Музей шаляпина

Бурлаки в биллиардной

На родине жизнь была куда интереснее! Умы покоряло Товарищество передвижных выставок во главе с Крамским, и Репин вошёл в их ряды. С передвижниками связаны поистине золотые годы его жизни. 17 лет, за которые были созданы «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», тот же «Иван Грозный»… 17 лет братства с равными ему и по таланту, и по силе духа людьми: Крамским, Суриковым, Поленовым, Серовым… 17 лет всеобщего уважения и даже преклонения, ведь Репина в России ценили выше, чем любого другого художника.

“Стрекоза” (портрет дочери Веры)

Но считать, что репинский успех был лёгок, могли только самые отчаянные завистники. Илью вечно преследовала мысль, что можно сделать лучше, и вполне, казалось бы, готовое творение застревало на мольберте на долгие месяцы, а то и годы. «Запорожцев» он писал 12 лет, и столько же – «Арест пропагандиста». А картину «Пушкин на берегу Невы» Репин всё никак не мог закончить 30 лет. Бывало, что в поисках нового решения Репин совершенно портил картину. Но указывать ему на это было бесполезно. «Лицемеры! Святоши! Я поступаю так, как чувствую, а вы всё удумываете! Ах мудрецы, скажите пожалуйста! Может, я и ошибаюсь сегодня, а вы ошибётесь завтра, потому что нет нерушимых истин!» — кипятился он.

Быстро Репин написал только «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». Это был царский заказ к столетию Госсовета, сначала показавшийся художнику обременительным и неинтересным. Но, придя на заседание, Репин воодушевился этим красочным зрелищем: на красном фоне ковров и кресел в полукружье белых колонн яркими пятнами горело золото на чёрных мундирах и голубые андреевские ленты. Это будет групповой портрет в духе Рембрандта, Гальса и Веласкеса – понял Репин. И поставил условие — сановники должны позировать ему все вместе, в мундирах, и именно в зале заседаний. После нескольких сеансов кое-кто из портретируемых запротестовал (особенно те, кто на картине представлены затылком, или куском спины, или в профиль). Некоторые предложили воспользоваться своими фотографиями. Тогда Репин отказался продолжать работу. И Николаю II пришлось отдать приказ — всем позировать!

И всё-таки терпение государственных мужей испытывать до бесконечности был нельзя. Репину пришлось писать быстро. Более восьмидесяти фигур, из них около шестидесяти полноценных портретов – Победоносцев, Столыпин, Витте… Бешеная гонка. Но зато портить картину, переписывая по много раз, было некогда. Вдохновенный удар кисти – и готова старческую дряблость одного лица, мясистость другого, елейная постность третьего. Конечно, около трёх лет потом ушло на проработку полотна, но самих портретов это не касалось. Успех картины был колоссальный, в том, что Репин — гений, сомнений не оставалось уже ни у кого…

“Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения”

Вот это-то всеобщее поклонение и сыграло с Ильей Ефимовичем злую шутку. Им, урождённым чугуевским мещанином, увлеклись самые блестящие светские дамы: княгиня Тенишева, баронесса Икскуль. Они приглашали его в свои салоны — и он научился говорить пустяки и оставлять в альбомах лёгкие зарисовки. Они осаждали его просьбами о портретах — и мастерскую Репина заполонили слуги, модистки с новыми платьями, шляпные коробки, собачки… Они флиртовали с ним — и Илья Ефимович терял голову. Нет, актуальных, гражданских тем в живописи он не оставлял. Но даже самые дерзкие, оппозиционные его работы оседали по великосветским домам — до того Репин был в моде. Ещё «Бурлаков» в свое время купил великий князь Владимир Александрович и повесил в собственной бильярдной. А явно революционную «Манифестацию 17 октября 1905 года» приобрёл член Государственного совета. Удачнее всего удалось продать «Запорожцев» — самому царю. Впрочем, как тут оценить: 35 тысяч рублей за плод 12-летнего труда — это много или мало? Как бы то ни было, Илья Ефимович купил на эти деньги поместье в Витебской губернии. Теперь он наблюдал за работниками не в поисках натуры, а с мыслями о хозяйстве. Он писал Стасову, что время вывозить навоз, что местные мужички покупают у него овёс и ячмень. На целый год страстный Илья Ефимович нашёл счастье во всей этой пасторальной идиллии! С сыном Юрием курил махорку, посмеивался над дочерью Надей, которая ходила по поместью босиком в костюме деревенского парня. Жена Вера Алексеевна, хоть и не сочувствовала всем этим беспорядкам, дипломатично молчала. В тот год они выглядели почти счастливой семьей…

Экспозиция

Экспозиция музея состоит из коллекции личных вещей артиста, сценических костюмов, антикварной мебели, а также художественных работ Валентина Серова, Константина Коровина, Василия Поленова, Михаила Нестерова и Михаила Врубеля и Бориса Шаляпина — сына артиста. Интерьерные комнаты были воссозданы по воспоминаниям и заметкам дочери Ирины, жены Иолы и рассказам современников.

Постоянная экспозиция состоит из воссозданной анфилады комнат на первом и втором этажах особняка. Прихожая ведёт в комнату Иолы Шаляпиной, где висят её портрет работы Бориса Шаляпина, семейные фотографии, свадебные ленты и пейзаж горы Аю-Даг. По соседству расположена комната Шаляпина, которая примыкала к передней и залу, соединённому с антресолями.
В столовой Шаляпин праздновал вместе со своими друзьями успешные бенефисы — за столом могло уместиться более тридцати человек. В экспозиции представлен оригинальный стол, а также художественные работы Константина Коровина. В буфете хранятся сервизы ручной росписью и символами императорской семьи.

В Зелёной гостиной висит картина ирландской художницы О’Коннел «Портрет цыганки», которую, согласно легенде, Шаляпин приобрёл в Брюсселе. Тут же представлены старинный граммофон, набор пластинок с записями оперных певцов, а также подлинное кресло артиста из его квартиры в Париже, где он провёл последние годы своей жизни. В этой комнате небольшая труппа студии имени Шаляпина, в состав которой входили Рубен Симонов, Осип Абдулов, Ольга Андровская, а также дети артиста — Лидия и Ирина, устраивала свои спектакли.

Кабинет Шаляпина использовался артистом для чтения книг, расположенных на книжных стеллажах. Семейная библиотека певца включала книги Александра Пушкина, Ивана Тургенева, Мигеля де Сервантеса и Уильяма Шекспира. На письменном столе артиста стоит портрет Антона Чехова. Белый зал представляет собой концертное помещение, в котором проходят временные экспозиции, а также музыкальные вечера. В этом зале Шаляпин проводил репетиции, на которых часто присутствовали другие музыканты, в том числе Сергей Рахманинов, Арсений Коращенко, Фёдор Кёнеман и другие. Из зала можно было попасть на террасу, выходившую в палисадник.

В комнатах на втором этаже экспонируются награды и дары, полученные артистом на протяжении всей жизни. В их число входит Орден Почётного легиона Франции, Литовские и болгарские награды. На манекенах представлены сценические костюмы, в которых Шаляпин выступал по всей стране, а на стенах висят эскизы декораций художников Ивана Билибина и Коровина. Рядом экспонируются подлинные вещи артиста: шляпа, игральные карты, сигареты, а также рояль фирмы Бехштейн, за которым часто играл Рахманинов.

Последняя комната экспозиции — это бильярдная, в которой хранится стол фирмы «В. К. Шульц», подаренный Шаляпину женой Иолой, а также большой стол и телефон.

Обставлен был наш особняк просто, но добротно; его главным украшением служила библиотека отца, подобранная в основном А. М. Горьким. Роскошью в нашем доме был бильярд, купленный моей матерью для отца, который увлекался этой игрой.
Дочь артиста Ирина Шаляпина

История

Здание

Вид на здание со стороны Новинского бульвара, 2009 год Памятник Фёдору Шаляпину, 2009 год

Портрет Шаляпина работы Константина Коровина, 1921 год Портрет Шаляпина работы Валентина Серова, 1905 год

Музей располагается в одной из немногих сохранившихся после пожара 1812 года московских городских усадеб XVIII века. Дом был построен в 1790-х годах купчихой К. Баженовой и впоследствии продан губернскому прокурору и литератору Степану Жихарёву — другу Александра Пушкина.

Фёдор Шаляпин приобрёл деревянный особняк со штукатурным декором в 1910 году. Дом был одноэтажным со стороны фасада, в то время как во дворе располагались двухэтажные внутренние флигели. После приобретения в доме был произведён полномасштабный ремонт, проводившийся под руководством первой жены Шаляпина Иолы Тарнаги. Здание было перестроено в европейском стиле: зелёную крышу украсили резными дымниками и лепниной, а на столбах чугунных ворот установили декоративные вазы. В доме были проведены газ, водопровод, установлен телефон, бывший на то время дорогостоящей и редкой вещью, также появились ванные комнаты. В гостях у семьи часто бывали писатели и артисты: Максим Горький, Леонид Андреев, Мария Ермолова, Александр Куприн, Валентин Серов и Сергей Рахманинов, Иван Бунин и Константин Станиславский.

Во время Первой мировой войны в здании был организован финансируемый Шаляпиным лазарет для солдат. В 1918 году здание национализировали, и в результате политики уплотнения в нём возникли коммунальные квартиры. По этой причине Шаляпину вместе с семьей пришлось переехать в небольшие комнаты на втором этаже, прозванные «голубятней». Тогда же появились первые сообщения о разграблении советскими отрядами имущества Шаляпина. В 1920-м артист был вынужден обратиться к наркому просвещения Анатолию Луначарскому за орденом на охрану помещения:

Анатолий Васильевич, помогите! Я получил извещение из Москвы, что какие-то солдаты без надлежащего мандата грабят мою московскую квартиру. Они увезли сундук с подарками — серебряными ковшами и проч. Ищут будто бы больничное белье, так как у меня во время войны был госпиталь. Но белье я уже давно роздал, а вот мое серебро пропало, как пропали 200 бутылок хорошего вина. Из воспоминаний Фёдора Шаляпина

В 1978 году коммунальные квартиры расформировали и находящийся в аварийном состоянии особняк передали Музею музыкальной культуры имени Михаила Глинки. В ходе перестройки центра Москвы к Олимпиаде-1980 власти думали снести дом. Однако благодаря инициативе группы артистов здание удалось сохранить. С 1981 года в здании проводилась крупномасштабная реставрация, благодаря чему удалось полностью восстановить исторические интерьеры. В начале XXI века один из флигелей был разрушен, а в сохранившемся открылась галерея мемориальной усадьбы, где проводятся выставки и публичные мероприятия. В 2003 году рядом с музеем власти города установили памятник Шаляпину, выполненный скульптором Вадимом Церковниковым.

Открытие музея

Открытие музея состоялось 24 сентября 1988 года по инициативе первой жены артиста Иолы Тарнаги. Вход в музей осуществляется через сад, в котором при жизни Шаляпина были построены небольшие беседки рядом с высаженными кустами липы, сирени и жасмина.

Архитектура здания

Особняк имеет довольно нестандартное расположение: здание находится на возвышенности, к которой ведет довольно длинная лестница.

Что касается внешнего вида музея, то в архитектурном стиле преобладает модерн. Над созданием проекта трудился молодой архитектор Э. Б. Ходжаев. Примечательно, что для него данный заказ стал первым. Видимо, по этой причине проектировщик приложил колоссальные усилия для того, чтобы его работа имела максимальный успех не только среди населения города, но и во всей России.

Старания молодого дарования не остались незамеченными, и вскоре Ходжаев получил звание официального архитектора города Кисловодск. Множество других, более поздних его проектов, можно увидеть здесь и сегодня.

Основным материалом при строительстве дачи служил белый камень. В качестве украшений были использованы цветные витражи для окон и башенки, искусно отделанные резьбой, жестью и деревом. Также здесь можно увидеть художественную лепнину. А с прилегающего балкончика Шаляпин наверняка не раз любовался чудесным окружающим пейзажем. Здание музея окружено решетчатой оградой, так что издалека оно очень напоминает сказочный теремок.

Анна Кудрявцева

Что касается внутренней отделки и обстановки, то выполнены они в типичной для начала прошлого века манере, но в то же время способны ввести в восхищение даже самого изощренного эстета.

Потолок гостиной также украшен разноцветной лепниной и представляет собой единую гармоничную композицию.

А на стенах можно увидеть художественную роспись, выполненную русским художником К. Коровиным. Даже камин в доме выполнен по авторскому проекту Н. Рериха.

Обстановка особняка отличается роскошью. Мебель украшена искусной резьбой, люстры и драпировки в интерьере использованы также антикварные, богато украшенные. О роскоши здесь говорят даже посуда и салфетки.

Большая гостиная или столовая

Столовая в квартире Шаляпина, в которой принимали гостей.

В столовой обычно принимали гостей за большим столом. Шаляпин был радушным хозяином. В дни, когда артист был свободен, зачастую семья обедала в многолюдном обществе. Сюда часто приходили с визитами такие известные личности, как И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, А. А. Блок, К. И. Чуковский, С. В. Рахманинов, А. Н. Бенуа, Максим Горький, В. В. Маяковский, Ю. В. Юрьев и другие.

Обстановка комнаты в большинстве своём подлинная: ореховые столы, кресла, стулья и резной буфет, дубовый шахматный столик, инкрустированный сундук, тульские самовары и посуда, фарфоровые статуэтки на горке красного дерева.

На стене напротив стола висит шаляпинская коллекция старинного холодного оружия, подаренная Максимом Горьким.

Рядом со столовой находились буфетная, кухня, и хозяйственные помещения. В наше время здесь оборудовали небольшой концертный зал, в котором проходят лекции, вечера, встречи, концерты. Также сейчас для посетителей тут звучит звукозапись бессмертного голоса Шаляпина, и всем желающим предлагают остаться и послушать его арии.

Особенности экспозиции музея Ф. Шаляпина

Экспозиция музея расположилась в нескольких комнатах на двух этажах особняка.

Интерьер музея-квартиры Шаляпина воссоздан по фотографиям и воспоминаниям детей певца, которые передали собранию множество его вещей.

Первая комната – бывшие покои супруги Шаляпина. На стене висит ее портрет кисти сына Бориса, развешены семейные фото и свадебные ленты. Здесь же можно увидеть красивый пейзаж с изображением горы Аю-Даг – известно, что Федор Иванович был неравнодушен к Крыму, часто отдыхал там.

Любимая комната певца – столовая, где он трапезничал с семьей, праздновал свои многочисленные бенефисы. Здесь же частенько засиживались известнейшие современники Шаляпина – художники, писатели, поэты, музыканты. По воспоминаниям детей Федора Ивановича, в начале дружеских встреч разговоры крутились, как правило, вокруг политических вопросов или искусства, однако, все всегда заканчивалось забавными историями и шутками. В столовой можно увидеть много картин К. Коровина – друга Шаляпина, который дарил ему свои работы.

В Зеленой гостиной труппа студии имени Федорова Ивановича ставила свои спектакли, в которых участвовали дочери певца Ирина и Лидия.

Следующая комната – кабинет, который использовался Шаляпиным для чтения. Здесь посетители музея могут увидеть книги произведений любых авторов певца – А. Пушкина, И. Тургенева, М. Сервантеса, У. Шекспира.

За кабинетом следует комната отдыха, где размещены дары, в разное время переданные музею детьми певца, в частности, все работы сына Шаляпина Бориса.

В Белом (концертном) зале певец готовился к концертам, разучивал партии, репетировал со своими партнерами и знаменитыми гостями, например, с Сергеем Рахманиновым. Музей Шаляпина в Москве и сейчас предлагает посетителям послушать эту великолепную музыку.

В залах второго этажа рассказывается о наградах и почестях, оказанных великому исполнителю, представлены преподнесенные его поклонниками дары. Здесь можно увидеть одеколон и духи имени Шаляпина, игральные карты, сигареты, шоколадные наборы и обои с его изображением.

Имеется в музее и Зал костюмов, где представлены сценические облачения Шаляпина, в которых он выступал не только в Москве и Северной столице, но и в многочисленных городах России. В создании одного из костюмов принял участие великий Николай Рерих. На стенах комнаты представлены эскизы декораций, изготовленные К. Коровиным и И. Билибиным.

Большинство представленных в комнатах вещей – подлинные шаляпинские: старинный граммофон, афиши и программы спектаклей, напольные часы, некоторая мебель, рояль Bechtein.

Последний зал музея рассказывает о лазарете, под который в 1914 году Федор Иванович отдал свой дом. В те времена попасть в лазарет считали за счастье. Содержал его Шаляпин на собственные средства, за ранеными ухаживали его дочери. Сам «великий бас» часто беседовал с пациентами лазарета, исполнял песни.

Музей Шаляпина в Москве рад всем интересующимся певческой культурой нашей страны. В его стенах часто проходят лекции, концерты звукозаписи, встречи поклонников великого оперного певца.

Как добраться до музея?

Музей Ф. Шаляпина расположился по адресу: Москва, Новинский бульвар, 25 в пешеходной досягаемости от станции метро «Баррикадная».
Часы работы: вторник, суббота – с 10 до 18 часов, среда, четверг – с 11.30 до 19 часов, воскресенье – с 10 до 16.30. Понедельник, пятница – выходные дни.

Каждый последний рабочий день месяца – санитарный.

От народной любви до государственной ненависти – один шаг

Само здание было построено еще в 1901 году. Архитектор использовал лепнину на фасаде, балюстраду и вазы по карнизу – все стилизовал под XVIII век. Судя по найденной в архиве купчей,  дом на улице Пермской (нынешняя Графтио) солист Его Величества Федор Шаляпин приобрел у статского советника Петрова. Поселившийся поздней осенью 1914 года, Шаляпин занимал весь 2-й этаж трехэтажного особняка на Аптекарском острове.

Посвященный жизни и творчеству великого артиста,  современный музей не зря расположился в последней петербургской квартире Федора Ивановича. Именно в ней с 1915 по 1922 год жил певец. Отсюда он уехал за границу, дабы больше никогда не вернуться на Пермскую. И вообще в Россию…

Не зная, как дальше пойдут дела, свою квартиру и все имущество в ней, хозяин оставил на попечение верного друга (и по совместительству секретаря) Исая Григорьевича Дворищина. 

Шаляпин уехал, а через 5 лет советское правительство припечатало его клеймом помощника белоэмигрантам. Суровым наказанием для артиста стало лишение звания Народного, а также запрет возвращаться на Родину. В квартиру к Дворищину сразу подселили новых жильцов, которым перепали вещи предыдущего знаменитого квартиросъемщика. 

Верный друг Исай сумел сохранить часть имущества Шаляпина: он перенес его в свои комнаты, ранее служившие певцу спальней и будуаром. В годы Великой Отечественной всех жильцов эвакуировали, в доме остался один Дворищин. Даже тяжелейшая зима блокадного 42-го не смогла заставить его продать или обменять доверенные вещи. Исай Григорьевич умер от голода, а сотрудники Театрального музея успели вывезти важные и ценные бумаги, а также небольшие предметы обихода в  музей. Уже после войны остальные опечатанные личные вещи артиста – мебель, картины, предметы искусства – передали в музей. 

Все это оказалось под надежной охраной государства, а вот самой шаляпинской квартире не так повезло. Коммуналка – она и есть коммуналка: потолки со временем закоптились, паркетные полы  пострадали от «буржуек», бывшие ранее шикарными обои превратились в грязные оборванные клочья.

Архитектура здания

Трёхэтажный дом, стоящий на Аптекарском острове, куплен Шаляпиным в 1915 году. Сохранилась купчая на приобретение у статского советника, жившего в те времена, Петрова. Построено здание в 1901 году. Вместе с купчей в современных архивах ЦГИА СПб хранится план усадьбы, подписанный Д. П. Рябовым. Предполагается, что архитектором строения являлся В. А. Щуко.

Последующие изменения  — возведение двух дополнительных этажей, соседних зданий проводилось архитектором К. В. Марковым. Предполагается, что работы проводились в послевоенный период во время восстановления соседнего дома, разрушенного бомбежкой. На втором этаже здания поселился Шаляпин.

Архитектурными особенностями здания явилось его наружное украшение, созданное в стиле XVIII столетия:

  • богатая лепнина
  • красивый фасад
  • балюстрада
  • вазы вдоль карниза
  • интересный внутренний дворик
  • флигель для конюшни

На заднем дворе сохранился гараж, где находился личный автомобиль певца. К сожалению, во время надстройки дополнительных этажей, многие скульптурные элементы были уничтожены. Сейчас планируется восстановить флигель, построив новый корпус для расширения помещений музея. Проект нового трёхэтажного корпуса с изображением певца на фасаде, балконами, закрытыми стеклами, расположенными на втором и третьем этажах, уже разработан.

Прихожая

Прихожая в музей-квартире Шаляпина во «взрослой» половине

Когда Фёдор Иванович купил дом, он устроил себе жильё на втором этаже, соединив узким коридором две квартиры на площадке. Таким образом образовалось две половины: детская и взрослая. Сегодня посетители входят в фойе детской половины. Гости Шаляпина же входили через дверь «взрослой» половины, откуда они могли сразу проходить в гостиную и столовую.

Здесь тоже сохранилась подлинная обстановка: в тусклом свете можно увидеть большую настенную вешалку, зеркало, стойки для зонтов и тростей. На крючках висят шаляпинские пальто: зимняя «татарка» и солидное демисезонное, а над вешалкой находятся часы, остановленные на времени смерти великого певца.

Мария Филиппова, фото автора, 22.12.2019

Литературно-музыкальный музей Дача Шаляпина

В 1980 году, по инициативе Л. Н. Бурдиной, ставшей впоследствии первым руководителем музея, в особняке был основан литературно-музыкальный музей Шаляпина. Экспозиция Дачи не так обширна, как, например, мемориальные квартиры Шаляпина в Москве и Санкт-Петербурге, однако и здесь есть уникальные экземпляры. Например, 140 писем племянника Шаляпина Игоря, отсидевшего 10 лет в лагерях их-за отказа отречься от опального дяди, ставшего «врагом советской власти», и личные вещи как самого Фёдора Шаляпина, так и членов его семьи.

Не секрет, что у Шаляпина часто бывали гости. В том числе и различные знаменитости. И многие из них оставили здесь свой след. В столовой и сегодня расстелена скатерть с их памятными автографами.

Отдельно хотелось бы обратить внимание на полотно, висящее в театральной гостиной. Называется оно «Мир гения»

Писал его Н. В. Овечкин. На картине художник изобразил толпу, окружившую Шаляпина. Кстати, последний виден лишь смутно. Овечкин не успел закончить картину, потому сегодня гости музея могут увидеть ее именно в таком виде.

Отправиться в виртуальный тур по музею «Дача Шаляпина»

История “Пенатов”


Илья Ефимович Репин

Покупка и строительство


Пенаты

Изначально на месте усадьбы Репина, в поселке Куоккала, располагался небольшой хутор, который художник купил в 1899 году. Территория вокруг дома была окружена болотами и заросла сорняками, а сам дом запущен. Его перестроили по личному проекту художника и назвали “Пенаты” в честь греческих богов-покровителей домашнего очага. Их изображения украшают деревянные ворота перед усадьбой.

При помощи системы искусственных водоемов болота удалось осушить — под чутким руководством Ильи Ефимовича территория вокруг дома была превращена в живописную местность. Несколько прудов и каналов были соединены между собой и впадали в Финский залив.

Последние года жизни Репина, проведенные в “Пенатах”

После того, как через четыре года после покупки усадьбы Репин принял решение туда переехать, этот дом стал местом частых встреч. Илья Ефимович и его вторая жена, Наталья Нордман, любили принимать тут гостей. Многие известные культурные деятели, такие как Корней Чуковский, Сергей Есенин и Фёдор Шаляпин, не раз съезжались в Пенаты на так называемые “репинские среды” и всегда оставались удовлетворены гостеприимством и радушием хозяев.

Через пару лет усадьбу усовершенствовали — построили второй этаж и стеклянные крыши в виде пирамид. Это была идея Репина — он стремился добавить в дом больше естественного освещения. После этого в усадьбе все чаще стали появляться новые пристройки, балконы и декорации.

До 1917 года Репин являлся профессором в Академии художеств, а затем решил отказаться от этой должности и стал проводить практически все время в “Пенатах”. Он любил проводить много времени за работой в своей мастерской и использовал для этого любую возможность. Именно поэтому художник часто зарисовывал гостей, приезжавших к нему в усадьбу.

Во время войны поселок Куоккала перестал относиться к территории России, его жители невольно превратились в эмигрантов. Несмотря на это, Репин не уехал из усадьбы и оставался в ней до самой смерти. В своем завещании он попросил похоронить его на территории парка вокруг “Пенатов”.

Усадьба после смерти художника

В 1914 году скончалась Наталья Нордман, а в 1930-м и сам Репин. После кончины Репина усадьба перешла к его детям, однако они были вынуждены эвакуироваться в Хельсинки в 1939 году. Также они вывезли часть отцовских картин.

В 1940 году было принято решение открыть в “Пенатах” музей, однако во время Второй Мировой случился пожар, и музей пришлось отстраивать заново. Полностью восстановить “Пенаты” удалось лишь в 1962 году.

Краткая биография Федора Шаляпина

Федор Шаляпин родился в 1873 году в простой крестьянской семье в Казани, в юношестве его отдали на обучение ремеслу сапожника. Получил начальное образование в школе и окончил училище в Казани. В разные годы он был солистом Большого и Мариинского театров, последним руководил с 1918 по 1921 год. В свое время он оказал большое влияние на развитие оперного пения, хотя, кроме своего главного занятия, увлекался живописью, скульптурой и иногда снимался в кино.

Считал, что его карьера началась в 1890 году, когда впервые выступил среди любителей искусства, исполнив роль в опере «Евгений Онегин».

Расцвет творчества пришелся на 1899 год, когда Шаляпин поступил в императорские театры, стал часто выступать и уже через пару лет отправился в театр «Ла Скала», где о нем узнал весь мир.

Шаляпин был дважды женат, сначала на балерине Иоле Торнаги — в браке родилось шестеро детей, но один из них умер в возрасте 4 лет. А чуть позже певец увлекся Марией Петцольд, и у них родилось трое детей.

История

Датой рождения усадьбы Пенаты считается 27 мая 1899 года, когда была официально оформлена купчая на участок в посёлке Куоккала и находящийся на нём домик. Тихий уголок у Финского залива в конце XIX века стал популярным местом отдыха русской интеллигенции.

Сам Репин поселился в Пенатах в 1903 году. Он приехал в усадьбу на лето и начал активно заниматься садом и домом, чтобы поскорее устроить себе место для рисования. В конце лета, когда пора было возвращаться в Петербург, он неожиданно решил остаться здесь на зиму. Некоторое время художник ещё ездил в столицу, преподавал в Академии художеств. Он был профессором и вёл класс композиции. Окончательно Илья Ефимович обосновался в усадьбе осенью 1908 года, покинув профессорский пост.

Здесь бывали:

  • Фёдор Шаляпин
  • Корней Чуковский
  • Василий Матэ

После смерти Ильи Репина в Пенатах остались жить его дети. Тогда в усадьбе было два дома:

  • Сын Юрий жил со своей семьёй в доме у дороги
  • Дочь Репина – Вера поселилась  в главном доме

Историческая справка

Музей был создан в апреле 1975 году в том месте, где последние годы своей жизни в нашей стране провел певец. Это место находится на Аптекарском острове на Пермской улице. Именно здесь с 1915 по 1922 год жил Шаляпин. Великий певец считался одним из самых лучших и талантливых артистов многих театров, среди которых можно назвать Мариинский, Большой, а также Метрополитен Опера, что в Нью-Йорке. Многие знают, что с именем Федора Шаляпина связано очень многое непосредственно в сфере мирового оперного искусства, на которое он оказал достаточно большое влияние. Именно здесь Шаляпин прожил свой последний период перед тем, как иммигрировать в Париж, а затем, вернувшись оттуда, продолжил проживание в этой квартире.

В 1927 году правительство нашей Родины повесило на артиста обвинение в оказании помощи белоэмигрантам, и как следствие лишает Шаляпина почетного звания Народного артиста. Кроме того, в тот период великому певцу был категорически запрещен въезд на территорию России, а все вещи, принадлежащие ему и находящиеся непосредственно в знаменитой квартире, были отданы новым жильцам. К великому счастью, большую часть предметов артиста сохранил Дворищин. После его смерти все то, что он сумел сохранить, его родственники отдают в фонд музея.

Лишь в 1960–х принимается решение об открытии музея, посвященного Ф. И. Шаляпину. Люди, которым была не безразлична жизнь и деятельность этого великого и талантливого человека, воссоздают интерьеры помещения, в котором он жил, а также и декоративное убранство квартиры. Музей стал пополняться довольно таки быстрыми темпами, ведь не только дети, но и верные слуги Федора Ивановича передавали музею письма, фотоснимки, личные предметы певца, какие-то картины. И вот в 1975 году выставка в полной красе предстает на обзор посетителей. Но, следует заметить, что при Советском правительстве имени Шаляпина в названии не было, а официальным названием музея был «Русский оперный театр».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector