Основные направления и приемы современного искусства

Do Not Miss

  • Op Art

    Op art, short for Optical art, is a style of abstraction that relies on geometric shapes, lines, and color juxtapositions to create optical illusions. Emerging in the mid-1950s, along with Kinetic art, it generated an international following of artists seeking to create new and more interactive relationships with the viewer, and new, disorientating visual experiences.

  • Constructivism

    Russian Constructivism emerged with the Revolution of 1917 and sought a new approach to making objects, one which abolished the traditional concern with composition and replaced it with ‘construction,’ which called for a new attention to the technical character of materials. It was hoped that these inquiries would yield ideas for mass production. The movement was an important influence on geometric abstraction.

  • Performance Art

    Performance is a genre in which art is presented «live,» usually by the artist but sometimes with collaborators or performers. It has had a role in avant-garde art throughout the twentieth century, playing an important part in anarchic movements such as Futurism and Dada. It particularly flourished in the 1960s, when Performance artists became preoccupied with the body, but it continues to be an important aspect of art practice.

Развитие кинетического искусства

Выше уже были названы такие известные в кинетическом искусстве художники, как Моне, Дега и Мане. Действительно, именно они стали первыми подчеркивать движение на своих полотнах. Начиная с двадцатых годов, этот вид творчества находил все больше последователей, и причин для этого несколько: минувшая война разрушила у многих старые верования и устои (в том числе и в творчестве), необходимо было что-то новое. Также одна из причин — это технический прогресс, который в двадцатом веке не останавливался ни на минуту.

Кинетическое искусство (определение выше) в течение всего двадцатого века объединило в себя такие вещи, как сюрреализм, а позже — различные арт-направления. Художникам теперь мало было исключительно холста и краски, они использовали все, что можно было найти, увеличивая этим не просто визуальный эффект, но придавая своим творениям дополнительную смысловую нагрузку. Ниже мы разберем основных деятелей кинетического искусства двадцатого, а позже — двадцать первого века.

Сюрреалисты 20 века: Глейзес, Поллок и Билл

Имя Глейзеса была ключевым в конце девятнадцатого века и в начале двадцатого. Его теоретические работы о кубизме, начиная с десятых годов, становятся базовыми для всех, кто так или иначе имеет отношение к современному искусству.

Глейзес подчеркивал обязательность ритма на картине, который следовало бы показывать за счет неясности форм и расплывчатости цветов. Главный упор любого произведения, как считал Глейзес, необходимо делать на движение, а все остальное — это не более чем фон.

Очень интересен по стилю был Поллок, который славился своими методами работы. Он разбрызгивал краску, иногда уже на готовую работу, чтобы подтеками красок «сообщить» картине движение. Очень часто он ставил эксперименты над материалами, с которыми ему приходилось работать. В 1947 году он написал картину «Собор» алюминиевой краской, а потом с помощью разбрызгивания почти уничтожил полотно. Поллок считал, что дает таким образом свободу искусству и всем материалам, которые создают это искусство. Именно так художник понимал кинематику, то есть движение, на холсте. Поллок оказал значительное влияние на творчество второй половины двадцатого века.

Следующее имя — это Макс Билл, который в 1930 годах попал под сильнейшее влияние нового искусства и не смог отойти от него уже до конца жизни. Билл проявил себя не только как художник, но и как скульптор, архитектор и дизайнер. Среди лучших его работ можно назвать «Строительство с Приостановленным Кубом», дизайн под названием «Ульмская стойка» и «Тройную колонну в Штутгарте».

«Мобильные скульптуры», или Кинетическое искусство 20 века

Макс Билл во многом положил начало новой мысли двадцатого века. По словам исследователей, именно он дал скульптуре свободу движений в большом объеме. В данном разделе мы поговорим о последователях Билла: Татлине, Родченко и Кодлере.

Владимир Татлин — именно он создатель скульптуры, которая станет символом и визитной карточкой всего мирового конструктивизма и авангарда. Речь идет, конечно, о «Проекте Памятника III Интернационала».

Некоторые искусствоведы называют Татлина не иначе, как продолжателем идей Пикассо. Еще Татлин очень известен своими спорами с Малевичем, который всегда настаивал на том, что в основе творчества — форма и цвет. Татлин же придерживался позиции, при которой в основе всего стояло осязание.

Александр Родченко по отношению к своему творчеству выработал такое кредо: искусство — это прежде всего изобретение новых форм и возможностей. Рассматривать его необходимо как большой эксперимент, где каждая работа минимальна по живописности и ограничена в выразительности. Родченко также был известен в Советской России как один из крупнейших фотографов.

Александр Кодлер, прежде всего, ассоциируется с замысловатыми скульптурами из проволоки и сложными системами, которые еще и приводились в движение с помощью различных механизмов или под воздействием ветра (так называемые «мобили Кодлера»). Его скульптуры сейчас стоят во многих городах Европы и Америки. Например: стабиль «Человек» , который находится в Монреале.

Презентация на тему: » Кинетическое искусство» — Транскрипт:

1

Презентация : Афанасенко Анны Сечкаревой Анастасии

2

Кинетическое искусство (от греч. «kinetikos» движение) относительно новое направление в современном искусстве, целью которого есть создание эффектов реального движения. Создаваемые кинетические устройства, зачастую делаются из металла, дерева, стекла и прочих материалов. А представляют собой движущиеся установки, при работе которых создается впечатление, что искусственные частички арт- объекта совершенно естественно парят в воздухе или перемещаются в пространстве сами по себе, производя тем самым удивительное впечатление на зрителя.

3

Кинетическое искусство зародилось в х годах ХХ века. Первые работы мастеров динамической пластики встречаются в раннем футуризме, дадаизме и русском конструктивизме. Его тогдашние представители хотели побороть традиционную статичность скульптуры. И они решили «оживить» её, поместив объект в окружающую среду. Сперва элементы кинетизма существовали независимо лишь в прикладном искусстве и театральной сценографии. Их предназначением было исполнение сложных трюков, к примеру, актеров поднимали на тонких тросах, а те, в свою очередь, демонстрировали публике свои экстравагантные «парящие» номера.

4

Виртуоз и мастер движущихся форм Рейбен Марголин (Reuben Margolin) на протяжении уже многих лет создает техно-кинетические скульптуры или как он их называет – «Волны». Для создания своих творений, скульптор использует абсолютно разные материалы: дерево, стекло, металл, пластик, картон и пр. Рейбен создает сложные объекты, которые как бы имитируют движение и подражание природе, как в очень больших, так и в малых масштабах.

5

Работа Рейбена начинается с физико- математических расчетов на листке бумаги и зарисовок будущих деталей, после чего, он вручную изготовляет все нужные детали будущей конструкции и приводит в должный вид, собственноручно собирая объект. Но, не смотря на, казалось бы, сложный производственный процесс, работы мастера очень легкие, невероятно органичные, напоминают о связи человека с природой, о его взаимозависимости и признательности. Творец практически возродил искусство кинетики, а его сложные и красивые механические устройства тому доказательства. Их удивительные формы и движение идентично природе. А коллекция «Волн» Рейбена способна как успокаивать, так и внушать страх в зрителя

Искусство Марголина живет своей жизнью, ведь он также акцентирует внимание на крошечных моментах, которые часто остаются незамеченными в природе

7

Условность изображения в кинетическом искусстве проявляется намного решительней, чем в станковом и монументальном искусстве. Язык кинетического искусства неразрывно связан с новыми материалами, с достижениями науки и техники, и эта сторона в кинетических установках обычно ярко выражена наряду с изобразительной, тематической. Они не противоречат друг другу, а дополняют, отсюда особо современное, обобщенное звучание произведений кинетического искусства. Так же, как и в театре, здесь очень важна зрелищная сторона, неожиданные и впечатляющие красочные, световые эффекты, метаморфозы форм. Обычно программа кинетической установки задается по замкнутому циклу, и этот возвращающийся ритм тоже придает своеобразное впечатление произведениям.

8

Человеческое восприятие красоты это психический процесс. Биологические функции нашего организма определяют сложный процесс приёма и преобразования информации, которую человек получает при помощи органов чувств, формирующих субъективный, но целостный образ объекта. Обнаружив объект, наше восприятие выделяет его информативное содержание, которое затем превращает в чувственные образы, что чаще всего, очень симметричны, а также обладают геометрическими формами.

9

Кинетическое мастерство занимает особое место в сегодняшнем искусстве, ведь естественное движение неживых предметов весьма динамичный и захватывающий процесс, который приковывает внимание зрителей, озадачивая и играя с их восприятием

10

Спасибо за внимание!:*

Развитие кинетического искусства в СССР

Настоящим просветителем и мастером своего дела была группа «Движение» — именно ее участники под началом своего лидера, Льва Нусберга, продвигали (просим прощения за тавтологию) кинетическое искусство в советские массы.

«Движение» подвергалось гонениям, потому до настоящего времени о группе дошло не так много сведений, как хотелось бы. Но, тем не менее, их имя осталось на страницах истории кинетизма, и именно о них вспоминают в первую очередь, говоря о том, как именно он проявлялся в СССР.

В шестидесятых годах двадцатого века «Движение» организовывало и участвовало в огромном количестве подпольных и официальных выставок. Ребята не боялись браться за крупномасштабные проекты — и так родился футуристичный «Макрополис», идея города будущего.

Несмотря на то что «Движение» явно ломало все рамки, к ним поступали и государственные заказы, например оформление Ленинграда ко дню Октябрьской Революции. Группа делала выставочные композиции, театральные перфомансы, цирковые и кинематические сценограммы.

К сожалению, еще одна причина, почему о «Движении» известно немного, в том, что в группе часто происходили разлады, и в итоге от нее отделился новый коллектив, а ближе к восьмидесятым годам популярность направления начала спадать.

Мане, Моне и Дега

Сначала поговорим о тех, кто встал во главе списка художников, работающих в совершенно новых стилях и плоскостях.

Эдуард Мане — человек, писавший всегда на стыке нескольких жанров и стилей. Пожалуй, одна из работ, которая действительно открывает «новую эру кинетического искусства» — это Le Ballet Espagnol (1862). На данной картине Мане отображает именно момент, а не статичные действия — это показывает и расплывчатость, полустертость цветов, и тень, показывающая картину словно бы «вглубь».

Еще одно произведение, которое стоит отметить у Мане — это Le déjeuner sur l’herbe 1863 года. Опять же — расплывчат свет, показаны контурные тени, а фигура на заднем плане словно бы вся в движении.

Следующий в списке — Эдгар Дега, и, как считают многие, он уже более радикален в своих поисках, чем Мане. Мане ищет сюжеты в гонках, в танцах, изображая напряжение и смелость.

L’Orchestre de l’Opera — это одна из самых сильных работ художника. Он делит холст не только на несколько планов, создавая движение на заднем фоне и показывая почти полностью статичной композицию впереди. Еще следует отметить работу Дега под названием Voiture aux 1872 года.

Кстати, написанные в 1884 году несколько работ с матчей по поло, среди которых выделяется Chevaux de Course, впечатлили не только творческую богему того периода и всех любителей живописи, но и Моне, речь о котором пойдет ниже.

Дега и Моне, как представители кинетического искусства, вообще очень близки были по стилистике и по манере написания своих картин. С середины семидесятых Моне «нащупывает» новый стиль для себя — он начинает создавать движение на картинах за счет быстрых и, иногда кажется, не очень точных мазков. Такая манера создавала не только ощущение движения на картине, но словно бы вибрацию. Например: Le Bateau-Atelier su Seine или Lazare Gare.

Кинетическое искусство

От гр. kinetikos — приводящий в движение. Направление в современном искусстве, связанное с широким применением движущихся конструкций и других элементов динамики. Кинетизм как самостоятельное направление оформился во второй половине 1950-х годов, однако ему предшествовали опыты создания динамической пластики в русском конструктивизме (В. Татлин, К. Мельников, А. Родченко), дадаизме.

Раньше народное искусство также демонстрировало нам образцы движущихся объектов и игрушек, например деревянные птицы счастья из Архангельской области, механические игрушки, имитирующие трудовые процессы, из села Богородское и др.

В кинетическом искусстве движение вводится по-разному некоторые произведения динамически преобразуются самим зрителем, другие — колебаниями воздушной среды, а третьи приводятся в движение мотором или электромагнитными силами. Бесконечно разнообразие используемых материалов — от традиционных до сверхсовременных технических средств, вплоть до компьютеров и лазеров. Часто в кинетических композициях применяют зеркала.

Во многих случаях иллюзия движения создается меняющимся освещением — здесь кинетизм смыкается с оп-артом. Приемы кинетизма широко используются при организации выставок, ярмарок, дискотек, в оформлении площадей, парков, общественных интерьеров.

Кинетизм стремится к синтезу искусств: движение объекта в пространстве может дополняться эффектами освещения, звуком, светомузыкой, кинофильмом и др.
Приемы современного (авангардистского) искусства

Авангардизм

От фр. avant — передовой, garde — отряд — понятие, определяющее экспериментальные, модернистские начинания в искусстве. В каждую эпоху возникали новаторские явления в изобразительном искусстве, но термин «авангардизм» утвердился только в начале XX в. В это время появились такие направления, как фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм. Затем в 20-е и 30-е годы авангардистские позиции занимает сюрреализм. В период 60-70-х годов добавляются новые разновидности абстракционизма — различные формы акционизма, работа с предметами (поп-арт), концептуальное искусство, фотореализм, кинетизм и др. Художники-авангардисты выражают своим творчеством своеобразный протест против традиционной культуры.

Во всех авангардистских направлениях, несмотря на их большое разнообразие, можно выделить общие черты: отказ от норм классического изображения, формальная новизна, деформация форм, экспрессия и различные игровые преобразования. Все это приводит к размыванию границ между искусством и реальностью (реди-мейд, инсталляция, энвайромент), созданию идеала открытого произведения искусства, непосредственно вторгающегося в окружающую среду. Искусство авангардизма рассчитано на диалог художника и зрителя, активное взаимодействие человека с художественным произведением, соучастие в творчестве (например, кинетическое искусство, хэппенинг и др.).

Произведения авангардистских направлений порой теряют изобразительное начало и приравниваются к объектам окружающей действительности. Современные направления авангардизма тесно переплетаются, образуя новые формы синтетического искусства.

Светокинетическое искусство

Светокинетическое искусство (Lumino Kinetic Art) — это новый вид искусства, включающий в себя, как следует из названия, свет (итал. Lumino — свет, огонёк) и движение (греч. kinetikos — движение, приводящий в движение). Светокинетическое искусство является одним из подвидов, более известного, кинетического искусства, которое в свою очередь является одним из подвидов медиаискусства, произведения которого создаются и представляются с помощью современных информационно-коммуникационных технологий.
Историк искусств Франк Поппер рассматривает эволюцию этого вида искусства в качестве доказательства у людей «эстетической потребности, связанной с техническим прогрессом», а также как исходный пункт в контексте высоких технологий в искусстве.

Одним из отцов основателей свето-кинетического искусства можно назвать Ласло Мохой-Надь. Свет и движение являются главными компонентами скульптуры «Световой Космический модулятор», поэтому с уверенностью можно сказать, что это одно из первых световых художественных произведений

История

Сесар Манрике. Ветряной мобиль. Лас-Пальмас

Фонтан Тэнгли в Базеле

Изменения в области технологий и, как следствие, в области мироощущения человеком окружающей его действительности, требовали поиска нового способа художественного выражения. Впервые об этом заявило движение итальянских футуристов в Первом манифесте футуризма, опубликованном Филиппом Маринетти в 1909 году. Они признавали скорость, движение, антистатику как новый предмет изображения. В одном из пунктов значилось следующее:

Стало понятно, что воплотить эту идею в реальность, изобразить скорость при помощи традиционной живописи и станковой скульптуры — невозможно. Таким образом, утверждается необходимость «наступательного движения» в сторону поиска новых художественных методов изображения и отображения современной им действительности.

Элементы кинетизма издревле существовали в виде разного рода трюков, оживлявших скульптуры, в прикладных искусствах, театральной сценографии.

Кинетическое искусство зародилось в 20-30-х гг. XX в., его представители хотели преодолеть традиционную статичность скульптуры, вписать её в окружающую среду. Опыты создания динамической пластики встречаются в футуризме, дадаизме, Баухаузе и русском конструктивизме.

Первым произведением кинетического искусства часто называют «Велосипедное колесо» Марселя Дюшана. Предвосхищая создание «реди мейдов», Дюшан начал с того, что прикрепил к табуретке колесо на велосипедной вилке.

У зарождения кинетического искусства стоял американец Александр Колдер. С начала 1930-х годов он начал создавать абстрактные динамические конструкции. Из-за того, что они приводились в действие мотором, Александр Колдер дал своим объектам название «мобили». Однако сам термин «мобили» был придуман уже упоминавшемся Марселем Дюшаном при посещении мастерской Колдера. Впоследствии работы скульптора приводились в движение не только моторами, но и естественным способом.

В 1955 году в галерее Denis Rene в Париже кинетическое искусство объединилось с оптическим. В работах художников оп-арта использовались приемы зрительных иллюзий, основанных на восприятии зрителем плоских и пространственных фигур.

Деятели искусства Восточной Европы и Латинской Америки присоединились к кинетическому направлению в послевоенное время. Художники, пораженные событиями войны прошедшей и жившие ощущением войны холодной искали новые формы для проектирования будущего

Так, бразильская художница Лигия Кларк стремилась интегрировать искусство в повседневную жизнь и уделяла особенное внимание изучению цвета и пространства

Окончательно течение оформилось в 60-е гг. в творчестве французского художника Николя Шеффера («Формы и цвета», 1961), аргентинца Хулио Ле Парка. Одним из первых идеи кинетического искусства применил Наум Габо в «Стоящей волне» (1920), связав кинетическое искусство с конструктивизмом.

Самыми простыми мобилями являются работы Александра Колдера. В более сложных не только используется перемещение воздуха, но и применяется электрический мотор, как, например, в конструкциях Брайана Уинтера из раскрашенных карт, отражающихся в вогнутом зеркале. Хулио Ле Парк создавал эффект мерцающего света с помощью движущихся квадратов из цветного металла, висящих на нейлоновых нитях. Швейцарский скульптор Жан Тэнгли создавал «саморазрушающиеся машины»: «Радиоскульптура с пером» (1962) и «Рисующие машины».

В России идеи кинетического искусства связаны прежде всего с именем В. Татлина, создавшего модель памятника башни III Интернационала (1919—1920).

Приёмы кинетического искусства нашли широкое применение в организации различных выставок, шоу, в оформлении парков и площадей.

Оживление материи

Мастера двадцатого века часто применяли электрические моторы для того, чтобы оживить застывшую материю. Но это был не единственный метод. Равно как благодаря научно-технической революции физические процессы стали не только объектом изучения, но и средством для достижения целей, этот эффект не обошел искусство. Гении всего мира экспериментировали с потоками воды, ветра, силой земли.

Таким образом были получены удивительные вращающиеся диски Марселя Дюшана — композиция, которая завораживает, а Жан Тэнгли воссоздал творение своего разума в реальности — механизмы не только самодвижущиеся, но и склонные к саморазрушению, издающие при этом звуки — своеобразное музыкальное сопровождение. Автор знаменитого фонтана Стравинского собирал их из промышленного утиля всевозможных вариаций. Все это приводит к выводу о еще одной замечательной особенности кинетического искусства — многообразии форм и применении необычных материалов для создания уникальных эффектов.

Современное кинетическое искусство

Произведения кинетического искусства обладают высшей степенью эстетики, потому часто применяются в качестве декора с целью оформления окружающего пространства. Элементы движущихся композиций могут быть как полноценными экспонатами выставки, так и ее дополнением. Используются они и для художественной выразительности массовых мероприятий (например, ярмарок), при оформлении парков, торгово-развлекательных центров, площадей и так далее.

В таких целях кинетизм тесно сотрудничает с оп-артом — зрительные иллюзии последнего усиливаются меняющимся свечением и стереозвуковыми эффектами.

То есть о кинетическом искусстве настоящего времени можно сказать, что оно чаще используется в развлекательных целях. Поскольку эпоха научно-технического прогресса, которую оно было призвано отражать, уже прошла, и мы вступили в век информационных технологий, социальных сетей и Интернета, нам нужно новое направление, которое бы выражало принцип мышления современного поколения. Тем не менее произведения кинетизма великих мастеров остались известны и в узком кругу, и популярны в более широком. Любой желающий может узнать больше и о мобилях, и об изящных построениях Сото, и о воплощении масштабных замыслов Шоффера — все эти вещи создавались не просто для привлечения внимания, но были зеркалом целого поколения.

Useful Resources on Kinetic Art

Books
websites
articles
video clips
More

Books

The books and articles below constitute a bibliography of the sources used in the writing of this page. These also suggest some accessible resources for further research, especially ones that can be found and purchased via the internet.

  • Force Fields: An Essay on the KineticOur Pick

    By Guy Brett, Marc Nash

  • Kinetic Art: Theory and Practice
    By Frank J. Malina

  • Origins and Development of Kinetic Art
    By Frank Popper, S. Bann

  • Robert Rauschenberg & Jean Tinguely: Collaborations
    By Roland Wetzel, Mari Dumett, Robert Rauschenberg, Jean Tinguely

  • Alexander Calder and His Magical Mobiles
    By Jean Lipman, Margaret Aspinwall

  • Victor Vasarely: 1906-1997; Pure Vision
    By Magdalena Holzhey

View more books

websites

articles

video clips

More

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector