Вазарели, виктор

Первые шаги в творчестве

Очень долго искал себя в различных направлениях искусств Виктор Вазарели. Картины раннего периода творчества сочетают в себе футуризм и экспрессионизм, сюрреализм и авангардизм. Он много экспериментировал с перспективой, сочетал свет и тень, менял текстуры. Лишь в конце 1940-х годов ему удается найти свой неповторимый стиль, благодаря которому он станет узнаваемым в мире.

Первая персональная выставка состоялась во время Второй мировой войны, и тогда она вызвала настоящий фурор. Оптические эффекты, абстрактные формы и различные фигуры оживали на полотнах и заставляли людей в статичной картине видеть динамичное пространство.

В 50-х годах прошлого века художник идет еще далее. С полотна он переходит на объемные скульптуры, заставляя двигаться и их. Он активно использовал зеркала, располагая их под таким углом и раскрашивая таким образом, чтобы обмануть зрение.

Избранные полотна

Скульптура в родном городе Пече

«Дань Малевичу», Венесуэла

  • «Букк» 1953 Брюссель, собрание Хониво
  • «Донан II» 1951 Копенгаген, Государственный музей искусств
  • «Оур» 1956 Дания, собрание Крестенсен
  • «Дарджилинг» 1952-53 Вена, Музей XX-го столетия
  • «Иол» 1952-59 Скопье, Городской музей
  • «Бхопал» 1949 Льеж, Музей искусств
  • «Кандагар» 1951 Нью-Йорк, Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма
  • «Бель-Иль» 1949-50 Нью-Йорк, собрание Бетти Парсонс
  • «Миндоро-II» 1954-56 Париж, Музей современного искусства
  • «Минданао» 1955 Буффало, галерея Оллбрайт-Нокс
  • «Ондо» 1960 Нью-Йорк, Музей современного искусства
  • «Таймыр» 1958 Роттердам, музей Бойманс
  • «Эридан-III» 1956 Детройт, Институт искусств
  • «Тлинко-II» 1956 Базель, Художественный музей
  • «Арктур» 1964-65 Нью-Йорк, собрание Хиршхорн
  • «Бирюза-III» 1965 Амстердам, Стеделийк- музей
  • «Зетт» 1966 Монреаль, Музей современного искусства
  • «Вега-JG» 1967 Нью-Йорк, собрание Джеймса Г.Кларка
  • «Сапфир-Z» 1966 Лозанна, собрание Эсселье
  • «Калота МС» 1967 Кёльн, Музей Людвига Вальраф-Рихарца

Авторский метод

Игра иллюзий привлекала художника. Он продолжал свои эксперименты до тех пор, пока не запатентовал свой собственный метод создания художественного произведения. Случилось это в 1955 году, с этого времени графические иллюзии можно было создавать без участия автора, но с одним лишь условием: набор для творчества был ограничен конкретным количеством цветных геометрических фигур. Можно было использовать: по три фигуры красного, зеленого, синего цвета; по две желтых, фиолетовых; по одной черной, белой и серой; доступно было три круга, по два квадрата и ромба, еще имелась пара прямоугольников и треугольников; из округлых фигур использовались овалы и рассеченные круги по две штуки.

Новое направление быстро набирало популярность. Идеологию использовали в моде, упаковке, дизайне. Необыкновенные образы воплощались в архитектуре и монументальном строительстве. Ярким примером стал пол в здании факультета естественных наук в Париже, композиция на котором получила название «Пара-виста».

Награды, призы и премии

  • 1955 — премия Художественных критиков, Брюссель; Золотая медаль Милана; Международный приз живописи Венесуэлы.
  • 1964 — Гуггенгейм-премия, Нью-Йорк.
  • 1965 — произведён в рыцари Ордена Искусств и Литературы при министерстве культуры Франции.
  • 1965 — Большой Приз на VI Международной графической выставке в Любляне; Большой Приз на VIII Биеннале искусств в Сан-Паулу.
  • 1965 — Золотая медаль Общества содействия искусства и индустрии, Париж.
  • 1966 — присвоено звание почётного гражданина Нового Орлеана (Луизиана, США).
  • 1966 — Премия на I Международной биеннале графики, Краков.
  • 1966 — Золотая медаль на II международном симпозиуме эстетики, Римини.
  • 1967 — приз министра международных дел Японии на IX Токийском биеннале.
  • 1967 — премия в области живописи института Карнеги, Питтсбург (США).
  • 1968 — премия «Престиж дю Папир».
  • 1969 — I премия на II Международном биеннале графики в Кракове.
  • 1969 — Первая «Золотая палитра» на международном Фестивале живописи, Канн-сюр-Мер (Франция).
  • 1970 — открытие фонда-музея Вазарели в Горде.

Текст ещё не готов

биография
Родившийся в Венгрии, французский художник-абстракционист, скульптор и графический дизайнер Виктор Вазарели был ведущим пионером движения оп-арт. После учебы в Академии живописи Полдини-Фолькмана и в школе Мухели в Будапеште и поселился в Париже в 1930 году

Первые 10 лет своей художественной карьеры он работал в качестве художника-художника, уделяя основное внимание плакатному искусству и оптическим иллюзиям. В 1943 году он обратился к живописи и провел свою первую персональную выставку в 1944 году

В конце 1940-х он разработал передовую геометрическую форму абстрактного искусства, которой он славится. Его картины предназначены для создания довольно мощных оптических эффектов и иллюзий, которые иногда могут активироваться при перемещении по картине. Вазарели также экспериментировал с кинетическим искусством и гобеленом. Под влиянием многочисленных художников, в том числе венгерского Сандора Бортника (1893–1976), русского Василия Кандинского (1866–1944) и французского художника Огюста Гербина (1921–60), работа Васарели была новаторской, но ограниченной и в некоторых отношениях превосходила его младший современник Бриджит Райли (р.1931). Несмотря на это, он остается одним из лучших современных художников венгерской школы.

Ранняя жизнь в Будапеште

Вазарели родился в Пече, Венгрия в 1906 году. Он был принят в Академию живописи Полдини-Фолькмана в 1925 году, где преподавал традиционное академическое искусство. До этого он провел несколько лет, изучая медицину, и обнаружил, что на протяжении всей своей жизни его всегда интересовали науки. Действительно, он продолжал применять научную методологию и объективность к своему рисунку и живописи. Будучи студентом, он проводил большую часть своего времени в кофейнях, расположенных вдоль реки Дунай, обсуждая искусство авангарда. Именно здесь он впервые услышал об Академии Мухели, которая считалась Баухаузом в Будапеште. Он поступил в школу в 1929 году, когда им управлял Шандор Бортник (1893-1976, также известный как Александр Бортник), местный печатник, художник и дизайнер плакатов. Бортник был одним из ведущих представителей венгерского авангарда и интересовался абстрактным использованием цвета для символики и формы. Он также экспериментировал с конструктивизмом и геометрической абстракцией. В академии Вазарели познакомили с колористическими работами Йозефа Альберса (1888–1976) и Иоганна Иттена (1888–1967), а также русских художников Казимира Малевича и Кандинского. Мухели управлялся по тем же направлениям, что и школа дизайна в Баухаузе в Германии, а Васарели был отмечен как выдающийся ученик. В его масляной живописи 1929 года есть несколько вдумчивых исследований цвета с геометрическими кубическими формами. В 1930 году, после своей первой персональной выставки в галерее Ковача Акоса в Будапеште, Вазарели покинул город и переехал в Париж – все еще в то время бесспорный центр мирового искусства.

«Зебры»

Как говорил Виктор Вазарели о своем творчестве, он ставил упор не на сердце зрителя, а на его сетчатку глаза. «Оп-арт» — это иллюзорное искусство, философия бытия и проверка своих психологических характеристик. Рассмотрим картины Виктора Вазарели (фото представлено ниже) более подробно. Вот, к примеру, знаменитые «Зебры».

Если вам когда-нибудь посчастливится увидеть воочию картину «Зебры», обратите внимание, что животные двигаются параллельно вашему ходу. Вы идете направо, и они за вами, сворачиваете в обратную строну, и они тоже идут

Это удивительно!

Психологи предлагают еще один тест. Посмотрите внимательно на картину и скажите, какой узор на лошадиной коже? Белые полоски на черном фоне или наоборот? Если вы ответили, что фон черный — вы пессимист, если белый — оптимист.

Жизнь и творчество

  • 1925 — оканчивает школу.
  • 1927 — поступает в художественную академию Польдини-Волькман в Будапеште.
  • 1928 — учёба в ателье «Мюхели» в Будапеште.
  • конец 1920-х — учится в Баухаузе у Шандора Бортника и Л. Мохой-Надя.
  • 1930 — женится и переезжает в Париж.
  • 1930—1940 — работает в различных французских рекламных агентствах рисовальщиком и графиком.
  • 1944 — начинает работать в жанре живописи.
  • 1947 — художественный период «Бель-Иль», мастер работает с круглыми и эллипсоидными формами
  • 1948 — переезд в Горд (департамент Воклюз), художественный период «Горд-Кристалл»; картины художника двузначны, мастер много работает над перспективой и объёмом пространства.
  • 1951 — период «Денфер».
  • 1955 — пишет «Жёлтый манифест» (фактически, программа «оп-арта»); кинетический период творчества, архитектонические работы, создаёт эскизы для ковров, участвует в оформлении в киноиндустрии, сериграфии.
  • 1961 — переезжает из Аркюля в Анет-сюр-Марн.
  • 1969 — присуждено звание профессора в Высшей школе прикладного искусства в Будапеште. В будапештском дворце Зичи работает музей Виктора Вазарели.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector