Что такое футуризм
Содержание:
Истоки стиля
Особое внимание стоит уделить поэзии, так как началось все именно со стихосложения. Для футуристов смысл уходил на второй план, главной становилась форма и новизна
Они отстаивали свое право на индивидуализм в творчестве и отказ от общепринятых рамок и норм. Основные черты направления были сформулированы в манифесте итальянца Маринетти, опубликованном в газете. В его обращении говорится, что футуристы должны торопиться жить и творить. Яркой звездой блеснуть на небосклоне и кануть в вечность, оставив свой след в истории. Поэты придумывали необычные слова, использовали нецензурную лексику и жаргонизмы в стихотворениях. Все эти приемы были рассчитаны на привлечение внимания публики и эффект шоковой терапии. Среди известных мастеров жанра отмечают Маринетти, Боччони, Руссоло, Пастернака, Маяковского, Хлебникова. Отечественные поэты новой волны не всегда были поняты публикой. Бурную негативную реакцию их творчество вызывало в кругах консерваторов, которые во главу стола ставили традиции. Для многих неприемлемым считалось отношение футуристов к войнам. Они считали их очищением земли, подготовкой новой почвы для светлого будущего. Возможно популяризация пацифизма впоследствии и пошатнула идеологов направления. В живописи футуризм во многом сходен с абстракционизмом и кубизмом. Характерными для стиля считаются примитивные приемы изображения: геометрические фигуры, сглаженные изломы линий, дробление предметов на секторы с целью заглянуть внутрь. В архитектуре зданий стиль узнавался по ряду приемов, которые символизировали энергию, скорость, стремительность — черты свойственные молодости. В дизайне интерьеров офисов, квартир и домов стиль задержался до наших дней. Он во многом преобразился. Устаревшие представления о будущем, которое сейчас стало настоящим, сменили свежие идеи, родившиеся в условиях новых реалий.
Нигилизм
В годы, предшествовавшие революции, в русской поэзии существовали яркие индивидуальности, которых было сложно отнести к конкретному литературному течению. Это М. И. Цветаева (1892-1941) и М. А. Волошин (1877-1932). После 1910 года появляется еще одно новое направление — футуризм, противопоставившее себя всей литературе, не только прошлого, но и настоящего. Оно вошло в мир с желанием ниспровергать все идеалы. Нигилизм виден и во внешнем оформлении сборников поэтов, которые издавались на обратной стороне обоев или на оберточной бумаге, а также в их названиях — «Дохлая луна», «Молоко кобылиц» и другие типичные стихотворения футуристов.
Литература
В литературе последователями Маринетти в Италии были А. Соффичи, Дж. П. Лучини, П. Буцци, А. Палаццески и др., обратившиеся к языковым экспериментам, разрушению семантики худож. образа и выдвижению на первый план ассоциативных связей. В 1913–15 в среде итал. футуристов обозначился раскол, обусловленный нарастанием милитаристич. и националистич. тенденций; в 1920-е гг. некоторые его участники стали сторонниками режима Муссолини, другие отошли от футуризма.
Рус. Ф. лишь отчасти связан с итальянским; он развивался как самобытное худож. явление в отталкивании от символизма и импрессионизма, сосредоточивая свои интересы преим. в области поэтич. языка. Движимые стремлением предвосхитить иск-во грядущего, воодушевлённые идеями преобразования мира и рождения «нового человечества», рус. футуристы обратились к словотворчеству, вплоть до зауми, к преобразованию рифмы, ритмики и метрики стиха, к семантическому и синтаксич. «сдвигу», к стиховой графике (визуальная поэзия, автографич. книга), в значит. степени ориентируясь на визуальные искусства (живопись, плакат, графика) и кинематограф.
У истоков рус. Ф. – творчество В. Хлебникова, ставшего в 1910 идеологом первой и наиболее радикальной моск. группы кубофутуристов «Гилея», организованной Д. Д. Бурлюком; в неё входили также В. В. Маяковский, В. В. Каменский, А. Е. Кручёных, Е. Г. Гуро, Н. Д. Бурлюк, Б. К. Лившиц (коллективные сб-ки: «Садок судей», сб. 1–2, 1910–1913; «Пощёчина общественному вкусу», 1913, где выдвинут лозунг «бросить» Пушкина, Достоевского, Толстого «с парохода современности»; «Дохлая луна», 1913; «Рыкающий Парнас», 1915, и др.). Существовали также: «Ассоциация эгофутуристов» в Петрограде (1911–1916; И. Северянин, И. В. Игнатьев, К. К. Олимпов, В. И. Гнедов и др.); группа моск. эгофутуристов «Мезонин поэзии» (1913; В. Г. Шершеневич, Р. Ивнев и др.); «Центрифуга» в Москве (1913–17; С. П. Бобров, Б. Л. Пастернак, Н. Н. Асеев и др.). В послереволюц. время с Ф. были связаны поэтич. объединения «41°» в Тифлисе (1917–20; И. М. Зданевич, А. Е. Кручёных, И. Г. Терентьев и др.), дальневосточное «Творчество» (1920–21; Н. Ф. Чужак, Д. Д. Бурлюк, Н. Н. Асеев, С. М. Третьяков и др.); мн. футуристы вошли в созданный в 1922 «Левый фронт искусств».
Ф. в той или иной степени повлиял на мн. авангардистские течения в лит-ре: имажинизм, конструктивизм, ОБЭРИУ, леттризм, ультраизм, креасьонизм, конкретную поэзию и др.; его идеи оказали воздействие на литературоведение, проявившись, прежде всего, в деятельности ОПОЯЗа.
Мебель и текстиль
Главные приёмы создания футуристического дизайна – простота, гармоничность форм и обтекаемость, бесконечность пространства. Мебель будущего должна быть функциональной, предельно простой по конфигурации либо с необычными контурами и изогнутыми линиями. Поэтому для оформления частного дома, квартиры могут подойти любые угловые модели шкафов, столов, стулья с круглыми сиденьями, закруглённые кровати и диваны.
В таком интерьере уместны лёгкие подвесные, прозрачные и надувные модели кресел, встроенные и выдвижные столики. Соединённые с потолком или стенами спальные места, встроенные рабочие зоны особенно актуальны в малогабаритных квартирах. На кухне неотъемлемым элементом, подчёркивающим космический стиль, является барная стойка или откидной столик с высокими стульями из металла, пластика или стекла. Круглое кресло-шар или его подвесной вариант – наиболее популярное оформление в стиле футуризма, обычно эта мебель сделана из искусственного каучука или пластика.
Если задуман дизайн в эклектическом стиле, то используется яркая цветовая гамма и текстильные изделия в виде необычных штор, а еще интерьер дополняется мягким покрытием из ковролина.
Освещение
Используя футуризм в дизайне своего дома нельзя обойти стороной свет — именно он придает интерьеру космическое обаяние. Светильники в стиле футуризм в интерьере отвечают последнему слову в дизайне.
Подходящие варианты:
- Светодиодная лента. Подсветка парящей кровати, рабочей зоны на кухне и других контуров добавляет футуристический эффект.
- Точечные светильники. Они дают много света, при этом оставаясь практически незаметными.
- Диодная плоская люстра. Для футуризма — в виде круга или нестандартной округлой формы.
- Люстра-шар. Она имитирует солнце или луну, являясь грамотной отсылкой к космической теме.
- Имитация звездного неба. Россыпь мелких диодов, проектор или фосфорные звезды на потолке особенно хорошо смотрятся в детских, спальнях, гостиных.
Создайте подсветку таким образом, чтобы были подсвечены все нужные функциональные зоны. При этом, создавалось впечатление, что светится не отдельная люстра или бра, а вся комната в целом.
На фото вариант реализации ночного неба на потолке
Акценты и наполнение пространства
Один из приемов при создании футуристического интерьера — объединение прошедшего и грядущего. Старинные элементы (карты, часы, устаревшие механизмы и т. п.) в сочетании с новейшими технологиями, строгими линиями и светлыми тонами в отделке создают потрясающий эффект. Интересно смотрятся в интерьерах будущего небольшие «музеи древности». Выставленные на современных стеклянных или металлических полках (стеллажах) экспонаты «прошлого» придадут дизайну комнаты изюминку.
Светлая комната в стиле футуризм
Футуризм — стиль будущего
Дизайн в стиле футуризм
Дизайн комнаты в стиле футуризм
Еще один способ сделать интерьер необычным — использование закодированных сообщений. Этот прием будет особенно эффектно смотреться в ванной комнате или на кухне. Для создания закодированных сообщений достаточно разместить ряды цифр и букв на зеркальных или стеклянных поверхностях (можно использовать и другие, но это потребует дополнительных методик и идей). Если вы хотите придать надписям смысл, можно использовать какую-либо из техник современного кодирования (например, азбука Морзе) или редкие языки, чтобы запечатлеть памятные даты, события и имена известным только вам способом. Это сделает комнату личной и создаст ощущение «дома» или воспоминаний о прошлом.
Футуризм в шоколадном цвете в интерьере комнаты
Стиль футуризм в интерьере гостиной
Дизайн гостиной в стиле футуризм
Эклектический футуризм
В основе этого стиля лежат характерные признаки космического дизайна, но с яркими красками. То есть мебель, окна, двери имеют округлые очертания, но они могут быть цветными, например, полосатый диван с подушками разных цветов, стол невероятной формы на изогнутых ножках, а над ним полки с книгами розового цвета, причем бумажные издания на них зависли вверх ногами благодаря прозрачной невидимой подставке.
Эклектический футуризм — идеальный стиль для неуемных фантазеров, которые не хотят быть скованными рамками обычного футуризма. В эклектике также много текстиля ярких цветов, мягких ковровых покрытий, красивых штор. Этот стиль отлично впишется в детскую.
Оценить:
Оформление интерьера
Стиль считается универсальным. Он органично смотрится в любом помещении: кухне, гостиной, спальне, прихожей, ванной и даже детской комнате. Однако владельцам стоит подготовиться к дорогостоящему ремонту, так как воплощение неординарных идей потребует больших вложений. В отделке превалируют искусственные материалы, которые смотрятся роскошно, но ни в коем случае не дешево или примитивно.
Материалы и отделка
В оформлении «коробки» помещения превалирует пластик, стекло, хромированные поверхности. Стены обклеивают фольгированными обоями или обшивают ПВХ-панелями, имитирующими металл. Сверху нависает натяжной потолок, глянцевая поверхность которого однотонная, без рисунков или узоров. В боле простых вариантах используют белую, голубую или серую штукатурку. Наливной пол украшают картинами со сложными геометрическими узорами. Изготавливают подобные варианты на заказ. В некоторых случаях пол застилают линолеумом или декорируют ковриками необычных форм с коротким ворсом. От дерева придется отказаться полностью. В этом отношении стиль категоричен.
Цветовое оформление
В акцентных цветах превалирует синий, голубой, фиолетовый, зеленый, красный. Все оттенки имеют «холодный» неоновый блеск. Хорошим вариантом станет подчеркивание цветового решения соответствующей подсветкой. Основной фон выполняют из белого, черного или серого тона. Они нейтральны и сочетаются с любыми оттенками. Главный принцип цветовых комбинаций — игра контрастов. Акценты должны бросаться в глаза, но их баланс строго регулируют.
В спальнях и кухнях эффект слегка приглушается блеклыми тонами, так как в этих помещениях должна поддерживаться спокойная атмосфера. Аналогичная ситуация складывается в маленьких комнатах, где пространство нельзя перегружать, иначе будет попран один из принципов футуризма— свобода в помещениях. В залах, прихожих и ванных контрасты не сдерживаются.
Мебель
При выборе мебели руководствуются ее функциональностью. Диваны трансформируются в кровати, шкафы в столики, а стеллажи в кушетки. Самые необычные варианты преображения приветствуются в футуристичном интерьере. Актуальна современная мебель с навесными конструкциями без ножек. «Парящие» в пространстве кровати, стулья и столы не только облегчат уборку полов, но и создадут иллюзию невесомости. При выборе обстановки ориентируются на неординарные формы, которые позволят подчеркнуть особенности интерьера. Органично смотрятся полукруглые диваны, шарики-пуфы, полые внутри кресла, волнистые навесные полки, радиусные шкафы и журнальные столики, больше напоминающие отшлифованные драгоценные камни.
Освещение
Осветительные приборы размещаются на потолке, по периметру комнаты, в декоративных нишах мебели и стен, на столах и на полу. Искусственный свет рассматривается, как основной источник. Плафоны приборов имеют такие же нестандартные формы, как и мебель. Ножки-пружинки держат абсолютно круглые или эллипсоидные «чаши»
Особое внимание уделяют точечным источникам рассеянного света. Их размещают в больших количествах, причем свечение обычно не стандартное белое, а оттеночное под стать акцентным тонам в конкретных зонах комнаты
Декор
Декора в обстановке используется минимум. Однако те детали, которые все же присутствуют, своей оригинальность с лихвой компенсируют дефицит украшений. Футуристично смотрятся графические картины или коллажи на стенах. В комнате расставляют необычные часы, имеющие форму ДНК-молекул, кристаллические решетки, маятники, инсталляции из атомов и пузырьков воздуха, композиции из проволочных спиралей, стеклянные шары на ножках — все эти непонятные, но по-своему красивые элементы, выступают в роли основного декора.
Сложности взаимоотношений
Интересно, что, при всем отрицании в искусстве, футуристы серебряного века все же ощущают преемственность символизма. Так, Александр Блок, наблюдавший за творчеством Игоря Северянина, говорит с беспокойством, что у него отсутствует тема, а в статье 1915 года Валерий Брюсов отмечает, что неумение мыслить и отсутствие знаний принижают его поэзию. Он упрекает Северянина в пошлости, безвкусице, в особенности критикует его стихи о войне.
Еще в далеком 1912 году Александр Блок говорил, что боится того, что у модернистов нет стержня. Скоро понятия «футурист» и «хулиган» стали синонимами для умеренной публики тех лет. Пресса с жадностью следила за «подвигами» создателей нового искусства
Благодаря этому они стали известны широким слоям населения, привлекали к себе огромное внимание. История этого направления в России представляет собой сложные взаимоотношения между представителями четырех основных группировок, из которых каждая считала, что именно она выражает «истинный» футуризм, и ожесточенно полемизировала с другими, оспаривая главную роль
Эта борьба происходила в потоках взаимной критики, что усиливало их обособленность и враждебность. Но иногда члены разных групп переходили из одной в другую или сближались.