Мураками, такаси

Мистер ДОБ

В 1996 году Мураками придумывает персонажа по имени Мистер ДОБ, имя которого — это сокращение фразы «Dobojite dobojite» («Зачем? Зачем?»). Художник замыслил его как нового Микки Мауса или Hello Kitty — образа-идола современной массовой культуры. Впервые Мураками изобразил мультяшного ДОБа на фоне морского пейзажа, заимствованного с классической гравюры Хокусая «Большая волна в Канагава», соединив вызывающе яркую попсу с традиционным японским искусством. Позже Мураками начнет помещать персонажа на брелоки, футболки и коврики для мыши, превратит зверька в гигантскую скульптуру и изобразит на нескольких своих картинах. Мистер ДОБ стал первоэлементом в свихнувшемся мире Мураками и одним из главных блуждающих образов, опробовавших на себе все возможные медиумы и форматы. А в 2011 году на аукционе Christie’s в Нью-Йорке коллекционер Ларри Гагосян купил работу под названием «ДОБ в странном лесу» (1999) за 2,8 миллиона долларов. Сам художник называет зверька своим альтер-эго и объясняет, что зрителям нужен не автор, а аватар. По сути, Мураками один из первых в современном искусстве создал себе настоящего маскота — талисман, призванный очеловечить бренд.

Такаси Мураками. Сумка из коллекции Takashi Murakami × Louis Vuitton. 2002. Courtesy Louis Vuitton. 2002 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved.

Черепа, маргаритки и индустрия

Улыбающиеся маргаритки и глазастые черепа появляются в творчестве Мураками постоянно. Больше всего они напоминают компьютерную графику, порожденную навязчивой идеей изобразить мир предельно милым и инфантильным. Черепа в истории западного искусства функционировали как символ бренности бытия, напоминание о memento mori. Эта интерпретация совпадает с буддийской концепцией, говорящей, что «всё временно». Однако Мураками идет дальше и утверждает, что «все в конце концов умрут, поэтому не стоит беспокоиться». Этот тезис иронично дублирует риторику общества супермаркета. В индустрию именно такого типа Мураками и превратил свою империю, основанную на эксплуатации жизнерадостных образов и агрессивном потреблении. Он посмеивается над поп-культурой, будучи плотью от ее плоти. Творчество Мураками — это пример, как культура изживания военных травм мутировала и обрастала новыми образами, прямо как «Цветок-матанго».

Пионеры перформанса. Что значит японское искусство 1950-х сегодня

Документация творческого процесса Акиры Канаямы и Кадзуо Сираги

Superflat оформилось только в нулевые. Но значимые для мирового искусства художественные акции начались в Японии гораздо раньше — и даже раньше, чем на Западе.

Группа Gutai впервые перенесла внимание с создания самодостаточных объектов на процесс их производства. Отсюда — один шаг до отказа от арт-объекта в пользу эфемерного события

Хотя отдельные художники из Gutai (а всего их за двадцать лет набралось 59) активно существовали в международном контексте, осмысление как их коллективной деятельности японского послевоенного искусства вообще началось на Западе совсем недавно. Бум пришелся на 2013 год: несколько выставок в небольших галереях Нью-Йорка и Лос-Анджелеса, «Токио 1955–1970: новый авангард» в МoМА и масштабная историческая ретроспектива “Gutai: Splendid Playground” в Музее Гуггенхайма. Московский импорт японского искусства кажется почти не запоздавшим продолжением этой тенденции.

Садамаса Мотонага. Work (Water) в Музее Гуггенхайма

Поражает, насколько современно смотрятся эти ретроспективные выставки. Вот, например, центральный объект экспозиции в Музее Гуггенхайма — реконструкция Work (Water) Садамасы Мотонаги, в которой уровни музейной ротонды соединены полиэтиленовыми трубками с цветной водой. Они напоминают мазки кистью, которые были оторваны от холста, и служат примером центрального для Gutai фокуса на «конкретности» (так переводится с японского название группы), материальности объектов, с которыми работает художник.

Многие участники Gutai получили образование, связанное с классической живописью нихонга, многие биографически привязаны к религиозному контексту дзен-буддизма, к характерной для него японской каллиграфии. Все они находили новый, процессуальный или партиципаторный (связанный с участием зрителей. — Прим. ред.), подход к древним традициям. Кадзуо Сирага записывал на видео, как ногами рисует свои предвосхитившие Раушенберга монохромы, и даже создавал картины публично.

Стиль

Такаши Мураками, биография и творчество которого описаны в этой статье, имеет свой неповторимый стиль. Именно за его самобытность и оригинальность его произведения и стали пользоваться таким большим спросом.

На его стиль в искусстве в большой степени повлияла современная японская анимация (аниме) и комиксы (манга), которые пользуются небывалым спросом у публики. Он и сам интересуется этим видом искусства, которое дарит ему массу идей для реализации. Направление, выбранное им, пришлось по вкусу не только японцам, но и жителям западных стран. Причем на Западе, в Америке и Европе, его слава и популярность чуть ли не выше, чем на родине. Поэтому художник часто посещает такие страны, как США, Германия, Испания и Франция.

Он редко организовывал там свои выставки и показы, а также участвовал в других публичных мероприятиях в качестве приглашенного гостя.

В его произведениях сочетаются противоположности: современные тенденции и веяния истории, огромное и маленькое, восточные и западные традиции. Вместе с этим все это сочетается гармонично и доступно для восприятия.

Таким образом, он создает единое из традиционного японского искусства и современного. Благодаря такому нестандартному подходу и чувству стиля ему удалось завоевать аудиторию и стать не только самодостаточным художником, но и успешным с коммерческой точки зрения.

Дичь

Впрочем, не следует думать, что Япония образца 2010-х представляет собой концентрацию прогрессивности.

Не изжиты еще привычки старого доброго традиционализма и любовь к ориенталистской экзотике. «Театр девственниц» — так называется довольно восхищенная статья о японском театре «Такарадзука» в российском консервативном журнале «ПТЖ». «Такарадзука» появился в конце XIX века как бизнес-проект по привлечению туристов в отдаленный одноименный город, который случайно стал конечной станцией частной железной дороги. В театре играют только незамужние девушки, которые, по замыслу владельца железной дороги, и должны были приманивать в город зрителей-мужчин. Сегодня «Такарадзука» функционирует как индустрия — с собственным ТВ-каналом, плотной концертной программой, даже местным парком развлечений. Но в труппе по-прежнему имеют право состоять только незамужние девушки — будем надеяться, хотя бы на девственность не проверяют.

Творчество

  • Такаси Мураками — один из наиболее успешных современных японских художников. Его разноплановая деятельность охватывает искусство, дизайн, анимацию, моду и популярную культуру.
  • Мураками получил докторскую степень престижного Токийского национального университета изящных искусств и музыки, где он изучал традиционную японскую живопись девятнадцатого века, известную как Nihonga. Однако популярность аниме и манга направили его интерес к искусству анимации, потому что, как сказал сам художник, «это более представляло современную жизнь Японии». Американская популярная культура в виде анимации, комиксов и моды также повлияла на его творчество, которое включает живопись, скульптуру, инсталляции, анимацию и широкий спектр коммерческих продуктов.
  • В 2000 Мураками выступил куратором выставки Superflat, которая была посвящена влиянию индустрии массовых развлечений на современную эстетику. Также Мураками известен своим сотрудничеством с Marc Jacobs по созданию сумок и других товаров для Louis Vuitton. В своих работах Мураками играет с такими противоположностями, как Восток-Запад, прошлое и настоящее, высокое и низкое, оставаясь при этом забавным и доступным. Его работы объединяют мир популярной японской современной культуры и исторической японской живописи.
  • В 2007—2008 состоялась большая ретроспективная выставка художника — « Murakami», которая была показана в Музее современного искусства Лос-Анджелеса, Бруклинском Музее в Нью-Йорке, Museum fur Moderne Kunst во Франкфурте, Музее Гуггенхайма в Бильбао. Выставка включала более девяноста работ в различных медиа, созданных на протяжении всей карьеры художника.
  • В 2010 году произведения Такаси Мураками были выставлены в Версальском дворце во Франции

Корпорация Kaikai Kiki Co.

Таким же откровением для художника стал американский масс-маркет — пространство некритического счастья и потребительских аффектов, пришедшее в жизнь Мураками вместе с американской оккупацией. В 1994 году он отправляется на стажировку в Нью-Йорк, а вернувшись, создает небольшую студию Hiropon Factory, которая впоследствии перерастет в компанию Kaikai Kiki Co. Взяв за основу уорхоловскую «Фабрику», пристанище нью-йоркской богемы, Мураками соорудил настоящую корпорацию, где без выходных и праздников трудится более двух сотен сотрудников. Сегодня офисы компании открыты в Токио, в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. Фабрика Мураками — это высокоэффективный конгломерат, штампующий искусство и сувениры, исполняющий заказы модных домов и продюсирующий дюжину начинающих японских художников. Коллективный труд и конвейерное производство, которое Мураками противопоставляет западной традиции восприятия творца как индивидуалиста, позволяет художнику ставить производственные рекорды и выпускать такие картины, как, например, «500 архатов», которая считается самой большой в истории (ее длина достигает ста метров). Мураками сделал ее в 2012 году после аварии на АЭС «Фукусима-1» в качестве талисмана от катастроф для жителей Японии.

Такаси Мураками. ДОБ в Странном лесу. 1999. Сталь, пластик, армированный стекловолокном, стекловолокно, смола, акрил. Courtesy автор. 1999 Takashi Murakami / Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved.

На коротких ногах. Как пройти авторский актерский тренинг Тадаси Судзуки

В случае с Оно и Gutai международно значимыми стали методы и тематика их работы, отделенные от авторов. Есть и иные формы экспорта — когда работы художника с интересом воспринимаются на международной арене, но заимствования собственно метода не происходит из-за его специфичности. Самый яркий случай — система актерского тренинга Тадаси Судзуки.

Театр Судзуки любят даже в России — и это неудивительно. Последний раз он был у нас в 2016 году со спектаклем «Троянки» по текстам Еврипида, а в нулевые несколько раз приезжал с постановками Шекспира и Чехова. Судзуки переносил действие пьес в актуальный японский контекст и предлагал неочевидные интерпретации текстов: обнаруживал в «Иванове» антисемитизм и сравнивал его с пренебрежительным отношением японцев к китайцам, переносил действие «Короля Лира» в японский сумасшедший дом.

Судзуки выстраивал свою систему в оппозиции к российской театральной школе. В конце XIX века, в так называемый период мейдзи, модернизирующаяся имперская Япония переживала подъем оппозиционных движений. Результатом стала масштабная вестернизация до того предельно закрытой культуры. Среди импортированных форм была и система Станиславского, которая до сих пор остается в Японии (да и в России) одним из магистральных режиссерских методов.

Упражнения Судзуки

В шестидесятые, когда Судзуки начинал свою карьеру, все больше распространялся тезис о том, что из-за своих телесных особенностей японские актеры не могут вжиться в роли из западных текстов, которыми заполнился тогдашний репертуар. Молодому режиссеру удалось предложить самую убедительную альтернативу.

Яёи Кусама «Тыква»

Яой Кусама также является одной из самых известных японских художниц. Она творит в различных техниках, включая живопись, коллаж, скэт-скульптуру, перфоманс, энвайронментальное искусство и инсталляцию, большинство из которых демонстрируют её тематический интерес к психоделическим цветам, повторению и узору. Одной из самых известных серий этой великой художницы является серия «Тыква». Покрытая узором горошек обычная тыква ярко-жёлтого цвета представлена ​​на фоне сети. В совокупности все такие элементы образуют визуальный язык, который безошибочно соответствует стилю художницы, и был развит и усовершенствован на протяжении десятилетий кропотливого изготовления и воспроизведения.

KAWS

Американец Брайан Доннелли, aka KAWS, начал творческий путь как внештатный художник-аниматор в Walt Disney и Jumbo Pictures, рисовал фоны для мультсериала «Дарья» и полнометражного мультфильма «101 далматинец», а в свободное время вымещал профессиональные обиды на индустрии развлечений и моды, создавая граффити на рекламных щитах и заменяя там лица моделей ушастыми черепами с косыми крестами вместо глаз. Так он протестовал против рекламы известных брендов, заполонившей все городское пространство. Попутно Доннелли часто изображал и мультяшных персонажей, также рисуя им вместо глаз свои знаменитые «иксы». Казалось бы, модные фирмы должны были возненавидеть граффитиста-вандала, но вышло наоборот.

Первые фигурки KAWS для Bounty Hunter Companion. 1999. Courtesy paddle8.com

В 1999 году художника пригласил к сотрудничеству японский бренд одежды Bounty Hunter, предложив ему создать виниловые 3D-фигурки по мотивам его собственных рисунков и граффити. Так был придуман самый узнаваемый персонаж KAWS, грустный клоун Companion. В 2018 году он появился в озере Сокчон в Сеуле в виде надувной фигуры длиной 28 метров и лежал там, раскинув конечности, а чтобы не дать утонуть любимому персонажу, KAWS выпустил капсульную коллекцию из резиновых игрушек для ванны, надувных плавучих матрасов, полотенец, зонтов и футболок. И имел успех, повторившийся год спустя (то есть весной 2019 года) на Art Basel в Гонконге, только там его Companion был длиной 34 метра и лежал на поверхности озера Виктория.

С начала нулевых игрушки KAWS привлекают внимание таких брендов, как Comme des Garçons, Nike, Dior, Uniqlo. Граффитист, «портивший» рекламные постеры, стал одним из самых востребованных модными марками художников

Так что кто знает: может быть, купив тиражную игрушку от KAWS в рамках какой-нибудь рекламной кампании, вы сделаете выгодную инвестицию: весной 2019 года его работа была продана на Sotheby’s в Гонконге за $14,7 млн, превысив эстимейт почти в 15 раз.

Плюшевая игрушка Снупи из коллаборации KAWS и Uniqlo. 2017

Мистер ДОБ

В 1996 году Мураками придумывает персонажа по имени Мистер ДОБ, имя которого — это сокращение фразы «Dobojite dobojite» («Зачем? Зачем?»). Художник замыслил его как нового Микки Мауса или Hello Kitty — образа-идола современной массовой культуры. Впервые Мураками изобразил мультяшного ДОБа на фоне морского пейзажа, заимствованного с классической гравюры Хокусая «Большая волна в Канагава», соединив вызывающе яркую попсу с традиционным японским искусством. Позже Мураками начнет помещать персонажа на брелоки, футболки и коврики для мыши, превратит зверька в гигантскую скульптуру и изобразит на нескольких своих картинах. Мистер ДОБ стал первоэлементом в свихнувшемся мире Мураками и одним из главных блуждающих образов, опробовавших на себе все возможные медиумы и форматы. А в 2011 году на аукционе Christie’s в Нью-Йорке коллекционер Ларри Гагосян купил работу под названием «ДОБ в странном лесу» (1999) за 2,8 миллиона долларов. Сам художник называет зверька своим альтер-эго и объясняет, что зрителям нужен не автор, а аватар. По сути, Мураками один из первых в современном искусстве создал себе настоящего маскота — талисман, призванный очеловечить бренд.

Такаси Мураками. Сумка из коллекции Takashi Murakami × Louis Vuitton. 2002. Courtesy Louis Vuitton. 2002 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved.

Ники де Сен-Фалль

Красавица и аристократка, успешная фотомодель (в 16 лет снялась для обложки Life, а в 22 — Vogue), Ники де Сен-Фалль (1930–2002) увлеклась искусством в 19 лет. После знакомства с Ивом Кляйном, Джаспером Джонсом, Марселем Дюшаном, Виллемом де Кунингом и Робертом Раушенбергом перешла от наивной живописи к глянцевой краске и объему. После знакомства Ники с будущим мужем, пионером кинетического искусства Жаном Тэнгли, стиль ее обрел черты, по которым де Сен-Фалль легко опознать в гигантских «куклах», расставленных сегодня в музеях и парках многих стран (всех своих кукол она заранее назвала Нана). Есть Нана бегущая, Нана синяя, Нана чернокожая (а в то время еще не делали политкорректных кукол для детей с темной кожей или узкими глазами).

Нана желтая встречает гостей в холле прославленного отеля «Негреско» в Ницце. В «Ангеле-хранителе» с золотыми крыльями под крышей главного вокзала в Цюрихе тоже опознается Нана. Эти добродушные раскрашенные толстушки не просто символизируют призыв к бодипозитиву (на создание первой красавицы художницу вдохновила беременная подруга), это манифест воинствующего феминизма. Впервые он был бескомпромиссно сформулирован в 1966-м в Музее современного искусства (Модерна Мусет) в Стокгольме, для которого де Сен-Фалль вместе с Тэнгли соорудили инсталляцию — выставочный зал в форме лежащей Нана, длиной 23 метра и высотой 6, под названием «Она — Собор». Тэнгли спроектировал каркас — его чертеж и сегодня можно найти на сайте музея, для которого та выставка наверняка так и осталась одной из самых посещаемых (около 100 тысяч человек с 4 июня по 4 сентября 1966 года), а Ники де Сен-Фалль сделала ту самую куклу, в вагине которой был вход и всегда стояла очередь. В теле гигантской Нана чего только не было: в правой ноге — молочный бар, в левой планетарий, в беременном животе и груди — выставка поддельного искусства, горка для детей (их, разумеется, в вагину тоже пускали) и миниатюрный кинотеатр, где показывали фильмы с Гретой Гарбо. Грета внутри Нана — звезда внутри куклы.

Ники де Сен-Фалль и Жан Тэнгли. Она — Собор. 1966. Музей современного искусства, Стокгольм. Courtesy Moderna Museet, Stockholm, and Niki Charitable Art Foundation

Вместе с Жаном Тэнгли Ники сделала и фонтан Стравинского в Париже, возле Центра Помпиду — фантастические расписные фигуры, иногда антропоморфные, а иногда и нет, и ярко-красные губы, за которыми наблюдает с близлежащих граффити Сальвадор Дали (автор дизайна кушетки в виде губ дивы Мэй Уэст), перемещаются по периметру, крутятся во все стороны и брызгаются на прохожих, радуя взрослых не меньше, чем детей. Наверное, это самая большая игрушка на свете. Когда возник этот жизнеутверждающий архитектурный объект, гигантские куклы Ники де Сен-Фалль уже успели наводнить мир.

Периодизация японского искусства

Как нигде в мире, в Японии история искусства теснейшим образом связана с историей, точнее, с историей правящих династий. Основные периоды развития японской живописи:

  • Ямато (VI – VII век);
  • Нара (середина VII – VIII век);
  • Хэйан (конец VIII – XII век);
  • Камакура (конец XII – первая половина XIV
    века);
  • Муромати (первая половина XIV – первая половина XVI века);
  • Адзути-Момояма (вторая
    половина XVI века);
  • Эдо (XVII –
    XIX век);
  • Мэйдзи
    (конец XIX – начало XX века);
  • современная японская
    живопись.

Каждый из периодов отличается по способу художественного выражения мира, манере письма, но неизменным остаётся преобладание пейзажей: это сквозной мотив искусства Японии. Каждый художник этой страны, от древнейших до современных, исполнен глубокого почитания природы как вечного источника жизни.

Наиболее интересны в художественном плане периоды Ямато, Муромати и Момояма.

Персональные выставки

  • 2017-2018 «Гараж», Москва «Такаси Мураками. Будет ласковый дождь»,
  • 2010 PinchukArtCentre, Kyiv
  • 2009 Gagosian Gallery, London
  • 2007-08 Oval Buddha, 590 Madison, New York, NY
  • 2007 Tranquility of the Heart Torment of the Flesh — Open Wide the Eye of the Heart, and Nothing is Invisible, Gagosian Gallery, New York, NY
  • 2005 Kaikai Kiki Exhibition, Aoi Gallery, Osaka, Japan
  • 2005 Takashi Murakami Print show, Mizuho Oshiro Gallery, Kagoshima, Japan
  • 2005 T1: Takashi Murakami, Fondazione Sandretto Re Rebaudengo, Turin, Italy
  • 2005 Installation at Roppongi Hills, Tokyo, Japan
  • 2005 Post and After, Brandise University, Randallstown, MD
  • 2004 Satoeri Ko2 Chan, Tomio Koyama Gallery, Tokyo, Japan
  • 2004 Inochi, Blum & Poe, Los Angeles, CA
  • 2003 Reversed Double Helix, Rockefeller Center, New York, NY
  • 2003 Superflat Monogram, Marianne Boesky Gallery, New York, NY
  • 2003 Superflat Monogram, Galerie Emmanuel Perrotin, Paris, France
  • 2002 Takashi Murakami, Fondation Cartier pour l’art contemporain, Paris, France

(traveled to the Serpentine Gallery, London, United Kingdom) (cat.)

  • 2001 Takashi Murakami: Summon Monsters? Open the Door? Heal? Or Die? Museum of Contemporary Art Tokyo, Tokyo, Japan
  • 2001 Takashi Murakami: Made in Japan, Museum of Fine Arts, Boston, MA
  • 2001 Takashi Murakami: Mushroom, Marianne Boesky Gallery, New York, NY
  • 2001 Takashi Murakami: WINK, Grand Central Station, New York, NY
  • 2001 Kaikai Kiki, Galerie Emmanuel Perrotin, Paris, France
  • 2000 Takashi Murakami: Second Mission Project Ko2, P.S.1, New York, NY Contemporary Art Center, Long Island City, NY
  • 2000 727, Blum & Poe, Santa Monica, CA
  • 2000 KAI KAI KI KI: Superflat, Issey Miyake Men, Tokyo, Japan
  • 2000 Shinsaibashi Parco, White Cube Gallery, Osaka, Japan
  • 1999 Takashi Murakami: The Meaning of the Nonsense of the Meaning, Center for Curatorial Studies Museum, Bard College, Annandale-on-Hudson, New York (curated by Amada Cruz) (cat.)
  • 1999 Takashi Murakami: DOB in the Strange Forest, Parco Gallery, Tokyo, Japan
  • 1999 Takashi Murakami: Super Flat, Marianne Boesky Gallery, New York, NY
  • 1999 Takashi Murakami: Love and DOB, Gallery KOTO, Okayama, Japan
  • 1999 Murakami Takashi — PATRON, Marunuma Art Park, Asaka, Japan
  • 1998 Back Beat, Blum & Poe, Santa Monica, CA
  • 1998 Super Flat and Back Beat 2, Tomio Koyama Gallery, Tokyo, Japan
  • 1998 Moreover, DOB Raise His Hand, Saghacho Bis, Tokyo, Japan
  • 1998 Takashi Murakami: Hiropon Project Koko-Pity, Sakuraku Jet Airplane Nos. 1—6, Feature Inc., New York, NY
  • 1997 Takashi Murakami, Blum & Poe, Santa Monica, CA
  • 1997 Emmanuel Perrotin, Paris, France
  • 1997 Takashi Murakami: 7272 — To Dream of Bombay, Art Space HAP, Hiroshima, Japan


Такаси Мураками с директором Бруклинского музея Arnold Lehman на открытии ретроспективы художника Murakami

  • 1997 Takashi Murakami, State University of New York at Buffalo Art Gallery, Buffalo, NY
  • 1997 Takashi Murakami, Gallery KOTO, Okayama, Japan
  • 1996 Takashi Murakami: Sculpture and Paintings, Feature, Inc., New York, NY
  • 1996 Gavin Brown’s Enterprise, New York, NY
  • 1996 Gallery KOTO, Okayama, Japan
  • 1996 Takashi Murakami: 727, Tomio Koyama Gallery, Tokyo, Japan
  • 1996 Konnichiwa, Mr. DOB, Kirin Plaza Osaka, Osaka, Japan
  • 1996 727, Aoi Gallery, Osaka, Japan
  • 1996 Takashi Murakami: A Very Merry Unbirthday, To You, To Me!, Ginza Komatsu, Tokyo, Japan
  • 1995 Takashi Murakami, Emmanuel Perrotin, Paris, France
  • 1995 Takashi Murakami: Crazy Z, SCAI The Bathhouse, Tokyo, Japan
  • 1995 Takashi Murakami: Niji, Gallery Koto, Okayama, Japan
  • 1995 Takashi Murakami: Mr. Doomsday Balloon, Yngtingagatan 1, Stockholm, Sweden
  • 1994 Fujisan, Gallery Koto, Okayama, Japan
  • 1994 Which is Tomorrow? — Fall In Love-, SCAI the Bathhouse, Tokyo, Japan
  • 1994 Japan Azami, Kikyo, Ominaeshi, Aoi Gallery, Osaka, Japan
  • 1993 Takashi Murakami, Nabisu Gallery, Tokyo, Japan
  • 1993 Takashi Murakami: A Very Merry Unbirthday!, Hiroshima City Museum of Contemporary Art, Hiroshima, Japan
  • 1993 Takashi Murakami: A Romantic Evening, Gallery Cellar, Nagoya, Japan
  • 1992 Wild, Wild, Rontgen Kunst Institut von Katsuya Ikeuchi Gallery AG, Tokyo, Japan
  • 1991 Takashi Murakami: Doctor of Fine Arts Final Exhibition, Art Gallery at Tokyo National University of Fine Arts and Music, Tokyo, Japan
  • 1991 Aoi Gallery, Osaka, Japan
  • 1991 One Night Exhibition 8.23, Rontgen Kunst Institut von Katsuya Ikeuchi Gallery AG, Tokyo, Japan
  • 1991 Takashi Murakami, Gallery Aries, Tokyo, Japan
  • 1991 It’s That I am Against Acceptance of It, Hosomi Gallery Contemporary, Tokyo, Japan
  • 1989 Exhibition L’Espoir: Takashi Murakami, Gallery Ginza Surugadai, Tokyo, Japan
  • 1989 Takashi Murakami: New Works, Cafe Tiens!, Tokyo, Japan

«Просвещенный мир» и поп-культура

При виде маниакально жизнерадостного искусства, вышедшего с фабрики Мураками, как правило, говорят о культуре каваий и прочей няшности, в смысле нежности, японского масскульта. Однако не стоит забывать о контексте, в котором формировался художник. «Мое эстетическое видение было сформировано той средой, которая меня окружала: это узкие жилые помещения послевоенной Японии, откуда я мысленно сбегал в мир манги и аниме», — рассказывает он.

Такаси Мураками родился в 1962 году в семье таксиста и домохозяйки. Его детство и юность пришлись на эпоху Сёва, будто в насмешку над временем, отмеченным чередой войн, катастроф и оккупацией, названную «просвещенным миром». В этот период вслед за экономическим подъемом, связанным с отказом от политики самоизоляции и хлынувшими в страну новыми технологиями, в Японии буйным цветом расцветает массовая культура.

С одной стороны, в 1960-е японские режиссеры «новой волны» отказываются от свойственной предыдущему поколению тоски по классической культуре, чтобы заговорить о более серьезных вещах. В 1960 году в японский прокат выходит фильм «Захоронение Солнца» Нагисы Осимы, прозванного японским Годаром — констатация разочарования режиссера в «солнечном племени», поколении молодых бунтарей, очумевших от джаза, и захватившей страну потребительской лихорадке. Они представляются режиссеру обыкновенными юнцами, не способными выйти из порочного круга насилия и унижений — так же как и их исковерканные войной отцы.

Кэйдзи Накадзава. Босоногий Гэн. 1973–1974. Бумага, чернила. Мемориальный музей мира, Хиросима

Когда Мураками исполняется 11 лет, в Японии начинает издаваться культовая манга Кэйдзи Накадзавы «Босоногий Гэн» — повествование о жизни шестилетнего мальчика, превратившейся в царство ужаса после атомной бомбардировки Хиросимы в 1945 году. Бомбардировка, оккупация, тьма и ужас последствий отравления радиацией, пришедшие на смену обиде за попрание национального достоинства, надолго окажутся определяющим элементом ДНК японской послевоенной культуры.

С другой стороны, в этот же период в японский кинематограф врываются кровь и кишки, убийства и гангстеры, эксперименты с визуальными эффектами и гиперболизированная сексуальность, — все то, что пришло вместе с европейскими нуарами и переродилось в направление пинку эйга — низкобюджетное эксплуатационное кино. Из него, например, вырос знаменитый «Цветок-матанго» Мураками — громоздкий цветочный шар-мутант, превратившийся в монстра. Название скульптуры отсылает к фильму ужасов «Матанго» Исиро Хонды, автора первого фильма о Годзилле, который построил свою историю вокруг мутировавшего в результате радиационной атаки гриба-паразита, растущего на необитаемом острове.

Такаси Мураками. Цветок-матанго (d). 2009. Сталь, стеклопластик, масло, акрил. Частное собрание. Courtesy Perrotin

Антитезой мизантропической линии в японской культуре также становится набирающая обороты подростковая манга, вместе с которой в травмированный войной мир приходят образы, во многом определившие визуальную реальность молодого Мураками. Эта культура изобиловала воплощениями невинности и нежности в сочетании с гипертрофированным насилием. Одной из главных вех в ее развитии для Мураками становится выход «Навсикаи из долины ветров» — манги художника и режиссёра Хаяо Миядзаки, которая издавалась с 1982 по 1994 год и была своего рода антивоенным манифестом, пропитанным уважением к жизни во всех ее проявлениях.

В 2013 году Мураками даже попытается воспроизвести эстетику Миядзаки в своем первом полнометражном фильме «Глаза медузы». Действие происходит в небольшом японском городке, в который после ядерной атаки вторгаются странные существа, напоминающие медуз. Поначалу они выглядят мирными, играют с детьми и ничем не выдают тот факт, что были созданы на секретной военной базе. Для Мураками этот фильм — еще одна попытка создать яркий, массовый продукт для детей в стилистике его любимых аниме, но при этом донести мысль о жестокости и ненадежности окружающего мира.

Такаси Мураками. 500 архатов. Фрагмент. 2012. Частное собрание. 2012 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector