Воскресенский ново-иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Содержание:
Великая Отечественная война
К началу войны экспозиция занимала 42 зала. Музей, как большая часть учреждений Наркомпроса, не имел плана эвакуации. Приказ об эвакуации поступил в июле. Часть экспонатов была спрятана в тайниках, оборудованных сотрудниками музея на территории монастыря. Краеведческую экспозицию и выставку в соборе (картины, мебель, фаянс) не успели демонтировать. Наиболее ценные предметы (в основном изделия из драгоценных металлов, церковное облачение, некоторые книги) и художественные коллекции были упакованы в ящики и вывезены в Москву в начале ноября 1941 года. Из Москвы они были отправлены в Алма-Ату. В августе 1943 года экспонаты Истринского музея возвратились в Москву.
Город Истра был занят немецкими войсками с 27 ноября по 11 декабря 1941 года. В Воскресенском соборе монастыря располагался госпиталь на 2400 раненых. При отступлении 10 декабря 1941 года сапёры 614 полка дивизии СС «Райх» взорвали здания Новоиерусалимского монастыря. Обрушились ротонда Воскресенского собора, колокольня, верхние ярусы башен ограды и крепостная церковь, сгорели Трапезные палаты. Большая часть экспонатов, оставшихся на его территории, погибла от взрывов и последующих пожаров.
Описание
С высоты птичьего полета Новоиерусалимский мужской монастырь выглядит как возвышающаяся на холме хорошо укрепленная крепость, в центральной части которой расположен златоглавый Воскресенский собор. Его купол в виде шатра с 60 окнами можно назвать визитной карточкой обители.
В Воскресенском соборе, как и в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, находятся три главные святыни христиан:
- Голгофа — небольшая скала, где был распят Христос, (в переводе с греческого слово «голгофа» означает лобное место)
- Кувуклия — небольшая часовня с Гробом Господень, место погребения Христа
- Храм Воскресения Спасителя, место живоносного Воскресения Иисуса Христа.
Голгофа, место распятия Христа, расположена на втором ярусе храма, к ней ведет лестница, устроенная справа от главного входа. В небольшой комнате установлен крест, выполненный в Иерусалиме и по размеру совпадающий с Иерусалимским Крестом Господнем. Также здесь установлен камень с трещиной, имитирующий скалу, расколовшуюся в момент смерти Спасителя, когда на нее пролилась кровь Христа.
С западной стороны к храму пристроена ротонда с огромным двухъярусным куполом, в центре которой сооружена кувуклия, то есть часовня с гробом Господня. Здесь расположено ложе, на которое в пещере на склоне горы Голгофы поместили тело Христа.
В храме рядом со входом находится Камень помазания, на который перенесли тело Спасителя, когда сняли с креста, здесь его умащивали миром (благовонным маслом) и подготовили к погребению.
В Новоиерусалимском монастыре, как и в Иерусалиме, вход в храм расположен с южной стороны. В восточной части расположена подземная церковь святых Константина и Елены, находящаяся на глубине в шесть метров. Сохранилось предание, что именно на такой глубине царица Елена обрела Животворящий Крест. Израильский храм Константина и Елены вырублен в скале.
Кроме того, на территории Новоиерусалимского монастыря находятся храмы, построенные в конце XVII века:
- Трапезная церковь Рождества Христова — в западной части обители
- Входоиерусалимская надвратная церковь, расположенная над восточными Святыми воротами.
По форме территория монастыря напоминает шестиугольник, огороженный крепостной стеной шириной в три метра. Протяженность ограды — около 1000 метров, а высота — 9 метров. В углах и изломах построено 8 башен, имеющих художественное значение, их названия совпадают с названиями башен старого города Иерусалима.
Некрополь храма расположен около церкви Константина и Елены, а также внутри собора, где похоронены многие уважаемые люди, в том числе и основатель обители Патриарх Никон.
Главки собора возвышаются над приделами, расположенными за главным алтарем. В трех приделах можно увидеть иконостасы, созданные еще при патриархе Никоне.
История
Ново-Иерусалимский монастырь был основан в 1656 году в Подмосковье Патриархом Никоном. По его замыслу обитель должна была стать центром православного мира.
Топография, топонимика, церковные сооружения монастыря и окружающей территории, простиравшейся на несколько десятков километров, создавали образ Святой Земли и воспроизводили главные христианские святыни Палестины. На расположенном в центре этой территории холме, получившем название Сион, был основан монастырь — своеобразный город-храм. Некоторые здания монастырского комплекса повторяют очертания сооружений Святой Земли, а главный собор монастыря, освященный в 1685 году, построен по подобию Храма Гроба Господня в Иерусалиме. В соборе воспроизведены священные подобия горы Голгофы, пещеры Гроба Господня, места трехдневного погребения и Живоносного Воскресения Спасителя. Башни также имеют символические названия: Входоиерусалимская, Гефсиманская и т.д. Окружавшие монастырь холмы именовались Елеонским, Фаворским и пр., села — Преображенское, Назарет, Капернаум. По земле Российской Палестины течет быстрая извилистая река Истра, получившая имя Иордан; ручей, обтекающий монастырский холм, — Кедронский поток. Ныне значительную часть территории занимает город Истра, до 1930 года называвшийся Воскресенском.
В 1919 году монастырь был закрыт, на его территории открыт музей «Новый Иерусалим», а святые места были частью уничтожены, частью преданы забвению и до неузнаваемости изменены.
Начавший ветшать еще после закрытия, монастырь сильно пострадал в годы Великой Отечественной Войны. Во время трехнедельной немецкой оккупации в 1941 году музей был разграблен. При отступлении фашистских войск монастырь был взорван, башня и колокольня монастыря разрушены, а собор значительно поврежден.
Реставрационно-восстановительные работы в монастыре начались в 1947 году; особенно интенсивно они велись в 1960-80-е годы.
В 1994 году начался процесс передачи сооружений монастыря Русской Православной Церкви. 18 июля 1994 года Священный Синод утвердил архимандрита Никиту (Латушко) наместником возрождающегося ставропигиального Ново-Иерусалимского монастыря; в обители возобновилась богослужебная деятельность.
23 июня 2008 года определением Священного Синода наместником Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря был назначен игумен Феофилакт (Безукладников).
23 июля 2008 года монастырь посетили Президент России Д.А. Медведев и приснопамятный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. По их инициативе был создан Благотворительный фонд по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. 20 октября 2008 года в Кремле состоялось первое заседание Попечительского совета Благотворительного фонда. Сопредседателями Попечительского совета Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря являются глава Российского государства и Предстоятель Русской Православной Церкви.
6 марта 2009 года Президентом Д.А. Медведевым был подписан указ «О мерах по воссозданию исторического облика Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви». Указом предусмотрено предоставление Благотворительному фонду субсидий из федерального бюджета на воссоздание исторического облика обители.
Для обеспечения контроля и методической помощи был создан Экспертный совет Фонда, в который вошли видные российские ученые-искусствоведы, известные архитекторы и реставраторы, специалисты Московской Патриархии, Министерства культуры России, представители общественности.
Полномасштабные реставрационные мероприятия были начаты в декабре 2011 года. Реставрация Воскресенского собора была завершена в 2015 году.
8 мая 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме.
Как добраться до «Нового Иерусалима» в Истре
Добраться до Истры из Москвы можно на ежедневных пригородных электричках — до одноименной станции (в пути чуть больше часа).
На регулярных автобусах, курсирующих с интервалом от 10 до 60 минут, можно доехать от автостанции «Тушинская».
Добравшись до Истры, придется сделать пересадку на местный автобусы — до остановки «Музей» (маршруты № 32, 33) или до остановки «Новоиерусалимский монастырь» (маршруты № 4, 40, 46, 48, далее пешком 10-15 минут).
Оптимальный маршрут для автомобиля проходит по Волоколамскому шоссе. Расстояние от центра Москвы по трассе — более 50 км. Смотрите схему территории и проезда на автомобиле, опубликованную на официальном сайте музея «Новый Иерусалим» в Истре.
Для вызова такси воспользуйтесь мобильными приложениями: Яндек.Такси, Uber, Gett, Maxim и др.
Автобусный маршрут от станции «Тушинская» до «Нового Иерусалима» — Google Maps
Панорам у въезда на территорию музея — Google Maps
Краткий обзор нового музейного комплекса — YouTube
Возникновение
Музей был основан в 1920 году на территории закрытого в 1918 году Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Первоначально существовало два музея: Художественно-исторический (возглавлялся местной учительницей П. К. Разумовской) и музей родного края (создан в ноябре 1921 года заведующим уездным статистическим бюро Н. А. Шнеерсоном). Объединены в 1922 году в Государственный художественно-исторический музей.
Музей работал под руководством Главмузея, являвшимся подразделением Главнауки Наркомпроса. Создавать музей помогали Н. Н. Померанцев, хранитель Оружейной палаты Московского Кремля, историк В. И. Троицкий, этнограф П. Н. Свешников, реставраторы П. Д. Барановский и Д. П. Сухов, специалист по архитектурной керамике А. В. Филиппов.
В коллекцию музея вошли предметы из монастырских храмов и ризницы, экспонаты Музея памяти Патриарха Никона (основан в 1874 году архимандритом Леонидом ), картины из художественной галереи, расположенной в Трапезных палатах, материалы археологических раскопок в северо-западной части Московской области.
Основная экспозиция создана в 1925 году, в котором музей посетило 10 тысяч человек. Во второй половине 1920-х годов фонды музея пополнились предметами из национализированных усадеб западной части Московской губернии:
- Знаменское (имение Мартыновых),
- Петровское (Голицыных),
- Рождествено (Толстых),
- Ильинское (в.к. Сергея Александровича),
-
Музей «Новый Иерусалим» с высоты птичьего полета
Никольское (Гагариных),
- Глебово (Брусиловых),
- Ярополец (Чернышёвых),
-
Фойе Музейно-выставочного комплекса «Новый Иерусалим»
Ярополец (Гончаровых) и других.
Частично были переданы коллекции ликвидированных музеев-усадеб Введенское, Дубровицы, Никольское-Урюпино, Царицыно. Произведения древнерусского искусства поступили из Лужецкого Богородицкого Ферапонтова монастыря в Можайске и Саввино-Сторожевского монастыря.
До 1935 года музей неоднократно преобразовывался и менял названия. В 1935 году в Новоиерусалимский музей была перевезена часть коллекций (этнографические и археологические) и библиотека упразднённого Московского областного музея, находившегося в Москве. Его функции были переданы музею в Истре. По решению Наркомпроса РСФСР музей был преобразован в Опытно-показательный краеведческий музей Московской области. В 1939—1940 годах в Новый Иерусалим поступила часть коллекций из расформированного музея в Звенигороде.
Восстановление музея
Из эвакуации спасённые фонды музея были возвращены в 1944 году. Восстановительные работы начались в конце 1940-х годов. Уже в конце 1950-х годов музей, находившийся временно в Москве, вернулся в Истру. Главной задачей сотрудников музея в послевоенный период стало изучение памятников восстанавливаемого архитектурного ансамбля и учёт, хранение, реставрация коллекций. Определились направления собирательской деятельности музея: накопление материалов для создания экспозиций, отражающих процесс развития Подмосковного края с древнейших времён; пополнение существующих художественных коллекций и создание новых; формирование фонда научных материалов по реставрации архитектурного комплекса монастыря.
Из истории
В середине XVII века патриарх Руси Никон и царь Алексей Михайлович решили построить на реке Истре монастырь, подобный находящемуся на Святой земле в Иерусалиме. В те времена на земле Палестины господствовала Османская империя и посещение Иерусалима христианами было связано с опасностью.
Земли на берегу Истры как нельзя лучше подходили для строительства аналога Голгофы: роль реки Иордан играла Истра, возвышенность на востоке территории напоминала гору Елеон, а холм на северо-западе — гору Фавор, парк рядом с обителью мог бы стать аналогом местности Гефсимании — сада у подножия Елеонской горы.
В 1649 году патриарх Иерусалима Пасий привез в Москву модель Храма Гроба Господня, в соответствии с которой и началось возведение Вознесенского монастыря, ставшего аналогом Иерусалимской Голгофы.
Строительство проходило в два этапа: первоначально, в 1658–1666 годах храм был построен до кровли, вырыто место для подземной церкви Константина и Елены и была возведена колокольня. Для нее было отлито 15 колоколов, один из них сохранился до наших дней. Для украшения использовались наличники и керамические пояса, установили иконостасы.
После конфликта Никона с царем патриарх попал в опалу, а в конце 1666 года решением Московского собора его лишили духовного сана, он стал простым монахом и был сослан в Ферапонтов монастырь.
Никон так и не увидел основанную им обитель, скончавшись в 1681 году. А достраивал Новоиерусалимский монастырь его настоятель архимандрит Никонор.
Строительство собора возобновилось лишь в 1679 году: была возведена глава над центральной частью храма, над ротондой для гроба Господня установили шатер диаметром 22 метра, была завершена подземная церковь Константина и Елены, освященная в 1690 году.
Несмотря на то, что в плане построенный собор является копией Храма гроба Господня, его отделка и оформление выполнены с использованием элементов древнерусского искусства.
Собор напоминает русский терем, снаружи украшенный наличниками и карнизами, фризами и балюстрадами. Самый красивый узор — павлиний глаз украсил многие используемые изразцы. Этот известный рисунок напоминает цветок граната, на который похожи глазки на павлиньем хвосте.
Внутри храм украшен резьбой и лепниной, выполненными в стиле барокко.
При Советской власти, в 1919 году обитель была закрыта и на ее территории разместился музей.
В декабре 1941 года немецкие войска заняли Истру и оккупировали Новоиерусалим. Перед тем, как уйти, немцы разрушили собор — были взорваны центральная глава, колокольня и купол ротонды.
Восстановление обители началось уже в 1942 году, но только в 1985 была восстановлена центральная глава, а в 1993 году — купол ротонды. И вот совсем недавно, в 2014 году, была воссоздана колокольня. В настоящее время, при поддержке государства, идут работы по восстановлению внутреннего и наружного декора, а также других монастырских построек.
В 1995 году обитель была передана Русской Православной церкви и в настоящее время на ее территории находится Новоиерусалимский монастырь и один из самых больших музеев Подмосковья — Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим».