Поленов, василий дмитриевич
Содержание:
Оценка, продажа, скупка картин Поленова
Как правильно оценить картину Поленова
От верной оценки произведений столь известной личности во многом зависит, удастся ли совершить выгодную сделку
В оценке важно учитывать множество деталей: историю самой картины (значимость сюжета, участие на выставках, награды, интересные детали), степень ее сохранности, дороговизну рамы и прочее. Наилучшим образом провести такую экспертизу картин Поленова могут только профессионалы
Например, мы рекомендуем вам петербургский Центр экспертизы имени Бенуа, специалисты которого смогут комплексно оценить картину Поленова.
Как подготовить картину к продаже
Как продать картину Поленова с максимальной выгодой? Для этого необходимо основательно подготовить ее к продаже. Такая подготовка означает создание качественных фотографий картины (желательно профессиональных) и составление истории полотна (учет особенностей создания, продаж на аукционах, демонстрации на выставках, возможной шумихи вокруг картины, истории хранения прежними владельцами и так далее)
Чем подробнее будет описана картина, тем больше интереса она вызовет у покупателей, так как людям важно не только само произведение, но и смысл, который в него вкладывается.
Также нужно описать саму картину: ее состояние, размеры, материалы, с помощью которых она создавалась, наличие надписей.
Где продать картину Поленова
Произведения такого знаменитого автора разумно предлагать там, где за них могут предложить высокую цену. Одним из доступных вариантов продажи является выставление картины на специализированной площадке, например в галерее «Лермонтов». В отличие от выставок и аукционов здесь не нужно заботиться о доставке и сохранности картины, а также быть привязанным к конкретной дате. На нашем сайте фотографии вашей картины увидят все заинтересованные коллекционеры и смогут сделать вам конкретное предложение. Дальше вы уже сами выбираете выгодный для себя вариант и обговариваете с покупателем детали сделки.
Если вы хотите продать картину Поленова срочно, мы охотно купим ее у вас за процент от стоимости полотна. Подробности об условиях скупки картин Поленова читайте в разделе о приеме на комиссию.
Хотите купить у нас картину или продать свою? Остались вопросы? Позвоните нам по телефону: +7 (495) 969-14-05 или воспользуйтесь формой внизу сайта «Задать вопрос».
Молодые годы
Василий Поленов и его сестра-двойняшка Вера были первенцами в многодетной, культурной дворянской семье. Он родился 20 мая (1 июня) 1844 года в Санкт-Петербурге. Его отец Дмитрий Васильевич Поленов, сын академика русской словесности Василия Алексеевича Поленова, внук Алексея Яковлевича Поленова, юриста и правоведа XVIII века, был известным дипломатом, археологом и библиографом. Мать Мария Алексеевна, урождённая Воейкова, писала книги для детей, занималась живописью; в молодости она брала уроки у академика К. А. Молдавского, ученика Карла Брюллова. Дядя художника, М. В. Поленов (1823—1882), был сенатором, одним из реформаторов судебной системы Российской империи.
Первые детские впечатления Поленова о девственной природе были связаны с Олонецким краем. Родители привезли Поленова в имение Имоченицы в Олонецкой губернии, когда ему исполнилось десять лет. Свои впечатления об этом восхитительном уголке вепсской природы художник воплотил в картинах: «Холмы» (1861), «Закат» (1869), «Северная изба» (1870), «Переправа через реку Оять» (1872). Ряд картин художник посвятил Имоченицам: «Усадьба в Имоченицах», «Имоченицы зимой», «Бабушкин сад». Всего здесь он написал 37 картин.
Однако самыми яркими детскими впечатлениями были поездки в Ольшанку Тамбовской губернии, где находилось родовое имение его бабушки по материнской линии Веры Николаевны Воейковой. Вера Николаевна, дочь известного архитектора Николая Львова, воспитанная после ранней смерти родителей в доме Гаврилы Державина, хорошо ориентировалась в русской истории, знала народную поэзию, любила рассказывать внукам русские народные сказки, былины, предания. В этой атмосфере сформировался художественный вкус Поленова. Воейкова всячески развивала увлечение внуков живописью, поощряла творческое честолюбие, устраивала среди детей конкурсы с серьёзными темами для работ («Суд царя Соломона», «Иисус Навин у стен Иерихона» и др.), присуждая, как в академиях, за лучшую работу «медаль».
Наиболее одарёнными среди детей Поленовых оказались двое: старший сын Василий и младшая дочь Елена, ставшие впоследствии настоящими художниками. Детям были наняты педагоги по живописи из Академии художеств. Встреча с П. П. Чистяковым стала судьбоносной для таланта Поленова. Чистяков обучал рисунку и основам живописи Поленова и его сестру в 1856—1861 годах, сам будучи ещё студентом Академии художеств. С самых первых занятий преподаватель требовал от учеников пристального изучения натуры.
В 1861—1863 годах Поленов учился в Олонецкой губернской мужской гимназии в Петрозаводске. В память об этом на здании установлена мемориальная доска.
В 1863 году окончил гимназию и поступил вместе с братом Алексеем на физико-математический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета. По вечерам Поленов в качестве вольноприходящего ученика посещал Императорскую Академию Художеств; занимался не только в рисовальных классах, но и слушал лекции по анатомии, строительному искусству, начертательной геометрии, истории изящных искусств. В Академии его учителями были А. Т. Марков, П. В. Васин, П. М. Шамшин, А. Е. Бейдеман, К. Б. Вениг. Поленов был постоянным посетителем оперного театра и концертов, увлекался музыкой Вагнера, сам пел в студенческом хоре Академии, сочинял музыкальные произведения.
Вскоре Поленов стал постоянным учеником натурного класса Академии художеств. Затем временно оставил университет, полностью погрузившись в занятия живописью. В 1867 году окончил ученический курс в Академии художеств, получив серебряные медали за рисунки и этюд. Вслед за этим участвовал в двух конкурсах на золотые медали по избранному им классу исторической живописи. С января 1868 года возобновил занятия в университете, теперь — на юридическом факультете. И. Е. Репин вспоминал: «…Кроме того, он был студентом по юридическому факультету в университете и не прекращал своих занятий и там. Писал диссертацию и сдавал экзамены. Этого периода картина его „Jus primae noctis“ („Право первой ночи“) есть плод его юридических изучений».
Первую зарубежную поездку Поленов совершил летом 1867 года, посетив Всемирную выставку в Париже. В экспозиции был большой раздел с произведениями народных художественных промыслов различных стран. Незабываемые впечатления от увиденного легли в основу магистерской диссертации («О значении искусства и его применении к ремеслу и мерах, принимаемых отдельными государствами для поднятия ремесла, внося в него художественный элемент»), которую Поленов защитил в университете. (Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга. Ф. 14).
Поленовская комната
В марте 1881 года Василий Поленов стоял перед постелью умирающей сестры Веры. Он понимал ее с полуслова, а любил всем сердцем. Умирающая шептала, что Васенька тратит талант попусту, разменивается на мелочи и забыл главное. Еще в детстве он пообещал себе и семье написать картину из жизни Христа… Когда он только поступил в Академию, мать, а она была очень религиозным человеком, говорила: «учись, кончишь Академию и приступишь, помолясь Богу, к большой картине». Все и правда ждали от Василия Дмитриевича значительного произведения.
Но сразу после Академии была Европа: берега Рейна и улочки Мюнхена, Швейцария и прекрасная Венеция.
В Риме Поленов познакомился с неугомонным и пышущий идеями Саввой Мамонтовым, который обожал собирать вокруг себя талантливую молодежь. Вместе они ставили спектакль по «Женитьбе» Гоголя, устроили карнавальное шествие на улочках Рима. Поленову было не до серьезной живописи.Василий Дмитриевич Поленов «Больная» 1886
Тогда же его постигло личное горе. Проболев неделю, от кори умерла Маруся Оболенская, которую Поленов видел своей невестой. Тайком от Академии художеств он сбежал горевать к родным в усадьбу в Имоченцы. Там он писал с натуры. Но вскоре вернулся на берега Атлантики, в Вель.Поленов «В парке. Местечко Вёль в Нормандии» 1874, 61×46 см
Библейский и евангельский сюжет не складывался. Поленов откладывался его, пока совсем не потерял к нему интерес. Да и успех, сопровождавшийся покупкой “Московского дворика”, “Заросшего пруда” и “Бабушкиного сада” не могли не вскружить голову художнику. И тут неожиданная, беспощадная и несправедливая смерть сестры-близнеца…Василий Дмитриевич Поленов — «Он виновен в смерти»
Той же осенью 1881 года вместе с искусствоведом Праховым и горнозаводчиком Семеном Абамелек-Лазаревым Поленов отправился в Палестину и Сирию.
В путешествии по берегам Босфора, Мраморного и Эгейского моря, вдоль Нила, пользуясь любым удобным случаем, Поленов делал зарисовки. Он схватывал пронзительную голубизну южного неба и солнца, размышляя над композицией будущей картины “Христос и грешница”.На Тивериадском (Генисаретском) озере. 1888
Ему было тридцать восемь лет, когда в 1882 году он женился на Наталье Якунчиковой. Молоденькая девушка поверила, что художник сможет осуществить грандиозный замысел и написать картину, о которой только и говорил после смерти Веры.
Взяв годичный отпуск в Московском училище ваяния и зодчества, где Поленов был уже преподавателем, он уехал в Европу собирать натурный материал.
Сидя в парижской мастерской, потом в Риме, куда перебрался из-за болезни, Поленов разрабатывал композицию, в которой задумал показать Христа не идущим к людям, как у Иванова, а уже пришедшим. Из под руки художника десятками выходили этюды, наброски фигур, лица итальянских евреев. Позже все этюды будут представлены на очередной выставке передвижников, что было невиданным для России делом и новаторством.Василий Поленов. Этюд фигуры Христа для картины «Христос и грешница», 1888. Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Этюд – это вспомогательная работа, “черновик”, быстрый набросок для памяти. Никогда и никем в академической живописи он не рассматривался как самостоятельное и тем более законченное произведение. Однако, все этюды Поленова, а было их около сотни, после выставки скупил Третьяков.
Они сделанны с таким мастерством, что их нельзя не считать законченными самостоятельными произведениями искусства. Это и обнаружил коллекционер. Купленные Третьяковым работы физически не влезли в его галерею. Специально под них меценат построил отдельную “поленовскую” комнату.Поленов в своей мастерской в усадьбе «Борок»(ныне Поленово),1908.
Семья
Основная статья: Поленовы
В. Д. Поленов был женат с 1882 года на Наталье Васильевне Якунчиковой (1858—1931), дочери московского купца и промышленника В. И. Якунчикова. От этого брака родилось шесть детей: двое сыновей (Федя, сын-первенец, умер в младенчестве, в августе 1886 года) и четыре дочери.
-
Поленов, Алексей Яковлевич
-
Поленов, Василий Алексеевич + первый брак — Марья Андреевна (ур. Хоненева) (1786—1814) + второй брак — Елена Матвеевна (ур. Бороздина) († 05.12.1856)
- Поленов, Матвей Васильевич (1823—1882) — русский юрист, сенатор Правительствующего сената, тайный советник
-
Поленов, Дмитрий Васильевич (1806—1878) — археолог, библиограф + Мария Алексеевна, урождённая Воейкова
- Хрущова, Вера Дмитриевна (1844—1881) + Хрущов, Иван Петрович (1841—1904). Брак бездетный.
- Поленова, Елена Дмитриевна (1850—1898) — художница
- Поленов, Алексей Дмитриевич (1845—1918) — экономист, помещик Казинской волости Елецкого уезда, товарищ министра в правительстве П. А. Столыпина. Тайный советник.
- Поленов, Константин Дмитриевич (1848—1917) — владелец хутора Анашка Саратовской губернии
-
Поленов, Василий Дмитриевич — художник + Наталья Васильевна Якунчикова
- Поленов, Федор Васильевич (1884—1886)
-
Поленов, Дмитрий Васильевич (1886—1967) + Анна Павловна
-
Поленов, Фёдор Дмитриевич (1929—2000) + Лобанова, Ирина Николаевна
-
Поленов, Лев Федорович + Золотова, Елена Михайловна
- Поленова, Анна Львовна
- Поленов, Иван Львович
-
Поленов, Лев Федорович + Золотова, Елена Михайловна
- второй брак — Грамолина, Наталья Николаевна (р. 1940), заместитель директора по научной работе Дома-музея В. Д. Поленова.
- Поленова, Наталья Фёдоровна (р. 1975, Москва), директор Дома-музея В. Д. Поленова.
-
Поленов, Фёдор Дмитриевич (1929—2000) + Лобанова, Ирина Николаевна
- Сахарова-Поленова, Екатерина Васильевна (1887—1980) + Сахаров, Николай Фёдорович (1881—1964)
- Поленова-Ляпина, Мария Васильевна (1891—1976). С 1924 года — в эмиграции
- Поленова, Ольга Васильевна (1894—1973)
- Поленова, Наталья Васильевна (младшая) (1898—1964)
-
Поленов, Василий Алексеевич + первый брак — Марья Андреевна (ур. Хоненева) (1786—1814) + второй брак — Елена Матвеевна (ур. Бороздина) († 05.12.1856)
Поленовский Дом
В декабре 1915 года на Медынке (ныне — ) был торжественно открыт «Поленовский Дом» — первое в мире учреждение, осуществлявшее помощь деревенским и фабричным театрам. Он был создан русским художником В. Д. Поленовым и промышленником-меценатом С. И. Мамонтовым в результате преобразования «Комиссии содействия устройству деревенских театров» при «Союзе сценических деятелей», образованной в 1909 году.
В 1915—1916 году для «Поленовского дома» был построен необычный особняк архитектором Осипом Шишковским (по эскизам и собственному оригинальному проекту Василия Поленова, на его же средства, при поддержке Саввы Мамонтова). В здании располагались зрительный зал на 300 мест, библиотека, кабинеты для репетиций, мастерские, прокатный склад портативных декораций. Деятельность «Поленовского Дома» не прерывалась в самые трудные дни революционного лихолетья и гражданской войны. Любительские и профессиональные театры подчинили Наркомпросу как «Подотдел рабоче-крестьянского театра» ТЕО Наркомпроса.
В январе 1921 года Подотдел РКТ был преобразован в Дом театрального просвещения имени академика В. Д. Поленова («Театральный дом») для Секции содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров. В это время в Доме организуются новые отделы: литературный, музыкальный, школьного театра, художественно-технический. Начинает выходить журнал «Народный театр».
С 1925 года основным направлением ДТП им. В. Д. Поленова становится развитие сельской художественной самодеятельности.
19 февраля 1930 года «Поленовский Дом» получает новое название — Центральный Дом самодеятельного искусства в городе и деревне им. Н. К. Крупской (ЦДИСК). Затем решением Наркомпроса одобрен проект создания краевых и областных домов искусств. Первые девятнадцать ДИСКов стали основой вновь создаваемой методической службы народного творчества. Их организаторами были выпускники трёхгодичных мастерских Центрального Дома.
В 1936 году ЦДИСК был преобразован во Всесоюзный Дом народного творчества им. Н. К. Крупской Комитета по делам искусств при Наркомпросе СССР. В этом качестве он просуществовал до 1958 года, осуществляя методическое руководство художественной самодеятельностью всего Советского Союза.
В 1958 году ВДНТ был переименован в Центральный дом народного творчества (ЦДНТ). А в 1978 году он получил новое здание в Сверчковом переулке.
В 1979 году ЦДНТ стал Всероссийским научно-методическим центром народного творчества и культурно-просветительной работы им. Н. К. Крупской. В новом здании в Сверчковом переулке Дом расширяет свою выставочную деятельность. В фойе второго этажа организуются небольшие камерные, но очень современные по своему наполнению экспозиции. Перед перестройкой ВНМЦ вступила в Международную организацию по народному творчеству при ЮНЕСКО (IOV). 1980-е годы стали временем оживления международных контактов ВНМЦ. Работая на основе договоров о сотрудничестве с коллегами из стран социализма, они обменивались рабочими визитами и знакомились с опытом друг друга.
В 1991 году ВНМЦ был преобразован в Государственный Российский Дом народного творчества, сохранив за собой роль головной методической организации в сфере поддержки, сохранения и развития народного художественного творчества и культурного наследия народов Российской Федерации. Функции по культурно-досуговой деятельности переданы вновь организованному в то самое время Центру ремёсел. После расформирования Министерства культуры СССР и Всесоюзного НМЦ в коллектив ГРДНТ влились новые сотрудники. Ныне директор ГРДНТ — Пуртова Тамара Валентиновна. Адрес ГРДНТ: Сверчков переулок, 8, строение 3.
29 декабря 2016 года Государственному Российскому Дому народного творчества, как учреждению-правопреемнику «Поленовского дома», по письменному согласованию с представителями семьи наследников художника — правнучкой Н. Ф. Поленовой, директором музея заповедника В. Д. Поленова, и невесткой внука Н. Н. Грамолиной, заместителем директора по научной работе музея-заповедника В. Д. Поленова, в соответствии с утверждённым приказом Министерства культуры РФ от 1 июня 2011 года № 686, вернули историческое имя русского художника, академика живописи В. Д. Поленова.
От европейского романтизма – к русской лирике
Путешествуя по Европе, Поленов искал свой «стиль», свою дорогу в искусстве. Он привез из заграницы две значительные исторические картины – «Арест гугенотки» и «По праву господина». Обе были высоко оценены знатоками живописи, однако еще слишком напоминали работы европейских мастеров, а Поленов не хотел идти путем простого подражания.
«Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’Этремон» (1875.г.)
Прошло несколько лет, и Василий Дмитриевич, наконец, нашел свою «нишу». В те годы он сближается с передвижниками – художниками нового поколения, противопоставившими суховатому академизму с его строгими канонами – более живое, реалистическое изображение действительности.
Поленов с его стремлением к простоте встраивался в это направление. И тогда один за другим появились на свет его «тургеневские» пейзажи. Прежде русские художники часто подражали итальянским мастерам, искали особые виды, необычное освещение. Казалось, что из «бедной русской природы» нельзя извлечь ничего особенного. Поленов же опрокинул стереотипы, смог передать красоту привычного. Работы его были то радостными, как «Московский дворик», пронизанными солнцем, то немного грустными, передающими неброскую прелесть, застенчивость поросших травой и кустарником старинных усадеб.
«Московский дворик» (1878 г.)
«Бабушкин сад» (1878 г.)
Глядя на его «Бабушкин сад» или «Заросший пруд», хотелось погрузиться в неторопливую, размеренную жизнь, где все – уютный дом с историей, мостки и лодка, укромные уголки сада и лилии на воде – радовало сердце, было близко и соразмерно человеку. Успех картин Поленова был полным, и если прежде друзья, подшучивая над его увлечением Европой, называли его «Доном Базилио», то теперь ему присвоили почетное «звание» — «рыцаря передвижничества».
«Заросший пруд» (1879 г.)
Не что-то порядочное, а шедевр
Во Франции молодой художник познакомился с барбизонской школой. В Германии – с творчеством художников позднего романтизма и зарождающегося символизма. В Италии он осваивал азы пленэрной живописи.Василий Дмитриевич Поленов «Источник девы Марии в Назарете»
В 1876 году уехал на Балканы добровольцем на сербско-турецкий фронт. Годом позже, во время русско-турецкой кампании, был приглашен будущим императором Александром III в качестве официального художника штаба. Это была первая война, в которой участвовали военные корреспонденты, в том числе художники, которые должны были иллюстрировать события.
Внешне спокойный и бесстрашный Поленов, который принимал участие в боевых действиях, не мог переносить на холст сцены изуверств, смерти, боли, страданий.
Предпочитал пейзажные зарисовки с бытовыми сценками из жизни армии. Он даже писал родным, что, хотя перепробовал все жанры живописи – исторический, пейзаж, марину, портрет, – ближе всего ему все-таки пейзажный бытовой жанр.Василий Поленов. Заросший пруд, 1879. Государственная Третьяковская галерея
С завидной регулярностью рисунки и этюды Поленова публиковались в журнале «Пчела». «Пчела» («Русская иллюстрация») — еженедельный журнал искусств, литературы, политики и общественной жизни, издававшийся в Российской империи во второй половине XIX века.Периодическое печатное издание «Пчела» выходило на русском языке в Санкт-Петербурге с 1875 по 1878 год)
Современники уже тогда начали отмечать его колористический дар
Обратили внимание на свет, которому он придавал самостоятельную ценность в своих работах. Изобразить белую лошадь на фоне белой стены, согласитесь, сможет не каждый. Много позже искусствоведы скажут о Поленове, что он совершил прорыв в пленеризме.На лодке
Абрамцево., 1880
Впрочем, главный успех художнику принесли мирные пейзажи – «Московский дворик», «Бабушкин сад» и «Заросший пруд». В них он мастерски передал гармонию обыденной жизни и красоту дворянской усадьбы.Бабушкин сад. 1878
В 1877 году художник приехал из Италии в Москву. В поисках квартиры для съема зашел в дом Баумгартена в Дурновском переулке около храма Спас на Песках. Вид из окна ему приглянулся. Тут же сделал этюд, а потом и картину, которую отправил в Санкт-Петербург на выставку передвижников. “Хотел выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным”, как писал он Крамскому, но создал шедевр, который купил Павел Третьяков.
Тогда покупка картины Третьяковым молодыми живописцами воспринималось не только как честь, но и как признание художественного дарования. “Картина из школьного учебника” принесла Поленову успех. После нее он окончательно охладел к исторической живописи и занялся бытописательством Москвы. Своими пейзажами он сильно выделялся на фоне художников-передвижников, ведь затронутыми темами никого и никуда не призывал и не учил. Его тут же окрестили “мастером интимного пейзажа”, задушевного и сокровенного.Московский дворик. 1878.
Кстати, приобрел Третьяков второй вариант “Московского дворика”. В первом, который художник презентовал писателю Ивану Тургеневу, не было ни людей, ни лошади с телегой. Обе картины были представлены на выставке.
Театр
Интерес Поленова к театру пробудился под влиянием С. Мамонтова. Театральная деятельность Мамонтова (сначала в самодеятельном абрамцевском театре, потом — в мамонтовской Частной опере) основывалась на идее создания, по его собственным словам, «нового мира истинно прекрасного». Это создание предполагало претворение действительности в некий условный поэтический мир, построенный на идеалах героизма и красоты. Сама «педагогическая» мысль была близка Поленову, и он с головой окунулся в театральную работу, оформив множество мамонтовских спектаклей. Особенно удавались ему декорации к постановкам, сказочно преображающим реальность. Так, его оформление пьесы-сказки С. Мамонтова «Алая роза» В. Васнецов назвал «гениальным». Принципы театральной работы мастера прекрасно иллюстрирует эскиз декорации для 1-го действия поставленной в Частной опере оперы К. Глюка «Орфей и Эвридика» «Кладбище среди кипарисов», 1897 — с её стилизацией природы по модернистским канонам, вскоре превратившимся чуть ли не в правило в театральном искусстве. Не менее интересен эскиз декорации «Алтарь и стены в готическом стиле», 1899 для оперы П. Чайковского «Орлеанская дева». Логическим развитием такого отношения Поленова к театру стала его деятельность по организации народных театров, пик которой приходится на 1910-е годы.
Если мы называем Поленова в какой-то мере предтечей модернизма в России, то следует добавить, что в этом качестве он проявил себя, в большей степени, в «прикладных» для его творчества областях — в театре и архитектуре. И это его воздействие длилось очень долго. Его ученик М. Нестеров так писал о своём учителе: «Волшебное обаяние красок Поленова имело решающее значение для творческого самоопределения многих художников младшего поколения».
Взрослые годы
В 1867 году Василий Поленов совершает свою первую заграничную поездку, и там он посещает Всемирную парижскую выставку. Наибольшее впечатление оказал на художника раздел выставки, который был посвящен народным художественным промыслам самых разных стран. После ее посещения художник загорелся целью получить золотую медаль от художественной академии. Первым этапом для получения награды являлось написание Василием Поленовым картины по библейскому сюжету. Вскоре в 1869 году художник представил работу «Иов и его друзья», которая была отмечена малой наградой. Это означало, что художник может далее продолжить участие в конкурсе. Новым этапом соревнования стало написание картины на тему «Воскрешение дочери Иара». В финал конкурса вышли два художника — Василий Поленов и Иван Репин. Оба представили замечательные полотна. Конкурсное жюри неожиданно не стало выбирать одного победителя и вручило золотые медали и Поленову, и Репину. В дальнейшем художники сблизились, и в 1872 году вместе решают отправиться в заграничное путешествие.
Вместе с Ильёй Ефимовичем Репиным была посещена Венеция, Флоренция и Париж, который так впечатлил Поленова, что он решает остаться здесь жить. В Париже пишет Василий Дмитриевич Поленов картину «Арест графини Дэтремон», за которую он в дальнейшем получил должность академика в Российской Академии наук. В 1874 году живописец по приглашению И. Е. Репина приезжает в Нормандию, где работает над картиной «Нормандский берег». В 1876 году возвращается в Россию и становится придворным художником императорской семьи. Вскоре он вместе с наследником престола Александром отправляется на войну с Турцией.
После окончания войны Василий Поленов возвращается в Москву и становится преподавателем в училище живописи и зодчества. Через его руки прошли многие успешные в дальнейшем художники: Левитан, Головин, Коровин и многие другие. В это время художник продолжает писать, и в 1877 году он представляет свою картину «Московский дворик», которая была очень тепло принята, а сам он стал родоначальником нового жанра в живописи — интимный пейзаж. В этот период художник примыкает к среде художников-передвижников, среди которых у него в это время было много знакомых. В 1882 году Василий Дмитриевич женился на дочери купца Наталье Якунчиковой, от этого брака у пары родилось 6 детей.
В конце 19 века Василий Дмитриевич, будучи очень знаменитым и популярным художником, решает оставить шумную Москву и переехать в российскую глубинку, в Тулу. Здесь на берегу Оки художник построил дом, а к нему были приставлены мастерские, где позже Поленов обучал рисованию местных ребят. Основанная Поленовым усадьба получила название Борок.
Биография
Родился в дворянской семье писателя, чиновника Министерства иностранных дел Российской империи, в будущем — организатора и руководителя государственных архивов и академика Василия Алексеевича Поленова и Марии Андреевны (урождённой Хоненевой) (1786—1814).
В 1820 году в возрасте 14-ти лет поступил в Императорский Санкт-Петербургский университет.4 июня 1823 году, студентом, записан на службу в Государственную Коллегию иностранных дел.31 декабря 1824 года произведён в коллежские регистраторы.
При образовании особых печальных комиссий по случаю кончины императора Александра I в Таганроге, а затем его супруги Елизаветы Алексеевны в Белёве, был назначен в эти комиссии. В июле 1826 года за работу в комиссиях награждён бриллиантовым перстнем.15 февраля 1827 года окончил философско-юридический факультет университета со степенью кандидата.15 мая 1827 года получил чин коллежского секретаря.
В 1829 году назначен в комиссию Министерства иностранных дел по возмещению материального ущерба подданным Российской империи во время русско-турецкой войны 1828—1829 гг.
В мае 1832 года — столоначальник в Департаменте Внутренних сношений. 13 июня 1832 года назначен третьим секретарём Российского посольства во вновь образовавшемся Греческом королевстве.
В январе 1833 года вместе с посольством отбыл в Афины, где пробыл до 1837 года.7 мая 1835 года назначен вторым секретарём посольства.
В 1836 году был переведён в Санкт-Петербург чиновником по особым поручениям при Азиатском Департаменте Министерства иностранных дел.15 февраля 1837 года произведён в надворные советники.
Во время непродолжительной поездки в Москву познакомился с С. П. Шевырёвым, А. С. Хомяковым, М. П. Погодиным, В. П. Андросовым и другими деятелями Московского учебного круга.
В мае 1837 года командирован в Саратовскую губернию по делам внутренней Киргизской орды для разрешения земельного спора. 21 ноября 1837 года за благоприятное решения спора был награждён орденом Св. Владимира 4-й степени.15 января 1838 года назначен старшим столоначальником в Департаменте Внутренних сношений.28 октября 1838 года переведён начальником II-го отделения Департамента Внутренних сношений.15 февраля 1840 года произведён в коллежские советники.10 апреля 1843 года получил чин статского советника.
В конце 1854 года переведён обер-контролером в Хозяйственное управление при Святейшем Синоде. 15 августа 1859 года произведён в действительные статские советники.
Будучи землевладельцем в Лодейнопольском уезде Олонецкой губернии (имение в Имоченцах), вынужден ехать в Петрозаводск и принять непосредственное участие в деле освобождения крестьян и наделения их землей. С Высочайшего соизволения принял должность члена Олонецкой временной комиссии, учреждённой для предварительных мер по приведению в действие Положения о крестьянах 1861 г.18 февраля 1861 года уволен от должности обер-контролера Синода с оставлением при обер-прокуроре Святейшего Синода. 13 марта 1861 года стал членом Олонецкого Губернского присутствия по крестьянским делам. 15 декабря 1861 года назначен директором Попечительного комитета о тюрьмах в Петрозаводске.
За последовавшим в 1863 году уменьшением по Олонецкому Губернскому Присутствию по крестьянским делам членов из дворян-помещиков, вернулся в Санкт-Петербург. 4 апреля 1863 года принят во II Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Занимался сборов материалов по истории законодательства Российской империи в архивах, позже — о Екатерининской комиссии.17 апреля 1870 году произведён в чин тайного советника.
В 1872 году назначен от II Отделения С. Е. И. В. Канцелярии членом комиссии для обсуждения вопросов об устройстве архивов при Министерстве народного просвещения.
В 1875 году выехал на лечение за границу.27 ноября 1875 года утверждён в должности заведующего архива II Отделения С. Е. И. В.
Умер 13 октября 1878 года в Санкт-Петербурге.
Мария Алексеевна Воейкова (1865)
Евангельский цикл
Для русских художников второй половины XIX века характерен интерес к евангельской истории: назовём хотя бы Крамского, Перова, Ге. Большинство из них стремилось проявить человеческую природу Христа, очистив образ от «шелухи» мистики и чудес. Такое — обозначим его как этическое — отношение к Священному Писанию соответствовало духу времени. Многолетний труд Поленова по воссозданию евангельской истории лежал вполне в русле этой традиции. Многое объясняет обмолвка самого художника: «Мне хочется доискаться исторической правды». Мечтая о воспитательном воздействии своего цикла, он составлял свод евангельских текстов с собственными примечаниями, которые комментировали бы живописные произведения, — всё это сильно отдаёт толстовством, привлекавшим Поленова. Современников этот опыт реконструкции поразил своими масштабами и чисто живописными достоинствами — публичный показ работ в 1909 году (Петербург, 58 картин и Москва, 64 картины) вызвал огромный интерес.