Что такое авангард

Содержание:

Спорт

Футбольные клубы

  • Авангард (футбольный клуб, Муром)
  • Авангард (футбольный клуб, Камышин)
  • Авангард (футбольный клуб, Краматорск)
  • Авангард (футбольный клуб, Курск)
  • Авангард (футбольный клуб, Мерефа)
  • Авангард (футбольный клуб, Жёлтые Воды)
  • Авангард (футбольный клуб, Жидачов)
  • Авангард (футбольный клуб, Житомир)
  • Авангард (футбольный клуб, Арсеньев)
  • Авангард-Интер
  • Авангард — советский футбольный клуб из Антрацита.
  • Авангард — советский футбольный клуб из Челябинска.

Прекратившие существование

  • Авангард (футбольный клуб, Подольск)
  • Авангард (футбольный клуб, Сормово)
  • Авангард (мини-футбольный клуб, Жёлтые Воды)
  • Авангард (мини-футбольный клуб, Монастырище)

Ранее именовавшиеся Авангардом

  • Адмиралтеец (футбольный клуб) — с 1939 по 1957 года
  • Буковина (футбольный клуб) — с 1958 по 1964 года
  • Верес (футбольный клуб) — с 1972 по 1990 года
  • Звезда (футбольный клуб, Серпухов) — с 1968 по 1969 года
  • Коломна (футбольный клуб) — с 1952 по 1997 года
  • Колос (футбольный клуб, Покровское) — в 1996 году
  • Кривбасс (футбольный клуб) — с 1960 по 1962 года
  • Кызылжар (футбольный клуб)
  • Макеевуголь (футбольный клуб) — с 1966 по 1971 года
  • Металлист (футбольный клуб, Харьков) — с 1956 по 1966 года
  • Николаев (футбольный клуб, Николаевская область) — с 1953 по 1959 года
  • Портовик (футбольный клуб, Керчь) — с 1965 по 1978 года
  • Смена (футбольный клуб, Комсомольск-на-Амуре) — с 1960 по 1977 года
  • Таврия (футбольный клуб) — с 1958 по 1963 года
  • Урал (футбольный клуб) — с 1947 по 1957 года
  • Фрунзенец-Лига-99 — с 1960 по 1962 года

Хоккейные клубы

Ранее именовавшиеся Авангардом

  • «Кристалл (хоккейный клуб, Саратов)» — в 1961—1965 гг.
  • Тамбов (хоккейный клуб) — до 2000 года
  • Трактор (хоккейный клуб) — с 1954 по 1958 года

Стадионы

Россия

  • Авангард (стадион, Красноярск)
  • Авангард (стадион, Москва)
  • Авангард (стадион, Домодедово)
  • Авангард (стадион, Владивосток)
  • Авангард (стадион, Выборг)
  • Авангард (стадион, Коломна)
  • Авангард (стадион, Комсомольск-на-Амуре)
  • Авангард (стадион, Пермь)
  • Авангард (стадион, Ялта)

Украина

  • Авангард (стадион, Краматорск)
  • Авангард (стадион, Луганск)
  • Авангард (стадион, Луцк)
  • Авангард (стадион, Мерефа)
  • Авангард (стадион, Припять) (англ.)русск.
  • Авангард (стадион, Ровно)
  • Авангард (стадион, Сумы)
  • Авангард (стадион, Ужгород)
  • Авангард — прежнее название стадиона Металлист в 1956—1967 годах.
  • Авангард (стадион, Запорожье)

Возникновение и развитие

Новое направление стало порождением абсурда, созданного несоответствием реального искусства и вкладываемого в него духовного смысла. Художественные ценности, сведенные к спекулятивным – вот что отличает авангардизм в живописи. Художники проводили скандальные акции и создавали бессмысленные на первый взгляд инсталляции, подчеркивая этим основные идеи течения. До самого спада явление сохраняло свою внутреннюю пустоту, бросающую зрителю вызов – сможет ли он отделить истину от мнимых ценностей? В современном искусстве авангард то и дело пытается вернуться к прежним традициям, несколько меняя смысл изначальной концепции.

Авангард и его течения

Русский авангард – это сочетание русских традиций с некоторыми приемами западноевропейской живописи. В России художники-авангардисты – это те, которые писали в стиле абстракционизма, супрематизма, конструктивизма и кубофутуризма. Собственно, эти четыре течения и являются основными направлениями авангарда.

Абстракционисты при написании работ особое внимание придавали цвету и форме. Применяя их, они создавали ряд ассоциаций

Основоположником этого течения в России стал В. Кандинский, а со временем его поддержали К. Малевич, М. Ларионов, Н. Гончарова.
Развивая идеи абстракционизма, К. Малевич создал еще одно течение – супрематизм. Первое полотно этого течения — «Черный квадрат». На первый план при создании картины выносится сочетание форм и цвета. Идеи супрематизма ярко выражали в работах художники-авангардисты О. Розанова, И. Клюн, А. Экстер, Н. Удальцова.
В основе конструктивизма лежат идеи изображения производства, техники. Основоположниками этого течения являются художники-авангардисты 20 века В. Татлин и Э. Лисицкий.
Смесь французского кубизма и итальянского футуризма породило еще одно течение: кубофутуризм. Работы, выполненные в этом стиле, отличались абстрактами формами и сочетанием цветов, которые не являлись привычными для живописи тех времен. Яркими представителями кубофутуризма стали русские художники-авангардисты К. Малевич, О. Розанова, Н. Гончарова, Н. Удальцова, Л. Попова, А. Экстер.

Авангардистские течения в искусстве

Авангард в изобразительном искусстве

В истории изобразительного искусства Авангард обозначен как художественное направление начала 20-го века и поэтому тесно связан с модерном и модернизмом, а также с другими течениями, такими как:

  • Абстрактный экспрессионизм
  • Баухауз
  • Беспредметность
  • Всёчество
  • Дадаизм
  • Конструктивизм
  • Кубизм
  • Органика
  • Орфизм
  • Примитивизм
  • Систематизм
  • Стохатизм
  • Супрематизм
  • Сюрреализм
  • Унизм
  • Футуризм
  • Экспрессионизм
  • Лучизм

В узком смысле авангард в изобразительном искусстве понимается как экспериментирование с новыми концепциями, при этом изображение упрощено — даже в ущерб качеству.

Авангард в литературе

Основная статья: Авангардная литература

К ярким представителям авангардного искусства в литературе можно отнести:

  • футуризм — Алексей Крученых, Велимир Хлебников, Владимир Маяковский;
  • экспрессионизм — Райнер Мария Рильке, ранний Леонид Андреев.

Драматургия

Первооткрывателем авангардной символистской драмы стал бельгийский франкоязычный драматург Морис Метерлинк. Вслед за ним символистская поэтика и мироощущение закрепляется в драмах Г. Гауптмана, позднего Г. Ибсена, Л. Н. Андреева, Г. фон Гофмансталя. В XX веке авангардная драма обогащается приёмами литературы абсурда. В пьесах позднего А. Стриндберга, Д. И. Хармса, В. Гомбровича, С. И. Виткевича изображается абсурдная реальность, поступки персонажей зачастую алогичны. Законченное выражение абсурдистские мотивы получили в творчестве франкоязычных авторов т. н. драмы абсурда — Э. Ионеско, С. Беккета, Ж. Жене, А. Адамова. Вслед за ними абсурдистские мотивы развивали в своих драмах Ф. Дюрренматт, Т. Стоппард, Г. Пинтер, Э. Олби, M.Волохов, В. Гавел.

Основная статья: Авангард (музыка)

Основная статья: Авангард (кинематограф)

Современное направление

Сегодня авангардистами называют новаторов во всех видах искусства (живопись, архитектура, дизайн, мода, музыка). А само искусство авангарда представляет собой целый пласт различных веяний и течений. Это уже часть популярной культуры, частично утратившей свой изначально бунтарский дух.

С 60-х годов вторым развитием авангарда стал стиль, получивший название «поп-арт». Это искусство, рассчитанное на массовую аудиторию. В идее движения лежит теория о том, что всё может стать предметом искусства. По словам крупнейшего представителя «поп-арта» американца Р. Рауншенберга, «это искусство вне искусства», так как стирались границы между жизнью и творениями мастеров. Этот стиль и сегодня живёт в кино, рекламе, моде, в поведенческом типе жизни.

К 70-м годам на смену «поп-арту» приходит концептуализм, в основе которого лежит бессодержательность. Практически одновременно появляется движение «боди-арт», когда тело превращается в объект искусства.

Сегодняшний авангард – это искусство успокоенного общества. Оно не учит, не пропагандирует, ни с кем не конфликтует, а живёт наравне с другими стилями. В большей степени современный авангард заметен в моде. У истоков авангардного стиля в одежде стоял знаменитый Пьер Карден. Особенности этого стиля проявляются и в нынешней моде:

  • асимметрия;
  • нестандартный силуэт;
  • игра форм;
  • яркие цвета;
  • смелые сочетания, контрастность;
  • сочетание разных стилей, тканей, фактур.

Цитаты

Сергей Бирюков:

Русский авангард мне представляется более фундаментальным, глобальным, мессианским. Европейский в разных странах разный, но в целом более технологичный. Это относится как к живописному, так и литературному авангарду. Приведу такой пример. Году, кажется, в 83-м в Москве открылась выставка «Москва — Париж». И вот там на фоне знаменитейших французских художников были две или три картины Павла Филонова. Всё погасло — весь цвет французской живописи. Такого художника, как Филонов, просто не было ни в одном авангарде европейском. Недавно я разговаривал с моим приятелем, очень хорошим немецким поэтом. Он мне: «Немецкий авангард слабый». А я, между прочим, высоко ценю немецкий дадаизм. И привожу ему примеры. Он мне одним ударом: «Ну у нас же не было Хлебникова».

Футуризм

Джакомо Балла. Скорость + звук. 1913–1914 годы

От итальянского futuro — «будущее». Футуризм возник в Италии в 1909 году благодаря Филиппо Томмазо Маринетти и распространился на все области художественного творчества. Основа футуризма — новый язык искусства, соответствующий изменившемуся миру. По свидетельству Давида Бурлюка, русские художники и литераторы начали использовать термин с 1911 года. Сами футуристы, однако, тогда называли себя будущниками или будетлянами. Ближе всего к футуризму были группы «Ослиный хвост» и «Союз молодежи». Особенно популярен в русской живописи футуризм был до 1914 года. 

Интерьер

Можно не знать Малевича и Кандинского, но если в человеке присутствует бунтарский и новаторский дух, то авангард в интерьере как раз то, что ему нужно.

Сейчас стиль авангард всё больше набирает популярность в архитектуре и дизайне. Фотографии в этом стиле украшают офисы известных компаний ресторанов. Авангардизм совмещает в себе дух искательства и протеста. Однако создание авангардного интерьера в доме требует индивидуального подхода. Увидеть картинку в журнале и скопировать подобный интерьер у себя в доме не получится. В проектировании интерьера в авангардной стилистике нужно учитывать образ жизни, вкусы и интересы хозяина.

Важно знать, что авангард противопоставлен не столько классицизму, сколько любому стилю, где на первый план выдвигаются формальная красота и рационализм. Нельзя отождествлять авангард с минимализмом в интерьере или хайтеком

Авангардный дизайн предполагает наименьшую функциональность. Здесь во главу угла ставятся цвет и форма в отрыве от функциональности. Идея этого стиля в том, чтобы разрушить связь между красотой и полезностью. Допускаются абсолютно бесполезные, но красивые вещи, что является противоположностью Готическому стилю.

Авангардный стиль ассоциируется с яркостью, эффектностью, нестандартностью. В интерьере обязательно присутствует торжество контрастов. Главное – уметь сочетать цвета и формы, свет и тень. Свежие идеи, эксперимент, детали должны в целом сливаться в единую стилистическую картину.

Цветовые решения

Цвет – одна из основных и принципиальных особенностей авангарда. Яркие цвета в необычных сочетаниях – вот что главное в этом стиле.

Чтобы организовать интерьер в авангардной стилистике, надо смело браться за кисти и краски. Эксперимент с цветом – главное. К примеру, можно покрасить одну стену в белый цвет, а другую – в чёрный. Рядом с белой стеной – расположить чёрное кресло, а на чёрной стене повесить бра со светлым абажуром. Главное – проявить смелость и уверенность, чтобы стиль выглядел естественно.

Материалы

Авангард в плане выбора материала для пола, стен, потолка очень демократичен. Сегодня вполне применимы самые современные материалы: пластик, текстиль, а для отделки – ламинат или линолеум. Потолки (подвесные, разноуровневые) традиционно белого цвета, стены должны быть покрыты краской. Обои с рисунком исключены, только однотонные либо металлизированные. Допускается декоративная штукатурка.

На сегодняшний день выпускается плитка фирмы Опочно в стиле авангард.

Окна и двери

Окна в стиле авангард должны не столько выполнять главную функцию – освещения, сколько стать украшением комнаты. Они используются также для декорации внутренних стен и перегородок. Это сделает интерьер необычным и своеобразным, что в целом является главным для авангардной стилистики. Возможны даже имитации окон.

Важно контрастное оформление окон. Ткань для штор подбирается ярких оттенков, контрастирующих с цветом стен

Уместны рулонные шторы.

Двери могут быть стандартными распашными, но с уникальным дизайном, подчёркивающим общий стиль. Альтернативное решение – раздвижные или складчатые двери из современных материалов.

Декор и аксессуары

Секрет оформления комнаты в стиле авангард в том, что в ней должен находиться центральный предмет (кровать, диван, ковёр на полу, стол и др.), вокруг которого располагается вся композиция. В качестве деталей используются репродукции современного искусства, объёмные стеклянные вазы, необычная посуда.

Освещение комнаты – обильное. Уместно большое количество современных светильников, встроенных в потолок, галогеновых ламп. Акцентом может стать интересная дизайнерская люстра. Большие окна, подиумы, ступени выступают в роли элементов декора.

Мебель

Авангардная мебель оригинальна, полна энергии и интересных деталей, но вместе с тем функционально сдержанна. Игра с формой только приветствуется. К примеру, диван может быть наполовину круглый, наполовину – квадратный. Допускается разнообразная асимметрия либо предметы мебели простых геометрических форм. В духе авангарда – мебель на коротких ножках, максимально приближенная к полу. Обивка – яркая, но без мелких деталей.

Комнаты в стиле авангард не должны быть перегружены: всегда должно оставаться свободное пространство. Кухня, выполненная из стекла, пластика с мебелью округлых или прямоугольных форм, выглядит очень эффектно. Спальня с выдвижной мебелью, центральный предмет которой – кровать-подиум или оригинальный шкаф-купе, станет уютным местом для уединения. Яркая гостиная с минимальным количеством мебели, с вазами, картинами художников-авангардистов смотрится современно и стильно.


Элемент декора – картина в стиле авангард

Примечания

  1. Саруханян А. П. К соотношению понятий «модернизм» и «авангардизм» // Авангард в культуре XX века (1900—1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Под ред. Ю. Н. Гирина. — М.: ИМЛИ РАН, 2010. — Т. 1. — С. 15.
  2. Saint-Simon H. de. Opinions litteraires, philosophiques et industrielles. — P., 1825.
  3. Egbert D. The idea of «Avant-garde» in Art and Politics // The American Historical Review. — Vol. LXXIII. — P. 343.
  4. Egbert D. D. Social Radicalism and the Arts: Western Europe: A Cultural History from French Revolution to 1968.. — N. Y., 1970.
  5. Саруханян А. П. К соотношению понятий «модернизм» и «авангардизм» // Авангард в культуре XX века (1900—1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Под ред. Ю. Н. Гирина. — М.: ИМЛИ РАН, 2010. — Т. 1. — С. 16.
  6. Саруханян А. П. К соотношению понятий «модернизм» и «авангардизм» // Авангард в культуре XX века (1900—1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Под ред. Ю. Н. Гирина. — М.: ИМЛИ РАН, 2010. — Т. 1. — С. 10, 16—17.
  7. Innes Ch. Avant-Garde Theatre. 1892—1992. — L., N. Y., 1993. — P. 1.
  8. Саруханян А. П. К соотношению понятий «модернизм» и «авангардизм» // Авангард в культуре XX века (1900—1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Под ред. Ю. Н. Гирина. — М.: ИМЛИ РАН, 2010. — Т. 1. — С. 9.
  9. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. — М.: НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ—Эллис Лак, 1997. — С. 14, 351
  10. Власов В. Г.. Авангардизм; Модернизм // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. I, 2004. — С. 44. —Т. V, 2006. — С. 578—580
  11. Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. — М.: Аграф, 1997. — С. 12—14, 177
  12. . www.tg-m.ru. Дата обращения 30 марта 2017.
  13. Иванов Вяч. Вс.. Маяковский сегодня // Vittorio. Международный научный сборник, посвящённый 75-летию Витторио Страды / Сост. Сергей Бочаров, Александр Парнис. — М.: Три квадрата, 2005. — С. 514.
  14. Саруханян А. П. К соотношению понятий «модернизм» и «авангардизм» // Авангард в культуре XX века (1900—1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Под ред. Ю. Н. Гирина. — М.: ИМЛИ РАН, 2010. — Т. 1. — С. 10.
  15. Гирин Ю. Н. Проблема авангарда: содержание, границы, понятийный аппарат // Авангард в культуре XX века (1900—1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Под ред. Ю. Н. Гирина. — М.: ИМЛИ РАН, 2010. — Т. 1. — С. 56.
  16. Саруханян А. П. К соотношению понятий «модернизм» и «авангардизм» // Авангард в культуре XX века (1900—1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Под ред. Ю. Н. Гирина. — М.: ИМЛИ РАН, 2010. — Т. 1. — С. 23.
  17. Yeats W. B. Essays and Introductions. — L., 1961. — P. 187.
  18. Саруханян А. П. К соотношению понятий «модернизм» и «авангардизм» // Авангард в культуре XX века (1900—1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Под ред. Ю. Н. Гирина. — М.: ИМЛИ РАН, 2010. — Т. 1. — С. 24.

История

В Вооружённых силах России, до Петра Первого, авангард именовался ертаул.

Основная статья: Ертаул

В Русском войске временное формирование, передовая часть войска, отряд лёгкой конницы (передовой отряд, переды, сторожевой отряд) назывался ертаул. Впервые ертаул упоминается с начала XVI века. Введён в Русском войске во время военной реформы Ивана IV

Передовой отряд (полк) имел важное значение в походе и в бою, и был предназначен для разведки (изучения) местности и действий противника.

Ертаул сформировывался либо из нескольких конных сотен, либо из лучших отборных ратников, отобранных из разных сотен, а иногда из личной охраны воеводы. Ертаул (ертаульный полк) шёл в походе впереди всей рати и выполнял разведывательные, сторожевые функции, и обычно первым вступал в бой, на него возлагались самые ответственные задачи, поэтому требовалась высокая скорость реакции и высокая боевая способность. Иногда ертаул совершал отход (ложное бегство), приводя преследующего его противника в засаду. В случае победы, как правило, именно ертаул совершал преследование разбитого противника и его разгром.

В Русской армии термин ертаул был заменён на западный манер — передовой стражей — авангардом,однако, выполняемые задачи остались те же.

В эпоху парусных кораблей главным формированием флота была эскадра. Эскадра состояла из трёх дивизий: 1-я дивизия — кордебаталия — находилась в центре боевого порядка и возглавлялась адмиралом (он же командовал всей эскадрой); 2-я — авангард — располагалась в голове боевого порядка, возглавлялась вице-адмиралом; 3-я — арьергард — завершала боевой порядок, возглавлялась контр-адмиралом.

Протоавангард

Эдвард Мунк. «Крик» (1893)

Началу эпохи авангарда, которое большинство исследователей относят к 1905—1907 годам, предшествовал период протоавангарда — когда поэтика авангарда проявляла себя на уровне тенденции: в символизме, югендстиле, русском космизме; в манифестациях, подобных «Крику» (1893) Эдварда Мунка.

Период протоавангарда рубежа XIX—XX веков характеризуется, как слом, переход от классической эстетики Аристотеля, мимесиса, к неклассической, антиаристотелевской традиции.

Свидетель и участник этого слома, ирландский англоязычный поэт Уильям Батлер Йейтс в 1897 году писал о происходящем:

Кубизм

Жорж Брак. Скрипка и подсвечник. 1910 год

Кубизм сформировался во Франции осенью 1908 года в работах Жоржа Брака и Пабло Пикассо. В Россию он проникает разными путями. Так, художница Александра Экстер регулярно привозит из Парижа разные сведения о новом модном стиле, а в 1908 году коллекционер Сергей Иванович Щукин открывает всем желающим свой особняк в Большом Знаменском переулке. В собрании среди прочего есть работы кубистов, и в галерею регулярно заходят будущие бубновалетцы. В 1912 году в сборнике «Пощечина общественному вкусу» выходит статья художника и поэта Давида Бурлюка «Кубизм». Кубизм, пишет он, подразумевает плоскостное понимание мира или канон сдвинутой конструкции, а его важнейший прием — изображение объекта с нескольких точек зрения. Три года спустя в манифесте «От кубизма к супрематизму» Казимир Малевич определяет сущность направления как «диссонанс», происходящий в результате «встречи двух форм»: «В принципе кубизма лежит еще очень ценная задача, не передавать предметы, а сделать картину. <…> В нашей эре кубизма художник уничтожил вещь как таковую с ее смыслом, сущностью и назначением».

Примитивизм

Михаил Ларионов. Весна. Времена года (Новый примитив). 1912 год

Направление раннего русского авангарда (конец 1900-х — начало 1910-х). Среди особенностей примитивизма — инфантильные, детские формы и пропорции фигур, неуклюжая пластика, имитация любительского рисования, наивная сказочность. Принципиальную роль здесь играла опора на национальную традицию, на образцы древнего и народного искусства, прежде всего икона, лубок, скульптурную архаику. Впервые слово было использовано поэтом и критиком Сергеем Маковским в статье о выставке «Голубая роза»: «Они — возвестители того примитивизма, к которому пришла современная живопись, ища возрождения у самых родников — в творчестве непосредственном, не обессиленном тяжестью исторического опыта. <…> Современный сознательный примитивизм, понятый как основная задача, — последняя победа художнического освобождения». Летом 1907 года термин также используется в анонсе выставки Бурлюков в Херсоне.

Михаил Ларионов

Обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его наставниками были такие известные живописцы, как Коровин, Левитан и Серов. В раннем творчестве Ларионова прослеживаются нотки, свойственные творчеству Нестерова и Кузнецова, которые отнюдь не художники-авангардисты и их картины не относятся к этому течению. Свойственны Ларионову и такие направления, как народное искусство, примитивизм. Проскакивают военные нотки, например, «Отдыхающие солдаты» и теория идеальной красоты, освещенная в картинах «Венеры» и «Кацапская Венера». Как и другие советские художники-авангардисты, Ларионов принимал участие в выставке «Ослиный хвост» и «Бубновый валет».

Левое искусство

Александр Родченко. Вариант обложки журнала
«Леф»    «Леф» — «Левый фронт», журнал, выходивший в Москве в 1923–1925 годах, главный редактор — Владимир Маяковский. Несколько номеров оформлены Александром Родченко. (шарж на О. Брика). 1924 год

Весной 1915 года после Выставки картин левых течений в Петрограде термин «левое искусство» наравне с понятием «футуризм» стал применяться по отношению к новаторскому искусству. В 1917 году были созданы три федерации; одна из них называлась «левой» и объединяла большинство художников-авангардистов. К 1919-му термин меняет свое значение: теперь так называют беспредметников и пролетарских художников. В начале 1920-х последние образуют группировку вокруг журнала «Леф».

Абстракционист Кандинский

Ярче всего русский авангардизм в живописи представлен именно этим художником. Кандинский много путешествовал и черпал вдохновение как в русском средневековье, так и во французском искусстве. Его пейзажи основываются на цветовых диссонансах и игре тонов и линий, которые со временем полностью вытеснили из его творчества реальные образы. Некоторые его полотна вдохновлены характерными русскими мотивами — например, «Дамы в кринолинах» или «Пестрая жизнь». В период после революции художник создал графическую серию «Малые миры», в которой проявилась его склонность к использованию эстетики супрематизма в сочетании с яркой декоративностью. В 1922 Кандинского пригласили преподавать в Баухауз. За годы работы художник не раз экспериментировал с техникой и добился впечатляющих результатов в абстракционизме – его выставки проходили по всей Европе, а теоретические работы пользовались успехом во всем мире, детально объясняя идеи, которые несет авангардизм в живописи. Примеры работ того периода включают «Композицию 8» и «Точку и линию на плоскости».

История

В. И. Ракитин, А. Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда (2013–2014)

У энциклопедического изложения русского авангарда были свои предтечи — и в России, и на Западе, но никогда еще многосторонний и противоречивый, не слишком поддающийся «энциклопедизации» художественный авангард не был представлен так полно. Четыремувесистым томам предшествовали в общей сложности 25 лет изучения и работа над целым рядом книг, выпущенных издательством RA. К работе над энциклопедией было привлечено почти 200 российских и зарубежных исследователей, благодаря которым наряду с биографиями известных мастеров и художников второго и третьего ряда из небытия возникли совершенно забытые фигуры: например, дочка знаменитого линг­виста Софья Бодуэн-де-Куртенэ или Анна Жеребцова; появились ранее не публиковавшиеся работы. Энциклопедия прекрасно иллюстрирована, в том числе редкими картинами из десятков провинциальных и западных музеев и частных собраний. В общем, это могла бы быть настольная книга по авангар­ду для всех интересующихся — если бы не совершенно баснословная ее цена.

Андрей Крусанов. «Русский авангард, 1907–1932 (Исторический обзор)» (2003)

Колоссальное по своему объему исследование было задумано автором еще в 80-х годах. Научный принцип Крусанова заключается в том, что вместо искусствовед­ческого или филологического анализа и теоретических обобщений он предлагает реконструировать историю русского авангарда через архивные материалы и публи­кации в газетах и журналах. Отклики в прессе, руга­тель­ные и серьезные, дают возможность восстановить как многие сюжеты, остававшиеся неизвестными, так и, собственно, критическую рецепцию новейшего искусства. Появившийся в 1996 первый том был настолько существенно дополнен, что был переиздан в виде двухтомника в 2010 году. Впереди — финальная часть (наверняка тоже в нескольких книгах), посвященная заключительному этапу эволюции русского авангарда.

«Великая утопия. Русский и советский авангард 1915–1932» (1993)

Прошедшая в 1992–1993 годах в Германии, Голландии, США и России выставка «Великая утопия» стала самым большим смотром отечественного авангарда, объеди­нившим мировые музеи и частные коллекции. На этот раз обошлось без фальшивок — нечастый случай. Огромный охват экспозиции, щедро включавшей, помимо изобрази­тельного искусства, полиграфическое и театральное оформление, фарфор и текстиль, архитектурные проекты, отразился в четырех каталогах, каждый из которых не повторял полностью другие. Русскоязычная версия отличалась меньшим объемом, но несмотря на это, по одному только каталогу можно представить себе гигантский диапазон открытий русского авангарда.

Christina Lodder. «Russian Constructivism» (1983)

Кристина Лоддер, известный на Западе специалист по рус­скому искусству, первой написала книгу о конструкти­визме, и до сих пор, несмотря на прекрасные моно­гра­фии С. Хан-Магомедова, М. Гауф и К. Кайер, она остается незаменимым источником по истории движения, в том числе благодаря многочисленным иллюстрациям и редким фотографиям.

Елена Сидорина. «Русский конструктивизм: истоки, идея, практика» (1995)

Изданная совсем небольшим тиражом книжка Сидориной была написана еще в советские годы, но увидела свет лишь в середине 90-х, причем без планировавшегося огромного иллюстративного ряда. Несмотря на неудачную судьбу издания, книга является лучшим русскоязычным введением в конструктивизм, в котором очень доходчиво отражены практически все его стороны, включая театр, кино и архитектуру.

Крупнейшие выставки

  • 1981—1982 — «Авангард в России» (из коллекции Георгия Костаки) (Нью-Йорк, Музей Соломона Гуггенхайма). Сенсационная выставка, организованная директором музея Томасом Мессером, фактически открывшая западу русский авангард.
  • 1999 — «Organica. The non-objective world of nature in the Russian Avant-garde» / «Органика. Беспредметный мир природы в русском авангарде XX века» (Кёльн)
  • 1999—2000 — «Амазонки авангарда» (Нью-Йорк — Берлин — Бильбао — Москва; кураторы Джон Эллис Боулт, Зельфира Трегулова)
  • 2000—2001 — «Революция в живописи. Кандинский, Малевич и русский авангард» (США — 4 города)
  • 2001 — «Органика. Новая мера восприятия природы художниками русского авангарда XX века» (Москва)
  • 2001 — «Русский авангард» (Буэнос-Айрес)
  • 2012 — «Русский авангард» (Палермо — Рим)
  • 2013—2014 — «Казимир Малевич и русский авангард» (Амстердам — Бонн — Лондон; куратор Зельфира Трегулова)
  • 2014 — «Золотой век русского авангарда» (Москва… Питер Гринуэй, Саския Боддеке)
  • 2014 — «Иные миры» (из коллекции Николая Щукина), Нью-Йорк, «Галерея Щукин»; куратор Николай Щукин

История авангарда

Словом «авангард» изначально называли часть войск на передней линии, которая всеми своими силами должна была прорывать линию защиты противника. Постепенно этот термин стали применять к любому передовому явлению своего времени. Авангардистами сегодня называют новаторов в таких видах искусства, как живопись, музыка и, в том числе, мода, а само авангардное искусство представляет собой целый пласт различных веяний и течений, которые сделали это слово нарицательным.

Изначально авангардизм стремился к маргинальности, а порой и к оппозиционности политической или социальной, однако со временем стал частью популярной культуры, утратив бунтарский дух, но зато дав рождение новым направлениям творческой мысли. И именно в этот момент рождается такой стиль в моде. Множество, как известных, так и канувших в лету, модельеров пытались перенести дух авангардизма на свои произведения, создавать целые коллекции в этом стиле.

Авангарду в моде соответствует целый ряд признаков: это и использование необычных материалов, форм, линий, создание нестандартных силуэтов — часто предпочтение отдается объемным геометрическим фигурам, асимметрии, использованию броских аксессуаров.  В такой одежде, даже той, которая разрабатывалась для ежедневного ношения, невозможно затеряться в толпе, тем более, что надевать её всегда советовали с соответствующим макияжем и бижутерией.

История этого удивительного стиля не имеет точных рамок и дат. По мнению большинства современных историков, авангард на подиумах появился ближе к шестидесятым годам XX века, и связан был, в первую очередь, с фамилией великого Кардена.

Всёчество

Термин придумал весной 1913 года Илья Зданевич — художник, писатель, издатель и журналист. В основу всёчества легли художественно-эстетические идеи Михаила Ларионова и художников его круга: в каталоге к выставке «Мишень» он признал все существующие стили — кубизм, футуризм, орфеизм и другие. 5 ноября того же года Зданевич публично представил свою концеп­цию в Москве на закрытии выставки Наталии Гончаровой. Лекция называлась «Наталия Гончарова и всёчество». После этого Зданевич отправился в Петер­бург, чтобы и там пропагандировать идеи всёчества на лекциях и в диспутах. Эти выступления носили характерный для авангарда эпатажный характер. Так, в конце выступления «Раскраска лица» 9 апреля 1914 года Зданевич выкрасил лицо черной краской, а 17 апреля того же года на акции «Поклонение башмаку» отрицал все, что считалось прекрасным, и воспел красоту башмака, «красивого, подобно автомобилям и двигателям».     

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector