Лакмусовый аукцион
Содержание:
ПАРАДЖАНОВУ ЭТО НРАВИТСЯ
ИНТЕРВЬЮ ХУДОЖНИКА ИВАНА КРУТОЯРОВА, КУРАТОРА МЕЖДУНАРОДНОГО ВЫСТАВОЧНОГО ПРОЕКТА «МИРЫ ПАРАДЖАНОВА ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННИКОВ » ЖУРНАЛУ «ECLECTIC».
Уникальный выставочный проект «Миры Параджанова глазами современников», недавно , теперь путешествует по Москве — с пересадками, но без остановок. В планах организаторов – учреждение ежегодного фестиваля искусств «PARAJANOV ART FEST» и международной Параджановской премии в области искусства «За творчество без границ».
О том, как удалось объединить миры театра, живописи, фотографии,
скульптуры, авторской куклы, инсталляции и ассамбляжа в историю, живую и
целостную, мы поговорили с одним из авторов проекта — членом Творческого Союза
Художников России, организатором и руководителем Творческого объединения «ART Бульвар» — Иваном Крутояровым.
Локальные проблемы
Арт-рынок в РФ до сих пор находится в стадии формирования. В СССР, где постоянно появлялись барьеры для торговли предметами искусства, он не мог свободно развиваться. В постосоветское время начался бурный рост, затем — во время экономических кризисов 2000-х — спад из-за снижения покупательной способности коллекционеров. Продажи на $8,7 млн в 2017 году — это почти в 2,5 раза меньше, чем в докризисном 2013-м.
Рынок очень чувствителен к событиям внутренней и внешней политики. Отрицательная динамика 2014 года (сокращение в 1,5 раза: с $21 млн в 2013 до $14 млн) была обусловлена введением антироссийских санкций и девальвацией рубля.
Негативные факторы, влияющие на арт-рынок в России
непрозрачность: отсутствие официальных данных по аукционным и дилерским сделкам, пребывание большей части рынка в тени; слаборазвитая система экспертизы, провоцирующая появление фальсификата: отсутствие специальных контролирующих институтов, дефицит или отсутствие специалистов по ряду периодов и художников, отсутствие каталогов-резоне; недостаток качественного товара: количество знаковых работ уменьшается, на аукционах стали выставляться предметы, ранее не представлявшие коллекционного интереса (например, советский фарфор 30–40-х годов XX века); проблемы с продвижением предметов искусства и авторов разных периодов. Достаточно много талантливых художников не проводят собственных выставок, не представлены в интернете (веб-сайт, аккаунты в соцсетях) и т.п.; низкая вовлеченность (некоторые эксперты отмечают даже информационную изоляцию) в международные арт-процессы отечественных креаторов.
Популярность уличного искусства
Уличное искусство становится одним из самых динамичных субсегментов рынка современного искусства. Хорошее представление о популярности художника дает количество проданных на аукционе лотов, и в топ-10 художников по этому показателю мы видим сразу четырех уличных художников — Кита Харинга, Шепарда Фейри, Бэнкси и KAWS.
Яркое и привлекательное для СМИ уличное искусство притягивает все больше коллекционеров. Уличные художники приспособились к миру коммерческого искусства, а этот мир приспособился к ним. Результатом стал растущий спрос на работы всего нового поколения уличных художников — бразильских граффитчиков OSGEMEOS, американцев KAWS и Барри Макги; Шепард Фейри удвоил свой аукционный оборот с момента участия в предвыборной кампании Барака Обамы в 2012 году. Лидеры мирового арт-рынка Жан-Мишель Баскиа и Кит Харинг до того, как их работы стали востребованы крупнейшими коллекциями, были граффитчиками в нью-йоркском метро.
Действительно, не может быть никакого обсуждения уличного искусства без упоминания умершего в 27 лет Жан-Мишеля Баскиа, который создал около 800 картин и 1500 рисунков, ныне являющихся самыми востребованными на рынке современного искусства. Когда спрос превышает предложение, единственное, что определяет уровень цен, — желание самых богатых коллекционеров платить за работы заоблачные цены. Западные музеи и общественные собрания больше не могут себе позволить покупку работ Баскиа. Это относится и к Музею современного искусства, Нью-Йорк, который не успел приобрести работы Баскиа до взлета цен, и теперь это один из самых серьезных пробелов в его коллекции. Ныне произведения Баскиа оказываются в частных коллекциях, таких как собрание японского бизнесмена Юсаку Маэдзавы, которое будет экспонироваться в его частном музее в Чиба. 18 мая 2017 года он сотворил сенсацию в мире искусства, заплатив за работу Баскиа $110,5 млн. Эта картина «Без названия» (1982) появлялась на торгах в 1984 году и была тогда куплена за $20,9 тыс. Таким образом, стоимость работы за прошедшие 33 года увеличилась в 5300 раз. Теперь в клубе художников, чьи работы на аукционах превысили $100 млн, семеро — Пикассо, Модильяни, Бэкон, Джакометти, Мунк, Уорхол и Баскиа — единственный современный художник в этом клубе. В настоящее время Баскиа возглавляет список самых успешных в рыночном отношении современных художников с годовым оборотом $313,5 млн.
Еще одним художником, способствовавшим популярности уличного искусства, стал Бэнкси, чья карьера открыла новую главу в истории искусства десять лет назад. Появление Бэнкси позволило уличному искусству завоевать популярность и стать одним из новых прибыльных сегментов арт-рынка. После пика рыночной популярности в 2008 году цены на работы Бэнкси подверглись коррекции, многие из его работ продолжают терять рыночную стоимость
Однако, хотя бэнксимания и идет на убыль, художник по-прежнему привлекает внимание мировых СМИ. Он продает большое количество принтов, что обеспечивает поддержание его популярности
В 2017 году KAWS почти догнал Бэнкси, заняв с годовым оборотом $6,2 млн, выросшим за последние два года в два раза, 35-е место в мировом рыночном рейтинге современных художников. Работы уличных художников чаще всего представлены на торгах современным искусством, однако французские аукционные дома Artcurial, Tajan, Aguttes и Leclere стали проводить специализированные торги уличным искусством. Лидером в этом сегменте рынка является Artcurial, в октябре 2016 года отметивший 10-ю годовщину начала специализированных торгов проведением первого подобного аукциона в Гонконге. На торгах был представлен лот самого заметного ныне уличного художника JR, победителя премии TED, поддерживаемого галереей Emmanuel Perrotin. JR за последнее время был представлен в Тейт Модерн, на Венецианской биеннале, в Амстердамском музее фотографии и на фестивале фотографии Rencontres d’Arles. В целом уличное искусство является сильной тенденцией в мировом коллекционировании.
Продажи в России
Аукционы в России по объему продаж отстают от заграничных больше чем в 50 раз ($8,7 млн против $455 млн). Наиболее активные покупки в РФ в 2017 году совершались в ценовом диапазоне до 100 тысяч рублей, стоимость самого дорого лота составила $290 тысяч.
Основные причины сложившейся ситуации — малая емкость арт-рынка и законодательные барьеры для трансграничной торговли. В частности, запрет на проведение торгов иностранными аукционными домами (первый и последний аукцион Sotheby’s прошел в Москве в 1988 году). В Российской Федерации существуют только представительства домов, сфокусированные на информационном и просветительском обслуживании потенциальных клиентов. Филиалов международных сетей галерей и вовсе нет.
Игроки рынка
Более 20 аукционных домов. Большинство специализируется на антиквариате, букинистке и нумизматике. На продажу современного искусства ориентированы всего несколько — например, VLADEY, Литфонд. Ключевые в сегменте ИЗО (по величине оборота, 2016 г.): СОВКОМ, VLADEY, AI Аукцион, Литфонд, Русская эмаль. Крупные локальные дома, сопоставимые по масштабу торгов и/или уровню лотов с Sotheby’s или Christies, в России отсутствуют.
Около 100 значимых художественных галерей. В основном в Москве и Санкт-Петербурге. Среди региональных городов выделяется Екатеринбург. Могут иметь разный профиль: старые мастера, советское искусство, современное искусство. Самые известные на сегодня — московско-лондонская галерея Ovcharenko (бывшая «Риджина») и московская ХL.
400–600 антикварных магазинов. Сосредоточены преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге. Постепенно развивается онлайн-торговля антикварными объектами.
Около 5 тысяч частных дилеров. Участники арт-рынка, хорошо разбирающиеся в искусстве, имеющие профильное образование и сделавшие этот вид торговли своим основным или дополнительным заработком.
Частные и корпоративные коллекционеры. В России проживает девять крупных частных коллекционеров и несколько сотен средних и мелких. По оценкам галеристов, в стране присутствует свыше 100 серьезных ценителей современного искусства. Корпоративные коллекционеры (например, Газпромбанк, чья коллекция современного российского искусства вошла в ТОП-80 корпоративных коллекций мира Global Corporate Collections) все больше рассматривают эту деятельность как социальный проект в целях сохранения культурного наследия.
Для коллекционеров и ценителей современного искусства
Антикварно-аукционный дом «Гелос» — крупнейший в России и СНГ аукционный дом, оказывающий полный комплекс услуг на отечественном антикварном рынке. Здесь производятся оценка и экспертиза, продажа в галереях, салонах и с аукционов, формирование личных и корпоративных коллекций.
Для профессиональных коллекционеров современного искусства, антикваров, дизайнеров интерьеров и ценителей прекрасного мы предлагаем:
— Аукционы Современного искусства
Аукцион позволяет выявить реальную стоимость произведения искусства на данный отрезок времени. Еженедельно по пятницам в аукционном доме «Гелос» проводятся аукционы современной живописи и графики, на которых представлен широкий выбор картин. Ознакомиться с выставляемыми на аукционы предметами вы можете на нашем сайте
www.gelos.ru
Участвовать в торгах можно двумя способами: присутствуя в зале лично или заочно, оставив специальное поручение (бид) по телефону или через Интернет. Главное правило наших аукционов — абсолютно достоверные результаты торгов для создания объективных котировок на момент продажи.
— Аукционы в Интернет
Существует мнение, что аукцион — это элитарное событие, подразумевающее присутствие изысканной публики, коллекционеров,
бизнесменов, знаменитостей. Благодаря использованию современных технологий, принять участие в торгах на самом элитарном
антикварном аукционе России теперь может практически любой пользователь глобальной сети Интернет.
Интернет-версия аукционов дает вам реальный шанс приобщиться к новой аукционной культуре, которая уже довольно развита в нашей стране. Если Вы хотите сделать у нас покупку, но не имеете возможности принять участие в нашем аукционе месяца или сезона лично, Вы можете оставить заявку на приобретение понравившихся предметов, которая будет выступать заочным бидом на аукционе.
— Экспертная оценка и консультации
При галерее «Гелос» существует лаборатория технической экспертизы произведений изобразительного искусства. Отдел Живописи аукционного дома «Гелос» оказывает услуги по экспертизе и оценке предметов живописи, в том числе через Интернет, проводит консультации и принимает заказы на формирование коллекций. Аукционный Дом «Гелос» обладает государственной лицензией на осуществление оценочной деятельности №008214. Ежедневно, сотрудники Аукционного Дома доступны для проведения бесплатной экспертизы, консультаций и оценки антикварных изделий. Для предварительной оценки Ваших предметов Вы можете присылать их изображение и описание по электронной почте на адрес expert@gelos.ru
Для владельцев предметов у нас предусмотрены различные возможности их продажи: еженедельные дилерские аукционы (проходят по пятницам и средам), аукционы месяца, продажа в наших отделах, салонах и галереях, а также — для наиболее интересных и редких вещей — коллекционные аукционы.
— Вы можете лично осмотреть и приобрести понравившиеся предметы Галереи современного искусства
Сделать покупку можно любым удобным для Вас образом: на аукционе или в соответствующем отделе, а также по предварительной заявке на предметы конкретного стиля, эпохи. Оплату можно произвести наличными, а также по безналичному расчету. Вы можете также внести залог (30% от стоимости предметов) и выкупить их в течение 3 дней. Хранение и доставка осуществляются по договоренности. Устная оценка и консультации производятся бесплатно. Более подробную информацию Вы можете получить у наших сотрудников, а также из аукционных каталогов.
— Подбор и комплектование коллекций
Наши сотрудники помогут Вам подобрать ценный экземпляр в личную или корпоративную коллекцию живописи. Правильно подобранные коллекционные предметы не только выполняют собственно декоративную функцию, но еще и являются прекрасным объектом для инвестиций.
Отдача от вложений в предметы живописи основана на росте с течением времени стоимости объектов инвестиций в сочетании с «имиджевой» составляющей цены.
Любой клиент аукционного дома «Гелос» может пополнить свое собрание предметами различных направлений и уровней коллекционирования, получить экспертную оценку того или иного предмета, узнать тенденции развития антикварного рынка.
Главной особенностью организации работы Аукционного Дома «Гелос» стали комплексность, охват практически всех направлений коллекционирования и вспомогательных сервисов. Оценка и экспертиза, продажа с аукционов и формирование личных и корпоративных коллекций, обучение антикварному делу и возможность участия в Интернет-аукционах — все это мы предлагаем своим клиентам.
ПРОДАЖИ РУССКОГО ИСКУССТВА
Очень невелика доля продаж русского искусства. Во первых, оно не сильно популярно в мире. Во-вторых, русского искусства сохранилось немного – по сравнению с искусством Италии и Франции. Оно появилось на рынке достаточно поздно, а многие достойные произведения находятся в государственных музеях. Антикварный рынок в СССР был официально запрещен. Однако русский сегмент остается очень интересным растущим сегментом мирового арт-рынка, имеющий тенденцию к развитию, несмотря на все экономические кризисы. Наибольшей популярностью традиционно пользуется русский авангард, и картины русских художников XVIII в.
Mac’Dougal – специализируются на русском искусстве. С нулевой отметки за десять лет был создан этот аукционный дом до очень хорошего уровня. Были привлечены к сотрудничеству много хороших консультантов. Этот дом имеет отличный интернет сайт, где публикуется красочный подробный каталог к каждому аукциону. В этом доме продаются произведения русского искусства 19-20 века и современные русские художники.
Политика конфиденциальности
Какие личные данные могут собираться
Мы собираем личную информацию, а именно: имя, фамилия, отчество, телефон, адрес пересылки или доставки отправления, название компании, реквизиты компании, контактные телефоны, адрес электронной почты, адрес расположения компании. Также мы можем собирать другую информацию:
— информацию об ошибках работы ресурса
— поведение пользователя на сайте
Вся информация собирается нами как есть и не меняется в процессе сбора данных.
Как информация о вас будет использоваться компанией
Мы можем использовать Ваше имя, фамилию, отчество, адрес электронной почты, номер телефона, а также мы можем отображать Ваше имя, фамилию, отчество, название компании, реквизиты компании, контактные телефоны, адрес электронной почты ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО для связи с Вами(заказчиками) или доставки отправлений Вам(заказчикам).
Как компания передает данные сторонним компаниям
Мы НЕ ПЕРЕДАЁМ информацию о наших клиентах третьим лицам, за исключением случаев раскрытия личной информации пользователей третьим сторонам, которые оказывают нам услуги по обработке платежей и доставке посылок. Третьи стороны могут использовать пользовательскую информацию только в случае, если они оказывают услуги нам и только ту информацию, которая необходима для оказания услуги.
Как изменить/удалить эту информацию
Пользователи в любой момент времени могут изменить/удалить личную информацию, для этого достаточно воспользоваться электронной связью с Администрацией сайта.
Контактный адрес для наших клиентов- физических лиц и представителей юридических лиц в случае возникновения вопросов
Защита собираемой информации
Мы предпринимаем все разумные меры предосторожности для защиты конфиденциальности данных. Все данные, которые мы собираем, хранятся на одном или нескольких защищенных серверах баз данных и не могут быть доступны за пределами нашей корпоративной сети
Только те сотрудники компании, которым необходимо выполнять рабочие функции, для которых требуется доступ к личной информации пользователей, имеют доступ к информации о пользователях. Все сотрудники, имеющие доступ к информации о пользователях, подписали соглашение о неразглашении информации о пользователях третьим сторонам.
Изменения в политике конфиденциальности
Мы можем изменить условия политики конфиденциальности. В таком случае, мы заменим версию на странице условий. Пожалуйста, периодически пересматривайте эти условия, чтобы быть информированными о том, как наша Компания защищает информацию о пользователях.
Надеемся, что посещение нашей галереи и знакомство с ее экспозицией, принесут Вам новые, яркие, и незабываемые эмоции, а приобретенные у нас работы — истинное наслаждение на долгие годы! Все права на графические, текстовые и иные материалы принадлежат их авторам.
Творческий коллектив галереи.
Интерес к африканским художникам
Еще одним растущим субсегментом рынка современного искусства стали работы художников африканского происхождения. Ими все чаще интересуются музеи и частные коллекционеры, а аукционные дома организуют продажи, ориентированные на этот перспективный субсегмент. Одним из факторов, способствовавших появлению художников из Африки, стало проведение крупных выставок (особенно во Франции), получивших хорошее освещение в мировых СМИ. Такие выставки как Beauté Congo в фонде Cartier (2015) или Art / Afrique в фонде Louis Vuitton (2017) продемонстрировали необычайное разнообразие творчества африканских художников и увеличили их популярность. С другой стороны, современным искусством Африки заинтересовались коммерческие институции, такие как ярмарка Art Paris, посвятившая свою выставку 2017 года Африке. Центром рынка современного искусства Африки остается Париж, где за последний год впечатляюще выросли цены на произведения 61-летнего конголезского художника Шери Самба, который занял пятое место в рейтинге художников африканского происхождения, вслед за Нджидикой Акуниили Кросби, Уильямом Кентриджем, Марлен Дюма и Жюли Мерету. Еще одним важным центром продаж африканского искусства является Лондон: после первого аукциона современного африканского искусства, организованного Bonhams, аналогичные торги провел Sotheby’s — они прошли 16 мая 2017 года и собрали $3,6 млн. Аукцион представил во всем блеске Йинку Шонибаре, Ирму Стерн, Кадера Аттиа и Эля Анацуи, остающегося единственным африканским художником, который достиг международного признания, не покидая африканского континента. Все другие известные африканские художники в течение многих лет живут в Европе или США: Марлен Дюма переехала из Южной Африки в Нидерланды в 1976 году, родившаяся в Эфиопии Жюли Мерету в семилетнем возрасте оказалась в США и в 30 лет переехала в Нью-Йорк, кениец Вонгечи Муту перебрался в Бруклин. Современное африканское искусство представляет собой рынок, претерпевающий множество изменений и потому представляющий интерес для коллекционеров. Множество молодых художников, таких, как анголец Франсиско Видал, конголезцы Стив Бандома или Моке, еще не известны на американском рынке, но уже пользуются спросом во Франции. Цены на их работы быстро растут — например, цены на произведения бенинского художника Ромуальда Хазуме выросли в два раза менее чем за 10 месяцев. В рамках этого тренда лучший аукционный дебют года и лучший аукционный результат для африканских художников показала нигерийка Нджидика Акуниили Кросби.
Нджидика Акуниили Кросби. Я отказываюсь быть невидимой. 2010. Бумага, акрил, уголь, чернила. Продано на Christie’s, Нью-Йорк, 17 мая 2017 за $2,65 млн. Christie’s Images
Немецкая арт-сцена
В мировом списке топ-500 самых продаваемых художников вслед за китайцами (32%), американцами (19%) и британцами (8%) идут немецкие художники (6%), что является огромным успехом представителей этой страны. В топ-100 таких художников оказалось девять: Ансельм Кифер (12-е место), Альберт Элен (13), Гюнтер Фёрг (24), Томас Шютте (16), Мартин Киппенбергер (34), Нео Раух (50), Вольфганг Тильманс (38), Томас Штрут (82) и Розмари Трокель (62). Наиболее удачным прошедший год стал для Ансельма Кифера с его большой ретроспективой в Центре Помпиду и восемью аукционными результатами, превышающими $1 млн
Привлекает внимание значительный рост цен на работы Розмари Трокель, Гюнтера Фёрга и Томаса Шютте. Но самый значительный рост цен наблюдался на работы Альберта Элена и Вольфганга Тильманса, которые по этому показателю являются лидерами среди немецких художников
И если рост цен на работы Элена еще можно частично отнести за счет «эффекта Гагосяна», то результаты Вольфганга Тильманса стали следствием его эффектных ретроспектив в Тейт Модерн и Фонде Бейелера, а также выставки в галерее Давида Цвирнера. В 2017 году работы Тильманса установили семь беспрецедентных аукционных рекордов, включая $784 тыс. за монументальную фотоработу «Пловец № 84», проданную 29 июня на Phillips в Лондоне
Еще один пример того, насколько важно для художника сотрудничество с популярной галереей — аукционные успехи Катарины Гроссе: после выставки в галерее Гагосяна в январе — марте 2017 года ее абстракции установили сразу несколько аукционных рекордов
Вольфганг Тильманс. Пловец № 84. С-принт. Продано за Phillips, Лондон, 29 июня 2017 за £605 тыс. ($784 тыс.). Phillips