это масштабная ретроспектива художника, приуроченная к его 75-летию. Экспозиция, в которую входит более 250 произведений (живописные и графические работы, скульптуры), охватывает ключевые периоды творчества Шемякина и знакомит со всеми направлениями его деятельности. Это первая за 25 лет выставка художника в Москве — более десяти лет Михаил живет и работает во Франции.

Место: Центральный Манеж (Манежная площадь, дом 1)

Расстояние от Музея современного искусства — 1,5 километра, пешком — 18 минут

Возрастное ограничение: 18+

Первая московская масштабная выставка, которая покажет шедевры Фриды Кало и Диего Риверы, расскажет историю семейной жизни двух художников. В Манеже можно увидеть более 90 произведений Кало и Риверы — живопись, рисунки, литографии.

Центральная часть экспозиции — перекличка полотен двух художников и соединение двух личностей в одну историю творческого соперничества и любви-борьбы, которая на долгие годы стала главной темой творчества Фриды Кало.

Основа экспозиции — работы из собрания Музея Долорес Ольмедо (Мехико), частных собраний, коллекции внука Диего Риверы Хуана Коронеля Риверы и ранее не экспонировавшиеся в России произведения из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Место: улица Варварка, домовладение 6, строение 1

Расстояние от Манежа — 1,4 километра, пешком — 17 минут

Возрастное ограничение: 0+

За год с небольшим парк «Зарядье» успел стать одним из любимых мест для прогулок и отдыха. В историческом центре города, рядом с Кремлем, соединились природа и технологии, просвещение и развлечения, история и современность.

На территории парка объекты наследия XVI века соседствуют с инновационной архитектурой и высокотехнологичными аттракционами. Вас ждут ледяная пещера, подземный музей и, конечно, легендарный парящий мост. Для посетителей в парке работают кафе, ресторан и даже гастрономический центр.

Парк открыт круглосуточно. Вход в парк бесплатный. Расписание и стоимость посещения отдельных павильонов — на сайте. 

Людвиг Ван Бетховен – Бессмертной возлюбленной

Письмо Бетховен – Бессмертной возлюбленной. \ Фото: danielle-daniellesweets.blogspot.com.


Слева: Джульетта Гвиччарди. \ Справа: Людвиг Ван Бетховен. \ Фото: thetimes.co.uk.

Он писал:«Даже когда я в постели – я тоскую по тебе, моя Бессмертная Возлюбленная, и обращаюсь к тебе мысленно, то с грустью, то с непомерной радостью, задаваясь вопросом, благоволит ли нам госпожа Судьба. Я могу жить, только будучи рядом с тобой, или же и вовсе никак. Я решил скитаться вдалеке, мечтая о том, чтобы прилететь в твои нежные объятия, найдя в тебе всегда родной и уютный очаг, где я могу, соединившись с тобой душами, уплыть в царство снов. Я сожалею, но ничего не могу с этим поделать. Ты справишься, и будешь уверена в том, что я только твой, ведь ни одна другая не сможет завладеть мной и моими мыслями. Бог мой, почему человек вынужден покидать то, что он любит, вынуждая его жить эту жалкую жизнь? Твоя любовь сделала меня невероятно счастливым и одновременно таким несчастным. В таком возрасте мне нужна ровная и размеренная жизнь, однообразие. Может ли оно быть в наших с тобой отношениях? Ангел, я узнал, что теперь почта отправляется ежедневно, а потому я должен ставить точку, чтобы ты получила письмо как можно скорее. Береги себя и люби меня – сегодня и вчера.Тоскую по тебе. Для меня ты – всё, больше, чем сама жизнь.Прощай и продолжай любить меня, и не думай сомневаться в крепости чувств твоего возлюбленного.Навсегда твой, навсегда мой, *навсегда наш»

Приобщаемся к традициям школы Баухаус

Дата: 18 декабря

Время: 20:00–21:00

Место: Культурный центр ЗИЛ (улица Восточная, дом 4, корпус 1)

Возрастное ограничение: 6+

Немецкой школе строительства и конструирования Баухаус скоро исполняется сто лет. Хореографы из России и Германии предлагают отметить эту дату хип-хоп-перформансом в Культурном центре ЗИЛ. Событие организовано при поддержке московского Института Гете.

Высшая школа Баухаус была основана в 1919 году в Германии. Выработанные ей художественные принципы легли в основу одноименного архитектурного стиля. Очень скоро Баухаус стал новым направлением не только в строительстве, но и в промышленном дизайне.

Постановка «От конструктора к конструктивизму» переводят архитектурные принципы Баухауса на язык движений. Придумали перформанс хореограф Нильс Робицки и танцовщик Андрей Коваленко. Музыку написал битмейкер Максим Бондаренко.

Билеты можно купит онлайн.

Возвращение домой и признание Фриды

Вернувшись в Мехико в 1934 году, Кало пишет «Тут висит мое платье», в которой она пыталась изобразить поверхностность американского капитализма. Эта картина наполнена иконами современного индустриального общества США. Обычно на картинах можно найти саму Фриду, но на этой её быть не может. «Я могу быть в Америке, но там висит только мое платье, моя жизнь — в Мексике», — говорила она.

Тут висит мое платье, 1934 год

По приезде они с Риверой переехали в новый дом в дорогом районе Сан-Анхель. Дом был сделан учеником Ле Корбюзье и состоял из двух секций. Первая, бело-красная — секция Риверы, вторая, лазурного цвета — секция Фриды. Соединял два дома небольшой воздушный мостик. Этот дом стал важным местом встречи зарубежных художников и политических деятелей.

Несмотря на желание погрузиться в творчество Фрида не писала картины. У нее снова начались проблемы со здоровьем: она перенесла удаление аппендицита, два аборта и ампутацию двух пальцев на ноге из-за гангрены. К тому же их отношения в Риверой стали напряженными — он завел роман с ее младшей сестрой Кристиной, который продлился около года. Как только Кало узнала об этом, она хотела развестись с Риверо и даже переехала в квартиру в центре Мехико. Правда, разлука была недолгой, супруги вскоре помирились.

В 1936 году Фрида вернулась в политику и присоединилась к Четвертому интернационалу Льва Троцкого. Вместе с Риверой они обратились к мексиканскому правительству с просьбой дать убежище Троцкому, бежавшему из Союза. Он прибыл вместе с женой Натальей Седовой. Они поселились в лазурном доме Фриды Кало. За два года, которые Троцкий прожил в Мексике, они с Кало стали друзьями и любовниками. Фрида даже написала для него автопортрет. Помимо него она также создала еще несколько важных работ: «Что мне дала вода», «Память (сердце)», «Моя медсестра и я».

Память (сердце), 1937 Моя медсестра и я, 1939

Хотя Фрида все еще не была уверена в своих работах, в начале 1938 года Национальный автономный университет Мексики выставил некоторые из ее картин. В этом же году французский писатель Андре Бретон организовал в США персональную выставку в галерее Жюльена Леви. Несмотря на Великую депрессию, охватившую США, половина выставленных работ была продана. Во Франции, где Бретон также обещал организовать Фриде выставку, возникли технические проблемы, кроме того, галерея Марселя Дюшана согласилась взять только две картины Фриды, назвав остальные шокирующими.

Лондонская выставка сорвалась во многом из-за отсутствия средств и приближающейся Второй мировой войны. Вместе с этим Лувр купил одну из картин Фриды — автопортрет «Рама» для своей коллекции. Также художницу тепло приняли парижские коллеги — Пабло Пикассо и Хуан Миро. А представители мира моды сделали ее новой иконой стиля — именно в это время Николас Мюрей создал знаменитый снимок Фриды, который поместили на обложку приложения парижского Vogue. Вернувшись в Нью-Йорк, Фрида хотела возобновить отношения с Мюреем, но узнала, что он женится и вынужден с ней порвать.

[править] Неожиданный разрыв с Троцким

Неожиданно Риверо стал сторонником Сталина.

Летом 1937 года, в октябре 1938 года и в 1939 году Диего узнавал о романе между Троцким и Фридой, что в конце концов вызвало разрыв отношений. Кто открыл ему глаза? Сам ли он застукал Троцкого с женой, или ему рассказали обо всём агенты НКВД, неизвестно. Ясно лишь одно: Ривера в какой-то момент узнал об измене жены с Троцким:

НКВД СССР, и лично Сталин явно были в курсе любовных похождений Троцкого, это видно из редактируемого самим Сталиным сообщения в «Правде» о смерти Троцкого. Там прямо делается намёк на «моральное разложение» Троцкого:

Разрыв Риверо с Троцким, вызванный тем, что Риверо узнал об отношениях жены с Троцким, произошёл лишь в 1939 году («en 1939 Diego Rivera se enteró de la infidelidad y rompió relación con Trotsky»), что вызывает недоумение, потому что ещё летом 1937 года отношения Троцкого с Фридой стали известны их супругам, несмотря на то, что Троцкий и Фрида старались встречаться у сестры Фриды, Кристины. Полагают, что тогда Фриде удалось убедить Ривера, что он должен принять их «революционную любовь», которая «должна быть выше буржуазных предрассудков». Может быть, Риверо считал, что эта страсть между его женой и Троцким скоро пройдёт. Французский биограф Фриды Жерар де Кортанзе пишет, что Ривера только в 1939 году узнал о изменах жены с Троцким. Так или иначе, в начале 1939 года ситуация резко обострилась: произошёл его открытый конфликт с Троцким и развод с женой.

Исследователь В.Г. Ткаченко пишет, что «причиной разрыва отношений стал флирт Троцкого с Фридой. Ривера не простил ему подлости.» Так считает большинство историков: охлаждение между Троцким и Риверо произошло в 1939 году из-за адюльтера Льва Давидовича с Фридой, по той же причине, очевидно, Фрида и Ривера развелись.

В феврале — апреле 1939 года Троцкий с Седовой переселились из «Голубого дома» на соседнюю улицу:

Полагают, что не столько Риверо, сколько Седова заставила Троцкого переехать из дома Фриды (пожалуй с этим можно согласится, Троцкий явно не считался с мнением Риверо):

7 августа 1939 года Ривера был исключён из мексиканской секции троцкистского 4-го Интернационала (по другой версии, Ривера сам заявил о выходе из него 1 января 1939 года).

24 мая 1940 года дом, в котором жил Троцкий расстреляла группа Хосе Давида Альфаро Сикейроса; среди подозреваемых в участии в этом преступлении был и Ривера.

21 августа 1940 года Троцкий был убит.

В том же 1940 году Риверо уехал в Сан-Франциско в США из-за подозрений в причастности к убийству Троцкого («когда Троцкий погиб, Ривера находился под подозрением и был вынужден скрываться в Сан-Франциско» — пишут Виталий Вульф и ‎Серафима Чеботарь в книге «Божественные женщины»):

Как видим, именно Фрида подала на развод с Диего в 1939 году, а после убийства Троцкого их отношения стали налаживаться: в декабре 1940 года они вновь поженятся, хотя их брак всё равно стал формальным, и скорее ностальгически-дружеским.

Передачи

  • Academia
  • Big Opera – 2019
  • XX век
  • Абсолютный слух
  • Агора
  • Балетная энциклопедия
  • Белая студия
  • Библейский сюжет
  • Билет в Большой
  • Ближний круг
  • Большая опера – 2017 (пятый сезон)
  • Большая опера – 2019 (шестой сезон)
  • Большая опера (все сезоны)
  • Больше, чем любовь
  • Большие и маленькие
  • Большие Маленьким
  • Большой балет
  • БОЛЬШОЙ БАЛЕТ- 2018
  • Большой джаз
  • Власть факта
  • Война и мир. Читаем роман
  • Гении и злодеи
  • Гений
  • Главная роль
  • Документальная камера
  • Ехал Грека…
  • Жизнь замечательных идей
  • Завтра не умрет никогда
  • «Игра в бисер» с Игорем Волгиным
  • Искатели
  • Искусственный отбор
  • Картина мира с Михаилом Ковальчуком
  • Квартет 4×4. 1 сезон
  • Квартет 4×4. 2 сезон
  • Кинескоп с Петром Шепотинником
  • Кинопоэзия
  • Клуб «Шаболовка, 37»
  • Коллекция
  • Коллекция интервью
  • Кто мы?
  • Кто там…
  • Культ кино
  • Легенды балета XX века
  • Легенды мирового кино
  • Линия жизни
  • Любовь в искусстве
  • Магистр игры
  • Моя любовь – Россия!
  • МЫ – ГРАМОТЕИ!
  • Наблюдатель
  • Нано-Опера
  • Научный стенд-ап
  • Нефронтовые заметки
  • Новости культуры
  • Новости культуры с Владиславом Флярковским
  • Новости. Подробно
  • ОНЛАЙН-ТРАНСЛЯЦИИ НА САЙТЕ TVKULTURA.RU
  • Оркестр будущего
  • «Особый взгляд» с Сэмом Клебановым
  • Острова
  • Открытая книга
  • Открытый музей
  • Пешком…
  • Письма из провинции
  • Полиглот (все программы)
  • Послушайте!
  • Правила жизни
  • Пряничный домик
  • Пятое измерение
  • Романс – XXI век
  • Романтика романса
  • Рэгтайм, или Разорванное время
  • САС. Те, с которыми я…
  • Сати. Нескучная классика…
  • Синяя птица. Сезон 2017
  • Сита и Рама
  • Телескоп
  • «Тем временем. Смыслы» с Александром Архангельским
  • Царская ложа
  • Черные дыры. Белые пятна
  • Что делать?
  • Шедевры мирового музыкального театра
  • Шедевры старого кино
  • Щелкунчик. International Television Contest for Young Musicians ‘The Nutcracker’
  • Щелкунчик. XIX Международный телевизионный конкурс юных музыкантов
  • «Щелкунчик». XX Международный телевизионный конкурс юных музыкантов
  • «Щелкунчик». XXI Международный телевизионный конкурс юных музыкантов
  • Щелкунчик. Международный телевизионный конкурс юных музыкантов
  • Энигма
  • Эрмитаж
  • 2 ВЕРНИК 2
  • 21th International Television Contest for Young Musicians «The Nutcracker»

Последние статьи

  •   В чём секрет 200-летнего моста в Дагестане, который построен без единого гвоздя, но способен выдержать автомобиль сегодня, 20:42
  •   Как художник Войнарович возглавил борьбу с эпидемией, о которой нельзя было говорить сегодня, 18:18
  •   Чем прославился Гонконгский балет, и Почему его называют одной из самых уникальных трупп в мире сегодня, 16:35
  •   Откуда пошли древние русские выражения, которые употребляют и сегодня: Почему вид затрапезный, какой сокол гол и др сегодня, 14:26
  •   Почему в Стране Советов девочек стали называть Даздрапермами, а коллектив стал выше семьи сегодня, 11:52
  •   Почему Ия Саввина устроила скандал Андрею Кончаловскому из-за съёмок в фильме сегодня, 10:50
  •   Жизнь после «Санта-Барбары»: Как сложились судьбы трех самых красивых звезд культового сериала сегодня, 09:11
  •   Какие тайны хранит самое загодочное полотно Босха: «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи» 22.08.2020, 23:25
  •   20 знаменитостей, которые учились в одной школе и дружат до сих пор 22.08.2020, 19:08
  • -1   Что узнали учёные об эпичecкой битве христиан и мусульман, или Как Саладин захватил Иерусалим 22.08.2020, 16:45

Все статьи

Надеюсь не вернуться

Расставшись навсегда с Беловой и Воробьевой-Стебельской, Ривера отбыл из Европы, где довольно долго вращался в культурной среде, на родину. Там началась главная история его жизни — рядом с Фридой Кало. Они были вместе 25 лет — Фрида умерла в 47. О том, что пришлось вытерпеть этой женщине, написаны горы книг и статей. Но если не вспомнить ее биографию, трудно понять смысл некоторых картин, которые мы увидим на выставке.

  • Магдалена Кармен Фрида Кало Кальдерон родилась в 1907-м в семье фотографа-эмигранта из Германии и мексиканки с индейскими корнями. Позже она скостила в метрике три года, сделав себя ровесницей Мексиканской революции 1910 года.
  • В шесть лет переболела полиомиелитом, после чего получила прозвище «деревянная нога» — одна конечность у нее была тоньше и короче другой. Оставшись на всю жизнь хромоножкой, Фрида гоняла в футбол, боксировала, доказывая, что она не хуже других.
  • В 18 лет ее постигла очередная беда: автобус, в котором она ехала, врезался в трамвай. Деревянный корпус смяло, как щепку, а саму девушку нанизало на поручень. Проткнут насквозь живот, вспорото влагалище. «Так я лишилась девственности», — горько напишет Фрида. У нее был в трех местах раздроблен позвоночник, сломаны два ребра, больная нога переломана в одиннадцати местах, пострадали стопы.
  • После множества операций, прикованная к постели, она начинает писать — сначала прямо на гипсе, потом на мольберте, который отец установит прямо над ее изголовьем. Вверху закрепили зеркало — теперь главная модель обездвиженной Кало — она сама.
  • С трудом оправившись после трагедии, Фрида показывает свои работы известному художнику Диего Мария де ла Консепсьон Хуан Непомусено Эстанислао де ла Ривера и Баррьентос Акоста и Родригесу — таково полное имяРиверы. С ним она немного знакома: тот расписывал стены в школе медицины, где она начала учиться в 15 лет, и уже тогда по уши втрескалась в обаятельного увальня. Диего потрясен юным дарованием.
  • Ей — 23, ему — 42, они женятся. Фрида мечтала о детях, но последствия аварии не давали шанса на материнство. Три выкидыша выплеснулись мазками боли на полотна. На картине «Больница Генри Форда» голая женщина лежит на кровати в луже крови, связанная пуповиной с погибшим младенцем.
  • С самого начала брака Диего не обещал хранить верность молодой супруге. Переспал даже с ее младшей сестрой Кристиной, позировавшей ему. Фрида пишет картину «Несколько царапин» — ее боль созвучна нашумевшей в то время истории отца, зарезавшего ребенка и пытавшегося оправдать себя тем, что нанес «всего несколько царапин».
  • В отместку Кало крутит романы и с мужчинами, и с женщинами. Ривера требует развода и получает его. Правда, всего через год они поженятся снова. Фрида ставит условия: никакого секса, никакой ревности, бюджет раздельный. Диего так рад воссоединению, что соглашается на все.
  • В 1940-х художница много выставляется, но ее силы на исходе. На правой ноге развивается гангрена, и ее ампутируют. На последний в жизни вернисаж Фриду доставляют на носилках и помещают на водруженную посреди зала кровать. Незадолго до смерти, практически парализованная, она скажет: «С радостью жду ухода. И надеюсь никогда больше не вернуться». 13 июля 1954 года Фрида Кало умерла во сне от воспаления легких. Диего Ривера, женившись вскоре еще раз, пережил ее на три года.

Ответный визит и ненаписанный портрет Сталина

Диего Ривера впервые посетил Москву в 1927 году — он был приглашен Советским Союзом на празднование 10-й годовщины Октябрьской революции.

В Москве он посещал выставки, театры и в качестве почетного гостя присутствовал на заседаниях Всемирного конгресса друзей СССР. Ривера выступал с лекциями о латиноамериканском искусстве и стал одним из учредителей художественного объединения «Октябрь», в которое входили художники, архитекторы, режиссеры и литераторы. Главной целью «октябрьской группы» было содействие «дальнейшему развитию в СССР и во всем мире подлинно революционных, т. е. пролетарских течений в области пространственных искусств».

Диего Ривера даже подписал договор на создание фрески в Центральном доме Красной армии и получил предложение написать портрета Иосифа Сталина, но по ряду причин ни первое, ни второе не осуществилось.

За время пребывания Риверы в Москве он не раз встречался с Маяковским. Художнику запомнилась одна их таких встреч в середине ноября в доме Маяковского и Бриков в Гендрикове переулке.

В Москве Ривера пробыл до мая 1928 года.

18 дней в океане

В 1924 году Советский Союз и Мексика установили дипломатические отношения. Мексиканская прогрессивная общественность проявляла большой интерес к советским литературе и искусству, и в 1920-е между странами начался культурный обмен. Одним из первых деятелей культуры СССР, посетивших Мексику, стал Владимир Маяковский.

В Латинскую Америку поэт отправился 21 июня 1925 года из французского порта Сен-Назер на трансатлантическом корабле. По дороге он вел дневниковые записи. «ПАРОХОД “ЭСПАНЬ” 14 000 тонн. Пароход маленький, вроде нашего “ГУМ’а”. Три класса, две трубы, одно кино, кафе-столовая, библиотека, концертный зал и газета», — писал Маяковский, ехавший первым классом. Путешествие до мексиканского портового города Веракрус длилось 18 дней, включая остановку в Гаване.

«Навстречу

                    медленней, чем тело тюленье,

пароход из Мексики,

                                        а мы —

                                                      туда.

Иначе и нельзя.

                              Разделение

труда».

Это строки из стихотворения «Мелкая философия на глубоких местах», которое Маяковский написал во время путешествия. 18-дневное плавание вдохновило его на несколько произведений — также появились «Испания», «Шесть монахинь», «Атлантический океан», «Блек энд уайт» и «Христофор Колумб».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector