Йорданс, якоб

Детство и юность

Состоятельный торговец тканями Якоб Йорданс имел большую семью, состоящую из одиннадцати детей. Старшего сына, проявившего большие художественные наклонности, отправил обучаться живописи. Еще не закончив учебы, около 1615 г. Якоб Йорданс-сын создает «Портрет семьи с родителями, братьями и сестрами». Как деталь здесь представлен его автопортрет. Молодому художнику, изобразившему свою большую разновозрастную семью, здесь 22 года.

Его серьезные большие глаза смотрят на нас, а в руках он держит лютню. Когда зрители разойдутся, то заиграет легкая радостная музыка, поддерживающая гармонию. Ангелы хранят его семейство, витая над головами персонажей. Колорит выдержан в теплых золотисто-коричневых тонах, создающий уютную атмосферу семейного благополучия. Причем лица высвечены золотистым цветом, и мимика персонажей ясна и заметна. Остальные детали живописец погружает в тени, чтобы они не мешали главному – восприятию выражений лиц.

Прадо, Мадрид, шедевр

Другой «Семейный портрет» Якоб Йорданс создал, будучи уже женатым на Катарине ван Ноорт и имея дочь Елизавету примерно четырех лет. Это один из четырех его шедевров.

Зритель смотрит по диагонали слева направо, и первый взгляд падает на белокурую девчушку, которая, прислонившись к матери, держит корзинку. Жена художника, изысканно одетая в темно-синее бархатное платье с белыми кружевными манжетами и воротником, непринужденно сидит в кресле. Шитый золотом корсаж и золотой браслет на руке подчеркивают состоятельность семьи. Далее стоит розовощекая служанка в красном платье, которая держит корзинку с плодами. Ее белый фартук и воротник платья перекликаются с белым фартучком дочери художника, который изобразил самого себя в крайнем правом углу, стоящим с мандолиной в руке. Освещение распределено так, что все фигуры и их лица светятся золотом, за ними глубокие насыщенные тени, из которых все фигуры рельефно выступают. Этот торжественный портрет с элементами юмора, который привносит маленькая кокетливая дочь, сочетает в себе и портретную убедительность, и монументальность созданных образов.

Картины Йорданса в России

Полотна Якоба Йорданса попадали в Россию из разных коллекций. Например, в 1768 году Екатерина II приобрела частное собрание живописи, принадлежащее кабинет-министру двора Августа III графу Генриху фон Брюля. В нём находилось несколько полотен Йорданса, в частности «Сатир в гостях у крестьянина» и «Павел и Варнава в городе Листре». Часть полотен приобретены из коллекции барона Л. А. Кроза де Тьера в Париже, часть из собрания П. П. Семёнова-Тян-Шанского, а также из частных собраний и других источников. На сегодняшний день картины Йорданса хранятся в Эрмитаже, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Екатеринбургском музее изобразительных искусств, Нижегородском государственном художественном музее, Пермской государственной художественной галерее и в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.

Крупнейшие выставки картин Йорданса в России:

1979 год. Государственный Эрмитаж. «Якоб Йорданс (1593—1678)». Выставка к 300-летию со дня смерти художника

2014 год. Государственный музей изобразительного искусства имени А. С. Пушкина. «Рубенс, Ван Дейк, Йорданс… Шедевры фламандской живописи из собраний Князя Лихтенштейнского»

2019 год. Государственный Эрмитаж. «Якоб Йорданс (1593—1678). Картины и рисунки из собраний России»

2019 год. Государственный музей изобразительного искусства имени А. С. Пушкина. «Русский Йорданс. Картины и рисунки Якоба Йорданса из собраний России»

Якоб Йорданс: биография

Художник был рожден в 1593 г. Он был первым из 11 детей в семье. Папа будущего художника зарабатывал на жизнь тем, что торговал тканями. В возрасте 14 лет, будучи подростком, парень обучался у Адама ван Ноорта, как и Рубенс, с которым он работал. Через 9 лет Якоб вступил в Гильдию Св. Луки и взял в жены дочь учителя Анне Катарине ван Ноорт. В союзе с художником родилось двое детей: сын и дочь.

В 1618 г. талантливый мастер приобрел дом в том районе, где он жил, когда был ребенком. Расширив помещение спустя 20 лет, Якоб Йорданс (фото художника указано в статье) сделал в здании мастерскую и провел там почти все свою жизнь.

В 68-летнем возрасте художник изобразил 3 большие полотна для залов в амстердамской ратуше. Великий мастер писал практически до самой смерти. Художник Якоб был католиком, но пребывая в почетном возрасте, решил перейти в кальвинизм.

Кончина талантливого художника

Якоба Йорданса не стало в возрасте 85 лет, в один день вместе с дочкой Елизаветой. Похоронили отца с дочерью под одним надгробием на кладбище, где до этого была похоронена супруга Якоба – Катарина.

После кончины отца сын художника пожертвовал 25 фламандских фунтов в больницу Camera van den Huysarmen в Антверпене. Также в качестве благотворительности он отдал полотно «Омовение и помазание тела Христа» в приют для девочек. Бытует мнение, что эти пожертвования были преподнесены согласно завещания Якоба Йорданса. Сын продолжил творчество отца и также, как папа, стал художником, но писал и жил в основном в Копенгагене.

Спустя около 100 лет после смерти художника, в Путте поставили памятник Йордансу и еще двум его коллегам. Он расположен на месте бывшей часовни и кладбища, которые были ликвидированы к тому времени.

Шедевр из Брюсселя

В 1625-1628 годах, мастерски владея кистью, художник Якоб Йорданс напишет полотно, которое называют немного по-разному: «Аллегория плодородия» или «Аллегория изобилия». В это время у него, как у большого мастера, уже 15 учеников. На своей многофигурной композиции он с большим искусством расположил нимф и сатиров. Все фигуры тщательно реалистично выписаны и расположены по-прежнему диагонально

Сатир, расположившийся на корточках в левом углу, привлекает внимание огромной корзиной с плодами и фруктами – чудеснейшим натюрмортом, традиционным для голландской живописи

Нимфы и сатиры занимают две трети полотна. Они все заняты гроздьями сизого винограда. Изысканно выписана белейшая кожа женщин, которая представляет контраст со смуглыми сатирами справа.

Вся композиция – это полнокровная цветущая жизнь, которую так любили голландцы.

Работы мастера

В ранних работах художника прослеживается изображение с подчеркнутой материальностью предметов, контрастной светотенью, плебейской характерностью сгруппированных на переднем плане фигур. В его картинах очень часто фигурирует одна и та же особа женского пола – Катарина ван Ноорт, которая была дочерью учителя художника, а позже и женой мастера.

Художник иногда на протяжении суток писал портрет или изображал целую фигуру в рост, благодаря чему количество картин руки известного мастера достаточно большое, их около 700. Полотна Йорданса можно увидеть практически во всех популярных музеях и картинных галереях. Писал картины художник в основном религиозного, исторического, мифологического и аллегорического содержания. Также у живописца присутствуют картины в бытовом жанре. Художник почти всю жизнь прожил в Антверпене и на протяжении всей жизни занимался выполнением многочисленных заказов.

Из биографии

Якоб Йорданс родился в 1593 г. в Антверпене в семье богатого торговца тканями Якоба Йорданса старшего. Интерес к живописи у Йордана проявился довольно рано, и с 1607 г. он начал обучение у Адама ван Ноорта, который был также и учителем П. Рубенса.Учитель Йорданса был своеобразным человеком: он был грубоват, разговаривал дерзко, но был откровенным человеком и настоящим художником. На дочери ван Ноорта Йорданс впоследствии женился.

Я. Йорданс «Семейный портрет» (1621)

В 1616 г. вступил в Гильдию св. Луки, через 2 года купил дом в районе Антверпена, где прошло его детство, устроил здесь мастерскую и практически вся остальная его жизнь и творчество прошли в этом доме.

Я. Йорданс «Четыре евангелиста» (ок. 1625-1630). Холст, масло. 133х118 см. Лувр (Париж)

Это произведение раннего периода творчества художника. Четыре евангелиста (Мафей, Марк, Иоанн и Лука) изучают Священное Писание. Иорданс показывает зрителю различие их индивидуальностей. Особенно выделяется среди фигур старших евангелистов самый молодой из них – Иоанн.После смерти Рубенса, а затем Антониса ван Дейка Йорданс стал самым популярным художником Антверпена. К нему с заказом обращался даже английский король Карл I (но созданные им картины не сохранились), сотрудничает с Оранской династией. В 1652 г. он создаёт панно «Триумф принца Фридриха Генриха Оранского».

Я. Йорданс «Триумф принца Фридриха Генриха Оранского» (1652). Дворец Хёйс-тен-Бос (Гаага)

По мнению авторов статьи в БСЭ, заказные работы Йорданса – это «парадные, перегруженные фигурами композиции, в которых иногда чувствуются напыщенность и ложный пафос».В 1651-1652 гг. он создал два декоративных полотна для гаагского дворца Хей-тен-босх, в 1661 г. приступил к работе над композицией для амстердамской ратуши.Йорданс часто писал полотна по мотивам пословиц с участием большого количества персонажей разных возрастов, например, многочисленные «Праздники бобового короля». В этих бытовых зарисовках часто встречаются элементы грубоватого юмора. Любил вводить элементы бурлеска на полотнах своих картин даже с религиозными или мифологическими темами. Комизм бурлеска строится на том, что серьёзное содержание выражается несоответствующими ему образами и стилистическими средствами, а «возвышенные герои» классической античной литературы – в шутовском виде.

Я. Йорданс «Диоген ищет настоящего Человека» (1642)

Как известно, древнегреческий философ Диоген бродил среди бела дня по людным местам со словами: «Ищу Человека».Йорданс умер в 1678 г. и похоронен на протестантском кладбище в деревне Путте (провинция Антверпен, Бельгия), рядом с женой Катариной.

Якоб Йорданс – выдающийся представитель фламандского барокко

Подробности
Категория: Изобразительное искусство и архитектура конца XVI-XVIII веков
Опубликовано 29.01.2017 16:48
Просмотров: 1887

«В искусстве Йорданса с большой силой выявлены народные основы и реалистические устремления фламандской школы: ярко чувственное восприятие жизни, мощная лепка форм кистью, неиссякаемый оптимизм» (Н. Смольская).

На творчество Йорданса большое влияние оказал П. Рубенс, который привлекал его к своим работам, а также Я. Стен, Ф. Снейдерс и Караваджо. Благодаря покровительству Рубенса Йордане смог стать одним из самых высокооплачиваемых фламандских мастеров. В 1628 г. он получил первый заказ на алтарный образ «Мученичество святой Аполлонии» для антверпенской церкви святого Августина.Творчество Якоба Йорданса, фламандского художника, одного из выдающихся представителей фламандского барокко, отличалось особенностью: его реалистические картины были наполнены крестьянскими и бюргерскими типами с их крепкими тяжеловесными фигурами, колоритными деталями. Художник отдавал предпочтение бытовому жанру, даже в картинах с религиозными или мифическими сюжетами присутствует этот «бытовизм». Его живопись была энергичной, сильной и плотной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector