Артель «данила, макар и братья» отзывы
Содержание:
- Заготовка сухостойной сосны — сложное дело
- В Германии
- Интересный элемент!
- Почему не отдельно?
- О жизни в Финляндии
- Ратуша в Леоминстере: украшение как богатство
- Пичфорд-холл в графстве Шропшир — отказ от симметрии
- Что особенного в бане из сухостойной сосны Kelo?
- Глядя на собор, трудно не усомниться в его деревянности
- Почему клиенты предпочитают работать с нами?
- Изба
- В Англии
- О Леви
- Конструкция «саксонского» дома
- В ходе строительства мы выполняем
- Редкий материал не значит дорогой
- Традиции Русского Севера
- Неожиданные финские открытия о строительстве
- Церковная
- Мнение специалиста
Заготовка сухостойной сосны — сложное дело
Но даже в Северной Карелии — единственном регионе России, где растут подходящие для строительства сухостойные сосны — найти правильные деревья не так-то просто. Только 3% карельских сосен обладают свойствами Kelo. В отличие от деревьев средней полосы России, они не растут «делянками», а раскиданы по всей площади лесов и очень часто располагаются в самых труднопроходимых местах — на болотах и вершинах скал. Поэтому добраться до них чаще всего можно только зимой. Чтобы получить столь ценный строительный материал, лесники-заготовители выезжают на расстояние до 100 км от накатанных дорог, двигаясь в глубину леса на снегоходах. Летом заготовка ведется на специальных шведских мини-тракторах. В среднем, для дома площадью 200 м2 используется не менее 500 бревнышек, каждое из которых нужно найти, убедиться, что ствол отвечает нужным требованиям, повалить и доставить в лагерь. В каждой команде заготовителей три человека: разведчик — ищет нужные деревья; вальщик — валит и проверяет качество каждого ствола; сборщик — занимается перевозкой бревен.
В Германии
Уже в середине IV века в готических поселениях плотники собирались в независимые артели и создавали свои шедевры, которыми был восхищен сам Венанций Фортунат, один из великих латинских поэтов и церковных писателей, а позже – епископ Пуатье, прибывший в города на Рейне в 560 году.
«Прочь стены из отесанного камня. Куда более благородны, по моему суждению, произведения здешних плотников» — писал он позже. И он был прав!
Ведь к Германии в то время из дуба строили не только крестьянские дома, но и крепости тевтонских королей. Да и дворец Аттилы тоже был выполнен из «живого материала природы».
К сожалению, сегодня проследить историю деревянного зодчества Германии можно лишь по сохранившимся в архивам документам, и только редкие фрагменты, которые остались нетронутыми, напоминают нам о нем. Например, деталь «полубревенчатового» дома в Лимбурге. Его древесина, словно иссеченная шрамами, стойко продолжает хранить тайны своего возведения и отделки для будущих потомков легендарных плотников.
Откуда произошло название «полубревенчатые», которым характеризуется деревянное домостроение Западной Европы», до сих пор не известно. Одним из ранних объяснений этого термина является сам метод возведения подобных сооружений, при котором бревна распиливали вдоль пополам. Теперь же так называют здания с выглядывающими снаружи и обтесанными до квадратного сечения бревнами, таким образом, что виден каркас.
Проемы же между деревянными деталями заполняли другим материалом или камнем. При использовании первого способа обязательным условием были правильно оштукатуренные стены. Ведь только тогда они не пропускали влагу. Для этого необходима была оштукатуренная дранка, доски которой сбивались в виде небольшой решетки. После этого на них наносилась глина, смешанная с соломой или высушенным навозом. Затем же стены белили известью. Удивительно, какими прочными были подобные здания. Они могли простоять несколько десятков лет.
Наглядным примером закладывания кирпича между деревянным каркасом служат бревенчатые раскосы в здании склада лесоматериалов в Гейслингене.
Здесь особо заметен контраст, как по цветовому решению, так и по прочности материалов. Естественно, подобная технология не смогла не сказаться на самой древесине. Теперь она не была столь прочной, ведь нагрузка на каркас под тяжестью возрастала в несколько раз. Да и фактура самого кирпича была слишком пористой. В его выступах шириной до 11,5 см часто скапливалась дождевая вода.
Интересный элемент!
Правда, несколько раз на Севере России реставраторам встречался резной элемент. Он находился между матицей и пирожным брусом, рядом с печным столбом.
Трехчастность изображения можно трактовать так:
верхняя полусфера символизирует высшее духовное пространство — вместилище благодати; нижняя полусфера символизирует небесный свод — наш видимый мир; среднее узловое звено — жилище богов, которые контролирующих поток благодати в наш мир.
Еще можно рассматривать резной элемент как Бабу-богиню с поднятыми руками. А в среднем звене элемента легко прочитать конские головы как символ движения по кругу.
Отметим еще раз: данный резной элемент подпирает матицу, находясь на пирожном брусе.
Как видим, в самом важном месте избяного пространства воплощена связь Мирового Древа и Небесной сферы. Скульптурно-резной элемент расположен на двух границах: между обжитым светлым низом и черным верхом, а также между запретным для мужчин алтарем и общей половиной избы
Благодаря этому вовремя найденному элементу строителям и реставраторам удалось выстроить в ряд взаимодополняющие архитектурно-символические образы крестьянских традиционных сооружений и объектов.
Получается, что по символической сути все объекты — одно и то же. Но именно изба стала самым полным, самым развитым и самым углубленным архитектурным феноменом.
И сегодня, когда она, по-видимому, полностью забыта, опять приходит ее время. Приходит время Русского Дома — в полном смысле.
Почему не отдельно?
Больший же интерес вызывала истинная причина возникновения халленхаусов.
Почему жители северных германских государств Нижней Саксонии, Мекленбурга, Вестфалии и Шлезвиг-Гольштейна выбрали столь неуютное и непривычное для нас здание в качестве жилища?
Почему они добровольно пожелали жить в одном помещении со скотом и хранилищем урожая, если имели возможность строить дополнительные сооружения рядом?
Ведь жителей этих территорий не ограничивали в использовании и освоении земель, как это было во Франции и в большей части Германии в Средние века. Мы писали об этой в одной из наших статей «Средневековые городские дома Франции и Германии».
Оказывается, тому есть разумное объяснение. Во времена позднего Средневековья решение о начале сбора урожая принималось не каждым семейством отдельно, а совместно всей деревней на совете общины.
Казалось бы, что может быть лучше общего плана, возможной помощи друг другу? На деле же все обстояло несколько сложнее. И самая главная трудность заключалась в том, что, невзирая на погоду, урожай убирался, а затем влажный складывался на хранение, после чего мог полностью сгнить.
Дабы сохранить зерно, было решено обратиться к древним способам. Теперь дым очага прогревал крышу, на которую укладывался полотном урожай. Таким образом, зерно просушивалось и сохранялось от плесени.
О жизни в Финляндии
Есть несколько и не относящихся к домостроению открытий.
Японские пары считают, что если провести ночь под северным сиянием, то это является лучшим местом и временем для начала новой жизни, и потому они летят с другого конца света, чтобы в Лапландии на вершине горы в специальных стеклянных куполах зачинать своих будущих деток и в Финляндии есть специальные отели, которые ориентированные только для японцев.
Несмотря на самые прогрессивные технологии домостроения, востребованные во всем мире — финны и шведы весьма консервативны в музыкальной и клубной жизни. Но самых крупных и масштабных и фешенебельных дискотеках в Леви в ходу самая архаичная танцевальная музыка, до слез знакомая, именно та, что было популярна в еще в советских пионерских лагерях в конце 80-х годах.
В финских «электричках» есть не только, рестораны и туалеты, места для телефонных переговоров, спальные места, вагоны для машин и прицепов, розетки и wi-fi, позволяющие к примеру написать эти заметки, но даже и детские площадки с небольшими библиотеками, а финская система школьного образования считается лучшей в мире.
Подводя итог, можем сказать, что у финнов нам несомненно, есть чему поучится, но прямое копирование финского опыта невозможно, в том числе и в силу культурных отличий, но в целом мы планируем использовать все полезное и удобное, что нашли в Финляндии, у нас в России.
А наши финские заказчики тоже будут довольны. Мы планируем их порадовать исключительным качеством древесины и рубки, а также первоклассной сухостойной доской и карельской сосны и алтайского кедра, которая так полюбилась нашим российским заказчикам.
Ратуша в Леоминстере: украшение как богатство
Не скупа на украшение резьбой и старая ратуша в Леоминстере, которую построил Джон Эйбел в 1633 году. При этом, имея умеренные пропорции, здание еще больше вызывает положительные эмоции и восхищение.
Как смело и как гармонично сочетаются резные узоры, скульптуры с конструкцией и архитектурой дома! Стоит только посмотреть на фигуры животных или щиты на несущих стенах. Как держат на своих плечах кариатиды выступы! Мы можем словно почувствовать их безграничную усталость. И только надпись на здании отражает действительность прошлых лет: «Как колонны поддерживают все здание, так благородное дворянство поддерживает честь королевства».
Конечно, дерево не может соперничать с камнем по монументальности. Вместе с тем мы сегодня доказали насколько мощными и сильными в своем стремлении сохраниться бывают деревянные дома. Только этот материал может рассказать настоящую историю о богатстве хозяев времен Елизаветы I и Якова. Только древесина способна выразить в визуальной форме профессионализм и мастерство строителей прошлых лет. Только дерево может рассказать об успехах и падениях владельцев домов, ведь его нельзя разрушить и перестроить. Можно лишь воссоздать, еще больше украсить или оставить так как есть.
Пичфорд-холл в графстве Шропшир — отказ от симметрии
На любви к контрастам белому и черному, кирпичу и дереву построен еще один дом — на этот раз лесоторговцев Оттли – Пичфорд-холл в Шропшире.
Привлекательная особенность деревянных каркасных зданий — это его модульный принцип. То есть существовала не только возможность надстраивать верхние этажи, как это продемонстрировал дом Мортонов, но и расширять их в случае необходимости и по истечении лет.
Изначально возведенный в 1560-1570 годах в форме латинской буквы L, сегодня особняк имеет форму литеры «Е». Именно эти изменения привели к новому подходу в архитектуре зданий, который выразился в отказе от симметрии. Ведь парадный вход теперь располагается между двумя боковыми крылами.
Что особенного в бане из сухостойной сосны Kelo?
Для любой бани, особенно для русской, очень важен пар. Правильный пар образуется за счет грамотного сочетания влажности и количества воздуха в помещениях бани, а это зависит, в том числе, от материала, из которого построены стены. Таким образом, его выбор является одним из важнейших факторов, от которых зависит, будет у вас правильный пар в бане или нет. При этом существует большая проблема при использовании обыкновенной древесины естественной влажности: её приходится отделывать вагонкой, которую потом приходится обрабатывать химическими средствами для защиты от повышенной влажности. При этом в процессе эксплуатации бани в режиме русской парной нежно-желтый цвет вагонки неизбежно со временем поменяется. Отделка потребует замены, вне зависимости от того, какими составами ее обрабатывали. Решение этой проблемы — использование сухостойной сосны Kelo. Стены из сухостоя Kelo не нужно отделывать вагонкой и обрабатывать химическими составами — не только краской или лаком, но даже и антисептиком. Бани из Kelo, сохраняя в парилке постоянную влажность и температуру, источают нежный смолистый аромат. Мы считаем, что такой материал словно специально создан для стен бани.
Глядя на собор, трудно не усомниться в его деревянности
В конце 1860-х годов был создан комитет по постройке кафедрального собора города Верный, как тогда называлась Алма-Ата. Были проведены расчеты, составлена смета, началось строительство.
Однако в 1887-м году произошло сильнейшее землетрясение, уничтожившее большинство каменных построек в городе. После этого было решено выстроить главный собор так, чтобы во время следующих землетрясений он смог устоять. В связи с этим храм строили в лучших традициях русской каменной архитектуры, но из дерева. Были приглашены архитекторы К. А. Борисоглебский и С. К. Тропаревский, а также военные инженеры Н. И.Степанов и А. П. Зенков. Судя по источникам, последнему и принадлежит идея постройки колокольни таким образом, чтобы она могла гнуться, но не обрушиться.
Сначала был заложен первый в истории города железобетонный фундамент, который окружала кольцевая подземная галерея – для отражения поверхностных сейсмических волн. Потом на нем строилась деревянная конструкция. Проще говоря – сруб, скрепленный не гвоздями, а обеспечивающими некоторую свободу металлическими скобами. Снаружи к бревнам пришили скрепляющую облицовку из толстой доски.
Дальше, учитывая, что стены ослаблены двенадцатью оконными проемами, их усилили шестнадцатью парами толстых брусьев, проходящих по всей высоте колокольни, а также в углах и простенках. И в довершение весь этот сэндвич сверху донизу прошили восемью стягивающими конструкцию металлическими сквозными болтами – через весь сруб колокольни, включая высокую пирамидальную крышу.
На скрепление всех деревянных конструкций ушло 8,2 пуда (131 кг) гвоздей и 48 пудов (768 кг) различных скоб.
Прочность этой констркции была проверена уже через шесть лет после постройки. В 1910-м году, когда произошло невероятной силы 10-бальное землятресение, собор устоял, несмотря на то, что колокольня, по свидетельствам очевидцев, гнулась во все стороны. Что интересно, при строительстве собора, впервые в Семиреченской области, к древесине были применены антисептики и приточно-вытяжная система вентиляции.
Размер собора в плане — 30х50 метров.
Почему клиенты предпочитают работать с нами?
Мы осуществляем полный контроль над всеми этапами работы.
- Мы берем на себя ответственность за результат.. Мы объединили знания специалистов из Финляндии и Карелии, отлично разбирающихся в тонкостях возведения домов из сухостойной сосны, со своим обширным опытом строительства в Подмосковье.
- Собственная производственная база в Карелии позволяет нам осуществлять все циклы производства. В результате наши клиенты получают работу высокого качества в короткие сроки по выгодным ценам.
- Архитектурная мастерская В. Ангаткина сделает ваш проект непохожим на другие и найдет оптимальное решение даже в самых сложных ситуациях. «Из минуса сделаем плюс» — девиз архитектора Ангаткина.
- Парк собственной спецтехники. В нашем распоряжении имеется специализированная техника для сборки и рубки домов. Помимо этого, мы располагаем снегоходами, шведскими мини-тракторами «Терра» и квадроциклами, что позволяет нам вести круглогодичную заготовку сухостойной древесины. Благодаря этому на нашей площадке всегда есть в наличии солидные запасы готового материала в широком ассортименте.
- Профессиональная команда с опытом работы в Финляндии. Мы привлекли специалистов с 10-летним опытом рубки и строительства домов из сухостоя в Финляндии, Швеции, Германии и России. Наши сотрудники хорошо знают свою работу и ориентированы на первоклассный результат.
Мы строим нашим клиентам необыкновенные дома, экономя при этом их время и деньги. Ознакомьтесь с полным списком наших услуг.
Изба
При переходе из сеней в избу атмосфера нагнетается.
Чтобы войти, взрослому человеку надо пригнуться. Сразу попадаешь в палатный кут. Над головой низкий потолок. Точнее, не потолок, а полати. Настил для спанья на уровне печной лежанки. А место в избе, куда попадаешь с самого начала, называется полатный кут.
Это притвор в избе. В него войти может кто угодно, без стука и без спроса.
Прямо над дверью полати опираются на стену, а другим краем — на полатный брус. За полатный брус гость может пройти только по приглашению.
После полатного бруса начинается красный угол. В нем стоят стол и семейные родовые святыни. По сути, это трапезная со святынями. В нее гость без приглашения хозяйки войти не может.
Полатный кут и красный угол составляют половину избы. Вторая половина — бабий кут и печной кут — навсегда закрыты от гостей. Эти два кута находятся за пирожным брусом.
Они аналогичны алтарю в храме. Да это и есть алтарь. Печь как престол, а квашня, помело и ухваты и хлебная лопата — как ритуальные предметы.
За пирожным брусом творится пища духовно-материального свойства, претворяются плоды земли и неба. Человек Традиции не рассматривал пищу как количество калорий или набор вкусов.
В бабий кут не допускались даже мужчины из живущей в доме семьи. В этой части избы верховодила старшая хозяйка, обучая маленьких хозяек.
Место хозяина в доме — в палатном куте (на лавке-конике) или торцом стола, дальним от бабьего кута. Хозяин сидит ближе к малым святыням в красном углу.
Место хозяйки, так как она жрица домашнего храма, за другим торцом стола. Она должна общаться с печью, сажать в печь тесто, вынимать хлеб.
Через голбец — особую деревянную пристройку к печи — хозяйка спускается в подпол, который тоже называется голбцом. В голбце хранятся припасы и обитают духи-охранители. В нем не жарко летом и не холодно зимой. Он подобен чреву Матери-Земли. Оттуда выходят и туда возвращаются.
Хозяйка постоянно общается с внутренней Землей в избе (подпол-голбец, пол-мост избы), с небом (потолок, балка-матица). Печной столб символизирует Мировое Древо, с ним хозяйка тоже в постоянном контакте.
Материальное и духовное лидерство хозяйки в доме не оставляет мужу праздного времени. Оно отсылает хозяина за пределы дома-храма, к мужским делам. Если хозяйка умна и крепка, то семейное колесо крутится так, как и должно.
В Англии
В отличие от Германии Англия использовала древесину собственных лесов вплоть до конца XVII века. Манчестер так и оставался деревянным городом даже после этого времени, что не могло не сказаться на вырубке леса.
В графстве же Эссекс в деревушке Гринстед до сих пор сохранилась церковь Св. Андрея, которая полностью сделана из дуба IX века. Именно этому материалу отдавалось предпочтение, ведь его можно было использовать для возведения сооружений сразу после валки. При этом древесина не коробилась и не трескалась, а оставалась все такой же прочной и плотной.
Более 70% когда-то занимаемых величественными деревьями площади было израсходовано. Так, в 1500 году это было 1,6 млн. га, но к 1688 году эта цифра достигала отметки в 1,2 млн. га. Если бы не своевременно принятый закон об ограничении использования древесины, то лесам грозило бы полное уничтожение.
Конечно, и данный факт послужил толчком для использования холодного камня и серого дешевого кирпича в строительстве. От дерева полностью не отказались, но и применяли его уже в других конструкциях.
Стали возводиться фахверки — каркасные дома с выступающими верхними этажами над нижними. С чем связано появление данной особенности, также доподлинно не известно. Возможно, законные участки под строительство были ограничены размерами, которые стремились компенсировать с помощью площади под крышей.
В этом были свои плюсы — конструкция здания позволяла отводить дождевую воду, ведь раньше мало кто использовал водосточные трубы — они появились намного позже в этой местности.
Не исключено и то, что при помощи широких верхних этажей нагрузка на внутренние балки распределялась более равномерно, защищая их от провисания. Да и вертикальные столбы представляли собой бревна длиной в один этаж, что, несомненно, было плюсом.
Во Франции и других странах Западной Европы уже трудно встретить полностью деревянные сооружения. То ли в силу дешевизны безликого материала — кирпича, то ли вследствие защиты собственных лесов деревянное зодчество осталось далеко в истории. Если в России мы возвращаемся к этому удивительному материалу, то в Западной Европе с той же скоростью забывают о нем. Забывают об истинной душе природы, о том, что она сама подсказывает нам то живое и необходимое для строительства наших домов и создания атмосферы гармонии в них!
О Леви
В окрестностях Леви расположено около 25 тыс. домовладений, начиная от скромных домов на 4-6 семей и до домовладений стоимостью несколько миллионов евро, площадью в сотни квадратных метров.
Большая часть домов используются для сезонного проживания скандинавских любителей горных видов спорта — сноуборда, горных лыж и снегоходов и многих других видов зимних развлечений, включая поездок на собачьих упряжках и оленях. В окрестностях Леви — сотни километров трасс для снегоходов и около 50 горнолыжных склонов на любой вкус.
Нас конечно очень интересовали прежде всего архитектура и организация жилых пространств. Мы провели несколько дней в Леви, исколесили десятки километров на снегоходе и на машине, чтобы увидеть как можно больше. Поговорили и с нашими финскими партнерами и жителями.
Конструкция «саксонского» дома
Как же строились халленхаусы? Какие особенные технологии применялись при этом?
Единственные «саксонские» дома, дошедшие до наших времен, датируются XV и XX веком. Именно они и рассказывают нам свою историю возведения.
Отметим, что для каждых отдельных районов были характерны свои отличительные особенности, которые выражались в размерах, украшения фасадов, формах и различных мелких деталях. Например, в усадьбе Хоф Кватманна XVIII века верх крыши украшен росписью, а фасад здания оформлен в популярном стиле Средневековья, основанном на контрасте двух оттенков, двух материалов.
Самое важное, на что стоит обратить внимание — их возводят по стоечно-ферменной системе. То есть устойчивость зданий гарантируется балками, проходящими по верху параллельных рядов столбов. В свою очередь на них и держится каркас, ширина которого составляет 8-10 метров
При этом высота центрального прохода колеблется в диапазоне 3,5-4 метров, а общая длина — в пределах 6-30 метров
В свою очередь на них и держится каркас, ширина которого составляет 8-10 метров. При этом высота центрального прохода колеблется в диапазоне 3,5-4 метров, а общая длина — в пределах 6-30 метров.
В чем состоит преимущество данной конструкции?
Наружные стены поддерживают только кровлю над боковыми проходами, а не всю конструкцию. Потому они и легко заменяемы. Зачастую за поздними стенами халленхауса находят стены более ранней постройки.
Благодаря своим довольно крупным размерам и найденному решению данная технология популярна и сегодня. А большие размеры сечения и частое расположение деталей каркаса объясняют, почему для заполнения пространства между ними использовался кирпич.
Зачастую деревянные дома прошлых столетий нас удивляют. Они стоят, словно и не было всех этих лет, — все так же величественно и даже гордо. Они выжили! Они сохранились! Они донесли до нас новую информацию — еще одну технологию, которую можно изучать не по учебникам, а по существующим примерам. На практике можно рассмотреть все детали, все особенности конструкции. Как им это удалось? Остается лишь только догадываться.
Спустя века деревянные дома несут свою ношу, свой крест — знания. Наша задача — правильно использовать их, что мы с огромным удовольствием и делаем!
В ходе строительства мы выполняем
- Проектирование деревянных конструкций в составе объектов различного назначения,
- Экспертиза проектных решений зданий и сооружений с применением деревянных конструкций;
- Расчеты деревянных конструкций на действующие нагрузки в соответствии с требованиями СНиП 2.01.07-85* «Нормы проектирования. Нагрузки и воздействия»;
- Экспертиза деревянных конструкций в составе существующих зданий и сооружений, в т.ч. оценка технического состояния деревянных конструкций стен, перекрытий и покрытий зданий и сооружений различного назначения;
- Определение эксплуатационной пригодности и долговечности деревянных конструкций;
- Оценка состояния деревянных конструкций, температурно-влажностных условий их эксплуатации. Разработка рекомендаций по конструкционной и химической защите деревянных конструкций от увлажнения и биологического поражения;
- Разработка рекомендаций и технических решений по усилению деревянных конструкций;
- Научно-техническое сопровождение проектирования, строительства, обследования объектов с применением деревянных конструкций;
- Оказание инженерной помощи в возведении деревянных несущих и ограждающих конструкций;
- Оказание консультационных и информационных услуг.
- Проведение испытаний образцов древесины по стандартным методикам ГОСТ 16483.
- Проведение стандартных испытаний образцов древесных материалов и пластмасс;
- Определение соответствия пиломатериалов, предназначенных для применения в строительстве, требованиям СНиП II-25-80 «Нормы проектирования. Деревянные конструкции»;
- Определение фактической влажности пиломатериалов, предназначенных для применения в строительстве. Определение фактической влажности древесины в составе существующих деревянных конструкций.
Редкий материал не значит дорогой
Специалисты «Артели Данила, Макар и братья», длительное время работающие с Kelo, считают основными достоинствами данного материала экологичность, долговечность, отсутствие необходимости красить его, обрабатывать антисептиками и инсектицидами. Недостатки, как известно, чаще всего являются продолжением достоинств. Это в полной мере справедливо и в отношении Kelo. Данный материал относительно редок (не более 3% от общего объема древесины, добываемой в Карелии). Кроме того, он достаточно сложен в заготовке: в отличие от обычной древесины, сухостой не растет «делянками», каждая сосна отыскивается отдельно, вручную заготавливается и максимально бережно вывозится.
Чтобы максимально взвешенно и аргументированно отдать предпочтение тому или иному материалу, предлагаем рассмотреть основные особенности строительства из Kelo. Отличия между круглым профилем бревна и стандартным брусом с квадратным сечением очевидны. И цены, как мы уже упомянули, приблизительно равны — поэтому выбор оказывается чисто эстетическим. А вот от обычных срубов из бревна естественной влажности или даже оцилиндрованного бревна дома из Kelo с точки зрения неспециалиста на вид отличаются незначительно — в то время как разница в цене (за кв.м готового сооружения) может составлять от 1,2–1,5 раза (при использовании бревна естественной влажности) до 2–3 раз (при выборе дешевого оцилиндрованного бревна). Что, разумеется, порождает у непрофессионалов достаточно много вопросов.
Традиции Русского Севера
К созданию проекта часовни мы привлекли замечательного архитектора Андрея Бодэ, который является автором путеводителя по Русскому Северу и изучает традиции деревянного зодчества этих мест. Поэтому часовня из сухостойной сосны на Садовнической улице также выполнена по традиционным приемам.
Маленьких деревянных часовен на Русском Севере сохранилось достаточно много. В древности они, видимо, были распространены повсеместно. Они ставились при дорогах, при въездах в поселение или город, у перекрестков и мостов. Считается, что древнейшие деревянные храмы глав не имели, крышу, видимо завершал просто крест. Этот прием нередко встречается на часовнях.
Прямоугольные в плане клетские часовни – простейшие культовые постройки. Верхняя часть сруба расширялась, образуя так называемый повал.
Эта особенность присуща только храмам, на жилых домах повалов не делали. Двухскатные крыши могли иметь разную высоту и форму скатов. В этой часовне используется самцовая дороженная кровля.
Островерхие крыши так называемые клинчатые с полицами – пологими переломами в нижней части характерны для бассейнов Онеги и Северной Двины и Белозерской земли. Самый ранний известный объект относится к концу XV в. На Север они пришли, видимо, из центра страны. На вершине характерная охлупень.
Обрамление входа четырьмя брусками-колодами – традиция очень древняя, относящаяся к XVI – XVIII вв. Скругление прямоугольных очертаний проема имеет обережное значение – сквозь углы проникает нечистая сила.
Большое количество света в молитвенном помещении не считалось необходимым. Поэтому на древнейших храмах встречаются совсем небольшие окна, оставляющие внутри полумрак.
Еще одна характерная черта храмов Севера: фундамент на камнях.
А чтобы использовать древесину с максимальной эффективностью в отделке потолков и дверей использовались клиновидные доски.
Другие фотографии часовни вы можете найти в Галерее.
Неожиданные финские открытия о строительстве
Да, мы догадывались, что мы узнаем немало нового за эту поездку, но не думали, что узнаем так (!) много неожиданного.
Во-первых, в Финляндии нельзя купить участок земли и построить любой дом на своё усмотрение. К примеру, если ты купил участок для стройки из клееного бруса, то обязан строить только из этого материала, если из оцилиндрованного бревна, значит изволь строить именно из него. Есть существенная льгота (около 10-15 тысяч евро) в случае, если ты используешь традиционный темно-красный цвет для окраски дома.
Участки для строительства из Kelo — расположены в самых живописных местах, и как правило самые дорогие. Например, небольшой участок, где наш финский партнер получил разрешение на строительство дома, стоит около 250 тыс. евро и расположен в невероятно красивом месте, на возвышенности, откуда открывается вид на 50 км лесов и озер.
Во-вторых, сухостойная сосна Kelo так высоко ценится, что зачастую можно встретить дома из железобетона, которые внешне совершенно не отличим от бревенчатых срубов, но себестоимость у них существенно ниже, так как расходуется в 2 раза меньше дорогостоящего материала.
Мы были совершенно обескураженны, настолько достоверно имитируют финны такие комбинированные конструкции под традиционные срубы. Снаружи они совершенно не отличимы. Уж поверьте — даже наш наметанный глаз не смог отличить такую «подделку».
В-третьих, финские хозяева домов совершенно не требовательны к внешнему виду поверхности бревен. Встречаются, на наш взгляд, чрезмерно трухлявые поверхности, торцы бревен никак не обрабатываются, не шлифуются, доски для подшивки внешних карнизов используется не строганные, в один ряд, без перехлеста, а крепятся обыкновенными саморезами, таким образом что видны достаточно неприглядные зазоры между досками.
При этом внутри дома точность проработки деталей, фурнитура дверей, окон, материалы отделки и оборудование — на самом высоком уровне. В целом при совершенно диковатом, местами даже не неопрятном внешнем виде, финские лома очень продуманны неплохо оборудованы внутри, можно сказать что они — европейцы по своей сути — скромные снаружи и прекрасно оснащенные внутри.
Это не Mercedes и не BMW, a, скорее, Volkswagen GolF от домостроения.
Сейчас финские компании переходят к индустриальным формам строительства домов из оцилиндровки — снаружи каркасная панель дома отделана мощным блок-хаусом имитирующем бревенчатую стену, с интегрированными окошками и всеми элементами отделки. В углы таких домов «пристегиваются» перерубы, которые до имитируют бревенчатый сруб до полной неузнаваемости «каркасной» сути дома.
Почти все современные финские дома, в том числе с огромными, высотою более 6 метров панорамными окнами — отапливаются электричеством, посредством тепловых насосов, которые используют гео-термальное тепло.
Схема, как правило, предельно лаконична и экономична — используются только теплые полы (даже и под деревянными полами), полностью отсутствуют батареи или конвекторы, оконные рамы — с двумя створками, весьма «теплые», система теплового насоса охлаждает дом летом и обогревает зимой. При том что в Финляндии электричество в 2 раза дороже чем в России — около 9,5 рублей за кВ/ч, общие расходы для дома площадью 250 м2 на электричество, с учетом того, что оно используется для отопления и охлаждения, зимой и летом соответственно, а также для освещения и бытовых приборов составляет около 300 евро в месяц зимой и менее 50 евро летом.
Церковная
Суть теории в том, что вся домовая резьба, и наличники в том числе — это лишь слабые отголоски церковной резьбы. И все мастера, украшающие своё жилище или жилище друга, соседа — это отошедшие от дел церковные труженики. Эта теория упомянута в отличной книге Александра Игнатьевича Скворцова «Русская народная пропильная резьба». Автор очень хорошо и в нескольких штрихах описывает эту теорию. «В этой резьбе, по существу заложены все основные орнаментальные и композиционные принципы поволжской домовой резьбы.
Это и вазоны с произрастающими из них побегами аканфа, и волнообразно бегущи по фризу растительные завитки и солнечные розетки, то тесно вплетающиеся в листву, то рельефно выступающие на карнизе. Это тем более убедительно, что, как выяснилось, в 1838-м году большая артель поволжских резчиков, так называемых якушей, работала при реставрации Дмитриевского собора во Владимире над воссозданием многих утраченных рельефов.
Именно с этого времени широкой волной в архитектурную резьбу Поволжья хлынули изображения львов, птиц, и других сказочных существ». Этой логике нельзя не удивиться. Тем более, что факты говорят сами за себя — когда домовая резьба была еще в зачаточном состоянии, храмовая уже достигла невероятных высот. Да и сами наличники — разве не похожи они на оклады для иконостаса?
(иллюстрация из книги А.И. Скворцова «Русская народная пропильная резьба»)
Вот наверное и все четыре основные теории, описывающие откуда же на Руси появились наличники. Встречались мне конечно и экзотические предположения — например, что все наличники произошли из Томска, или что первый наличник — это рама от картины у какого-то дворянина, а за ним все повторять начали. Но эти рассказы пока ничем не подкреплены, и увы нигде не зафиксированы. Хочу добавить от себя, что я так и не смог отдать свой голос в пользу только лишь одной из этих теорий. По-моему все они верные — просто каждая в каком-то своем регионе, в свое время. А правда — она прячется где-то между. С огромным уважением, Руководитель проекта, Nalichniki.com Фотограф Иван Хафизов
Мнение специалиста
Виталий Ангаткин, главный архитектор, «Мастерская Виталия Ангаткина»
На основании длительной практики работы с Kelo, мы считаем, что дополнительной обработки сухостоя химическими составами, будь то наружная или внутренняя поверхность дома, не требуется.
Стандартно применяемые в деревянном строительстве фунгициды и антисептики, «консервирующие» бревно и препятствующие его поражению грибком, сухостою не нужны — если он много лет подвергался перепадам температур, влажности и прочим природным воздействиям и не пострадал, то и в дальнейшем ему ничего не грозит.
Не используются также огнезащитные составы — из-за высокой плотности и низкого содержания смолы сухостойную древесину крайне сложно поджечь не то что случайно, а даже задавшись целью пустить на растопку.
Лаки, краски, морилки Kelo не понадобятся: материал от природы, благодаря условиям высыхания, обладает привлекательным серебристо-серым оттенком. Он достаточно красив и универсален, чтобы выигрышно выглядеть и на фасаде, и в интерьере, причем, в отличие от свежей древесины, сухостой уже не будет менять цвета от дождей и солнечного света.