Выставка современного искусства «поколение xxi» откроется 3 июля в новой третьяковке

Модернизм

Первым направлением модернизма оказался импрессионизм – воплощение мимолетных впечатлений, переход от изображения реальных объектов к чувствам и, затем, идеям. К импрессионистам относятся Э. Мане, О. Ренуар, К. Моне, К. Писсаро, Э. Дега и другие.

Пьер Огюст Ренуар «Париж, набережная Малаке» 1875 г. (импрессионизм)

Далее появляются футуризм, кубизм, фовизм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, супрематизм, абстракционизм. Все направления можно сравнить с одной большой необычной семьей – каждое имеет свой индивидуальный характер, но при этом объединены одним общим глубинным фундаментом.

Пабло Пикассо «Три женщины» 1908 г. (кубизм)
Анри Матисс «Испанка с бубном» 1909 г. (фовизм)
Роберто Матта «На облаках сна» 1956 г. (сюрреализм)

В целом, эпоха модернизма, продолжающаяся вплоть до 1960-х годов, – это новый взгляд на общество и на роль творческой личности в нем. Художникам хотелось отразить свое отношение к современному миру, преобразить его и даже выдумать новый.

Анаморфоз

Анаморфоз — это техника создания изображений, полностью увидеть и понять которые можно только взглянув на них под определённым углом, или с определённого места. В некоторых случаях правильное изображение можно увидеть только если смотреть на зеркальное отражение картины. Один из самых ранних примеров анаморфоза продемонстрировал Леонардо да Винчи в 15 веке. Другие исторические примеры этого вида искусства появились в эпоху Возрождения.

На протяжении веков эта техника развивалась. Началось всё с трёхмерных изображений, получаемых на обычной бумаге, и постепенно дошло до уличного искусства, когда художники имитируют различные отверстия в стенах, или трещины в земле.

А самый интересный современный пример — анаморфная печать. Однажды студенты Джозеф Иган и Хантер Томпсон, изучающие графический дизайн, нанесли на стены в коридорах своего колледжа искажённые тексты, прочитать которые можно было, только если посмотреть на них с определённой точки.

blog.thomasjquinn.com blog.thomasjquinn.com www.rebloggy.com www.rebloggy.com www.josephegan.co.uk www.josephegan.co.uk

«Учиться по произведениям классиков»

П.Т.Прежде всего, необходимо иметь базовые знания по истории искусства — от древних мастеров до художников модернизма и современности.

Необходимо следить за актуальными трендами в арт-мире. В этом помогут разобраться европейские публикации Flash Art, Mousse, Kaleidoscope, а также лондонские издания Frieze Magazine и ArtReview.

Image caption

Интуиция это хорошо, но при выборе работы ее нужно проверять, считает Изабель Пагман

И.П.Все зависит от времени, которое человек готов потратить на самообразование. Если вы хотите разбираться в современном искусстве, рекомендую почитать «Историю искусства» английского историка Эрнста Гомбриха.

Мне очень нравится коллекция книг издательства Taschen «Базовые серии искусства 2.0», в каждой из которых рассказывается о жизни и произведениях отдельного художника.

Искусству можно учиться по произведениям классиков. Я выросла на картинах Яна Вермеера и Рембрандта, работы которых актуальны в наше время: от выбора темы и жанра произведения до мастерства передачи эмоции на холсте.

Следует помнить, что художники вдохновлялись и учились друг у друга, это круговой процесс, поэтому очень важно периодически возвращаться к истокам. Пьеро Томассони — один из основателей онлайн-платформы по консультации и покупке современного искусства Artvisor

Томассони был куратором свыше 20 выставок, включая американского художника Сол Левитта и итальянского мастера Микеланджело Пистолетто. Преподает лекции по искусству в институте Сотбис в Лондоне и в Католическом университете Святого Сердца в Милане

Пьеро Томассони — один из основателей онлайнплатформы по консультации и покупке современного искусства Artvisor. Томассони был куратором свыше 20 выставок, включая американского художника Сол Левитта и итальянского мастера Микеланджело Пистолетто. Преподает лекции по искусству в институте Сотбис в Лондоне и в Католическом университете Святого Сердца в Милане.

Срез 20-летия через искусство

Представленные в экспозиции работы пополнили собрание галереи благодаря дару Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина. Основа коллекции — работы молодых, но уже состоявшихся авторов, которые начали свой путь в 2000-х годах. В Третьяковке напоминают о миссии, которой следовал Павел Михайлович Третьяков, — представить «русскую школу в последовательном своем ходе».

Владимир Смирнов и Константин Сорокин — коллекционеры, меценаты, поддерживающие молодое искусство. С 2008 года многие художники прошли через мастерские созданного Смирновым и Сорокиным фонда, участвовали в организованных им выставках, получили международную известность. Так сформировался круг авторов, имена которых связаны с деятельностью фонда, и сложилась значительная коллекция произведений, составивших групповой портрет нового поколения современного российского искусства.

«Конечно, я очень рад, что посетители наконец-то смогут увидеть выставку. Огромная радость от того, что это произойдет. Но еще здесь, как это говорится, нет худа без добра. У нас выставка должна была быть месяц и пять дней, а теперь она будет два месяца. Хорошо, больше людей увидят эту выставку. Все к лучшему. Если ты живешь оптимистично, то у тебя оптимистично все и случается», — сказал ТАСС Смирнов.

Он отметил, что выставка — «настоящий срез периода». «Обычно бывает несколько художников, какая-то тема, а здесь глобальный срез 20-летия

Фонд вместе с художниками сегодня создает историю, и это важно. Насколько эта история будет оценена впоследствии, покажет время

Никакой критик сегодня не может сейчас сказать, что будет через 10 или 15 лет и кто попадет в историю из этих художников, кто не попадет. Точно, что какие-то из этих художников попадут в историю протяженную», — сказал собеседник агентства.

Что называют современным искусством в России и на Западе

В России
современным искусством принято считать период с конца XIX века до наших дней, включающий в
себя модернизм и постмодернизм. На Западе – период с 1960-х годов XX века.

Впервые термин «современное» применила к искусству Розалинда Краусс, американский теоретик и критик, в конце 1960-х годов, дав новой эпохе звучное название contemporery art (транслитерация на русский – контемпорери арт). В России в 90-х годах часто использовали термин «актуальное искусство», но он не прижился.

Розалинда Краусс

У нас в
стране сейчас большинство людей ориентируется на Запад, поэтому будем считать,
что и у нас эпоха современного искусства началась в 1960-х.

Но, в любом
случае, корни современного искусства наших дней уходят в модернизм, поэтому
стоит немного поговорить о нем.

Графика

Искусство графики — это вид, который включает в себя рисунок и печатную графику изображений (гравюра, минотопия и другое). Ее выразительные средства — контур, штрих, фон и пятно. Известно, что это наиболее популярный вид изобразительного искусства. По своему содержанию и форме графика имеет много общего с живописью.

Гравюра — это вид графики, в котором рисунок является печатным оттиском. Наносят его специальным гравером. Гравюра может быть изображена на металле, дереве и линолеуме.

Еще один популярный вид графики — литография. Это особый способ плоской печати, при которой печатной формой служит поверхность камня. Данный вид искусства был изобретен в 1798 году. Изображение на камень наносят с помощью специальной туши или карандаша.

Искусство графики — самое древнее из всех существующих. Первые изображения существуют со времен неолита и бронзового века. Наши предки выцарапывали рисунок на стенах пещер и скалах. Спустя некоторое время изображения наносились на оружие и предметы быта. После того как появилась письменность, графика использовалась при оформлении писем, книг и грамот.

Способы копирования рисунков на протяжении многих лет были неизвестны. Именно поэтому все изображения создавались в единственном экземпляре. Не секрет, что сегодня такие графические рисунки востребованы у коллекционеров.

В середине 20-го столетия специалисты начали разрабатывать технику черно-белой графики. Было создано более 20 вариантов графической фактуры. Были изданы обучающие пособия. Сегодня графика занимает ведущее место в искусстве.

«Развить вкус к искусству»

Пьеро Томассони:Традиционно, за арт-объектом покупатели отправляются в галерею. Это хорошее начало. Однако, если вы не совсем знакомы с миром искусства, могут возникнуть затруднения. Прежде всего: как узнать, какая выставочная площадка современного искусства хороша и достойна внимания?

Экспозиции классического периода располагаются в лондонском районе Мэйфейр, в то время как молодые художники выставляются в восточном Лондоне. Но даже на известной в арт-мире Бонд-стрит (где находятся аукционные дома «Сотбис» и «Бонхамс») попадаются галереи невысокого уровня.

Image caption

Картина немецкого художника Герхарда Рихтера «Айсберг» стала одним из самых дорогих произведений современного искусства на «Сотбис» в 2017 году, уйдя с молотка за 17,7 млн фунтов

Во-вторых, каждая выставочная площадка представляет работы мастеров в определенном ценовом диапазоне, поэтому важно определиться с бюджетом. Например, работы начинающих художников (которые недавно закончили университет и пару раз принимали участие в выставках), будут стоить от тысячи до 12 тысяч фунтов; цены на произведение искусства «голубых фишек» (работы классиков, импрессионистов и художников начала XX века) начинаются от 150 тысяч фунтов

Например, работы начинающих художников (которые недавно закончили университет и пару раз принимали участие в выставках), будут стоить от тысячи до 12 тысяч фунтов; цены на произведение искусства «голубых фишек» (работы классиков, импрессионистов и художников начала XX века) начинаются от 150 тысяч фунтов.

Лондонская культура: куда податься туристу-новичку

В основном галереи работают с небольшим числом художников, поэтому альтернативой может стать независимый консультант по искусству или онлайн арт-платформы, работающие со многими выставочными площадками, что позволяет значительно расширить поиск арт-объекта.

Image caption

«Выбирать нужно работу, с которой хочется жить, повесить на стену в гостиной и получать от этого удовольствие», — советует Томассони

По данным исследования международной страховой компании HISCOX, тенденция к продаже художественных произведений в интернете подтверждается не только растущим количеством независимых арт-платформ, но и традиционными аукционами «Сотбис» и «Кристис» (где сейчас можно принять участие в онлайнторгах). Специалисты рынка искусств отмечают, что «Инстаграм» — самая эффективная площадка для продвижения работ и художников (только у «Сотбис» свыше 500 тысяч подписчиков). Однако большинство любителей искусства по-прежнему скептически относятся к покупке произведения в интернете, мотивируя это тем, что предмет по качеству и форме будет отличаться от картинки в сети.

Изабель Пагман Начинать следует с формирования вкуса к искусству. Сейчас на рынке слишком много арт-объектов различных жанров (фотография, скульптура, художественная инсталляция) и еще больше экспертных мнений по каждому из них, в которых можно легко запутаться, если не научиться слушать интуицию, выбирая то, что действительно нравится.

Image caption

Актуальные предметы искусства эксперты советуют искать в «Инстаграме» у художников и музеев

Посещение выставок развивает вкус, дает возможность проникнуть в глубину творчества того или иного мастера

Помимо традиционных музеев — Лондонского Тейта и Нью-Йоркского MoMA, я рекомендовала бы обратить внимание на небольшие экспериментальные галереи искусств, такие как Городской музей в Амстердаме, «Луизиана» в Копенгагене и Beyeler Foundation в швейцарском Базеле

  • В швейцарском музее пройдет выставка «дегенеративного искусства»
  • За картину Жана-Мишеля Баския заплатили 110 млн долларов

Следует также просматривать каталоги аукционных домов и следить за «Инстаграмом» музеев и художников, анализируя то, что актуально

Однако важно ориентироваться на собственный вкус, а не количество «лайков» у работы

Image caption

По словам Изабель Пагман, работа с картиной «Без названия» Жана-Мишеля Баския, была одним из самых ярких моментов в ее аукционной карьере

Когда на аукционе появляется действительно выдающийся предмет искусства, люди сразу обратят на него внимание. Именно так и произошло с картиной «Без названия» художника Жана-Мишеля Баския, интерес к которой возник за долго до начала торгов

Работать с этим произведением было одним из самых уникальных моментов в моей аукционной карьере.

Отсылки к авангарду и не только

Кураторами выставки стали Игорь Волков, Ирина Горлова (Государственная Третьяковская галерея), Владимир Логутов (Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина). Символично, что экспозиция открывается в тех залах, где ранее была представлена выставка «Авангард. Список № 1. К 100-летию Музея живописной культуры».

«Для нас это престижно, что мы входим в залы, где висели работы Малевича, Татлина, Розановой. Та выставка заканчивалась ксероксом статьи, что все это искусство ужасно, отвратительно, что нужно изгнать его из музеев. И на самом деле современное искусство в музеях тоже нередко так воспринимается. И даже зрителем, который приходит в музей смотреть даже уже на «Черный квадрат». Он уже знает, что это некая икона, даже если он ему не нравится. А когда они приходят и видят современное искусство, они говорят, что вот, эти художники ничего не могут придумать другого и вообще все это недостойно еще», — сказала ТАСС Горлова.

Она добавила, что организаторам выставки важно показать, что в то время работы, которые впоследствии вошли в историю, тоже воспринимались в штыки. «То искусство тоже было только что сделано молодыми людьми, и тогда не было понятно, открытие это или нет, тем более что опыты были совершенно разные», — сказала собеседница агентства

Первый зал носит название «Монохромность и аскетизм: экономия художественных средств». В нем представлена серия «Юбки» Александры Галкиной, которая визуально отсылает к языку супрематизма. Также здесь можно увидеть серию Давида Тер-Оганьяна «Черная геометрия», инсталляцию Ирины Кориной «Том-модель», представляющую собой коробку от телефона Nokia, увеличенную до размеров дивана, произведения Валерия Чтака, Ани Желудь и других художников.

В разделе «Игра» экспонируются работы «Яйца» Полины Канис, арт-группировки «ЗИП», Светы Шуваевой, группы «МишМаш». «В этом разделе выставки основной художественной стратегий становится игра или подмена как практика выражения относительности и условности любых принятых всерьез понятий современности», — говорят организаторы. Следующий зал назван «Отвоевывая пространство: социальное напряжение, стресс» — в нем среди прочих экспонируются работы Полины Канис, Алисы Йоффе, Миши Most, Владимира Логутова.

Вслед за этим зритель исследует «Память». В последнем можно увидеть работы Хаима Сокола, который часто обращается к архивным материалам и личным документам, исследуя тему личной и коллективной памяти. Также в этом зале представлены работы Андрея Сяйлева, Павла Отдельнова, Владимира Потапова, Ивана Лунгина и других. Следующие залы — «На полях: эстетика локального» и «Возможность красоты».

В самом конце посетителей ждет «Архив», где с помощью фотографий и других материалов рассказывается о работе Фонда Смирнова и Сорокина. Изначально предполагалось, что это будет своеобразная читальня с диванами, чтобы гости музея могли задержаться, с комфортом прочитать интересующие их материалы, посмотреть фотографии. Но ограничения, связанные с пандемией и необходимостью соблюдения социальной дистанции, внесли корректировки в эти планы, поэтому буклеты и издания будут лежать на столе, где их можно изучить.

Краткая история современного искусства

Balloon Dog (Yellow), Джефф Кунс, 1994–2000, 307.3 x 363.2 x 114.3 см, Метрополитен-музей, частная коллекция

Companion (Passing Through), KAWS, Музей современного искусства в Форт-Уорте

Современное искусство в нынешнем своем виде сформировалось на рубеже 1960-70-х годов. Художественные искания того времени можно охарактеризовать как поиск альтернатив модернизму (зачастую это выливалось в отрицание через введение прямо противоположных модернизму принципов). Это выразилось в поиске новых образов, новых средств и материалов выражения, вплоть до дематериализации объекта (перформансы и хеппенинги). Главной целью было искажение понятия духовности. Многие художники последовали за французскими философами, предложившими термин «постмодернизм». Можно сказать, что произошел сдвиг от самого объекта к процессу.

Самыми заметными явлениями рубежа 1960-х и 1970-х годов можно назвать развитие концептуального искусства и минимализма. В 1970-х заметно усилилась социальная направленность арт-процесса как с точки зрения содержания (тем, поднимаемых в творчестве художниками), так и состава: самым заметным явлением середины 1970-х стал феминизм в искусстве.

Конец 1970-х и 1980-е годы охарактеризовались «усталостью» от концептуального искусства и минимализма и возвратом интереса к изобразительности, цвету и фигуративности (расцвет таких движений как «Новые дикие»). На середину 1980-х приходится время подъёма движений, активно использующих образы массовой культуры — кэмпизм, искусство ист-виллиджа, набирает силы нео-поп. К этому же времени относится расцвет фотографии в искусстве — всё больше художников начинают обращаться к ней как к средству художественного выражения.

На арт-процесс большое влияние оказало развитие технологий: в 1960-х годах — видео и аудио, затем — компьютеры
и в 1990-х годах — Интернет.

Начало 2000-х годов отмечено разочарованием в возможностях технических средств для художественных практик. Разрушительные концепции сделали своё пагубное дело. При этом конструктивных философских оправданий современному искусству XXI века пока не появилось. Некоторые художники 2000-х годов полагают, что «современное искусство» становится инструментом власти «постдемократического (англ.)» общества. Этот процесс вызывает энтузиазм у представителей арт-системы и пессимизм у художников, профессионалов.

Ряд художников 2000-х годов возвращается к товарному объекту, отказываясь от процесса, и предлагают коммерчески-выгодную попытку модернизма XXI века.

Источники

  • Art Since 1900: Modernism, Antimodernism, Postmodernism, by Hal Foster, Rosalind Krauss Yve-Alain Bois, Benjamin H.D. Buchloh and David Joselit, New York, Thames and Hudson, 2005;
  • Андреева Е. Ю. Постмодернизм: Искусство второй половины ХХ — начала XXI века. СПб.: Азбука-классика, 2007. — 488 с.: ил. ISBN 5-352-01984-5
  • «Art Now. Vol 3» Издательство Taschen, 2000
  • Рыков А.В. Постмодернизм как «радикальный консерватизм». Проблема художественно-теоретического консерватизма и американская теория современного искусства 1960–1990-х гг. СПб., Алетейя, 2007. 376 с.
  • Рыков А.В.Происхождение и философские основы современного искусства. Ч.1 // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та. Сер. 2. Вып. 2. 2009. С. 182–189.
  • Рыков А.В. Происхождение и философские основы современного искусства Ч.2 // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та. Сер. 2. Вып. 3. 2009.
  • Рыков А.В. К вопросу о происхождении и сущности «современного искусства» // Искусствознание 1-2/09. С. 110-132.
  • Рыков А.В. Вечное возвращение «Другого». Проблема времени в классическом и современном искусстве // Искусствознание 2/06. С. 539–550.
  • Штейн С.Ю. Онтология «современного искусства» // Артикульт. 2017. 27(3). С. 55-72. DOI: 10.28995/2227-6165-2017-3-55-72

Зачем нам эти знания?

Можно
спросить: а зачем нам современное искусство? Зачем тратить время на его
изучение? Многие и вовсе считают его бессмысленным.

Здесь все просто — современное искусство предлагает прекрасную пищу для ума и выявляет тенденции развития общества.

Знание современного искусства значительно расширяет кругозор и позволяет мыслить на более высоком уровне. Это помогает человеку представлять связи между формой и содержанием, между идеей и реализацией. Таким образом, развивается масштабное мышление и повышается осознанность.

А
осознанного человека, хорошо разбирающегося в современном искусстве и
понимающего логику развития творческих трендов, не обмануть рекламными ходами и
социальными экспериментами.

Он легко
отличит художественную акцию от политической провокации. И сразу увидит, где
философский концепт, предназначенный для интеллектуалов, а где просто
сиюминутная выходка, нацеленная на хайп.

Боди-арт иллюзии

www.ignant.de

Рисованием не теле в течение многих веков занимались буквально все. Даже древние египтяне и майя пробовали в этом свои силы. Однако боди-арт иллюзии поднимают эту древнюю практику на совершенно новый уровень. Как следует из названия, боди-арт иллюзия подразумевает использование человеческого тела в качестве холста, но на холсте этом создаётся нечто, способное обмануть наблюдателя. Иллюзии на теле могут варьироваться от людей, раскрашенных как животные или машины, до образов дыр или ран, зияющих в теле.

www.telegraph.co.uk

Наиболее ярким представителем этого вида искусства считается художник из Японии Хикару Чо который известен своими необычными, «мультяшными» иллюзиями.

www.lostateminor.com www.telegraph.co.uk www.huffpost.com www.lostateminor.com

Как понять современное искусство простому человеку?

Художники – это
совесть общества

Они привлекают внимание на разные проблемы: социальные,
политические, экологические, психологические, бытовые и показывают мир таким,
каким его мыслят

Если
исходить из того, что современное искусство – это самовыражение автора и его
ощущение настоящего мира, то понять его несложно. Нет правильного и неправильного
понимания. Любой зритель – соавтор и может дополнить произведение своим толкованием,
принять его или нет.

Есть
авторы-исследователи, которые выражают в работах результаты своих исследований
социальных процессов. Для понимания их работ лучше, конечно, знать мысль и суть
(можно почитать табличку с объяснением), и хоть немного знать теорию.

Есть авторы,
которые выражают самого себя, свои эмоции, чувства и переживания. Здесь полный
расчет не на ум, а на чувства и ощущения зрителя. И таких художников
большинство.

Нет прямого ответа на вопрос: как понять современное искусство. Стойте, всматривайтесь, вглядывайтесь, вдумывайтесь. Чем сложнее сегодня, тем проще завтра.

«Посетители музея» проект Karin Jurick

Постмодернизм и contemporary art

В конце 60-х годов XX века в России современное искусство продолжилось с привкусом постмодерна, а на Западе пришло contemporary art.

В этот период появляются аудио и видео технологии, потом компьютеры, а в 90-х годах начал захватывать власть интернет. Вместе с новыми технологиями появляются и новые направления, соответствующие эпохе – концептуализм, гиперреализм, минимализм, поп-арт, хеппенинг, перфоманс.

Джозеф Кошут  «Один и три стула» 1965 г. (концептуализм)

Сегодня современное искусство поражает многообразием видов, порой даже шокирующих, о которых будет сказано далее. А пока разберемся в другом.

Течения и направления в современном искусстве

Список направлений в современном искусстве по десятилетиям:

  • Абстрактный экспрессионизм
  • Американский фигуративный экспрессионизм
  • Риджионализм
  • Antipodeans
  • Фигуративная живопись Области залива
  • КОБРА
  • Геометрия страха
  • Живопись цветового поля
  • Поколение Разрыва
  • Гутай (группа)
  • Лентикулярная печать
  • Лирическая абстракция
  • Нью-Йоркский фигуративный экспрессионизм
  • Ситуационизм
  • Неофициальное искусство СССР
  • Red Shirt School of Photography
  • Ташизм
  • Венская школа фантастического реализма
  • Вашингтонская школа цвета
  • Кибернетическое искусство
  • Движение за конкретное искусство
  • Живопись действия
  • Деколлаж
  • Современный реализм
  • Бостонский экспрессионизм
  • Неофигуративное искусство
  • Модульное искусство
  • Многократное искусство
  • Модульный конструктивизм
  • Food Art
  • Ядерное искусство
  • Комбинированная живопись
  • Абстрактный импрессионизм
  • Космическое искусство
  • Модерн середины века
  • Спациализм
  • Матьеризм
  • Новый фронт искусств
  • Наньянгский стиль
  • Нуагизм
  • Искусство и язык
  • БМПТ (арт-группа)
  • Чикагские имажисты
  • Чикано
  • Компьютерное искусство
  • Концептуальное искусство
  • Флюксус
  • Хеппенинг
  • Живопись жёстких контуров
  • Кинетическое искусство
  • Свет и пространство
  • Минимал-арт
  • Моно-ха
  • Неодада
  • Новый реализм
  • Оптическое искусство
  • Перформанс
  • Плоп-арт
  • Поп-арт
  • Постминимализм
  • Постживописная абстракция
  • Психоделическое искусство
  • Системное искусство
  • Видео-арт
  • ZERO
  • Неоконкретизм
  • Сигнализм
  • Неофутуризм
  • Процедуральное искусство
  • Комьюнити-арт
  • Абстрактный иллюзионизм
  • Supports/Surfaces
  • Алгоритмическое искусство
  • Капиталистический реализм
  • Нарративная фигурация
  • Mec Art
  • Интерактивное искусство
  • Автодеструктивное искусство
  • GRAV
  • Копировальное искусство
  • Новая фигурация
  • Медиаискусство
  • Другая фигурация
  • Шок-арт
  • Глитч-арт
  • Венский акционизм
  • Трэш-арт
  • Акционизм
  • Арте повера
  • ASCII-графика
  • Плохая живопись
  • Боди-арт
  • Книга художника
  • Энвайронмент
  • Арт-феминизм
  • Голография
  • Инсталляция
  • Ленд-арт
  • Поп-сюрреализм
  • Мейл-арт
  • Papunya Tula
  • Фотореализм
  • Процесс-арт
  • Роботизированное искусство
  • Фанк-арт
  • Узор и украшение
  • Дикий стиль (граффити)
  • Экофеминистское искусство
  • Аналитическая живопись
  • Гиперреализм
  • Искусство выносливости
  • Предметно-ориентированное искусство
  • Тансэкхва
  • Газовые скульптуры
  • Интермедиа
  • Социологическое искусство
  • Неоизм
  • Samikshavad
  • Живопись шрамов
  • Соц-арт
  • Апроприация
  • Глушение культуры
  • Демосцена
  • Электронное искусство
  • Свободная фигуративность
  • Фрактальное искусство
  • Граффити
  • Поздний модернизм
  • Новое словенское искусство
  • Искусство постмодернизма
  • Неоконцептуализм
  • Неоэкспрессионизм
  • Нео-поп
  • Саунд-арт
  • Деревенский реализм
  • Трансавангард
  • Трансгрессивное искусство
  • Ванкуверская школа
  • Видеоинсталляция
  • Институциональная критика
  • Неогео
  • Факс-арт
  • Обонятельное искусство
  • Киберформанс
  • Арт-интервенция
  • Био-арт
  • Циничный реализм
  • Гиперреальность
  • Индидженизм
  • Информационное искусство
  • Нет-арт
  • Массюрреализм
  • Максимализм
  • Новая лейпцигская школа
  • Новая европейская живопись
  • Искусство взаимоотношений
  • Программное искусство
  • Тоизм
  • Тактические медиа
  • Taring Padi
  • Verdadism
  • Молодые британские художники
  • Постчёрное искусство
  • Эковенция
  • Mission School

2000-е

  • Альтермодерн
  • Движение китча
  • Постсовременное искусство
  • Метамодернизм
  • Псевдореализм
  • Ремодернизм
  • Скульптура возобновляемой энергии
  • Стрит-арт
  • Стакизм
  • Superflat
  • Superstroke
  • Videogame art
  • Виртуальное искусство
  • Дефастенизм
  • Пассионизм
  • Новая эстетика
  • Интентизм
  • Эволюционное искусство
  • Девиантное искусство
  • Новая готика
  • Артхаусная игра
  • Артивизм
  • Гибридное искусство
  • Солнечное искусство

Сотворить заново!

Ребята-модернисты всегда были
рисковыми людьми и ходили на грани эстетически приемлемого. В своем творчестве
они использовали разные методы, которые мы наблюдаем и по сей день в
современном искусстве:

  • в ход шли шутки, каламбуры, скандалы, сексуальные намеки;
  • в работах использовались всевозможные предметы – бытовые инструменты, вещи, обрывки газет, канцелярия и прочие, которые преподносились как произведения искусства;
  • смело использовались яркие краски;
  • на первое место ставилось не визуальное восприятие, а интеллектуальные и концептуальные идеи;
  • развивались разные типы искусства – коллажи, фотография, анимация.

Актуальное искусство

В России 90-х использовался также термин «актуальное искусство», который во многом схож, но не тождественен по смыслу термину «современное искусство». Под актуальным искусством участники художественного процесса в России подразумевали новаторское современное искусство (в плане идей и/или технических средств). Актуальное искусство быстро устарело, и вопрос вхождения его в историю современного искусства 20-го или 21-го столетия открыт. Участники художественного процесса в России наделяли определение «актуальное искусство» смыслом, которое в своё время приписывалось авангардизму (новаторство, радикальность, использование новых техник и приемов).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector