Музей в.в. набокова

Приданое “золотой принцессы”

Во второй половине ХIХ века Иван Васильевич Рукавишников был одним из самых богатых людей не только в Петербурге, но и во всей Российской империи. Он сколотил огромное состояние на добыче золота с Ленских приисков. Рукавишников известен и как щедрый меценат: миллионер регулярно жертвовал деньги на постройку церквей и лечебниц. Этот особняк стал приданым его любимой дочери Елены, “золотой принцессы” которая в 1897 году вышла замуж за публициста Владимира Дмитриевича Набокова. Молодожены поселились в нем сразу после свадьбы, и здесь же в 1899 году родился их первенец Володя.

Впоследствии писатель красочно описывал обстановку имения Набоковых в романе «Другие берега»:

Передо мной встает большой диван, с клеверным крапом по белому кретону, в одной из гостиных нашего деревенского дома: это массив, нагроможденный в эру доисторическую. История начинается неподалеку от него, с флоры прекрасного архипелага, там, где крупная гортензия в объемистом вазоне со следами земли наполовину скрывает за облаками своих бледно-голубых и бледно-зеленых соцветий пьедестал мраморный Дианы, на которой сидит муха.

Прямо над диваном висит батальная гравюра в раме из черного дерева, намечая еще один исторический этап. Стоя на пружинистом кретоне, я извлекал из ее смеси эпизодического и аллегорического разные фигуры, смысл которых раскрывался с годами; раненого барабанщика, трофеи, павшую лошадь, усачей со штыками и неуязвимого среди этой застывшей возни, бритого императора в походном сюртуке на фоне пышного штаба.

Набоковы лелеяли свое родовое гнездо. В 1901 году они начали капитальный ремонт особняка по проекту дуэта архитекторов Бориса Гуслистого и Михаила Гейслера. Появился третий этаж, богато украшенный мозаичным фризом, фасад обложили красным и серым песчаником, появились роскошные витражи с орнаментами у парадной лестницы. За деньги, потраченные на ремонт, можно было бы возвести новый дом, но тогда семейство Набоковых могло себе это позволить.

На начало ХХ века дом Набокова был, как принято сейчас говорить, технически продвинутым. После реконструкции здесь установили самую современную отопительную систему и лифт. В те времена позволить себе лифт в доме могли только миллионеры (впрочем, как и сейчас). Но богато украшенная светящаяся коробка, которая каталась туда-сюда между этажами, быстро наскучила домочадцам и целый день на лестницах можно было услышать топот детских ног.

Гордостью семейства Набоковых, а особенно Елены Ивановны, были витражные окна, которые заказали в рижской мастерской Тода за бешеные по тем временам деньги. Большая часть витражей разбилась во время блокады Ленинграда, но некоторые поражают своим изяществом и до сих пор. Роскошный металлический декор фасада заказывали на заводе Винклера здесь, в Петербурге.

Сравнить ЖК

по районупо транспортной доступностипо метропо загрязненности воздуха

Название Район Воздух Трансп. дост-сть Метро Цена от Цена до Комнатность
АДК «Нахимовский 21» Зюзино Загрязненный воздух Ниже средней Нахимовский проспект 0 ₽ 0 ₽ 1-2
АК «Гороховский 12» Басманный Сильно загрязненный воздух Ниже средней Курская 0 ₽ 0 ₽ Свободная планировка
Апарт-комплекс «Re:Form» («Ре:Форм») Преображенское Загрязненный воздух Очень высокая Преображенская площадь 8 528 000 ₽ 8 827 500 ₽ Студии, 1-3
Апарт-комплекс «Волга» Красносельский Сильно загрязненный воздух Ниже средней Сухаревская 10 727 200 ₽ 26 402 200 ₽ Студии, 1-3
Апарт-отель «YE’S Ботанический Сад» (ЕС Ботанический Сад) Ростокино Сильно загрязненный воздух Высшая в городе Ботанический сад 4 217 866 ₽ 15 365 860 ₽ Студии, 1-2
Апарт-отель «YE’S Технопарк» (Ес Технопарк) Даниловский Сильно загрязненный воздух Высокая Технопарк 4 646 262 ₽ 15 326 775 ₽ Студии, 1-2
Апарт-отель HILL8 (ХИЛЛ8) Останкинский Загрязненный воздух Очень высокая Алексеевская 7 628 500 ₽ 28 169 460 ₽ Студии, 1-2
Апарт-отель Yes (Ес) Митино Чуть загрязненный воздух Выше средней Митино 0 ₽ 0 ₽
Апартаменты «Дом 128» Тёплый Стан Загрязненный воздух Средняя Коньково 5 525 000 ₽ 11 303 500 ₽ 1-2
Город-парк «Первый Московский» Чуть загрязненный воздух Низкая Саларьево 3 369 191 ₽ 10 816 761 ₽ Студии, 1-3
Город-парк «Переделкино Ближнее» Чуть загрязненный воздух Ниже средней Саларьево 4 991 711 ₽ 10 238 344 ₽ 1-3
Городской квартал «Арена Парк» Аэропорт Сильно загрязненный воздух Высокая Динамо 11 564 883 ₽ 223 198 323 ₽ 1-4
Дом «Дыхание» Тимирязевский Загрязненный воздух Очень высокая Тимирязевская 0 ₽ 0 ₽ 1-5
Дом на Абрамцевской («Счастье в Лианозово») Лианозово Чуть загрязненный воздух Высокая Алтуфьево 0 ₽ 0 ₽ 1-3
Дом по ул. Малая Бронная, 15 Пресненский Сильно загрязненный воздух Ниже средней Пушкинская 0 ₽ 0 ₽ 8-комнатные, 2-4
ЖД «Кверкус» Тимирязевский Загрязненный воздух Очень высокая Тимирязевская 0 ₽ 0 ₽ Свободная планировка
ЖД на ул. Коминтерна Бабушкинский Загрязненный воздух Средняя Бабушкинская 7 762 000 ₽ 39 276 800 ₽ 1-4
Жилой дом «Коптево Park» (Коптево Парк) Коптево Загрязненный воздух Ниже средней Коптево 5 976 000 ₽ 16 086 000 ₽ 1-3
Жилой квартал Vander Park (Вандер Парк) Кунцево Молодежная 6 850 000 ₽ 69 410 000 ₽ 6-комнатные, Студии, 1-5
Жилой комплекс «Академика Павлова» Кунцево Загрязненный воздух Средняя Молодежная 4 029 760 ₽ 19 737 500 ₽ Студии, 1-4

Детское царство

Планировка зданий была традиционной для помещицких домов. На первом этаже располагались вестибюль, гостиная, столовая, кухня и библиотека, а также два помещения особого назначения – комитетская и телефонная. На втором этаже находились родительские комнаты – у каждого из супругов было свое «гнездышко», так было принято в те времена. А на третьем этаже было «детское царство»: там находились комнаты пятерых детей четы Набоковых: Владимира, Сергея, Елены, Кирилла и Ольги. Здесь же жила и гувернантка из Швейцарии Рейчел, которую дети называли просто Мадемуазель. Мадемуазель Рейчел появилась в доме Набоковых в 1902 году и покинула его только в 1912 — по собственному желанию. Дети ее любили, взрослые уважали… Гораздо позже, уже в эмиграции, Набоков посвятит мадемуазель Рейчел пятую главу романа «Другие берега».

На третьем этаже была и так называемая «инфекционная» — комната с отдельной канализацией, которую отвели под мини-лазарет на случай болезни кого-то из домашних. В остальное время эта комната запиралась на ключ, дети там не играли.

История дома-музея

Здание было построено в 30-х годах XVII века. На протяжении многих лет он переходил из рук в руки и неоднократно перестраивался. В начале 1800-х он стал двухэтажным, а деревянные интерьеры на первом и втором этажах появились после 1887 года. Спустя десять лет этот дом купила семья Набоковых и в апреле 1899-го здесь родился Владимир Владимирович. При них был достроен третий этаж и произведен капитальный ремонт.

С точки зрения архитектуры фасад дома Набокова крайне интересен. Ярким элементом является мозаика работы В. А. Фролова (мастера, работавшего над интерьерами Спаса на Крови). Также можно отметить витражные окна в стиле петербургского модерна.

После революции 1917 года Набоковы покинули свой дом и эмигрировали. А в здании разместился военный комиссариат. Впоследствии здесь находились другие службы и компании, а улица была переименована в Герцена. Историческое название ей вернули в 1993 году, а музей открылся в 1999-м, к столетию со дня рождения писателя. Сам Набоков после эмиграции в дом не возвращался.

Сегодня музей занимается не только выставочной деятельностью, СПбГУ использует помещение как филиал для проведения лекций, конференций, круглых столов. Ежегодно здесь проводятся Набоковские чтения. Анонсы мероприятий можно посмотреть на официальном сайте дома-музея В. В. Набокова.

Музей Набокова работает со вторника по субботу с 11:00 до 17:45. Вход свободный.

Новости музея Набокова

Oleg Anisimov

Коллекция музея Набокова

После эмиграции семьи Набоковых ценные вещи из их дома были переданы в городские музейные фонды, часть была утеряна, а некоторые предметы удалось сохранить у друзей и родственников, проживающих в Петербурге. Благодаря им удалось собрать коллекцию для музея. Так, сын писателя — Дмитрий Владимирович Набоков — передал учреждению письменные принадлежности отца — карандаши, рукописи, а также личные предметы — пенсне, сачок для ловли бабочек и др. Много ценных вещей поступили от американских друзей и коллег В. В. Набокова, например, первые издания его произведений.

На выставке представлена коллекция бабочек, собранная самом Владимиром Владимировичем — писатель серьезно увлекался энтомологией, собрание произведений на русском и английском языках, рисунки Набокова, его личные вещи — одежда, посуда и другие предметы быта.

Некоторые вещи хранятся в музее-усадьбе «Рождествено» в Гатчинском районе. Усадьба досталась Владимиру Набокову по наследству от дяди — В. И. Рукавишникова. Это имущество было также национализировано после революции. С 2002 года в музее Набокова в «Рождествено» открыта экспозиция, рассказывающая о судьбе усадьбы и жизни писателя.

Подробнее об экспонатах на сайте музея Набокова

Интересные факты

  • Владимир Владимирович Набоков увлекался не только литературой, также его привлекала энтомология — наука о бабочках. Им было открыто несколько видов бабочек, в честь него названы больше 30-ти видов этих насекомых.
  • Великий писатель был синестетиком, как и некоторые члены его семьи. Это означает, что восприятие органами чувств у него смешивалось. Владимир Набоков буквально слышал цвет, видел запах и чувствовал звук.
  • Дом, где сейчас располагается музей В. В. Набокова — действительно единственный дом Набокова. Больше никогда в своей жизни он нигде не был прописан и не имел жилья в собственном владении.
  • Музей Набокова неоднократно подвергался нападениям казаков-вандалов, как и усадьба в Рождествено. Свои действия они оправдывали тем, что писатель в своих произведениях пропагандируют педофилию, а потому все его наследие должно быть уничтожено.

Архитектура

В начале XX в. дом подвергся капитальному ремонту: надстроен III этаж, изменено оформления фасада и построен внутренний флигель для съемных доходных квартир. Эта работа была выполнена гражданскими архитекторами М. Ф. Гейслером и Б. Ф. Гуслистым.

Архитектура дома писателя сейчас ассоциируется с ранним петербургским модерном. Его украшает мозаика, созданная одним из лучших мозаичных мастеров В. А. Фроловым и его учениками. Ему же принадлежат мозаика соседнего здания по адресу ул. Большая Морская, 38, где располагается Общество Поощрения Художеств, и мозаичное оформление храма Спаса на Крови. Металлический декор дома Набокова выпустил завод Карла Винклера, который также создал решетку, обрамляющую Михайловский сад.

Витражные окна дома Набоковых являются одной из его важнейших деталей. В десюдепорте входной двери располагается геометрический витраж, наполненный разноцветными ромбами. Этот элемент является характерным для раннего петербургского модерна. Разноцветные ромбы с витражей стали важным мотивом произведений В. В. Набокова, они неоднократно встречаются в его текстах. Выходящие во двор окна II этажа украшены витражами, выполненные рижским мастером Эрнестом Тоде.

Последние статьи

  •   В чём секрет 200-летнего моста в Дагестане, который построен без единого гвоздя, но способен выдержать автомобиль 23.08.2020, 20:42
  •   Как художник Войнарович возглавил борьбу с эпидемией, о которой нельзя было говорить 23.08.2020, 18:18
  •   Чем прославился Гонконгский балет, и Почему его называют одной из самых уникальных трупп в мире 23.08.2020, 16:35
  •   Откуда пошли древние русские выражения, которые употребляют и сегодня: Почему вид затрапезный, какой сокол гол и др 23.08.2020, 14:26
  •   Почему в Стране Советов девочек стали называть Даздрапермами, а коллектив стал выше семьи 23.08.2020, 11:52
  •   Почему Ия Саввина устроила скандал Андрею Кончаловскому из-за съёмок в фильме 23.08.2020, 10:50
  •   Жизнь после «Санта-Барбары»: Как сложились судьбы трех самых красивых звезд культового сериала 23.08.2020, 09:11
  •   Какие тайны хранит самое загодочное полотно Босха: «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи» 22.08.2020, 23:25
  •   20 знаменитостей, которые учились в одной школе и дружат до сих пор 22.08.2020, 19:08
  • -1   Что узнали учёные об эпичecкой битве христиан и мусульман, или Как Саладин захватил Иерусалим 22.08.2020, 16:45

Все статьи

Дом, милый дом…

В стенах тесной, бедно обставленной берлинской квартире рано повзрослевший Набоков часто шептал эти слова. В октябре 1917 года семейство писателя покинуло дом — все думали, что временно, оказалось, что навсегда. Набоковы уехали от пожаров, выстрелов на улицах, грабежей и убийств — спутников любой революции в пока еще тихий Крым. Вещей брали по минимуму, надеясь, что вся эта большевистская заваруха как-нибудь разрешится. В доме остались книги, игрушки, коллекция бабочек Владимира, карточная игра «Скрэтл» — все те дорогие сердцу мелочи, которые были штрихами к семейному счастью Набоковых. Некоторое время после отъезда в доме оставался управляющий, который перевез туда свою семью, но вскоре и ему пришлось бежать. А потом имущество «золотой принцессы» национализировали. Книги отправились в библиотеки, картины — в музеи, ценные вещи — в квартиры эсеров.

Никто из большого семейства Набокова больше ни разу не побывал в особняке. Только сестра Владимира, Елена Набокова-Сикорская, приехав в Ленинград в конце 60-х, навестила родовое гнездо.

После национализации особняк превратился в нечто подобное современным деловым центрам. В разные годы здесь «селились» разные организации — торговые, производственные, был даже литературный кружок. И только в 1999 году, через 100 лет со дня рождения Владимира Набокова, дом ему вернули — посмертно, открыв музей классика.

История

Здание на ул. Большой Морской, 47 было построено еще в 40-ые гг. XVIII в. для советника государственной коллеги, члена Соляной конторы Я. А. Маслова. Изначально дом был одноэтажным, но из-за частой смены владельцев он регулярно перестраивался и надстраивался. Так, между 1793 и 1810-ми гг. его перестроили, появился II этаж, а фасад был оформлен в стиле высокого классицизма.

Этот дом стал набоковским в 1897 г., когда он был приобретен на имя Елены Рукавишниковой ее отцом, золотопромышленником И.В. Рукавишниковым накануне ее венчания с сыном министра юстиции Д. Н Набокова — В. Д. Набоковым.

В 1901-1902 гг. его отремонтировали, перестроили главный фасад, надстроили III этаж лицевого корпуса, переделана парадная лестница, во дворе дома был построен флигель. В 1904 г. владельцем дома стал В. Д. Набоков. Вероятно, это было сделано для прохождения имущественного ценза на выборах в Государственную Думу.

В 1899 г. в семье Набоковых появился сын Владимир, будущий русский и американский классик литературы. Набоковы были чудесной семьей, в доме всегда царила атмосфера любви и взаимоуважения. Помимо сына Владимира у Елены Ивановны и Владимира Дмитриевича Набоковых были двое сыновей — Сергей и Кирилл — и двое дочерей — Ольга и Елена. Дома общались на английском, русском и французском языках.

На первом этаже находились общие комнаты. Именно там сейчас находится музей В. В. Набокова. На втором этаже были комнаты родителей, а на третьем — детские. Лестничные окна были украшены витражами во вкусе начала XX в.

Их дом был оборудован лифтом, проведена телефонная связь. Истинные англоманы, они следили за техническими новинками и очень любили их. Детям выписывали английские детские журналы. Часто ездили в Рождествено — имение, которое в наследство от своего дяди писатель Владимир Набоков получил после его смерти. Вот только в права владения он вступить не успел — началась революция.

Осенью 1917 г. семья Набоковых оставила дом на Большой Морской и уехала в Крым, а затем, спасаясь от Гражданской войны, в 1919 г. навсегда покинула Россию. Этот дом на всю жизнь остался для В. В. Набокова “единственным домом в мире”: он никогда более не имел собственного жилья, всегда жил в съемном.


Сотрудники Датской телеграфной компании в Зеленой гостиной

Во время Гражданской войны в здании располагался Военный комиссариат Адмиралтейского района. В 1922-1935 гг. его передали Датской телеграфной компании. В 1948-1959 гг. — Ленинградский филиал Всероссийской академии архитектуры. Был значительно перепланирован лицевой корпус, особенно II и III этаж.

Затем I этаж заняло Управление по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, в чью юрисдикцию, по иронии судьбы, попадала цензура литературы, а II и III этажи — Правлению бытового обслуживания населения. В 1990-ых в здании располагались редакция газеты “Невское время” и Комитет по организации книжных ярмарок. Музей В. В. Набокова открыли в его родном доме только в апреле 1998 г.

Реализованные проекты

  • «Булгаков»
    — 8-этажный клубный дом на 12 квартир в
    районе Патриарших прудов;
  • St.Nickolas
    – апартаменты в историческом доме у
    стен Кремля. 5-этажный дом с 41 апартаментом
    в памятнике истории и культуры
    «Шереметьевское подворье» на Никольской
    улице;
  • «Дом
    Гельриха» — 8 этажный особняк 1912 года с
    11 апартаментами и пентхаусом в
    Пречистенском переулке.

На пересечении Пожарского и Курсового переулков в районе Хамовники компания «Vesper» построит ЖК «Набоков». Новостройка будет представлять собой шестиэтажное здание в стиле минимализма. ЖК «Набоков»-гостиничный комплекс апартаментов класса элит над созданием архитектурного проекта которого работало бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры». Апартаменты покупателям передаются без отделки. Первый этаж отдадут под коммерческие цели. Придомовую территорию оградят, облагородят и озеленят. Купить апртаменты в ЖК «Набоков» можно различных планировок и метража (от 83 кв. м. до пентхауса площадью 554 кв. м, который оборудован террасой). Для автовладельцев предусмотрен трехъярусный подземный паркинг. Реализуют проект по 241-ФЗ.

Залы дома-музея

Учреждение занимает первый этаж дома. Здесь можно посмотреть сохранившиеся комнаты, где сотрудники постарались воссоздать утраченные интерьеры. Одно из помещений, которые хорошо сохранились — это библиотека. В ней представлена коллекция произведений Набокова, а также редкие книги писателей XIX века и несколько экземпляров из семейного собрания с экслибрисами.

Также для посетителей открыты Зеленая гостиная, Столовая, Комитетская, Будуар Елены Ивановны и Кабинет Владимира Дмитриевича.

Поскольку значительная часть помещений была перестроена в советский период, а интерьеры изменены, увидеть как выглядели комнаты в годы проживания здесь Набокова, можно только с помощью визуальной реконструкции, выполненной по сохранившимся чертежам, фотографиям и другим документам.

Alex_Bakharev

Реставрация Зеленой гостиной

При Набоковых стены зеленой гостиной, находящейся на первом этаже, были обтянуты зеленым шелком. Плафон потолка и 3 десюдепорта дверных порталов были расписаны масляными красками, резные деревянные элементы покрывало зеленое масло, под потолком была лепнина с растительными мотивами, покрытая зеленой краской и позолотой. Двери и дверные порталы гостиной также были расписаны и имели позолоченные элементы. Основным мотивом росписи был растительный. На плафоне же, по воспоминаниям самого В. В. Набокова, были написаны “бледно-зеленые облака”.

Пробная расчистка с выявлением количества слоев малярных красок.

В советское время дом Набоковых использовался под нужды административных учреждений, великолепные интерьеры дома были побелены. В Зеленой гостиной была возведена перегородка, поделившая зал на 2 неравные части. Шелк со стен был снят, а вся поверхность гостиной была покрыта малярными красками, число слоев которых доходит до семи на отдельных фрагментах.

Начиная с 2011 года реставрация Зеленой гостиной передана в ведение студентов-реставраторов СПбГУ. Реставрационным советом определена только техническая реставрация, то есть студенты занимаются только расчисткой объекта от поздних закрасок и укреплением авторского красочного слоя. Будет ли проведена художественная реставрация пока не понятно. На данный момент уже снесена перегородка, раскрыт плафон потолка, на котором можно увидеть ласточку — часто встречающийся в произведениях В. В. Набокова мотив. Раскрыты все 3 десюдепорта, в процессе реставрации находятся дверные порталы и сохранившаяся часть лепного фриза. Удаление малярных закрасок производится при помощи скальпеля послойно.

Состояние северо-восточного дверного портала на данный момент

Администрация СПбГУ, а именно в ведении этого университета находится музей-квартира В. В. Набокова, не заинтересована в музее и его деятельности. В морозы реставраторы работают в мастерской в куртках, потому что в музее нет соблюдения температурно-влажностного режима, напрямую влияющий на сохранность памятника. Точных сроков окончания реставрации и открытия Зеленой гостиной для посетителей на настоящий момент нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector