Дом-музей чуковского: история, экспозиция, полезная информация перед посещением

Экспозиция[ | ]

Все экспонаты музея являются мемориальными и когда-то находились внутри дома писателя, интерьер которого был полностью восстановлен. В число наиболее ценных сохранившихся предметов входят книги из семейной библиотеки Чуковских, автографы Анны Ахматовой, Александра Твардовского, Василия Розанова, мантия доктора литературы Оксфордского университета, телефон и кувшин, который стал прототипом для обложки «Мойдодыра». В музее представлена комната, где хранятся вещи Александра Солженицына, часто гостившего у Чуковских.

Во дворе находится библиотека, построенная Корнеем Чуковским на собственные средства для детей из Переделкино и окрестных сёл. Здание было утеряно в 1943 году во время боевых действий Великой Отечественной войны. После окончания войны его отстроили заново.

Был вчера в Переделкине — впервые за все лето. С невыразимым ужасом увидел, что вся моя библиотека разграблена. От немногих оставшихся книг оторваны переплёты.Корней Чуковский, 1943 год

К 100-летию со дня рождения Марии (Муры) Чуковской

9 февраля — 1 апреля 2020

Выставка посвящена младшей дочери Корнея Чуковского — Марии (Мурочке).

Когда она родилась в 1920 году, Корней Иванович был уже отцом троих детей, ему исполнилось 38 лет. К этому времени он уже выпустил десятки книг: литературно-критические сборники и труд об искусстве художественного перевода, исследование о детской психологии и множество переводов с английского. Переиздавалась его первая стихотворная сказка «Крокодил» (1917).

Мура родилась в трудное время. Чуковский разрывался между заработками, чтобы прокормить семью. Общение с младшей дочерью стало для него благодатным подарком, длившимся, увы, всего 11 лет: осенью 1931 года Мурочка умерла в Крыму от костного туберкулеза.

«…Еще третьего дня я мог говорить на посторон¬ние темы — вспоминать — и вдруг рука за сердце, — горестно записал он у себя в дневнике незадолго до ее кончины. — Может быть, пото¬му, что я пропитал ее всю литературой, поэзией, Жуковским, Пуш¬киным, Алексеем Толстым — она мне такая родная — всепонимающий друг мой… Сегодня ночью я услышал ее стон, кинулся к ней… Она: Ничего, ничего, иди спи. И все это на фоне благодатной, нежной, целебной природы — под чудесными южными звездами, когда так противуестественными кажутся муки…»

Мура была ребенком с удивительной душою, настоящей творческой личностью, рядом с которой взрослые люди невольно «подтягивались» и просветлялись.

Корней Иванович много рассказывает о ее становлении в своей знаменитой книге «От двух до пяти», посвящает ей сборник сказок («Муркина книга», 1924). Мурочка становится героем и полнокровным персонажем многих его сочинений для маленьких детей («Чудо-дерево», «Путаница», «Так и не так», «Бяка-закаляка»). Она сочиняет вместе с отцом загадки и даже участвует в написании его повести «Солнечная» (1931), посвященной санаторию для детей, страдающих костным туберкулезом… Страницы дневника Чуковского, запечатлевшие Мурочку, — счастливые и горькие одновременно.

На выставке представлены все детские книги Корнея Чуковского, выпущенные при жизни Муры; редкие фотографии из архива семьи Чуковских, страницы малодоступных изданий, так или иначе связанных с Мурочкой, и трогательные автографы писем маленькой дочери отцу. Особого внимания заслуживают представляемые впервые Мурины стихи и записи ее детских снов.

Куратор: Павел Крючков

Посещение выставки по входным билетам в музей:

  • 200 руб. — полный
  • 150 руб. — льготный (студенты, пенсионеры)
  • бесплатно — дети до 16 лет

Переделкино, ул. Серафимовича, 3+7 495 593-26-70

Здание и экспозиция

Музей расположен в северном флигеле бывшей Мариинской больницы для бедных, построенной в 1806 году И. Жилярди и А.Михайловым по проекту Д.Кваренги в стиле позднего русского классицизма. Именно здесь занимала небольшую квартиру семья лекаря М. А. Достоевского, отца будущего писателя.

В квартире на Новой Божедомке, которая с 1954 года носит его имя, Федор Достоевский прожил с 1823 по 1837 год. Интересно, что помещение никогда не перестраивалось, стены, печи и перекрытия сохранились такими, какими они были при жизни писателя.

Исторический интерьер квартиры воссоздан в 1980 году на основе мемуаров младшего брата Ф. М. Достоевского — А. М. Достоевского, оставившего подробное описание квартиры детства, включая чертежи и схемы. Среди мемориальных предметов экспозиции — преддиванный овальный стол, книжный шкаф, портреты родителей и предков, бронзовые канделябры из коллекции А. М. Достоевского.

Экспозиция

Интерьер музея полностью сохранен в том виде, каким он был при жизни писателя. Здесь находится его библиотека с 5000 книг, многие из которых на английском языке. Фотографии и живопись напоминают о дружбе Чуковского со многими представителями русской культуры: Александром Блоком, Владимиром Маяковским, Александром Солженицыным. Последний несколько раз жил на даче у Чуковского, когда в других местах его мог арестовать НКВД.

В доме сохранена и комната дочери писателя — Лидии Чуковской, редактора и диссидента, в которой она жила и работала в 1970-е годы. Именно благодаря усилиям Лидии Корнеевны удалось создать дом-музей писателя. А первыми экскурсоводами стали Елена Цезаревна Чуковская (внучка) и Клара Израилевна Лозовская (личный секретарь).

В экспозиции представлены вещи, относящиеся к разным периодам жизни и творческой деятельности Чуковского: мантия доктора литературы Оксфорда, подарки от детей из России, Японии и Англии.

Дом и территория дачи наполнены предметами из сказок Корнея Ивановича. Здесь можно найти черный телефон («У меня зазвонил телефон…«), а во дворе растет «чудо-дерево», на котором растут «чулки да башмаки».

Во дворе сохранено место, где Корней Иванович устраивал «костры» для окрестных детей с актерам и фокусниками. И сейчас музей поддерживает эту традицию, устраивая театральные представления на открытом воздухе для детей.

Рассмотреть экспозицию в режиме онлайн позволяет Google-панорама

Интерактивные занятия

Медленное чтение — интерактивное занятие для школьников, студентов и всех, кому интересна поэзия. Каждое занятие посвящено какому-либо произведению Лермонтова. Текст разбирается подробно и всесторонне, чтение предполагает внимательное вглядывание в каждое слово, тщательный разбор, в ходе которого каждый участник приучается видеть, что ему действительно понятно и непонятно. На ваших глазах произведение, которое вы уже, возможно, читали не один раз, при совместном прочтении и разборе наполняется новыми смыслами и пониманием.

Темы занятий:

  • «Песня о купце Калашникове». Проблема истории в поэме Лермонтова
  • «Мцыри». Как понять финал поэмы?
  • Интерпретация поэтического текста (на примере стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…»)
  • Проза vs поэзия (на примере двух текстов Лермонтова — «Героя нашего времени» и «Небо и звезды»)
  • Ритм и метр в стихотворении Лермонтова «Молитва» («Я, матерь Божия, ныне с молитвою…»)
  • Как читать «Демона»?
  • Стихотворение в прозе. «Синие горы Кавказа…»
  • Читательская мастерская. Комментируем вместе роман «Герой нашего времени»

Продолжительность занятия — 90 минут.

Рекомендуемый возраст — от 12 лет и старше.

В период школьного учебного года для групп от 6 человек занятие проводится по предварительной записи по телефону +7 495 691-18-60.

Стоимость:

— для группы до 15 человек — 4 500 руб. (дополнительно к входным билетам; входные билеты для школьников до 16 лет — бесплатно, с 16 лет — 150 руб.). Двое взрослых, сопровождающих группу школьников, — бесплатно.
— билет на сборное занятие от 6 человек — 350 руб. с 1 человека (дополнительно к входным билетам; входные билеты для школьников до 16 лет — бесплатно, с 16 лет — 150 руб.).

Автор и ведущая программы: Кристина Витальевна Сарычева, научный сотрудник Дома-музеяМ. Ю. Лермонтова, PhD по русской литературе.

Приглашаем учащихся 5–11 классов общеобразовательных и специализированных школ на интерактивное занятие «Лермонтов по-английски». Занятие включает в себя экскурсию по музею с рассказом о жизни и творчестве Лермонтова на английском языке с акцентированием незнакомой лексики и некоторых грамматических конструкций. Вторая часть интерактивного занятия в зависимости от возраста и интересов участников посвящена разбору поэтических текстов, игре в слова, вопросам-ответам по материалам экскурсии.

Продолжительность занятия — 90 минут.

Рекомендуемый возраст — от 11 лет и старше.

В период школьного учебного года для групп от 6 до 15 человек занятие проводится по предварительной записи по телефону +7 495 691-18-60.

Стоимость:

— для группы до 15 человек — 4 500 руб. (дополнительно к входным билетам; входные билеты для школьников до 16 лет — бесплатно, с 16 лет — 150 руб.). Двое взрослых, сопровождающих группу школьников, — бесплатно.

Центр творческого развития детей и подростков Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля

Основная площадка: Доходный дом Любощинских — Вернадских, Зубовский б-р, 15

Малая площадка: Музей Серебряного века, пр-т Мира, 30

Центр «Арка Марка» — это выставки, занятия, мастерские и студии для детей от трех до шестнадцати лет и их родителей. Здесь встречаются с писателями и художниками, читают и обсуждают книги, ставят спектакли, снимают фильмы и мультфильмы, осваивают разные художественные техники и фантазируют. Идея Центра — через чтение, изучение литературы, творческие эксперименты и поиски — развивать художественные, интеллектуальные, эмоциональные способности и таланты участников.

Центр основывается на опыте студии «Сказка выходного дня», которая уже восемь лет работает в Музее Серебряного века и теперь становится частью «Арки Марка».

Название Центра вдохновлено историей здания, где он находится. Доходный дом на Зубовском бульваре был построен в 1912 году тамбовским помещиком Марком Марковичем Любощинским. Главным архитектурным элементом дома стала центральная сквозная арка, похожая на замочную скважину, которая ведет к уютному особняку семьи Любощинских-Вернадских. Словосочетание «Арка Марка» похоже на палиндром, заклинание и начало считалки, в нем живет загадка, обращенная к естественному детскому любопытству: «Кто же такой Марк?»

Осенью 2019 года на основной площадке Центра начались литературные программы для детей и подростков от 3 до 15 лет, а также родителей: курсы писательского мастерства от Дарьи Доцук, Нины Дашевской, Юлии Кузнецовой, Алексея Олейникова и Валентины Дегтевой, мультипликационная студия, художественные, театральные, литературные занятия и многое другое.

На основной площадке «Арки Марка» открылись многофункциональный зал, художественная мастерская и библиотека, где будут проходить выставки, встречи с писателями, концерты и кинопоказы. Дизайн пространства каждый год будет полностью обновляться и будет связан с особенностями оформления большой ежегодной игровой выставки.

В этом году Центр подготовил выставку «Сказочный бестиарий» о диковинных существах, населяющих книги. В рамках выставки пройдет цикл творческих занятий «Школа волшебной зоологии», где детей будут обучать хитростям ухода за волшебными животными или защиты от них.

На малой площадке на проспекте Мира новый учебный год откроется выставкой «Перед вами Винни-Пух» по книге Алана Милна и годовой программой занятий.

Новое детское пространство музея станет творческой лабораторией не только для команды Центра, а для всех домов-музеев писателей, входящих в большой Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля. Центр инициирует межмузейные абонемент, на которых дети узнают, как приручить дырбулщыла, создать домашний музей, научиться сочинять истории на ходу, что нужно взять с собой для совершения кругосветного путешествия и многое другое.

Занятия центра

  • Для детей 3–5 лет Для детей 6–9 летДля подростков 10–15 лет

arkamarka@goslitmuz.ruInstagram
+7 495 695-53-08
+7 977 575-08-51

Булат Окуджава в Переделкино

Дома́, в специально построенном для писательской элиты поселке, изначально предоставлялись в пожизненную аренду, в основном, известным литераторам, признанным и обласканным советской властью. В списке первых дачников числятся К. Чуковский, Л. Кассиль, И. Ильф и Е. Петров, Б. Пастернак, И. Бабель. После ВОВ Переделкино расширили, достроив еще пару десятков домиков, после чего дачи выделили, в том числе, А. Фадееву, В. Каверину, К. Симонову, В. Катаеву. Спустя время, получить «прописку» в писательском городке удалось Р. Рождественскому, Б. Ахмадулиной, Е. Евтушенко и некоторым другим представителям «шестидесятников».

Кабинет, okudshava.ru

Свое первое лето в Переделкино Булат Окуджава провел в 1987 г. Он, все же, получил в аренду небольшой дачный домик, хотя вопрос о его предоставлении вызывал у руководства Союза писателей определенные сомнения. Непосредственной соседкой барда стала давняя подруга семьи — поэтесса Белла Ахмадулина. Недалеко от дачи проживали литературные друзья — его единомышленники и союзники.

Булат Шалвович провел в переделкинском доме последние 10 лет жизни. Отсюда он уезжал в концертные туры и сюда возвращался, здесь писал стихи и прозу, принимал посетителей и устраивал дружеские посиделки. Но однажды Окуджава навсегда покинул полюбившуюся ему дачу в Переделкино. Это произошло в 1997-м, когда он вместе с женой отправился в Германию к друзьям, попал в госпиталь недалеко от Парижа и оттуда уже не вышел.

Вернувшись из поездки, вдова не смогла одна оставаться в этом дачном домике, так как каждая мелочь напоминала ей о смерти близкого человека. В тот июньский день 1997-го она лишь взяла несколько книг, после чего ушла и больше никогда здесь не ночевала, даже если ей приходилось задерживаться на работе до позднего вечера. Возможно, именно тогда Ольга Владимировна подумала о создании музея Булата Шалвовича, где могли бы в непринужденной обстановке собираться и общаться его друзья и поклонники.

Зал для литературных встреч, okudshava.ru

После известия о смерти поэта, калитку его дачи буквально завалили цветами. Сюда приезжали люди, читали его стихи, пели его песни и делились воспоминаниями. Место само по себе стало превращаться в народный музей.

Апартаменты и гостевые дома рядом с домом-музеем Булата Окуджавы

Здание, экспозиция и коллекция

Первый музей А. П. Чехова (1860 — 1904) в Москве был создан по инициативе семьи писателя: 25 апреля 1912 года при библиотеке Румянцевского музея открылась Чеховская комната. В 1921 году музей получил обособленный статус, но отдельного здания, где могла бы разместиться полноценная экспозиция, выделено не было. При этом продолжалась собирательская, экспозиционная и научная работа. В 1934 году значительная часть чеховской коллекции была передана Государственному литературному музею, а в 1954 году одним из его отделов стал «Дом-музей А. П. Чехова» на Садовой-Кудринской улице.

На сегодняшний день Гослитмузей обладает вторым по величине и значимости чеховским собранием в мире после Дома-музея А. П. Чехова в Ялте.

В этом каменном двухэтажном флигеле, построенном в 1874 году, который Чеховы арендовали у известного врача Я. А. Корнеева, писатель жил с 27 августа 1886 года до отъезда на остров Сахалин в апреле 1890 года.

Именно здесь были написаны пьесы «Иванов», «Леший», «Медведь», «Предложение», «Свадьба», «Трагик поневоле», «Татьяна Репина»; повести «Степь», «Огни», «Скучная история», многие рассказы.

В «доме-комоде», как называл его сам Чехов, бывали литераторы, художники, артисты, музыканты: В. Г. Короленко, В. А. Гиляровский, А. С. Суворин, Д. В. Григорович, А. Н. Плещеев, И. И. Левитан, Ф. О. Шехтель, П. И. Чайковский, А. И. Сумбатов-Южин, В. И. Немирович-Данченко.

В мемориальном пространстве дома, восстановленном по рисункам и воспоминаниям брата и сестры писателя, несложно представить уклад небогатой семьи, основным доходом которой была литературная работа Антона. В залах литературной экспозиции можно понять, как постепенно из автора «малой прессы» появился писатель «большой» литературы.

В кабинете особый интерес представляют предметы — свидетели далёкого прошлого: подлинный письменный стол, пара подсвечников в виде драконов, рыболовные принадлежности и чернильница с фигуркой лошади, подаренная, по легенде, одной из пациенток. Здесь Чехов не только писал рассказы и пьесы, но и принимал больных — в строго отведённое время с 12-ти до 3-х. Остальное же время, как он отмечал, было отдано литературно-артистической молодёжи.

Краткая биография

Корней Иванович Чуковский — имя, которое писатель получил после Революции. Дело в том, что он был незаконнорожденным ребенком Эммануила Соломоновича Левенсона, чей брак с матерью писателя Екатериной Осиповной Корнейчуковой не был зарегистрирован. Из-за разницы вероисповеданий это было невозможно сделать. А в дореволюционной России незаконнорожденные дети не могли иметь отчество. Когда будущему писателю было три года, отец их оставил, поэтому семья переехала в Одессу.

Здесь Чуковский самостоятельно изучает английский язык по «Самоучителю английского языка» Олендорфа. Он изучил его благодаря методу ежедневного запоминания новых слов, по которому в дальнейшем учил своих детей.

В Одессе он начинает писать в газету, где впервые появляется псевдоним «Корней Чуковский», а затем отправляется в Лондон специальным корреспондентом, как единственный сотрудник, знающий английский язык. Вернувшись, с головой окунается в события в 1905 года в Одессе, даже проводит 9 дней в тюрьме.

В 1906 он переезжает в деревню Куккола, которая в те годы находилась на финской территории (ныне поселок Репино в Курортном районе Санкт-Петербурга), где знакомится с Ильей Репиным. Их дома находятся напротив друг друга. Именно Репин убеждает Чуковского серьезно отнестись к его писательству и даже придумывает слово «Чукоккала» (от «Чуковский» и «Куккола») для названия юмористического альманаха, который писатель будет вести всю жизнь. Здесь же он знакомится со многими известными людьми того времени: Маяковским, Короленко, Блоком и Ахматовой.

Чуковский занимается переводами, критикой, публикует очерки о поэтах, становится известен не только в литературных кругах.

В 1916 году он пишет свою первую сказку «Крокодил», в 1923 году выходят сказки «Мойдодыр» и «Тараканище», а через год — «Бармалей». Сказки расходятся большими тиражами, но под давлением властей в 1929 году писатель вынужден отказаться от своих «старых сказок». Следующее его детское произведение выйдет только через 13 лет. Но слава и народное признание уже распространились по всему Советскому Союзу. В это же время Чуковский занимается теорией художественного перевода, а из-под его пера выходят ставшие теперь «классическими» переводы на русский произведений Марка Твена, Оскара Уайльда и Редъярда Киплинга.

В 1938 году Чуковский получается в «пожизненную аренду» дачу в Переделкино. Дом в «поселке писателей» на 30 лет становится главным местом в жизни Корнея Ивановича. Здесь он плодотворно пишет, дискутирует я с коллегами-соседями и с радостью общается с местными детьми: принимает их у себя в гостях, читает свои произведения, устраивает игры и «костры»: театрализованные представления с участием друзей-писателей.

Писатель умер в 1969 году, похоронен на кладбище в Переделкино.

Екатерина Кузьмина

Тематические экскурсии

«Жизнь и творчество Корнея Чуковского». Интерактивное путешествие по дому, соединяющее просветительский посыл с элементами драматургии. Экскурсия рассчитана на семейные группы посетителей. От комнат верхнего этажа, наполненных приметами жизни Куоккалы и Переделкина, посетители спускаются в столовую, оформленную родными Чуковского в 1960-е годы. Посещение завершается в «выставочной» комнате первого этажа, где новые издания книг Чуковского закрепляют его любимую мысль о себе самом: «Я — писатель-многостаночник».

«Чуковский и дети». Экскурсия может начинаться рядом с домом-музеем Чуковского — предварительным походом посетителей вместе с экскурсоводом на костровую площадку и «поляну Бибигона». Это живой рассказ как о детских и взрослых годах внуков и детей самого Корнея Ивановича, так и о знаменитых занятиях Чуковского детской психологией и многолетней работой над книгой «От двух до пяти».

«Литературоведение Корнея Чуковского». Интерактивная экскурсия для взрослых и старших школьников иллюстрирует знаменитое чуковское «единство в многообразии». Этот его феномен — и в ранних занятиях литературной критикой, и в изучении истории русской и зарубежной литературы, и в переводах. Здесь неизвестная фотография на стене оборачивается увлекательной новеллой, которая, в свою очередь, соседствует с многолетней «линией жизни», — вроде поиска многих тысяч некрасовских строк или книги о Чехове, писавшейся более полувека.

Детские праздники в музее Чуковского: «Здравствуй, лето!» и «Прощай, лето!». Знаменитые «костры Корнея Чуковского» — это старая традиция, заложенная в середине прошлого века хозяином дома. На ежегодных представлениях в Переделкине собираются знаменитые и начинающие детские поэты, самодеятельные и профессиональные артисты, музыканты. Главные участники праздничных «костров», проходящих в глубине участка — дети, которые живо общаются с литераторами, слушают любимые и новые стихи, поют и танцуют, участвуют в конкурсах и викторинах.

2020 — Год Пастернака в Переделкине

Юбилейный выставочный проект «Борис Пастернак. Топография судьбы»

1. Топография судьбы. ПРОЛОГ. МОСКВА (18 января — 1 марта)
2. Топография судьбы. ГЕРМАНИЯ — 1905-й, 1912-й1923-й (15 марта — 3 мая)
3. Топография судьбы. УРАЛ — 1916-й и 1932-й (16 мая — 5 июля)
4. Топография судьбы. ГРУЗИЯ — 1931-й и 1959-й (19 июля — 6 сентября)
5. Топография судьбы. ПЕРЕДЕЛКИНО. Эпилог (20 сентября — 29 ноября)

Школьное Пастернаковское общество

Дом-музей Б. Л. Пастернака приглашает учителей и школьников к сотрудничеству и предлагает в юбилейном году учредить самое настоящее школьное Пастернаковское общество. Заседания общества могут быть посвящены чтению, обсуждению или анализу стихов и прозы, небольшим биографическим исследованиям, созданию иллюстраций к произведениям или — рассказам о личной встрече с текстами Пастернака.

Документально-биографический проект «Один день Пастернака»

кому-точьих-то

Цикл концертов «Век XX. Драма времени сквозь призму музыки»

В течение года в цикле концертов можно будет услышать классическую музыку каждого десятилетия ушедшего века. И не только знакомые произведения, но забытые или неизвестные страницы музыкальной драмы, имя которой ХХ век. Автор идеи и основной исполнитель — лауреат международных конкурсов, пианист Артем Ослин (МГК имени П. И. Чайковского).

Демократические взгляды писателя

Общеизвестен факт, что Корней Иванович Чуковский был приверженцем демократических взглядов даже в те времена, когда они не приветствовались правительством страны, политической партией. Это же являлось причиной натянутых отношений с коллегами.

Противоборство было настолько серьезным, что незадолго до своей смерти Чуковский составил список фамилий писателей, которые не должны были присутствовать на его похоронах.

Зато дом в Переделкино всегда был открыт для людей с прогрессивными взглядами. Например, Александр Исаевич Солженицын продолжительное время жил у Чуковских на даче. Здесь ему был выделен кабинет, где писатель работал. Экспозиции музея рассказывают и об этом интересном факте.

Тематические экскурсии

«Жизнь и творчество Корнея Чуковского». Интерактивное путешествие по дому, соединяющее просветительский посыл с элементами драматургии. Экскурсия рассчитана на семейные группы посетителей. От комнат верхнего этажа, наполненных приметами жизни Куоккалы и Переделкина, посетители спускаются в столовую, оформленную родными Чуковского в 1960-е годы. Посещение завершается в «выставочной» комнате первого этажа, где новые издания книг Чуковского закрепляют его любимую мысль о себе самом: «Я — писатель-многостаночник».

«Чуковский и дети». Экскурсия может начинаться рядом с домом-музеем Чуковского — предварительным походом посетителей вместе с экскурсоводом на костровую площадку и «поляну Бибигона». Это живой рассказ как о детских и взрослых годах внуков и детей самого Корнея Ивановича, так и о знаменитых занятиях Чуковского детской психологией и многолетней работой над книгой «От двух до пяти».

«Литературоведение Корнея Чуковского». Интерактивная экскурсия для взрослых и старших школьников иллюстрирует знаменитое чуковское «единство в многообразии». Этот его феномен — и в ранних занятиях литературной критикой, и в изучении истории русской и зарубежной литературы, и в переводах. Здесь неизвестная фотография на стене оборачивается увлекательной новеллой, которая, в свою очередь, соседствует с многолетней «линией жизни», — вроде поиска многих тысяч некрасовских строк или книги о Чехове, писавшейся более полувека.

Детские праздники в музее Чуковского: «Здравствуй, лето!» и «Прощай, лето!». Знаменитые «костры Корнея Чуковского» — это старая традиция, заложенная в середине прошлого века хозяином дома. На ежегодных представлениях в Переделкине собираются знаменитые и начинающие детские поэты, самодеятельные и профессиональные артисты, музыканты. Главные участники праздничных «костров», проходящих в глубине участка — дети, которые живо общаются с литераторами, слушают любимые и новые стихи, поют и танцуют, участвуют в конкурсах и викторинах.

У нас работают

Ирина Александровна Ерисанова — заведующая отделом «Дом-музей Б. Л. Пастернака».

Профессиональную деятельность начинала как журналист газеты «Советская Эстония» и автор художественных передач эстонского радио. Затем 5 лет работала в театре актрисой. С 1984-го по 1997-й годы была диктором Всесоюзного радио, ведущим информационных программ, автором и режиссером многих художественных программ музыкального отдела радиостанции «Маяк» (с 1990 по 1997). В 1997 году дебютировала как автор двух эссе в журнале «Соло». С 1999-го года работает научным сотрудником отдела Государственного литературного музея «Дом-музей Б. Л. Пастернака». 25 лет сотрудничала с «Логосом» ВОС в аудиозаписях художественной литературы. Автор книги «Мастер зимних пейзажей» (М.: «Виртуальная галерея», 2012).

Елена Леонидовна Пастернак — хранитель дома-музея Б.Л. Пастернака.

Доктор филологических наук, доцент кафедры французского языкознания филологического факультета МГУ. Автор 50 научных статей и двух монографий: «Риторика Лами в истории французской филологии» и «Формирование основных направлений французской лингвистической мысли XVIII века».

Светлана Витальевна Кузьмина — экскурсовод отдела «Дом-музей Б. Л. Пастернака». В 1978 году окончила театральное училище им. М. С. Щепкина по специальности «актриса драмы и кино». Работала в различных театрах Москвы. С 2002 года работает в доме-музее Б. Л. Пастернака в Переделкине.

Елена Борисовна Лурье (Бирюкова) — научный сотрудник отдела «Дом-музей Б. Л. Пастернака».

В 1983 году окончила аспирантуру Института государства и права Академии наук (сектор истории политических учений). Редактор (с 1992 года) историко-философского отдела педагогической газеты «Первое сентября». С 2001 по 2014 год — главный редактор газеты «Первое сентября». Член Союза журналистов России.Работает в Доме-музее Б. Л. Пастернака с ноября 2016 года. В музее ведет обзорные и тематические экскурсии, участвует в создании выставок, составляет программу и план культурных мероприятий.

Татьяна Леонидовна Ионова  — методист по музейно-образовательной деятельности отдела «Дом-музей Б. Л. Пастернака».

В 1996 году окончила факультет теоретической и прикладной лингвистики РГГУ. Лингвист, переводчик, редактор. Автор литературных квест-прогулок по Москве и других образовательных программ. В музее ведет обзорные экскурсии на русском и английском языках, тематические и пешеходные экскурсии, разрабатывает и проводит интерактивные занятия с детьми, координирует проекты «Наше Шекспировское общество» и «День учителя в Переделкине».

Мария Эдвардовна Кулагина  — методист по музейно-образовательной деятельности отдела «Дом-музей Б. Л. Пастернака».

В 1982 году окончила Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года (ныне Московское академическое художественное училище). С 1989 года является членом Московского Союза художников. Выставочная деятельность началась в 1984 г., с тех пор Мария Кулагина участвовала в групповых выставочных проектах в России, Испании, Германии, Бельгии, Франции, с 2004 г. состоялось более 10 персональных выставок в России. Обладательница множества премий, медалей и дипломов Российской академии художеств и Союза художников России. Сегодня работы Марии Кулагиной находятся в собраниях многих российских музеев, среди которых Государственный Русский музей, Московский музей современного искусства, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.
Мария Кулагина — талантливый педагог, обладающий многолетним опытом работы с детьми. В Государственном музее истории российской литературы имени В. И. Даля работает с 2013 г. — проводит мастер-классы в рамках проекта «Пастернаковский пленэр», участвует в подготовке выставок.

Выдающиеся сотрудники разных лет

Лев Алексеевич Шилов (1932 — 2004), звукоархивист, искусствовед, литературовед, лектор, музейный работник. С 1996 и до своей кончины Лев Алексеевич Шилов возглавлял филиал (ныне — отдел) ГЛМ «Дом-музей Корнея Чуковского в Переделкине».

Окончив филологический ф-т МГУ (1954), работал в Музее Маяковского, принимал участие в подготовке собраний сочинений Маяковского и Есенина, организовывал выставки и литературные вечера, которые записывал на магнитофонную пленку, положив начало своей будущей работе звукоархивиста. С 1963 работал во Всесоюзном бюро пропаганды художественной литературы Союза писателей СССР; тогда же, при поддержке Бориса Слуцкого, начал создавать фонотеку СП СССР.

С 1964 Лев Шилов начал работу с восковыми фоноваликами из коллекции филолога и лингвиста С. И. Бернштейна (звуковое собрание петроградского Института Живого слова), перезаписывая на магнитофонную ленту фонограммы, сделанные в 1920-е гг. в Москве и Петрограде (голоса Андрея Белого, Александра Блока, Валерия Брюсова, Максимилиана Волошина, Осипа Мандельштама и других). Именно Льву Шилову история отечественной литературы обязана сохранением и восстановлением авторского чтения Блока, Гумилева и многих других поэтов и прозаиков Серебряного века. Работая в отечественных и зарубежных архивах, Шилов разыскал неизвестные аудиозаписи Ивана Бунина, Михаила Зощенко, Бориса Пастернака и других писателей.

В 1975 Шилов возглавил Отдел звукозаписи Государственного литературного музея; благодаря его деятельности музейная звуковая коллекция стала одной из самых полных в России. В 1980 году открыл первую в мире выставку литературных звукозаписей («Звучащая литература»). В течение многих лет, используя свой уникальный талант лектора-просветителя, Шилов прочитал десятки лекций с использованием аудиоархивов; записал циклы теле- и радиопрограмм, посвященные творчеству Льва Толстого, Блока, Маяковского, Михаила Булгакова и многих других.

В последние годы жизни Шилов выпустил серию малотиражных аудиокассет и компакт-дисков с записями авторского чтения, в том числе «Голоса, зазвучавшие вновь», «Говорит Лев Толстой», «Осип Мандельштам. Звучащий альманах», «Борис Пастернак. Полное собрание звукозаписей», «Иосиф Бродский. Ранние стихотворения», «Корней Чуковский. Звучащее собрание сочинений».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector