Музей-усадьба репина пенаты

Пять сохранившихся дореволюционных дач

Дача фон Дорна


Фото: terijoki.spb.ru

Под Зеленогорском есть очень интересный дом, который в советское время тоже принадлежал одному из детских садиков, а до революции — человеку по фамилии фон Дорн. Это объект регионального значения, но разрушается практически на глазах.

Когда Борис Акунин узнал о даче фон Дорна и обстоятельствах биографии этого человека, оказалось, что каким-то совершенно мистическим образом они совпали с историей персонажа Фандорина. Кто-то мог бы купить эту дачу и устроить тут, например, отель с таким литературным бэкграундом.

Дача Мюзера


Дача Мюзера. Фото: wikipedia.org

Дача Мюзера в Зеленогорске в советское время была ЗАГСом. Там совершенно сказочные камины, на которые заглядывались специалисты из Эрмитажа, печи с какими-то пряничными, разноцветными изразцами. Дача принадлежит частному лицу, и оно зашифровано так, что мы даже не знаем, кому. Владелец должен был еще до 2014 года привести эту дачу в порядок, но у нас складывается ощущение, что он просто ждет, пока она сама рухнет. И тогда мы лишимся самой прекрасной на настоящий момент дачи на Карельском перешейке.

Дача Захарова

На Красноармейской находится дача лесопромышленника Захарова, единственная оставшаяся из шести. Мы пытались ее заявить в качестве объекта культурного наследия, но ничего не получилось. Это совершенно уникальный объект, потому что при даче находились остатки дореволюционного парникового хозяйства с водопроводом, трубами.

Дача Габерцетель


Фото: terijoki.spb.ru

Дача петербургского архитектора Виктора Габерцеттеля под охраной, вроде бы там сейчас сидит сторож, но какие планы насчет нее, неизвестно. Поэтому в какой-то момент мы можем приехать на место после зимы и выяснить, что там всё снесли.

Вилла «Айнола»


Фото: Саша Шаргородская

Вилла «Айнола» принадлежала петербургскому архитектору . Он выстроил себе дачу в стиле дворянского гнезда — с прудом, фонтаном, беседкой и небольшим парком. Сейчас здание используется в качестве общежития для работников ведомственной охраны. Совершенно уникальная дача, вилл в этом стиле на Карельском перешейке больше нет. Мы бы хотели сделать в ней музей Дачной культуры Петербурга.

Как берег залива стал местом отдыха петербуржцев и каким был быт дореволюционных дачников

— В 1870 году между Петербургом и Рийхимяки построили Финляндскую железную дорогу, и с этого момента территорию начали облюбовывать петербургские дачники. Эти места пользовались хорошей славой: хотя Великое княжество входило в состав Российской империи, это была почти заграница — здесь были шведский и финский языки, своя валюта, своя полиция, своя культура.

В основном здесь отдыхала верхушка среднего класса. Богатые участки с домами, хозяйственными постройками, дворницкой, ледником могли себе позволить либо купцы первой-второй гильдии, либо расторговавшиеся крестьяне, либо чиновники высших рангов. Здесь также жили артисты, писатели, архитекторы. Если случайно попадал кто-то из низов среднего класса, то, скорее всего, мелкие чиновники, получившие наследство.


Терийокский пляж (Зеленогорск) 1907–1913 годы. Фото: pastvu.com

Дачи были в собственности и съемные. Многочисленные строительные артели строили, по сути, типовые дачи. Обычно это был дом с мезонином, верандой. Комнаты — в зависимости от достатка, но, по крайней мере, была спальня, гостиная, детская, кухня. В богатых домах были специальные помещения для прислуги, например комнатки, где летом можно чистить овощи.

Отапливали дачи печами. Причем практически во всех домах были очень красивые изразцовые печи и камины. На территории Финляндии был Ракколаниокский завод, который изготавливал изразцы. Печь можно было выбрать по каталогам: белую либо разноцветную.

Скоропортящиеся продукты хранили в ледниках. В них было два помещения: одно для заморозки, другое — просто холодная комната, где хранили соленья и варенья. Дальнее помещение обычно строилось из тесаных гранитных камней. Туда закладывали лед, который в апреле или начале мая вырезали на Финском заливе — всё это могло не таять до осени. На льду хранили мясо, птицу, рыбу.

На всех участках были колодцы, воду носили в ведрах. Туалеты устраивали не на улицах, а в домах — в специально пристраиваемых кабинках. По сути, это были выгребные ямы.

Водопровод в начале XX века считался роскошью. Его можно было встретить на богатых дачах. Система накачивала воду в специальные емкости и распределяла ее по дому. В таких домах был душ, ванные, ватерклозеты. Если были деньги, всё это спокойно можно было устроить.


Куоккала (Репино), Лежоевская улица, 1904-1908 годы. Фото: terijoki.spb.ru

Дачники любили загорать у залива — его называли морем. У каждой дачи была своя кабинка для переодевания: они выстраивались в шеренгу, отделяя море от шоссе. Многие жаловались, что это портит вид на пляжную линию. Люди, которые снимали дачу, пользовались кабинкой хозяев дома, но кабинки могли сдавать и отдельно.

В каждой местности были общества благоустройства. Дачники должны были сами заботиться о поселениях: следить за дорогами, фонарями, чистотой на пляже, соблюдением санитарных правил в лавках. Общества устраивали всевозможные вечера, благотворительные концерты, приглашали артистов из Петербурга, которые выступали и вместе с любителями из числа дачников. Были детские кружки, где занимались гимнастикой, пением, танцами, а в конце сезона устраивали большое представление.

Отдыхали в основном на своем участке, принимали гостей и сами ходили в гости, катались на лодках, ездили в соседние селения на праздники. Были очень распространены велосипедные прогулки, ведь начало XX века — время велосипедного бума.


Келломяки (Комарово), Морская улица 1900-1910 годы. Фото: primo.nlr.ru

Соседи плотно общались. В основном люди были знакомы еще по городу или где-то встречались: жили в одном доме, были прихожанами одной церкви, служили в одном департаменте или были родственниками.

Никто не строил высоких заборов. Судя по фотографиям, это были обычные штакетники с обсадкой деревьями по кромке участка. Идешь сейчас по улице или по лесу и видишь, как где-то в линеечку выстраиваются ели — значит, когда-то здесь была улица.

Приезжали на дачу обычно в мае, уезжали в сентябре. Кто-то оставался на зиму, таких людей называли зимогоры. Некоторым просто нравилось там жить, и они могли ездить на службу с дачи. Для некоторых дача в пригороде оказывалась значительно дешевле, чем квартира в городе.

Художник Илья Репин

Илья Ефимович Репин — самый известный и самый плодовитый художник в жанре русского реализма. Он родился в 1844 году в харьковской казачьей семье, с детства полюбил рисовать. Учился сначала в школе топографов, потом в иконописной мастерской, а потом смог поступить в петербургскую Академию художеств. Денег поначалу не хватало даже на необходимые для экзаменационных работ краски и холсты, но в 1871 году он получает большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира».

А прославила его картина «Бурлаки на Волге». Это было время, когда общество ждало от художников не столько академической живописи, сколько социальной актуальности и сюжетов, рассказывающих о жизни народа — и Репин идеально попал в эту струю. Впрочем, картины на фантастические сюжеты тоже были востребованы — звание академика Репин получает в 1876 году за сказочную картину «Садко».

Репин стал одним из вдохновителей и организаторов Товарищества передвижников — группы художников, писавших картины на остросоциальные и исторические темы и устраивающих свои передвижные выставки. Туда, кроме самого И. Репина, входили В. Суриков, И. Шишкин, В. Васнецов, И. Крамской и многие другие.

В 1880-х годах к Репину приходит известность. Он познакомился и подружился с известным меценатом П. Третьяковым, бывает в Ясной Поляне Л. Толстого, пишет портрет М. Мусоргского… Некоторое время художник живет в Москве, но в 1882 году перебирается в Петербург. Здесь он продолжает активно участвовать в культурной жизни: например, сначала сближается, а потом разрывает с «Миром искусства» А. Бенуа и С. Дягилева, руководит своей живописной мастерской в Академии художеств.

Но чем дальше, тем больше он хочет сосредоточиться именно на творчестве — и с начала XX века большую часть времени проводит уже не в городе, а в своей небольшой усадьбе на берегу Финского залива. Здесь он живет до самой своей смерти в 1930 году, здесь же он и похоронен.

Ирина Стрельникова

P.S. Когда Репину было чуть за тридцать, он увлёкся идеей фотографии — мол, вот ещё один способ правдиво отображать действительность. Попробовал и сам освоить фотографический аппарат, накрыл голову сукном, но тут же вылез: «Да тут, пока экспозицию выдержишь, задохнешься! Нет уж, написать портрет и проще, и быстрее!»

#СовсемДругойГород Экскурсии по Москве

Репин с гостями (стоит второй справа – Горький)Репин пытается писать Горького и Марию Андрееву. Но это уже не лучший его периодЕщё с Горьким и Андреевой (справа – жена Наталья Борисовна)Со Львом Толстым

Наталья Борисовна Нордман в мастерской мужа

Какие дачи отреставрированы

— Есть всего несколько случаев, когда была проведена реставрация. Например, две дачи на Морской улице в Комарово: вилла Рено и дача Юхневича, причем очень квалифицированно отреставрированы. Еще дача Сандина на улице Лейтенантов (об этом доме подробно рассказывало издание «Собака.ru»).


Вилла Рено, современный вид. Фото: aaaunion.ru

В основном это частные дома. И всё зависит от человека, который покупает. Чтобы дача сохранилась, должны соединиться две почти невозможные вещи: очень большие деньги и понимание, что покупаешь уникальную вещь.

Например, дачу Новикова в Зеленогорске купило частное лицо, и мы очень боялись, что дом погибнет. Но оказалось, человек взялся за это дело, и дача будет жить дальше. Отель «Скандинавия» в Сестрорецке тоже отреставрировал две дачи.

У некоторых домов нет охранного статуса. Но даже если он есть, экспертиза может показать, например, что дача вся поедена грибком, наполовину сгнила. Дом сносят, строят такой же из бетона и обшивают деревом. Поди потом докажи, надо ли было ее разрушать полностью. С другой стороны, моя точка зрения — уж лучше пусть будет новодел под старину, чем простая бетонная коробка.

Как добраться

Музей-усадьба художника И. Е. Репина «Пенаты» находится в Курортном районе на побережье Финского залива. Точный адрес: Приморское шоссе, дом 411. Расстояние до него от Санкт-Петербурга составляет 45 километров. Доехать до усадьбы можно из Северной столицы на автобусе, электричке или на машине.

Пожалуй, самый быстрый способ — это сесть на электричку до станции «Репино», которая отправляется от Финляндского вокзала.

Расписание электричек по станции «Репино» от Яндекс. Расписания:

Автобус № 211 идет до Зеленогорска от станции метро «Черная речка». Вам необходимо выйти раньше, на остановке «Пенаты».

Схема метро Санкт-Петербурга

Время пути на автомобиле составит около 1 часа, в зависимости от пункта отправления и загруженности дорог.

Можно заказать такси, поездка в одну сторону обойдется от 1000 рублей. Сравнить цены и вызвать такси можно через приложения Яндекс.Такси, Везет, Максим, Таксовичкоф, Uber, Gett и др.

До поселка Репино действует трансфер от KiwiTaxi.

Усадьба Ильи Репина «Пенаты»: видео

Архитектурный стиль

Внешний облик музея-усадьбы спроектирован по эскизам Ильи Ефимовича. Абсолютно весь интерьер, вплоть до мельчайших деталей, проработан самим художником. По этой причине музей и выглядит так необычно, ведь он является олицетворением личных вкусов и идей Репина.

Нельзя сказать, что усадьба построена в каком-то определенном стиле. Кроме этого, после переезда Ильи Ефимовича в “Пенаты” их внешний облик менялся и дополнялся множество раз

Архитектурный стиль усадьбы совмещает в себе древнерусские мотивы и скандинавский модерн, присущий финской архитектуре. Это на первый взгляд несуразное архитектурное решение было раскритиковано соседями-финнами Репина.

Мастерская художника

Помещение, где работал Репин, называлось Зимней мастерской. Тяжёлые портьеры делили помещение на три части, и когда в Пенаты приезжали ученики художника, работая в отдельной части мастерской, они могли спокойно рисовать, не мешая учителю. Сам Илья Ефимович мог одновременно работать над несколькими картинами. В мастерской обычно стояло несколько мольбертов с укреплёнными на них холстами.

Над Кабинетом находился балкон со стеклянной крышей. Подняться на него можно было по лесенке. Эта пристройка являлась продолжением Зимней мастерской, но уже на открытом воздухе. С балкона виден парк и берег залива.

Из Зимней мастерской можно было подняться в Летнюю мастерскую с широким окном, которое выходило на север. Это помещение появилось в доме одним из последних, Репин построил его на месте открытой террасы, где он когда-то рисовал. Эту мастерскую гости Пенатов прозвали секретной, потому что вход в неё был запрещён. Просмотр картин всегда проходил в Зимней мастерской художника.

В настоящее время это помещение восстановлено, хотя детали его прежнего убранства не реконструировались. В стенах мастерской висят эскизы, наброски и рисунки.

На полках лежат:

  • костюмы натурщиков
  • копия запорожского знамени
  • сабли
  • ружьё
  • сумки, которые использовались художником в картине Запорожцы пишут письмо турецкому султану

Интересные факты

Об усадьбе

Помимо картин самого Репина в музее хранятся так же и рецепты вегетарианских блюд его жены, и часть работ его сына Юрия, который пошел по стопам отца и тоже стал художником.

Репин по назначению своего врача часто ночевал прямо на улице. Чаще всего он спал на веранде — даже в самые морозные дни. Своих домочадцев он всегда просил отрывать окна в комнатах, поэтому зимой внутри было так же холодно, как и снаружи.

В парке, окружающем усадьбу, расположена могила, где похоронен сам художник — это было его последнее желание, описанное в завещании. Также он завещал посадить дуб на месте своего захоронения.


Территория «Пенатов»

Рядом с домом художника, в парке, расположен “Храм Осириса и Изиды” — летняя беседка, в которой часто проводились культурные мероприятия и лекции.

“Живая” атмосфера музея-усадьбы “Пенаты” позволяет посетителям проникнуться бытом художника и почувствовать себя ненадолго гостем на “репинских средах”.

На территории парка, поодаль от дома, расположена “Башня Шахиризады” — небольшая смотровая башня, которую также можно посетить с экскурсией.

О “репинских средах” в “Пенатах”


Рабочий кабинет

Вторая жена Ильи Ефимовича Наталья Нордман вела веганский образ жизни. Она отказалась от различных изделий из натурального меха, а также от мяса. Поэтому мясные блюда на “репинских средах” не подавались. Гостям-мясоедам приходилось приносить свою еду и есть тайком от хозяйки дома.

Во время “репинских сред” прислуга не выполняла своих обязанностей и даже обедала за общим столом, что было не очень характерно для тех лет. По дому были развешены таблички, такие как “Снимите пальто сами”, “Пройдите в дом сами”, в организации обедов и размещении гостей часто принимал участие непосредственно сам художник.

Поскольку в доме гостям приходилось обслуживать себя самим, очень удобным предметом мебели стал двухуровневый крутящийся стол с ручками. За трапезой гости могли при помощи ручек повернуть стол и взять порцию блюда.

Никаких особенных требований к гостям (кроме самообслуживания), приезжавших в “Пенаты” по средам, не было. Посетить усадьбу в это время можно было даже без приглашения.

Живописец был в восторге от творчества от молодого Маяковского и даже однажды пригласил его в “Пенаты”, чтобы нарисовать его портрет. После знакомства Репина с Маяковским футуристы часто стали посещать “репинские среды”.

Экспозиционные залы «Пенатов»

В доме Репина восстановлены 10 комнат, согласно завещанию Нордман-Северовой, некоторые помещения (ванная, кухня и пр.) не входили в музейный комплекс, сейчас здесь находятся гардероб и кабинеты для сотрудников. Чтобы воссоздать интерьеры экспонаты (мебель, личные вещи, картины и пр.) собирали у родственников и знакомых Репина. Этот долгий кропотливый труд позволил вернуть помещениям «Пенатов» их изначальный облик.

Сегодня посетители музея-усадьбы могут осмотреть жилые и рабочие комнаты живописца. Для гостей доступны следующие залы: Прихожая, Гостиная, Кабинет, Столовая, Костюмерная, Зимняя и Летняя мастерские, Зимняя и Летняя (открытая) веранды. В этих комнатах выставлены предметы, характеризующие не только самого хозяина, но и быт того времени. Но конечно, сердцем экспозиции являются художественные произведения.

Открытая веранда, Пётр Иванов

Основу музейной коллекции составляют работы самого Ильи Ефимовича (это картины, наброски, рисунки, графика, скульптура). Кроме того, здесь представлены произведения Юрия Репина и других художников рубежа XIX—XX вв. В «Пенатах» были созданы крупные исторические полотна Репина, картины на евангельские мотивы и темы современной жизни. Гости музея смогут увидеть знаменитые работы мастера — «Отрок Христос во храме», «Утро воскресения», а также многочисленные портреты — «Портрет дочерей Нади и Веры», «Пушкин на набережной Невы», «Автопортрет», портреты Н. И. Пирогова, Н. Б. Нордман, А. Д. Петрова и др.

Кроме постоянных экспозиций, в музее-усадьбе И. Е. Репина регулярно проходят выставки художественных произведений, посвященных жизни и творчеству живописца.

Анонс выставок в усадьбе Репина «Пенаты» на сайте Академии Художеств

Интерьеры «Пенатов» (столовая), Пётр Иванов

Что дачники выращивали на участках и что осталось от усадебных парков

— Огороды были только у местных, которые продавали дачникам овощи, яблоки, ягоды садовые и лесные. Дачники любили сады. На участках были клумбы с цветами, кусты сирени, жасмина, спиреи и другие декоративные кустарники. Люди старались облагородить свою территорию.

В больших имениях, которые называли барскими дачами, могли разбить парк. Поэтому сейчас у Приморского шоссе, зайдя глубже в лес, можно обнаружить совершенно не родные для этих мест породы деревьев. Если идешь по лесу и видишь какой-нибудь одичавший шиповник, то сразу понимаешь, что здесь надо искать и остатки фундамента.

Например, совершенно потрясающий парк принадлежал поставщику двора его императорского величества Герману-Фридриху Эйлерсу. У него была большая усадьба за Терийоки, сейчас это Ушково. На участке он построил несколько дач для себя и своих детей и устроил ландшафтный парк. Но сейчас от него практически ничего не осталось.

Можно также вспомнить виллу Рено, которая до революции принадлежала оружейнику Ивану Чижову. Он устроил парк с дорожками и фонтанами. Сейчас на месте верхней части парка частное владение, а внизу — особо охраняемая территория «Комаровский берег» с экотропой. В другой части Келломяки был пансионат «Тихий уголок». Там протекала речка, были пруды, вокруг которых шли дорожки для прогулок.


Экотропа. Фото: oopt.spb.ru

В годы войны

В 1939 году на Карельском перешейке начались военные действия, и дети Репина покинули усадьбу, перебравшись в Хельсинки. Когда посёлок стал относиться к территории СССР, усадьба отошла в ведомство Российской академии наук. В 1940 году здесь открыли Дом-музей Репина. Однако просуществовал он недолго: через год из Пенатов срочно эвакуировали картины, рисунки, мебель и личные вещи художника – Ленинград готовился к блокаде.

Когда русские войска вернулись в посёлок Куоккала, обнаружилось, что усадьба сгорела. В 1944 году, в 100-летнюю годовщину со дня рождения Репина, правительство приняло решение восстановить Пенаты ,как выдающийся памятник русской культуры, а посёлок Куоккала переименовать в Репино.

Несколько лет строители и работники музея искали материалы для восстановления здания. Использовались многочисленные фотографии, рисунки, картины и кинодокументы.

Пенаты восстанавливали более 10 лет:

  • отстраивали дом
  • собирали личные вещи и картины
  • искали похожую мебель

В 1962 году музей открылся во второй раз.

История усадьбы И.Е. Репина «Пенаты»

Художник приобрел небольшой участок с деревянной постройкой в поселке Куоккала 27 мая 1899 г. Он бывал здесь наездами, и только завершив монументальное полотно «Заседание Государственного Совета», перебрался из городской квартиры «на природу», оставаясь в «Пенатах» до конца своих дней (скончался 29 сентября 1930 г.). В римской мифологии боги Пенаты являлись хранителями семейного очага,в XIX веке латинское «Di Penates» прочно ассоциируется с понятием «родной дом». Место это, станет не только бесконечно родным и любимым домом Репина, но и последним пристанищем — под пологом тенистого парка великий художник покоится с миром.  1 июня 2017 года музей отметил свое 55-летие. Вторая жена художника — Наталия Борисовна Нордман (1863—1914), после смерти Ильи Ефимовича хлопотала о передаче имения Академии художеств, понимая, что именно так можно сохранить память о выдающемся человеке и творце.

Она писала в завещании: «…дом ни в коем случае не должен быть обитаем. Картины и все те вещи, которые по усмотрению моих душеприказчиков могут служить выражением вкуса и привычек Ильи Ефимовича, а так же и моих должны быть оставлены на своих местах с целью придать домику вид музея и сохранить в нем отпечаток личности художника». Сам художник в 1916 году внес «лепту» в размере около 30000 рублей на счет Академии на содержание будущего музея.

История усадьбы

Илья Ефимович Репин приобрел этот участок в 1899 году. Здешняя природа с красивыми видами на залив способствовала творческому вдохновению. Художник в этот период уже прославился своими работами «Бурлаки на Волге», «Крестный ход», «Иван Грозный» и др. Он не только активно писал картины, но и преподавал в Академии Художеств и потому искал уединенное место для работы. Усадьба стала идеальным вариантом. Название «Пенаты» она получила в честь римских богов, охраняющих домашний очаг. Их изображения (по рисунку Репина) встречались на воротах дома и на деревьях в саду.

Художник прожил в «Пенатах» 30 лет, здесь же находится его могила. Идея основать музей принадлежит спутнице художника и общественному деятелю — Наталье Борисовне Нордман-Северовой. Согласно ее завещанию имущество было передано Императорской Академии художеств для создания мемориального музея. Этот проект был осуществлен в 1940 году. Период Великой Отечественной войны стал самым трагическим в истории комплекса. В результате пожара, усадьба полностью выгорела. Понадобилось много лет чтобы восстановить дом.

Второе рождение музея состоялось в 1962-м. Несмотря на то, что усадьба считается новоделом, в ней можно увидеть личные вещи, картины, эскизы Ильи Репина (экспонаты были эвакуированы в военные годы). Также здесь выставлены произведения его сына Юрия и других известных художников. Восстановление дома производилось по сохранившимся документам, мастера постарались полностью воспроизвести утраченные помещения и интерьеры. Сегодня при посещении мемориального музея посетители могут посмотреть кинохронику из жизни известного живописца.

Могила И. Е. Репина в парке (вид после 1994 года), Пётр Иванов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector