Значение слова «трапеза»

Отдельное помещение

В России

Трапезная в Киево-Печерской лавре

В православных монастырях трапезная (др.-греч. τράπεζα) считается священным местом, и даже в некоторых случаях строится как церковь с алтарем и иконостасом. Некоторые службы проводятся именно в трапезной. Внутри трапезной есть всегда хотя бы одна икона с горящей перед ней лампадой. Вся пища, которая подается в трапезной, должна быть освящена, часто для этого в помещении кухни хранится .

В русских монастырях трапезные как специальные помещения появились в XV веке после введения общежительного устава. На Руси в XVI—XVII веках трапезные имели большие одностолпные, двухстолпные или бесстолпные залы. Снаружи трапезная палата могла иметь открытые террасы-гульбища, лестницы, крыльцо. Помещения трапезной нередко были богато украшены.

По утверждению Павла Алеппского, «в монастырях московской земли… более всего тщеславятся благолепием, величиной и обширностью помещения трапезных».

Так, четырёхэтажное здание трапезной Саввино-Сторожевского монастыря (1652—1654) — выдающееся достижение русской архитектуры XVII века и одна из крупнейших по площади каменных построек своего времени. В белокаменном подклете, углублённом на 6 м в землю, помещался ле́дник и имелся колодец глубиной 15 м. На втором этаже находилась кухня, вокруг которой были кельи для служителей. На третьем этаже располагалась собственно столовая палата, перекрытая крестовыми сводами, площадью около 500 м² (для сравнения — площадь Грановитой палаты Московского Кремля — 495 м²). Трапезная освещалась «кругом» окнами, причём со стёклами, а не со слюдой. Отапливалась палата проходившими в стенах трубами кухонных печей. В верхнем этаже хранилась монастырская казна. Передний фасад трапезной имел архитектурные украшения, в частности, карниз, что являлось новинкой для XVII столетия. В 1806 году, после того как перекрытия четвёртого этажа обрушились, здание было сильно перестроено. В XX веке проведена научная реставрация памятника.

К другим известнейшим трапезным относятся трапезная палата Симонова монастыря (зодчий Осип Старцев, 1677—1683) и Троице-Сергиевой лавры. Трапезная Троице-Сергиевой лавры (1686—1692) являлась одной из самых грандиозных благодаря огромному (70 х 18 м, то есть 1260 м²) бесстолпному двухсветному сводчатому залу.

В настоящее время трапезные (столовые), как по соображениям евангельского благочестия, так и по требованиям нормативов Санитарно-эпидемиологической службы, устраиваются вне храма. Часто для трапезной выделяется одно из подходящих помещений причтового дома[источник не указан 222 дня].

В средневековой Европе

Трапезные (рефектории) католических монастырей различаются по размеру и убранству в зависимости от достатка монастыря и эпохи, но имеют некоторые общие черты. Монахи обедали за длинными столами, сидя на скамейках. В конце зала на возвышении располагались места для почётных и важных лиц. Рукомойник или чаша для омывания рук перед едой находились обычно вне рефектория.

В Англии рефекторий часто находился в подвале (возможно, в память о тайной вечере) напротив церкви. В бенедиктинских монастырях он располагался с запада на восток, а у цистерцианцев — с севера на юг.

В некоторых монастырях имелись отдельные залы для духовенства, конверзов, хора и т. д. Иногда возводились специальные рефектории для посетителей монастыря или для приема аббатом почётных гостей.

В рефектории, кроме обеденных столов и скамей, обыкновенно находятся кафедра с пюпитром для чтеца душеспасительных книг во время трапезы, сосуд для святой воды и иногда престол — для богослужения. В некоторых монастырях бывает по два рефектория — один для летней поры, другой для зимней.

Перестройки

Вместо первоначального крыльца уже в XVI веке на северо-восточной стене строится просторная паперть с открытой аркадой, однако уже в XVII веке арки закладывают, аркада становится закрытой. В первой половине XIX века была перестроена крыша (видно на раскрытых участках после реставрации). Примерно тогда же разобрали старый свод и в 1859 году был создан колонный зал в стиле ампир (доступен для посещения). Зал расписали около 1865 года, росписи сохранились и отреставрированы. Были растёсаны оконные и дверные проёмы, вставлены новые косяки и рамы. Снова переделали оконные проёмы галереи. Всё это было направлено на стилевое единение с корпусом архимандричьих келей, с которым трапезная соединялась деревянным переходом на уровне 2-го этажа (был разобран при реставрации в начале 2000-х). Фасады неоднократно красились.
разобран свод трапезной палаты и в 1859 году устроен колонный зал в стиле ампир, который был расписан около 1865 г. Живопись сохранилась до настоящего времени, фресковые росписи XVI в. не сохранились. В это же время оконные и дверные проемы второго яруса были растёсаны и получили новое столярное заполнение. Повторно был изменен характер оконных проемов в заложенных арках открытой галереи паперти. Внутреннее убранство ни храма и ни трапезной палаты не сохранилось.

В словаре Даля

ж. стол. Трапезы торжником испроверже, Марк. | Стол с пищей,
с яствами, обед, ужин. Да ясте и пиете на трапезе моей во царствии моем,
Лук. Братская трапеза, общий стол в монастырях; | столовая, застольная в
обителях, покой, комната, где обедают; | трапеза церкви, западная часть,
нижний конец креста, насупротив алтаря, где в первые века христианства
праздновалась вечеря любви, т. е. между храмом и папертями. | Престол в
алтаре, бескровный жертвенник. Диакон крестообразно кадит святую
трапезу, Церк. Уст. Трапезный, к сему относящийся. Трапезный,
затрапезный мед, в обителях обиходный, простой, братский. Трапезная ж.
затрапезная, столовая или застольная, особенно в монастырях. Трапезнак
вят. церковный староста, ктитор. | Ниж. сиб. церковный сторож, который
встарь живал в сторожке, в самой церкви. | Обедалыцик, кто сидит за
трапезой, затрапезник. Трапезница трапеза, в знач. столовая, застольная.
| Обедальщица. Трапезовать, кушать за столом, обедать, ужинать. И
трапезу не трапезуют, стхр. Трапезованье, действ. по глаг. Трапезничать,
столовать, пировать, сидеть за роскошным или праздничным обедом. -чание,
столование, пирование.

Фото и описание

В ансамбль памятников Ферапонтова монастыря входит Благовещенская церковь с трапезной палатой. Храм Благовещения был построен в 1530-1531 годах. Он является уникальным архитектурным памятником.

Историки предполагают, что Благовещенская церковь с трапезной была построена на средства великого князя Василия III в честь рождения долгожданного наследника, будущего правителя Ивана IV, вымоленного в Ферапонтове и Кириллове монастырях.

О дате создания церкви повествует надпись, вырезанная на белокаменной храмоздательной плите, в которой говорится о том, что храм был заложен в 1530 году «в имя пресвятыя Богородици честнаго еа Благовещениа с трапези» во время правления великого князя Василия Ивановича, «при архиепископе ростовском Кириле, при игумене ферапонтовском Ферапонте».

Благовещенская церковь представляет собой самую раннюю из сохранившихся на российском севере редкую разновидность зданий, одновременно являющихся и звонницей. Храм завершают ярус звона с 5-ю арочными пролетами и 3-мя рядами кокошников с барабаном над ним. В ярусе звонницы располагается книгохранилище и тайник. В книгохранилище находились монастырские книги, написанные «от руки». Кроме того, в подклете церкви располагалась хлебня. Церковь – стройная, одноглавая, разделена на три яруса, сам храм занимает второй. Сомкнутый свод завершает квадратный объем церковного здания.

Внешний вид храма Благовещения и трапезной – весьма прост, стены расчленены лопатками и прорезаны оконными нишами с наличниками из изящных валиков. Мощная одностолпная трапезная палата и церковь подняты на высокий подклет и установлены по одной линии – восток-запад. Трапезная представляет собой объемную, квадратную в плане одностолпную палату с четырьмя крестовыми сводами. Внутренняя обстановка трапезной является самой ранней из сохранившихся в изначальном виде на Русском Севере подобного типа постройкой.

В зданиях храма и трапезной сохранилась первоначальная система воздуховодов (внутри стен), которая служила для обогрева всего объема церковного ансамбля. Также сохранились узкие внутристенные лестницы, которые связывали помещения всех уровней храмового сооружения. В подклете трапезной палаты можно увидеть редкостную, образцовую по чистоте исполнения, кирпичную кладку сводов.

В ХIХ веке разделение на храм и трапезную было устранено. Строение объединили общим замыслом: церковь превратилась в алтарь, а трапезная – в предалтарную церковную часть. До конца XX века, точнее до 1990-х годов, в алтаре был престол, запрестольный образ, жертвенник, семисвещник, полный иконостас со всем набором икон. Некоторое время назад здесь кое-что изменилось: были изъяты иконостас, престол, солея, жертвенник, киоты и даже пол в алтаре. Алтарь превратился в складское помещение.

Оборонительное значение Новодевичьего монастыря

Монастырю покровительствовали русские цари, в его распоряжении находились большие угодья, он считался одним из самых зажиточных московских монастырей и долгое время выступал в качестве цитадели, которая защищала Москву с западной стороны. Так, стрельцы, рассредоточившиеся по территории обители в середине XVI века, не допустили переправы войск под руководством Газы II Гирая через реку. А однажды сами насельницы спасли обитель от уничтожения. Когда в 1812 году Наполеон, отступая, приказал её взорвать, у одной из черниц хватило времени погасить водой фитили, ведущие к пороховым бочкам.

В XVI-XVII веках Новодевичий женский монастырь служил местом пострига царских особ, довольно там было и послушниц из именитых боярских и дворянских семей. Далеко не все женщины становились невестами Христа добровольно. Так, Иван IV Грозный отправил в обитель вдов своих брата и сына. Здесь же пришлось стать монахинями Евдокии Лопухиной, царевне Софье, о чьих палатах мы уже рассказывали выше. На исходе XVI века в Новодевичьем монастыре появилась ещё одна «венценосная» монахиня — царица Ирина Годунова. В обители несколько месяцев жил и её брат Борис Годунов, которого народ затем нарёк царём.

По данным на начало XVII века в монастыре обитали 122 монахини, шестая часть из которых была знатного происхождения.

Тогда же в XVI веке в обители появился некрополь. Со временем он расширился, поскольку здесь стали предавать земле учёных, писателей, героев войн. Так, в Новодевичьем монастыре упокоились поэт Денис Давыдов, историк Сергей Соловьев, генерал Алексей Брусилов и др. А непосредственно за стеной обители расположено Новодевичье кладбище, где похоронены видные деятели культуры, политики и военные.

Часовня Прохоровых

Неподалёку от Смоленского собора можно увидеть красивую часовню-усыпальницу в неорусском стиле. Она построена в 1911-1917 годах и стоит на месте погребения хозяина известной в те годы Трёхгорной мануфактуры Ивана Прохорова и его родных. В Новодевичьем монастыре приняла послушание сестра Ивана Яковлевича, и он очень серьёзно относился к нуждам обители, поддерживал её финансово.

Мавзолей Волконских

В стороне от Успенской церкви расположена изящная постройка в стиле ампир, возведённая в 30-х годах XIX века. Под одной из версий её архитектором мог быть известный зодчий Москвы родом из Италии Доменико Жилярди. В мавзолее упокоились князья Дмитрий Михайлович и Сергей Александрович Волконские.

На стыке XIX и XX веков в Новодевичьем монастыре находилось до 300 монахинь. Помимо молитвенного служения они трудились в храмах, готовили пищу и просфоры, занимались живописью и рукоделием, следили за кладбищем. За оградой обители были разбиты сады, имелись огороды, находился скотный двор.

В начале 20-х годов прошлого века монастырь мог повторить печальную участь большинства русских святынь, но его спасло от поругания придание статуса музея, и архитектурное великолепие монашеской обители дошло до нас практически в неизменном виде.

С середины 30-х здесь функционировало отделение Государственного исторического музея, в 40-х стали действовать сначала богословские курсы, а затем и православный Богословский институт. Позже Успенский собор был возвращён Православной церкви. С 60-х годов Лопухинские палаты имеют статус резиденции митрополитов Крутицких и Коломенских.

Непосредственно монашеская жизнь в этой московской обители возродилась только в 1994 году. Спустя десять лет, когда Новодевичий женский монастырь отметил 480-летие, его историческое и культурное значение было оценено ЮНЕСКО, он был взят под охрану этой организацией. На сегодняшний день древняя обитель — одно из посещаемых мест столицы среди горожан, паломников и туристов. В Новодевичьем открыто несколько выставок на постоянной основе.

Волонтерам и трудникам

Основное послушание волонтеров – обеспечение порядка в храмах и на территории Лавры, оказание помощи паломникам.

Волонтерам, приезжающим потрудиться, предоставляется бесплатное проживание и трехразовое питание.

Требования к волонтерам:
– православное вероисповедание;
– трудолюбие и доброжелательность;
– возраст от 23 до 45 лет;
– готовность работать на открытом воздухе.
При себе иметь:
– паспорт;
– предметы личной гигиены;
– вещи на холодную и дождливую погоду;
– сестрам – белый платок и длинную юбку.
Набор волонтеров осуществляется по предварительной регистрации в группе в «ВКонтакте» – https://vk.com/lavra_group и по телефону.Тел.: +7 (915) 111-03-70 – Зверева Ольга, координатор группы “Лавра”.

Донской монастырь в Москве — история

На Руси вокруг больших городов для их обороны часто строили монастыри-крепости. Так были возведены Новодевичий и Симонов, Андроников и Новоспасский, а также Данилов монастыри-крепости. В 1591–1592 годах царем Феодором Иоанновичем и боярином Борисом Феодоровичем Годуновым был основан Донской монастырь в Москве в память избавления от нашествия крымского хана Казы-Гирея. Этим было завершено создание оборонительного полукольца крепостей, охранявших столицу от степных набегов.  Был построен первый каменный собор во имя Донской иконы Божией Матери. Сейчас это Малый  или Старый собор. В Смутное время Донской монастырь в Москве был разорен польскими войсками. Каменные стены и башни, напоминающие ограду  Новодевичьего монастыря, были возведены в 1686 году. В 1698 году был освящён новый величественный храм, также посвященный Донской иконе, — Большой собор, построенный с помощью царевны Екатерины Алексеевны. В 1745 году Донской монастырь был причислен к ставропигиальным, то есть подчиняющимся непосредственно патриарху. В то время это было крупное феодальное хозяйство. Формируется величественный комплекс обители. В 1713–1714 годах строится Тихвинская надвратная церковь. К середине 18 века завершается строительство  колокольни над западными воротами и архимандритских покоев. Сооружаются здание духовной семинарии и хозяйственные постройки.  А к 1798 году завершена церковь Александра Свирского. С конца 17 века Донской монастырь стал усыпальницей московской знати. В Сретенском храме находится усыпальница грузинских царей, в Михайловском храме — усыпальница кнн. Голицыных. Одно из печальных событий в жизни обители произошло в 1771 году во время Чумного бунта. Чтобы предотвратить распространение заразы, Архиепископ Авмросий велел убрать от Варварских ворот чудотворную икону, к которой прикладывались и больные и здоровые прихожане. За это толпа растерзала архиерея. По приказу Екатерины II зачинщики беспорядков были повешены на Красной площади.

В 1914 году был освящен храм на новой территории кладбища, примыкающей к обители. С 1922 года в обители находился под стражей Святейший Патриарх Всероссийский Тихон. В 1925 году после смерти в больнице он был похоронен в Малом соборе. В 1926 году обитель была закрыта, но монастырская жизнь шла до конца 1920-х гг. Затем здесь были открыты антирелигиозный музей, интернат и даже ферма. Храм Серафима Саровского и Анны Кашинской на новом кладбище был переоборудован в крематорий. На территорию обители свозились остатки сносимых московских храмов. Во время Великой Отечественной войны на средства верующих была построена целая танковая колонна из 40 единиц техники. При входе в обитель стоит танк Дмитрий Донской, пушка и БТРы. В Малом соборе богослужения возобновились в 1949 году.  В храме была устроена печь, которая и поныне используется для изготовления мира (ароматного масла  для помазания тела человека) для всей Русской Церкви. В ноябре 1982 года Брежнев подписал приказ о передаче обители Московской Патриархии для размещения в нем резиденции Патриарха. Из-за смерти  Генерального секретаря это решение было приостановлено, а затем  Патриархии был отдан Даниловский монастырь. В 1991 году обитель была передана Московскому патриарху. Братия монастыря была малочисленна. 18 августа того же года был вновь освящён Большой собор. В 1992 году во время ремонта Малого собора после пожара было вскрыто захоронение Патриарха Тихона. Его мощи поместили в раку и позже перенесли в Большой собор.

1 сентября, в день празднования в честь Донской иконы Божией Матери, совершается Божественная литургия в Большом соборе. По традиции, в связи с праздником чудотворная Донская икона доставляется в обитель из Государственной Третьяковской галереи. С 2010 года праздник в честь Донской иконы Божией Матери по благословению Его Святейшества стал главным праздником российского казачества.

Музейный комплекс «Конный двор» — важный исторический объект

Музейный комплекс «Конный двор».

Комплекс “Конный двор” заложен в конце 18 века, он представляет огромную культурную и историческую ценность. Сооружение было настоящим украшением города, но в годы советской власти комплекс постепенно утратил былое величие и пришел в аварийное состояние. В конце 20 столетия начались работы по реставрации Конного двора, и строителям удалось практически полностью воссоздать первоначальный облик здания.

Сегодня жители и гости города вновь могут любоваться оригинальными флюгерами в виде всадников на коне, тесовыми кровлями башен, красивыми мощными воротами. Внутри расположены экспозиции историко-художественного музея.

Многие работы являются настоящими шедеврами искусства. В фондах так же хранятся уникальные экспонаты, посвященные истории города, древние археологические находки, произведения декоративно-прикладного мастерства.

Адрес: Музейный комплекс «Конный двор», Сергиево-Посадский музей-заповедник, проспект Красной Армии, Сергиев Посад, Россия.

Музей-заповедник «Абрамцево» — знаменитая усадьба

Музей-заповедник «Абрамцево».

В 19 веке усадьбой владели такие известные личности, как писатель Аксаков и промышленник Мамонтов. Двери постоянно были открыты для друзей и близких хозяев. Здесь в разные годы гостили Тургенев, Гоголь, Тютчев, Репин, Левитан, Шаляпин. В советские годы усадьбе посчастливилось музеем-заповедником. Дочь Мамонтова стала первым хранителем и постаралась, чтобы не была утрачена ни одна важная деталь.

Усадьба состоит из множества построек: главного особняка, мастерских, небольшой церкви. Интересные экскурсии позволяют окунуться в атмосферу позапрошлого века и увидеть обстановку в которой жили и творили одни из самых талантливых людей того времени.

Адрес: Музей-заповедник «Абрамцево», Музейная ул., Хотьково, Московская область, Россия.

Наши клиенты

Ставропигиальный женский монастырь — Марфо-Мариинская обитель милосердияМосква

Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырьДзержинский

Николо-Перервинский монастырьМосква

Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырьМосква

Донской ставропигиальный мужской монастырьМосква

Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырьМосква

Ярославский Казанский женский монастырьЯрославль

Свято-Никольский Переславский женский монастырьПереславль-Залесский

Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырьИстра

Иосифо-Волоцкий Успенский ставропигиальный мужской монастырьВолоколамск

Саввино-Сторожевский монастырьЗвенигород

Алексеевский ставропигиальный женский монастырьМосква

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырьМосква

Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырьТихвин

Монастырь святых Царственных Страстотерпцев в урочище Ганина ямаЕкатеринбург

Сретенский ставропигиальный мужской монастырьМосква

Покровский ставропигиальный женский монастырьМосква

Свято-Троицкая Александро-Невская ЛавраСанкт-Петербург

Свято-Троицкая Сергиева ЛавраСергиев Посад

Компания «Монастырская трапеза» работает с епархиями, монастырями, храмами Русской Православной церкви по всей территории России. Среди наших постоянных партнёров – Александро-Невская лавра, Троице-Сергиева лавра, монастыри Москвы и Санкт-Петербурга, храмы европейской части России, Сибири и Дальнего Востока.

Мы выполнили ряд значимых заказов по изготовлению продукции в эксклюзивной упаковке, а также разработали несколько серий сувенирных товаров, имевших успех у паломников и прихожан.

Наша продукция

Компания «Монастырская трапеза» производит чай, печенье, пряники, сладости, шоколад и другие продукты питания, ориентируясь прежде всего на высокое качество готовых продуктов. Мы используем натуральное, экологически чистое сырье естественного происхождения. Наши технологии основаны на традициях изготовления вкусных и полезных продуктов без синтетических добавок, а наша служба качества ответственно и строго следит за каждым этапом производства, не допуская отступлений от норм. Вся продукция «Монастырской трапезы» сертифицирована в соответствии с законодательством. Мы гарантируем подлинность, высокое качество и хороший вкус всех своих товаров.

Описание

Церковь вместе с двухэтажной трапезной составляет одно целое, позже комплекс был усложнён пристройкой домика келаря, поварни и колокольни, присоединившей к комплексу зданий Церковь Архангела Гавриила. Церковь находится на общей оси трапезной палаты, но вынесена из общего объёма, что является новшеством того периода. Снаружи здание имеет мало декора (карнизы и своеобразные оконные наличники), однако он чётко прописан, что говорит о профессионализме строителей. Трапезная палата — одна из самых больших XVI века, больше только соловецкая, однако последняя на 30 лет моложе. Первоначальная трапезная была квадратной и одностолпной, что было традиционным решением. Свод был устроен с распалубками. С северо-запада к палате примыкала келарская.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector