Что такое футуризм

Истоки стиля

Особое внимание стоит уделить поэзии, так как началось все именно со стихосложения. Для футуристов смысл уходил на второй план, главной становилась форма и новизна

Они отстаивали свое право на индивидуализм в творчестве и отказ от общепринятых рамок и норм. Основные черты направления были сформулированы в манифесте итальянца Маринетти, опубликованном в газете. В его обращении говорится, что футуристы должны торопиться жить и творить. Яркой звездой блеснуть на небосклоне и кануть в вечность, оставив свой след в истории. Поэты придумывали необычные слова, использовали нецензурную лексику и жаргонизмы в стихотворениях. Все эти приемы были рассчитаны на привлечение внимания публики и эффект шоковой терапии. Среди известных мастеров жанра отмечают Маринетти, Боччони, Руссоло, Пастернака, Маяковского, Хлебникова. Отечественные поэты новой волны не всегда были поняты публикой. Бурную негативную реакцию их творчество вызывало в кругах консерваторов, которые во главу стола ставили традиции. Для многих неприемлемым считалось отношение футуристов к войнам. Они считали их очищением земли, подготовкой новой почвы для светлого будущего. Возможно популяризация пацифизма впоследствии и пошатнула идеологов направления. В живописи футуризм во многом сходен с абстракционизмом и кубизмом. Характерными для стиля считаются примитивные приемы изображения: геометрические фигуры, сглаженные изломы линий, дробление предметов на секторы с целью заглянуть внутрь. В архитектуре зданий стиль узнавался по ряду приемов, которые символизировали энергию, скорость, стремительность — черты свойственные молодости. В дизайне интерьеров офисов, квартир и домов стиль задержался до наших дней. Он во многом преобразился. Устаревшие представления о будущем, которое сейчас стало настоящим, сменили свежие идеи, родившиеся в условиях новых реалий.

    

Нигилизм

В годы, предшествовавшие революции, в русской поэзии существовали яркие индивидуальности, которых было сложно отнести к конкретному литературному течению. Это М. И. Цветаева (1892-1941) и М. А. Волошин (1877-1932). После 1910 года появляется еще одно новое направление — футуризм, противопоставившее себя всей литературе, не только прошлого, но и настоящего. Оно вошло в мир с желанием ниспровергать все идеалы. Нигилизм виден и во внешнем оформлении сборников поэтов, которые издавались на обратной стороне обоев или на оберточной бумаге, а также в их названиях — «Дохлая луна», «Молоко кобылиц» и другие типичные стихотворения футуристов.

Литература

В ли­те­ра­ту­ре по­сле­до­ва­те­ля­ми Ма­ри­нет­ти в Ита­лии бы­ли А. Соф­фи­чи, Дж. П. Лу­чи­ни, П. Буц­ци, А. Па­лац­це­ски и др., об­ра­тив­шие­ся к язы­ко­вым экс­пе­ри­мен­там, раз­ру­ше­нию се­ман­ти­ки ху­дож. об­раза и вы­дви­же­нию на пер­вый план ас­со­циа­тив­ных свя­зей. В 1913–15 в сре­де итал. фу­ту­ри­стов обо­зна­чил­ся рас­кол, обу­слов­лен­ный на­рас­та­ни­ем ми­ли­та­ри­стич. и на­цио­на­ли­стич. тен­ден­ций; в 1920-е гг. не­ко­то­рые его уча­ст­ни­ки ста­ли сто­рон­ни­ка­ми ре­жи­ма Мус­со­ли­ни, дру­гие ото­шли от фу­ту­риз­ма.

Рус. Ф. лишь от­час­ти свя­зан с италь­ян­ским; он раз­ви­вал­ся как са­мо­быт­ное ху­дож. яв­ле­ние в от­тал­ки­ва­нии от сим­во­лиз­ма и им­прес­сио­низ­ма, со­сре­до­то­чи­вая свои ин­те­ре­сы пре­им. в об­лас­ти по­этич. язы­ка. Дви­жи­мые стрем­ле­ни­ем пред­вос­хи­тить иск-во гря­ду­ще­го, во­оду­шев­лён­ные идея­ми пре­об­ра­зо­ва­ния ми­ра и ро­ж­де­ния «но­во­го че­ло­ве­че­ст­ва», рус. фу­ту­ри­сты об­ра­ти­лись к сло­во­твор­че­ст­ву, вплоть до за­уми, к пре­об­ра­зо­ва­нию риф­мы, рит­ми­ки и мет­ри­ки сти­ха, к се­ман­ти­че­ско­му и син­так­сич. «сдви­гу», к сти­хо­вой гра­фи­ке (ви­зу­аль­ная по­эзия, ав­то­гра­фич. кни­га), в зна­чит. сте­пе­ни ори­ен­ти­ру­ясь на ви­зу­аль­ные ис­кус­ст­ва (жи­во­пись, пла­кат, гра­фи­ка) и ки­не­ма­то­граф.

У ис­то­ков рус. Ф. – твор­че­ст­во В. Хлеб­ни­ко­ва, став­ше­го в 1910 идео­ло­гом пер­вой и наи­бо­лее ра­ди­каль­ной моск. груп­пы ку­бо­фу­ту­ри­стов «Ги­лея», ор­га­ни­зо­ван­ной Д. Д. Бур­лю­ком; в неё вхо­ди­ли так­же В. В. Мая­ков­ский, В. В. Ка­мен­ский, А. Е. Кру­чё­ных, Е. Г. Гу­ро, Н. Д. Бур­люк, Б. К. Лив­шиц (кол­лек­тив­ные сб-ки: «Са­док су­дей», сб. 1–2, 1910–1913; «По­щё­чи­на об­ще­ст­вен­но­му вку­су», 1913, где вы­дви­нут ло­зунг «бро­сить» Пуш­ки­на, Дос­то­ев­ско­го, Тол­сто­го «с па­ро­хо­да со­вре­мен­но­сти»; «Дох­лая лу­на», 1913; «Ры­каю­щий Пар­нас», 1915, и др.). Су­ще­ст­во­ва­ли так­же: «Ас­со­циа­ция эго­фу­ту­ри­стов» в Пет­ро­гра­де (1911–1916; И. Се­ве­ря­нин, И. В. Иг­нать­ев, К. К. Олим­пов, В. И. Гне­дов и др.); груп­па моск. эго­фу­ту­ри­стов «Ме­зо­нин по­эзии» (1913; В. Г. Шер­ше­не­вич, Р. Ив­нев и др.); «Цен­три­фу­га» в Мо­ск­ве (1913–17; С. П. Боб­ров, Б. Л. Пас­тер­нак, Н. Н. Асе­ев и др.). В по­сле­ре­во­люц. вре­мя с Ф. бы­ли свя­за­ны по­этич. объ­е­ди­не­ния «41°» в Тиф­ли­се (1917–20; И. М. Зда­не­вич, А. Е. Кру­чё­ных, И. Г. Те­рен­ть­ев и др.), даль­не­во­сточ­ное «Твор­че­ст­во» (1920–21; Н. Ф. Чу­жак, Д. Д. Бур­люк, Н. Н. Асе­ев, С. М. Треть­я­ков и др.); мн. фу­ту­ри­сты во­шли в соз­дан­ный в 1922 «Ле­вый фронт ис­кусств».

Ф. в той или иной сте­пе­ни по­вли­ял на мн. аван­гар­ди­ст­ские те­че­ния в лит-ре: има­жи­низм, кон­ст­рук­ти­визм, ОБЭРИУ, лет­тризм, ульт­ра­изм, кре­ась­о­низм, кон­крет­ную по­эзию и др.; его идеи ока­за­ли воз­дей­ст­вие на ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ние, про­явив­шись, пре­ж­де все­го, в дея­тель­но­сти ОПОЯЗа.

Мебель и текстиль

Главные приёмы создания футуристического дизайна – простота, гармоничность форм и обтекаемость, бесконечность пространства. Мебель будущего должна быть функциональной, предельно простой по конфигурации либо с необычными контурами и изогнутыми линиями. Поэтому для оформления частного дома, квартиры могут подойти любые угловые модели шкафов, столов, стулья с круглыми сиденьями, закруглённые кровати и диваны.

В таком интерьере уместны лёгкие подвесные, прозрачные и надувные модели кресел, встроенные и выдвижные столики. Соединённые с потолком или стенами спальные места, встроенные рабочие зоны особенно актуальны в малогабаритных квартирах. На кухне неотъемлемым элементом, подчёркивающим космический стиль, является барная стойка или откидной столик с высокими стульями из металла, пластика или стекла. Круглое кресло-шар или его подвесной вариант – наиболее популярное оформление в стиле футуризма, обычно эта мебель сделана из искусственного каучука или пластика.

Если задуман дизайн в эклектическом стиле, то используется яркая цветовая гамма и текстильные изделия в виде необычных штор, а еще интерьер дополняется мягким покрытием из ковролина.

Освещение

Используя футуризм в дизайне своего дома нельзя обойти стороной свет — именно он придает интерьеру космическое обаяние. Светильники в стиле футуризм в интерьере отвечают последнему слову в дизайне.

Подходящие варианты:

  • Светодиодная лента. Подсветка парящей кровати, рабочей зоны на кухне и других контуров добавляет футуристический эффект.
  • Точечные светильники. Они дают много света, при этом оставаясь практически незаметными.
  • Диодная плоская люстра. Для футуризма — в виде круга или нестандартной округлой формы.
  • Люстра-шар. Она имитирует солнце или луну, являясь грамотной отсылкой к космической теме.
  • Имитация звездного неба. Россыпь мелких диодов, проектор или фосфорные звезды на потолке особенно хорошо смотрятся в детских, спальнях, гостиных.

Создайте подсветку таким образом, чтобы были подсвечены все нужные функциональные зоны. При этом, создавалось впечатление, что светится не отдельная люстра или бра, а вся комната в целом.

На фото вариант реализации ночного неба на потолке

Акценты и наполнение пространства

Один из приемов при создании футуристического интерьера — объединение прошедшего и грядущего. Старинные элементы (карты, часы, устаревшие механизмы и т. п.) в сочетании с новейшими технологиями, строгими линиями и светлыми тонами в отделке создают потрясающий эффект. Интересно смотрятся в интерьерах будущего небольшие «музеи древности». Выставленные на современных стеклянных или металлических полках (стеллажах) экспонаты «прошлого» придадут дизайну комнаты изюминку.

Светлая комната в стиле футуризм

Футуризм — стиль будущего

Дизайн в стиле футуризм

Дизайн комнаты в стиле футуризм

Еще один способ сделать интерьер необычным — использование закодированных сообщений. Этот прием будет особенно эффектно смотреться в ванной комнате или на кухне. Для создания закодированных сообщений достаточно разместить ряды цифр и букв на зеркальных или стеклянных поверхностях (можно использовать и другие, но это потребует дополнительных методик и идей). Если вы хотите придать надписям смысл, можно использовать какую-либо из техник современного кодирования (например, азбука Морзе) или редкие языки, чтобы запечатлеть памятные даты, события и имена известным только вам способом. Это сделает комнату личной и создаст ощущение «дома» или воспоминаний о прошлом.

Футуризм в шоколадном цвете в интерьере комнаты

Стиль футуризм в интерьере гостиной

Дизайн гостиной в стиле футуризм

Эклектический футуризм

В основе этого стиля лежат характерные признаки космического дизайна, но с яркими красками. То есть мебель, окна, двери имеют округлые очертания, но они могут быть цветными, например, полосатый диван с подушками разных цветов, стол невероятной формы на изогнутых ножках, а над ним полки с книгами розового цвета, причем бумажные издания на них зависли вверх ногами благодаря прозрачной невидимой подставке.

Эклектический футуризм — идеальный стиль для неуемных фантазеров, которые не хотят быть скованными рамками обычного футуризма. В эклектике также много текстиля ярких цветов, мягких ковровых покрытий, красивых штор. Этот стиль отлично впишется в детскую.

Оценить:

Оформление интерьера

Стиль считается универсальным. Он органично смотрится в любом помещении: кухне, гостиной, спальне, прихожей, ванной и даже детской комнате. Однако владельцам стоит подготовиться к дорогостоящему ремонту, так как воплощение неординарных идей потребует больших вложений. В отделке превалируют искусственные материалы, которые смотрятся роскошно, но ни в коем случае не дешево или примитивно.

    

Материалы и отделка

В оформлении «коробки» помещения превалирует пластик, стекло, хромированные поверхности. Стены обклеивают фольгированными обоями или обшивают ПВХ-панелями, имитирующими металл. Сверху нависает натяжной потолок, глянцевая поверхность которого однотонная, без рисунков или узоров. В боле простых вариантах используют белую, голубую или серую штукатурку. Наливной пол украшают картинами со сложными геометрическими узорами. Изготавливают подобные варианты на заказ. В некоторых случаях пол застилают линолеумом или декорируют ковриками необычных форм с коротким ворсом. От дерева придется отказаться полностью. В этом отношении стиль категоричен.

    

Цветовое оформление

В акцентных цветах превалирует синий, голубой, фиолетовый, зеленый, красный. Все оттенки имеют «холодный» неоновый блеск. Хорошим вариантом станет подчеркивание цветового решения соответствующей подсветкой. Основной фон выполняют из белого, черного или серого тона. Они нейтральны и сочетаются с любыми оттенками. Главный принцип цветовых комбинаций — игра контрастов. Акценты должны бросаться в глаза, но их баланс строго регулируют.

В спальнях и кухнях эффект слегка приглушается блеклыми тонами, так как в этих помещениях должна поддерживаться спокойная атмосфера. Аналогичная ситуация складывается в маленьких комнатах, где пространство нельзя перегружать, иначе будет попран один из принципов футуризма— свобода в помещениях. В залах, прихожих и ванных контрасты не сдерживаются.

Мебель

При выборе мебели руководствуются ее функциональностью. Диваны трансформируются в кровати, шкафы в столики, а стеллажи в кушетки. Самые необычные варианты преображения приветствуются в футуристичном интерьере. Актуальна современная мебель с навесными конструкциями без ножек. «Парящие» в пространстве кровати, стулья и столы не только облегчат уборку полов, но и создадут иллюзию невесомости. При выборе обстановки ориентируются на неординарные формы, которые позволят подчеркнуть особенности интерьера. Органично смотрятся полукруглые диваны, шарики-пуфы, полые внутри кресла, волнистые навесные полки, радиусные шкафы и журнальные столики, больше напоминающие отшлифованные драгоценные камни.

    

Освещение

Осветительные приборы размещаются на потолке, по периметру комнаты, в декоративных нишах мебели и стен, на столах и на полу. Искусственный свет рассматривается, как основной источник. Плафоны приборов имеют такие же нестандартные формы, как и мебель. Ножки-пружинки держат абсолютно круглые или эллипсоидные «чаши»

Особое внимание уделяют точечным источникам рассеянного света. Их размещают в больших количествах, причем свечение обычно не стандартное белое, а оттеночное под стать акцентным тонам в конкретных зонах комнаты

    

Декор

Декора в обстановке используется минимум. Однако те детали, которые все же присутствуют, своей оригинальность с лихвой компенсируют дефицит украшений. Футуристично смотрятся графические картины или коллажи на стенах. В комнате расставляют необычные часы, имеющие форму ДНК-молекул, кристаллические решетки, маятники, инсталляции из атомов и пузырьков воздуха, композиции из проволочных спиралей, стеклянные шары на ножках — все эти непонятные, но по-своему красивые элементы, выступают в роли основного декора.

    

Сложности взаимоотношений

Интересно, что, при всем отрицании в искусстве, футуристы серебряного века все же ощущают преемственность символизма. Так, Александр Блок, наблюдавший за творчеством Игоря Северянина, говорит с беспокойством, что у него отсутствует тема, а в статье 1915 года Валерий Брюсов отмечает, что неумение мыслить и отсутствие знаний принижают его поэзию. Он упрекает Северянина в пошлости, безвкусице, в особенности критикует его стихи о войне.

Еще в далеком 1912 году Александр Блок говорил, что боится того, что у модернистов нет стержня. Скоро понятия «футурист» и «хулиган» стали синонимами для умеренной публики тех лет. Пресса с жадностью следила за «подвигами» создателей нового искусства

Благодаря этому они стали известны широким слоям населения, привлекали к себе огромное внимание. История этого направления в России представляет собой сложные взаимоотношения между представителями четырех основных группировок, из которых каждая считала, что именно она выражает «истинный» футуризм, и ожесточенно полемизировала с другими, оспаривая главную роль

Эта борьба происходила в потоках взаимной критики, что усиливало их обособленность и враждебность. Но иногда члены разных групп переходили из одной в другую или сближались.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector