Нимейер, оскар
Содержание:
- Оскар и коммунисты
- Проектирование бразильской столицы
- Дело жизни: возведение нового города
- Пять самых значимых строений Нимейера
- Супрематические эксперименты
- Трибуна Ленина и горизонтальные небоскребы
- Основные здания бразильской столицы
- Музей Оскара Нимейера
- Дом Вальтера Гропиуса
- Выставочная архитектура
- Оскар получает «Оскар»
- Дом Ванны Вентури
- Секреты архитектурной «магии» Нимейера
- Оскар и новая столица Бразилии
- Дом Фрэнка Гери
- Жизненные шаги знаменитого мастера
Оскар и коммунисты
В юности Нимейер интересовался коммунистической идеологией, а в 1945 году присоединился к Бразильской коммунистической партии, что спустя двадцать лет стало для него серьёзной проблемой: тогда правительство было свергнуто вследствие военного переворота.
Оскар Нимейер симпатизировал СССР, был знаком с Фиделем Кастро, а в 1963 году стал лауреатом Ленинской премии за «укрепление мира между народами».
Из-за своих левых взглядов ему пришлось бежать из страны в 1965 году и поселиться во Франции, где он занялся проектированием жилых зданий для Европы и Северной Африки, а также разрабатывал дизайн мебели.
Нимейер спроектировал штаб-квартиру Коммунистической партии в Париже в 1985 году, а чуть позднее — в конце военной диктатуры — вернулся на родину.
Россия, к сожалению, не входит в список стран, где Нимейер оставил архитектурный след. Но, несмотря на это, у бразильца с советскими конструктивистами очень много общего: то же самое следование принципам функционализма, выбор чистых линий и белого цвета в противоположность любым орнаментам и фактурам, а также проекты по строительству массового жилья. Единственное, чем он, пожалуй, от них отличался, это любовь к плавным линиям и изгибам вместо острых углов и чётких линий.
Одним из известнейших проектов массового жилья стал жилой дом «Копан» в Сан-Паулу, напоминающий застывшую морскую волну, — самый большой жилой комплекс в Латинской Америке. На площади в 6000 м² уместилось 38 этажей и почти 5 тысяч жителей. «Копан» даже имеет свой собственный почтовый индекс. Эта работа перекликается с марсельской «Жилой единицей» Ле Корбюзье и домами-коммунами в СССР.
Проектирование бразильской столицы
Еще в 19 веке появилась идея перенести бразильскую столицу, которой являлся в то время Рио-де-Жанейро. Тогда эту идею аргументировали тем, что Рио, расположенный на берегу Атлантики, в случае нападения подвергается большему риску, чем город, находящийся в глубине страны. Тем не менее считается, что главная причина переноса бразильской столицы – необходимость развивать центр страны, малонаселенный в то время.
В 1957 году эту ответственную и почетную задачу Жуселин Кубичек, теперь уже президент Бразилии, поручил решить Оскару Нимейеру и Лусио Косте. Последнему принадлежит общий план застройки города, а Оскару – проекты основной массы жилых комплексов и зданий. Как утверждают специалисты, работа этих архитекторов стала самым известным градостроительным экспериментом того времени. Практически на пустом месте через 3 года вырос город, который сразу стал одним из самых впечатляющих населенных пунктов планеты. До сих пор не появилось равных ему на земле. Дата официального открытия – 21 апреля 1960 г.
Дело жизни: возведение нового города
Решающим оказался 1957 год – Нимейера привлекли к созданию целого города буквально с нуля. Было решено перенести столицу Бразилии. За генеральный план взялся Лусио Косте – очертания населенного пункта он сделал в виде взлетающей птицы или самолета. Нимейеру поставили не менее важную задачу – продумать главные общественные здания.
Так появился город Бразилиа. Чего только стоят башни-близнецы конгресса или «Дворец арок»! Созданный архитектурный комплекс внесен в список ЮНЕСКО.
В 80-х Нимейер открыл собственную мастерскую. Правда, оказался там единственным сотрудником, и в дальнейшем других специалистов не нанимал. И дело было не в низкой востребованности, просто мастер экономил время и силы. Готовые чертежи он направлял в архитектурное бюро, которым руководила его дочь. Именно там разбирались со всей рутиной – итоговыми расчетами, процессом строительства, документами. Так гений сосредотачивался на самом интересном.
То, что архитектора наградили Притцкеровской премией, неудивительно. В 1988 году награду вручили за создание Кафедрального собора Девы Марии. Его особенность – в 16 белоснежных колоннах, пространство между которыми заполнено витражами. Колонны символизируют руки, которые тянутся к небу. Внутрь ведет подземный коридор, символизирующий горечь от грехов, но он заканчивается помещением, заполненным светом. Возникает ощущение волшебства.
Пять самых значимых строений Нимейера
Оскар нередко вспоминал, что самые натянутые отношения в его жизни были с инженерами. Те, кто говорили «это построить невозможно», были уволены. Оскар шутил, что люди, которые соглашались на совместную архитектурную авантюру, помимо колоссального стресса и головной боли, получали самый важный и ценный опыт в карьере.
Дом семьи Нимейера. Рио-де-Жанейро, 1951
Ни один справочник по архитектуре не обходится без фотографий и чертежей этого здания. Историки и критики описывают дом Каноас самым ярким примером слияния здания с природой. Сейчас в доме находится музей памяти Оскара Нимейера.
Не связанный требованиями заказчиков, Нимейер построил пример идеального жилища для человека. Дом находится на лесном утёсе. Одна из его стен — огромный камень, который откололся от скалы неподалёку. Противоположная стеклянная стена возведена над осколком этого камня. В доме вы не найдёте чётких линий и углов. Здание, как и лес вокруг, будто находится в лёгком движении.
Кафедральный собор. Бразилиа, 1970
Спустя 18 лет после строительства собора, Нимейер получил Притцкеровскую премию (архитектурный «оскар») за лучшее сооружение в стиле модернизм.
Основная часть здания находится под землёй. Снаружи мы видим лишь купол сооружения. Чтобы попасть в собор, нужно пройти по длинному, тёмному коридору под землёй, который олицетворяет страх и горечь от собственных грехов. Из коридора посетители входят в светлое, яркое пространство. Свет сквозь разноцветные витражи заполняет всё помещение, создавая атмосферу волшебства.
Несмотря на всеобщее восхищение зданием, католическая церковь долго отказывалась освещать собор из-за атеистических взглядов Нимейера.
Итальянский издательский дом Mondadori. Милан, 1975
По признанию Нимейера, издательский дом — любимый проект, который он построил в Европе. Сооружение разбило международное сообщество архитекторов на два лагеря. Одни критиковали здание за чрезвычайный нефункционализм, другие восхищались внешней красотой. Интересно, что огромный позитивный отклик архитектор получил от фотографов. Они говорили, что здание — идеальный полигон для практики и оттачивания мастерства фотографии. Здесь можно работать с объёмами, тенями, отражением, геометрией и ритмикой.
Музей современного искусства. Рио-де-Жанейро, 1996
Нимейер назвал музей самым грандиозным сооружением в его карьере. Поражает действительно всё. Необычное здание тут же стало второй по значимости достопримечательностью города после скульптуры Христа. Залы музея расположены по периметру постройки по спирали. Такая конструкция позволяет увидеть все экспозиции и ничего не пропустить. Со смотровой площадки открывается панорамный вид на город и океан.
Выбор такой необычной формы здания Нимейер объяснил поэтически: «Летающая тарелка, пролетавшая когда-то над городом, так была восхищена красотой этих мест, что приземлилась и решила навсегда здесь остаться, положив начало Музею».
Международный культурный центр Оскара Нимейера. Авилес, 2011
Авилес — маленький промышленный испанский город, нагромождённый дымящимися трубами заводов. Правительство Испании решило преобразить город и построить в нём огромный музейно-выставочный комплекс. Для того чтобы центр одним своим видом привлекал людей, в роли архитектора и идейного вдохновителя позвали Нимейера.
С виду комплекс напоминает детскую площадку: каждое из пяти зданий отличается необычной формой и ярким цветом фасадов. На территории центра проходят научные конференции, музыкальные, театральные и кино-мероприятия. Самым интересным сооружением получился театральный зал. Здесь нет деления на партер и галёрку. Так Оскар выразил своё убеждение о том, что все вещи (и искусство в том числе) должны быть доступны людям с любым уровнем дохода.
Супрематические эксперименты
В мае 1919 года Марк Шагал пригласил Лисицкого вести занятия в основанном им Витебском Народном художественном училище. Шагал был ментором художника в период, когда тот работал в рамках еврейской традиции. В ВНХУ 29-летний Эль Лисицкий преподавал архитектуру и печатное дело. Однако вскоре под влиянием Малевича он оставил шагаловские принципы и обратился к супрематизму. «Был у меня ученик, который клялся в верности и преданности, считал меня чуть ли не мессией. Но став преподавателем, перекинулся к моим врагам и, как мог, честил и выживал меня», — с горечью вспоминал Шагал.
Лисицкий и Малевич в Витебске, 1920
«Малевич был не виноват — все ученики сами сразу к нему перешли. Да и чему их мог научить Шагал — он был совсем не учитель. Они подражали его летающим евреям. Даже Лисицкий был сначала под влиянием Шагала. Но Малевич его оценил сразу. Он извлек из Лисицкого его архитектурную основу и предложил ему заняться объемным супрематизмом», — рассказывал поэт Николай Харджиев, друживший с Малевичем.
В том же году Эль Лисицкий создал самую знаменитую свою работу, проуны — «проекты утверждения нового». Это абстрактные геометрические композиции, которые могли существовать как в двухмерном, так и в трехмерном виде. Проуны появились благодаря Малевичу. Лисицкий учился у него супрематизму, вместе они работали в ВНХУ, где основали художественное объединение УНОВИС — «учредители нового искусства». Малевич дал Лисицкому задание перевести супрематизм в объемные формы — в дальнейшем они должны были стать архитектурой будущего. Первый проун получил архитектурное название «Дом над землей».
Проуны создавались как универсальная система. Лисицкий считал, что они станут главной строительной деталью нового, коммунистического мира. Он скептически относился к художественным экспериментам, не носящим практической пользы, говорил: «Что такое “формальные искания”? Искусство не ищет. Когда оно потеряло, то нет и самого искусства». Поэтому художник использовал проуны не только в живописи и графике, но также в архитектурных, дизайнерских проектах, полиграфии и мебели.
Проун, 1923
Постепенно проуны перестали напоминать архитектурные чертежи — в них появились круги, острые углы, звезды. Со временем они превратились в фантастические композиции. В конце концов, сам Малевич признал, что проуны из супрематического эксперимента превратились в самостоятельное явление. Это стало причиной разногласий между художниками, и в 1921 году Эль Лисицкий уехал из Витебска в Германию. В ответ Малевич назвал его «лисой». Впрочем, Лисицкий не обижался. Он писал Малевичу: «Упреки, которые Вы мне бросаете, меня не сердят. Наоборот, я предпочитаю по сердцам высказываться, даже если это и не всегда сахар. В Европе от этого отвыкаешь». Дружба продолжилась, и Лисицкий продвигал искусство Малевича на Западе.
Проун, 1922
Трибуна Ленина и горизонтальные небоскребы
Лисицкого можно назвать бумажным архитектором: известно лишь три его реализованных проекта. Вплоть до 1924 года он практически не занимался архитектурой, предпочитая живопись, графику и книжный дизайн.
Одна из первых архитектурных работ Лисицкого — «Трибуна Ленина» 1924 года. В ее основе лежит эскиз Ильи Чашника, выполненный в 1920 году в мастерской Лисицкого в Витебске. Изначально проект назывался «Трибуна оратора для общественных площадей», но, работая над эскизом Чашника, Лисицкий на место оратора вклеил фигуру Ленина, благодаря чему и появилось нынешнее название. Источником вдохновения для проекта послужили проуны.
Трибуна имеет механизм, поднимающий оратора и развертывающий над ним пропагандистские элементы. Верхняя плоскость днем используется для размещения лозунгов, ночью становится киноэкраном. Благодаря этому проекту Лисицкий в 34 года прославился как архитектор.
Трибуна Ленина. Из книги «Кунстизмы», составленной в 1925 году Эль Лисицким и Хансом Арпом Проун, 1924
В 1924 году Лисицкий изобрел для Москвы горизонтальные небоскребы, чья форма также берет начало в проунах. Согласно проекту, восемь одинаковых небоскребов должны были появиться на восьми площадях Бульварного кольца, над основными транспортными магистралями.
Он считал, что городу нужна новая архитектура: «Проектируют Московское Сити на Никольской, Варварке, Ильинке, соответственно лондонскому желудку мирового капитализма. На окраинах строят для рабочих “уютные поселки”и т.п. Где рождаются такие нелепые утопии? — В архивах», — говорил Лисицкий.
Коллаж. Проект первого горизонтального небоскреба для Никитских ворот
Он хотел превратить площади с горизонтальными небоскребами в центральные точки города, поместив в них министерства СССР. Небоскребы представляли собой вытянутые по горизонтали двух-трехэтажные корпуса, поднятые над землей на трех вертикальных опорах. Одна из этих опор напрямую соединялась со станцией метро, у двух других предполагалось разместить трамвайные остановки. Сам Лисицкий называл горизонтальные небоскребы «небесными утюгами». Влияние этого проекта прослеживается в работах многих западных архитекторов, например, .
Еще одно здание Лисицкого — типография газеты «Огонек» в 1-ом Самотечном переулке в Москве. Постройка появилась благодаря инициативе руководителя «Огонька», знаменитого журналиста Михаила Кольцова, который, как и Лисицкий, некоторое время работал в Германии и был с ним дружен. Планировка здания обнаруживает сходства с горизонтальными небоскребами. Авторство Лисицкого открылось только в 2000-х.
Типография журнала «Огонёк», 1932
С 1929 по 1932 год Лисицкий был главным архитектором Парка им. Горького и проектировал его административный корпус. Здание администрации перестраивалось из дореволюционного заводского комплекса. После того, как в 1932 году Лисицкий оставил должность главного архитектора, проект несколько изменился, но в основе все равно лежала его работа. Часть здания впоследствии превратили в кинотеатр «Великан» — это был один из первых московских звуковых кинотеатров. Возможность обустроить в здании кинотеатр на 975 мест заложил еще Лисицкий. Во время Великой Отечественной в постройку попала бомба, частично ее разрушив. Здание до сих пор стоит в полуразрушенном виде — левая и правая части работают, а посередине осталась воронка.
Здание администрации в 1930-е годы
Основные здания бразильской столицы
Сначала город был рассчитан на проживание в нем 800 тыс. жителей, однако сейчас их насчитывается более 2,1 млн. Как говорят бразильцы, их столица по своей форме напоминает самолет. Если подняться на телевизионную башню, расположенную в центре города, вы увидите «летящий лайнер», который состоит из невиданных прежде улиц, площадей, парков и зданий. В центре – треугольная площадь Трех властей. По углам ее находятся 3 здания: Дворец президента, Верховный суд и Национальный конгресс. Это «кабина самолета». «Крылья» его – жилые кварталы, которые так и называются – «южное» и «северное» крыло. Оставшаяся часть столицы также имеет четкое разграничение на сектора – бизнес-сектор, гостиничный, посольский, зоны развлечений.
Ошеломляет буквально каждое здание, которое спроектировал Оскар Нимейер. Достопримечательности эти поражают нас неожиданными формами, дерзкими линиями, непривычными контурами. К примеру, у подножия башен-близнецов Национального конгресса, каждая из которых имеет 28 этажей, раскинулась обширная платформа. На ней расположены 2 громадные чаши – корпусы палаты представителей и сената (на фото выше). Первая из этих чаш перевернута и являет собой широкий купол, а вторая расширяется к небу.
Национальный театр, выполненный в виде пирамиды, также поражает нас своей оригинальностью. Основная часть этого здания расположена под землей. Примечателен и кафедральный собор со своим громадным стеклянным конусом. Это здание (на фото нижее) опоясывают белые колонны, заточенные, словно карандаши. Они упираются в землю, затем, повторив форму церкви, стрелами своими уходят в небо.
Здание кафедрального собора больше похоже на корабль инопланетян, приземлившийся ненароком, нежели на храм в традиционном его понимании. А неподалеку от него расположено еще одно чудо архитектуры – здание Дворца Итамарати, который в народе называют Дворцом арок. Оно принадлежит Министерству иностранных дел. Это здание также обрамлено колоннами, которые формируют галерею с высокими бетонными арками и широкими проемами. Весьма неожиданной деталью для такого серьезного учреждения является большой пруд, который окружает Дворец Итамарати со всех сторон. В нем весело резвятся рыбешки.
Мы описали лишь основные здания, которые создал в бразильской столице Оскар Нимейер. Проекты его разнообразны и многочисленны. В совокупности контраст пирамид и куполов, округлые чаши и стреловидные колонны, парки и площади, строгие геометрические формы, логика и простор в планировке улиц придает городу выразительность и яркость. Тем неожиданнее выглядит место работы бразильского президента – дворец «Планалту» (на фото ниже).
Его автором также является Оскар Нимейер. Архитектура этого здания весьма примечательна. Эта небольшая постройка в четыре этажа совсем не похожа на дворец. Только караул указывает на то, что именно здесь принимаются политические решения, которые влияют на судьбу самого крупного государства Латинской Америки.
Множество государственных зданий спроектировал Нимейер Оскар. Правительство, к примеру, получило свой Дворец в 1960 году. Однако, несмотря на столь высокие заслуги перед государством, архитектору все-таки пришлось покинуть родную страну. Расскажем о том, как это произошло.
Музей Оскара Нимейера
Куритиба (Бразилия) — это город, который известен не только как самый молодой город в Бразилии. Именно здесь расположен знаменитый музей Нимейера. Он посвящен современной архитектуре, изобразительному искусству, дизайну и видеоарту. Строительство здания было завершено в 2002 году. Сначала этот объект назывался «Новым музеем», однако получил имя Оскара Нимейера уже в 2003 г.
Это здание называют также «Всевидящим глазом» или «Музеем глаза» из-за своей оригинальной конструкции. По форме она напоминает огромный глаз, висящий в воздухе. Сегодня настоящей эмблемой Куритибы является Музей современного искусства. Оскар Нимейер начал работать над проектом еще в 1967 году. Тогда он построил бетонное здание в стиле модернизм для одного высшего учебного заведения. Позже, в 2001 г., он вернулся к этому проекту и преобразил его. Так появилась огромная пристройка из стальной сетки, белого бетона и зеркального стекла, известная как Музей Оскара Нимейера. «Глаз» находится на постаменте, в центре искусственного водоема.
Свое имя прочно вписал в историю архитектуры выдающийся зодчий Оскар Нимейер. Его работы известны на весь мир. Они не перестают удивлять и восхищать наших современников.
Дом Вальтера Гропиуса
Годы постройки: 1937—1938
Место: Линкольн, Массачусетс, США
Материалы: камень, кирпич, дерево, стеклоблок, сталь, пластик
Вальтер Гропиус, один из самых влиятельных архитекторов 20-го века и основатель школы Баухауз, в 30-е годы эмигрирует в США и начинает преподавать в Гарвардском университете. Тогда же он строит свой дом, который представляет собой гибрид традиционной архитектуры Новой Англии и модернистских учений архитектора. Гропиус показывает, что американские предметы массового производства можно вполне успешно использовать в современном дизайне. Эта новая архитектура вбирает в себя местные традиции не в ущерб модернизму.
Здание имеет строгую прямоугольную форму и плоскую крышу. Длинные ленточные окна выделяются на фоне белой деревянной обшивки. Фундамент сделан из природного камня. Единственными украшениями экстерьера служат крыльцо со стеной из стеклянных блоков и металлическая винтовая лестница — отдельный вход в комнату дочери архитектора.
Пространство первого этажа делится на зоны с помощью прозрачных стеклянных панелей. Почти вся мебель сделана в мастерских Баухауза в Дессау. Это самая большая коллекция мебели школы за пределами Европы. Основу интерьера составляют личные вещи, вывезенные Гропиусом из нацистской Германии. Во внутренней отделке архитектор использует минималистичную цветовую палитру, состоящую преимущественно из черного, белого, бледно-серого и земляного оттенков.
Особое внимание при проектировании дома уделялось новейшим для того времени технологиям. Гропиус продумал естественную систему вентиляции и установил акустические звукоизоляционные панели из пластика
В хозяйстве использовалась дождевая вода, которая собиралась благодаря специальным наклонным плоскостям крыши.
Выставочная архитектура
В 33 года Лисицкий изобрел выставочный дизайн и стал автором одной из первых инсталляций в искусстве XX века. Эту инсталляцию он создал в июле 1923 года для Большой Берлинской выставки. Она называлась Prounenraum, что можно перевести как «Комната проунов» или как «Пространство проунов». В кубическом помещении Лисицкий поместил на стены и на потолок объемные фанерные модели проунов.
Проун, 1919 — 1923
В 1926 году на Международной выставке живописи и скульптуры в Дрездене Эль Лисицкий создал «демонстрационное пространство» конструктивистского искусства. Для него было отведено маленькое помещение, поэтому архитектор придумал особенную конструкцию. Он поместил картины в специальные ниши, благодаря чему в пространстве уместилось в полтора раза больше работ, чем в других помещениях. Цвет стен менялся в зависимости от того, с какой точки на них смотрел зритель. Кроме того, в «демонстрационном пространстве» можно было открывать и закрывать работы, которые хотелось посмотреть. Так Лисицкий добился интерактивности.
В 1927-1928 годах Александр Дорнер, директор музея Ганновера, пригласил Лисицкого обустроить помещение для коллекции нового искусства. Он создал «Кабинет абстракций». У окон разместились два стола-витрины. Для скульптуры Лисицкий выделил зеркальный угол, чтобы ее можно было рассмотреть со всех сторон. Картинам он отвел в витринах ниши с жалюзи.
Пространство конструктивистского искусства, 1926
Об этой работе писал Вальтер Гропиус: «Уже в 1927 году доктор Дорнер совместно с гениальным конструктором Эль Лисицким создал в своем музее архитектонически совершенное пространство: Кабинет абстракций. Эта необыкновенная работа, имевшая столь большое значение для искусства нашего времени, была безвозвратно уничтожена нацистами».
Эскиз Кабинета абстрактного искусства, 1927
В 1935 – 1939 годах Лисицкий занимался оформлением Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, сделал несколько проектов павильонов и рекламных установок. До наших дней сохранилась спроектированная им вышка. Она выполняла роль рекламной конструкции Главконсерва и указывала на павильоны «Рыбное хозяйство» и «Прудовое хозяйство». Первоначально на вершине башни находились скульптурные композиции в виде карпов и скафандра, но в 50-е карпов заменили на осетра. Сейчас на ВДНХ остался только ажурный металлический каркас конструкции.
Оскар получает «Оскар»
80-е годы XX века — время критического переосмысления конструктивизма, когда скепсису подверглись такие живые классики архитектуры, как Мис Ван дер Рое и Ле Корбюзье, в своё время предлагавший взрывать европейские города, чтобы застроить их одинаковыми «домами-машинами для жилья».
Было очевидно, что коммунистический проект во всём мире терпит фиаско, и критика художественных принципов утратившей актуальность идеологии воспринималась как нечто само собой разумеющееся.
Раскритикована была и бразильская утопия: Бразилиа стала символом упадка модернизма и невыполненных обещаний светлого будущего. Огромные пустые площади, заполненные монументальными белыми зданиями в окружении трущоб, казались символом предельного социального неравенства и отчуждения.
А в конце 80-х Нимейер наконец получает архитектурный «Оскар» — Притцкеровскую премию. В своей речи на вручении премии он сказал: «Моя архитектура следует старому принципу, где красота превалирует над ограничениями конструктивистской логики».
Оскар Нимейер продолжал работать до глубокой старости. В 1996 году в возрасте 89 лет он проектирует и строит Музей современного искусства в Нитерое — фантастическую летающую тарелку, зависшую над обрывом у Атлантического океана.
Одним из последних проектов великого архитектора стал концертный зал «Ибирапуэра» в Сан-Паулу. Красный козырёк над входом напоминает длинный высунутый язык — так почти столетний архитектор «показал язык» всему миру.
Дом Ванны Вентури
Годы постройки: 1962—1964
Место: Филадельфия, Пенсильвания, США
Материалы: кирпич, дерево
В 60-е годы ХХ века начинающий архитектор Роберт Вентури проектирует для своей матери первое в истории «антимодернистское» здание. Через два года после завершения строительства Вентури публикует манифест «Сложность и противоречие в архитектуре», в котором он критикует модернизм и интернациональный стиль. Вскоре эта работа положит начало постмодернистскому движению, несмотря на то, что сам Вентури постмодернистом себя никогда не считал.
За внешней простотой фасада скрывается сложная и противоречивая архитектурная концепция. Вместо уже привычной асимметрии — практически полная симметричность, нарушаемая лишь расположением окон. Нетипичная для архитектуры того времени двускатная крыша, «расколотый» на две части фронтон и массивный дымоход — каждая деталь как своеобразный протест против модернизма. Снаружи может показаться, что дом намного больше, чем он есть в действительности — Вентури намеренно искажает масштаб.
Нарушения пропорций присутствуют и в интерьере дома. Размеры камина не соотносятся с размерами комнаты, а широкие невысокие двери и разноразмерные окна еще больше усиливают этот визуальный эффект. По просьбе матери архитектора все основные жилые помещения расположены на первом этаже. Весь второй этаж с просторной спальней-студией и террасой занял сам Роберт Вентури.
Вентури показывает, что стремление к многозначной архитектуре со всеми сопутствующими ей противоречиями не означает отказа от функциональности и целостности. На знаменитую фразу Людвига Миса ван дер Роэ «Меньше — значит больше» Вентури остроумно отвечает: «Если меньше, то тоскливее».
Секреты архитектурной «магии» Нимейера
Чем же заслужил Оскар Нимейер мировую славу? Почему ему доверили проектирование целого города? Возможно, ответ кроется в его преклонении перед красотой? Этот архитектор был уверен, что эстетика важнее функциональности. Создавая эффектные общественные здания, он стремился подарить заряд энтузиазма всем – в первую очередь, бедным. В этом его главное отличие от Ле Корбюзье, принципы которого он использовал: опорные столбы, терраса, тщательно продуманная планировка для каждого уровня здания, стеклянные стены, выдвинутый вперед фасад.
До последних лет жизни Нимейер отказывался от новых технологий, предпочитая рисовать проект от руки. Еще ребенком Оскар фантазировал, рисуя пальцем по воздуху. А когда научился владеть карандашом, больше с ним не расставался. Создание нового здания начиналось с созерцания местности, где планировалось строительство. Обдумывая идею и бюджет, архитектор начинал «плавать» по бумаге – так рождался очередной проект.
Вскоре гений разработал свои принципы, которых придерживался всю жизнь:
· Красота – это самое важное. · Архитектура должна гармонировать с природой, которая ее окружает
· Архитектура должна гармонировать с природой, которая ее окружает.
· Стоит брать пример с природы – выбирать текучие и изогнутые линии. Пластичность делает здания и предметы «живыми».
Оскар и новая столица Бразилии
В начале 40-х Нимейер проектирует несколько домов, казино и яхт-клуб в богатом пригороде Белу-Оризонти, где знакомится с будущим президентом Бразилии Жуселилу Кубичеком. Тот предложил молодому архитектору разработать архитектурный план будущей столицы страны — Бразилиа. Третьей по счёту, кстати, после Салвадора и Рио. Проект был реализован за рекордные четыре года (1956—1960) и стал прорывом в архитектуре модернизма, переосмыслившим сам концепт государственного учреждения.
Принципиальная новизна подхода состояла в слиянии утопического и монументального: глядя на перевёрнутые белые чаши и две параллельные колонны, можно подумать, что внутри этого космического здания находится галерея современного искусства или художественный университет, но уж точно никак не скучные бюрократические коридоры Национального конгресса Бразилии.
То же можно сказать и о кафедральном соборе в виде воздетых к небу рук, в котором неподготовленный зритель вряд ли распознает религиозное сооружение. И уж тем более сложно поверить, что все эти пластичные и текучие конструкции построены из монолитного железобетона.
К самым известным зданиям, которые Нимейер спроектировал в Бразилиа, относятся Дворец Национального конгресса, Дворец правительства, Министерство юстиции, Дворец Верховного суда, Дворец рассвета, Кафедральный собор. После провозглашения Бразилиа новой столицей Нимейер подал в отставку с поста главного зодчего правительства и вернулся к жизни частного архитектора.
Кстати, казино в богатом пригороде так и не было использовано по назначению: в 1946 году власти Бразилии приняли закон о запрете азартных игр, а здание превратилось в Музей современного искусства.
Дом Фрэнка Гери
Годы постройки: 1978—1979
Место: Санта-Моника, Калифорния, США
Материалы: шифер, асбест, алюминий, стеклопластик, дерево, гофрированная сталь, фанера, стекло, проволочная сетка
Дом в Калифорнии — это не новый дом, построенный архитектором с нуля, а традиционное калифорнийского бунгало, перестроенное до неузнаваемости. Архитектор превратил типовую американскую постройку в символ деконструктивизма, предмет неутихающих споров, критики и восхищения.
Гери считал, что «строящаяся конструкция всегда более поэтична, чем законченная работа». Руководствуясь этой мыслью, он разобрал дом до самого каркаса, обнажил электропроводку и оставил черновой асфальтовый пол в кухне. Острые углы и разломы, искаженные поверхности, обилие нестандартных материалов, сочетание старого и нового — дом кажется неуместным среди штампованных строений зажиточного пригорода Санта-Моники. Вершина старого дома робко проглядывает из хаоса форм и материалов, придавая конструкции вид так и не завершившейся стройки.
Интерьер резко контрастирует с постмодернистским внешним видом здания. В пространстве, изрезанном окнами неправильной формы, традиционные предметы мебели кажутся лишними. Центр всего дома — гостиная, которая служит своего рода художественной галереей искусства авангардистов.
Движение форм, передаваемое кубизмом, является подходящей метафорой для динамики и незавершенности архитектуры Фрэнка Гери. Он называл дом своей архитектурной лабораторией и десятилетиями не прекращал работу над ним.
Жизненные шаги знаменитого мастера
Оскар появился на свет 15 декабря 1907 года в Рио-де-Жанейро. Он родился в обеспеченной семье, что подарило ему беззаботные годы. Оскар посещал элитную школу, танцевал, играл в футбол. Но талант с ранних лет заявлял о себе – он постоянно что-нибудь чертил и рисовал. Когда нужно было выбрать профессию, на семейном совете заговорили об этом хобби.
Так Оскар попал в архитектурную бразильскую школу. Здесь он сдружился с Лусио Коста, руководителем заведения. Этот архитектор не ограничивался классической базой. Он предпочитал принципы дизайна Ле Корбюзье, которые отличались от общепринятых методов бразильской архитектуры. Обсуждались и новые строительных материалы.
Знакомство определило судьбу: позже Лусио Коста открыл мастерскую и пригласил Нимейера на должность помощника. Карьера зодчего началась с создания общественных зданий, где молодой архитектор стремился объединять универсальную архитектуру с бразильскими мотивами. Команда блестяще воплотила важный проект – здание Министерства здравоохранения. Подсказки давал Ле Корбюзье, который согласился на роль консультанта. Так появилось первое «модерновое» здание в Латинской Америке. Строение впечатлило многих – заказы буквально посыпались на Нимейера.
Талант проявлялся и в дальнейшем. В начале 40-х зодчему доверили возвести комплекс на побережье озера Пампулья. Нужно было объединить в единый ансамбль сразу несколько зданий: теннисный клуб, помещение для танцев, собор, музей и яхт-клуб. Результат получился настолько эффектным, что комплекс прозвали «архитектурной жемчужиной Бразилии». Нимейер прославился – «выстроилась очередь» из желающих заказать у него проект.
Но мастер не остановился на достигнутом, продолжая совершенствоваться. Его привлекли поэтические мотивы – возможность вписывать здания в природный ландшафт, воспевать красоту окружающей среды. Кроме того, акцент сместился на новый материал – железобетон. Пример работы этого периода – штаб-квартира ООН в Нью-Йорке.
В 1953-м экспериментатор воплотил еще один интересный проект – дачу Каноас в окрестностях Рио-де-Жанейро. Он решил «сотрудничать» с природой, полностью подстраивая строение под окружающую среду. Не убрали даже огромный валун, пролежавший здесь столетия. Стену возвели над камнем: часть валуна осталась под открытым небом, а остальной кусок вписали в интерьер особняка.