Фрида кало kahlo, frida

Творчество Фриды Кало

В работах Фриды Кало заметно очень сильное влияние народного мексиканского искусства, культуры доколумбовых цивилизаций Америки. Её творчество насыщено символами и фетишами. Однако в нём заметно и влияние европейской живописи — в ранних работах отчётливо проявилась увлечённость Фриды, например, Боттичелли. В творчестве присутствует стилистика наивного искусства. Большое влияние на стиль живописи Фриды Кало оказал её муж, художник Диего Ривера.

Жанр автопортрета преобладает в творчестве Фриды Кало. В этих работах художница метафорически отражала события своей жизни («Госпиталь Генри Форда», 1932, частное собрание, Мехико; «Автопортрет с посвящением Льву Троцкому», 1937, Национальный музей «Женщины в искусстве», Вашингтон; «Две Фриды», 1939, Музей современного искусства, Мехико; «Марксизм исцеляет больную», 1954, Дом-музей Фриды Кало, Мехико).

Выставки

В 2003 выставка работ Фриды Кало и её фотографий прошла в Москве.

Картина «Корни» выставлялась в 2005 году в лондонской галерее «Tate», а персональная выставка Кало в этом музее стала одной из самых удачных в истории галереи — её посетили около 370 тысяч человек.

Дом-музей

Дом в Койоакане был построен за три года до рождения Фриды на маленьком клочке земли. Толстые стены наружного фасада, плоская крыша, один жилой этаж, планировка, при которой комнаты всегда оставались прохладными и все открывались во внутренний двор, — почти образец дома в колониальном стиле. Он стоял всего лишь в нескольких кварталах от центральной городской площади. Снаружи дом на углу улицы Лондрэс и улицы Альендэ выглядел точно так же, как и другие в Койоакане, старом жилом районе на юго-западе пригорода Мехико. В течение 30 лет облик дома не менялся. Но Диего и Фрида сделали его таким, каким знаем его мы: дом в преобладающем синем цвете с нарядными высокими окнами, украшенный в традиционном индейском стиле, дом полный страсти.

Внутри палитры и кисти Фриды лежат на рабочем столе так, будто она только что их там оставила. У кровати Диего Ривэры лежит шляпа, его рабочий халат и стоят огромные ботинки. В большой угловой спальне расположена стеклянная витрина. Над нею написано: «Здесь 7 июля 1910 года родилась Фрида Кало». Надпись появилась через четыре года после смерти художницы, когда её дом стал музеем. К сожалению, надпись неточна. Как показывает свидетельство о рождении Фриды, родилась она 6 июля 1907 года. Но выбрав нечто более значительное, чем ничтожные факты, она решила, что родилась не в 1907 году, а 1910, в год начала Мексиканской революции. Поскольку в годы революционного десятилетия она была ребёнком и жила среди хаоса и залитых кровью улиц Мехико, то решила, что родилась вместе с этой революцией.

Она отражает сентиментальное, идеальное отношение к браку, что снова расходится с реальностью. До поездки Диего и Фриды в США, где они провели 4 года (до 1934 года), в этом доме они жили ничтожно мало. В 1934—1939 они жили в двух домах, построенных специально для них в жилом районе Сан-Анхэле. Затем последовали долгие периоды, когда, предпочитая жить независимо в студии в Сан-Анхэле, Диего вовсе не жил вместе с Фридой, не говоря уже о том годе, когда оба Ривэра разъезжались, разводились и снова сочетались браком. Обе надписи приукрасили действительность. Как и сам музей, они — часть легенды о Фриде.

Два образа одного человека

Двухфигурный портрет – олицетворение противоречивой сущности Фриды и раздвоения её души:

  • с одной стороны, она чрезвычайно патриотична – любила мексиканскую культуру, одежду, коллекционировала и использовала в повседневной жизни аутентичные предметы; с другой, искренне восхищалась индустриальным развитием США, Европой и обустройством жизни за границей, была благодарна за приём и признание своего таланта (после выставки в Париже);
  • двоякой была и личная жизнь этой легенды феминизма – с одной стороны, жгучая и ревностная любовь к мужу, одержимость им; с другой, лёгкое отношение к собственным увлечениям;
  • по воспоминаниям самой художницы, с ранних лет познавшей тяжёлое заболевание (полиомиелит с необратимыми последствиями) и злые насмешки со стороны глупых жестоких сверстников, она искала утешение и поддержку в воображаемой подруге или сестре – с детства в её мыслях рядом с ней всегда был не видимый больше никем её двойник, опора и советчица в сложных жизненных ситуациях.

Вымышленная Фрида – самый человечный, понятный и одновременно мистический образ. Она наверняка брала на себя часть тягот и боли Фриды настоящей, чем облегчала её страдания и участь и придавала уверенности и сил в борьбе за жизнь и счастье.

Ее искусство устанавливает рекорды

В 1939 году, когда Лувр приобрел ее картину «Рамка», Кало стала первым мексиканским художником 20-го века, чьи работы вошли в крупную международную коллекцию. Автопортрет 1938 года в настоящее время экспонируется в парижском Центре Помпиду в рамках Национального музея современного искусства.

Автопортрет 1938 года

Но это не единственный рекорд, который побила Фрида. Ее первая картина «Дерево надежды стоит твердо» (1944), когда она была продана на аукционе в 1977 году, принесла только 19 000 долларов. Однако, со временем ее работы стали набирать популярность и уже к 1984 году они были объявлены частью национального культурного наследия Мексики, что сделало ее картины привлекательными на международных аукционах. В 1990 году она была первой латиноамериканской художницей, чью работу продали на аукционе за 1 миллион долларов. Ее картины продолжают набирать обороты: в 2016 году «Два влюбленных в лесу» продаются за 8 миллионов долларов.

Эти достижения становятся еще более ошеломляющими, если вспомнить, что при ее жизни ее обычно называли «женой Диего Риверы», а не художником.

Худший момент для дара

— Картина всё же прибыла в СССР…

— Назначенный в том же году послом в Мексику Александр Капустин продолжил начатое Уманским, и уже в октябре 1945 года советское диппредставительство подготовило проект письма с благодарностями художникам, которые передали в дар СССР свои работы.

Там, например, были работы Хоакина Клаузеля, мексиканского импрессиониста. Он уже к тому времени умер, но вдова пожертвовала его картину Советскому Союзу. Были работы учеников Фриды. Были и совсем молодые, и более взрослые художники, живописцы и графики. В общем там был представлен весь цвет «левой» художественной сцены Мексики. Интересно, что там были и фотографии — свои работы передал в дар Мануэль Альварес Браво, стоявший у истоков мексиканской школы фотографии. 

— И если бы вся эта коллекция приехала в Москву, то это мог быть целый мексиканский зал в одном из музеев? 

— Небольшой спойлер: она, собственно, и приехала, это мы тут на месте всё потеряли. Хотя художникам в официальных письмах обещали, что их работы будут представлены в Государственном музее нового западного искусства. И будет сделан мексиканский зал, в котором будут размещены их работы. 

— Но это же тот самый музей, в котором хранились коллекции Щукина и Морозова и который был ликвидирован как «рассадник формалистических взглядов» в искусстве? 

— Да. Именно там должен был открыться мексиканский зал.

Начало холодной войны, внешнеполитические кризисы, борьба с космополитизмом, и с 1930-х годов всё ещё продолжается кампания против формализма в искусстве. Все культурные контакты сведены к минимуму. Сотрудники всех организаций, которые занимались внешними культурными контактами, боялись за свои жизни и старались, насколько это возможно, ничего не делать.

Как известно, в марте 1948 года Музей нового западного искусства закрылся. Это произошло через четыре месяца после прибытия мексиканских картин, и они оказались в подвешенном состоянии. Музей просто не успел их принять. Если бы к этой посылке были приложены какие-то документы, например дарственная, то, наверное, музей бы успел принять их на хранение. И тогда эти вещи были бы сейчас либо в Пушкинском, либо в Эрмитаже. 

Мне очень грустно, что какие-то четыре месяца отделяют нас от сохранения этого чудесного дара. Потому что это была действительно очень представительная коллекция, подобранная специально, чтобы познакомить людей из другой страны с творчеством Мексики за столетие. 

Детство и юность

Родилась Магдалена Кармен Фрида Кало Кальдерон за три года до мексиканской революции, 6 июля 1907 года, в поселении Койоакан (пригород Мехико). Мать художницы Матильда Кальдерон была безработной фанатичной католичкой, державшей мужа и детей в строгости, а отец Гильермо Кало, боготворивший творчество Бетховена и Шопенгауэра, работал фотографом.

Портрет Фриды Кало

В 6 лет Фрида переболела полиомиелитом, в результате которого ее правая нога стала тоньше левой на несколько сантиметров. Постоянные издевки сверстников (в детские годы у нее было прозвище «деревянная нога») только закалили характер Магдалены. Назло всем не привыкшая унывать девочка, превозмогая боль, играла с парнями в футбол, ходила на плаванье и занятия по боксу. Также Кало умела грамотно маскировать свой изъян. В этом ей помогали длинные юбки, мужские костюмы и надетые поверх друг друга чулки.

Родители Фриды Кало

Примечательно, что в детские годы Фрида грезила не карьерой художницы, а профессией врача. В 15 лет она даже поступила в Национальную подготовительную школу «Препараторию», в которой юное дарование на протяжении пары лет изучало медицину. Хромоногая Фрида была одной из 35 девушек, которые получали образование наравне с тысячами юношей.

Фрида Кало в детстве

В сентябре 1925 года произошло событие перевернувшее жизнь Магдалены с ног на голову: автобус, на котором 17-летняя Кало возвращалась домой, столкнулся с трамваем. Металлические перила вонзились девушке в живот, проткнули матку и вышли в паховой области, позвоночник сломался в трех местах, а ногу, искалеченную детской болезнью, не спасли даже три чулка (конечность поломалась в одиннадцати местах).

Фрида Кало (справа) с сестрами

Три недели барышня пролежала в больнице без сознания. Несмотря на заявления врачей о том, что полученные травмы не совместимы с жизнью, отец, в отличие от супруги, которая ни разу не пришла в госпиталь, не отходил от дочери ни на шаг. Глядя на обвитое гипсовым корсетом неподвижное тело Фриды, мужчина считал победой каждый ее вдох и выдох.

Фрида Кало в молодости

Вопреки прогнозам светил медицины, Кало очнулась. После возвращения с того света Магдалена почувствовала невероятную тягу к написанию картин. Отец сделал для горячо любимого чада специальный подрамник, позволявший творить лежа, а также прикрепил под балдахином кровати большое зеркало, чтобы дочь во время создания произведений могла видеть себя и окружающее ее пространство.

Фрида Кало в молодости

Уже через год Фрида сделала свой первый карандашный набросок «Авария», в котором бегло зарисовала катастрофу, искалечившую ее физически и душевно. Твердо встав на ноги, Кало в 1929 году поступила в Национальный институт Мексики, а в 1928 году стала членом коммунистической партии. В то время ее любовь к искусству достигла своего апогея: Магдалена днем сидела за мольбертом в художественной студии, а вечерами, облачаясь в экзотический наряд, скрывавший ее увечья, отправлялась на вечеринки.

Художница Фрида Кало

Изящная, утонченная Фрида непременно держала в руках бокал вина и сигару. Непристойные остроты экстравагантной женщины заставляли гостей светских раутов хохотать без остановки. Поразителен контраст между образом импульсивной, жизнерадостной особы и проникнутыми ощущением безысходности картинами того периода. По заявлениям самой Фриды, за шиком красивых одеяний и лоском вычурных фраз скрывалась ее покалеченная душа, которую она являла миру только на холсте.

Фрида Кало приехала на свою персональную выставку на карете скорой помощи

Здоровье Кало продолжало ухудшаться, и она провела последние несколько лет своей жизни в больнице и за ее пределами. Фрида была в основном привязана к дому, для передвижения использовала инвалидную коляску и костыли. Несмотря на это, работы её оценивались высоко, и она продолжала рисовать.

Фрида рисует в постели

В апреле 1953 года открылась ее первая персональная выставка в Мексике в Galería Arte Contemporaneo. В то время Кало находилась на постельном режиме по указанию врача и ее присутствия не ожидали. Однако, она позаботилась о том, чтобы приехать на машине скорой помощи и приказала перенести свою кровать в галерею. Ее привезли на носилках к кровати, где она смогла насладиться открытием. Всего несколько месяцев спустя ее правая нога была ампутирована в колене из-за гангрены, и через год после ампутации она была найдена мертвой в возрасте 47 лет.

Биография Фриды Кало

Фрида Кало (Kahlo Frida, 1907—1954)  – всемирноизвестная мексиканская художница, жена художника Диего Риверы.

Сюрреализм

Творчество Фриды Кало всегда тяготело к сюрреализму, но взаимосвязь складывалась неоднозначно. Основоположник сюрреализма Андре Бретон, в 1938 году путешествующий по Мексике, был очарован картинами Кало, однозначно причислял  живопись Фриды Кало к сюрреализму.  Благодаря инициативе Андре Бретона состоялось выставка картин Фриды Кало в модной галерее Джулиана Леви в Нью Йорке, и Бретон сам писал предисловие к каталогу работ, после выставки была продана половина картин Фриды. Андре Бретон предложил устроить выставку в Париже, но когда Фрида Кало, не говорившая по-французски, прибыла в Париж, ее ждал неприятный сюрприз – Бретон не удосужился забрать работы мексиканской художницы с таможенной службы. Мероприятие спас Марсель Дюшан, выставка состоялась 6 неделями позже. Она не стала финансово успешна, но отзывы критиков были доброжелательны, картины Фриды Кало хвалили Пикассо и Кандинский, а одна из них была куплена Лувром. Тем не менее,  Фрида Кало, вспыльчивая по характеру,  обиделась и не скрывала своей неприязни к,  “чокнутым безумным сукиным сынам сюрреалистам”. Она отказалась от сюрреализма не сразу, в январе 1940г. она приняла участие (вместе с Диего Риверой) в Международной Выставке Сюрреализма, но позже яростно доказывала что никогда не была истинным сюрреалистом. “Они думали, что я сюрреалист, но я не была. Фрида Кало никогда не рисовала мечты, я рисовала свою реальность,» – сказала художница.

Фриду стала раздражать надуманность и наигранность сюрреализма. Шумные сборища сюрреалистов казались ей ребячеством, и однажды в сердцах она обвинила их в том, что «такие вот интеллектуальные сукины дети расчистили дорогу всем гитлерам и Муссолини».

Искусство Латинской Америки и картины Фриды

Особенное значение в творчестве Фриды Кало имеют национальные мотивы. Фрида Кало блестяще знала историю своей родины.  Фрида с особенной любовью относилась к народной мексиканской культуре, коллекционировала старинные произведения прикладного искусства, даже в повседневной жизни носила национальные костюмы. В картинах  Фриды Кало очень сильно влияние народного мексиканского искусства, культуры доколумбовых цивилизаций Америки. Её творчество насыщено символами и фетишами. Идеи её картин зашифрованы в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с Фридой и  символика раскрывается через  национальные традиции и тесно связана с индейской мифологией доиспанского периода. И всё-таки в живописи Фриды заметно и влияние европейской живописи.

Специалисты полагают, что 1940-е — это эпоха расцвета творчества Фриды Кало, время её самых интересных и зрелых работ.

Из биографии Фриды Кало

В 18 лет  Фрида Кало попадает в серьезную аварию. Она ехала в автобусе, который столкнулся с трамваем и в результате получила  серьезные повреждения. В её жизни начались мучительные месяцы неподвижного бездействия. Именно в это время она попросила у отца кисть и краски. Для Фриды сделали специальный подрамник, позволявший писать лежа. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы Фрида могла видеть себя. Она начала с автопортретов. «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего» – говорила Фрида Кало.

Фрида Кало и Диего Ривера

В 22 года Фрида Кало стала женой известного мексиканского художника Диего Риверы. Диего Ривере тогда было 43 года. Сближало двух художников не только искусство, но и общие коммунистические убеждения  Их бурная совместная жизнь стала легендой.  Познакомилась Фрида с Диего Риверой ещё в подростковом возрасте,  когда тот расписывал стены школы, в которой училась Фрида.  После травмы, и временного вынужденного заточения, Фрида, написавшая за это время много картин, решается показать их признанному метру.  Картины произвели на Диего Риверу большое впечатление: «Картины Фриды Кало передавали исполненную жизни чувственность, которую дополняла беспощадная, но очень чуткая, способность к наблюдению. Для меня было очевидно, что эта девочка была прирожденной художницей».

Фрида Кало умерла от воспаления легких, через неделю после того, как отметила свое 47-летие, 13 июля 1954 года. Прощание с Фридой Кало проходило в «Бельяс Артес» — Дворце изящных искусств. В последний путь Фриду вместе с Диего Риверой провожали президент Мексики Ласаро Карденас, художники, писатели — Сикейрос, Эмма Уртадо, Виктор Мануэль Вильясеньор и другие известные деятели Мексики.  В последние годы XX века Фрида Кало стала предметом культа, рационально необъяснимого.

Картина-исповедь

Две Фриды на картине – это сама художница, неоднозначная натура, в разных ипостасях. Одна изображена в традиционном наряде мексиканских женщин, длинной юбке и простой блузе без рукавов, другая – в белом нарядном платье, какие носят американки и парижанки (в 30-х годах художница посещала США и Францию).

Две Фриды, держась за руки и этим жестом демонстрируя поддержку друг друга, сидят на плетёной скамейке бок о бок. В руке у мексиканки миниатюрный портрет Диего в образе ребёнка – художница страдала от невозможности иметь потомство (последствие столкновения трамвая и автобуса, в котором она находилась) и переносила свою нерастраченную материнскую любовь на мужа, зачастую в личных записях называя его сыном и своим ребёнком. От детского портрета Диего как от источника жизни питаются, наполняясь кровью, сердца обеих женщин. Европейка пытается остановить сочащуюся кровь, хирургический зажим помогает мало, белоснежное платье уже запачкано.

Небо наполнено смятением, рваные облака заполоняют весь фон, лица строги, в них читается спокойная и уверенная стойкость, но жизнь капля за каплей неумолимо выходит из тел – странные, сюрреалистические образы исследователи творчества Кало связывают с одержимостью художницы познать и отразить свой внутренний мир таким, каким он предстаёт перед её внутренним взором. Перед глазами женщины, одновременно одинокой и любимой, с неисполнимыми мечтами, покалеченным телом и растерзанной душой.

Последние статьи

  •   В чём секрет 200-летнего моста в Дагестане, который построен без единого гвоздя, но способен выдержать автомобиль сегодня, 20:42
  •   Как художник Войнарович возглавил борьбу с эпидемией, о которой нельзя было говорить сегодня, 18:18
  •   Чем прославился Гонконгский балет, и Почему его называют одной из самых уникальных трупп в мире сегодня, 16:35
  •   Откуда пошли древние русские выражения, которые употребляют и сегодня: Почему вид затрапезный, какой сокол гол и др сегодня, 14:26
  •   Почему в Стране Советов девочек стали называть Даздрапермами, а коллектив стал выше семьи сегодня, 11:52
  •   Почему Ия Саввина устроила скандал Андрею Кончаловскому из-за съёмок в фильме сегодня, 10:50
  •   Жизнь после «Санта-Барбары»: Как сложились судьбы трех самых красивых звезд культового сериала сегодня, 09:11
  •   Какие тайны хранит самое загодочное полотно Босха: «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи» 22.08.2020, 23:25
  •   20 знаменитостей, которые учились в одной школе и дружат до сих пор 22.08.2020, 19:08
  • -1   Что узнали учёные об эпичecкой битве христиан и мусульман, или Как Саладин захватил Иерусалим 22.08.2020, 16:45

Все статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector