Современное искусство

Изделия раку

В 16-17 столетиях в Японии зародилась технология изделий «раку», непосредственно связанная с повсеместным распространением церемонии чаепития. Чтобы подчеркнуть внутренний смысл ритуала, стали по-особому сервировать чайный стол. Особым значением наделялась чайная посуда, то ощущение, которое она передавала участникам чаепития. Она формировалась исключительно вручную, без использования гончарного круга. На этой посуде вы можете увидеть легкую асимметрию контуров, неравномерность толщины стенок, что не являлось браком, а было результатом реализации определенной художественной идеи.

Фарфоровые статуэтки в разных частях света

16.07.201410:24

Об искусстве фарфора. Малая скульптура.

Среди всех материалов, известных в истории прикладного искусства, керамика и в первую очередь фарфор отличается тем, что особенно легко и широко объединяет по воле художника в своих в своих произведениях пластический и цвет, различнейшую лепку с разнообразнейшей окраской, росписью, рисунком.
Овладение богатейшими художественными данными фарфора — скульптурными и живописными — возможно только на основе широкого запаса соответствующих технических средств и приемов мастерства.

В силу своей материальной структуры фарфор обладает весьма богатыми пластическими качествами, он легко может воплощать как мягкие, медленно текущие, очень обобщенные скульптурные формы, так и очень острые и тонкие, создавать резкие контуры, недоступные другим видам керамики. Наряду с относительно крупными формами ему доступны мельчайшие детали, тончайшая миниатюра. В фарфоре можно так близко подходить к натуре, как это недостижимо ни в фаянсе, ни в майолике. Сочетание этих качеств позволяет создавать самую разнообразную скульптуру, причем исторически наметилось три основных направления.

В Китае фарфор как скульптурный материал трактовали ближе к другим более грубым видам керамики, чем это делали потом в остальных странах. Китайские фарфоровые статуэтки обычно очень обобщены. Ощущение единого куска глины, оформленного в фигурку, в этих статуэтках чрезвычайно сильно. Единство формы является доминирующим качеством этих изделий.

Обобщенность и монументальность, наполненные одним глубоким и единым чувством, дополняются декоративной трактовкой. Декоративность китайской фигурки находит дополнение в её расцветке. Ограниченная палитра надглазурных красок и связанная с нею условность передачи цвета живой натуры вполне соответствует декоративному построению скульптурной формы и составляют таким образом одно целое.
Совсем иное направление получила фарфоровая скульптура в Западной Европе, художники которой использовали другие свойства материала, а именно, его способность к самым сложным построениям, к самым разнообразным тонким детализациям и моделировкам. Наиболее характерным в этом отношении было творчество Мейнсенского завода.

Мейсенские художники создавали огромное количество малых декоративных скульптурных произведений, в которых быстро исчезла, свойственная китайским статуэткам монолитность и монументальность. Руки, ноги и одежда фигурок отодвигаются далеко от тела. Фигурки объединяются в группы, к ним вводят детально сделанную мебель и садовые тумбы с вазами, цветами и деревьями.

Стремление взять от материала всё что он может дать в смысле воплощения самых тонких и нежных форм, приводит к изобретению в последствии фарфоровых кружев, повторяющих на статуэтках настоящие кружева и вызывающие невольное восхищение

Такие фигурки создаются для осторожного и внимательного рассмотрения, говорят только о себе и никогда не требуют для себя ниши, опять же в отличии от китайских фигурок. Поверхностное, легкое, быстрое движение с резкими поворотами, изломанными формами и острыми углами, сложные композиции, пестрая надглазурная раскраска, требующая широкой палитры, являются характерными свойствами типичной западноевропейской фарфоровой малой скульптуры.

Иное, вполне самостоятельное отношение к фарфору, проявили русские скульпторы-фарфористы

Их статуэтки имеют ту характерную черту, которая так различается в скульптуре Востока и Запада. Русские фарфоровые статуэтки сочетают в себе монолитность, свойственную глине вообще с достаточно развитой детализацией частей. Позы и жесты изображенных людей спокойны, жестикуляция уравновешена с мимикой. Они не составляют слишком сложных групп и в то же время не образуют изолированных единиц. Для них характерна серийность. Таковы все наиболее значительные и характерные явления в русской фарфоровой скульптуре 18-19 веков: серия негров, серия людей в восточных одеждах, серия ремесленников и торговцев, серия народов России, серия уличного простого народа.

Умеренное использование и сочетание разных пластических качеств фарфора как скульптурного материала соответствует главной направленности интересов русских скульпторов — фарфористов на изображение в фарфоре народной жизни этого слова. Таким образом в русской скульптуре решался вопрос соединения естественности и декоративности.

Дымковская игрушка – современные традиции

16.07.201411:11

Дымковская игрушка – одно из самых интересных направлений глиняного промысла, имеющее глубокие корни. История игрушки насчитывает более 400 лет, в течение которых происходили как взлеты, так и явные упадки, обусловленные сопутствующими историческими событиями. Так, например, в конце XIX – начале XX века, во время широкого развития гипсового производства, дымковская игрушка выживает благодаря единственной мастерице, Мезриной Анне Афанасьевне, которая сохраняет традиции и передает свои умения дочерям. Именно поэтому теперь, спустя еще один век, мы все также можем любоваться яркими и радостными фигурками людей и животных, выполненных отдельно или собранных в композиции.

Технологические возможности двадцатого века наложили свой отпечаток на современное производство дымковской игрушки. Теперь мастерицам не приходится самостоятельно добывать и очищать глину для работы, с этим справляются местные керамические производства, поставляя полностью подготовленную керамическую массу. Также отдельно происходит процесс обжига, подготовка побелки и изготовление красок. Несмотря на это, каждая игрушка, как и в старину, делается исключительно вручную.

Помимо изменений в технологическом процессе, новшества коснулись и состава побелки и красок. Сегодня белый цвет игрушкам придается при помощи специального состава, который наносится кистью, в то время как раньше использовался мел, разведенный в молоке. Новая побелка отличается повышенной стойкостью, как и акриловые краски, которые пришли на замену яичной смеси с добавлением натуральных или иных пигментов. Использование заводских красок позволило расширить цветовую гамму изделий, однако и сегодня мастерицы придерживаются традиционных ярких орнаментов, включающих в себя круги, шрихи, разнообразные линии и точки. Традиционная поталь (сплав меди и цинка) дополнилась сусальным золотом, позволяя создавать произведения искусства.

Все новшества, которые привнес в производство дымковской игрушки XX–й век, привели к тому, что сейчас это направление глиняного промысла не придерживается семейной преемственности и, вследствие этого, не привязано к территории слободы Дымково. Возможность изучать технологию изготовления дымковской игрушки, историю и разнообразие внутренних направлений, есть у любого, кто заинтересуется этим удивительным промыслом

А для того, чтобы попробовать самому сделать красочную свистульку или нарядную барышню, достаточно купить соответствующую керамическую массу, побелку и краски.

Рассматривая дымковскую игрушку в свете традиций и перемен, обусловленных внешними факторами, нельзя обойти вниманием  тематику изделий. Традиционно мастерицы изготавливали разнообразные свистульки в виде птиц и животных, и женские фигурки в цветастых платьях

Однако, со временем, каждое поколение мастеров вносило некоторое разнообразие, дополняя привычные образы новыми. 3десь влияние оказывали и окружающие условия, и переменчивые запросы  покупателей. Так, со временем, к бытовым и деревенским темам добавились городские, появились архитектурные и пейзажные дополнения, помимо одиночных фигурок теперь можно встретить целые зарисовки из жизни, композиции на едином основании. Что характерно – все детали подобных композиций изготавливаются и обжигаются отдельно, и только потом собираются воедино.

Дымковская игрушка – это целая история Вятского края, дошедшая до наших дней, где летописцем может стать каждый. Попробуйте сами, и, возможно, именно Ваши игрушки встанут в один ряд с произведениями известных мастериц!
Фото:

Будущее есть!

— Как вы считаете, у нас в городе развивается керамистика?

— Я знаю, что на базе детской художественной школы № 3 ежегодно проходят фестивали по керамике, проводятся мастер-классы и обучение преподавателей детских школ и студий. Но это только начало, я думаю, что керамика как вид декоративно-прикладного искусства продолжит совершенствоваться, и в скором будущем появятся новые имена омских художников-керамистов. Их работы украсят выставочные залы города.

В Омске фестиваль керамики завершился огненным шоу
Подробнее

— В вашем творческом арсенале много керамических тарелок, а какая посуда у вас дома?

— На кухне я часто пользуюсь своими изделиями, но также у меня есть функциональные и удобные элементы сервировки из магазинов. На полках присутствуют и фамильные вещи, которые достались от бабушек.

— Несколько лет назад вы участвовали в популярном симпозиуме «Байкал-КераМистика». Что вам это дало?

Статья по теме

Погончарить на берегу Иртыша. В Омске пройдёт первый фестиваль керамики

— Симпозиум проходил в 2015 году в живописном месте, но у нас не было времени наслаждаться видами, мы всё время занимались керамикой. Вдохновившись рыбозаводом на Байкале, я создала композицию из нескольких домиков, которую в дальнейшем неоднократно повторяла в разных вариациях.

— К чему хотелось бы прийти через пять лет в своём творчестве?

— Через пять лет, а может быть чуть больше, у меня будет свой креативный бренд. Я планирую участвовать в различных симпозиумах по керамике, выставках в родном городе и за его пределами.

Производство

Тех­но­ло­гия про­из-ва К. обыч­но вклю­ча­ет: под­го­тов­ку фор­мо­воч­ной мас­сы – при­го­тов­ле­ние по­рош­ков ис­ход­ных ком­по­нен­тов (с тре­буе­мым раз­ме­ром час­тиц) из­мель­че­ни­ем или хи­мич. ме­то­да­ми, пе­ре­ме­ши­ва­ние по­рош­ков ме­ж­ду со­бой и с жид­кой вре­мен­ной тех­но­ло­гич. связ­кой (ВТС; во­да, ор­га­нич. по­ли­ме­ры, пла­сти­фи­ка­то­ры); из­го­тов­ле­ние за­го­то­вок (по­лу­фаб­ри­ка­та) за­дан­ной фор­мы и раз­ме­ра разл. ме­то­да­ми фор­мо­ва­ния; уда­ле­ние ВТС (суш­ка, вы­жи­га­ние); об­жиг (спе­ка­ние) для уп­роч­не­ния и по­лу­че­ния ке­ра­мич. из­де­лий. Тра­диц. ви­ды К. из­го­тов­ля­ют на ос­но­ве гли­ны, при­род­ных ми­не­ра­лов; тех­нич. К. – обыч­но из син­те­тич. ма­те­риа­лов, ко­то­рые об­жи­га­ют в разл. га­зо­вых сре­дах (воз­дух, азот, во­до­род, ар­гон, ге­лий и др.) или ва­куу­ме; ино­гда ис­поль­зу­ют го­ря­чее прес­со­ва­ние, мик­ро­вол­но­вый (вы­со­ко­час­тот­ный) на­грев, а так­же золь-гель про­цес­сы, са­мо­рас­про­ст­ра­няю­щий­ся вы­со­ко­тем­пе­ра­тур­ный син­тез и др. 

Фор­мо­воч­ные ке­ра­мич. мас­сы при­ме­ня­ют­ся по­рош­ко­об­раз­ные, пла­стич­ные (с со­дер­жа­ни­ем до 50% жид­кой ВТС) и жид­ко­те­ку­чие – ли­тей­ные шли­ке­ры (50–70% ВТС). Ли­тей­ный шли­кер (кон­цен­три­ров. сус­пен­зии) при­го­тов­ля­ют из не­пла­стич­ных по­рош­ков, до­бав­ляя в тон­ко­мо­ло­тую смесь ис­ход­но­го сы­рья тер­мо­пла­стич­ные ве­ще­ст­ва (напр., па­ра­фин, воск), олеи­но­вую ки­сло­ту и не­ко­то­рые ПАВ, уда­ляе­мые впо­след­ст­вии.

Вы­бор ме­то­да фор­мо­ва­ния К. оп­ре­де­ля­ет­ся в осн. фор­мой из­де­лий. Для фор­мо­ва­ния ке­ра­мич. за­го­то­вок ис­поль­зу­ют: прес­со­ва­ние по­рош­ко­вых масс, фор­мо­ва­ние пла­стич­ных масс (вы­дав­ли­ва­ние, рас­кат­ка, до­прес­сов­ка, об­точ­ка) или ли­тьё жид­ко­те­ку­чих масс. От­фор­мо­ван­ные из­де­лия под­вер­га­ют суш­ке (в слу­чае при­ме­не­ния во­до­рас­тво­ри­мой связ­ки) или вы­жи­га­нию ор­га­нич. связ­ки.

Об­жиг К. – важ­ный тех­но­ло­гич. про­цесс, обес­пе­чи­ваю­щий не­об­хо­ди­мую сте­пень спе­ка­ния. При точ­ном со­блю­де­нии ре­жи­ма об­жи­га соз­да­ёт­ся ма­те­ри­ал оп­ре­де­лён­но­го фа­зо­во­го со­ста­ва и с за­дан­ны­ми свой­ст­ва­ми. Для ка­ж­до­го ви­да К. ха­рак­те­рен свой тем­пе­ра­тур­ный ре­жим об­жи­га: напр., стро­ит. К. об­жи­га­ют при темп-ре ок. 900 °C, ог­не­упор­ную К. – ок. 2000 °C. В за­ви­си­мо­сти от со­ста­ва ке­ра­мич. мас­сы и темп-ры об­жи­га спе­ка­ние мо­жет про­ис­хо­дить как с уча­сти­ем жид­кой фа­зы (в фар­фо­ро­вых, стеа­ти­то­вых и др. из­де­ли­ях со­став­ля­ет до 50% по мас­се и бо­лее), так и без уча­стия жид­кой фа­зы (напр., в ко­рун­до­вой К.). Спе­ка­ние в твёр­дых фа­зах, по­лу­чив­шее рас­про­стра­не­ние в про­из-ве тех­нич. К. на ос­но­ве чис­тых ок­си­дов и бес­ки­сло­род­ных со­еди­не­ний, про­ис­хо­дит при бо­лее вы­со­ких темп-рах, чем спе­ка­ние с уча­сти­ем жид­кой фа­зы. В ре­зуль­та­те спе­ка­ния раз­ме­ры из­де­лий умень­ша­ют­ся, а ме­ха­нич. проч­ность и плот­ность воз­рас­та­ют. Не­ко­то­рые ви­ды К. пе­ред об­жи­гом по­кры­ва­ют гла­зу­рью, ко­то­рая при вы­со­ких темп-pax (1000–1400 °C) пла­вит­ся, об­ра­зуя стек­ло­вид­ный во­до- и га­зо­не­про­ни­цае­мый слой. Из­де­лия хо­зяйств. и ху­дож. К. ук­ра­ша­ют ке­ра­ми­че­ски­ми крас­ка­ми и зо­ло­том. Для при­да­ния по­верх­но­стям из­де­лий тех­нич. К. ря­да спец. свойств на­но­сят ке­ра­ми­че­ские по­кры­тия, ко­то­рые по­вы­ша­ют эро­зи­он­ную и хи­мич. стой­кость, обес­пе­чи­ва­ют за­дан­ные оп­тич., элек­трич., ка­та­ли­ти­че­ские и др. экс­плуа­тац. ха­рак­те­ри­сти­ки.

Керамика эпохи Дземон

Одни из самых ранних образцов относятся к эпохе Дземон, насчитывающей свыше 3 тыс. лет своего существования. И хотя этой керамике несколько тысяч лет, вы поразитесь ее изяществу и проработанности рельефа. Сложно поверить, что племенами охотников и собирателей могли создаваться настолько художественно совершенные, и, при этом, сложные по техническому исполнению изделия, которые можно назвать произведениями керамического искусства.

Несмотря на то, что изделия Дземон относятся к «веревочной» керамике, сходство с ней проявляется только в способе изготовления с применением веревочных жгутов. Однако если оценить пластичность форм и богатство рельефа, становится понятна значительно более высокая художественная ценность японской керамики по сравнению с архаичными европейскими сосудами.

Особый интерес представляют собой статуэтки догу, которые некоторые ученые уверенно называют изображениями инопланетян, одетых в скафандры.

Техника Раку – история от древней Японии до наших дней

16.07.201410:49

Среди всего многообразия керамики, изделия, выполненные в технике раку, выделяются своей простотой и, вместе с тем, неповторимостью.  Вы не найдете двух одинаковых чашек, даже если их сделал один мастер в одно время. Именно это является основной отличительной чертой техники раку —  непредсказуемость результата.

Раку (в переводе «радость») зародилось в Японии в конце XVI века, когда церемония чаепития приобретала широкое значение среди всего населения. Вслед за растущим значением чашки чая, которая стала олицетворять естественную красоту и значимость текущего момента, потребовалась посуда, отвечающая этим запросам. И тогда на помощь гончарам пришли технологии изготовления облицовочной плитки, которые привнесли в японскую культуру корейские мастера. Подобная посуда изготавливалась без гончарного круга, поэтому пиалы имели толстые, слегка неровные стенки, приятные на ощупь. Эта неровность, а также асимметричность глазури, которая в процессе изготовления нередко покрывалась сетью тонких трещин, очень ценились японцами, издавна восхваляющими незавершенность образов.  Мастеру, впервые применившему эту технику для изготовления чайной посуды, была дарована фамилия Танака (а, как известно, представители простонародья не имели фамилий, так что это было действительно почетная награда) и возможность ставить клеймо «raku» на всех своих изделиях.

В Европе известность технике раку принес британский керамист Бернард Лич, открывший после визита в Японию гончарную мастерскую совместно с японским другом. Однако, со временем, под техникой раку стали понимать скорее технологию обжига, при котором изделие помещается в печь, разогретую до 800-950 градусов, быстро нагревается, а затем резко охлаждается с той или иной степенью восстановления.

В Японии для техники раку до сих пор используется только ручная формовка и своеобразная глина. В Европе способ изготовления изделия не так важен. Глину же используют огнеупорную, шамотную или целлюлозную, то есть ту, которая может выдержать тепловой удар.  После предварительного обжига изделие покрывается глазурью. Классический вариант раку предполагает красные и черные цвета глазури, которые достигались путем добавления соединений железа, меди и марганца. Впоследствии спектр добавок расширился, и теперь цветовая гамма содержит синий, зеленый, фиолетовый и их комбинации.

Далее глазурованные изделия быстро нагревают до 800-950°С, для чего используются газовые или дровяные печи, которые не боятся резких перепадов температур. Потому что следующим этапом печь необходимо открыть и аккуратно вытащить раскаленные изделия, поместив их в максимально герметичные металлические емкости с опилками, сеном или сухой листвой. Резкий перепад температур дает эффект кракле, покрывая глазурь сетью трещин, а дым обеспечивает бескислородную среду, позволяя соединениям металлов восстановиться и придать глазури неповторимый цвет.

Работать в технике раку – это значит экспериментировать. Когда нельзя заранее предсказать результат, любая мелочь может иметь значение, недаром японские мастера раку окружались почетом наравне с художниками. Необычный потек глазури, асимметричный рисунок или вязь трещин способны превратить Ваше изделие в предмет искусства, а могут испортить изделие. Именно это свойство привлекает множество мастеров к технике раку. Рождение уникальных вещей из огня и глины, когда мастер является лишь посредником, позволяя раскрыться материалам во всей красе и направляя процесс, никого не может оставить равнодушным.
Фото:

Первая черепаха

Юлия Миленина, Аиф В Омске: Расскажите, когда вы начали увлекаться керамикой?

Оксана Смык: В детстве я училась в художественной школе, и там был такой класс. Моим первым изделием стала черепаха из мультфильма про Львёнка и черепаху. Позже, в 18 лет, проходила учебную практику и работала на заводе художественно-керамических изделий.

— Как вам удаётся совмещать преподавательскую и творческую деятельность?

— Я веду дисциплины у студентов-архитекторов, дипломное проектирование. Мой педагогический опыт насчитывает уже больше 15 лет. Архитектуру я люблю, с удовольствием читаю лекции, помогаю студентам постичь науку о композиции – основу всех основ, ведь именно здесь развиваются профессиональные навыки моделирования пространства. Преподавание никогда не брошу. У меня огромный багаж знаний в этой области, поэтому всегда стараюсь параллельно заниматься творчеством и наукой. Мне удаётся совмещать эти два направления, потому что они оба мне очень дороги. Я не занимаюсь творчеством, я всегда в процессе творчества, а чтобы постоянно находится в процессе, нужно много работать, а не ждать вдохновения или музу.

Статья по теме

«Я верю в Омск». В областном центре открылась школа керамики

— Совсем недавно у вас появилась своя мастерская. Каково это – иметь своё творческое пространство?

— Иметь свой угол, где можно много думать, рисовать, творить, пить чай с друзьями и коллегами – большое счастье для художника. Я долгое время работала дома на кухне, как говорится, «на коленке», поэтому сейчас кажется, что в мастерской просто роскошные условия. У меня много места, есть отдельные столы для лепки и глазуровки, а также большой стеллаж с баночками глазурей, которые я расставила по цветовой палитре. В скором будущем хочу сделать небольшой ремонт, создать себе ещё более удобное пространство для работы.

— Где вы черпаете вдохновение, как придумываете образы?

— Вдохновение черпаю из окружающей среды. Мне интересна культура азиатских стран и стран Ближнего Востока. Зная методы стилизации, колористики, законы пропорций, могу всё это применить в своих творческих разработках. Например, я занимаюсь фотографией и люблю снимать птиц, и однажды у меня возникла идея сделать их фигурки, которые украсят любой интерьер.

Моя керамика «живёт» в Амстердаме, Сиэтле, Санкт-Петербурге и Москве.

Майолика, происхождение, материалы для работы

17.09.201416:16

Майолика — это керамика (керамические изделия) 15-17 веков, с разноцветным пористым черепком, роспись изделия осуществляет без исправлений по непрозрачной глазури, также с нанесением люстровых глазурей (люстра). Майолика – ответвление керамики с использованием обожженной глины и расписной глазури. В данной технике создаются как изразцы, наличники, так и посуда и скульптура.

В России расцвет майолики произошел в 18 веке. Славящиеся своей популярностью центры производства завод Гребенщикова в Москве, производящий изделия в черно-белых тонах, и мастерские из небольшого поселка Гжель. В Гжели уже использовали цветную технику. Большим центром производства был город Ярославль. Там производились изразцы для интерьеров храмов и домов. В технике майолики работали многие известные художники, Врубель, Васнецов, Пикассо и другие. Врубель создавал пользуясь данной техникой, большое количество ваз, портретов, скульптур, изразцовых печей были созданы его руками.

Майолика в составе своем содержит пористый черепок, получающиеся керамические изделия имеют гладкую поверхность, яркий блеск и небольшую толщину стенок, могут расписываться как цветными, так и прозрачными , дополняются рельефными изображениями. Для производства майолики применяется техника литья. Материалом служит или белой (фаянсовая майолика), или красной глины (гончарная майолика), а также другое сырье: мел, кварцевый песок.

Что же относится к происхождению слова майолика, то название относится к Балеарскому острову Майорка, расположенного близ восточного побережья Испании, на морском пути из испанского города Валенсия в Италию.
Фото:

Развитие японской керамики в связи с распространением церемонии чаепития

В 13-14 столетиях среди буддийских монахов широко распространяется церемония чаепития. И если поначалу все пользовались керамическими чашами «ванн», завозившимися из Китая, то очень скоро местные гончары начали изготавливать чайные чашки «тяван». Они имели форму довольно глубокого сосуда с практически прямыми стенками, что делало чашку удобной для удерживания в руке.

Традиционной тяжелой грубоватой керамике были присущи именно те качества, которые полностью гармонировали с новыми идеалами красоты чайной церемонии – непритязательностью, простотой и утилитарностью. Это и стало мощным стимулом для развития японской керамики.

Отличительные черты японской керамики эпохи Кофун

На смену пришла эпоха Кофун, которая длилась с ІІІ до VII столетия н.э. Наиболее характерной для данного периода была керамика в виде небольшой тарелочки или уплощенной чашки с высокими краями и крышкой. Уже с 8 века гончары Киото стали применять для обработки керамики легкоплавкие трехцветные (желто-бело-зеленые) и одноцветные зеленые глазури.

Однако большей популярностью стали пользоваться керамические изделия, покрытые солевой и зольной глазурью, которая образовывалась из-за попадания пепла на поверхность изделия. При высоких температурах он превращался в полупрозрачную зеленоватую пленку, имеющую неровную фактуру.

Также большой интерес представляют солевые глазури, получавшиеся при обжиге, когда на поверхности керамики сжигались морские водоросли и соли. Данная технология использовалась некоторыми мастерами вплоть до 19 столетия.

Благодаря постоянному совершенствованию печей, с 13 столетия мастера смогли наращивать в них температуру до 1200 °С. Это дало возможность использовать для покрытия изделий полевошпатовую глазурь.

Обычно каждая мастерская работала с местными материалами, благодаря чему изделия и отличались друг от друга. Таким образом, нет ничего удивительного в том, что продукцию называли, как правило, по месту ее изготовления. Так, керамика сига-раку изготавливалась из красновато-коричневого сырья, изделия сэто – из серой глиняной массы, керамика тамба и бидзен из темной глины и т.д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector