Живерни и дом-музей клода моне (фото музея, история, как добраться)
Содержание:
Как добраться в Живерни
Живерни – небольшая, но чрезвычайно очаровательная французская деревня. Здесь в течение многих лет проживал знаменитый художник-импрессионист Клод Моне и здесь же было создано большинство его пейзажных работ, в последствие ставших бессмертными образцами стиля импрессионизм. Несмотря на свои миниатюрные размеры, Живерни пользуется популярностью среди туристов, и всё благодаря дому и садам Клоде Моне. Более живописной и идиллической картины в окрестностях Парижа в весенне-летний период просто не найти.
Добраться в Живерни можно самостоятельно, удобнее всего это сделать из Парижа. Между Парижем и городком Вернон ходят прямые поезда, далее из Вернона в Живерни – на автобусе. Также доехать можно и на арендованном авто, Париж и Живерни соединены между собой сразу несколькими автотрассами.
Париж – Живерни
Расстояние между Парижем и Живерни составляет порядка 74 км. Среди общественного транспорта самой популярной опцией можно считать поездку на поезде из Парижа в Вернон, соседний с Живерни городок. Поезда курсируют из Парижа с завидной регулярностью – каждые 1-2 часа в течение всего дня. Отправление происходит с вокзала Gare St.Lazare. Время в пути составляет около 45 минут, пересадок не требуется. Уточнить расписание и приобрести билеты онлайн можно на ж/д сервисе Raileurope.
Расстояние между Верноном и Живерни составляет около 5-6 км. Прямо от ж/д вокзала Вернона курсируют рейсовые автобусы в Живерни, которые за 10 минут привозят туристов прямо к садам Клоде Моне. Вариант с общественным транспортом считается весьма удобным и не требующим много времени на дорогу.
Также, если у Вас есть международное водительское удостоверение, то добраться в Живерни из Парижа можно и на арендованном авто. Найти офисы по прокату машин в Париже не сложно, т.к. опция пользуется спросом. Забронировать нужный класс авто заранее и выбрать пункт проката можно на специализированных сервисах, таких как Rentalcars, Discover Cars, Autoeurope и других аналогичных. Помните, что для аренды машины во Франции потребуются загранпаспорт, международные права и банковская карта для оплаты услуг безналичным расчетом.
Париж и Живерни соединяет сразу несколько автотрасс. По трассам № А14 и А13 добраться в Живерни можно за 1 час (расстояние – 74 км). Чтобы доехать до Живерни по трассе № А15, потребуется чуть больше часа (расстояние – 82 км).
Anna & Michal/Сады в Живерни
Чудесная идея
Сегодня сад Моне ухоженный и такой же прекрасный, как при жизни художника. Кураторы сада содержат его в отличном состоянии, но создавая при этом иллюзию «творческого беспорядка», чтобы он выглядел более «живым». Если приехать в Живерни в конце апреля, то можно увидеть сад Моне в самом цвету. Правда, он красив в любое время года: все устроено так, чтобы увядающие растения сменяли другие, начинающие цвести. А как восхитительна Усадьба в разные периоды года, в обрамлении разнообразной цветочной феерии.
Моне мог себе позволить иметь штат садовников. Правда, это было уже во второй половине его жизни, а сначала он делал все сам. Порою детишки ему помогали. Но с возможностью пользоваться услугами профессионалов, к Моне пришла идея заниматься выведением гибридов. Ирис под названием «Бланш» — это новый сорт растения, выведенного знаменитым художником.
История
Территория Живерни обитаема ещё со времён неолита, о чём свидетельствуют данные археологии. Поселение существовало и во времена римлян.
Во время правления Меровингов был основан приход во главе с церковью святой Радегунды. В 863 году король Карл II Лысый признал Живерни владением монахов из аббатства Сен-Дени-ле-Ферман. В XI веке ленное владение Живерни вместе с церковью возвратились под контроль аббатства Сент-Уан в Руане. В Средние века в Живерни сменился ряд сеньоров, но все они оставались вассалами настоятеля Сент-Уана.
В городке было множество монастырей. Дом, располагавшийся рядом с одним из них, назывался «монастырь» (старофр. Le Moûtier), а название другого имения, La Dîme, произошло от слова «десятина» (фр. dîme), так как вплоть до Революции оно служило местом сбора этого налога в пользу аббатства.
Имелся также лепрозорий.
Во время Революции землями Живерни владела семья ле Лорье. Г-н ле Лорье стал в 1791 году первым мэром деревни.
В 1883 году в деревне поселился художник Клод Моне, а также несколько других художников, в том числе американских: у некоторых из них завязалась дружба с Моне. Силами художника был организован существующий до сих пор , оставаясь неизменным местом паломничества туристов и поклонников его творчества. И окружающие виды Живерни, и парк стали источником вдохновения художника на четверть века.
В 1996 году Живерни посетила Хиллари Клинтон, в то время первая леди США, а в 2007 году — японский император Акихито.
Гуляя по саду (видео)
Знаменитый мост в японском стиле был возведен по поручению Клода Моне местным ремесленником в 1894 году. Спустя десяток лет в конструкцию моста внесли изменения – появились опоры для глициний, которые так разрослись, что из них получился шикарный навес. К сожалению, первый Японский мостик сильно пострадал от времени и отсутствия своевременного ремонта, и, когда в 1970 годах, наконец, состоянием сада занялись всерьез, отреставрировать его было невозможно. Поэтому по сохранившимся чертежам на месте прежнего был выстроен новый Японский мост из букового дерева. Интересно, что для своего Японского мостика, Моне выбрал зеленый цвет, хотя в Японии принято окрашивать мосты в красный. В Водном саду идеально создан образ традиционных японских садов. Повсюду растут породы деревьев, кустарников, цветов, которые обычно и бывают в японских садах: бамбук, клен, гингко билоба, рододендроны и многие другие.
Но одно растение заняло особенное место в сердце художника. Моне говорил, что любит воду и цветы, поэтому по его заданию был вырыт пруд, в котором он посадил кувшинки и водяные лилии. Он так увлекся их разведением, что вывел несколько новых гибридов лилий, устойчивых к холодам. Кувшинки так полюбились Моне, он настолько проникся их красотой, что мог часами не сводить с них взгляда и рисовать, рисовать, рисовать. Из-под кисти Моне вышла целая серия из 48 картин, главной темой которой были кувшинки.
Возможно, вы не создадите шедевр живописи, посетив сад Моне, но обязательно в душе сохранятся прекрасные впечатления и неповторимый образ сада Моне.
Достопримечательности Живерни
Главной достопримечательностью, ради которой туристы едут в Живерни, считаются сады и усадьба Клода Моне. Сады Моне – это удивительное по живописности место. Ландшафтным дизайном некогда занимался сам художник, и сегодня это – обширная территории с прудом, мостиками, цветущими растениями и деревьями, каналами и уютными дорожками. Именно здесь художник создавал свои лучшие пейзажные полотна.
Кроме того, на территории сада сохранилась и усадьба, в которой жил знаменитый художник. Что характерно, интерьеры дома аутентичны, и здесь также чувствуется особое чувство стиля автора. Майолика, раритетные предметы мебели, изысканная отделка, окна в пол с вилами на сад – всё это окружала Моне в течение его жизни, а сегодня доступно для осмотра туристами.
Anna & Michal/Дом Клода Моне
К слову сказать, сами работы Моне в его усадьбе не выставляются, это скорее музей-мемориал, посвященный его жизни. Однако в Живерни также открыты двери и другого музея – музея импрессионизма, именно здесь выставляются работы авторов этого жанра, включая работы и самого Клода Моне. Музей работает также сезонно – с 22 марта по 11 ноября. Входные билеты можно купить на месте, действуют и комбинированные билеты (музей импрессионизма + сады Моне).
Herbert Frank/На улочках Живерни
Отправляясь в путешествие по Франции, не забудьте оформить туристический страховой полис, который является обязательным уже на стадии оформления туристической визы. Страховку можно оформить самостоятельно, не выходя из дома. Для этого существуют специальные сервисы, такие как Tripinsurance, Cherehapa и другие. Приобрести полис можно в режиме онлайн, а затем распечатать его на обычном принтере.
Фото в начале статьи: Jean-Luc Bailleul
Водный сад
Попасть из Нормандского в Водный сад можно по подземному переходу. И сразу оказываешься в совершенно иной атмосфере, буйству красок сменяется умиротворенностью, присущей мудрому Востоку. Моне живо интересовался японским искусством, в доме повсюду на стенах висят собранные художником японские гравюры.
В Водном саду сразу привлекает внимание Японский мостик, перила которого украшены глициниями. Это самый знаменитый, но не единственный мост Водного сада, тут можно обнаружить штук пять других оригинальных мостиков
В пруду круглый год цветут кувшинки, ставшие лейтмотивом серии знаменитых полотен, созданных Моне.
Водяные лилии, свисающие к воде плакучие ивы и прочая богатая растительность придают особую, неповторимую ауру этому месту.
Утомившись гулянием по саду можно присесть на одной из скамеек, расставленных по уютным закуточкам и вдоль тенистых аллей. А сев на лодку можно подплыть к островкам, на одном из которых разрослась целая бамбуковая роща. По берегам пруда растут рододендроны, и поэтому в воде постоянно мелькают блики красного, розового, желтого оттенков. Воздух в саду пропитан ароматом глициний и азалий.
Водный сад не подчиняется законам симметрии, а вот поворотов и изгибов хоть отбавляй, Знакомый с японским творчеством Моне был пленен нежной прелестью японских садов, и они послужили источником вдохновения для создания Водного сада. Специально для того сада в Японии были заказаны растения. Водный сад удивительным образом способен менять свой облик в течение суток и от сезона к сезону, перед гуляющими по саду посетителями открываются все новые перспективы обворожительной красоты мира растений.
Где остановиться
Живерни – совсем небольшой населенный пункт, поэтому останавливаться здесь на ночлег нет смысла. Обычно одного светового дня вполне хватает, чтобы погулять по садам Моне и осмотреть его дом. Чаще всего, туристы останавливаются в Париже, а уже оттуда путешествуют по окрестностям, в т.ч. едут и в Живерни.
Отели в Париже
Париж является признанным мировым центром туризма, поэтому отельная инфраструктура считается здесь одной из самых развитых в мире. Остановиться в Париже можно практически с любым бюджетом – здесь для туристов работают отели различной категории звездности, гостиницы по типу «постель и завтрак», апартаменты, гостевые дома, хостелы. Несмотря на большое разнообразие видов проживания, рекомендуется бронировать жилье в Париже заранее, т.к. желающих побывать в городе всегда много, особенно в «высокий» туристический сезон (с мая по сентябрь). Просмотреть список отелей для проживания в Париже, доступных на даты Вашей поездки, можно на платформе бронирования Booking.com.
Высокие оценки от туристов получили следующие варианты проживания в Париже:
Le Relais Montmartre 4* – отель расположен в районе Монмартр и оформлен в классическом французском стиле. Гости могут остановиться в одно или двухместных номерах. В каждом номере можно найти чайник или кофеварку. Завтраки оплачиваются дополнительно. Вай-фай предоставляется бесплатно на территории отеля. Поблизости находится платная общественная парковка. Стойка регистрации работает круглосуточно, предоставляются услуги хранения багажа;
Le General Hotel 4* – отель расположен в районе Бастилия. На территории отеля есть фитнес-центр. Остановиться можно в номерах различной вместимости, включая номера семейного типа. В каждом номере есть кофеварка или чайник. В зависимости от типа номера завтрак может быть включен в стоимость или оплачиваться дополнительно. Вай-фай работает бесплатно на всей территории отеля. Стойка регистрации обслуживает гостей круглосуточно, имеется камера хранения багажа;
Residhome Paris Rosa Parks 3* – данный апарт-отель предлагает гостям остановиться в номерах-студио или апартаментах с 1 спальней. Номера оснащены мини-кухней и обеденным уголком. Внутри гости могут найти холодильник, микроволновую печь, кухонные принадлежности. Завтрак по желанию оплачивается дополнительно. Вай-фай предоставляется бесплатно. Частная парковка на месте работает по предварительному заказу и за дополнительную плату. Заезд осуществляется с 15 часов, выезд – до 12 часов;
Hotel Verlaine 2* – отель находится в районе Площади Италии. Остановиться можно в двухместных номерах с одной или двумя кроватями. Завтраки оплачиваются дополнительно. Вай-фай работает бесплатно на всей территории отеля. Парковка отсутствует. На стойке регистрации оказываются услуги по хранению багажа;
Terminus Orleans 2* – отель расположен в районе Монпарнасс. На территории отеля находится ресторан. Гости могут остановиться в одно и двухместных номерах. Завтраки оплачиваются дополнительно. Вай-фай работает бесплатно на всей территории отеля. Общественная платная парковка находится поблизости. Стойка регистрации работает круглосуточно, предоставляются услуги хранения багажа.
Alain Homs/Сад в Живерни
Райский уголок светлого человека
Невольно проникаешься чувством зависти к Моне, который был счастлив среди такой красоты, и мог передавать свои ощущения через картины. Когда-то Эжен Буден рекомендовал молодому тогда еще Клоду «проявлять крайнее упорство в сохранении первого впечатления, так как оно — самое правильное». Его наставления не прошли даром.
Умер Клод Моне в своей Усадьбе, в 1926 году, в декабре-месяце. Его похоронили в старинной местной церкви, которая тоже является историческим объектом этого поселения. Умер светлый человек и солнечный художник, в копилке которого так много ярких оптимистичных полотен и почти ни одной печальной. Осталась о нем память людская и райский уголок на земле под названием – Живерни.
Найти себя…
В Живерни художник приехал, уже будучи известным в своей области. Жизнь его «помотала» по различным городам и странам. Родился в Париже, в пять лет его семья переехала в Гавр, где он познакомился с Эженом Буденом. Этот мягкий мудрый человек, пейзажист, научил Моне использовать в полной мере свою творческую жилку. И как бы ни противился ему упрямый отрок, Буден сумел «раскрыть» ему глаза на настоящую живопись: пейзажи, натюрморты. Он рекомендовал молодому человеку отправиться в Париж, чтобы поступить в достойную мастерскую. Так Моне и сделал.
В Париже он ходил по художественным салонам, побывал в Лувре. А учиться стал в студии живописи Шарля Глейра, где познакомился с молодыми талантами, вроде Сислея и Ренуара. После завершения франко-прусской войны 1870 года Моне уехал в Лондон, затем – в Амстердам. В 1872 году он возвратился во Францию и написал свою знаменитую картину «Впечатление. Восход солнца», которая задала тон новому направлению в живописи – импрессионизму.
Водяной сад и «Кувшинки»
Именно здесь находился прелестный пруд с кувшинками, красоту которых он затем перенес на холст. Пруд он выкупил у местной префектуры, и добился права переделать его по своему усмотрению, объясняя это необходимостью «ради праздника для глаз и мотивов для живописи». Пруд он модернизировал и пустил в него воду из реки Эпт, протекающей недалеко. Вокруг пруда он посадил цветы, кустарники, деревья. Любитель японского искусства, он заказал семена кувшинок в Японии, которые затем росли в его пруду. Кроме того, Моне часто консультировался у японского садовника, который на некоторое время остановился в Живерни и с удовольствием давал советы художнику по благоустройству сада в японском стиле.
В водяном саду Моне произрастали китайские гинкго, бамбук, тополя, японская вишня, ивы, пионы, анемоны. А в пруду плавали желтые, белые, розовые кувшинки: совсем как на его картинах, посвященных этой теме. Все разнообразие цветов и растений сада приводили в восторг не только художника, но и округу. На огромной территории гармонично сочетались вьюны, цветы, деревья, множество тропинок и элегантных пергол.
В 1899 году Моне приступил к главной своей работе под названием «Кувшинки». К этой теме он возвращался много раз, почти до самой смерти (умер художник в 1926 году). И в результате мир увидел цикл картин, состоящий из 250 полотен, над которыми мастер работал более 25 лет.
Сегодня «кувшинки» Моне разбросаны по всему миру: часть хранится в музее Оранжери, часть стала достоянием частных коллекций. В 1999 году в парижской галерее на площади Согласия состоялось главное событие – всемирный «съезд Кувшинок», на котором были выставлены 60 картин этой серии.
Кстати, в старости Клод Моне страдал катарактой, но не утратил полностью зрения, а стал видеть все в лиловом цвете. Но он все равно не бросил рисовать водяные линии. Он говорил: «Понадобилось какое-то время, чтобы я смог понять, что собой представляют мои кувшинки. Я их высаживал и растил просто ради удовольствия, без всякой мысли, что буду писать с них картины…»
Моне в Живерни
Дом Моне, вид из сада
Пруд с лилиями
Японский мостик у пруда
Клод Моне жил в Живерни с 1883 года до своей смерти в 1926 году
Он обратил внимание на Живерни, проезжая мимо деревни на поезде, а вскоре решил туда переехать и снял дом с участком земли, который выкупил полностью в 1890 году. Возле своего дома с его знаменитым розовым кирпичным фасадом он разбил прекрасный сад с арками из вьющихся растений, цветниками из глициний и азалий, прудом с водяными лилиями и мостиками в японском стиле
В саду Моне нарисовал многие свои картины из серии «Кувшинки».
Позднее Моне купил участок болотистой земли рядом со своим домом, где протекал небольшой ручей. Здесь художник создал пруд: в водоеме были высажены нимфеи разных сортов, по берегам – плакучие ивы, бамбук, ирисы, рододендроны и розы. Навещавшие Моне друзья-импрессионисты – Матисс, Сезанн, Ренуар, Писсарро – знали о его увлечении садом и часто привозили ему редкие растения. Клод Моне постоянно черпал вдохновение в своем саду. Художник писал: «…ко мне пришло откровение моего сказочного, чудесного пруда. Я взял палитру, и с того самого времени у меня уже почти не было никогда другой модели». Моне сначала создавал картины в натуре, а после переносил их на свои полотна. Так рождались его шедевры в стиле импрессионизма. Здесь живописцем было создано более сотни полотен. Художник и многие члены его семьи похоронены на местном кладбище.
В 1966 году сын художника Мишель Моне завещал усадьбу и сад вокруг неё государству. В здании был открыт музей Клода Моне. В Живерни специально приезжают ландшафтные дизайнеры со всего мира.
Обустройство в новой усадьбе
К тому времени он уже был женат и имел двух сыновей. Но в 1879-ом умерла его супруга Камилла. Душа художника требовала уединения, и «подвернувшийся» вскоре Живерни наиболее полно отвечал его внутренним запросам. Он присмотрел себе домик и поселился в нем со своим семейством. При этом с таким энтузиазмом взялся за разведение цветов и обустройство сада, что соседи только диву давались: не могли поверить, что он живописец, а не садовник.
В 1890 году Моне выкупил усадьбу, и теперь он на правах полноправного хозяина мог наладить свою комфортабельную жизнь местного буржуа, посвятив свободное время искусству. Сегодня Усадьба Клода Моне является главной достопримечательностью Живерни, а следующей по значимости идет ее великолепный сад. На месте старых фруктовых деревьев Моне посадил сакуры, а хвойные деревья спилил и посадил вместо них чудесные розы.
Цветы, кругом одни цветы – это то, что хотелось видеть художнику постоянно, что вдохновляло и завораживало. Его сад, занимающий пространство в два акра – это действительно произведение садовнического и ландшафтного искусства. Он обустроил цветники, клумбы, пруды, лужайки, арки с вьющимися растениями. Сад Моне стал для него настоящей творческой мастерской.
Название
В 1025 году деревня упомянута под латинизированным названием Giverniacum. Оно происходит от галло-романского *GABRINIACU, образованного с помощью суффикса *-ACU, восходящего к кельтскому *-āko.
По предположению Франсуа де Борпэра, название происходит от незафиксированного источниками личного имени *Gabrinius, от которого произошло также название коммуны Живрен (фр. Givraines) в департаменте Луаре. Наличие начального звука вместо норманно-пикардского объясняется расположением поселения к югу от линии Жоре.
Французский лингвист , однако, упоминает галльское или галло-романское имя Gabrinus, образованное от галльского gabros, gabra — «коза» (ср. др.-ирл. gabor «козёл», валл. gafr «коза», др.-брет. gabr «коза»). Корень gabro- встречается в названиях Жеври, Живри, Жьевр, Габриак и др. Эквивалентный корень, основанный на латинском названии козы, caper, дал имя деревням Шеверни, Шевреньи и т. д.