Илья кабаков: отец-основатель московского концептуализма

Происхождение московского концептуализма

Илья Кабаков — центральная фигура «московского концептуализма» — направления, возникшего параллельно аналогичным западным течениям, но имевшего свою собственную подоплеку.

***Искусство «реди-мейд» — втаскивания в выставочные залы и музеи предметов «низкой действительности» — началось в начале века, с Дюшана, и теперь это обычное, будничное дело. Так что открытия тут не сделано никакого.
Но есть один оттенок, что называется, «нюанс», и отдавать этот «нюанс» мы никому не намерены («Чужой земли мы не хотим ни пяди, но и своей вершка не отдадим»). «Нюанс» состоит в следующем.

Все натуральные вещи, выставленные в музеях, хотя бы и через абсурд, выводят, высказывают какие-то особые, часто существенные стороны «бытия», а вещи «поп-арта» демонстрируют рекламы чего-то, что соответствует этим рекламам внутри магазина, обещают что-то реальное, на самом деле существующее. Нашим рекламам, призывам, объяснениям, указаниям, расписаниям — все это знают — никогда, нигде и ничто не соответствует в реальности. Это есть предмет чистого, завершенного на себя «ТЕКСТА» в точном смысле этого слова

Этот ТЕКСТ, о котором заведомо известно, что он никому не обращен, ничего не означает, ничему не соответствует, тем не менее очень много значит «сам по себе», и вот интерес, внимание, «работа» с этим текстом составляют особенность нашего обращения с этой изопродукцией
Это тем более важно, что этот текст пронизывает всю нашу жизнь, все здесь или говорят, или пишут, все пронизано текстами — инструкциями, приказами, призывами, объяснениями, так что мы можем нашу культуру назвать по преимуществу воспитательной, дидактической

Но было бы неосторожно считать, что эти тексты направлены на какой-то человеческий субъект, обращены к «советскому человеку»
Феномен наш еще более уникален, чем это представляется с первого взгляда. Наши тексты обращены только к текстам, и любой текст есть ответ на текст предыдущий.
В этом смысле у нас настоящая витгенштейновская герменевтика — и все мы живем внутри «единого Текста»

Но было бы неосторожно считать, что эти тексты направлены на какой-то человеческий субъект, обращены к «советскому человеку». Феномен наш еще более уникален, чем это представляется с первого взгляда

Наши тексты обращены только к текстам, и любой текст есть ответ на текст предыдущий.
В этом смысле у нас настоящая витгенштейновская герменевтика — и все мы живем внутри «единого Текста».

«Душ»

Чем же так привлекли внимание почитателей искусства картины Кабакова Ильи? Чтобы это понять, нужно рассмотреть несколько произведений мастера, относящихся к разным периодам его жизни. В 1964 году из-под руки художника вышла серия картин под названием «Душ»

Годом позже эти рисунки попали на выставку в Италию, из-за чего у Ильи Иосифовича возник серьёзный конфликт с советской властью. На картинках автор изобразил мужчину, который, стоя под душем, остаётся сухим. Вода, выливаясь из лейки, образует вокруг человека водопад, крылья, купол и другие замысловатые фигуры, но так и не касается его тела. Западные критики отождествляли картины Кабакова Ильи с дефицитом материальных ресурсов в СССР, но сам художник утверждал, что он просто нарисовал человека, которые всю жизнь находится в ожидании чего-то.

Все Кабаковы

  • Кабаков Авраам
  • Кабаков Адам
  • Кабаков Адриан
  • Кабаков Александр
  • Кабаков Алексей
  • Кабаков Анатолий
  • Кабаков Андрей
  • Кабаков Антон
  • Кабаков Аристарх
  • Кабаков Аркадий
  • Кабаков Арсений
  • Кабаков Артем
  • Кабаков Артемий
  • Кабаков Архип
  • Кабаков Афанасий
  • Кабаков Богдан
  • Кабаков Борис
  • Кабаков Вадим
  • Кабаков Валентин
  • Кабаков Валерий
  • Кабаков Василий
  • Кабаков Вениамин
  • Кабаков Викентий
  • Кабаков Виктор
  • Кабаков Вилли
  • Кабаков Виссарион
  • Кабаков Виталий
  • Кабаков Владимир
  • Кабаков Владислав
  • Кабаков Всеволод
  • Кабаков Вячеслав
  • Кабаков Гавриил
  • Кабаков Галактион
  • Кабаков Геннадий
  • Кабаков Георгий
  • Кабаков Герасим
  • Кабаков Герман
  • Кабаков Глеб
  • Кабаков Гордей
  • Кабаков Григорий
  • Кабаков Давид
  • Кабаков Даниил
  • Кабаков Денис
  • Кабаков Дмитрий
  • Кабаков Евгений
  • Кабаков Евдоким
  • Кабаков Емельян
  • Кабаков Ефим
  • Кабаков Захар
  • Кабаков Зиновий
  • Кабаков Иван
  • Кабаков Игнатий
  • Кабаков Игорь
  • Кабаков Иларион
  • Кабаков Илья
  • Кабаков Иннокентий
  • Кабаков Иосиф
  • Кабаков Ираклий
  • Кабаков Исаакий
  • Кабаков Казимир
  • Кабаков Карп
  • Кабаков Кирилл
  • Кабаков Клемент
  • Кабаков Клим
  • Кабаков Кондрат
  • Кабаков Константин
  • Кабаков Корнилий
  • Кабаков Кузьма
  • Кабаков Лазарь
  • Кабаков Лев
  • Кабаков Леонид
  • Кабаков Леонтий
  • Кабаков Лукьян
  • Кабаков Макар
  • Кабаков Максим
  • Кабаков Максимилиан
  • Кабаков Марк
  • Кабаков Мартин
  • Кабаков Матвей
  • Кабаков Мечислав
  • Кабаков Мирон
  • Кабаков Митрофан
  • Кабаков Михаил
  • Кабаков Модест
  • Кабаков Моисей
  • Кабаков Назар
  • Кабаков Наум
  • Кабаков Никанор
  • Кабаков Никита
  • Кабаков Николай
  • Кабаков Нисон
  • Кабаков Олег
  • Кабаков Орест
  • Кабаков Осип
  • Кабаков Павел
  • Кабаков Памфил
  • Кабаков Парамон
  • Кабаков Петр
  • Кабаков Платон
  • Кабаков Порфирий
  • Кабаков Прокофий
  • Кабаков Прохор
  • Кабаков Рафаил
  • Кабаков Роман
  • Кабаков Ростислав
  • Кабаков Савелий
  • Кабаков Самсон
  • Кабаков Самуил
  • Кабаков Святослав
  • Кабаков Севастьян
  • Кабаков Сергей
  • Кабаков Степан
  • Кабаков Тарас
  • Кабаков Терентий
  • Кабаков Тимофей
  • Кабаков Тихон
  • Кабаков Трофим
  • Кабаков Фаддей
  • Кабаков Федор
  • Кабаков Федот
  • Кабаков Феликс
  • Кабаков Фома
  • Кабаков Юлиан
  • Кабаков Юрий
  • Кабаков Ярослав
  • Кабакова Агния
  • Кабакова Аза
  • Кабакова Акулина
  • Кабакова Алевтина
  • Кабакова Александра
  • Кабакова Алла
  • Кабакова Анастасия
  • Кабакова Ангелина
  • Кабакова Анна
  • Кабакова Антонина
  • Кабакова Анфиса
  • Кабакова Ариадна
  • Кабакова Валентина
  • Кабакова Валерия
  • Кабакова Варвара
  • Кабакова Василиса
  • Кабакова Вера
  • Кабакова Вероника
  • Кабакова Виктория
  • Кабакова Виталина
  • Кабакова Владислава
  • Кабакова Галина
  • Кабакова Гелена
  • Кабакова Гелла
  • Кабакова Генриетта
  • Кабакова Гертруда
  • Кабакова Глафира
  • Кабакова Глория
  • Кабакова Грета
  • Кабакова Данута
  • Кабакова Дарья
  • Кабакова Джульетта
  • Кабакова Диана
  • Кабакова Дина
  • Кабакова Доля
  • Кабакова Доминика
  • Кабакова Ева
  • Кабакова Евгения
  • Кабакова Евдокия
  • Кабакова Екатерина
  • Кабакова Елена
  • Кабакова Елизавета
  • Кабакова Зинаида
  • Кабакова Зоя
  • Кабакова Инна
  • Кабакова Ираида
  • Кабакова Ирина
  • Кабакова Ия
  • Кабакова Калерия
  • Кабакова Капитолина
  • Кабакова Кира
  • Кабакова Клавдия
  • Кабакова Кристина
  • Кабакова Ксения
  • Кабакова Лариса
  • Кабакова Лидия
  • Кабакова Любовь
  • Кабакова Людмила
  • Кабакова Маргарита
  • Кабакова Марианна
  • Кабакова Марина
  • Кабакова Мария
  • Кабакова Марфа
  • Кабакова Мирра
  • Кабакова Муза
  • Кабакова Надежда
  • Кабакова Наталья
  • Кабакова Неонила
  • Кабакова Ника
  • Кабакова Нина
  • Кабакова Нонна
  • Кабакова Оксана
  • Кабакова Ольга
  • Кабакова Пелагея
  • Кабакова Полина
  • Кабакова Прасковья
  • Кабакова Раиса
  • Кабакова Римма
  • Кабакова Светлана
  • Кабакова Серафима
  • Кабакова Софья
  • Кабакова Сусанна
  • Кабакова Таисия
  • Кабакова Тамара
  • Кабакова Татьяна
  • Кабакова Фаина
  • Кабакова Фекла
  • Кабакова Харита
  • Кабакова Юлия

Читать дальше…

Человечки

Я всё смотрел на пароходик. Влезал на стул, чтоб лучше видеть. И всё больше и больше он мне казался настоящим. И непременно должна дверца в будочке отворяться. И наверно, в нём живут человечки. Маленькие, как раз по росту пароходика. Выходило, что они должны быть чуть ниже спички. Я стал ждать, не поглядит ли кто из них в окошечко. Наверно, подглядывают. А когда дома никого нет, выходят на палубу. Лазят, наверно, по лестничкам на мачты.

А чуть шум — как мыши: юрк в каюту. Вниз — и притаятся. Я долго глядел, когда был в комнате один. Никто не выглянул. Я спрятался за дверь и глядел в щёлку. А они хитрые, человечки проклятые, знают, что я подглядываю. Ага! Они ночью работают, когда никто их спугнуть не может. Хитрые. <…>

И вот — я решил непременно взять пароходик и посмотреть и поймать человечков. Хоть одного.

Б. С. Житков «Как я ловил человечков»


Илья Кабаков. Три ночи, 1989

Рисунок для выставки в Париже, 1989, б / г. Акварель на фотографии рисунка, 21,6 × 27,9 см

Они спустились вниз по лестнице, как будто в погреб, и долго-долго шли по разным переходам и коридорам, которых прежде Алёша никогда не видывал. <…>

Между тем как он с любопытством всё рассматривал, отворилась боковая дверь, прежде им не замеченная, и вошло множество маленьких людей, ростом не более как с пол-аршина, в нарядных разноцветных платьях.

Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»


Илья Кабаков. Белые человечки, 1983
Схематичное изображение выставки в Мальмё (Швеция), 1991. Фломастер на фотографии эскиза, 21 × 29,7 см

Илья Кабаков. Человечек, 1988
Проект инсталляции, 1996, акварель, цветные карандаши, фломастер и корректор, 21,2 × 30,4 см

Фамилия Кабаков в архивных записях

  • бесплатно
  • бесплатно
  • бесплатно
  • бесплатно
  • бесплатно
  • бесплатно
  • бесплатно

Перейти к архивам

Помощь исследователю, начинающему самостоятельное составление генеалогического дерева. Мы поможем понять, с чего стоит начинать, и определить дальнейший алгоритм действий, опираясь на специальные знания профессиональных историков.

Подробнее…

Мы поможем узнать больше информации по старинным фотографиям 19-20 веков. Для анализа используется военная униформа, униформа гражданских ведомств (например, униформа железнодорожников), мода в гражданской одежде, а также предметы.

Подробнее…

Каждый человек рано или поздно задумывается о происхождении своей фамилии. Фамильный диплом приоткрывает тайны многих предшествующих поколений, определяет первопричину ее возникновения.

Подробнее…

Не найдено ни одного объявления

Добавить объявление о поиске

Чаще называют

Женские имена

  • Надежда (8%)
  • Наталья (7%)
  • Анна (5%)
  • Анастасия (5%)
  • Людмила (4%)
  • Лидия (3%)

Художник-экстрасенс

— Уже много лет Кабаков живет в США. Как Америка повлияла на него?

— Никак. Илья не живет в Америке — он живет в своем мире. Вы не можете с Ильей обсудить цены на колбасу или текущие счета. У него нет ни бумажника, ни денег…

Америка его изначально не интересует — для него это чужая страна. Он вырос на русской культуре, вскормлен ею. Конечно, он любил западное искусство, но внутренняя культура у Ильи русская. Это остается и никуда не денется. Он приехал в США в 56 лет. В этом возрасте человек не меняется. Он далек от реальности, всегда бежит от нее. Но он реагирует на атмосферу.

— Как он эту атмосферу улавливает?

— Не знаю, это уже мистика. Мы приехали в Голландию, нам заказали скульптуру для одного города — фонтан. Мы приехали и не знаем, что нам сделать. Неожиданно Илья останавливается и говорит: «Я понял». И начинает рисовать. То, что он рисует, оказывается похожим на специфические каменные объекты, которые именно в этом городе часто встречаются. Но он их не видел и не знал об этом!

— Получается, художник в каком-то смысле медиум, экстрасенс?

— Да. Он, наверное, из воздуха это получил.

Кабаков_4

Художники Эмилия и Илья Кабаковы на открытии своего арт-объекта «Корабль толерантности» в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького. 2013 год

Фото: РИА Новости/Евгений Биятов

— Реагирует ли он на события, которые происходят в политической, общественной жизни?

— Конечно, он ведь живой человек. Он смотрит новости, если ему разрешишь. Дело в том, что он болен, ему нельзя нервничать. А когда он смотрит телевизор, то начинает нервничать, и его состояние ухудшается. Я теперь жду, когда он пойдет спать, и после этого могу спокойно смотреть ТВ. В свое время я сделала большую глупость — подарила ему русское телевидение, после чего он перестал смотреть местное и прекратил говорить по-английски вообще — забыл даже то, что уже выучил.

— Новости как-то влияют на искусство Кабакова?

— Нет. Есть художники, которые вдохновляются реальностью, есть художники-визионеры, а есть те, кто работает от фантазии. Илья относится к художникам от фантазии. Я — к визионерам: вижу что-то впереди и воплощаю это. Поэтому у нас такой хороший тандем: мы дополняем друг друга.

— Когда вы создаете тотальные инсталляции, что рождается раньше — идея или визуальный образ?

— Это всегда соединено. Появляется какая-то идея, и ты ее видишь перед собой как образ. Дальше мы начинаем это обсуждать, прорабатывать детали. Но в воображении произведение уже готово, осталось только воплотить его в жизнь (смеется).

— Вы с Кабаковым работаете совместно или каждый отвечает за какую-то составляющую работы?

— Работа всегда идет совместно. Единственное, за что я не отвечаю, — это картины. Я не рисую. А вообще мы не признаемся, что мы делаем отдельно.

Справка «Известий»

Эмилия Кабакова родилась в Днепропетровске, СССР. Окончила музыкальное училище в Иркутске по классу фортепиано, затем — факультет испанского языка и литературы Московского государственного университета. В 1973 году эмигрировала, с 1975-го живет в США. Работала куратором художественных выставок в Нью-Йорке. С 1988 года — постоянный соавтор своего супруга Ильи Кабакова, ведущего художника-концептуалиста. Работы Ильи и Эмилии Кабаковых находятся в собраниях Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского музея и др.

Тотальная инсталляция

В мировых энциклопедиях и историях искусства Илья Кабаков аттестуется как создатель жанра «тотальной инсталляции». Это особым образом организованные пространства (иногда компактные, иногда занимающие целые музеи), отчасти напоминающие «коробку» театральных декораций, погружающие зрителя в ту или иную атмосферу. Художник начал делать инсталляции после отъезда из СССР в 1989 году и с тех пор осуществил десятки таких проектов в крупнейших музеях мира. 

***…Речь, повторяю, идет не только о таких страшных местах, как тюрьма, милиция или вокзал. Буквально все пространства обитания: школа, дом, магазин, почта, больница, столовая, мастерские по починке — имеют тот же репрессивный, подавляющий характер. Поневоле вспоминаются средневековые представления о «гении», духе места, который овладевает всяким, кто туда попадает. Каким способом этот дух пространства овладевает тобой? Во-первых, помещение всегда деконструктивно, до нелепости асимметрично или, наоборот, симметрично до безумия. Во-вторых, оно выглядит тусклым, гнетущим, полутемным, но не потому, что окна маленькие или горят слабые лампы. Суть в том, что свет и днем и вечером располагается так мучительно, так нелепо, что создает особый, только этому месту присущий дискомфорт. Третья важная черта воздействия «нашего помещения» — убогое, нелепое качество его изготовления, от проекта до реализации: все кривое, неотделанное, полно пятен, щелей, во всех самых прочных материалах присутствует что-то временное, странное, сделанное кое-как, лишь бы «сошло». 

***Дух общинности, сконцентрированной в небольшой группе (группа семей, профессиональная мастерская, клан друзей), в состоянии сделать «позитивным» окружающее пространство: дом, небольшой клуб или мастерскую. Но та же общность, раздутая до размеров государства, хотя, возможно, и задуманная по тому же принципу большой семьи с отцом (монархом, первым секретарем) во главе, приводит к обратному и, как правило, катастрофическому результату: ничейности, ненужности, превращению всего в места «общего пользования», к уничтожению, омертвлению всего, даже семейного дома, в растворении всего в едином душном государственном «ничейном» пространстве… 

***Если обратиться в этом смысле к разнице художественных принципов у нас и на Западе, ее можно сформулировать так: если на Западе выставляется «объект» как главное действующее лицо, а пространства вообще не существует, то «мы», возможно, должны, наоборот, выставлять «пространство», а уже потом помещать в него предметы. Это и теоретически, и практически приводит к необходимости создания особого вида инсталляции — инсталляции «тотальной».

Государственный ЭрмитажИлья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всехС 21 апреля по 29 июля

Благодарим сайт «Московский концептуализм» 
www.conceptualism-moscow.org, где опубликованы тексты Ильи Кабакова разных лет, откуда мы взяли короткие отрывки.

Направление деятельности мастера

Московский концептуализм

Понятие «московский концептуализм» появилось в 1979 году. Представители этого направления объявили произведения искусства средством, с помощью которого изучалась суть искусства. С этой целью концептуалисты создавали инсталляции (подробнее о них ниже), проводили акции и исследовали реакцию на них людей, а также мотивировали общество к обсуждению проблем искусства.

Помимо инсталляций Кабаков воздействовал на зрителей с помощью ввода в картины текста. Так появились работы «Ответы экспериментальной группы», «Где они?» и другие. К концептуальным произведениям относятся и альбомы художника — изображения с текстом, объединенные одной тематикой.

Еще одной отличительной чертой творчества Кабакова является работа от лица вымышленный персонажей: халтурщиков-соцреалистов, придуманных художников и пр.

Тотальные инсталляции

Переехав в конце 1980-х годов за границу, Кабаков получил возможность воплотить свои грандиозные проекты в жизнь. За два десятка лет художнику удалось создать более пятисот инсталляций, которые он называл тотальными.

Инсталляции представляют собой сконструированные художником миры, которые зритель может увидеть и почувствовать изнутри. Например, известная инсталляция «Человек, улетевший в космос из своей комнаты» — это комната с пробитым потолком, в центре которой создано устройство для того, чтобы вырваться наружу, а на стенах висят картинки, помогающие понять состояние живущего в нем человека. Эта инсталляция символизировала желание советского человека вырваться из пут давящей на него коммуналки и страны, давящей своими требованиями и идеалами.

И.И. Кабаков. Инсталляция «Человек, улетевший в космос из своей комнаты». 1985 г.

В 2006 году данная инсталляция демонстрировалась в музее Гуггенхайм (Нью-Йорк) вместе с работами таких известных российских художников, как Малевич, Репин, Брюллов, что способствовало не только росту популярности Кабакова, но и закреплению за ним статуса важного представителя художественного общества.

Другие известные инсталляции автора: «Туалет», «Случай в коридоре возле кухни», «Объекты из его жизни», «Десять персонажей», «Как встретить ангела» и прочие.

Илья и Эмилия Кабаковы. Инсталляция «Туалет». 1992 г.

Инсталляции и картины концептуалиста Ильи Кабакова

Илья Иосифович родился в 1933 году в Днепропетровске. В военное время он вместе с матерью эвакуировался в Ленинград, куда перевезли и Художественную школу при Ленинградском институте живописи им. Репина. В десятилетнем возрасте мальчика приняли в эту школу, а через два года перевели в Московскую среднюю художественную школу. Позже юноша окончил художественный институт имени Сурикова в Москве.

Илья Кабаков (род. в 1933 г.).

По своему характеру и мировоззрению Кабаков резко отличался от художников-классиков. Еще в 1960-х годах он активно выставлял свои работы на диссидентских выставках в своей стране и за рубежом, а позже работал в мастерской Юло Соостера, славящейся своим непризнанным обществом искусством.

В 1970-х годах начал работу над несколькими сериями картин, посвященными жизни в коммунальных квартирах и ЖЭКу. А в 1980-х он увлекся зарождающимися в те годы инсталляциями и стал лидером советского концептуализма. Инсталляции открыли Кабакову новые перспективы. Он получил вначале грант от Австрии и построил там инсталляцию «Перед ужином», затем стипендию от Франции и Германии. С 1988 года художник постоянно работает за рубежом.

В 1990-х годах Кабаков получил всемирное признание. Его работы экспонировались на множестве выставок в Европе и США. В России последние выставки проходили в 2004 году в Санкт-Петербурге, в 2012 и 2017 году в Москве. В 21-м веке художник получил премию Оскара Кокошки от Австрии, Императорскую премию от Японии, титул кавалера Ордена искусств и литературы от Франции, орден Дружбы от России и другие награды.

В настоящее время Илья Кабаков считается самым известным русским художником на Западе. Его работы находятся в крупнейших музеях России и США, регулярно представляются на выставках, а в ходе торгов уже неоднократно уходили за сумму, превышающую миллион долларов (об этом далее). В последние годы он часто работает в соавторстве с супругой Эмилией.

Творчество

С 1957 года, после окончания института, Кабаков 30 лет жизни посвятил иллюстрированию детских книг издательства «Детская литература» и журналов «Малыш», «Мурзилка», «Веселые картинки». Сам мастер считал это занятие скучным, смотрел на профессию иллюстратора как на способ заработать деньги.

Иллюстрация Ильи Кабакова к сборнику детских стихов

Кабакову удалось создать неповторимый и запоминающийся образ советской детской книги. В это время происходило формирование его художественного вкуса и стиля, например, прием «рисование по краям».

В 1960–х годах Илья Кабаков ушел из «книжного дела» и начал участвовать в выставках в СССР и за границей как самостоятельный художник: «Альтернативная действительность II» в Италии в 1965 году, экспозиция в кафе «Синяя птица» в 1968 году, выставки неофициального советского искусства в Кельне, Лондоне, Венеции. В это же время появляется на свет первая инсталляция — «Мальчик». В 1695-1966 годах художник создает ряд картин-предметов в стиле «заборной живописи»: «Автомат и цыплята», «Труба, палка, мяч и муха».

Картина Ильи Кабакова «Автомат и цыплята»

1970-е годы художник посвятил созданию альбомов серии «Десять персонажей» и «На серой и белой бумаге» в духе московской концептуальной школы – направления, где важна идея, переданная с помощью схем, графиков, чертежей, фотографий и фраз. Наброски прошлых лет сложились в рассказ в картинках (варианты рисунков «Душ», ставшие серией из 6 альбомов).

Новаторством Кабакова было сопровождение рисунков авторскими текстами. «Десять персонажей» — это истории из жизни «маленького человека», у каждого героя есть говорящее имя и характер, он попадает в нелепые, иногда абсурдные ситуации. В творчестве Ильи Иосифовича этого времени отчетливо чувствуется влияние Хармса. У художника возникла идея введения текста в композицию картины. Это отражено в произведениях 1970-х годов.

Художник Илья Кабаков

Илья Кабаков – родоначальник жанра тотальной инсталляции, произведения, окружающего зрителя со всех сторон, объединяющего в себе различные виды искусства. Этому творчеству посвящены 1980-е годы. Первую работу художник создал в своей маленькой мастерской на Сретенке. Для демонстрации произведение приходилось каждый раз собирать заново.

Основная тема инсталляций – нелепый и унизительный быт советских коммуналок, а материал – все, что попадется под руку, даже мусор. В 1986 году Кабаков создал одну из своих самых знаменитых работ — «Человек, который улетел в космос из своей комнаты».

Инсталляция Ильи Кабакова «Человек, который улетел в космос из своей комнаты»

В конце 1980-х годов художник получил зарубежный грант и создал инсталляцию «Перед ужином» в фойе австрийского Оперного театра. В 1988-м в галерее Рональда Фельдмана в Нью-Йорке организовали показ инсталляции из проекта «Десять персонажей», удостоенной стипендии министерства культуры Франции.

В 1989 году мастер получил стипендию немецкого фонда DAAD и уехал в Берлин. С этого времени на родине Кабаков больше не работал. В этом же году Илья Иосифович встретил на Западе дальнюю родственницу и будущую жену Эмилию Леках. Они начали работать в соавторстве.

Илья Кабаков и его жена Эмилия Леках

После эмиграции в 1990-х годах в Европе и Америке прошли десятки выставок художника, это были годы признания его таланта. Кабаковы получили ресурсы и доступ к большим пространствам, необходимым для творчества. В это время создана знаменитая инсталляция – «Туалет» (The toilet), отражающая взгляд в убогое прошлое из благополучного настоящего.

В 2000-х годах популярность Ильи и Эмилии Кабаковых выросла. Их работы начали часто выставлять в России: «Десять персонажей» в Третьяковской галерее в начале 2004 года – программная выставка Ильи Иосифовича, «Случай в музее и другие инсталляции» в Эрмитаже летом 2004 года, 9 работ 1994-2004 годов показали в московской галерее «Стелла-Арт» в декабре того же года.

Инсталляция Ильи Кабакова «Туалет» («The Toilet»)

В 2006-м «Человека, который улетел в космос» наряду с работами великих русских художников Малевича, Брюллова, Репина включили в программу экспозиции «Russia!» в музее Гуггенхайма.

В 2008-м в Москве к 75-летию Ильи Иосифовича зрителям представили проект «Илья и Эмилия Кабаковы. Московская ретроспектива. Альтернативная история искусств и другие проекты». В ГМИИ имени А. С. Пушкина показали инсталляцию «Ворота», в ЦСИ «Винзавод» воссоздали «Жизнь мух», «Туалет» и «Игру в теннис», а основная экспозиция разместилась в центре современной культуры «Гараж».

В творческом наследии художника присутствуют и литературные произведения: «60-70-е… Записки о неофициальной жизни в Москве» и «Диалоги о мусоре», написанные совместно с Борисом Гройсом.

Почему для художника важен страх и что отличает хорошее искусство

ЭК: Безусловно, на каком-то уровне художник не отличается от остальных людей. Он точно так же любит, страдает, ненавидит, боится. Кто-то боится смерти, кто-то боится жизни. Основной двигатель — это страх. Мы всего боимся, но учимся преодолевать это. Страх является огромным двигателем для Ильи. Все мы сталкиваемся со страхом с самого детства: ребенок боится сделать шаг, но преодолевает этот страх. Я практически не имею чувства страха. Я не знаю почему. Но очень мало есть людей, которые не боятся.

Илья и я не живем в реальности. Мы живем в мире искусства, в мире утопии. В нашем доме никто никогда не говорит о реальности: в основном обсуждаются вопросы политики или искусства. Люди, которые к нам приходят, по большей части тоже связаны с искусством. И даже когда мы вызывали полицейских из-за пожара, они начинали говорить об искусстве.

«В будущее возьмут не всех»

Так называлось эссе Ильи Кабакова, опубликованное в 1983 году в журнале неофициального русского искусства «А — Я», выходившем в Париже. В этой статье Кабаков с позиции маленького человека, неудачника признается, что боится «больших начальников», героев русcкого авангарда, в частности Казимира Малевича, диктующих, в какое будущее нам идти. Эссе стало своего рода манифестом художника и позже неоднократно цитировалось и в его собственном творчестве, и у других художников и кураторов — так, выставка куратора Ольги Свибловой в павильоне России на Венецианской биеннале называлась «Победа над будущим».

***Не знаешь даже, что сказать о Малевиче. Великий художник. Вселяет ужас. Большой начальник.
У нас в школе был директор, очень строгий, свирепый — к весне, к концу года он сказал:
— В пионерский лагерь школы на все лето поедут только те, которые это заслужили. Остальные останутся здесь.
У меня все оборвалось внутри…
От начальника зависит все. Он может — я не могу. Он знает — я не знаю. Он умеет — я не умею.
Начальников в школе у нас было много: директор Карренберг, завуч Сукиасян, поэт Пушкин, военрук Петров, художники Репин и Суриков, композиторы Бах, Моцарт, Чайковский… И если ты их не послушаешься, не сделаешь, как они говорят и рекомендуют, — «останешься здесь».

Групповые выставки (выборочно)

  • — «Russia. Timeless», Центр современного искусства DOX, Прага, Чешская республика
  •  — «Виртуальная реальность», Мельбурнская бьеннале, Австралия
  •  — «Лицо долой: портрет в сегодняшнем искусстве. Коллекционер», передвижная выставка в трех местах: Институт современного искусства, университет штата Пенсильвания, США; Художественный музей Джозайлин, Омаха, США; Картинная галерея Везерспун, Гринсборо, США
  •  — «Европа-Европа (Человек, который никогда ничего не выбрасывал — выставка)», Kunst- und Ausstellunghalle der Bundesrepublik Deutschland, Бонн, Германия; Топонимии Восемь идей пространства, Fundaciyn la Caixa, Мадрид, Испания
  •  — «Kunst im Verborgenen. Скрытое искусство: нонконформисты в России, 1957—1995», передвижная выставка в трех местах: Wilhelm-Hack Museum, Людвигсхафен, Германия; Lindenau Museum, Альтенбург, Германия; Documenta-Halle, Кассель, Германия
  •  — «Российско-еврейские художники в столетие перемен, 1890—1990», передвижная выставка в двух местах: Еврейский музей, Нью-Йорк, США; Художественный музей Элвейем, Университет штата Висконсин, Мэдисон, США
  •  — «Конец музея», La Fundaciy Antoni Tapies, Барселона, Испания; Africus: Бьеннале в Йоханнесбурге, ЮАР
  •  — «Параллельные виды: современные художники и искусство аутсайдеров», Художественный музей округа Лос Анджелес, США;
  •  — «Туалет», Documenta n.9 de Kassel, Германия
  •  — «Синее блюдо», Expo ’92, Севилья, Испания; Семь художников из России («На коммунальной кухне» — инсталляция), Groninger Museum, Гронинген, Голландия
  •  — «Widerstand — Denkbilder fur die Zukunft» («Альбом моей матери II Лабиринт» — выставка), Haus der Kunst, Мюнхен, Германия
  •  — «Выбор Сталина: советский социалистический реализм, 1932—1956», Институт искусства и городских ресурсов в P.S.l, Нью-Йорк, США
  •  — «От Малевича до Кабакова» («Перед ужином, Красный павильон» — инсталляции), Kunsthalle, Кельн, Германия
  •  — «Язык искусства», передвижная выставка в двух местах: Kunsthalle Wien, Вена, Австрия; Frankfurter Kunstverein, Германия; et tous ils changent le monde («Аварийный выход» — выставка), Biennale d’Art Contemporain, Лион, Франция;
  •  — Rendez Vous («Незаконченная выставка» — выставка), Музей современного искусства Луизиана, Химлебек, Дания.
  •  — «Wanderlieder» («Перед ужином» — выставка), Stedelijk Museum, Амстердам, Голландия.
  •  — «Дислокации» («Мост» — выставка), Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.
  •  — «Kunst, Europa: Sowjetunion» («Лети на крыльях» — выставка), Kunstverein, Ганновер, Германия.
  •  — «Слова без мыслей никогда не попадут на небеса», Центральный музей, Утрехт, Голландия.
  •  — «Советское искусство 1990-х гг.» («Красный фургон» — выставка с музыкальным сопровождением В. Тарасова), Kunsthalle, Дюссельдорф, Германия.
  •  — «Почему красный фургон не приехал в Израиль» — выставка, Музей Израиля, Иерусалим, Израиль.
  •  — «Риторический образ» («Медицинская ширма» — выставка), Новый музей, Нью-Йорк, США.
  •  — «В СССР и за его пределами» («Канат жизни» — и другие выставки), Stedelijk Museum, Амстердам, Голландия.
  •  — «Бумеранг, готовый к употреблению: некоторые взаимосвязи в искусстве XX века» 8-я сиднейская бьеннале, Австралия.
  •  — «Советское искусство» («Подземная золотая река» — выставка), Museu d’Arte Contemporanea, Прато, Италия.
  •  — Magiciens de La Terre («Человек, который улетел в космос» — высавка), Musee National d’Art Moderne, Центр Жоржа Помпиду, Париж, Франция.
  •  — «Перед ужином» выставка, Biennale di Venezia, Италия.
  •  — «Русское искусство», Музей Бохума, Германия.
  •  — «Двадцать пять лет советского неофициального искусства», 1956—1981, Музей советского неофициального искусства CASE, Джерси Сити, США.
  •  — «Новое искусство из Советского Союза: выставка нонконформистского искусства 1960-х и 1970-х годов», Колледж Св. Мэри, Вашингтон, США.
  •  — «Новое советское искусство, неофициальная перспектива», Венецианское биеннале, Италия.
  •  — «Неофициальная русская живопись», Институт современного искусства, Лондон, Англия.
  •  — «Сегодняшний русский авангард из Москвы», Галерея Гмужирска, Кельн, Германия.

Биография

Родился в Новосибирске в семье военнослужащего Абрама Яковлевича Кабакова (1915—1988), уроженца Молочанска, и Фриды Исааковны Кабаковой (урождённой Левиной). Отец, выпускник Московского института инженеров транспорта, с июня 1941 года служил инженером производственно-технического отдела 25-й железнодорожной бригады (в 1945 году во время советско-японской войны — 2-го Дальневосточного фронта), после войны участвовал в разработках первых советских баллистических ракет, подполковник, награждён четырьмя орденами Красной Звезды (1945, 1956, 1959, 1968), медалями. В 1948 году семья поселилась в Орше, затем провела несколько лет в Москве, где отец учился в Военной артиллерийской инженерной академии имени Ф. Э. Дзержинского, и наконец была направлена на полигон Капустин Яр.

Окончил механико-математический факультет Днепропетровского университета и на протяжении шести лет работал инженером в ракетном конструкторском бюро Янгеля на Южмаше.

С 1972 года начал работать журналистом в газете «Гудок», с которой связано 16 лет его творческой деятельности.

С 1988 года работал в еженедельной газете «Московские новости» — сначала обозревателем, затем заместителем главного редактора и ответственным секретарём. Повесть-антиутопия «Невозвращенец» принесла ему популярность.

15 сентября 1999 года перешёл в издательский дом «Коммерсант» на должность специального корреспондента и заведующего отделом.

В этот же период Александр Кабаков был обозревателем «Столичной вечерней газеты» и заместителем главного редактора журнала «Новый очевидец».

В последние годы жизни работал главным редактором журнала «Саквояж СВ», публиковался в периодической печати как публицист и колумнист.

Кабаков был председателем жюри премии «Русский Букер-2006». Входил в состав попечительского совета телекомпании «РЕН ТВ», общественного совета при Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям.

По произведениям Кабакова были сняты фильмы «Десять лет без права переписки» (режиссёр В. Наумов, 1990) и «Невозвращенец» (режиссёр С. Снежкин, 1991).

Книги Кабакова издавались во многих странах мира, в том числе в США, Франции, Германии, Италии, Испании, во всех скандинавских странах, Японии и Китае.

В 2011 году Кабаков в соавторстве с Евгением Поповым издал книгу воспоминаний «Аксёнов». Авторов крайне волновал вопрос «писательской судьбы», относящийся к хитросплетениям биографии, рождению большой Личности. Сверхзадачей книги авторы считали противостояние искажению фактов в угоду той или иной конъюнктуре.

3—4 октября 2014 года Кабаков принял участие в театрализованных онлайн-чтениях «Каренина. Живое издание».

Был женат на журналистке Элле Евгеньевне Никольской, работавшей редактором отдела писем в газете «Гудок». Дочь от первого брака — Раиса (род. 1965).

Александр Кабаков скончался 18 апреля 2020 в Москве после продолжительной болезни. Причиной смерти писателя стала тромбоэмболия. Похоронен на кладбище деревни Аносино (Истринский район, Московская область).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector